Вопрос 28. Понятие и виды конкуренции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 28. Понятие и виды конкуренции



Ответ

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства, снижать издержки производства, улучшать качество продукции и таким образом повышать это борьба между предпринимателями, выпускающими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, улучшение качества продукции. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях, внутриотраслевая конкуренция в тоже время выступает как тормоз их развития, т.к. порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.

Межотраслевая конкуренция – это борьба между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, за сферы приложения капитала, перераспределение прибыли. Межотраслевая конкуренция вызывает активное перемещение капиталов в наиболее прибыльные отрасли и тем самым способствует формированию оптимальной структуры экономики, преимущественному развитию наиболее перспективных отраслей.

В экономической литературе большое внимание уделяется видам конкуренции. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. такой конкуренции присущи следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же товар;

- возможность свободного доступа в различные производственные секторы экономики;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора;

- отсутствие ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары, ресурсы, о затратах, качестве продукции. Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товара, которое существенно влияет на его цену. Несовершенная конкуренция предполагает существование разнообразного рода нарушений, отклонений. Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Совершенная конкуренция и монополия представляют собой абстрактные типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, реально не существует. Монополистическая конкуренция и олигополия – реальные типы рыночных структур. Они характерны для большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия, табачных изделий, телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки).

Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, при котором достаточно большое число фирм предлагает разнородную продукцию. Экономическое соперничество на таком рынке происходит в условиях ценовой и неценовой конкуренции. Вход на такой рынок, как и уход с него не представляют каких – либо трудностей. Олигополия – это тип рынка, предполагающий присутствие нескольких крупных фирм, продукция которых может быть разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Для олигополии типична взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию, использование неценовой конкуренции. По мнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют две – три фирмы, и расплывчатой, при которой шесть и более фирм делят 70 – 80% рынка.

 

Вопрос 29. Методы конкурентной борьбы

Ответ

Жесткие условия рыночного соперничества породили широкий спектр разнообразных методов конкурентной борьбы. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. Можно также привести используемый монополиями метод ценовой дискриминации (демпинговые цены, разные цены в разных регионах).

К методам неценовой конкурентной борьбы относятся: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту – стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж – использование многочисленных средств в целях привлечения покупателей к товарам. Этот метод включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоянным покупателям.

Особыми методами неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку и лизинг.

Часто используются силовые методы конкурентной борьбы: лишение конкурентов рынков сбыта, сырья, кредитов, транспорта, скупка патентов и т. д. Применяются промышленный шпионаж, дискредитация продукции соперника, физическое устранение конкурента, объявление бойкота.

Формирование рыночной конкурентной среды в странах с переходной экономикой находится на начальных этапах. Оно сдерживается высокой степенью монополизации экономики, большим удельным весом государственного сектора, недостаточным распространением малого и среднего бизнеса. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и защиты конкурентоспособности национальной продукции.

 

Вопрос 30. Ценообразование на рынке ресурсов

Ответ

Ценообразование на ресурсы играет важную роль в экономике. Рыночная экономика не может существовать без хорошо отлаженного ценового механизма, который состоит из двух взаимодействующих частей:

- сами цены, их сущность, виды, структура, функции, величина и динамика изменения;

- ценообразование как способ, правила установления, формирования новых и изменения действующих цен.

Сущность цены раскрывается с помощью трех концепций: стоимостной, потребительской и меновой.

Суть стоимостной концепции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара.

Потребительская концепция отрицает связь между затратами труда и ценой товара. Согласно данной концепции, основой цены служит субъективная полезность товара, его потребительная стоимость.

Меновая концепция цены состоит в том, что цена целиком обусловливается соотношением спроса и предложения на рынке, т. е. способностью данного товара быть обмененным на определенное количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента – денег.

Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Спрос налюбой ресурс зависит от его производитель­ности и цены. В условиях чистой конкуренции при постоянной цене това­ра величина спроса на ресурс будет понижаться вследствие па­дения предельной производительности (кривая спроса на ре­сурс отрицательно направлена). В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса на ресурс тоже отрицательно нап­равлена, но менее эластична, чем при совершенной конкурен­ции. Кривые спроса на ресурс одновременно являются кривыми предельной доходности ресурса.

Условием максимизации прибыли является равенство пре­дельной доходности и предельных издержек ресурса.

Эластичность спроса на ресурсы выражает зависимость уровня потребления ресурса от изменения фактора, определяю­щего спрос. Ценовая эластичность спроса на ресурсы - это от­ношение процентного изменения потребления ресурса к про­центному изменению его цены.

Существенным фактором ценообразования выступают особенности функционирования отдельных рынков – труда, капитала, земли и ценных бумаг.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.009 с.)