Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Общественное здоровье и здравоохранение

Поиск

Кафедра Общественное здоровье и здравоохранение

 

Бабенко Л.Г.

Медицинские услуги.

Рынок медицинских услуг.

Учебное пособие для студентов

Медицинских вузов

Регистрационное свидетельство № 18881 от 22 03 2010г. номер государственной регистрации 0321000518. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской федерации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. ФГУП “Инфорегистр”

Сыктывкар, 2009

УДК 614.2

Б12

 

Печатается по разрешению методического совета коми филиала Кировской государственной медицинской академии от 27 января 2009 г. протокол N 54

 

 

Медицинские услуги. Рынок медицинских услуг: Учебное пособие для сту­дентов медицинских вузов / Л.Г. Бабенко – Сыктывкар: Коми филиал Киров­ской Государственной медицинской академии, 2009 г. – 124 с.

 

Рецензент: Нечаева Э.В. кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Коми филиала Кировской государственной медицинской академии.

 

В пособии изложены основные термины, понятия, принципы, классификации, организационно-методические и экономические подходы и механизмы организации деятельности лечебно-профилактических учреждений в условии рыночных отношений, основанных на оказании медицинских услуг населению. При разработке и написании пособия исполь­зованы действующие законодательные и нормативно-правовые акты Россий­ской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации

 

Оглавление

 

N п/п Наименование Стр.
Раздел I Введение  
Раздел II Медицинские услуги  
  2.1.Понятие, свойства, классификация медицинских ус­луг  
  2.2.Стандарты медицинских услуг  
  2.3.Протоколы медицинских услуг  
Раздел III Ценообразование медицинских услуг  
Раздел IV Расчет стоимости медицинских услуг  
  4.1.Расчет стоимости простой медицинской услуги (по­сещение)  
  4.2. Расчет затрат для сложных услуг (койко-день)  
Раздел V Рынок медицинских услуг  
  5.1.Терминология, признаки, виды, цели, задачи, структура.  
  5.2. Сегменты рынка, виды услуг, конкуренция.  
  5.3. Бизнес-план  
Раздел VI Контрольные (ситуационные) задачи  
Раздел VII Контрольные вопросы  
Раздел VIII Тестовый контроль  
Раздел IX Литературные источники  

 

I. Введение

В условиях переходного периода начавшегося в 90 годы XX столетия на­чали осуществляться политические и экономические реформы в экономиче­ской, социальной и других сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения го­сударства. Необходимость радикального изменения системы здравоохранения назрела давно.

Причинами, побудившими проведение системной реформы организации и оказания медицинской помощи, явились:

- высокая стоимость содержания экстенсивно развивающейся системы ме­дицинской помощи;

- жесткая централизация финансирования и управления сетью лечебно-профилактических учреждений;

- уравнительная система оплаты труда и низкий уровень заработной платы в отрасли;

- незаинтересованность работников сферы в снижении заболеваемости на­селения;

- несбалансированность и неадекватность структуры ресурсов здравоохра­нения и т.д.

Отрасль здравоохранения относиться к социальному сектору государст­венной деятельности. Этот сектор выполняет функции обслуживания матери­альных и духовных потребностей человека, используя расходы на социальную помощь, социальное страхование и социальные услуги.

Социальные услуги это блага, предоставляемые в форме деятельности, не имеющей материального выражения и существующие только в момент оказа­ния (получения).

Отрасль здравоохранения включена в социальный сектор, следовательно, выполняемые ее субъектами и объектами виды деятельности, являются своего рода услугами. Основной конечной целью здравоохранения является воспроиз­водство и сохранение общественного здоровья, путем оказания медицинской помощи. Следовательно, первичным элементом деятельности отрасли служит медицинская услуга.

Медицинская услуга – это благо, предоставляемое в форме медицинской помощи определенного вида и объема и существующее в момент ее получения.

Социальным результатом деятельности системы здравоохранения, каждого отдельно взятого учреждения должно стать создание “конечного продукта”. “Конечный продукт” - медицинская услуга обладает потребительской и рыноч­ной стоимостью, высокой социальной и экономической значимостью. Как эко­номическая категория медицинская услуга выступает в роли товара, она имеет свою цену спрос и другие компоненты, присущие рыночным отношениям.

Учитывая, это и социальную направленность (благо) медицинской дея­тельности государство осуществляет определенное регулирование рыночных отношений на рынке медицинских услуг, обеспечивая:

- контроль качества медицинской помощи;

- формирование культуры медицинского обслуживания;

- использование государственной собственности для оказания гарантиро­ванной бесплатной медицинской помощи;

- обеспечение прав пациента и врача;

- определение объемов финансирования;

- мониторинг эффективности медицинской помощи;

- внедрением в практическое здравоохранение рыночных отношений.

В условиях рыночных отношений медицинская помощь населению оказыва­ется учреждениями здравоохранения разных форм собственности: государст­венные, муниципальные, коммерческие организации и т.д., т.е. создаются усло­вия для формирования рынка и рыночных отношений в сфере практической медицины.

Данное учебное пособие освещает основные вопросы, касающиеся меди­цинских услуг и рынка медицинских услуг в отрасли здравоохранения.

Стандарты медицинских услуг

В процессе стандартизации медицинских услуг предусматривается форми­рование требований к условиям их выполнения, медицинским технологиям (протоколам ведения пациентов) и результатам (исходам), позволяющих объек­тивизировать оценку качества оказания медицинской помощи. При этом, нор­мативные документы могут содержать как минимально необходимый, так и ре­комендуемый уровень требований.

Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеоб­щего и многократного использования правила, общие принципы или характе­ристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и ко­торый направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в опреде­ленной области.

Требования к построению стандарта.

Стандарты системы стандартизации строятся по общему плану согласно требованиям ГОСТ Р 1.5-92 (п.3) и включают в себя определенный набор раз­делов (схема 8):

 

схема 8

На титульном листе размещают наименование стандарта, которое пи­шется прописными буквами и включает в себя:

- вид стандарта (отраслевой стандарт, стандарт предприятия, отраслевой классификатор и т.д.);

- его полное (без сокращений, цифр, математических знаков, букв арабского, латинского, греческого алфавитов) название;

- код стандарта.

Название стандарта может иметь заголовок и подзаголовок, например: “Протокол ведения больных. Хроническая сердечная недостаточность”

Заголовок стандарта определяет объект стандартизации в здравоохране­нии, поэтому в заголовке должны быть приведены необходимые и достаточные признаки, определяющие данный объект стандартизации и отличающие его от других объектов. При выборе заголовка следует использовать действующие Го­сударственные и Отраслевые классификаторы.

Предисловие помещают на второй странице титульного листа, все заго­ловки записываются с прописной буквы и располагаются посередине страницы. В предисловии указывают:

- наименование организации (организаций), разработавшей стандарт;

- наименование организации, внесший стандарт на рассмотрение и утвер­ждение;

- наименование органа, вводящего в действие стандарт;

- название и выходные данные документа вводящего в действие стандарт;

- данные о сроках введения в действие стандарта;

- сведения о первичности введения стандарта, или, взамен какого стандарта вводится новый стандарт (с указанием – введен впервые, или введен взамен (указание полного наименования и кода стандарта));

- при необходимости приводятся сведения о реализации отдельных поло­жений закона или иных нормативно - правовых актов;

- при использовании сведений об изобретениях или предметах, составляю­щих интеллектуальную собственность, зарегистрированных в установленном порядке приводят номера патентов, заявок на изобретения, авторских свиде­тельств.

Содержание начинается с новой страницы, размещается после предисло­вия и содержит полное наименование всех разделов и подразделов норматив­ного документа с указанием их порядкового номера и страницы.

Введение содержит обоснования для разработки стандарта, цели и задачи его разработки, подробные сведения о разработчиках стандарта, область при­менения стандарта, принципы кодировки, термины и определения, обозначения и сокращения, использующиеся в данном стандарте, законодательные и норма­тивные ссылки, порядок ведения стандарта. Все подразделы пишутся строч­ными буквами, начинаются с заглавной, располагаются посредине страницы и имеют соответствующую кодировку.

Требования стандарта являются самостоятельным разделом, наименова­ние раздела, как правило, совпадает с наименованием стандарта. Текст норма­тивного документа должен быть:

- краток,

- точен,

- не допускать различных толкований,

- логически последовательным,

- необходимым и достаточным для применения стандарта.

При изложении обязательных требований используются слова “должен”, “следует”, “необходимо”, “разрешается только” и др., при изложении других положений следует применять слова “могут быть”, “как правило”, “при необ­ходимости” и др.

В стандарте не допускается использование речевых оборотов, терминов, понятных лишь узкой группе специалистов, слэнга, произвольных словообра­зований, применение для обозначения одного понятия различных синонимов, в том числе на иностранном языке, применение математических обозначений, (“>”, “+” и т.д.) в тексте (за исключением написания формул). Следует избегать сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии. В раз­деле “Требования” могут быть приведены схемы, формулы, таблицы, графики, рисунки согласно ГОСТ Р 1.5 п.п. 4-7.

Согласование стандарта.

Согласование стандарта системы стандартизации в здравоохранении про­водится в целях:

- привлечения к разработке проектов стандарта предприятий и специали­стов, специализирующихся по определенным видам продукции и технологии и обладающих в данной области наибольшим научным потенциалом, объемом информации и авторитетом;

- создания условий для участия в обсуждении стандарта широкого круга субъектов системы здравоохранения, на продукцию, работы и услуги которых будут распространяться требования нормативного документа;

- согласования проекта стандарта системы стандартизации в здравоохране­нии с органами государственного управления, осуществляющими контрольно - надзорные и разрешительные функции;

- принятия и введения в действие стандарта при условии учета и оптималь­ного сочетания в нем интересов отдельных субъектов системы здравоохранения и отрасли в целом.

Согласование проектов стандарта в здравоохранении проводится на сле­дующих этапах разработки:

а) на этапе предложения о разработке проекта стандарта;

б) на этапе разработки технического задания (создания медико-техноло­гических требований) к содержанию проекта стандарта;

в) на этапе разработки 1-й редакции проекта стандарта;

г) по результатам рецензирования и, при необходимости, апробации и соз­дания 2-й редакции проекта стандарта;

д) на этапе опытного внедрения проекта стандарта в виде временного стан­дарта;

е) на этапе утверждения и введения в действие окончательной редакции стандарта.

Обязательными этапами согласования проекта стандарта в Органе по стан­дартизации являются этап согласования предложения, технического задания и окончательной редакции проекта. Остальные этапы согласования проводятся разработчиками стандарта или, по решению Органа по стандартизации, могут быть совмещены.

Для рассмотрения и согласования проектов стандарта системы стандарти­зации в здравоохранении создаются Органы по стандартизации - Экспертные советы по рассмотрению проектов стандарта в здравоохранении, Технические комитеты, Комиссии по стандартизации в здравоохранении. Предусматривается наличие Федерального органа по стандартизации в здравоохранении (Мини­стерство здравоохранения Российской Федерации), Органы по стандартизации в здравоохранении при органах управления здравоохранением субъектов Рос­сийской Федерации, в учреждениях и на предприятиях системы здравоохране­ния, в ассоциациях, научных обществах, общественных организациях.

Основными задачами Органов по стандартизации являются:

- координация работ по стандартизации на соответствующем уровне;

- рассмотрение и согласование проектов стандарта на всех этапах его раз­работки:

- вынесение заключений и рекомендаций по проектам рассматриваемых стандарта в здравоохранении;

- представление согласованных проектов стандарта на утверждение в уста­новленном порядке;

- осуществление контроля за соблюдением обязательных требований стан­дарта системы стандартизации в здравоохранении.

В состав Органа по стандартизации входят специалисты - эксперты в раз­личных областях медицины, здравоохранения, экономисты, юристы, общест­венные деятели, имеющие специальную подготовку по вопросам стандартиза­ции в здравоохранении. Один из экспертов выполняет обязанности председа­теля. Положение об Органе по стандартизации соответствующего уровня раз­рабатывается с учетом требований настоящего отраслевого стандарта. Положе­ние об Органе по стандартизации и его состав утверждается соответствующим приказом.

Решения на заседаниях Органа по стандартизации по проектам стандарта в здравоохранении считаются принятыми при достижении консенсуса между его членами по основным существенным положениям документа.

Для детального рассмотрения и согласования технических заданий, проек­тов и протоколов опытного внедрения стандарта в здравоохранении при орга­нах по стандартизации могут создаваться профильные комиссии, соответст­вующие основным группам нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении.

Рассмотрение и согласование проектов стандарта в Органе по стандартиза­ции проводится гласно, заочное рассмотрение не допускается. Все этапы рас­смотрения и согласования оформляются отдельными протоколами заседаний Органа по стандартизации и (или) его профильных комиссий. Органом по стан­дартизации ведется архив в установленном порядке.

Согласование предложений о разработке и окончательных вариантов тек­стов стандарта в здравоохранении в обязательном порядке должно проводиться на заседании Органа по стандартизации. Их согласование на заседании про­фильных комиссий не допускается.

Согласование отраслевых стандартов в здравоохранении проводится в Фе­деральном Органе по стандартизации в здравоохранении.

Согласование стандарта административно - территориального уровня, ас­социаций, объединений, обществ, учреждений и предприятий проводится в со­ответствующих Органах по стандартизации в здравоохранении при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, ассоциациях, объединениях, обществах, иных общественных организациях, учреждениях и предприятиях системы здравоохранения.

Предложение о разработке нормативного документа системы стандартиза­ции в здравоохранении выносится на заседание Органа по стандартизации со­ответствующего уровня. Орган по стандартизации принимает решение о целе­сообразности разработки проекта стандарта и определяет сроки представления технического задания.

Вопрос о необходимости проведения апробации проекта стандарта в здра­воохранении решается на заседании Органа по стандартизации (профильной комиссии) на этапе согласования технического задания.

Как правило, нормативный документ разрабатывается в виде 1-й редакции, которая выносится на экспертизу (рецензирование) и, при необходимости, на апробацию. Экспертиза проводится не менее чем тремя экспертами - рецензен­тами, являющимися специалистами в данной области и не принимавшими уча­стие в разработке проекта стандарта.

В случае вынесения решения о целесообразности проведения апроба­ции стандарта Орган по стандартизации определяет:

- не менее трех организаций (территорий), в которых будет проводиться апробация проекта стандарта в здравоохранении;

- порядок проведения апробации проекта стандарта и протокол апробации;

- сроки представления документации по итогам апробации проекта стан­дарта.

По результатам рецензирования и апробации проекта стандарта создается окончательный вариант, который подписывается всеми экспертами, участво­вавшими в разработке этого стандарта в качестве авторов.

Порядок принятия стандарта

Представитель организации - разработчика представляет окончательный вариант проекта стандарта в здравоохранении на заседание Органа по стандар­тизации. Орган по стандартизации выносит решение о принятии стандарта.

В случае рассмотрения и согласования окончательного варианта проекта стандарта в здравоохранении на заседании профильной комиссии далее он вы­носится на заседание Органа по стандартизации для принятия.

Отраслевые стандарты вводятся в действие в следующем порядке:

- разработчики нормативного документа передают его в организацию, от­ветственную за делопроизводство Органа по стандартизации в здравоохране­нии для визирования и получения кода (номера);

- департамент федерального министерства здравоохранения, курирующий вопросы стандартизации в здравоохранении готовит приказ по введению в дей­ствие стандарта в здравоохранении с указанием присвоенного кода и согласо­вывает (визирует) его в заинтересованных структурных подразделениях феде­рального министерства здравоохранения в установленном порядке;

- согласованный (визированный) приказ и текст нормативного стандарта представляется Министру здравоохранения Российской Федерации на подпись.

Внедрение стандарта.

Внедрение стандарта предполагает введение его в действие соответствую­щим приказом федерального министра здравоохранения. Он вступают в силу с даты их введения, если иное не установлено приказом. При установлении даты введения в действие нормативного документа следует учитывать возможности осуществления мероприятий по подготовке к его применению. Как правило, срок действия нормативного документа не ограничивается. При необходимости могут быть установлены ограничения срока действия нормативного документа. Приказом устанавливается ответственность за процесс внедрения нормативного документа и контроль за его внедрением.

Отраслевые нормативные документы системы стандартизации в здраво­охранении подлежат обязательной рассылке во все подразделения федераль­ного министерства здравоохранения, Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования, управления здравоохранением министерств и ведомств, органы управления здравоохранением и фармацией субъектов Российской Фе­дерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а так же в медицинские учебные, научные и лечебные организации.

Принятый отраслевой нормативный документ подлежит обязательной пуб­ликации в журнале “Проблемы стандартизации в здравоохранении” в срок, не позднее 6 месяцев со дня подписания приказа. Публикации в иных средствах массовой информации, включая электронные базы данных, возможно только по письменному разрешению органа по стандартизации.

Обязательные требования отраслевых нормативных документов являются обязательными к выполнению для всей системы здравоохранения Российской Федерации. Обязательные требования нормативных документов ассоциаций, объединений, обществ, медицинских учреждений и предприятий должны быть гармонизированы с требованиями отраслевых нормативных документов.

Ведение стандарта.

Ведение стандарта в здравоохранении предполагает взаимодействие со всеми заинтересованными организациями и лицами, сбор информации о ре­зультатах внедрения (в том числе - опытного) нормативного документа, коор­динацию работ по обсуждению результатов внедрения и разработку предложе­ний по обновлению нормативного документа.

Ответственность за ведение стандарта в здравоохранении возлагается на организацию - разработчика, если иное не предусмотрено соответствующим документом. При наличии нескольких организаций - разработчиков одна из них выбирается ответственной за ведение стандарта. Организация, ответственная за ведение, отражается в тексте стандарта и устанавливается в приказе по введе­нию его в действие.

Все изменения, вносимые по мере необходимости в текст стандарта, должны быть согласованы на заседании Органа по стандартизации соответст­вующего уровня, принимаются и вводятся в действие в установленном данным ОСТом порядке.

Стандарт

Диагностика

 

Код Наименование Частота предоставле­ния Среднее к-во
A01.26.001 Сбор анамнеза и жалоб при патологии глаз    
A01.26.002 Визуальное исследование глаз    
  и т.д.    

Лечение из расчета 6 дней

 

Код Наименование Частота предос­тавления Среднее к-во
A11.02.002 Внутримышечное введение лекарств 0,5  
A11.26.011 Пара- и ретробульбарные инъекции 0,5  
  и т.д.    

 

Фармакотера- певтическая группа АТХ группа <*> Международное непатентованное наименование Частота назначения ОДД <**> ЭКД <***>
Анестетики, миорелаксанты      
  Средства для наркоза 0,07    
  Пропофол   200 мг 200 мг
    и т.д.      

<*> Анатомо-терапевтическо-химическая классификация. <**> Ориентировочная дневная доза. <***> Эквивалентная курсовая доза.

Имплантаты

Наименование Частота предоставления Среднее количество
Интраокулярная линза жесткая 0,9  
Интраокулярная линза эластичная 0,1  

схема 9

 

Приведенный стандарт медицинской помощи состоит из простых и слож­ных медицинских услуг и в целом составляет комплексную медицинскую ус­лугу. Любая медицинская услуга основана на регламентации требований к ус­ловиям оказания медицинской помощи, т.е. на неукоснительном соблюдении и выполнении требований описанных в документах к дому или иному действию, процедуре и т.д.

Требование - положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.

Требования могут быть разнообразными по своей сути, содержанию, сложности и т.д. В настоящее время классифицировано два вида требований (схема 10).

схема 10

Основными требованиями к условиям оказания медицинской помощи являются:

- строительные нормы и правила (СНИПы),

- санитарные правила и гигиенические нормативы,

- к оснащению медицинской техникой и изделиями медицинского назначе­ния.

Согласно основным условиям оказания медицинской помощи в ходе стандартизации медицинские услуги должны соответствовать ряду харак­теристик:

1. Соответствие назначению - способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при заданных условиях.

2. Совместимость - пригодность продукции, процессов или услуг к совме­стным, но не вызывающих нежелательных взаимодействий, использование при заданных для выполнения установленных требований.

3. Взаимозаменяемость - пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях вы­полнения одних и тех же требований.

В процессе стандартизации применяются методы, позволяющие опреде­лять, соответствуют ли технологические процессы, процедуры, манипуляции и услуги свойствам требований, установленных в нормативных документах.

Классификация этих методов приводится в таблице 1.

таблица 1

N п\п Термин Характеристика термина
  Валидизация Установление степени достоверности избранных методов
  Валидность степень, с которой избранный метод позволяет дать истин­ную оценку параметров, которые предлагается измерить
  Воспроизводимость Показатель совпадения повторных методов измерений; сумма вариаций, обусловленных свойствами объекта иссле­дования и особенностями исследователя
  Чувствительность Вероятность положительного результата диагностического теста при наличии болезни; степень свободы от ошибочно отрицательных результатов (т.е. чем меньше ошибочно от­рицательных результатов, тем выше чувствительность)
  Специфичность Вероятность отрицательного результата диагностического теста при отсутствии болезни; степень свободы от оши­бочно положительных результатов (т.е. чем меньше оши­бочно положительных результатов, тем выше специфичность)

 

В результате медицинские услуги приобретают критерии достоверности (доказательности), позволяющие осуществлять контроль выполнения медицин­ской услуги.

В практическом здравоохранении при оказании медицинской помощи на­селению используются разнообразные технологические процессы, которые в совокупности создают продукт деятельности медицинского персонала, а их деятельность классифицируется как услуга. В зависимости от специфики объ­ектов стандартизации различают разнообразные виды стандартов медицинских услуг (схема 11).

схема 11

Стандарт на процесс - стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

Стандарт на продукцию - стандарт, устанавливающий требования, кото­рым должна удовлетворять продукция или группа продукции, с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

Стандарт на услугу - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

В стандартизации медицинских услуг участвуют следующие объекты системы здравоохранения:

- организационные и информационные технологии;

- медицинские услуги (технология, качество медицинских услуг);

- квалификация медицинского и вспомогательного персонала;

- учетно-отчетная документация и протоколы ведения больных;

- экономические аспекты и ресурсное обеспечение;

- обеспечение этических правил в здравоохранении;

- технологии лицензирования, аккредитации и санаторно-курортной сис­темы;

- формулярная система лекарственного обеспечения.

Требования к выполнению стандарта находят расширенное отражение в протоколах ведения больных.

Протоколы медицинских услуг

Протокол ведения больного - нормативный документ системы стандартиза­ции в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации. В протоколе детально описыва­ются все этапы, технологии выполнения манипуляций, исследований, процедур медицинским персоналом. При описании мероприятий используемых в про­цессе оказания медицинской помощи применяется регламент требований.

Для координации работ по разработке протоколов Федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранении и социального развития соз­дается Экспертный совет по разработке протоколов ведения больных.

Экспертный совет формируется из ведущих специалистов здравоохране­ния; Экспертный совет возглавляет Председатель Экспертного совета.

Функциями Экспертного совета являются:

- утверждение состава Рабочих групп по разработке Протоко­лов;

- рассмотрение и согласование предложений Рабочих групп по разработке отдельных Протоколов;

- координация деятельности Рабочих групп, помощь в достижении консен­суса по спорным вопросам;

- утверждение проектов Протоколов и передача их для окончательного ут­верждения в установленном порядке.

Разработка Протокола состоит из 6 этапов(схема 12):

схема 12

Методология разработки протоколов ведения больных представлена в схеме 13.

схема 13

Члены Экспертного совета и эксперты Рабочей группы принимают реше­ния на основе согласия с учетом методологии рационального принятия реше­ний и результатов научных исследований. Для обоснования требований Прото­кола разработчики используют результаты научных исследований, организо­ванных и проведенных в соответствии с современными принципами клиниче­ской эпидемиологии.

При необходимости обоснования включения в Протокол медицинских тех­нологий экспертами в соответствующих разделах Протокола указываются по­казатели, характеризующие:

а) для методов диагностики - чувствительность, специфичность, прогно­стическую ценность и отношение правдоподобия метода;

б) для методов профилактики, лечения и реабилитации - действенность, эффективность и безопасность;

в) для лекарственных средств - дополнительно указываются терапевтиче­ская эквивалентность лекарственного средства, биоэквивалентность аналогов лекарственного средства;

г) для всех медицинских технологий - их доступность и клинико-экономи­ческая характеристика.

При включении в Протокол медицинской технологии указывается уровень убедительности доказательств целесообразности ее применения согласно уни­фицированной шкале:

а) уровень убедительности доказательств А - доказательства убедительны;

б) уровень убедительности доказательств В - относительная убедитель­ность доказательств;

в) уровень убедительности доказательств С - достаточных доказательств нет, но рекомендации могут быть даны с учетом иных обстоятельств.

г) уровень убедительности доказательств D - достаточно отрицательных доказательств;

д) уровень убедительности доказательств Е - веские отрицательные доказа­тельства для неприменения медицинской технологии.

Цель протокола медицинской услуги - унификация требований к каче­ству оказания медицинской помощи.

Задачами протокола медицинской услуги являются:

- нормативное обеспечение процессов разработки, внедрения и оценки эф­фективности применения протоколов;

- оптимизация правил выбора медицинских технологий для включения в нормативные документы оказания медицинской помощи.

Протокол определяет виды, объем и индикаторы качества медицинской помощи гражданам при конкретных заболеваниях, синдроме или клинической ситуации. Для обоснования требований протокола используются результаты научных исследований, организованных и проведенных в соответствии с со­временными принципами клинической эпидемиологии. Результаты научных исследований должны быть использованы для обоснования включения в прото­кол методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (таблица 2).

таблица 2

N п/п Показатели
I. Для методов диагностики
1.1. чувствительность метода - частоту положительных результатов диагностики при наличии заболевания
1.2. специфичность метода - частоту отрицательных результатов диагностики при отсутствии заболевания
1.3. прогностическую ценность метода - вероятность наличия заболевания при поло­жительном результате и вероятность отсутствия при отрицательном результате диагностики
1.4. отношение правдоподобия - отношение вероятности события при наличии не­коего условия к вероятности события без этого условия (например, отношение частоты симптома при наличии болезни к частоте симптома в отсутствие бо­лезни)
II. Для методов профилактики, лечения и реабилитации
2.1. действенность метода - частоту доказанных положительных результатов профи­лактики, лечения и реабилитации в искусственно созданных экспериментальных условиях
2.2. эффективность метода - частоту доказанных положительных результатов профи­лактики, лечения и реабилитации в условиях клинической практики
III. Для лекарственных средств
3.1. терапевтическую эквивалентность лекарственного средства - близость получае­мых терапевтических эффектов при применении схожих по лечебным действиям лекарственных средств, не являющихся аналогами
3.2. биоэквивалентность лекарственного средства - результаты сравнительных иссле­дований биодоступности лекарственного средства с эталоном, имеющим общее с ним международное непатентованное наименование (аналог)
IV. Для методов скрининга
4.1. характеристики теста, который предлагается использовать для скрининга (чувст­вительность, специфичность)
4.2. распространенность болезни в популяции, которую предлагается обследовать
4.3. положительную прогностическую ценность теста

 

При включении в протокол конкретной медицинской технологии в нем указывают:

- уровень убедительности доказательств, целесообразности ее применения согласно унифицированной шкале оценки убедительности доказательств, целе­сообразности применения медицинских технологий (таблица 3);

- классификатор осложнений заболеваний (таблица 4);

- классификатор исходов заболеваний (таблицы 5).

Исходы заб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.106.43 (0.013 с.)