Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Себестоимость; стоимость; цена; тариф.

Поиск

Себестоимость – общие затраты ресурсов на производство единицы про­дукции в денежном выражении.

Стоимость – выраженная в деньгах ценность чего-либо или величины за­трат на что-либо или овеществленный труд, затраченный на производство то­вара и овеществленный в этом товаре.

Цена -стоимость какого либо товара в денежных единицах; денежного вознаграждения; плата за что-либо в виде уступки, согласия на какое-либо ус­ловие.

Тариф – официально установленный размер стоимости оплаты, обложе­ния чего-либо.

Сложность системы ценообразования в отрасли здравоохранения обуслов­лена рядом медико-экономических и правовых проблем:

- практика ведения бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения не соответствует требованиям ценообразования, т.к. отсутствует отдельный учет по многим видам затрат по службам и отделениям;

- отрасль имеет сложную структуру, что не позволяет применить одну и туже методику ценообразования в разнотипных лечебно-профилактических уч­реждениях;

- затраты разнотипных лечебно-профилактических учреждений неодина­ково влияют на конечную цену медицинской услуги.

Несмотря на выше перечисленные трудности, система ценообразования в отрасли здравоохранения имеет свои четко установленные цели, задачи и мето­дологию.

Цели ценообразования в отрасли здравоохранения включают в себя (таб­лица 18):

таблица 18

N n/п Содержание цели
   
  Сохранить экономические ресурсы общества, лечебно-профилактических учрежде­ний
  Рост величины выручки
  Рост величины текущей прибыли
  Увеличение будущих доходов
  Максимализация использования высшего ценового сегмента рынка
  Получение дополнительных доходов

 

Задачи ценообразования в отрасли здравоохранения включают в себя (таб­лица 19):

таблица 19

N п/п Содержание задачи
   
  Обеспечение выживаемости отрасли, лечебно-профилактических учреждений
  Максимализация текущей выручки
  Максимализация текущей прибыли от платной медицинской деятельности
  Максимализация объема реализации медицинских услуг (ценообразование при проникновении на рынок)
  Максимализация “метода снятия сливок” на рынке услуг здравоохранения
  Завоевание лидерства по показателям доли рынка и качеству

 

Методология ценообразования в отрасли здравоохранения включают в себя (таблица 20):

таблица 20

N п/п Особенности методологии
   
  Желательно равенство продажной цены услуги переменным издержкам, к которым относятся: фонд оплаты труда, начисления на фонд оплаты труда, медикаменты, мягкие материалы, питание больных
  Выручка максимальна в средней точке кривой спроса
  Прибыль максимальна при предельно максимальной выручке и предельно мини­мальных издержках
  Максимально низкая цена. Возможна “целевая” калькуляция затрат
  Использование методологии ценообразования с учетом ценности для потребителя
  Сочетание доступной цены и высокого качества

 

Согласно целям, задачам и методологии ценообразования стратегия и так­тика политики в этом разделе деятельности системы здравоохранения заключа­ется в установлении таких цен на медицинские услуги, что бы это обеспечивало реализацию конечной цели здравоохранения (воспроизводство здоровья насе­ления) в зависимости от изменяющихся факторов внутренней и внешней среды.

В связи с этим необходимо четко представлять, что установление цены на медицинскую услугу состоит из ряда последовательных этапов:

- определение целей учреждения;

- установление ценовой политики;

- постановка задач ценообразования;

- определение спроса на медицинские услуги;

- оценка издержек (т.е. затрат, расходов);

- анализ цен и услуг конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

- установление окончательной цены на медицинскую услугу.

Выбор методики ценообразования зависит от вида цены на медицинскую услугу (схема 15).

схема 15

В основе методов ценообразования заложено два основных постулата:

- стоимость потребленных средств производства и вновь создаваемая стоимость;

- маржинальная теория определяет зависимость цены товара в большей мере от оценки полезности товара покупателем, а не от затрат производителя.

В настоящее время применяются следующие методы расчета цены товара (таблица 21):

таблица 21

 

N п/п Методы расчета цен
   
I. Издержек товара
1.1 На основе полных (или только прямых) издрежек
1.2 На основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли
1.3 На основе рентабельности инвестиций
II. Рыночные
2.1. Потребительская цена
2.2. Метод следования за лидером
2.3. Тендерное ценообразование
2.4. Нахождение равновесия между издержками производства и состояние рынка
III. Параметрические
3.1. Удельных показателей
3.2. Регрессивного анализа
3.3. Балловый

 

Не зависимо от метода расчет цен они выполняют определенные функции (схема 16).

 

схема 16

 

Учитывая, что одним из составляющих элементов цены является затраты на производство продукции не обходимо четко представлять что эти затраты делятся на постоянные и переменные (таблица 22).

таблицы 22

N п/п Переменные расходы Постоянные расходы
     
  Материальные затраты Расходы на содержание администра­тивно-управленческого персонала
  Заработная плата основного и вспо­могательного персонала с отчисле­ниями Другие общеуправленческие и общехо­зяйственные расходы
  Расходы по содержанию и эксплуа­тации оборудования  
  Прочие общепроизводственные за­траты  

 

На схеме 17 графически представлено соотношение выше приведенных затрат.

 

схема 17

Их всего многообразия подходов к ценообразованию следует остановиться на двух: ценностном и затратном.

Ценностный подход основан на изначальном определении ценности то­вара на рынке (схема 18). Однако при применении данного подхода нельзя пол­ностью исключать элементы затратного подхода, так как рыночная цена товара не может быть ниже издержек на его производство.

схема 18

Затратный подход предусматривает расчет издержек производства, кальку­ляции всех составляющих и определении на этой основе цены, а затем уже ус­тановление ценности товара с учетом спроса и предложения (схема 19).

 

схема 19

 

Особенностью медицинских услуг является их свойство неосязаемости. Изначально покупатель медицинской услуги – пациент не может определить качество медицинской помощи. В силу отсутствия профессиональных знаний и навыков он не в состоянии достоверно установить, какие медицинские услуги ему необходимы:

- лабораторные или функциональные исследования;

- осмотр только терапевта или дополнительно врача другой специальности;

- в каком лечебно-профилактическом учреждении ему окажут квалифици­рованную или специализированную медицинскую помощь;

- какой уровень качества имеют применяемые медицинские услуги в том или ином лечебно-профилактическом учреждении и т.д.

Только в процессе получения медицинских услуг и по истечению опреде­ленного времени пациент может на основании собственной относительно субъ­ективно-объективной оценки сделать выводы о качестве его жизни, понесенных ресурсных затратах в результате полученных лечебно-диагностических меро­приятий и в дальнейшем отдавать предпочтение какому-то медицинскому уч­реждению.

Таким образом, в ходе общения населения формируется спрос на медицин­ские услуги, зависящий от качества и цены предлагаемого в отрасли здраво­охранения товара, т.е. проявляется такое свойство товара как эластичность.

Эластичность - изменяющий спрос на товар в зависимости от его цены.

На эластичность оказывает влияние множество разнообразных факторов, например, таких как наличие товаров-заменителей, срочность покупки и т.д.

В отрасли здравоохранения спрос на медицинские услуги не может быть отложен, как и не во всех случаям можно заметить медицинскую услугу. Таким образом, низкая эластичность спроса на медицинские услуги по цене диктует применение затратного метода ценообразования.

Особенности применяемой в отрасли здравоохранения финансово-эконо­мической политики (нормирование труда, нормирование питания, медикамен­тозного обеспечения и пр.) понуждает к применению нормативного метода це­нообразования, который позволяет выявить отклонения между фактическими и нормативными затратами. Схематично этот метод представлен на схеме 20.

схема 20

Этапы выявления причин не соответствия нормативных и физических за­трат графически может быть представлена следующим образом (схема 21).

 

 

схема 21

Выявленные отклонения фактических расходов от нормативных могут быть обусловлены:

- влиянием факторов внешней и внутренней среды на систему здравоохра­нения, организм человека (экономические, социальные, природные, биологиче­ские)

- несовершенством нормативов, применяемых для обеспечения рациональ­ного планирования деятельности учреждений здравоохранения в связи с их не­соответствием организационно-техническим условиям организации и оказания медицинской помощи населению.

В случае выявления несовершенства нормативов их необходимо пересмат­ривать

За последние два десятилетия в практическом здравоохранении получило стремительное развитие разработка и внедрение технологий стандартизации медицинских услуг. Этот вид деятельности затрагивает не только научно-тео­ретическое обоснование достоверного применения медицинских технологий в профилактическом, лечебно-диагностическом и реабилитационно-восстанови­тельном процессе, но и вопросы эффективного использования ресурсов здраво­охранения для достижения конечной цели – воспроизводство здоровья обще­ства.

Проведение медико-экономического обоснования объемов медицинской помощи требует адаптации принципов ценообразования с учетом особенностей медицинских услуг.

Перед тем как рассмотреть механизмы и методы ценообразования меди­цинских услуг необходимо усвоить показатели, применяемые для оценки их стоимости. Таковыми являются:

манипуляции, процедуры; посещения, койко-дни, вызова, пациенто-дни, случай госпитализации, случай поликлинического обслуживания, объем вида медицинской помощи на 1 жителя, смета доходов и расходов, сочетание ука­занных показателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.141 (0.007 с.)