Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16. Преимущества и недостатки рынкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ответ Рыночная система хозяйствования обладает рядом как позитивных, так и негативных сторон. К позитивным сторонам рынка можно отнести: -. эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы лишь на производство пользующихся спросом товаров. - возможность его успешного функционирования при наличии ограниченной информации. Для этого достаточно иметь лишь данные о ценах и издержках производства. -гибкость, высокую адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. - оптимальное использование достижений НТП. - свободу выбора потребителей и производителей. - воспитание «экономического человека», для которого характерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия и т. д. В целом рыночная экономика есть в известной степени саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется экономическим законам. Наряду с позитивными сторонами рынок имеет и ряд негативных свойств: - создает условия для существования безработицы, банкротства отдельных предприятий, увеличения дифференциации доходов. - невозможность финансирования посредством рынка производства товаров и услуг общественного пользования. - рынок не может решить ряд социальных проблем. - рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. - рынок не обеспечивает перераспределение национального дохода. - рынок не может сам по себе обеспечить достаточный совокупный общественный спрос, т. е. предотвратить кризисы перепроизводства. Проявление негативных сторон рынка подтолкнуло государство к выработке направлений экономического вмешательства в рыночную экономику (регулированию). Основными направлениями государственной макроэкономической политики являются фискальная, денежно-кредитная, антиинфляционная и социальная политика. Меры и направления вмешательства государства в экономику способствовали формированию различных рыночных хозяйств в разных странах (например, социальное рыночное хозяйство в Германии - это разновидность конкурирующей экономики, в которой свободная инициатива сочетается с гарантированным социальным прогрессом).
Вопрос 17. Спрос, закон спроса, ценовые и неценовые факторы Ответ Функционирование рынка – это взаимодействие хозяйствующих субъектов, в ходе которого происходит формирование цен, объемов производства и его структуры, движение продукции от производителей к потребителям. Спрос, предложение, цена и конкуренция являются основными элементами рыночного механизма. Спрос — это платежеспособная потребность, количество товара (блага или услуги), которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене за определенный период времени. Величина (или объем) спроса - это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по некоторой цене за данный период времени при данных условиях. Шкала спроса - таблица, где показано изменение количества того или иного блага, которое покупатели желают и могут приобрести в данное время в зависимости от изменения цены блага. Одним из важнейших факторов, влияющих на объем спроса, является цена товара или услуги. Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и спросом на данный товар при прочих равных условиях. Закон спроса может быть проиллюстрирован с помощью кривой спроса, все точки которой показывают объем спроса и соответствующую ему цену. Кривая спроса имеет отрицательный наклон. Исключением из закона спроса являются так называемые «низшие» и «высшие» товары. Особенность спроса на «низшие» товары связана с тем, что их потребление уменьшается с увеличением дохода. Для таких товаров существуют альтернативные блага, обладающие лучшими потребительскими качествами. По мере роста доходов потребители отдают им большее предпочтение, несмотря на более высокую цену. Существуют и такие группы товаров, спрос на которые, как правило, не снижается и при увеличении цен. Это относится к товарам первой необходимости. К «высшим» товарам относят предметы роскоши. Снижение цены на данные товары может сопровождаться сокращением спроса. Такое явление назвали «эффектом сноба» или «эффектом Веблена». На динамику спроса оказывают воздействие неценовые факторы спроса. К ним относят: доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет; цены на товары-заменители и товары-комплементы. Если на один из таких товаров цена возрастает, то покупатели переключаются на потребление другого товара (заменителя); половая и возвратная структура населения; экономическая политика государства; инфляционные ожидания; предпочтение одного товара другому под воздействием рекламы, моды и др. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей на данный товар обеспечат увеличение спроса на него и наоборот. Необходимо различать понятия "изменение величины спроса" и "изменение в спросе". Реакция покупателей на изменение цены на товар при прочих равных условиях отражает изменение величины спроса, и передвижение на графике идет от одной точки к другой по кривой спроса. Изменение неценовых факторов спроса приводит к изменению в спросе и означает сдвиг кривой спроса вправо (если он растет) или влево (если он падает). Индивидуальный спрос — это спрос конкретного потребителя на данный товар. Рыночный (отраслевой) спрос - спрос всех покупателей на данный товар. Кривая рыночного спроса представляет собой сумму кривых индивидуального спроса и показывает объем спроса всех покупателей при любой цене.
Вопрос 18. Эластичность спроса Ответ Эластичность – это чувствительность одной переменной к изменению другой. Изменение величины спроса в зависимости от изменения ценовых и неценовых факторов называется эластичностью спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене (ED) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. В связи с тем, что между спросом и ценой существует обратная зависимость, коэффициент эластичности спроса по цене всегда имеет отрицательное значение. В хозяйственной практике чаще всего встречаются следующие виды эластичности спроса: эластичный спрос – спрос изменяется в большей степени, чем цена; неэластичный спрос – спрос изменяется в меньшей степени, чем цена; спрос с единичной эластичностью – пропорциональное изменение величины спроса в зависимости от изменения цены, в результате чего общий доход остается неизменным. Как исключение возможны еще два варианта эластичности спроса по цене. Если при неизменной цене или ее незначительных колебаниях величина спроса увеличится до предела покупательных возможностей, то говорят об абсолютно эластичном спросе. Такая ситуация возможна в условиях инфляции, когда, стремясь уберечь деньги от обесценивания, покупатели будут предъявлять повышенный спрос на определенные товары. Если же любое изменение цены не влияет на изменение спроса, то говорят об абсолютно неэластичном спросе (например, спрос на товары первой необходимости, медицинские препараты). Особо следует уделить внимание взаимосвязи эластичности спроса и выручки. Если спрос эластичен, изменение цены ведет к противоположному изменению выручки. Если спрос неэластичен, изменение цены влияет на выручку в том же направлении (например: цена растет - значит, выручка тоже растет). При единичной эластичности выручка не меняется при изменениях цены. Факторы неценовой эластичности спроса: - наличие товаров-заменителей: чем больше заменителей имеет данное благо, тем эластичнее спрос на него. - удельный вес расходов на данный товар в доходе потребителя: чем выше эта доля в доходе потребителя, тем выше будет эластичность спроса на данный товар. - принадлежность товаров к предметам первой необходимости или предметам роскоши: спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши обычно эластичен; - фактор времени: чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос на продукт. Эластичность спроса по доходу отражает степень чувствительности спроса к изменению дохода и определяется как отношение процентного изменения спроса к процентному изменению дохода. Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение спроса на данный товар при изменении цены другого товара на один процент. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене рассчитывается как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б. Если товары являются субститутами, коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене будет иметь положительное значение; если товары являются взаимозаменяемыми - отрицательное. Если коэффициент перекрестной эластичности равен или близок к нулю, это означает, что рассматриваемые товары независимы друг от друга и изменение цены на один из них никак не отразится на изменении спроса на другой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.008 с.) |