Система органов государственной поддержки конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов государственной поддержки конкуренции.



(Статья 3.) В соответствии с Законом о конкуренции государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предотвращению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти - федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически работает в двух основных направлениях. Во-первых (и это является основной целью ее деятельности), он осуществляет государственную политику, направленную на демонополизацию Российской Федерации на федеральном уровне экономики в некоторых отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынках в их различных продуктах и географических границах. Во-вторых, федеральный антимонопольный орган должен обеспечивать предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, т.е. устраняя неблагоприятное воздействие на развитие конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванного действия и соглашения хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления. [12]

Под предотвращением монополистической деятельности понимается, как комплекс мер, принимаемых антимонопольными органами по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополий и концентрация рыночной власти в отдельных хозяйствующих субъектах становится невозможным из-за природы товаров рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров для выхода на рынок к либерализации рынка внешней торговли, деконцентрация рынков и расширения их географических границ)

Ограничение монополистической деятельности - процесс формирования и реализации условий, которые не позволяют за счет доминирующего положения на рынке хозяйствующих субъектов злоупотреблять своей рыночной властью путем ограничения конкуренции и ущемлением интересов других хозяйствующих субъектов и граждан. К ним относятся, например, такие функции, как антимонопольный орган ведения реестра хозяйствующих субъектов, с определенной долей рынка более 35% контроля над экономической концентрацией, проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Подавление монополистической деятельности - надлежащее исполнение органом по вопросам конкуренции с целью выявления нарушений запретов и других ограничений, предусмотренных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел, принятие решений по ним, обязательные для правонарушителей, контроль за выполнением решений и постановлений.[13]

Федеральный антимонопольный орган является частью федеральных органов исполнительной власти, которые генерируются в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации».

Федеральный антимонопольный орган независим не только в организационных и структурных сферах, но и в финансовом плане, финансируются из федерального бюджета.

Закон не предусматривает каких-либо ограничений по количеству, структуре и расположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, но стала традиционная практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

Федеральный антимонопольный орган, как это предусмотрено п. 1, ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, дает территориальные органы власти в пределах своей компетенции.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за принятие нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг естественных монополий и рекламы. ФАС России в пределах компетенции Правительства Российской Федерации (Россия подчиняется непосредственно премьер-министру).

Кроме того, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. 1 февраля 2010 года ФАС России также следит за соблюдением антимонопольных требований Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

В 2010 году ФАС подготовила законопроекты, которые составляют "третий антимонопольный пакет" - поправки к Закону о защите конкуренции, изменения в КоАП. ФАС России также предложил концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон«О естественных монополиях», обеспечивая коренную переработку закона, создание современных методов контроля и регулирования естественных монополий.

Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013 - 2024 гг.

Согласно данной Стратегии такими приоритетами являются:

· создание максимально благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

· снижение административных барьеров, которые препятствуют развитию и свободному функционированию рынков;

· обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий;

· формирование эффективных механизмов тарифообразования;

· создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Работа по реализации основного приоритета (создание благоприятной организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции) должна обеспечить достижение следующих целей:

· создание благоприятных условий для развития конкуренции в главенствующих отраслях экономики;

· повышение качества принимаемых антимонопольными органами решений, обеспечивающих единообразия подходов на всей территории России;

· снижение количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера и совершенствования Кодекса об административных правонарушениях;

· усиление роли антимонопольного органа в роли макро-регулятора экономики;

· повышение роли ФАС России в рейтинге конкурентных ведомств мира до места не ниже десятого;

· формирование престижного положения ФАС России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы как конкуренция, монополия и антимонопольное законодательство.

Еще в самом начале перехода России к рыночной экономике вопросы развития конкуренции и содействия конкурентным отношениям встали новые задачи. Прежде всего, был создан антимонопольный орган, а в 1991 г. принят первый в России антимонопольный Закон. Вследствие развития рынка и появления практики применения антимонопольного законодательства возникла потребность его совершенствования. Актуальность усиления антимонопольной политики в настоящее время связана с тем, что наша экономика недостаточно монополизирована. В 2006 г. был приняты новый Закон - «О защите конкуренции» и Закон, который регулирует ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.[14]

В Законе говорится не только о повышении ответственности, резком ее изменении и установлении крупных штрафов. Теперь к данному вопросу по-новому подходят антимонопольные органы, суды. Безусловно, что для бизнеса это очень актуально, потому что установлен совершенно иной подход к применению норм, который требует от бизнеса учета антимонопольного законодательства. Изменения законодательства, конечно же, подсказаны практикой его применения.

Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, но наиболее устойчивую. В то же время, крупное производство, в силу эффекта масштаба, оказывается более выгодным, хоть и негативно влияет на рациональное использование факторов производства.

Главная цель монополиста - получение максимальной прибыли. Для этого предприятие действует, исключительно, в своих интересах, поэтому государственное регулирование монополий является одним из главных факторов, которое обеспечивают нормальное функционирование экономики. В некоторых случаях, существование монополий является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен устанавливаться контроль по недопущению злоупотребления монопольным положением.

Таким образом, делаем вывод о том, что монополизм – это серьезная проблема рыночной экономики, требующая незамедлительного контроля со стороны государства. Опираясь на существующие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводят эффективную антимонопольную политику, возможные решения проблем монополизма.

Одна из важнейших экономических функций государства – это разработка и проведение антимонопольной политики. Антимонопольная политика представляет собой комплекс мер государственной власти, направленных на ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

В настоящее время основными целями антимонопольной политики государства являются:

· формирование единого экономического и правового пространства;

· обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности;

· создание конкурентной среды.

Эти цели реализуются при помощи укрепления антимонопольного контроля над экономической концентрацией; предотвращения организации монопольных структур на товарных и финансовых рынках; предупреждения антиконкурентных соглашений; преодоления административных барьеров и других мер.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Развитие рынка слияний и поглощений: теории и методология. Автореферат дис...канд.наук / Экономические науки 080001 (1). - МГУ имени М.В. Ломоносова. - М., 2009. - 24 с.

2. Еременко В.И. Очередные изменения в антимонопольном законодательстве Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2010. № 2. С.3-29

3. Оводов А.А., Макаровский А.А. Нарушение антимонопольного законодательства: актуальные вопросы судебной практики // Налоги. 2010. № 5. С.5-15

4. Пузеревский С.А., Чеснокова Т.Н., Ходыкина Т.А. Ответы на актуальные вопросы применения антимонопольного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 1. С.5-19.

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993. С. 56-76

6. Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Учебное пособие. М.: 2008. С. 13-46.

7. Баталов, А.Г, Самойлов, Г.О. Конкуренция / А.Г. Баталов, Г.О. Самойлов. - М.: Экзамен, 2009. - 256с.

8. Белоглазова Г.Н. Стратегия развития регионального сегмента экономической системы//Банковское дело. – 2011.- №2. – с.34.

9. Братко А.Г. На повестке дня – создание Банка проблемных активов// Бизнес и банки. – 2009. - №39. – с. 29-31. Волков О.Р.

10. Конкуренция на российском рынке и оценка конкурентоспособности: Автореферат дис...док. наук. – Москва, 2011. – 28 с. Гайдерова Е.А. Особенности государственного регулирования конкуренции организаций в России//Экономика и право. – 2010. - №7. – с. 43-47.

11. Особенности антимонопольного регулирования в посткризисный период// Деньги и кредит. – 2010. - №8. – с. 14-17. Гончаров, В.А. Современные аспекты государственного контроля слияний хозяйствующих субъектов.

12. Гончаров. - СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 2011. - 23 с. Дрогобыцкий, А.И. Интеграция финансовых услуг / А.И. Дрогобыцкий. - М.: Издательство «Экзамен»

13. Мусина Л.А. Кредитный рынок России современное состояние и перспективы развития: автореферат дисс… к.э.н. – СПб., 2008. – 19 с.

14. Устьянцев А.И. Совершенствование финансово-правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации Автореферат дис...канд.наук/Экономические науки 080001 (1). – М, 2010. – 26 с. Царев В.В.

15. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология/ В.В. Царев. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 799 с. Официальный сайт Федеральной службы статистики России.

16. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11) (ред. от 05.10.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.10.2015)// СПС КонсультантПлюс.

17. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // СПС КонсультантПлюс

18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) ред. от 28.11.2015) // СПС КонсультантПлюс

19. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ в ред. от 13.07.2015 «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс.

20. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 ред. от 26.07.2006 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СПС КонсультантПлюс

21. Приказ ФАС РФ от 24.02.2010 N 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства» // СПС КонсультантПлюс


[1] Оводов А.А., Макаровский А.А. Нарушение антимонопольного законодательства: актуальные вопросы судебной практики // Налоги. 2010. № 5. С.5-15

[2] Развитие рынка слияний и поглощений: теории и методология. Автореферат дис...канд.наук / Экономические науки 080001 (1). - МГУ имени М.В. Ломоносова. - М., 2009. - 24 с.

[3] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993. С. 56-76

[4] Конкуренция на российском рынке и оценка конкурентоспособности: Автореферат дис...док. наук. – Москва, 2011. – 28 с. Гайдерова Е.А. Особенности государственного регулирования конкуренции организаций в России//Экономика и право. – 2010. - №7. – с. 43-47.

[5] Конкуренция на российском рынке и оценка конкурентоспособности: Автореферат дис...док. наук. – Москва, 2011. – 28 с. Гайдерова Е.А. Особенности государственного регулирования конкуренции организаций в России//Экономика и право. – 2010. - №7. – с. 43-47.

[6] Пузеревский С.А., Чеснокова Т.Н., Ходыкина Т.А. Ответы на актуальные вопросы применения антимонопольного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 1. С.5-19.

[7] Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Учебное пособие. М.: 2008. С. 13-46.

[8] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (редакция от 13.07.2015) "О защите конкуренции" ст. 37, п. 1

[9] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (редакция от 13.07.2015) "О защите конкуренции" ст. 38, п. 1

[10] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.11.2015) ст. 3.11

[11] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (редакция от 13.07.2015) "О защите конкуренции" ст. 23, п. 8, ч. 1

[12] http://pravopmr.ru/View.aspx?id=TbmaIO8Ri6fH28yzZGKMAQ

[13] Особенности антимонопольного регулирования в посткризисный период// Деньги и кредит. – 2010. - №8. – с. 14-17. Гончаров, В.А. Современные аспекты государственного контроля слияний хозяйствующих субъектов.

[14]Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ в ред. от 13.07.2015 «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.037 с.)