Понятие и сущность конкуренции и монополии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность конкуренции и монополии.



Конкуренция - соревнование, экономическая борьба, соперничество между продавцами - производителями за право получить максимальную прибыль, и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.[2]

Конкуренция способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы нужно распределить по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Ее называют регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит дал ей название «невидимая рука».[3]
Конкуренция в рыночной экономике выполняет важную функцию - она заставляет производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров выбирает только такие, какие нужны потребителям, и соответственно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?
Конкуренция выполняет важнейшую роль в рыночных отношениях. Она способствует развитию экономики и самих работников. Через нее производители контролируют друг друга. Их борьба за покупателя, потребителя приводит к снижению цен, снижение издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса. Конкуренция является соперничеством между субъектами хозяйствования с целью достижения наилучших результатов в их пользу.
Если есть конкуренция на рынке, производители постоянно стремятся снизить свои издержки производства с целью увеличения прибыли. В результате повышается производительность труда, снижение затрат, и компания имеет возможность снизить цену. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество продукции и постоянно увеличивать разнообразие продуктов и услуг. Поэтому производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за клиентов на рынке за счет расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. Это приносит пользу потребителю.
Основные условия возникновения конкуренции:
1. Полная экономическая изоляция каждого товаропроизводителя;
2. Полная зависимость производителей от рыночных условий;
3. Оппозиция всех других производителей в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция - самый важный элемент рынка, играющий определенную роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижение затрат на разработку технических новшеств и открытий.[4]
Не будет преувеличением, если сказать, что конкуренция правит в рыночной экономике. Тем не менее, конкуренция в качестве движущей всего производства и торговли не действует сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В данной ситуации в России из-за отсутствия конкуренции, в качестве одной из приоритетных задач является создание конкурентной среды в сфере торговли и других предприятий.
Реальное значение конкуренции не ограничивается стимулирующим эффектом на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступают критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулировании экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обострилась необходимость принятия мер на экономическую жизнь со стороны государственных органов.
Не менее значимым является тот факт, что конкуренция выявляет реальную потребительскую стоимость выпускаемой продукции, она удовлетворяет желания и предпочтения людей. В связи с этим, конкуренция является одним из основных инструментов, определяющая, какие элементы следует рассматривать как благо, чтобы потратить на их производство. Благодаря конкуренции обеспечивается свобода выбора. И это очень важный момент для обеспечения свободы личности, формирования человеческой личности, как иерархии ценностей.

В современном мире внутренняя экономическая политики направлена ​​на обеспечение справедливых условий конкуренции. Но способна ли конкуренция существовать в условиях монополии? Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегулирования.

Следует отметить, что не может быть никакой монополии во всех отраслях. Британский экономист Джоан Робинсон, исследуя монополию, выделил отрасли, где конкуренция не может существовать в силу технологических особенностей. Позже они стали называться "естественной монополией промышленности".

Для того чтобы понять вопросы, связанные с антимонопольной политикой, необходимо в целом понять сущность самой монополии.

Монополия - это тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется только у одного продавца, который реализует продукт, не имеющий других заменителей, а проникновение в отрасль других продавцов заблокировано. [5]

Монополистом может служить государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, конечно же, государственные и частные предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Как правило, монополизм связывают с крупнейшими предприятиями или корпорациями. Существенные признаки монополии подлежат владению имуществом и монопольной власти, возможность диктовать свои условия, чтобы влиять на равновесие рынка.

Виды монополии:

· Естественной монополией называется промышленность, где одна крупная компания, которая производит продукцию с самой низкой долгосрочной стоимости, способна удовлетворить весь рыночный спрос.

· Открытые монополии - это субъекты хозяйственной деятельности, источники монопольной власти, которые не могут обеспечить долгосрочные лидирующие позиции (например, инновации, недобросовестной конкуренции или неосведомленность покупателей, как правило, дают временные выгоды монопольной деятельности).

· Закрытие монополии являются те монополии, которые меньше боятся потенциальной конкуренции, в большей степени полагаются на устойчивые барьеры (например, свой собственный уникальный участок земли), имеют долгосрочный характер.
Выделены низшие и высшие формы монополистических объединений. Более низкие - временные союзы или соглашения достигаются для реализации конкретного проекта (бассейны, кольца, уголки и т.д.). Высшими формами монополий или монополистических союзов являются картели, синдикаты, тресты и концерны.
Монополия ассоциируется с целым рядом негативных последствий для экономики. Недопроизводство, высокие цены, неэффективное производство и другие. Таковы причины, которые заставляют клиента мириться с высокими ценами, и вынуждены принять низкое качество продукта, его старение (замедление технического прогресса), отсутствие обслуживания и других проявлений пренебрежения интересами потребителя. Всемогущество монопольной власти непреодолимого барьера на пути промышленности был безопасен даже в долгосрочной перспективе. Собственный рынок не может решить эту проблему. В этих условиях, ситуация может только улучшить государство, проводящее намеренную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где не было бы никаких особых антимонопольных программ и не было бы никаких специальных органов для контроля ее существования.

Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на сокращение и ограничение мощности рынка или предотвратить его приобретения экономическими субъектами.

Политика в области конкуренции - это комплекс мер, предпринимаемых правительством, чтобы ограничить деятельность существующих монополий и предотвратить образование новых. При проведении антимонопольной политики, государство там, чтобы защитить интересы потребителей.

Антимонопольное регулирование - важное составляющее экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.[6]

Органы, которые проводят антимонопольное регулирование, обращают внимание на следующие критерии:

1)Рыночная доля фирмы;

2)Антиконкурентное поведение фирмы;

3)Характер товара фирмы;

4)Наличие у фирмы сверхвысоких прибылей, которая является признаком монопольной власти.

Антимонопольный закон не является единственным методом антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам антимонопольного регулирования относятся административные меры, которые устраняют или предупреждают монопольное положение отдельных субъектов на рынке. Очевидно, что антимонопольное законодательство является одной из форм прямого антимонопольного регулирования.

В дополнение к прямому методу антимонопольного регулирования существует еще и косвенный. Он заключается в поддержке конкурентной среды не за счет ограничения концентрации и централизации капитала, а за счет поощрения или поддержки развития среднего бизнеса при помощи государственных контрактов и привлечения иностранных инвестиций. То есть поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополия ассоциируется с целым рядом негативных последствий для экономики страны, с которой рынок не может справиться самостоятельно. В этих условиях, чтобы улучшить ситуацию поможет только государство, проводящее намеренную антимонопольную политику.





Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.007 с.)