Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья



12.1. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья

По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических, гигиенических условий для будущих матерей и детей, недостатки школьного и семейного воспитания и многое другое.

К категории дети, с ограниченными возможностями здоровья относятся дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психофизическом развитии и дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств.

Таблица 12

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети – инвалиды лица, которые имеют нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиямитравм или дефектами,приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты [34].

Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии – дети, с нарушением речи; дети – слепые и слабовидящие; дети - слабослышащие и глухие; дети с ранним детским аутизмом; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич).

ü Дети с нарушением речи – дети, имеющие отклонения от нормального формирования языковых средств общения.

ü Слепые - это категория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

ü Слабовидящие - это категория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).

ü Глухие – дети, которые имеют стойкую потерю слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, по­зволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. Это не только снижение слуха выше 80 децибел, но и потеря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относящихся к речевым.

ü Слабослышащие - дети, которые имеют стойкое понижение слуха (менее 80 децибел), при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной к ребенку (взрослому) речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины [10.].

ü К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Особенностью данного дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

ü Понятие «задержка психического развития» употребляется к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерна незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов [10].

ü Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – дети, имеющие тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта [34].

ü Ранний детский аутизм – вид искаженного развития, дети с данной категорией нарушения развития отличаются нарушением контакта, уходом от реальности в мир собственных переживаний. Этот термин, впервые введен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств [32].

ü Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью – дети, отличающиеся невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы

ü Дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств дети, которые получили более позднее (после 2,5-3 лет) патологическое воздействие на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформировалась, и их недостаточность проявляется в признаках повреждения

12.2. Система сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Современными исследованиями показано, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Раннее выявление и комплексная психолого-медико-педагогическая помощь позволяют предупредить появление вторичных нарушений, скорректировать уже имеющиеся трудности, в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, степени интеграции в обществе. Для детей, которые имели тяжелые нарушения в развитии и раньше были лишены возможности получать образование, ранняя помощь дает возможность быть включенными в соответствующую им форму специального образования. Своевременная диагностика и коррекция дают возможность уменьшить степень выраженности патологии, ее поведенческие последствия, а во многих случаях полностью устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка. Значительная часть детей, получивших раннюю специальную помощь, в дальнейшем может быть включена в общий образовательный поток.

Для нормального формирования личности ребенка и развития его психики очень важны отношения с матерью, другими близкими ребенка. В связи с этим работа специалистов в системе раннего выявления нарушений и коррекции развития направлена на помощь всей семье, имеющей ребенка с особыми потребностями. Своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и методическая помощь семье проблемного ребенка позволяют принципиально изменить в лучшую сторону всю дальнейшую жизненную траекторию ребенка, улучшить качество жизни семьи, предотвратить ограничения жизнедеятельности [40.].

В своей деятельности Система ранней помощи руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Россия, ратифицировав международные документы в области прав защиты детей, продекларировала осознание ею особых образовательных потребностей по отношению ко всем без исключения нуждающимся (а не только по отношению к тем категориям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые считались «обучаемыми» и уже находились в системе специального образования), причем, начиная с первых дней жизни ребенка, в условиях предоставления родителям права выбора форм обучения. Ратификация этих документов - важный демократический шаг государства, означающий, что Российская Федерация взяла курс на реформирование образовательной системы с целью ее перехода на принципиально новый этап развития.

Система специального образования нового типа предполагает:

• максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка, особых образовательных потребностей ребенка;

• начало целенаправленного обучения с момента определения первичного нарушения в развитии ребенка;

• расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни; верхняя граница - вся жизнь;

• непрерывность и преемственность процесса обучения с младенческого возраста и его выход за рамки школьного возраста;

• включение всего комплекса специальных коррекционно-развивающих средств (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);

• использование всех необходимых «обходных путей» обучения, специфических методов, приемов, средств обучения, необходимых для обучения каждого конкретного ребенка;

• разработку дифференцированного, «пошагового» обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое в большинстве случаев не требуются в образовании нормально развивающегося ребенка;

• особую организацию образовательной среды;

• целенаправленную работу с родителями, включение их в процесс воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшей задачей реформирования системы образования является достраивание нового структурного звена - системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка. С достраиванием базового звена - системы ранней помощи ребенку и семье - система образования принимает законченную форму [68]:

Рис. 9.

Образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 

0-3 года Система ранней помощи (СРП) (15% всех родившихся)
       
   
 

3-5 лет Массовые ДОУ (70% выпуска СПР) Специальное ДОУ (30% выпуска СПР
  Массовая программа Интегрированная программа  
6-16 лет (18) лет Массовая школа Специальное (коррекционное) учреждение (20% выпуска СПР)
  Массовая программа Интегрированная программа  
  Учреждение профессионального образования

 

Рабочей группой, созданной при отделе практической психологии и охраны здоровья Министерства образования РФ, подготовлен проект программы создания единой государственной системы раннего выявления нарушений и специальной помощи детям с отклонениями в развитии. В программе определены цели, задачи, этапы, сроки и основные направления развития федеральной системы ранней специальной помощи детям младенческого и раннего возраста с ограниченными воз­можностями здоровья и их семьям.

Деятельность Системы ранней помощи осуществляется на междисциплинарной основе, то есть в сопровождении ребенка и его семьи участвуют те специалисты (дефектолог, логопед, психолог, специальный психолог, сурдопедагог, тифлопедагог, семейный психолог и т.д.), в профессиональные функции которых входит работа с проблемами как ребенка, так и его семьи. Кроме того, деятельность системы ранней по­мощи осуществляется на межведомственной основе. В сопровождении ребенка могут принимать участие структуры органов здравоохранения, образования, социальные службы.

Первый этап реализуют учреждения здравоохранения. Именно на них лежит первичное выявление, абилитация и реабилитация детей средствами медицины, направление этой категории детей в службы ранней специальной помощи и БМСЭ.

Второй этап - ранняя специальная помощь ребенку и семье, осуществляемая службами ранней помощи, реабилитационными центрами, лечебно-профилактическими учреждениями системы здравоохранения.

Третий этап - психолого-педагогическая, медицинская, социальная коррекция нарушенного развития, подготовка к школьному обучению, которая может осуществляться в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ)[18].

Расширение и повсеместное внедрение различных форм интегрированного образования позволят значительному количеству детей успешно адаптироваться в обществе, а вариативность получения общего образования детьми с отклонениями в развитии позволит гибко выстраивать образовательный маршрут каждого конкретного ребенка с особыми нуждами, переводя его с одной ступеньки на другую, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.

В системе образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить специальную психолого-медико-педагогическую помощь в различных организационных формах. Самая распространенная форма - это, безусловно, дошкольные образовательные учреждения. Ребенок, имеющий отклонения в развитии, может получать помощь в дошкольном образовательном учреждении:

компенсирующего вида, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;

комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида по видам нарушений;

общеразвивающего вида. В этих дошкольных образовательных учреждениях ребенок может получать помощь в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения.

Обязательным условием эффективной коррекционно-развивающей помощи ребенку в условиях интегрированного воспитания и обучения является психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка.

Как в дошкольных образовательных учреждениях различных видов (компенсирующего, комбинированного, общеразвивающего), так и в других учреждениях системы образования, могут открываться группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.

В учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, дошкольники с отклонениями в развитии также могут получить специальную помощь как в индивидуальном порядке, так и в условиях разновозрастных воспитательных групп.

Специальная психолого-медико-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии оказывается в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста), в учреждениях дополнительного образования (центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.) [28].

Цель системы ранней помощи - обеспечение возможно более ранней и полной интеграции ребенка с проблемами в развитии в социум через оказание специальной квалифицированной помощи ребенку и его семье, предотвращение появления вторичных дефектов развития.

Задачами системы ранней помощи является:

ü выявление детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья через систему профилактических мероприятий (взаимодействие с детскими поликлиниками, родильными домами, проведение скрининговой диагностики);

ü своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребенка (то есть начало помощи ребенку и семье сразу же после выявления проблемы);

ü квалифицированная помощь семье ребенка раннего возраста (со­провождение ребенка и семьи до перехода в следующие программы, например, в ДОУ).

Деятельность системы ранней помощи предполагает:

Ø скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте ребенка;

Ø расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

Ø целенаправленное наблюдение педиатром за темпом психофизического развития ребенка группы риска по месту его жительства;

Ø проведение дифференциальной диагностики отклонений развития;

Ø оказание психолого-педагогической помощи родителям, воспиты­вающим проблемного ребенка;

Ø раннее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при общеобразовательных дошкольных учреждениях или дошкольных учреждениях компенсирующего вида;

Ø организацию целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста.

Раннее начало систематической коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает решение как общеразвивающих, так и коррекционных задач:

1. Развитие характерных для данного возраста психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности. Для ребенка раннего возраста это, прежде всего, развитие общения, предметно-игровых действий, самостоятельности в быту, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности и развитие речи.

2. Создание условий для коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии. Это значит, что специальное обучение должно быть направлено на формирование тех психологических новообразований, видов детской деятельности и способностей, которые по возрасту уже должны быть, но еще не появились у данного ребенка.

При этом необходимо создать следующие педагогические условия:

1. Предметно-развивающая среда. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка, его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предметно-развивающая среда должна быть для ребенка информативной, удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждении.

2. С детьми должен работать специалист (педагог-дефектолог), который должен уметь:

• устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате чего у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ «Я», и «Я-сознание»;

• правильно выбирать способы постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности;

• определять способы передачи ребенку общественного опыта, соот­ветствующие уровню его развития;

• организовывать самостоятельную деятельность детей.

На начальном этапе коррекционной работы важно сформировать у ребенка готовность к усвоению способов передачи общественного опыта. Среди этих способов выделяют следующие: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты; подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, а позже и зрительная ориентировка).

3. Содержание, методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения, требованию единства диагностики и коррекции, строиться с учетом возрастных особенностей, знания генетического хода развития, основываться на деятельностном подходе к становлению личности ребенка.

4. Включение родителей в коррекционно-педагогический про­цесс происходит поэтапно. Сначала важно сформировать у родителей установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за своим ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у родителей адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.

5. Формирование у детей адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем – о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях) [68].

В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуации

12.3. Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с вышеуказанными категориями нарушений строится по следующей схеме (рисунок 10). Рассмотрим данные этапы подробнее.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в психолого-медико-педагогическом сопровождении. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или того дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для последующей коррекционной работы [67]


Рис. 10

Этапы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-медико-педагогическое сопровождение
Диагностическое направление
Консультативное направление
Коррекционное направление
Отслеживание динамики

 


Диагностическое направление

Целью диагностического направления является организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При обследовании детей, с ограниченными возможностями здоровья специалисты должны руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при постановке диагноза данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, логопедами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте должен стоять учет интересов ребенка.

2. Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние, которое может существенно влиять на развитие ребенка. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке. Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой, игровой [29].

3. Принцип динамического изучения детей. Согласно этому принципу при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают имогут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении

4. Принцип качественно-количественного подхода. Согласно этому принципу, при оценке выполненного ребенком задания необходимо учитывать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели (С. Д. Забрамная) [20].

Медико-психолого-педагогическое обследование является важным этапом системы специальной помощи ребенку, с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляться оно должно комплексно, различными специалистами.

Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Содержанием медицинского обследования является осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических сведений, офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследование ребенка.

Основное внимание обращается на состояние эмоционального, интеллектуального, психического и речевого развития ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабораторными исследованиями (рентгенография черепа, энцефалограмма, компьютерная томография и др.). Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и особенностях лица, конечностей, тела и др. Уточняется состояние сенсорного развития — слуха, зрения. Иногда врач по определенным симптомам устанавливает наличие у ребенка врожденной наследственной неполно­ценности: микро- или макроцефалия, синдром Дауна, отставание в росте и др. Среди дефектов зрительной системы наиболее показательными является нистагм, косоглазие, амблиопия, нарушение рефракции глаза и др.

Оценка нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи), судорожные симптомы (гиперкинез, тик, тремор и т. д.). Выявляется также наличие пороков в строении артикуляционного аппарата [18].

В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психического развития ребенка, начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, навыков общения с детьми, состояние моторики, характер игры и др.

Если это дети дошкольного возраста, то определяется их готовность к школьному обучению. Сюда входит установление уровня умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Ребенок должен уже иметь определенный объем знаний и представлений об окружающем мире; требуется сформированность таких психофизических и психических функций, как моторика, произвольное внимание, осмысленная память, пространственные представления. К школе необходимо овладеть умственными операциями и навыками речевого об­щения. Ребенок должен проявлять познавательную активность, обладать способностью к регуляции поведения и самоконтролю [68].

При диагностическом обследовании познавательной и эмоционально-волевой сфер можно использовать диагностические комплекты Семаго М.М, Забрамной С.Д., методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика обследования детей раннего и дошкольного возраста» с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» Е.А. Стреблевой. При обследовании особенностей речи логопеды используют «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова.

В тех случаях, когда дети уже учились в школе, следует установить характер и причины имевшихся у них трудностей в обучении, вскрыть структуру дефекта. Особое внимание обращается на способность ребенка к обучению. Важными показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала, способность использовать помощь взрослых и др.

Психолого-педагогическое обследование проводят педагог-дефектолог и психолог. Используются следующие методы психолого-педагогического исследования:

1. Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Она позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. При установлении умственных способностей ребенка в ходе беседы следует выявить: точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайших родственниках, друзьях (имя, отчество, фамилия, возраст) и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.; характер представлений о времени (умение определять время на часах, понимание временной протяженности и т. д.); представления о явлениях природы (различение времен года с учетом их признаков, наличие представлений о грозе, снегопаде и т. д.); умение ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями «справа — слева», «вверху — внизу», «ближе — дальше» и т. д.); запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т. д. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и поможет исследователю выявить то, что ему необходимо [20].

2. Метод наблюдения.Наблюдение начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда проводится целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками, исследователь фиксирует первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенных действий. В ходе производимых ребенком манипуляций с игрушками исследователь наблюдает за координацией движений, состоянием моторики. Кроме наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка в ряде случаев проводится специальное обследование с помощью игрушек.

3. Метод изучения рисунков. Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. Умственно отсталые дети обычно затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Умственно отсталые дети не соблюдает формы, пропорции частей предмета, ограниченно и не всегда верно используют цвета, затрудняются объяснять рисунок. Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудность переключения. Они часто застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Кроме диагностических целей рисунок может быть использован для установления контакта с ребенком [15].

4. Методы экспериментально-психологического исследования. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментальных методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний. Если в построении экспериментальной методики и процессе самого обследования соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность не только констатировать состояние ребенка и дать характеристику изучаемой психической функции, но и сделать некоторый про­гноз в его развитии, а также дать рекомендации для Работы с ребенком. Качественный анализ процесса деятельности наряду с учетом определенных количественных показателей является обязательным условием при оценке выполнения детьми экспериментально-психологических заданий.

5. Метод тестов. Этот метод используется при обследовании детей в психодиагностических целях, наиболее широкое применение получил адаптированный детский вариант теста Д. Векслера. При индивидуальных психо­логических обследованиях этот тест, давая необходимые дополнительные сведения о ребенке, оказывает большую помощь. Он особенно полезен при отграничении легких степеней умственной отсталости от задержек психического развития. Тест Д. Векслера включает набор диагностических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности, понятливости; арифметический субтест на установление сходства; повторение циф­ровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; со­ставление фигур из кубиков; на складывание объектов; шифровка цифр («Кодирование») и «Лабиринт». Оценка результатов выполнения субтестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологи­ческого профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций (С. Д. Забрамная) [20].

В тех случаях, когда у ребенка есть нарушения речи, проводится логопедическое обследование. В содержание логопедического обследования входит изучение артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи. Исследуется письменная речь детей, а также речевая память. Логопед выявляет структуру речевого дефекта и устанавливает уровень речевого недоразвитая детей. Он помотает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями от детей, у которых недоразвитие речи выступает как вторичный дефект.

Каждый из членов консультации имеет свой участок работы, но в то же время заключение делается всеми специалистами на основе анализа полученных о ребенке сведений [40].

Консультативное направление

Встречаются такие ситуации, когда у ребенка устанавливается серьезное отклонение в развитии, а родители не соглашаются с указанным специалистами заключением и рекомендациями. В этих случаях специалисты оказывают кон­сультативную помощь родителям. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий, а если требуется, назначает лечение. Дефектолог отмечает, на что прежде всего нужно обратить внимание в работе с ребенком. Очень важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и носила коррекционно-развивающий характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.057 с.)