Вопрос 16. Преимущества и недостатки рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16. Преимущества и недостатки рынка



Ответ

Рыночная система хозяйствования обладает рядом как позитивных, так и негативных сторон.

К позитивным сторонам рынка можно отнести:

-. эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы лишь на производство пользующихся спросом товаров.

- возможность его успешного функционирования при наличии ограниченной информации. Для этого достаточно иметь лишь данные о ценах и издержках производства.

-гибкость, высокую адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям.

- оптимальное использование достижений НТП.

- свободу выбора потребителей и производителей.

- воспитание «экономического человека», для которого характерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия и т. д.

В целом рыночная экономика есть в известной степени саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется экономическим законам.

Наряду с позитивными сторонами рынок имеет и ряд негативных свойств:

- создает условия для существования безработицы, банкротства отдельных предприятий, увеличения дифференциации доходов.

- невозможность финансирования посредством рынка производства товаров и услуг общественного пользования.

- рынок не может решить ряд социальных проблем.

- рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.

- рынок не обеспечивает перераспределение национального дохода.

- рынок не может сам по себе обеспечить достаточный совокупный общественный спрос, т. е. предотвратить кризисы перепроизводства.

Проявление негативных сторон рынка подтолкнуло государство к выработке направлений эко­номического вмешательства в рыночную экономику (регули­рованию). Основными направлениями государственной макроэ­кономической политики являются фискальная, денежно-кредит­ная, антиинфляционная и социальная политика. Меры и направ­ления вмешательства государства в экономику способствовали формированию различных рыночных хозяйств в разных странах (например, социальное рыночное хозяйство в Германии - это разно­видность конкурирующей экономики, в которой свободная ини­циатива сочетается с гарантированным социальным прогрессом).

 

Вопрос 17. Спрос, закон спроса, ценовые и неценовые факторы

Ответ

Функционирование рынка – это взаимодействие хозяйствующих субъектов, в ходе которого происходит формирование цен, объемов производства и его структуры, движение продукции от производителей к потребителям. Спрос, предложение, цена и конкуренция являются основными элементами рыночного механизма.

Спрос — это платежеспособная потребность, количество това­ра (блага или услуги), которое покупатели желают и могут при­обрести по определенной цене за определенный период времени.

Величина (или объем) спроса - это максимальное количес­тво данного товара, которое покупатель готов приобрести по неко­торой цене за данный период времени при данных условиях.

Шкала спроса - таблица, где показано изменение количества того или иного блага, которое покупатели желают и могут при­обрести в данное время в зависимости от изменения цены блага.

Одним из важнейших факторов, влияющих на объем спроса, является цена товара или услуги. Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и спросом на данный товар при прочих равных условиях. Закон спроса может быть проиллюстрирован с помощью кривой спроса, все точки которой показывают объем спроса и соответствующую ему цену. Кривая спроса имеет отрицатель­ный наклон.

Исключением из закона спроса являются так называемые «низшие» и «высшие» товары. Особенность спроса на «низшие» товары связана с тем, что их потребление уменьшается с увеличением дохода. Для таких товаров существуют альтернативные блага, обладающие лучшими потребительскими качествами. По мере роста доходов потребители отдают им большее предпочтение, несмотря на более высокую цену. Существуют и такие группы товаров, спрос на которые, как правило, не снижается и при увеличении цен. Это относится к товарам первой необходимости. К «высшим» товарам относят предметы роскоши. Снижение цены на данные товары может сопровождаться сокращением спроса. Такое явление назвали «эффектом сноба» или «эффектом Веблена».

На динамику спроса оказывают воздействие неценовые факторы спроса. К ним относят:

доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет;

цены на товары-заме­нители и товары-комплементы. Если на один из таких товаров цена возрастает, то покупатели переключаются на потребление другого товара (заменителя);

половая и возвратная структура населения;

экономическая политика государства;

инфляционные ожидания;

предпочтение одного товара другому под воздей­ствием рекламы, моды и др. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей на данный товар обеспечат увеличение спроса на него и наоборот.

Необходимо различать понятия "изменение величины спро­са" и "изменение в спросе". Реакция покупателей на изменение цены на товар при прочих равных условиях отражает изменение величины спроса, и передвижение на графике идет от одной точ­ки к другой по кривой спроса. Изменение неценовых факторов спроса приводит к измене­нию в спросе и означает сдвиг кривой спроса вправо (если он растет) или влево (если он падает).

Индивидуальный спрос — это спрос конкретного потребите­ля на данный товар. Рыночный (отраслевой) спрос - спрос всех покупателей на данный товар. Кривая рыночного спроса представляет собой сумму кривых индивидуального спроса и показывает объем спроса всех покупателей при любой цене.

 

Вопрос 18. Эластичность спроса

Ответ

Эластичность – это чувствительность одной переменной к изменению другой. Изменение величины спроса в зависимости от изменения ценовых и неценовых факторов называется эластичностью спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене (ED) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. В связи с тем, что между спросом и ценой существует обратная зависимость, коэффициент эластичности спроса по цене всегда имеет отрицательное значение.

В хозяйственной практике чаще всего встречаются следующие виды эластичности спроса:

эластичный спрос – спрос изменяется в большей степени, чем цена;

неэластичный спрос – спрос изменяется в меньшей степени, чем цена;

спрос с единичной эластичностью – пропорциональное изменение величины спроса в зависимости от изменения цены, в результате чего общий доход остается неизменным.

Как исключение возможны еще два варианта эластичности спроса по цене. Если при неизменной цене или ее незначительных колебаниях величина спроса увеличится до предела покупательных возможностей, то говорят об абсолютно эластичном спросе. Такая ситуация возможна в условиях инфляции, когда, стремясь уберечь деньги от обесценивания, покупатели будут предъявлять повышенный спрос на определенные товары. Если же любое изменение цены не влияет на изменение спроса, то говорят об абсолютно неэластичном спросе (например, спрос на товары первой необходимости, медицинские препараты). Особо следует уделить внимание взаимосвязи эластичности спроса и выручки. Если спрос эластичен, изменение цены ведет к противоположному изменению выручки. Если спрос неэластичен, изменение цены влияет на выручку в том же направлении (напри­мер: цена растет - значит, выручка тоже растет). При единичной эластичности выручка не меняется при изменениях цены.

Факторы неценовой эластичности спроса:

- наличие товаров-заменителей: чем больше заменителей имеет данное благо, тем эластичнее спрос на него.

- удельный вес расходов на данный товар в доходе потреби­теля: чем выше эта доля в доходе потребителя, тем выше будет эластичность спроса на данный товар.

- принадлежность товаров к предметам первой необходи­мости или предметам роскоши: спрос на предметы первой необ­ходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши обычно эластичен;

- фактор времени: чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос на продукт.

Эластичность спроса по доходу отражает степень чув­ствительности спроса к изменению дохода и определяется как отношение процентного изменения спроса к процентному изме­нению дохода.

Перекрестная эластичность спроса характеризует изме­нение спроса на данный товар при изменении цены другого то­вара на один процент. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене рассчитывается как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б. Если това­ры являются субститутами, коэффициент перекрестной элас­тичности спроса по цене будет иметь положительное значение; если товары являются взаимозаменяемыми - отрицательное. Если коэффициент перекрестной эластичности равен или близок к нулю, это означает, что рассматриваемые товары независимы друг от друга и изменение цены на один из них никак не отразится на изменении спроса на другой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.011 с.)