Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 19. Предложение, факторы и эластичность предложения

Поиск

Ответ

Предложение – это количество товаров и услуг, которые производитель, желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Предложение имеет количественную оценку и характеризуется номенклатурой и качеством товаров.

Объем предложения – это количество товаров и услуг, которые представлены на рынке в единицу времени. Объем предложения зависит от цены реализуемого товара и ряда других (неценовых) факторов. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. С ростом цены величина предложения возрастает. Та минимальная цена, по которой продавец еще может продать свой товар, называется ценой предложения.

Закон предложения показывает прямую зависимость объе­ма предложения от изменения цены: чем выше цена товара, тем больше предложение, а чем ниже цена - тем меньше предложение. Кривая предложе­ния имеет положительный, восходящий характер.

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы, качес­тво ресурсов, технология, количество продавцов на рынке, ожи­даемые в будущем цены, изменение цен на другие товары, изме­нение налогов и дотаций, период времени.

Необходимо разли­чать изменение объема предложения и изменение в предложе­нии. Изменение объема предложения — изменение количества товара, предлагаемого на рынке, в соответствии с изменением цены товара (при прочих равных условиях), при этом кривая предложения не изменяется, движение идет по точкам на кри­вой предложения. Изменение в предложении происходит под влиянием неценовых факторов, и кривая предложения смещает­ся влево, если предложение снижается, и вправо, если предложение увеличивается

На динамику величины предложения кроме цен могут влиять следующие неценовые факторы:

- цена на ресурсы. Существует тесная связь между издержками производства товаров и предложением товаров. Снижение цен на ресурсы снижает и издержки производства. Поэтому при неименной цене на производимые товары их будет произведено и предложено больше. Это приведет к смещению кривой предложения вправо, и наоборот;

- уровень технологии производства. Совершенствование технологии позволяет снизить издержки. Это оказывает такое же влияние, как и снижение цен на ресурсы;

- государственная политика налогообложения и дотаций. Повышение налогов увеличивает издержки производства, а следовательно, уменьшает предложение. Дотации государства на производство какого – либо товара ведут к снижению издержек. Следствием этого является увеличение предложения и сдвиг кривой предложения вправо;

- изменение цен на другие виды продукции;

- изменение числа производителей. Чем больше в данной отрасли продавцов (производителей, поставщиков), тем больше будет рыночное предложение.

Эластичность предложения по цене определяет чувстви­тельность изменения количества поставляемой продукции к из­менениям в цене.

Коэффициент эластичности предложения по цене (Е s) представляет собой отношение изменения предложения (в процентах) к изменению цены на один процент. Коэффициент ценовой эластичности предложения изменя­ется от нуля до бесконечности. Если Es > 1, предложение называют эластичным; предложение неэластично, когда 0 < Es < 1; предложение бывает единичной эластичности, если Es = 1. Если Es = 0, то предложение совершенно неэластично, при Es =бесконечности, то предложение совершенно эластично.

Концепция эластичности играет большую роль при установлении фирмой цен на собственную продукцию и при осуществлении государством мер по регулированию цен, а также при принятии решений в области политики налогообложения.

 

Вопрос 20. Рыночное равновесие, цена равновесия

Ответ

Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения. На рынке множество продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), желания и возможности которых различны. В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения изменяет рыночную цену до того момента, когда экономические интересы покупателей и продавцов совпадут. Данная ситуация определяет рыночное равновесие, т.е. на рынке устанавливается равенство между объемом и структурой спроса, с одной стороны, и объемом и структурой предложения — с другой. Рыночное равновесие изменяется во времени. Для его изучения используется метод сравнительной статистики.

Равновесная цена — это рыночная цена, при которой количество продукта, который произведен и предложен к продаже на рынке, равно количеству продукта, которое покупатели желают и могут приобрести. Графически цена равновесия соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения. Если рыночная цена устанавливается ниже равновесной, что возникает дефицит, при котором спрос превышает предложение. Если рыночная цена выше цены равновесия, появляется избыток товара, при котором предложение превышает спрос.

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать два обстоятельства:

- монополизм продавца или покупателя, искусственно удерживающего цену в свою пользу;

- административное регулирование цен, приводящее, как правило, к дефициту или перепроизводству.

Потребительский излишек, или выигрыш потребителя, вставляет разницу между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он платит. Когда суммируются излишки потребителей, которые приобретают товар, получается совокупный потребительский излишек. Он определяет выгоду, которую получают покупатели от потребления продукции.

Излишек (выгода) производителя — разница между ценой, по которой производитель продает товар, и ценой, по которой он готов был его продать. Излишки всех производите­лей представляют собой рыночный излишек всей отрасли.

 

Раздел 2. Микроэкономика.

 

Вопрос 21. Теория потребления

Ответ

Потребление – это процесс использования блага с целью удовлетворения потребности, включающий целый ряд частных процессов: выбор товара или услуги, покупку, использование, поддержание вещи в порядке, распоряжение. Различают производственное и личное потребление. Производственное потребление это использование факторов производства в процессе создания товаров и услуг. Личное потребление представляет собой использование благ для удовлетворения потребностей человека.

Теория потребления имеет два направления: количественный подход (кардинализм) и порядковый подход (ординализм).

При количественном подходе поведение потребителя рассматривается с позиций общей и предельной полезности. Под по лезностью понимают способность товара или услуги удовлетворять потребности; удовлетворение или удовольствие, по­лучаемое потребителем от потребления товара или услуги. Полезность может быть измерена, подобно массе, расстоянию, а следовательно, потребитель может измерить полезность любой дополнительной единицы потребляемого блага. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью. Сумма предельных полезностей дает общую полезность. По мере роста потребляемого блага потребность насыщается, а предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. В этом заключается закон убывающей предельной полезности, лежащий в основе закона спроса. Потребности имеют для человека различную значимость, и их можно расположить по мере убывания. В процессе потребления потребитель переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к менее насущным. При этом он стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворять потребности, т.е. достичь максимума общей полезности.

Порядковый подход отрицает возможность и необходимость количественного измерения полезности. Он основан на простой возможности сравнения и упорядочения (ранжирования) потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтительности. Данный подход к объяснению потребительского поведения основывается на использовании кривых безразличия и линий потребительского бюджета. Ординалистская теория полезности была разработана английскими экономистами Р. Алленом (1906 – 1983) и Дж. Хиксом (1904 – 1989).

Кривые безразличия показывают все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности или полезности. Кривые безразличия имеют нисходящий вид – отрицательный наклон (приобретая большее количество одного продукта, потребитель должен отказаться от некоторого количества другого), а также выпуклые по отношению к началу координат, так как обычно они демонстрируют уменьшающиеся предельные нормы замещения (MU).

Предельная норма замещения показывает то количество, на которое одно из двух благ должно быть увеличено с тем, чтобы компенсировать потребителю уменьшение другого блага. Ее можно определить по следующей формуле:

MRSва =_-/\А/ /\В,

где MRSва - предельная норма замещения (субституции) блага А благом В; /\А – уменьшение блага А; /\В – увеличение блага В.

Если нанести на график несколько кривых безразличия, то получится карта кривых безразличия, на которой кривые, более удаленные от начала координат, соответствуют большей полезности потребляемых благ.

__



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.186 (0.009 с.)