Вопрос 56. Сущность и виды налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 56. Сущность и виды налогов



Налоговая система

Ответ

В настоящее время налоги являются преобладающим источником государственных доходов и основным инструментом регулирования экономики. Налоги – это платежи, сборы, пошлины, которые подлежат обязательной уплате со стороны физических и юридических лиц в пользу государства. Сущностный аспект налогов реализуется в деятельности общества по распределению, перераспределению национального дохода и части денежных доходов населения.

Содержание налогов раскрывают процессы их формирования, распределения, использования и регулирования. Процесс формирования налогов воплощается в изъятии и присвоении части стоимости национального дохода и части денежных доходов плательщиков налогов. Процесс распределения заключается в перераспределении национального дохода, региональном распределении налоговой нагрузки между республиканским бюджетом и местными бюджетами, распределении налогов между социальными группами, переложения налогов и уклонения плательщиков от их уплаты. Использование налогов затрагивает создание целевых фондов государства и расходование средств бюджетов на развитие государственного сектора, финансирование строительства, научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, содержание инфраструктуры, субсидирование капитальных вложений. Регулирование налогов охватывает формирование налогового механизма воздействия на микроуровне, макроуровне и уровне интерэкономики.

В современной практике развитых государств используется несколько классификаций налогов. Так, в зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с лиц и выплачиваются с их доходов. Основными видами прямых налогов являются: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог.

Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок, они носят неявный характер. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизный налог, таможенные пошлины. В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в странах с переходной экономикой – косвенные налоги. В доходной части бюджета Республики Беларусь удельный вес прямых налогов составляет 32%, косвенных – 48%, прочих налогов – 12%.

Другая классификация налогов строится на основе соотношения между ставкой налога и доходом. Налог считается прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивным, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональным, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.

В Республике Беларусь прогрессивным является подоходный налог с граждан, остальные налоги пропорциональные.

Совокупность налогов в той или иной стране, форм и методов их построения, организация взимания образуют налоговую систему. В основе построения налоговых систем лежат следующие принципы:

- всеобщность, охват налогами всех субъектов хозяйствования;

- обязательность: субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в полном размере и в строго установленные сроки;

- равнонапряженность: взимание налогов по единым ставкам независимо от субъектов хозяйствования, находящихся в одинаковых условиях хозяйствования;

- однократность: недопущение того, чтобы с объекта налог взимался боле одного раза за установленный промежуток времени;

- стабильность: ставки налога и порядок их отчисления должны длительное время оставаться без изменений длительное время;

- простота и доступность для восприятия;

- гибкость: налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.

 

Вопрос 57. Государственный долг, внутренний, внешний

Ответ

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это общая сумма внешнего и внутреннего долга государства. Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства владельцам ценных государственных ценных бумаг, равной сумме прошлых бюджетных дефицитов за минусом бюджетных излишков. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, организациям, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от иностранного долга тем, что внешний долг – это средства, которые правительство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса.

Внутренний долг представляет собой задолженность государства предприятиям, организациям и населению своей страны.

Экономические последствия государственного долга многообразны:

-государственный долг сокращает запас капитала в экономике;

-процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, т. к. покрываются за счет увеличения налогов или дополнительного выпуска денег;

- выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов в пользу наиболее обеспеченных слоев населения.

Наличие внешнего долга ведет к потере национального продукта и падению престижа страны. В связи с негативными последствиями государственного долга обычно законодательно устанавливается его лимит. В республиканском бюджете предельный лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь установлен в размере 2 млрд. долларов США, размер прироста внутреннего государственного долга не может превышать 3% от ВВП.

 

Вопрос 58. Бюджетная политика: сущность, цели, механизм.

Бюджетная политика – это деятельность государства по сбалансированию бюджета. В условиях бюджетного дефицита она предполагает снижение расходов бюджета и увеличение его доходной части. Возможности увеличения доходной части бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки наталкиваются на экономическую зависимость, получившую название закона Лаффера. В соответствии с данным законом рост налоговой нагрузки сверх определенной критической точки ведет не к росту, а к сокращению поступлений в бюджет. Оптимальным считается налоговое изъятие в пределах 30 – 35% от ВВП. В Республике Беларусь налоговая нагрузка на экономику составляет 46 %, что несколько выше, чем в других странах с переходной экономикой.

Ключевыми вопросами бюджетной политики в Республике Беларусь являются: определение подходов к формированию доходов бюджета; уровень дефицита бюджета; приоритеты в финансировании государственных расходов.

Основные задачи на ближайшую перспективу: сохранение социальной направленности бюджета; развитие реального сектора экономики и наращивание экспортного потенциала; выполнение обязательств по внутреннему и внешнему долгу.

В целях решения поставленных задач предполагается осуществить следующие мероприятия:

- сконцентрировать финансовые ресурсы для оказания помощи предприятиям экспортерам;

- ограничить предоставление банковских кредитов субъектам хозяйствования на льготных условиях под гарантии правительства;

- продолжить реформирование систем образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы в части переориентации отдельных направлений их деятельности по оказанию услуг на платной основе;

- пересмотреть ценовую политику в отношении тарифов, предоставляемых для населения на коммунальные и транспортные услуги, энергоресурсы, имея в виду максимально возможное приближение их к уровню затрат на производство;

- провести инвентаризацию объектов инвестиционной программы.

Данные мероприятия должны обеспечить сбалансированность бюджета и реальность его показателей.

 

Вопрос 59. Денежный рынок

Спрос и предложение денег

Ответ

Денежный рынок — эторынок, на котором функционирует осо­бый товар - деньги. Его основные элементы: предложение де­нег, спрос на деньги, альтернативная стоимость (цена) денег. Общая масса денег, находящихся в обращении, формирует предложение денег. Современное денежное обращение отличается тем, что основная часть денежных операций производится в безналичной форме. Роль денег выполняют не только наличные деньги, но и вклады до востребования, срочные вклады и т.д.Для характеристики предложения денег применяют обоб­щенные показатели, которые называются денежными агрегата­ми (Mi, Мг, М3 и др.). В каждой стране расчет денежного пред­ложения ведется по разному числу агрегатов: к М,, как правило, относят наличные деньги и чековые вклады; Мг включает агрегат М1 и мелкие срочные вклады; М3 состоит из М,2 и крупных срочных вкладов. В экономической теории под деньгами принято пони­мать М1, а М2 и М3 называют "почти деньгами". Предложение денег контролируется государством. Делает это центральный банк как путем денежной эмиссии денег, так и посредством управления денежно – кредитной системой страны. Центральный банк определяет необходимое количество денег исходя из состояния экономики страны.

Спрос на деньги предъявляют домохозяйства, бизнес, пра­вительство. Он обусловлен выполнением деньгами функций средства обращения и средства накопления (сохранения) богат­ства. Поэтому общий спрос на деньги состоит из спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Спрос на деньги для сделок возникает потому, что деньги нуж­ны для оплаты покупаемых товаров, услуг. Существует прямая зависимость между спросом на деньги для сделок и объемом но­минального ВНП. Следует учитывать, что чем быстрее обраща­ются деньги, тем меньше их нужно для обслуживания торговых сделок, т.е. спрос на деньги для сделок находится в обратной зависимости со скоростью обращения денег.

Спрос на деньги со стороны активов определяется тем, что свои сбережения домохозяйства могут сохранять в виде денег М\.. Альтернативной формой сохранения сбережений является покуп­ка ценных бумаг (облигаций, акций). Выбор варианта размещения сбережений зависит от уровня процентной ставки. Увеличение ставки процента повысит спрос на ценные бумаги и уменьшит на деньги, и наоборот. Следовательно, спрос на деньги со стороны ак­тивов находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. Общий спрос на деньги равен сумме спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов.

Оптимальным является равенство спроса на деньги их пред­ложению. Оно определяет равновесную ставку ссудного про­цента, т.е. цену денег. Равновесие денежного рынка постоянно нарушается. Это приводит к изменению рыночной стоимости ценных бумаг и, значит, к изменению ставки процента, ибо они находятся в обратной зависимости. Изменяясь, процентная ставка влияет на спрос на деньги, восстанавливая равновесие денежного рынка. Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже государственных ценных бумаг на фондовом рынке. Если Центральный банк покупает их у коммерческих банков или населения, он на соответствующую сумму увеличивает резервы банков на своих счетах. В результате расширяются возможности создания банками новых кредитных денег, увеличивается предло­жение денег. Чтобы уменьшить количество денег в обращении, Центральный банк продает государственные ценные бумаги ком­мерческим банкам, населению, тем самым сокращая на соответ­ствующую сумму резервы банков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.01 с.)