![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра Общественное здоровье и здравоохранение
Кафедра Общественное здоровье и здравоохранение
Бабенко Л.Г. Медицинские услуги. Рынок медицинских услуг. Учебное пособие для студентов Медицинских вузов Регистрационное свидетельство № 18881 от 22 03 2010г. номер государственной регистрации 0321000518. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской федерации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ФГУП “Инфорегистр” Сыктывкар, 2009 УДК 614.2 Б12
Печатается по разрешению методического совета коми филиала Кировской государственной медицинской академии от 27 января 2009 г. протокол N 54
Медицинские услуги. Рынок медицинских услуг: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Л.Г. Бабенко – Сыктывкар: Коми филиал Кировской Государственной медицинской академии, 2009 г. – 124 с.
Рецензент: Нечаева Э.В. кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Коми филиала Кировской государственной медицинской академии.
В пособии изложены основные термины, понятия, принципы, классификации, организационно-методические и экономические подходы и механизмы организации деятельности лечебно-профилактических учреждений в условии рыночных отношений, основанных на оказании медицинских услуг населению. При разработке и написании пособия использованы действующие законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Оглавление
I. Введение В условиях переходного периода начавшегося в 90 годы XX столетия начали осуществляться политические и экономические реформы в экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения государства. Необходимость радикального изменения системы здравоохранения назрела давно. Причинами, побудившими проведение системной реформы организации и оказания медицинской помощи, явились: - высокая стоимость содержания экстенсивно развивающейся системы медицинской помощи; - жесткая централизация финансирования и управления сетью лечебно-профилактических учреждений; - уравнительная система оплаты труда и низкий уровень заработной платы в отрасли; - незаинтересованность работников сферы в снижении заболеваемости населения; - несбалансированность и неадекватность структуры ресурсов здравоохранения и т.д. Отрасль здравоохранения относиться к социальному сектору государственной деятельности. Этот сектор выполняет функции обслуживания материальных и духовных потребностей человека, используя расходы на социальную помощь, социальное страхование и социальные услуги. Социальные услуги это блага, предоставляемые в форме деятельности, не имеющей материального выражения и существующие только в момент оказания (получения). Отрасль здравоохранения включена в социальный сектор, следовательно, выполняемые ее субъектами и объектами виды деятельности, являются своего рода услугами. Основной конечной целью здравоохранения является воспроизводство и сохранение общественного здоровья, путем оказания медицинской помощи. Следовательно, первичным элементом деятельности отрасли служит медицинская услуга. Медицинская услуга – это благо, предоставляемое в форме медицинской помощи определенного вида и объема и существующее в момент ее получения. Социальным результатом деятельности системы здравоохранения, каждого отдельно взятого учреждения должно стать создание “конечного продукта”. “Конечный продукт” - медицинская услуга обладает потребительской и рыночной стоимостью, высокой социальной и экономической значимостью. Как экономическая категория медицинская услуга выступает в роли товара, она имеет свою цену спрос и другие компоненты, присущие рыночным отношениям. Учитывая, это и социальную направленность (благо) медицинской деятельности государство осуществляет определенное регулирование рыночных отношений на рынке медицинских услуг, обеспечивая: - контроль качества медицинской помощи; - формирование культуры медицинского обслуживания; - использование государственной собственности для оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи; - обеспечение прав пациента и врача; - определение объемов финансирования; - мониторинг эффективности медицинской помощи; - внедрением в практическое здравоохранение рыночных отношений. В условиях рыночных отношений медицинская помощь населению оказывается учреждениями здравоохранения разных форм собственности: государственные, муниципальные, коммерческие организации и т.д., т.е. создаются условия для формирования рынка и рыночных отношений в сфере практической медицины. Данное учебное пособие освещает основные вопросы, касающиеся медицинских услуг и рынка медицинских услуг в отрасли здравоохранения. Стандарты медицинских услуг В процессе стандартизации медицинских услуг предусматривается формирование требований к условиям их выполнения, медицинским технологиям (протоколам ведения пациентов) и результатам (исходам), позволяющих объективизировать оценку качества оказания медицинской помощи. При этом, нормативные документы могут содержать как минимально необходимый, так и рекомендуемый уровень требований. Стандарт- нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Требования к построению стандарта. Стандарты системы стандартизации строятся по общему плану согласно требованиям ГОСТ Р 1.5-92 (п.3) и включают в себя определенный набор разделов (схема 8):
схема 8 На титульном листе размещают наименование стандарта, которое пишется прописными буквами и включает в себя: - вид стандарта (отраслевой стандарт, стандарт предприятия, отраслевой классификатор и т.д.); - его полное (без сокращений, цифр, математических знаков, букв арабского, латинского, греческого алфавитов) название; - код стандарта. Название стандарта может иметь заголовок и подзаголовок, например: “Протокол ведения больных. Хроническая сердечная недостаточность” Заголовокстандарта определяет объект стандартизации в здравоохранении, поэтому в заголовке должны быть приведены необходимые и достаточные признаки, определяющие данный объект стандартизации и отличающие его от других объектов. При выборе заголовка следует использовать действующие Государственные и Отраслевые классификаторы. Предисловиепомещают на второй странице титульного листа, все заголовки записываются с прописной буквы и располагаются посередине страницы. В предисловии указывают: - наименование организации (организаций), разработавшей стандарт; - наименование организации, внесший стандарт на рассмотрение и утверждение; - наименование органа, вводящего в действие стандарт; - название и выходные данные документа вводящего в действие стандарт; - данные о сроках введения в действие стандарта; - сведения о первичности введения стандарта, или, взамен какого стандарта вводится новый стандарт (с указанием – введен впервые, или введен взамен(указание полного наименования и кода стандарта)); - при необходимости приводятся сведения о реализации отдельных положений закона или иных нормативно - правовых актов; - при использовании сведений об изобретениях или предметах, составляющих интеллектуальную собственность, зарегистрированных в установленном порядке приводят номера патентов, заявок на изобретения, авторских свидетельств. Содержаниеначинается с новой страницы, размещается после предисловия и содержит полное наименование всех разделов и подразделов нормативного документа с указанием их порядкового номера и страницы. Введениесодержит обоснования для разработки стандарта, цели и задачи его разработки, подробные сведения о разработчиках стандарта, область применения стандарта, принципы кодировки, термины и определения, обозначения и сокращения, использующиеся в данном стандарте, законодательные и нормативные ссылки, порядок ведения стандарта. Все подразделы пишутся строчными буквами, начинаются с заглавной, располагаются посредине страницы и имеют соответствующую кодировку. Требованиястандарта являются самостоятельным разделом, наименование раздела, как правило, совпадает с наименованием стандарта. Текст нормативного документа должен быть: - краток, - точен, - не допускать различных толкований, - логически последовательным, - необходимым и достаточным для применения стандарта. При изложении обязательных требований используются слова “должен”, “следует”, “необходимо”, “разрешается только” и др., при изложении других положений следует применять слова “могут быть”, “как правило”, “при необходимости” и др. В стандарте не допускается использование речевых оборотов, терминов, понятных лишь узкой группе специалистов, слэнга, произвольных словообразований, применение для обозначения одного понятия различных синонимов, в том числе на иностранном языке, применение математических обозначений, (“>”, “+” и т.д.) в тексте (за исключением написания формул). Следует избегать сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии. В разделе “Требования” могут быть приведены схемы, формулы, таблицы, графики, рисунки согласно ГОСТ Р 1.5 п.п. 4-7. Согласование стандарта. Согласование стандарта системы стандартизации в здравоохранении проводится в целях: - привлечения к разработке проектов стандарта предприятий и специалистов, специализирующихся по определенным видам продукции и технологии и обладающих в данной области наибольшим научным потенциалом, объемом информации и авторитетом; - создания условий для участия в обсуждении стандарта широкого круга субъектов системы здравоохранения, на продукцию, работы и услуги которых будут распространяться требования нормативного документа; - согласования проекта стандарта системы стандартизации в здравоохранении с органами государственного управления, осуществляющими контрольно - надзорные и разрешительные функции; - принятия и введения в действие стандарта при условии учета и оптимального сочетания в нем интересов отдельных субъектов системы здравоохранения и отрасли в целом. Согласование проектов стандартав здравоохранении проводится на следующих этапах разработки: а) на этапе предложения о разработке проекта стандарта; б) на этапе разработки технического задания (создания медико-технологических требований) к содержанию проекта стандарта; в) на этапе разработки 1-й редакции проекта стандарта; г) по результатам рецензирования и, при необходимости, апробации и создания 2-й редакции проекта стандарта; д) на этапе опытного внедрения проекта стандарта в виде временного стандарта; е) на этапе утверждения и введения в действие окончательной редакции стандарта. Обязательными этапами согласования проекта стандарта в Органе по стандартизации являются этап согласования предложения, технического задания и окончательной редакции проекта. Остальные этапы согласования проводятся разработчиками стандарта или, по решению Органа по стандартизации, могут быть совмещены. Для рассмотрения и согласования проектов стандарта системы стандартизации в здравоохранении создаются Органы по стандартизации - Экспертные советы по рассмотрению проектов стандарта в здравоохранении, Технические комитеты, Комиссии по стандартизации в здравоохранении. Предусматривается наличие Федерального органа по стандартизации в здравоохранении (Министерство здравоохранения Российской Федерации), Органы по стандартизации в здравоохранении при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в учреждениях и на предприятиях системы здравоохранения, в ассоциациях, научных обществах, общественных организациях. Основными задачами Органов по стандартизации являются: - координация работ по стандартизации на соответствующем уровне; - рассмотрение и согласование проектов стандарта на всех этапах его разработки: - вынесение заключений и рекомендаций по проектам рассматриваемых стандарта в здравоохранении; - представление согласованных проектов стандарта на утверждение в установленном порядке; - осуществление контроля за соблюдением обязательных требований стандарта системы стандартизации в здравоохранении. В состав Органа по стандартизации входят специалисты - эксперты в различных областях медицины, здравоохранения, экономисты, юристы, общественные деятели, имеющие специальную подготовку по вопросам стандартизации в здравоохранении. Один из экспертов выполняет обязанности председателя. Положение об Органе по стандартизации соответствующего уровня разрабатывается с учетом требований настоящего отраслевого стандарта. Положение об Органе по стандартизации и его состав утверждается соответствующим приказом. Решения на заседаниях Органа по стандартизации по проектам стандарта в здравоохранении считаются принятыми при достижении консенсуса между его членами по основным существенным положениям документа. Для детального рассмотрения и согласования технических заданий, проектов и протоколов опытного внедрения стандарта в здравоохранении при органах по стандартизации могут создаваться профильные комиссии, соответствующие основным группам нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении. Рассмотрение и согласование проектов стандарта в Органе по стандартизации проводится гласно, заочное рассмотрение не допускается. Все этапы рассмотрения и согласования оформляются отдельными протоколами заседаний Органа по стандартизации и (или) его профильных комиссий. Органом по стандартизации ведется архив в установленном порядке. Согласование предложений о разработке и окончательных вариантов текстов стандарта в здравоохранении в обязательном порядке должно проводиться на заседании Органа по стандартизации. Их согласование на заседании профильных комиссий не допускается. Согласование отраслевых стандартов в здравоохранении проводится в Федеральном Органе по стандартизации в здравоохранении. Согласование стандарта административно - территориального уровня, ассоциаций, объединений, обществ, учреждений и предприятий проводится в соответствующих Органах по стандартизации в здравоохранении при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, ассоциациях, объединениях, обществах, иных общественных организациях, учреждениях и предприятиях системы здравоохранения. Предложение о разработке нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении выносится на заседание Органа по стандартизации соответствующего уровня. Орган по стандартизации принимает решение о целесообразности разработки проекта стандарта и определяет сроки представления технического задания. Вопрос о необходимости проведения апробации проекта стандарта в здравоохранении решается на заседании Органа по стандартизации (профильной комиссии) на этапе согласования технического задания. Как правило, нормативный документ разрабатывается в виде 1-й редакции, которая выносится на экспертизу (рецензирование) и, при необходимости, на апробацию. Экспертиза проводится не менее чем тремя экспертами - рецензентами, являющимися специалистами в данной области и не принимавшими участие в разработке проекта стандарта. В случае вынесения решения о целесообразности проведения апробации стандарта Орган по стандартизации определяет: - не менее трех организаций (территорий), в которых будет проводиться апробация проекта стандарта в здравоохранении; - порядок проведения апробации проекта стандарта и протокол апробации; - сроки представления документации по итогам апробации проекта стандарта. По результатам рецензирования и апробации проекта стандарта создается окончательный вариант, который подписывается всеми экспертами, участвовавшими в разработке этого стандарта в качестве авторов. Порядок принятия стандарта Представитель организации - разработчика представляет окончательный вариант проекта стандарта в здравоохранении на заседание Органа по стандартизации. Орган по стандартизации выносит решение о принятии стандарта. В случае рассмотрения и согласования окончательного варианта проекта стандарта в здравоохранении на заседании профильной комиссии далее он выносится на заседание Органа по стандартизации для принятия. Отраслевые стандарты вводятся в действие в следующем порядке: - разработчики нормативного документа передают его в организацию, ответственную за делопроизводство Органа по стандартизации в здравоохранении для визирования и получения кода (номера); - департамент федерального министерства здравоохранения, курирующий вопросы стандартизации в здравоохранении готовит приказ по введению в действие стандарта в здравоохранении с указанием присвоенного кода и согласовывает (визирует) его в заинтересованных структурных подразделениях федерального министерства здравоохранения в установленном порядке; - согласованный (визированный) приказ и текст нормативного стандарта представляется Министру здравоохранения Российской Федерации на подпись. Внедрение стандарта. Внедрение стандарта предполагает введение его в действие соответствующим приказом федерального министра здравоохранения. Он вступают в силу с даты их введения, если иное не установлено приказом. При установлении даты введения в действие нормативного документа следует учитывать возможности осуществления мероприятий по подготовке к его применению. Как правило, срок действия нормативного документа не ограничивается. При необходимости могут быть установлены ограничения срока действия нормативного документа. Приказом устанавливается ответственность за процесс внедрения нормативного документа и контроль за его внедрением. Отраслевые нормативные документы системы стандартизации в здравоохранении подлежат обязательной рассылке во все подразделения федерального министерства здравоохранения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, управления здравоохранением министерств и ведомств, органы управления здравоохранением и фармацией субъектов Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а так же в медицинские учебные, научные и лечебные организации. Принятый отраслевой нормативный документ подлежит обязательной публикации в журнале “Проблемы стандартизации в здравоохранении” в срок, не позднее 6 месяцев со дня подписания приказа. Публикации в иных средствах массовой информации, включая электронные базы данных, возможно только по письменному разрешению органа по стандартизации. Обязательные требования отраслевых нормативных документов являются обязательными к выполнению для всей системы здравоохранения Российской Федерации. Обязательные требования нормативных документов ассоциаций, объединений, обществ, медицинских учреждений и предприятий должны быть гармонизированы с требованиями отраслевых нормативных документов. Ведение стандарта. Ведение стандарта в здравоохранении предполагает взаимодействие со всеми заинтересованными организациями и лицами, сбор информации о результатах внедрения (в том числе - опытного) нормативного документа, координацию работ по обсуждению результатов внедрения и разработку предложений по обновлению нормативного документа. Ответственность за ведение стандарта в здравоохранении возлагается на организацию - разработчика, если иное не предусмотрено соответствующим документом. При наличии нескольких организаций - разработчиков одна из них выбирается ответственной за ведение стандарта. Организация, ответственная за ведение, отражается в тексте стандарта и устанавливается в приказе по введению его в действие. Все изменения, вносимые по мере необходимости в текст стандарта, должны быть согласованы на заседании Органа по стандартизации соответствующего уровня, принимаются и вводятся в действие в установленном данным ОСТом порядке. Стандарт Диагностика
Лечение из расчета 6 дней
<*> Анатомо-терапевтическо-химическая классификация. <**> Ориентировочная дневная доза. <***> Эквивалентная курсовая доза. Имплантаты
схема 9
Приведенный стандарт медицинской помощи состоит из простых и сложных медицинских услуг и в целом составляет комплексную медицинскую услугу. Любая медицинская услуга основана на регламентации требований к условиям оказания медицинской помощи, т.е. на неукоснительном соблюдении и выполнении требований описанных в документах к дому или иному действию, процедуре и т.д. Требование - положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены. Требования могут быть разнообразными по своей сути, содержанию, сложности и т.д. В настоящее время классифицировано два вида требований (схема 10). схема 10 Основными требованиями к условиям оказания медицинской помощи являются: - строительные нормы и правила (СНИПы), - санитарные правила и гигиенические нормативы, - к оснащению медицинской техникой и изделиями медицинского назначения. Согласно основным условиям оказания медицинской помощи в ходе стандартизации медицинские услуги должны соответствовать ряду характеристик: 1. Соответствие назначению - способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при заданных условиях. 2. Совместимость - пригодность продукции, процессов или услуг к совместным, но не вызывающих нежелательных взаимодействий, использование при заданных для выполнения установленных требований. 3. Взаимозаменяемость - пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований. В процессе стандартизации применяются методы, позволяющие определять, соответствуют ли технологические процессы, процедуры, манипуляции и услуги свойствам требований, установленных в нормативных документах. Классификация этих методов приводится в таблице 1. таблица 1
В результате медицинские услуги приобретают критерии достоверности (доказательности), позволяющие осуществлять контроль выполнения медицинской услуги. В практическом здравоохранении при оказании медицинской помощи населению используются разнообразные технологические процессы, которые в совокупности создают продукт деятельности медицинского персонала, а их деятельность классифицируется как услуга. В зависимости от специфики объектов стандартизации различают разнообразные виды стандартов медицинских услуг (схема 11). схема 11 Стандарт на процесс - стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению. Стандарт на продукцию - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции, с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на услугу - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. В стандартизации медицинских услуг участвуют следующие объекты системы здравоохранения: - организационные и информационные технологии; - медицинские услуги (технология, качество медицинских услуг); - квалификация медицинского и вспомогательного персонала; - учетно-отчетная документация и протоколы ведения больных; - экономические аспекты и ресурсное обеспечение; - обеспечение этических правил в здравоохранении; - технологии лицензирования, аккредитации и санаторно-курортной системы; - формулярная система лекарственного обеспечения. Требования к выполнению стандарта находят расширенное отражение в протоколах ведения больных. Протоколы медицинских услуг Протокол ведения больного - нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации. В протоколе детально описываются все этапы, технологии выполнения манипуляций, исследований, процедур медицинским персоналом. При описании мероприятий используемых в процессе оказания медицинской помощи применяется регламент требований. Для координации работ по разработке протоколов Федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранении и социального развития создается Экспертный совет по разработке протоколов ведения больных. Экспертный совет формируется из ведущих специалистов здравоохранения; Экспертный совет возглавляет Председатель Экспертного совета. Функциями Экспертного совета являются: - утверждение состава Рабочих групп по разработке Протоколов; - рассмотрение и согласование предложений Рабочих групп по разработке отдельных Протоколов; - координация деятельности Рабочих групп, помощь в достижении консенсуса по спорным вопросам; - утверждение проектов Протоколов и передача их для окончательного утверждения в установленном порядке. Разработка Протокола состоит из 6 этапов(схема 12): схема 12 Методология разработки протоколов ведения больных представлена в схеме 13. схема 13 Члены Экспертного совета и эксперты Рабочей группы принимают решения на основе согласия с учетом методологии рационального принятия решений и результатов научных исследований. Для обоснования требований Протокола разработчики используют результаты научных исследований, организованных и проведенных в соответствии с современными принципами клинической эпидемиологии. При необходимости обоснования включения в Протокол медицинских технологий экспертами в соответствующих разделах Протокола указываются показатели, характеризующие: а) для методов диагностики - чувствительность, специфичность, прогностическую ценность и отношение правдоподобия метода; б) для методов профилактики, лечения и реабилитации - действенность, эффективность и безопасность; в) для лекарственных средств - дополнительно указываются терапевтическая эквивалентность лекарственного средства, биоэквивалентность аналогов лекарственного средства; г) для всех медицинских технологий - их доступность и клинико-экономическая характеристика. При включении в Протокол медицинской технологии указывается уровень убедительности доказательств целесообразности ее применения согласно унифицированной шкале: а) уровень убедительности доказательств А - доказательства убедительны; б) уровень убедительности доказательств В - относительная убедительность доказательств; в) уровень убедительности доказательств С - достаточных доказательств нет, но рекомендации могут быть даны с учетом иных обстоятельств. г) уровень убедительности доказательств D - достаточно отрицательных доказательств; д) уровень убедительности доказательств Е - веские отрицательные доказательства для неприменения медицинской технологии. Цель протокола медицинской услуги - унификация требований к качеству оказания медицинской помощи. Задачами протокола медицинской услуги являются: - нормативное обеспечение процессов разработки, внедрения и оценки эффективности применения протоколов; - оптимизация правил выбора медицинских технологий для включения в нормативные документы оказания медицинской помощи. Протокол определяет виды, объем и индикаторы качества медицинской помощи гражданам при конкретных заболеваниях, синдроме или клинической ситуации. Для обоснования требований протокола используются результаты научных исследований, организованных и проведенных в соответствии с современными принципами клинической эпидемиологии. Результаты научных исследований должны быть использованы для обоснования включения в протокол методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (таблица 2). таблица 2
При включении в протокол конкретной медицинской технологии в нем указывают: - уровень убедительности доказательств, целесообразности ее применения согласно унифицированной шкале оценки убедительности доказательств, целесообразности применения медицинских технологий (таблица 3); - классификатор осложнений заболеваний (таблица 4); - классификатор исходов заболеваний (таблицы 5). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.04 с.) |