Методы изучения заболеваемости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения заболеваемости.



1. Сплошной

2. Выборочный

Сплошной — приемлем для оперативных целей. Выборочный — используется для выявления зависимости между заболеваемостью и факторами окружающей Среды. Выборочный метод использовался в годы переписи населения. Примером его может служить изучение заболеваемости на отдельный территориях. Выбор метода изучения заболеваемости населения на отдельной территории или отдельных его групп определяется целью и задачами исследования. Ориентировочные сведения об уровнях, структуре и динамики заболеваемости можно получить из отчетов лечебно- профилактических учреждений и отчетов центрального управления, использующих сплошной метод.

Выявление закономерностей, заболеваемости, связей возможно только при выборочном методе путем выкопировки паспортных и медицинских данных из первичных учетных документов на статкарту.

При оценке уровня, структуры и динамики заболеваемости населения и отдельных его групп рекомендуется проводить сравнение с показателями по Российской Федерации, города, района, области.

Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости является первичное обращение больного в текущем календарном году по поводу заболевания.

Основные учетные документы для изучения общей заболеваемости это: мед карта и стат талон уточненного диагноза.

Общая заболеваемость рассчитывается на 1000, 10000 населения. В структуре общей заболеваемости в России первое место занимают болезни органов дыхания, на втором месте болезни нервной системы и органов чувств, на третьем месте- органов кровообращения. Источником информации о заболеваемости является учетно-отчетная медицинская документация, которая заполняется при обращении населения за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения.

25 Физическое развитие как один из критериев оценки здоровья населения

Под физическим развитием следует понимать комплекс мор­фологических и функциональных расстройств организма, оп­ределяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил.

На уровень физического развития влияет комплекс социаль­но-биологических, медико-социальных, организационных, природ­но-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-гео­графических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень фи­зического развития снижается, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Основными признаками физического развития являются:

1. Антропометрические, т.е. основанные на изменении раз­меров тела скелета человека и включающие:

а) соматометрические - размеры тела и его частей;

б) остеометрические - размеры скелета и его частей;

в) краниометрические - размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей.

К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма груд­ной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.

3. Физиометрические признаки, т. е. признаки, которые оп­ределяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно они измеряются с помощью специальных приборов. К ним относятся: жизненная емкость, легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т. д.

Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины.

Клинико-диагностическое значение оценки физического раз­вития нашли свое место в так называемой конституциональной диагностике, т. е. определении конституциональной предрас­положенности и конституциональных особенностей течения за­болевания. Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний.

Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка.

Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка, используется в судебно-медицинской практике.

В статистике ряд антропометрических показателей являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и т. д.

Физическое развитие имеет важное медико-социальное зна­чение. Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагопри­ятных условиях и образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социального неблагополучия семей, требующих мер медико-социального воздействия.

Изучение физического развития включают в себя:

1) изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определен­ные промежутки времени;

2) динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;

3) разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физичес­кого развития детей;

4) оценку эффективности оздоровительных мероприятий.

В зависимости от цели исследования программы оценки физического развития варьируют в широких пределах - от оценки массы, длины тела и окружности груди, до анализа 60 измерительных и описательных признаков.

Незави­симо от объема признаков для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

Антропометрия проводится с помощью специальных инстру­ментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, толстостных и скользящих циркулей, циркулей-калиперов и т. д. Для антропоскопии используются шкалы, муляжи, схемы. Физиометрию проводят на специальных приборах. Для оценки физического развития может быть использована фотография (т.е. метод стереофотограммометрии).

Наблюдение за физическим развитием детей должно начинаться с момента рождения и регулярно продолжаться в детских поли­клиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в «Историю развития новорожденного» (ф. 097/у), «Медицинскую карту ребенка» (ф. 025/у).

У взрослого населения регулярной оценки физического развития не производится.

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий и индивидуализирующий ме­тоды наблюдения.

Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются и при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу.

Индивидуализирующий метод представляет собой тип длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климато - географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стандарты физического развития.

Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.

Оценка физического развития индивидуума осуществляется путем сравнения его показателей со стандартами и определения степени отклонений от средних величин.

Антропометрические показатели, взятые в отдельности, не могут полно охарактеризовать уровень физического развития организма. Оценка физического развития должна осуществлять­ся по совокупности всех морфологических и функциональных признаков с учетом других показателей здоровья.

5. 26 Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Факторы риска.

 

Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

3. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Формирование здорового образа жизни — главный рычаг профилактики, генеральной линии социалистического здравоохранения. Мы уже отмечали, какое место здесь занимает наиболее действенный метод — диспансеризация. Но гораздо важнее не допустить возникновения самих причин болезней. Это уже задача первичной профилактики — начального, а потому решающего звена охраны и укрепления здоровья народа. Исключительную роль она приобретает в борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, с травматизмом, которые теперь вызывают абсолютное большинство случаев смерти. Как мы говорили, наукой убедительно доказана первостепенная роль экзогенных, в основном социальных, факторов образа жизни в происхождении этих, а также нервно-психических, обменных и других распространенных болезней. Более того, доказано сходство факторов риска ряда особенно опасных для общественного здоровья заболеваний, снять или ослабить которые может лишь первичная профилактика — изменение поведения, ликвидация негигиенических, вредных привычек и пр.

Понятно, что формирование здорового образа жизни, в частности осуществление первичной профилактики, требует совместных действий разных звеньев. Именно на это рассчитана комплексная государственная программа укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний, разработанная Министерством, здравоохранения России, Академией медицинских паук России, научно-исследовательскими институтами и другими организациями. Первостепенное значение в ней придается предупреждению возникновения заболеваний путем социальных и медицинских мер, первичной профилактике. Поскольку причины болезней, как известно, кроются не только в природных, генетических, но прежде всего в социальных факторах, формирование здорового образа жизни становится базой, универсальным средством первичной профилактики и, следовательно, отправным пунктом выполнения комплексной программы.

Предусматривается соединение усилий органов и учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и др. Основным элементам первичной профилактики надо учить детей дошкольного и школьного возраста, внедрять в систему санитарного просвещения, которое все больше ориентируется на пропаганду здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. Осуществление мер первичной профилактики должно быть обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений, и особенно амбулаторно-поликлинических служб, скорой и неотложной помощи, родовспоможения, санитарно-противоэпидемических станций, участковых больниц и т. д.

Хотя категория «образ жизни» еще не исследована достаточно полно и глубоко, она стала отправной точкой для плодотворного изучения проблемы человека, его возможностей, деятельности, устремлений и идеалов, для понимания того, что такое социалистический образ жизни и в чем его неоспоримые преимущества.

Категория «образ жизни» как отражение характерных способов или видов активности людей в определенных исторических условиях позволила с широких позиций подойти к постижению сути индивидуального н общественного здоровья, приблизиться к ответу, от чего непосредственно оно зависит, позволила увидеть более глубоко и во взаимосвязи с другими факторы, благотворно влияющие на здоровье, и среди них первый — здоровый образ жизни как аспект социалистического образа жизни. Это открывает простор для поиска результативных путей формирования здорового образа жизни, в частности для развития медицинской активности, подводит надежный фундамент под профилактическое направление в целом, делает конкретной и зримой первичную профилактику заболеваний — важный аспект социальной политики партии и государства, системы здравоохранения в борьбе за здоровье и деятельное долголетие советских людей.

факторы риска здоровью:

нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность);

неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням);

неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);

неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность медицинской помощи).

6. 27 Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению.

 

В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т. д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации.

Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.

Типы учреждений внебольничной помощи утверждены в 1978 г. Министерством здравоохранения СССР. Ведущими среди них являются поликлиники и амбулатории.

Поликлиника (от греч. polis- город и klinike- врачевание) — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости — для обследования и лечения больных в домашних условиях.

В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т. д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и др.).

Основной принцип работы поликлиники - территориально-участковый, когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Участковые врач и медицинская сестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Территориально-участковый принцип соблюдается и в отношении врачей «узких» специальностей при выполнении ими вызовов на дому (по назначению участкового терапевта).

Амбулатория - это лечебно-профилактическое учреждение, которое, как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным и больным в домашних условиях.

Принцип работы амбулатории также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями специализированной медицинской помощи. В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.

Основными задачами поликлиники являются:

§ оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;

§ организация и проведение диспансеризации населения;

§ организация и проведение профилактических мероприятий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности, смертности;

§ экспертиза временной нетрудоспособности;

§ организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни.

Поликлиники могут быть самостоятельными или объединенными со стационаром, общими или специализированными, например стоматологическими, курортными и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.026 с.)