Конкуренции на рынке здравоохранения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренции на рынке здравоохранения.



Факторами, способствующими развитию и стабильному поддержанию конкуренции на рынке здравоохранения, являются:

- сокращение государственных дотаций;

- контроль расходов со стороны страховых компаний;

- внедрение стандартов качества медицинской помощи.

Ей способствовало еще и то, что коммерческие предприятия ставят своей конечной целью получение прибыли, которая зависит от качества лечения, а го­сударственные и муниципальные учреждения должны выдержи­вать конкурен­цию, а также совершенствовать услуги, для чего необходимы до­полнительные средства

В результате лечебно-профилактические учреждения вынуждены совер­шенствовать, применяемые технологии:

- условия приема и содержания пациентов;

- уровень развития материально-технической базы ЛПУ, включая осна­щенность учреждения диагностическим и лабораторным медицинским обору­дованием и уровень сервисных услуг;

- квалификация медицинского персонала, поддерживаемая достойным уровнем оплаты труда.

Кроме того, к объектам соперничества следует отнести:

- право на повышение статуса медицинского учреждения, позволяющего поднять уровень оплаты труда медицинского персонала;

- средства на повышение квалификации медицинского персонала.

Несомненно, что интенсивность конкурентной борьбы в сфере здравоохра­нения зависит от вида сложившегося рынка. В зависимости от конкурентной способности учреждений здравоохранения и складываются разнообразные по своей сути виды рынков. В настоящее время их выделяют пять разновидностей.

Монополистический рынок – большое количество учреждений предла­гают похожие, но не одинаковые услуги, при этом каждое учреждение владеет небольшой долей рынка.

Олигиполия– несколько (2-3) учреждения господствуют на рынке.

Монополия (рынок продавца) – одно или несколько крупным произво­ди­телям однородных товаров и услуг диктовать свои условия сделки и цены, нет свободной конкуренции.

Монопсония (рынок покупателя) – пациент с низкой покупательной спо­собностью заставляет снижать цену объективно дорогой медицинской ус­луги, диктует цены рынку.

Свободный рынок – рынок неограниченной конкуренции. Например, ры­нок стоматологических услуг.

В условиях рыночных отношений имеет место несколько разновидностей конкуренций (схема 29).

схема 29

Конкуренция между медицинскими учреждениями.

Каждое лечебно-профилактическое учреждение, принимающее участие в разделе рынка медицинских услуг независимо от его желания сталкивается с конкуренцией. И в зависимости от конкурентоспособно­сти либо продлевает свой жизненный цикл на уровне стадии стабилизации, либо постепенно регрессирует и переходит в стадию “умирания”. Для постоянного поддержания конкурентоспособности аппарат управления отслеживает фактическое состояние производственных процессов, применяю ряд функций (схема 30).

схема 30

Целевая функция характеризуется видом производимого продукта, конкретной медицинской услугой, определяемой в соответствии с потребностями общества, рынка медицинских услуг и конкретного пациента и соотнесенной с классификатором болезней (состояний) и классификатором медицинских услуг. Эта функция подтверждается и практически обеспечивается научным обоснованием медико-социальной проблемы, породившей потребность в конкретном виде медицинской помощи на данном этапе развития общества, и соответствующими характеристиками, соотнесенными с параметрами действующего стандарта медицинских услуг.

Лицензионная функция обеспечивается законодательным подтверждением заниматься данным видом деятельности в соответствии с классификаторами медицинских услуг, международным классификатором болезней (МКБ-10), профессиональным классификатором врачебной деятельности и пр.
Данная функция в определенной степени характеризуется формализованными
параметрами оценки профессиональной готовности и способностью медицинского учреждения (врачебной практики) соответствовать выполнению своей основной целевой функции, а также готовностью к адекватному восприятию потребителем медицинских услуг именно соответствующего вида и качества.

Аккредитационная функциякасается вопросов профессиональной медицинской деятельности, отнесения специалиста к определенной специальности, медико-профессиональной группе. Медико-диагностическая группа определяет сегмент рынка медицинских услуг с точки зрения относительного профиля медицинских услуг. В месте с этим данная функция характеризуется медико-диагностической группой, в которой может находиться потенциальный потребитель медицинских услуг по степени платежеспособности. Медико-экономическая группа определяет конкретный сегмент рынка медицинских услуг с точки зрения условно равных стоимостных параметров относительно одноранговых медицинских услуг.

Деонтологическая функция с одной стороны, непосредственно характеризует уровень конкурентоспособности конкретного медицинского учреждения (врачебной практики) по степени квалификационных и субъектно-личностных параметров производителя медицинских услуг, уровень его вознаграждения (доля затрат на заработную плату в тарифе медицинской услуги), а с другой стороны, опосредованно характеризует уровень конкурентоспособности медицинского учреждения спецификой пациентов (потребителей медицинских услуг), уровнем их платежеспособности, соотнесенным с возможностью оплатить соответствующую медицинскую процедуру. Условно данная функция по степени привлекательности определяется и уровнем благосостояния пациентов, приобретающих именно эту медицинскую услугу, именно в этом, а не ином конкурентном медицинском учреждении.

Экономическая функция- характеризуется уровнем спроса на медицинскую услугу, параметрами, описывающими медицинскую деятельность (система предложения медицинских услуг), закономерно обусловленным соотношением стоимости медицинской процедуры и соответствующей расценкой медицинского труда. В рамках этой функции находится область действия основных экономических законов рыночных отношений, при этом проявляется сущность и специфика этих классических законов в соответствии со спецификой медицинской услуги в рамках отличия ее от иных немедицинских услуг. Область этой функции включает в себя, наряду с прочими, такую фундаментальную характеристику рыночной деятельности, как “прибыль”.

Технологическая функция реализуется в форме конкретной медицинской деятельности. В рамках оценки конкурентоспособности она выражается в единицах труда и характеризуется степенью соответствия выполненной медицинской процедуры потребной медицинской услуги, медицинского стандарта и особенностям пациента. Наряду с этим, опосредованно характеризуется степенью заявленного удовлетворения или неудовлетворения потребителя медицинских услуг либо его представителей.

Функция результативности включает в себя интегрированные и структурированные характеристики деятельности медицинского учреждения, комплексно отображающие степень конкурентоспособности. Эта функция отражает успешность деятельности лечебно-профилактического учреждения. Степень уровня эффективности детерминирована оценкой единиц медицинского труда и соответствующей сертификацией медицинской процедуры. Одной из основополагающих составляющих функцию результативности в рамках конкурентоспособности является выраженная степень удовлетворения пациента как потребителя медицинских услуг. В определенной степени данная функция может быть выражена параметрами действующей системы оценки качества,
медицинских услуг

Конкуренция за ресурсы здраво­охранения.

В сложившейся системе здравоохранения в России можно выделить три уровня отношений, в которых проявляется конкуренция за ресурсы здраво­охранения:

- отношения между субъектами системы общественного здравоохране­ния;

- отношения в сфере развития бесплатных и платных медицинских услуг;

- отношения в сфере развития услуг, предоставляемых государственными и негосударственными учреждениями и организациями.

В общественном здравоохранении государства соперничество между субъ­ектами системы здравоохранения возникают чаще всего между однотипными субъ­ектами, но в некоторых случаях оно имеет место, как это будет показано ниже, и между субъектами различных типов (таблица 28). При этом соперниче­ство всегда является следствием ограниченности ресурсов, перманентно при­сущей любой эконо­мике.

таблица 28

 

N п/п Субъекты Объекты конкуренции
Федеральные органы Межотраслевое распределение общественных финансов при формировании бюджета (федеральный приоритет здраво­охранения)
Субфедераль­ные органы 1. Региональное распределение выделенных на здравоохра­нение общественных средств при формировании федераль­ного бюджета. 2. Межотраслевое распределение общественных финансов при формировании субфедеральных бюджетов (субфеде­ральный приоритет здравоохранения)
Муниципаль­ные органы 1. Региональное распределение выделенных на здравоохра­нение общественных средств при формировании субфеде­ральных бюдже­тов. 2. Межотраслевое распределение общественных финансов при формировании муниципальных бюджетов (муниципаль­ный приоритет здравоохранения)
Работодатели (страхователи) Ставка единого социального налога при формировании фе­дерального бюджета (обязательные социальные выплаты)
  Федеральный фонд ОМС 1. Ставка единого социального налога при формировании федерального бюджета. 2. Минимальный норматив подушевого финансирования ОМС
Территориаль­ные фонды ОМС 1. Доля перечислений из ФФ ОМС на выравнивание финан­сирования ОМС в регионах. 2. Информационные ресурсы о налогоплательщиках
Страховые медицинские организации 1. Численность застрахованных. 2. Условия страхования. 3. Условия расчетов с медицинскими учреждениями и орга­низациями
Лечебно- профилактиче­ские учрежде­ния и организа­ции 1. Средства страховщиков. 2. Тарифы на медицинские услуги. 3. Средства на развитие. 4. Средства на повышение квалификации медицинского пер­сонала. 5. Право на участие в целевых программах
Население Доступная, качественная медицинская помощь

 

Одним их рычагов конкурентной борьбы является экономическая состав­ляющая деятельности отрасли здравоохранения в целом и в частности, каждого лечебно-профилактического учреждения участвующего в рынке медицинских услуг.

Оплата покупателем медицинской услуги является завершением экономи­ческого процесса ку­пли-продажи, решающего следующие задачи:

- определение рыночной цены товара или услуги;

- возможность покупателя удовлетворить собственные потребности;

- возможность производителя покрыть издержки производства и получить нормальную прибыль или сверхприбыль.

Тарифы с экономической позиции представляют собой цену продавца (производителя услуги), с которой покупатель согласен и в определении кото­рой он участвует. Тарифы, таким образом, являются согласованными или ут­вержденными издержками продавца и решают экономическую задачу эффек­тивного использования ограниченных ресурсов здравоохранения.

Основными проблемами экономической составляющей являются:

- эффективность клинического управления при отсутствии разработанных оптимальных механизмов стратегического планирования;

- эффективность управления клинической практикой при громоздкой и не­поворотливой структуре лечебно-диагностического процесса;

- повышение качества медицинской помощи и рациональное использова­ние ресурсов медицинского учреждения при отсутствии экономических мето­дов клинического управления;

- отсутствие информации, необходимой для эффективного клинического управления при существующем изобилии информации в лечебно-профилакти­ческом учреждении.

В данной ситуации выживает то учреждение, которое строго придержива­ется правила диктующего сочетание доступной цены и высокого качества ме­дицинской услуги.

Конкуренция между врачами.

Введение страховой медицины предполагало, что предоставление пациен­там права выбора лечащего врача создаст между ними конкуренцию за пациен­тов. Конкуренция же будет способствовать повышению качества предостав­ляемых пациентам услуг. Однако конкуренции врачей за пациентов не получи­лось. Поведение врачей основано на чистом прагматизме. Если пациентов не хватает, то можно увеличить объем предоставляемых услуг и обеспечить себе максимально возможный уровень заработной платы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.006 с.)