Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья



Предмет науки.

Наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

Предметы:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

1. Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

2. Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом (БМЭ, 3 изд.)

3.Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

Задачи науки:

1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.

2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.

3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.

4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.

5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.

6. Правовое регулирование здравоохранения.

7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Методы общественного здоровья.

1). Статистический метод - основной метод обществен­ных наук. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здо­ровья населения и определять эффективность деятельности орга­нов и учреждений здравоохранения, широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.).

2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основная задача - определение косвенным путем поправочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, прогноз рождаемости, численности населения, смертности и т.п.

3). Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здо­ровья и здравоохранения на различных этапах истории. Это описательный метод.

4). Метод экономических исследований дает воз­можность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках при изучении и разработке таких вопросов, как учет, плани­рование, финансирование, управление здравоохранением, рацио­нальное использование материальных ресурсов, научная организа­ция труда в органах и учреждениях здравоохранения.

5). Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наи­более рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских цен­тров и т.д. В общественном здоровье эксперимент не может использоваться часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей.

6). Метод моделирования развивается в области организации здравоохранения, и состоит в создании моделей организации для экспериментальной про­верки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают вре­менными или постоянными.

7). Метод наблюдения и опроса – используется для дополнения и углубления данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более полных данных о заболеваемости лиц определенных про­фессий - используют результаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера и сте­пени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость или смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе.

8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследо­вания занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изуче­ния особенностей эпидемического процесса с целью выясне­ния причин, способствующих распространению данного явле­ния на данной территории, и разработки практических реко­мендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология пред­ставляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфиче­ский, метод.

9) социальное прогнозирование

3) Факторы риска — это потенциально опасные для здоровья фак­торы, повышающие вероятность возникновения заболеваний, их развития и неблагоприятного исхода.

Потенциально опасные: генетические, экологические, социальные, поведенческие, окружающей производственной среды, высокая вероятность развития заболевания или неблагополучного исхода.

По происхождению:

-первичные- курение, стресс, гиподинамия

-вторичные- диабет, АГ, липидемия, ревматизм, аллергия, иммунодефицит

Группировка факторов риска:

-образ жизни (несбалансированное питание, условия труда, стресс, вредные привычки)

-генетические (наследственная предрасположенность)

-внешняя среда (атмосферное давление, излучение, загрязнение, канцерогены)

-здравоохранение (неэффективность профилактических мероприятий, несвоевременная МП)

4. Одним из важнейших компонентов первичной профилактики служит формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни.

Важная роль в формировании ЗОЖ принадлежит его пропаганде. Цель пропаганды ЗОЖ состоит в формировании гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение

и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Важнейшими задачами формирования ЗОЖ следует считать:

• пропаганду факторов, способствующих сохранению здоровья: личную гигиену, гигиену труда, отдыха, питания, физкультуру, гигиену половой жизни, медико-социальную активность, гигиену окружающей среды и др.;

• пропаганду мер по профилактике факторов, пагубно влияющих на здоровье: избыточное потребление пищи при недостаточной физической нагрузке, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, курение табака, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек и т.д.

 

Первичными подразделениями службы формирования ЗОЖ служат отделения (кабинеты) профилактики. Они организуются в составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей. По решению органов управления здравоохранением аналогичные подразделения могут создаваться в других лечебно-профилактических учреждениях.

Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) медицинской профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики.

Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики.

Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики - это координация взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с региональным центром медицинской профилактики, организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний, ЗОЖ. Кроме того, в современных условиях на первый план выходят задачи информационного обеспечения специалистов и населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через средства массовой информации, изучения и оценки знаний вопросов профилактики заболеваний, формирования ЗОЖ у населения путем проведения социологических опросов.

«Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено решение следующих задач:

 

• формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения. Привлечение граждан к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;

• разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

• создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

• обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

• внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями.

 

 

5) Здоровье (индивидума) – это состояние полного физического и психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физич. Дефектов, вкл. Способность вести социально и экономически продуктивную жизнь.(ВОЗ).

 

Уровни здоровья:

1) Индивидуальное

2) Групповое- социальных или этнических групп

3) Региональное или здоровье населения- на конкретной административной территории

4) Общественное – здоровье общества, населения страны, континента и др.

Критерии оценки:

1) социально-экономические

-уровень прироста населения

-ВНП

-уровень безработицы

-адекватные жилищные условия (количество лиц на 1 комнату)

-выработка энергии на душу населения

2)медицинское обслуживание:

-наличие МО

-физическая доступность

-экономическая доступность

-культурная доступность

3) охват населения ПМСП(первич.медико-санитар.помощью):

-санитарное просвещение

-обеспечение качественного питания и водоснабжения

-охрана здоровья материнства, детства, планирование семьи

-иммунитет против инфекционных заболеваний

-возможность лечения основных заболеваний, травм

-обеспечение ЛС

4)показатели здоровья популяции

– доля н-р менее 2,5 кг

-доля детей и подростков с массой, соответствующей возрастным нормативам

-показатели психо-физического развития детей и подростков

-уровень смертности по возрастным периодам

-продолжительность жизни

-смертность от отдельных заболеваний

-материнская смертность

-общая заболеваемость, инвалидизация

-социальная и интеллектуальная

6) Общественное здоровье – важнейший экономич. И соц. Потенциал гос-ва, обусловленный воздействием различн. Факторов среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптим. Уровень качества и безопасности жизни.

 

Показатели для оценки ОЗ:

-отчисления внп

-доступность медико-оц. Помощи

-охват населения мп

-% лиц, подвергнутых иммунизации

-сотав питания детей

-уровень детской смертности

-средн. Прод-ть предстоящей жизни

-гигиенич. Грамотность населения

 

 

7) Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья;

2) приоритет профилактических мер;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

План и программа медико-социального исследования

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает перечень организационных вопросов:
1. Определение места (территории), где будет проводиться исследование

2. Определение времени проведения исследования

3. Определение вида статистического наблюдения - единовременное, текущее.
4. Определение метода статистического наблюдения - сплошное, выборочное
5. Определение организаторов и участников исследования,
6. Определение средств, необходимых для проведения работы.
ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Определение единицы наблюдения -
2. Определение учетных признаков, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения.
3. Определение регистрационных бланков, подлежащих учету.
4. Составление макетов статистических таблиц. По своему построению таблицы разделяют на простые, групповые и комбинационные.

Статистическая совокупность

Статистическая совокупность - группа, состоящая из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных гра­ницах пространства и времени и обладающих признаками сходства и различия.

Свойства статистической совокупности: 1) однородность единиц наблюдения 2) определенные границы пространства и времени изучаемого явления

Различают два вида статистической совокупности:

А) генеральная совокупность - совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования.

Б) выборочная совокупность - часть генеральной, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Требования, предъявляемые к выборочной совокупности:

1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т. е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:

а. быть достаточной по численности

б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)

2) при ее формировании должен соблюдаться Основной принцип формирования выборочной совокупности: равная возможность для каждой единицы наблюдения попасть в исследование.

Способы формирования статистической совокупности:

1) случайный отбор - отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т. д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

2) механический отбор - единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т. д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3) типический (типологический) отбор - предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.

4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор

5) комбинированные способы

 

Относительные величины

относительные = А1/А2; только для качественных признаков

 

 

Абсолютные показатели

1. Число родившихся за период (Р)

2. Число умерших за период (У)

3. Естественный прирост (убыль) населения, который определяется как разность между числом родившихся и умерших за период: ЕП = Р — У

Относительные показатели

Среди показателей движения населения выделяют: коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста и коэффициент жизненности.

Все коэффициенты, кроме коэффициента жизненности, рассчитываются в промилле, т. е. на 1000 человек населения, а коэффициент жизненности определяется в процентах (т. е. на 100 человек населения).

Коэффициент жизненности

Показывает соотношение между рождаемостью и смертностью, характеризует воспроизводство населения. Если Коэффициент жизненности меньше 100%, то население региона вымирает, если выше 100%, то численность населения увеличивается. Этот коэффициент определяется двумя способами:

Специальные показатели

В демографической статистике кроме общих коэффициентов рассчитывают также специальные показатели:

Коэффициент брачности

Показывает, сколько браков приходится на 1000 человек в течение календарного года.

К брачности = (число лиц, вступивших в брак / среднегодовая численность населения)*1000

Коэффициент разводимости

Показывает, сколько разводов приходится на каждую тысячу населения в течение календарного года. Например, в 2000 г. в России на каждую 1000 человек населения приходилось 6,2 браков и 4,3 разводов.

К разводимости = (число лиц, разведенных в году / среднегодовая численность населения)*1000

Материнская смертность

Число женщин, умерших во время беременности

(неза­висимо от ее продолжительности), родов

и в первые 42 дня после прекращения беременности

от причин, связанных с бе­ременностью и родами

-------------------------------------------------------------------------- · 100.000

Число родившихся живыми

Перинатальной смертности:

(Число родившихся мертвыми + Число умерших

в первую неделю (168 часов) жизни)

------------------------------------------------------------------- · 1000

Число родившихся живыми и мер­твыми

 

4. Показатель смертности от данного заболевания. Уровень смертности от отдельных причин зависит и от частоты распространения конкретных нозологических форм болезней и от летальности при них. Следует придерживаться точной терми­нологии и избегать нередко встречающегося у клиницистов сме­шения этих двух понятий.

 

Число умерших от данного заболевания за год

------------------------------------------------------------- · 1000

Средне­годовая численность населения

5. Показатель структуры причин смерти:

Число умерших от данной причины за год

------------------------------------------------------- · 100%

Общее число умерших за год

Структура причин смерти на 2002 г.

1 место – сердечно-сосудистые заболевания - 55,9%

2 место – от несчастных случаев, отравлений и травм - 14,1%

3 место – от новообразований – 12,6%

 

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 декабря 2004 г. № 805 О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы

В целях реализации статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

 

Установить, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

Установить, что Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро (далее - главные бюро), - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

 

Количество бюро определяется исходя из расчета, как правило, 1 бюро на 70 - 90 тыс.
человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества освидетельствуемых граждан в год.

 

Основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной
экспертизы являются: проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

 

Бюро выполняет следующие функции:

а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и у реабилитационного потенциала;

б) врач вырабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления
инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;

г) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах); -

д) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской
Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

е) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-
социальной экспертизы;

ж) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

з) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших
медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

и) представляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

 

Главное бюро выполняет следующие функции:

а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а Также по
направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, в целях
установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени
ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

г) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-
социальной экспертизы;

д) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших
медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

е) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

з) в случае проведения освидетельствования:

разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности; определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

и) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской

Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

 

Фёдеральное бюро выполняет следующие функции:

а) обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

б) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюро;

в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;

г) проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;

д) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения главных бюро;

е) осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением
новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия
ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности,
реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

ж) проводит по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации научные исследования в установленной сфере деятельности; осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

и) оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального - развития Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение указанных рекомендаций, а также законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

к) формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов;

л) принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

м) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы; н) вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе.

 

Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы для осуществления своих полномочий имеют право:

· направлять граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей;

· запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведения, необходимые для выполнения полномочий, возложенных на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Решение бюро, не отмененное или не измененное главным бюро либо в судебном порядке, решение главного бюро, не отмененное или не измененное Федеральным бюро либо в судебном порядке, а также решение Федерального бюро, не отмененное или не измененное в судебном порядке, являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

 

Структуру и штатное расписание Федерального бюро, а также смету расходов на его содержание утверждает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Структуру и штатное расписание главных бюро, а также смету расходов на их содержание утверждает Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в пределах утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации лимитов.

 

Федеральное бюро возглавляет руководитель - главный федеральный эксперт по медико- социальной экспертизе.

Главное бюро возглавляет руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителя - главного федерального эксперта по медико-социальной экспертизе, заключение, изменение и расторжение с ним трудового договора (контракта) осуществляются Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителя - главного эксперта по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации и руководителя -главного эксперта по медико-социальной экспертиз, заключение, изменение и расторжение с ними трудового договора (контракта) осуществляются руководителем Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

 

 

44. Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и др. мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

 

Основные принципы социальной защиты:

· государственный характер, предусматривающий правовые, экономические и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи;

· разграничение компетенции в сфере социальной защиты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и расширение прав местных органов власти в обеспечении мер социальной защиты;

· доступность, предполагающая возможность получения каждым нуждающимся необходимых видов и форм социальной помощи;

· адресность, которая предполагает предоставление помощи нуждающимся с учетом их индивидуальных потребностей;

· дифференциация мер социальной защиты с учетом различных медико-социальных факторов (возраст, пол, место проживания - город, село, беспомощность, одиночество и др.);

· комплексность, предусматривающую сочетание и преемственность различных видов помощи (денежной, натуральной, медицинской, правовой и др.);

· базирование на всех возможных источниках финансирования (федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, средства общественных объединений инвалидов, благотворительные средства и др.);

· участие самого населения в формировании государственной политики в сфере социальной защиты и определения мер по ее реализации;

· взаимодействие государственных, общественных, религиозных, гуманитарных и иных организаций.

 

Составным элементом социальной защиты является социальная помощь (социальная поддержка).

Социальная помощь (поддержка) - это обеспечение населения в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учётом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению, за счёт средств местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам.

 

Среди лиц, которые нуждаются в социальной помощи в первую очередь, необходимо назвать следующие категории малообеспеченного населения: одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, не способные к самообслуживанию; престарелые граждане (старше 70 лет); инвалиды I и II групп; семьи с детьми инвалидами; многодетные матери (с 3-мя и более детьми); одинокие матери (отцы); дети-сироты; лица, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, бомжи, лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий) и другие граждане.

 

Право на получение социальной помощи предоставляется нуждающимся гражданам (семье в целом или каждому нетрудоспособному члену семьи отдельно) на определённый период времени после проверки доходов и материально-бытовых условий жизни, социально-экономическое положение которых соответствует следующим основным критериям:

· совокупный среднедушевой доход ниже установленного регионального уровня;

· отсутствие средств существования;

· одиночество (отсутствие родственников, обязанных по закону их содержать) и неспособность к самообслуживанию;

· наличие материального ущерба или физических повреждений вследствие стихийных бедствий и катастроф, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

Учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

1. Комплексные центры социального обслуживания населения.

2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям.

3. Центры социального обслуживания.

4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

5. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

6. Социальные приюты для детей и подростков.

7. Центры психолого-педагогической помощи населению.

8. Центры экстренной психологический помощи по телефону.

9. Центры (отделения) социальной помощи на дому

10. Дома ночного пребывания.

11. Специальные дома для одиноких престарелых.

12. Стационарные учреждения социального обслуживания (дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

13. Геронтологические центры.

14. Иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

15. Предприятия, оказывающие социальные услуги.

 

46.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.174 с.)