Глава 1. Понятие, виды и сущность конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие, виды и сущность конкуренции.



Глава 1. Понятие, виды и сущность конкуренции.

1.1 Понятие конкуренции……………………………………………6

1.2 Сущность конкуренции………………………………………….8

1.3 Виды конкуренции…………………………………………….....9

Глава 2. Конкуренция и рыночная экономика.

2.1 Конкуренция в рыночной экономике………………..18

2.2 Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы…………………………………………………20

2.3 Статистические данные конкуренции…………………………..29

2.4 Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции………………………………………..35

Глава 3 Антитрестовская политика.

3.1 Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке………………………………...38

3.2 Методы антимонопольной промышленности………………...47

3.3 Антитрестовская политика и мировая экономика……………55

3.4 Будущее антитрестовского законодательства………………...57

Заключение …………………………………………………….58

Список литературы …………………………………..60

 

 

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition). Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

Некоторые представители нынешней власти уповают на старые советские методы командно-административного управления экономики, хотя в мире давно известно про их неэффективность и отсталость. Как мне кажется (и я далеко не одинок в своём мнении), идти необходимо в совершенно противоположном направлении - путём рыночных реформ и преобразований, какими бы тяжелыми они не были.

Процесс становления рыночной экономики довольно длителен и неотделим от становления и развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция неотделимы друг от друга. Конкуренция- один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.

Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально.

Таким образом, конкуренция - это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

Целью моей курсовой работы является:

1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом.

2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.

 

 

Глава 1.

Понятие конкуренции.

Конкуренция - термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкуренция содержит в самой себе противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в ’’чистом’’ виде и переходит в свою противоположность- монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, - следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам (’’нишам’’) рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.

Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны - это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой - это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что, в конечном счете, оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента.

Конкуренция- это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

 

Сущность конкуренции.

Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования - это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.

Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться ’’на ходу’’, обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

 

Виды конкуренции.

Различают четыре рыночных ситуации в зависимости от количества, ’’ удельного веса’’ на рынке товаропроизводителей и влияния отдельного продавца(покупателя) на рыночную цену: полиполия(совершенная конкуренция), монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Полиполия относится к свободной(совершенной) конкуренции, а чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия- к монополистической(несовершенной) конкуренции.

Монополия.

Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:

а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта)

б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей

в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем цены, т.е. монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, т.к по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценных спрос возрастает)

г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения,

примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке

 

Олигополия.

Немногочисленность участников конкуренции- когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.

 

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше одной трети всего оборота на рынке.

В историческом аспекте следует отметить, что до середины 19 века в национальных хозяйствах (современных) развитых стран существовала свободная или совершенная конкуренция. В этом случае на том или ином отраслевом рынке находятся как многие продавцы, так и многие покупатели однородной продукции. Масштаб производства каждого производителя настолько невелик, что он не может повлиять на установление рыночных цен на данный тип продукции. Капиталы могут свободно входить в данную отрасль и выходить из неё. Во второй половине 19 века ситуация изменилась. Благодаря нововведениям, структурным изменениям в производстве, с возрастанием роли отраслей тяжёлой промышленности против лёгкой, пищевой постепенно возникают крупные предприятия и их объединения, которые захватывают всё возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства: рабочая сила, мощности, объёмы производства сосредотачивались на всё более крупных предприятиях, в акционерных обществах. Конкуренция становилась несвободной (несовершенной). Сокращается число производителей-продавцов, крупнейшие из них получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену, производимая предприятиями продукция нередко становится разнородной, дифференцированной. Создаются условия для монополизации производства, т.е. установление такого типа экономических отношений, при котором отдельные хозяйствующие субъекты навязывают собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности, регулируют производство данного вида продукции и господствуют на рынке.

Главные формы проявления конкуренции - ценовая и неценовая. Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относятся также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Однако как долговременная тенденция идёт смещение ’’центра тяжести’’ от ценовой к неценовой форме конкуренции. Неценовые методы конкурентной борьбы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту - это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путём выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продаётся одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды

взаи­моотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Научно-технический прогресс создаёт широкие возможности для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

В структурном плане можно выделить внутри- и межотраслевую конкуренцию. Оба эти направления получают всё более масштабное развитие, отражая закономерности углубления общественного (и его разновидности- международного) разделения труда, специализации и дифференциации производства, сопровождающихся ростом числа отраслей, подотраслей, производств, усилением их взаимозависимости, а также возрастающие размеры перелива капитала между отраслями и внутри них.

В соответствии с территориальным охватом обычно выделяют конкуренцию в пределах района страны, всей страны, региона, мира в целом. Исторически конкуренция вместе с рынком первоначально развивалась в отдельных районах и, перерастая их рамки, постепенно приобретала национальный и международный характер. Достигнув общемировых масштабов, конкуренция задаёт обратные импульсы конкуренции на местах в пределах стран, неизмеримо расширяя возможные пространственные рамки её проявления, посылая ей, мощные импульсы для усиления, устанавливая единые ’’стандарты поведения’’, которые формируются общемировыми условиями.

В соответствии с поведением участников (субъектов) рыночных отношений конкуренция проявляется по следующим направлениям: ’’товаропроизводитель-товаропроизводитель’’, ’’покупатель-покупатель’’, ’’покупатель-товаропроизводитель’’.

Имея в виду конкуренцию по указанным направлениям, следует отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно она является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты- постоянное совершенствование существующих и появление новых, всё более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, ’’вымывание’’ неэффективных товаропроизводителей и производств, а в конечном счёте динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение её эффективности и конкурентоспособности.

Напротив, борьба между покупателями за товар, если она носит долговременный характер, не даёт положительных экономических результатов и свидетельствует о подавляющем господстве монополий и сверхмонополий в производстве и на рынке. Такого рода конкуренция существует в условиях дефицитного рынка, который лишён возможности оказывать реальное влияние на производственную, сбытовую, ценовую политику монополий, осуществляющую её в такой ситуации исходя исключительно из своих эгоистичных интересов.

 

Глава 2.

Цепочка ценности

  ИНФРАСТРУКТУРА ФИРМЫ (т. е. финансовая деятельность, планирование) п
    о
ВСПОМО- УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ з
ГАТЕЛЬ-   и
НАЯ   ц
ДЕЯТЕЛЬ- РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ и
НОСТЬ   о
    н
  СНАБЖЕНИЕ н
    а
            я
             
  ОБЕСПЕ-   ОБЕСПЕ- МАРКЕ- ПОСЛЕ- п
  ЧЕНИЕ ВЫПУСК ЧЕНИЕ ТИНГ ПРОДАЖ- р
  ПОСТАВОК ПРОДУК- СБЫТА И НОЕ и
  СЫРЬЯ ЦИИ ПРОДУК- ПРОДАЖА ОБСЛУЖИ- б
  И Т. П.   ЦИИ   ВАНИЕ ы
            л
            ь
  основная деятельность

 

 

Надо заметить тот факт, что большинство крупнейших кампаний ведут свою деятельность в условиях олигополии. На такого рода рынке цены на изделия, предлагаемый для продажи объем продукции, полученная какой- либо хозяйственной единицей прибыль зависят от реакции остальных хозяйственных единиц на решения первой. Позиция одного производителя в данном случае немного отличается от позиции абсолютного монополиста, который устанавливает единолично объем производимой продукции и на ее продажную цену, что позволяет ему получать максимальную прибыль. При олигополии каждый из производителей может устанавливать объем продукции, поставляемой на рынок, но ее продажная цена и, следовательно, прибыль зависят от решения всех остальных производителей.

Сто крупнейших стран мира:

Место Компания Страна
  Nippon Telegraph & Telephone Jap
  General Electric US
  Royal Dutch/Shell Nuk
  AT&T US
  Exxon US
  Coca-Cola US
  Merck US
  Philip Morris US
  Toyota Motor Jap
  Industrial Bank of Japan Jap
  Roche Holding Swi
  Fuji Bank Jap
  Sumitomo Bank Jap
  Microsoft US
  Intel US
  Mitsubishi Bank Jap
  Dai Ichi Kangyo Bank Jap
  Procter & Gamble US
  Intl Business Machines US
  Sanwa Bank Jap
  Johnson & Johnson US
  Wal-Mart Stores US
  Hewlett-Packard US
  Du Pont (El) de Nemours US
  Glaxo Wellcome UK
  Pepsico US
  British Petroleum UK
  Nestle Swi
  American International Group US
  GTE Corp US
  Mobil US
  Allianz Holding Ger
  BT UK
  Motorola US
  Bristol Myers Squibb US
  Bellsouth US
  Nomura Securities Jap
  Sakura Bank Jap
  Tokyo Electric Power Jap
  Unilever plc/NV Nuk
  Pfizer US
  HSBC Holdings UK
  Hitachi Jap
  Berkshire Hathaway US
  SBC Communications US
  General Motors US
  Amoco US
  Matsushita Electric Industrial Jap
  Abbott Laboratories US
  Ford Motor US


  Chevron US
  Bank of Tokyo Jap
  Disney (Walt) US
  Singapore Telecom Sin
  Ameritech US
  Federal National Mortage Assurance US
  McDonalds US
  Lilly (Ell) US
  Sandoz Swi
  Bell Atlantic US
  American Home Products US
  Siemens Ger
  Citicorp US
  Smithkline Beecham UK
  Broken Hill Propritary Aus
  Union Bank of Switzerland Swi
  Mitsubishi Heavy Industries Jap
  BAT Industries UK
  Seven-Eleven Japan Jap
  Asahi Bank Jap
  Daimler-Benz Ger
  Tokai Bank Jap
  Kansai Electric Power Jap
  Minnesota Mining & Mfg US
  Nippon Steel Jap
  Deutsche Bank Ger
  Toshiba Jap
  Kepco SKorea
  Ericsson LM Swe
  Ciba Swi
  General Motors CL E US
  Ito-Yokado Jap
  Fujitsu Jap
  US West US
  Boeing US
  Columbia/HCA Healthcare US
  Gillette US
  Astra Swe
  Bankamerica US
  Eastman Kodak US
  NEC Jap
  Cisco Systems US
  Long-Term Credit Bank of Japan Jap
  Hong Kong Telecom HK
  Nynex US
  Mitsubishi Trust & Banking Jap
  Schering-Plough US
  American Express US
  Chrysler US
  East Japan Railways Jap

 

 

Причём стоит заметить что не одна российская компания не входит в этот список, и это говорит о том что наша страна не может в данный момент создать условия для существования больших, отечественных компаний и это весьма печально.

 

 

Глава 3.

Заключение.

Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.

Преимущества:

1) Способствует более эффективному использованью ресурсов;

2) Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

3) Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

4) Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

5) Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

…И определённые недостатки…

Недостатки:

1) Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

2) Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

3) Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);

4) Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;

5) Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

6) Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Такая необходимость объясняется, прежде всего, невозможностью бездейственной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена.

Именно принудительная сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.

В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

Список используемой литературы:

1) Булатов А.С. «Экономика» М., 2001г.

2) Вечканов «Микро- и макроэкономика: энциклопедический словарь» СПб: изд-во «Лань», 2001г

3) В. Захаров «Хотели как лучше, а получилось…» // газета «Кузбасс» №076

4) Кувалдин В.П. «Страна ждет сигнала» // Независимая газета, 18 февраля 2000г.

5) Кэмпбелл Р. Макконнелл «Экономикс» М., 2001г. (13-е издание)

6) Логачев М. «Либеральный патернализм как имманентная России экономическая модель» // газета «Вестник Ленинградской АЭС» №9 (562)

7) Липсиц И.В. «Экономика» М.: изд-во «Вита-Пресс», 2000г.

8) Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» М.,2000г.

9) Симкина Л.Г. «Микроэкономика» СПб, 2002г.

10) Светуньков С.Г. «Конкуренция и предпринимательские решения» Ульяновск, 2000г.

11) Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» М., 2000г.

12) Кумлин В.И. «Траектории экономических трансформаций» 2004г.

13) The Global Competitivenness Report 2001-2002 (Всемирный экономический форум по глобальной конкурентоспособности).

Эта работа была представлена на районном Научном Обществе Учащихся и заняла там второе место, в качестве курсовой эта работа получила очень хорошую рецензию и заслуженную оценку пять.… Пользуйтесь на здоровье!!!

Ниже представлен краткий вариант работы. Вы можете воспользоваться им, если придётся её защищать.

Тема моей работы: «Конкуренция, как важное условие функционирования рыночной экономической системы».

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition). Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации.

Таким образом, конкуренция - это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

Целью моей работы является:

3) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.105 с.)