Современное состояние общественного здоровья и здравоохранения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние общественного здоровья и здравоохранения.



Предмет науки.

Наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

Предметы:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

1. Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

2. Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом (БМЭ, 3 изд.)

3.Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

Факторы:

I. Социально-экономические факторы.

1. Уровень производительный сил и характер производственных отношений.

2. Организация медицинской помощи.

3. Законодательство по здравоохранению.

4. Образ и условия жизни.

II. Природно-климатические.

III. Биологические: пол, возраст, конституция, наследственность.

IV. Психоэмоциональные.

Формула здоровья (в %): 50 – образ жизни, 20-наследственность, 20 – окружающая среда, 10 – деятельность здоровья.

4. Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Задачи науки:

1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.

2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.

3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.

4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.

5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.

6. Правовое регулирование здравоохранения.

7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

1. 2 Методы, используемые в научных исследованиях и преподавании общественного здоровья и здравоохранения.

 

Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы иссле­дования.

1) Статистический метод как основной метод обществен­ных наук широко используется в области общественного здоровья. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здо­ровья населения и определять эффективность деятельности орга­нов и учреждений здравоохранения. Кроме того, он широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).

2) Метод экспертных оценок служит дополнением к статистиче­скому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов.

Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.

3) Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здо­ровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод - это дескриптивный, описательный метод.

4) Метод экономических исследований дает воз­можность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Экономика здравоохранения является составной частью эко­номики страны. Здравоохранение в любой стране располагает определенной материально-технической базой, которая включает больницы, поликлиники, диспансеры, институты, клиники и др. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинскихучреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику; один из таких методов получил название бюджетный метод (метод бюджетных оценок) и нашел широкое применение в исследованиях;

Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, плани­рование, финансирование, управление здравоохранением, рацио­нальное использование материальных ресурсов, научная организа­ция труда в органах и учреждениях здравоохранения.

5) Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наи­более рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских цен­тров и т.д.

Эксперимент можно проводить не только в естественных, но и в социальных науках. В общественном здоровье эксперимент может использоваться не часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.

В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной про­верки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Экспериментальные зоны и центры можно назвать «полевыми лабора­ториями» по проведению научных исследований в области здравоохране­ния. В зависимости от целей и проблем, ради которых они созданы, эти модели значительно варьируют по объему и организации, бывают вре­менными или постоянными.

6) Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть пред­приняты специальные исследования. Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных про­фессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и сте­пени влияния социально - гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.

Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографи­ческим и др.

7) Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследо­вания занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологиче­ский анализпредставляет собой совокупность методов изуче­ния особенностей эпидемического процесса с целью выясне­ния причин, способствующих распространению данного явле­ния на данной территории, и разработки практических реко­мендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология пред­ставляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфиче­ский, метод.

1. 3 История формирования социальной медицины и организации здравоохранения, этапы становления и развития.

 

1. Первобытное общество.

Народная медицина, народная гигиена. Коллективный → индивидуальный опыт.

2. Античность.

Государственная медицина: государственные должности (архиятеры, эдилы - сан. контролеры); законодательная регламентация, органы управления.

Семейная, жреческая, частная формы.

3. Средние века.

Муниципальная медицина (магистраты)

Государственная медицина - регламентация и контроль деятельности:

1140г. – (Италия) указ о допуске к врачебной практике лиц, прошедших обучение и выдержавших государственные испытания.

1241г. – (Германия) указ об установлении государством контроля за приготовлением лекарств и хирургической практикой.

Эпидемии → санитарные законы (правила), санитарные органы, санитар-ные мероприятия.

1348г. – (Венеция) Санитарный Совет (межведомственный характер): с са-нитарно полицейскими функциями.

1374г.- (Италия) карантин.

1426г. – (Германия) штадт-физики – городовые врачи.

1551г. - (Москва) Стоглавый собор.

1617г.- Аптекарский приказ - государственный орган управления.

1588г. – Статут ВКЛ (медицинские вопросы с юридической стороны).

1571г. – (Вильно) Медицинская контуберния (товарищество) – полицейский надзор.

1621г. – Могилев, магистрат – учредил должность наблюдателя за пребывающими в город.

Интерес к социальным проблемам медицины зародился в глубокой древности: ими занимались многие выдающиеся ученые древности - Гиппократ, Аристотель, Авиценна и другие.

Глубокий след в зарождении научного мировоззрения в России, в том числе социально-гигиенического, заложил М.В.Ломоносов в известном письме к графу И.И.Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) в котором продемонстрировал социально-гигиенический подход к проблемам общественного здоровья и народонаселения.

М.В.Ломоносовым в своем письме были показаны не только тяжелые санитарные условия жизни народа. Он высказывался за специальное изучение народонаселения и народного здравоохранения, а также предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарного просвещения.

Начало социально-гигиенического мировоззрения в медицине положили во второй половине 18 века ученые-клиницисты медицинского факультета Московского университета, позднее преобразованного в самостоятельное высшее медицинское учебное заведение (сейчас Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова). Наибольшее значение в этом отношении представляет первый русский профессор медицинского факультета университета С.Г. Зыбелин, один из наиболее выдающихся родоначальников замечательной российской традиции сочетания клинической деятельности с общественно-гигиенической. Профессор С.Г. Зыбелин первым в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболеваемость, рождаемость и смертность населения, им впервые предложены прогрессивные для того времени меры гигиенического и общественного характера по борьбе с заболеваемостью.

Первым российским профессором, положившим начало систематическому преподаванию “медицинской полиции”, был Ф.Ф. Керестури, выступивший с яркой актовой речью “ О “медицинской полиции” и ее использовании в России”. Термин “медицинская полиция” впервые был введен в 1784 г. Немецким ученым В.Т.Рау, который включал в компетенцию «медицинской полиции» организацию лечения больных, наблюдение за здоровьем населения, регулирование медицинского образования, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, борьбу со знахарством, просвещение населения. Ф.Ф. Керестури неоднократно говорил о пользе основательного знания и изучения здоровья населения и медицинской помощи. С учреждением земской и фабрично-заводской медицины на первый план выступили требования по организации специальных исследований общественного здоровья и его охраны, открытия специальных научных и учебных учреждений.

В своих исследования Ф.Ф. Эрисман, Е.А. Осипов, В.А. Левицкий, А.В. Погожев, А.И. Шенгарев, П.И. Тезяков, П.И. Куркин, А. Фишев и другие деятели земской медицины и санитарной статистики заложили основы научного анализа проблем общественного здоровья и здравоохранения. Более того, в конце 19-начале 20 века в ряде учебных заведений читались курсы лекций по общественному здравоохранению и здоровью. Однако вплоть до начала 20

века не существовало специальных курсов, кафедр, институтов именно по социальной гигиене, не было специальных периодических изданий.

Главной целью

настоящей Программы является улучшение здоровья населения путем содействия лучшему качеству жизни и среды обитания, формированию нового отношения к здоровью и здоровому образу жизни для отдельного человека и общества в целом.

Приоритетами осуществления главной цели Программы являются:

- разработка национальной политики формирования здорового образа жизни населения;
- обеспечение безопасной и надежной среды обитания;
- создание социальных условий для сохранения и укрепления здоровья;
- содействие здоровому образу жизни;
- реформирование системы здравоохранения с ориентацией на первичную профилактику и укрепление здоровья на уровне первичной медико - санитарной помощи.

Основные принципы:

- скоординированный межотраслевой подход к профилактике и укреплению здоровья населения;
- комплексный подход к коммуникации и образованию населения по сохранению и укреплению здоровья на индивидуальном, семейном и популяционном уровнях;
- научное сопровождение программы, разработка концепции и определение приоритетов национальной стратегии формирования здорового образа жизни населения;
- создание системы стимулирования профилактики заболеваний, укрепления здоровья и здорового образа жизни.

При реализации программы ожидаются следующие результаты:
- укрепление мотивации и способности здорового выбора;
- более развитая организационная мощность;
- политика, сосредоточенная на укреплении здоровья;
- повышенный уровень знаний и восприимчивость общественного мнения;
- активная поддержка общества и участие населения;
- укрепление координации действий и ресурсов.

Таким образом, приоритетными компонентами программы являются:

1. Качественное и рациональное питание
2. Физкультура и спорт
3. Борьба с пьянством и алкоголизмом
4. Профилактика табакокурения
5. Борьба с наркоманией
6. Безопасное половое поведение
7. Инфекционная заболеваемость
8. Окружающая среда.

Формирование здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, требует совместных усилий государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения. Формирование здорового образа жизни - это основное направление первичной профилактики.

С образом жизни связывают и такие понятия, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Эти термины получили самое широкое распространение, некоторые из них могут применяться при условии их правильного, научно обоснованного толкования. Образ жизни включает, обобщает 4 категории: экономическую - «уровень жизни», социологическую - «качество жизни», социально-психологическую - «стиль жизни» и социально-экономическую - «уклад жизни».

Уровень жизни характеризует размер национального дохода, приходящийся на душу населения, общий объем благ и услуг, потребляемых населением за год, долю питания в структуре потребления. Уровень жизни характеризует жизнедеятельность людей лишь в сфере потребления.

Под укладом жизни обычно понимают порядок общественной жизни, бы- та, культуры, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей. Термин «стиль жизни», как правило, относят к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности, активности. Сюда же; причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления.

Термин «качество жизни» широко используется в современной литературе. При использовании этого термина следует иметь в виду качественную сторону условий жизни - качество жилищных условий, питания, уровень комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.д.

В самом широком понимании выделяют две основные сферы деятельности; производственная и внепроизводственная, каждая из которых включает целый ряд показателей.

В структуру образа жизни входят:

Трудовая деятельность, условия труда, профессиональная и социальная активность работающих.

Хозяйственно-бытовая деятельность, вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.

Рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой.

Социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками)

Планирование семьи и взаимоотношения членов семьи.

Медико-социальная активность (отношение к здоровью, установка на здоровый образ жизни).

1. 7 Группировка обусловливающих здоровье факторов риска (по Ю.П.Лисицыну).

 

Концепция порочного круга

Б1951 году Бинслоу опубликовал труд "Стоимость болезней и цена здоровья". Рассматривается проблема нищеты и здоровья. Демонстрируется влияние соц. факторов. Показатели смертности принадлежащие к различным классам: меньше заработок - меньше продолжительность жизни и наоборот. Люди бедны потому что больны и больны потому что бедны. Получается порочный крут. Но Винслоу не говорит о том, как разорвать порочный круг.

Теория Фрейдизма.

Фрейд – автор метапсихологии. Теоретические основы Фрейдизма -это психо­анализ. Поведение людей, их здоровье является проявлением борьбы инстинк­тивных сил в их сознании. Некоторые из этих инстинктов прорываются ид об­ласти бессознательного в сферу сознания и обуславливают поведение чело­века, проявления его творческого ума, его культуру и цивилизацию. В этом огромном кол-ве инстинктов главенствующее значение имеет сексуальное стремление, а так же инстинкт смерти,разрушвния иагресии. Инстинкты - носители энергии организма, их природа сформирована еще'на стадии первобытной среды, не знающих ограничений в проявлении животных страстей.

Вся последующая история человечества, соц. среда не играет большой роли в жизни людей.

Методом выявления инстинктов и расшифровки их значения явился разработанный Фрейдом психоанализ. Инстинкты обнаруживаются в виде знаков и символов (сны, оговорки), как правило, сексуальной природы. Психоанализ мо­жет быть применён как диагностический и лечебный метод.

Цинизм на грани с универсальной эротикой и пансексуализмом вызвал нега­тивную реакцию у его учеников, которые подвергли критике явный биологизм его метопсихологии. Его ученики стремятся заменить пансексуализм ком­плексом неполноценности, стремления к. власти, чувством беспомощности и т.д. Эти принципы так. же биологические бессознательные. Отказ от соц. факторов остается.

Теория Селье

Каждая нозологическая форма должна иметь специфическую причину. Это. положение _не является бесспорным. Эта концепция — попытка патолога дать ответ об изменившейся патологии, общих механизмах СС-ых и 'нервно-пси­хических заболеваний. В основе – учение о стрессе. Все нервно эмоциональное напряжение ведет к стрессу, а он – к дезадаптации. Стресс - это специфический синдром, вызванный неспецифической причиной. Селье указы­вает, что стресс - это состояние организма, которое проявляется синдромом всеобщей адаптации. Важнейшая роль отводится гормонам коры надпочеч­ников, т.е. биологии. Селье внес существенный вклад в патогенетическое лечение ряда заболеваний. В этой теории нет ни одного слова о роли НС.

 

В развитии ОАС Г.Селье выделил три стадии.

Первая стадия ОАС – стадия тревоги (alarm reaction). Эта стадия ста-новления реакций адаптации. Реакция тревоги означает немедленную моби-лизацию защитных ресурсов организма и одновременное угнетение тех функций, которые для выживания организма в условиях действия стрессор-ного фактора имеют меньшее значение, в частности, роста, регенерации, пи-щеварения, репродуктивных фунций, лактации. Эта стадия характеризуется напряжением функций различных структур за счет мобилизации имеющихся резервов. Организм готовится к противодействию стрессорному фактору и, если эти резервы достаточны, то быстро развивается адаптация.

Что же является пусковым механизмом стресс-реакции?

Влияние любого стрессора передается непосредственно через экстеро-, интерорецепторы и афферентные нервные пути, либо гуморально в цен-тральные нервные структуры, управляющие адаптационной деятельностью организма. Эти структуры расположены в коре головного мозга, в ретику-лярной формации ствола мозга, в лимбической системе. В этих структурах осуществляется анализ нервных и гуморальных влияний, вызванных дейст-вием стрессора, происходит их эмоциональное окрашивание. Сформировав-шийся в вышеперечисленных структурах ответ передается различным орга-нам-мишеням, которые обеспечивают развитие специфических для данного стрессора изменений в организме, связанных с его качеством, а также не-специфических сдвигов, которые являются реакцией организма на предъяв-ленное к нему требование как таковое, независимо от его природы. По мне-нию Г.Селье, именно эти неспецифические изменения составляют сущность стресса и проявляются в виде общего адаптационного синдрома.

Решающую роль в формировании ОАС играет гипоталамус, активация которого наступает при действии любого стрессора. Гипоталамус – это орган центральной нервной системы, который, получив информацию о появлении стрессора, запускает работу всей стресс-системы, координирует эндокрин-ные, метаболические и поведенческие реакции организма на стрессоры. Ак-тивация передних и средних ядер гипоталамуса приводит к освобождению так называемых рилизинг-факторов, либеринов или как их сейчас чаще назы-вают, регулирующих гормонов, которые направляют функцию переднего ги-пофиза, его секрецию тропных гормонов. В частности при активации КРГ-нейронов паравентрикулярного ядра переднего гипоталамуса освобождается кортикотропин-рилизинг-гормон, стимулирующий синтез и секрецию адре-нокортикотропного гормона (АКТГ). Последний в свою очередь, стимулиру-ет повышенное выделение глюкокортикоидов (ГК) из пучковой зоны коры надпочечников - кортизола (гидрокортизона) и кортикостерона, наиболее ак-тивных и значимых для человека.

Активация заднего гипоталамуса приводит к повышению тонуса симпа-тико-адреналовой системы. При этом повышается тонус симпатической нервной системы, усиливается освобождение норадреналина из симпатиче-ских нервных окончаний, а из мозгового вещества надпочечников выделяет-ся в кровь адреналин, что приводит к значительному повышению уровня ка-техоламинов (КХ) в крови.

Таким образом, стрессовые стимулы вызывают, прежде всего, актива-цию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы (ГГНС), избыточ-ную продукцию адаптивных гормонов, с которых и начинается организация защиты от действия стрессорного фактора. Это такие вещества, как ГК, адре-налин, норадреналин (Г.Селье, 1960, 1979)

Основатель расовой теории граф А.Ф. де Гобино (1816-1882) в книге “О неравенстве человеческих рас” (и его последователи М. Грант, В. де Лапуж и др.) “развили” следующие основные положения расизма:

1) человечество делится на «высшие» и «низшие» расы, при этом расовые признаки наследственно предопределяются и неизменны;

2) прогресс общества зависит от сохранения расовой чистоты и успехов «высшей» расы - единственной творческой и созидательной силы. В мире неизбежны борьба рас, появление "низших" со стороны "высших" рас. Борьба рас – движущая сила истории;

3) расовое распределение происходит не только по "горизонтали", но и по "вертикали", т.е. не только народы, но и класс, социальные слои представляют собой естественный отбор "высших" и "низших" рас.

Учение о неравенстве человеческих рас, как и мальтузианство, оказалось очень удобным для господствующих классов: оно не только объясняло социальное неравенство, но и обосновывало политику угнетения, эксплуатации как внутри метрополий, так и народов бывших колониальных и зависимых стран. Более того, оно стало идеологическим аргументом наиболее махровой человеко-ненавистнической политики фашизма. Расизм вылился в официальную доктрину и политику - "расовую гигиену". Во время 2-й мировой войны прикрываясь расовой теорией, во имя "Великой Германии" фашисты уничтожили миллионы людей, в первую очередь евреев, славян и представителей других "неполноценных" народов.

До сих пор в США, особенно в южных штатах, в ЮАР и других странах Запада процветает расизм и расовая дискриминация. В ЮАР апартеид проводится как государственная политика. Расизм – это "расовая опухоль" человечества (ООН).

Политика расизма опирается на евгенику – реакционное учение, основанное английским биологом Р. Гальтоном (1822-1911). Гальтон пытался использовать данные генетики (Вейсмана, Менделя, Моргана и др.) для разработки рекомендаций об "улучшении" человеческой породы, отбора наиболее полноценных особей. При этом он опирался не только на биологические признаки, но и на социальные критерии, доказывая, что, например, дети богатых родителей ценнее бедных, т.е. качества человека зависят от величины годового дохода, общественного положения и других отнюдь не биологических свойств.

Галътон рекомендовал создать расу, которую его последователи считали наиболее целесообразным получить путем подбора браков от верхушки общества. Они же "подсчитали", что резерв искусственного отбора производителей довольно ограничен, так как гениальных людей за всю историю человечества было не более 5 тысяч; выдающиеся люди встречаются не чаще чем один на 6 тысяч человек, ''прочие'' составляют 9/10 человечества, а остальные - это "социально неполноценные личности", которые в первую очередь должны быть лишены возможности размножаться (евгенистические общества). Вместе с тем нельзя не видеть, что под термином "евгеника" как в прошлом, так и теперь нередко понимается исследования и практические меры в области генетики, наследственной патологии и т.п. Они получили интенсивное развитие в последнее время в связи с раскрытием генетического кода, роли нуклеиновых кислот в передаче наследственных свойств.

Такого рода изыскания и практические рекомендации по профилактике и лечению наследственно - обусловленных болезней, устройство генетических консультаций, медицинские рекомендации вступающим в брак и пр. должны быть решительно отсечены от реакционного учения евгеники в духе Р. Гальтона. Но нельзя забывать, что в настоящее время предпринимаются попытки использовать достижения генетики для протаскивания расистских взглядов, а также использование ее в военной области.

Создается своего рода теория "ухода в болезнь" как защита индивидуума от неблагоприятного влияния на здоровье – цивилизации, теория универсальной дегенерации человечества. Авторы теорий социальной дезадаптации пробуют даже выделить стадии дезадаптации и дегенерации, начиная от реакции тревоги, охватывающей человека (теории развития неврозов).

Поскольку социальная дезадаптация представляет собой неизбежное следствие современной цивилизации, возможны лишь поиски путей лучшего приспособления к социальной среде, методов ослабления дезадаптации, в числе которых, по мнению буржуазных медиков, важное значение имеют санитарно-технические меры, интеллектуальное и моральное совершенствование личности и т.п. Существенная роль в поисках средств "социальной адаптпции" отводится буржуазной социальной гигиене, медицинской социологии и психогигиене. Однако, несмотря на "социальности" факторов среды, ее авторы не избежали традиционной для буржуазных теорий биологизации социальных явлений. Теория социальной дезадаптации представляет собой медико-биологический вариант известной буржуазной концепции, согласно которой происходит отставание духовной культуры от развития техники. Здесь на место культуры становится психобиологическая жизнь человека, ее физиологическая реакция и процессы отставания этих функций от прогресса техники приводит к заболеваниям (вне зависимости отобщественно-политического строя).

Большой вклад в развитие концепции нервизма внесли И.М. Сеченов (1829–1905) и С. П. Боткин (1832–1889). По теории С. П. Боткина, организм – это целостная система, деятельность которой направляется и регулируется нервной системой. Он рассматривал различные заболевания как следствие нарушения нормальных нервных соотношений – клинический нервизм. Нарушение «регуляторных нервных аппаратов» может явиться причиной ряда болезней человека, что убедительно подтверждено клиническими наблюдениями.

Выдающаяся роль в развитии концепции физиологического нервизма принадлежит И.П. Павлову (1849 – 1936). Ученый обосновал представление о трофическом влиянии нервной системы на органы и ткани, сформулировал принципы рефлекторной теории, доказал важную роль нервной системы в регуляции секреции желез желудочно-кишечного тракта, открыл условные рефлексы и с их помощью разработал основы учения о высшей нервной деятельности.

1. 10 Этические проблемы современной медицины (генная инженерия, клонирование, трансплантация и имплантация органов, эвтаназия, селекция, экспериментирование на людях, омолаживание, изменение половой принадлежности.)

 

Тем не менее, в современной медицине продолжается процесс расширения показаний к различным видам пересадок, что является одним из объективных оснований того, что одной из устойчивых особенностей современного общества становится «дефицит донорских органов» Состояние «дефицита донорских органов» - это хроническое несоответствие между их «спросом» и «предложением» В любой момент времени приблизительно 8000-10000 человек ожидают донорский орган. Это заставляет специалистов-трансплантологов искать, определять и прокладывать «пути» к стабильным источникам донорского материала. Один из путей приводит к необходимости определения «момента смерти», что значительно расширит, с точки зрения специалистов, возможности получения органов для трансплантации. Еще одним путем становится «ранняя констатация смерти мозга» и выявление «потенциальных доноров».

Эти два пути определяют движение в направлении к прагматическому отношению к смерти человека. Оно связано с возможностью таких, например, последствий, как утверждение прагматико-потребительного отношения к человеку, тело или части тела которого становятся объектом коммерческих сделок. С тенденциями коммерциализации трансплантации связан запрет на куплю-продажу органов (или) тканей человека, зафиксированный в статье 1 Закона РФ «О трансплантации», что лишь свидетельствует о реальности этих процессов. Характерно, что сами трнсплантологи на основании несложных расчетов приходят к выводу: «Приобретение и использование живых почек и роговиц оказывается значительно доходнее, чем промышленное предпринимательство» [11]. Формой противостояния коммерциализации трансплантации является запрет на трансплантацию донорских органов от живых неродственных индивидуумов в Законе «О трансплантации».

Трансплантация органов от живых доноров не менее проблематична в этическом плане, чем превращение умершего человека в донора. Нравственно ли продлевать жизнь на какое-то время ценою ухудшения здоровья, сознательной травматизации и сокращения жизни здорового донора? Гуманная цель продления и спасения жизни реципиента теряет статус гуманности, когда средством ее достижения становится нанесение вреда жизни и здоровью донора.

Не менее драматичными являются ситуации дефицита донорских органов.

Относительно проблемы выбора между получателями донорских органов российскими специалистами принимаются два общих правила. Одно из них гласит: «Приоритет распределения донорских органов не должен определяться выявлением преимущества отдельных групп и специальным финансированием».

Второе: «Донорские органы должны пересаживать наиболее оптимальному пациенту исключительно по медицинским (иммунологическим) показателям» [12].

 

Однако возникает вопрос о социально-этической оценке и значимости генной инженерии вообще и генной терапии человека в особенности. Кто даст гарантии того, что генная терапия не будет использована во вред человеку, как это произошло со многими открытиями в области физики, химии и других наук. Иными словами, человечество столкнулось с дилем­мой: или затормозить прогресс развития науки, или дать миру новые источники тревог.

Возникает проблема, связанная и с тем, что генная терапия основана на введении в организм чужеродного генетического мате­риала, что означает непосредственное вмешательство в генотип человека. Именно это и дает основание некоторым авторам высту­пать против генной инженерии.

Однако возникает вопрос о социально-этической оценке и значимости генной инженерии вообще и генной терапии человека в особенности. Кто даст гарантии того, что генная терапия не будет использована во вред человеку, как это произошло со многими открытиями в области физики, химии и других наук. Иными словами, человечество столкнулось с дилеммой: или затормозить прогресс развития науки, или дать миру новые источники тревог.

Возникает проблема, связанная и с тем, что генная терапия основана на введении в организм чужеродного генетического материала, что означает непосредственное вмешательство в генотип человека. Именно это и дает основание некоторым авторам выступать против генной инженерии.

При существующем уровне развития генной инженерии большинство ученых не возьмут на себя смелость дать однозначный ответ на все возникающие вопросы. Но возражение против генной инженерии на том основании, что в организм человека вводится чужеродный материал, давно устарело. Скольким людям помогли операции по трансплантации органов, спасшие им жизнь, которые воспринимаются сегодня как нормальное явление и не вызывают каких-либо серьезных возражений этического плана, в случае введения в организм генетического материала вместо аналогичного, но не справляющегося со своими функциями вообще не будет происходить изменение генома. Главным противникам генной инженерии следует иметь в виду, что любое лекарственное средство, введенное в организм, является для него чужеродным и довольно часто сопровождается отрицательными последствиями.

Люди, связывающие исследования генома человека с покушением на свободное развитие личности и выступающие в связи с этим за их приостановление, допускают возможность ограничения процесса познания вообще. Новые знания, получаемые человеком, — это естественный фактор его собственной эволюции. Само познание и научные исследования не несут в себе ни добра, ни зла. Открытие атома изначально не предполагало угрозу атомной войны или Чернобыль. Исследование молекулярного строения генома способствует раскрытию механизма индивидуального развития человеческого организма и ведет к более глубокому пониманию эволюции человека. Эти исследования открывают путь к решению практических задач, так как помогают вскрыть генную основу наследственных болезней и в итоге утверждают генную диагностику и терапию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.065 с.)