Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра Общественное здоровье и здравоохранение↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра Общественное здоровье и здравоохранение
Бабенко Л.Г. Медицинские услуги. Рынок медицинских услуг. Учебное пособие для студентов Медицинских вузов Регистрационное свидетельство № 18881 от 22 03 2010г. номер государственной регистрации 0321000518. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской федерации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ФГУП “Инфорегистр” Сыктывкар, 2009 УДК 614.2 Б12
Печатается по разрешению методического совета коми филиала Кировской государственной медицинской академии от 27 января 2009 г. протокол N 54
Медицинские услуги. Рынок медицинских услуг: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Л.Г. Бабенко – Сыктывкар: Коми филиал Кировской Государственной медицинской академии, 2009 г. – 124 с.
Рецензент: Нечаева Э.В. кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Коми филиала Кировской государственной медицинской академии.
В пособии изложены основные термины, понятия, принципы, классификации, организационно-методические и экономические подходы и механизмы организации деятельности лечебно-профилактических учреждений в условии рыночных отношений, основанных на оказании медицинских услуг населению. При разработке и написании пособия использованы действующие законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Оглавление
I. Введение В условиях переходного периода начавшегося в 90 годы XX столетия начали осуществляться политические и экономические реформы в экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения государства. Необходимость радикального изменения системы здравоохранения назрела давно. Причинами, побудившими проведение системной реформы организации и оказания медицинской помощи, явились: - высокая стоимость содержания экстенсивно развивающейся системы медицинской помощи; - жесткая централизация финансирования и управления сетью лечебно-профилактических учреждений; - уравнительная система оплаты труда и низкий уровень заработной платы в отрасли; - незаинтересованность работников сферы в снижении заболеваемости населения; - несбалансированность и неадекватность структуры ресурсов здравоохранения и т.д. Отрасль здравоохранения относиться к социальному сектору государственной деятельности. Этот сектор выполняет функции обслуживания материальных и духовных потребностей человека, используя расходы на социальную помощь, социальное страхование и социальные услуги. Социальные услуги это блага, предоставляемые в форме деятельности, не имеющей материального выражения и существующие только в момент оказания (получения). Отрасль здравоохранения включена в социальный сектор, следовательно, выполняемые ее субъектами и объектами виды деятельности, являются своего рода услугами. Основной конечной целью здравоохранения является воспроизводство и сохранение общественного здоровья, путем оказания медицинской помощи. Следовательно, первичным элементом деятельности отрасли служит медицинская услуга. Медицинская услуга – это благо, предоставляемое в форме медицинской помощи определенного вида и объема и существующее в момент ее получения. Социальным результатом деятельности системы здравоохранения, каждого отдельно взятого учреждения должно стать создание “конечного продукта”. “Конечный продукт” - медицинская услуга обладает потребительской и рыночной стоимостью, высокой социальной и экономической значимостью. Как экономическая категория медицинская услуга выступает в роли товара, она имеет свою цену спрос и другие компоненты, присущие рыночным отношениям. Учитывая, это и социальную направленность (благо) медицинской деятельности государство осуществляет определенное регулирование рыночных отношений на рынке медицинских услуг, обеспечивая: - контроль качества медицинской помощи; - формирование культуры медицинского обслуживания; - использование государственной собственности для оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи; - обеспечение прав пациента и врача; - определение объемов финансирования; - мониторинг эффективности медицинской помощи; - внедрением в практическое здравоохранение рыночных отношений. В условиях рыночных отношений медицинская помощь населению оказывается учреждениями здравоохранения разных форм собственности: государственные, муниципальные, коммерческие организации и т.д., т.е. создаются условия для формирования рынка и рыночных отношений в сфере практической медицины. Данное учебное пособие освещает основные вопросы, касающиеся медицинских услуг и рынка медицинских услуг в отрасли здравоохранения. Стандарты медицинских услуг В процессе стандартизации медицинских услуг предусматривается формирование требований к условиям их выполнения, медицинским технологиям (протоколам ведения пациентов) и результатам (исходам), позволяющих объективизировать оценку качества оказания медицинской помощи. При этом, нормативные документы могут содержать как минимально необходимый, так и рекомендуемый уровень требований. Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Требования к построению стандарта. Стандарты системы стандартизации строятся по общему плану согласно требованиям ГОСТ Р 1.5-92 (п.3) и включают в себя определенный набор разделов (схема 8):
схема 8 На титульном листе размещают наименование стандарта, которое пишется прописными буквами и включает в себя: - вид стандарта (отраслевой стандарт, стандарт предприятия, отраслевой классификатор и т.д.); - его полное (без сокращений, цифр, математических знаков, букв арабского, латинского, греческого алфавитов) название; - код стандарта. Название стандарта может иметь заголовок и подзаголовок, например: “Протокол ведения больных. Хроническая сердечная недостаточность” Заголовок стандарта определяет объект стандартизации в здравоохранении, поэтому в заголовке должны быть приведены необходимые и достаточные признаки, определяющие данный объект стандартизации и отличающие его от других объектов. При выборе заголовка следует использовать действующие Государственные и Отраслевые классификаторы. Предисловие помещают на второй странице титульного листа, все заголовки записываются с прописной буквы и располагаются посередине страницы. В предисловии указывают: - наименование организации (организаций), разработавшей стандарт; - наименование организации, внесший стандарт на рассмотрение и утверждение; - наименование органа, вводящего в действие стандарт; - название и выходные данные документа вводящего в действие стандарт; - данные о сроках введения в действие стандарта; - сведения о первичности введения стандарта, или, взамен какого стандарта вводится новый стандарт (с указанием – введен впервые, или введен взамен (указание полного наименования и кода стандарта)); - при необходимости приводятся сведения о реализации отдельных положений закона или иных нормативно - правовых актов; - при использовании сведений об изобретениях или предметах, составляющих интеллектуальную собственность, зарегистрированных в установленном порядке приводят номера патентов, заявок на изобретения, авторских свидетельств. Содержание начинается с новой страницы, размещается после предисловия и содержит полное наименование всех разделов и подразделов нормативного документа с указанием их порядкового номера и страницы. Введение содержит обоснования для разработки стандарта, цели и задачи его разработки, подробные сведения о разработчиках стандарта, область применения стандарта, принципы кодировки, термины и определения, обозначения и сокращения, использующиеся в данном стандарте, законодательные и нормативные ссылки, порядок ведения стандарта. Все подразделы пишутся строчными буквами, начинаются с заглавной, располагаются посредине страницы и имеют соответствующую кодировку. Требования стандарта являются самостоятельным разделом, наименование раздела, как правило, совпадает с наименованием стандарта. Текст нормативного документа должен быть: - краток, - точен, - не допускать различных толкований, - логически последовательным, - необходимым и достаточным для применения стандарта. При изложении обязательных требований используются слова “должен”, “следует”, “необходимо”, “разрешается только” и др., при изложении других положений следует применять слова “могут быть”, “как правило”, “при необходимости” и др. В стандарте не допускается использование речевых оборотов, терминов, понятных лишь узкой группе специалистов, слэнга, произвольных словообразований, применение для обозначения одного понятия различных синонимов, в том числе на иностранном языке, применение математических обозначений, (“>”, “+” и т.д.) в тексте (за исключением написания формул). Следует избегать сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии. В разделе “Требования” могут быть приведены схемы, формулы, таблицы, графики, рисунки согласно ГОСТ Р 1.5 п.п. 4-7. Согласование стандарта. Согласование стандарта системы стандартизации в здравоохранении проводится в целях: - привлечения к разработке проектов стандарта предприятий и специалистов, специализирующихся по определенным видам продукции и технологии и обладающих в данной области наибольшим научным потенциалом, объемом информации и авторитетом; - создания условий для участия в обсуждении стандарта широкого круга субъектов системы здравоохранения, на продукцию, работы и услуги которых будут распространяться требования нормативного документа; - согласования проекта стандарта системы стандартизации в здравоохранении с органами государственного управления, осуществляющими контрольно - надзорные и разрешительные функции; - принятия и введения в действие стандарта при условии учета и оптимального сочетания в нем интересов отдельных субъектов системы здравоохранения и отрасли в целом. Согласование проектов стандарта в здравоохранении проводится на следующих этапах разработки: а) на этапе предложения о разработке проекта стандарта; б) на этапе разработки технического задания (создания медико-технологических требований) к содержанию проекта стандарта; в) на этапе разработки 1-й редакции проекта стандарта; г) по результатам рецензирования и, при необходимости, апробации и создания 2-й редакции проекта стандарта; д) на этапе опытного внедрения проекта стандарта в виде временного стандарта; е) на этапе утверждения и введения в действие окончательной редакции стандарта. Обязательными этапами согласования проекта стандарта в Органе по стандартизации являются этап согласования предложения, технического задания и окончательной редакции проекта. Остальные этапы согласования проводятся разработчиками стандарта или, по решению Органа по стандартизации, могут быть совмещены. Для рассмотрения и согласования проектов стандарта системы стандартизации в здравоохранении создаются Органы по стандартизации - Экспертные советы по рассмотрению проектов стандарта в здравоохранении, Технические комитеты, Комиссии по стандартизации в здравоохранении. Предусматривается наличие Федерального органа по стандартизации в здравоохранении (Министерство здравоохранения Российской Федерации), Органы по стандартизации в здравоохранении при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в учреждениях и на предприятиях системы здравоохранения, в ассоциациях, научных обществах, общественных организациях. Основными задачами Органов по стандартизации являются: - координация работ по стандартизации на соответствующем уровне; - рассмотрение и согласование проектов стандарта на всех этапах его разработки: - вынесение заключений и рекомендаций по проектам рассматриваемых стандарта в здравоохранении; - представление согласованных проектов стандарта на утверждение в установленном порядке; - осуществление контроля за соблюдением обязательных требований стандарта системы стандартизации в здравоохранении. В состав Органа по стандартизации входят специалисты - эксперты в различных областях медицины, здравоохранения, экономисты, юристы, общественные деятели, имеющие специальную подготовку по вопросам стандартизации в здравоохранении. Один из экспертов выполняет обязанности председателя. Положение об Органе по стандартизации соответствующего уровня разрабатывается с учетом требований настоящего отраслевого стандарта. Положение об Органе по стандартизации и его состав утверждается соответствующим приказом. Решения на заседаниях Органа по стандартизации по проектам стандарта в здравоохранении считаются принятыми при достижении консенсуса между его членами по основным существенным положениям документа. Для детального рассмотрения и согласования технических заданий, проектов и протоколов опытного внедрения стандарта в здравоохранении при органах по стандартизации могут создаваться профильные комиссии, соответствующие основным группам нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении. Рассмотрение и согласование проектов стандарта в Органе по стандартизации проводится гласно, заочное рассмотрение не допускается. Все этапы рассмотрения и согласования оформляются отдельными протоколами заседаний Органа по стандартизации и (или) его профильных комиссий. Органом по стандартизации ведется архив в установленном порядке. Согласование предложений о разработке и окончательных вариантов текстов стандарта в здравоохранении в обязательном порядке должно проводиться на заседании Органа по стандартизации. Их согласование на заседании профильных комиссий не допускается. Согласование отраслевых стандартов в здравоохранении проводится в Федеральном Органе по стандартизации в здравоохранении. Согласование стандарта административно - территориального уровня, ассоциаций, объединений, обществ, учреждений и предприятий проводится в соответствующих Органах по стандартизации в здравоохранении при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, ассоциациях, объединениях, обществах, иных общественных организациях, учреждениях и предприятиях системы здравоохранения. Предложение о разработке нормативного документа системы стандартизации в здравоохранении выносится на заседание Органа по стандартизации соответствующего уровня. Орган по стандартизации принимает решение о целесообразности разработки проекта стандарта и определяет сроки представления технического задания. Вопрос о необходимости проведения апробации проекта стандарта в здравоохранении решается на заседании Органа по стандартизации (профильной комиссии) на этапе согласования технического задания. Как правило, нормативный документ разрабатывается в виде 1-й редакции, которая выносится на экспертизу (рецензирование) и, при необходимости, на апробацию. Экспертиза проводится не менее чем тремя экспертами - рецензентами, являющимися специалистами в данной области и не принимавшими участие в разработке проекта стандарта. В случае вынесения решения о целесообразности проведения апробации стандарта Орган по стандартизации определяет: - не менее трех организаций (территорий), в которых будет проводиться апробация проекта стандарта в здравоохранении; - порядок проведения апробации проекта стандарта и протокол апробации; - сроки представления документации по итогам апробации проекта стандарта. По результатам рецензирования и апробации проекта стандарта создается окончательный вариант, который подписывается всеми экспертами, участвовавшими в разработке этого стандарта в качестве авторов. Порядок принятия стандарта Представитель организации - разработчика представляет окончательный вариант проекта стандарта в здравоохранении на заседание Органа по стандартизации. Орган по стандартизации выносит решение о принятии стандарта. В случае рассмотрения и согласования окончательного варианта проекта стандарта в здравоохранении на заседании профильной комиссии далее он выносится на заседание Органа по стандартизации для принятия. Отраслевые стандарты вводятся в действие в следующем порядке: - разработчики нормативного документа передают его в организацию, ответственную за делопроизводство Органа по стандартизации в здравоохранении для визирования и получения кода (номера); - департамент федерального министерства здравоохранения, курирующий вопросы стандартизации в здравоохранении готовит приказ по введению в действие стандарта в здравоохранении с указанием присвоенного кода и согласовывает (визирует) его в заинтересованных структурных подразделениях федерального министерства здравоохранения в установленном порядке; - согласованный (визированный) приказ и текст нормативного стандарта представляется Министру здравоохранения Российской Федерации на подпись. Внедрение стандарта. Внедрение стандарта предполагает введение его в действие соответствующим приказом федерального министра здравоохранения. Он вступают в силу с даты их введения, если иное не установлено приказом. При установлении даты введения в действие нормативного документа следует учитывать возможности осуществления мероприятий по подготовке к его применению. Как правило, срок действия нормативного документа не ограничивается. При необходимости могут быть установлены ограничения срока действия нормативного документа. Приказом устанавливается ответственность за процесс внедрения нормативного документа и контроль за его внедрением. Отраслевые нормативные документы системы стандартизации в здравоохранении подлежат обязательной рассылке во все подразделения федерального министерства здравоохранения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, управления здравоохранением министерств и ведомств, органы управления здравоохранением и фармацией субъектов Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а так же в медицинские учебные, научные и лечебные организации. Принятый отраслевой нормативный документ подлежит обязательной публикации в журнале “Проблемы стандартизации в здравоохранении” в срок, не позднее 6 месяцев со дня подписания приказа. Публикации в иных средствах массовой информации, включая электронные базы данных, возможно только по письменному разрешению органа по стандартизации. Обязательные требования отраслевых нормативных документов являются обязательными к выполнению для всей системы здравоохранения Российской Федерации. Обязательные требования нормативных документов ассоциаций, объединений, обществ, медицинских учреждений и предприятий должны быть гармонизированы с требованиями отраслевых нормативных документов. Ведение стандарта. Ведение стандарта в здравоохранении предполагает взаимодействие со всеми заинтересованными организациями и лицами, сбор информации о результатах внедрения (в том числе - опытного) нормативного документа, координацию работ по обсуждению результатов внедрения и разработку предложений по обновлению нормативного документа. Ответственность за ведение стандарта в здравоохранении возлагается на организацию - разработчика, если иное не предусмотрено соответствующим документом. При наличии нескольких организаций - разработчиков одна из них выбирается ответственной за ведение стандарта. Организация, ответственная за ведение, отражается в тексте стандарта и устанавливается в приказе по введению его в действие. Все изменения, вносимые по мере необходимости в текст стандарта, должны быть согласованы на заседании Органа по стандартизации соответствующего уровня, принимаются и вводятся в действие в установленном данным ОСТом порядке. Стандарт Диагностика
Лечение из расчета 6 дней
<*> Анатомо-терапевтическо-химическая классификация. <**> Ориентировочная дневная доза. <***> Эквивалентная курсовая доза. Имплантаты
схема 9
Приведенный стандарт медицинской помощи состоит из простых и сложных медицинских услуг и в целом составляет комплексную медицинскую услугу. Любая медицинская услуга основана на регламентации требований к условиям оказания медицинской помощи, т.е. на неукоснительном соблюдении и выполнении требований описанных в документах к дому или иному действию, процедуре и т.д. Требование - положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены. Требования могут быть разнообразными по своей сути, содержанию, сложности и т.д. В настоящее время классифицировано два вида требований (схема 10). схема 10 Основными требованиями к условиям оказания медицинской помощи являются: - строительные нормы и правила (СНИПы), - санитарные правила и гигиенические нормативы, - к оснащению медицинской техникой и изделиями медицинского назначения. Согласно основным условиям оказания медицинской помощи в ходе стандартизации медицинские услуги должны соответствовать ряду характеристик: 1. Соответствие назначению - способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при заданных условиях. 2. Совместимость - пригодность продукции, процессов или услуг к совместным, но не вызывающих нежелательных взаимодействий, использование при заданных для выполнения установленных требований. 3. Взаимозаменяемость - пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований. В процессе стандартизации применяются методы, позволяющие определять, соответствуют ли технологические процессы, процедуры, манипуляции и услуги свойствам требований, установленных в нормативных документах. Классификация этих методов приводится в таблице 1. таблица 1
В результате медицинские услуги приобретают критерии достоверности (доказательности), позволяющие осуществлять контроль выполнения медицинской услуги. В практическом здравоохранении при оказании медицинской помощи населению используются разнообразные технологические процессы, которые в совокупности создают продукт деятельности медицинского персонала, а их деятельность классифицируется как услуга. В зависимости от специфики объектов стандартизации различают разнообразные виды стандартов медицинских услуг (схема 11).
схема 11 Стандарт на процесс - стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению. Стандарт на продукцию - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции, с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на услугу - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. В стандартизации медицинских услуг участвуют следующие объекты системы здравоохранения: - организационные и информационные технологии; - медицинские услуги (технология, качество медицинских услуг); - квалификация медицинского и вспомогательного персонала; - учетно-отчетная документация и протоколы ведения больных; - экономические аспекты и ресурсное обеспечение; - обеспечение этических правил в здравоохранении; - технологии лицензирования, аккредитации и санаторно-курортной системы; - формулярная система лекарственного обеспечения. Требования к выполнению стандарта находят расширенное отражение в протоколах ведения больных. Протоколы медицинских услуг Протокол ведения больного - нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации. В протоколе детально описываются все этапы, технологии выполнения манипуляций, исследований, процедур медицинским персоналом. При описании мероприятий используемых в процессе оказания медицинской помощи применяется регламент требований. Для координации работ по разработке протоколов Федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранении и социального развития создается Экспертный совет по разработке протоколов ведения больных. Экспертный совет формируется из ведущих специалистов здравоохранения; Экспертный совет возглавляет Председатель Экспертного совета. Функциями Экспертного совета являются: - утверждение состава Рабочих групп по разработке Протоколов; - рассмотрение и согласование предложений Рабочих групп по разработке отдельных Протоколов; - координация деятельности Рабочих групп, помощь в достижении консенсуса по спорным вопросам; - утверждение проектов Протоколов и передача их для окончательного утверждения в установленном порядке. Разработка Протокола состоит из 6 этапов(схема 12): схема 12 Методология разработки протоколов ведения больных представлена в схеме 13. схема 13 Члены Экспертного совета и эксперты Рабочей группы принимают решения на основе согласия с учетом методологии рационального принятия решений и результатов научных исследований. Для обоснования требований Протокола разработчики используют результаты научных исследований, организованных и проведенных в соответствии с современными принципами клинической эпидемиологии. При необходимости обоснования включения в Протокол медицинских технологий экспертами в соответствующих разделах Протокола указываются показатели, характеризующие: а) для методов диагностики - чувствительность, специфичность, прогностическую ценность и отношение правдоподобия метода; б) для методов профилактики, лечения и реабилитации - действенность, эффективность и безопасность; в) для лекарственных средств - дополнительно указываются терапевтическая эквивалентность лекарственного средства, биоэквивалентность аналогов лекарственного средства; г) для всех медицинских технологий - их доступность и клинико-экономическая характеристика. При включении в Протокол медицинской технологии указывается уровень убедительности доказательств целесообразности ее применения согласно унифицированной шкале: а) уровень убедительности доказательств А - доказательства убедительны; б) уровень убедительности доказательств В - относительная убедительность доказательств; в) уровень убедительности доказательств С - достаточных доказательств нет, но рекомендации могут быть даны с учетом иных обстоятельств. г) уровень убедительности доказательств D - достаточно отрицательных доказательств; д) уровень убедительности доказательств Е - веские отрицательные доказательства для неприменения медицинской технологии. Цель протокола медицинской услуги - унификация требований к качеству оказания медицинской помощи. Задачами протокола медицинской услуги являются: - нормативное обеспечение процессов разработки, внедрения и оценки эффективности применения протоколов; - оптимизация правил выбора медицинских технологий для включения в нормативные документы оказания медицинской помощи. Протокол определяет виды, объем и индикаторы качества медицинской помощи гражданам при конкретных заболеваниях, синдроме или клинической ситуации. Для обоснования требований протокола используются результаты научных исследований, организованных и проведенных в соответствии с современными принципами клинической эпидемиологии. Результаты научных исследований должны быть использованы для обоснования включения в протокол методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (таблица 2). таблица 2
При включении в протокол конкретной медицинской технологии в нем указывают: - уровень убедительности доказательств, целесообразности ее применения согласно унифицированной шкале оценки убедительности доказательств, целесообразности применения медицинских технологий (таблица 3); - классификатор осложнений заболеваний (таблица 4); - классификатор исходов заболеваний (таблицы 5). Исходы заб |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.106.43 (0.013 с.) |