Модель системы сопровождения детей-сирот с задержкой психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель системы сопровождения детей-сирот с задержкой психического развития



Представляет собой форму Центра комплексной реабилитации детей-сирот с ЗПР. Это интегрированная модель детского дома смешанного типа, где вместе с детьми, страдающими ЗПР, проживают практически здоровые, в том числе одаренные дети- сироты.

Принцип индивидуальной комплексной реабилитации детей с ЗПР в детском доме в схематической форме представлены на рис. 1. Примерное содержание работы специалистов на этапах реабилитации в различных аспектах приводится в табл. 1.

Принципы социально-психологической адаптации воспитанников, не имеющих задержки психического развития, существенно не отличаются от представленных принципов индивидуальной комплексной реабилитации детей с ЗПР.

Однако направления различных аспектов деятельности Центра сопровождения для таких детей будут несколько иными. Наибольший удельный вec для них имеют психолого-педагогический и социально-трудовой аспекты адаптации. В то же время, в социально-бытовом и трудовом аспектах им вводится особая роль по оказанию помощи воспитателям и педагогам по реабилитации детей с ЗПР.

Организационно-структурная модель Центра комплексной реабилитации детей-сирот с задержкой психического развития

 

Концепция социально-психологического сопровождения детей-сирот с ЗПР в Центре комплексной реабилитации реализуется в организационно- структурной модели, представленной на рис. 2.

Административное управление осуществляется директором Центра, располагающим административным аппаратом и заместителями по всем направлениям реабилитационной работы (по секторам).

Сектор социально- бытовой адаптации курируется социальной службой (социальными педагогами) и административно-хозяйственным отделом Центра.

II. Аспекты реабилитации
I. Этапы реабилитационного процесса

 

 
 

 

 


Рис. 1. Принцип индивидуальной комплексной реабилитации детей с ЗПР в Центре.

Социальные педагоги помогают воспитателям групп, а административно- хозяйственное отделение отвечает за размещение детей-сирот в детском доме и материально-техническое обеспечение.

Наиболее предпочтительным является размещение детей с ЗПР в группы семейного типа, смешанные по возрасту, полу и уровню психического развития. Функционально группа организуется по образу многодетной семьи во главе с воспитателем. В подборе и формировании групп обязательно участвует медицинская служба и служба комплексной реабилитации. Оптимальная численность семейных групп 12—15 человек. Дети с выраженной ЗПР включаются в такие группы предпочтительно более младшего возраста. В количественном отношении они не должны превышать 30-40% от численности группы.

Единых правил подбора и формирования семейных групп не существует,

их работа осуществляется по принципу 3-х «С» - сотрудничество, сопереживание и сожительство. Сотрудничество подразумевает общность профессиональных интересов, взаимопомощь в учебной деятельности. Сопереживание - взаимопонимание, эмоциональное приятие членами группы друг друга. Сожительство - терпимость к образу бытового поведения других членов группы. Указанные стороны социального поведения ребенка в группе должны развиваться. Но если наблюдаются частые и выраженные конфликты, связанные с несовместимостью проживания ребенка в этой группе, то он может быть переведен в другую группу решением Совета детского дома совместно с ППМС-службой и учетом проживания самого ребенка.

Центр осуществляет также попечительство неформальных семей, приютивших у себя детей-сирот, передает детей из детского дома в семью, где ему обеспечивается пансион и соответствующее воспитание. В детском доме предлагаются и другие решения социально-бытовых проблем ребенка-сироты. Единственным ограничением в их решении является строгое соблюдение прав ребенка.

Пансионат по типу интерната в недавнем прошлом был основной формой бытового размещения детей-сирот. Полностью отказаться от этой формы не представляется возможным и в настоящее время, ввиду недостатка финансирования. При формировании интернатных групп также рекомендуется делать их смешанными, хотя бы по уровню психического развития нетей. Относительно асоциальных детей и подростков размещение по типу интерната иногда имеет преимущества, так как содержание этого контингента в семейных группах связано с известными трудностями. Отмечено также положительное влияние интернатного типа размещения подростков с родственными интересами.

Психолого- педагогическая служба курируется заместителем директора Центра по учебно-воспитательной работе. Оптимальный путь дошкольного воспитания и школьного образования - это определение детей-сирот в общеобразовательные учреждения, где они обучаются по программе массовой школы. В то же время, индивидуальный коррекционный подход в обучении детей с ЗПР обеспечивается тесным взаимодействием Центра и школы, которое достигается посредством договорных отношении или путем создания единого комплекса Центр-школа. Определяющим в координации отношений Центра с образовательными и воспитательными учреждениями является посредничество Управления образования административного района.

 

 


Таблица 1

Примерное содержание мероприятий на этапах реабилитации в различных аспектах

  Аспекты  
Этапы социально-бытовой медико-физиологический медико-психологический психолого-педагогический социально-трудовой  
1.Определение исходного реаби­литационного по­тенциала при по­ступлении в Центр - проверка документов (свидетельство о прописке и др.); - сбор информации об уровне социально-бытовой реабилитации; - бытовое определение в пансионате; - оценка потенциальных возможностей развития социально- бытовых навыков - первичное медицинское обследование; - сбор анамнестических данных; - проведение противоэпидемических мероприятий; - плановое медицинское обследование для подготовки рекомендаций; - выявление острых психологических проблем; - сбор психологического анамнеза; - оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния; - патопсихологическое исследование нарушений психического развития. - сбор педагогического анамнеза; - проверка соответствия знаний уровню образования; - выявление педагогических проблем; - подготовка рекомендаций по обучению. -сбор информации о трудовой установке и профессиональных интересов; - наблюдение за отношением к труду и определение профспособностей; - подготовка рекомендаций по профессиональной адаптации  
2.Составление индивидуальной комплексной про­граммы реабили­тации - разработка плана формирования и развития навыков самообслуживания; - участие в составпении комплексной программы. - разработка программы медицинской реабилитации; - участие в составлении комплексной программы. - разработка программы медико-психологической реабилитации; — составление комплексной программы реабилитации. - разработка плана индивидуального обучения и физического воспитания; -участие в составлении комплексной программы - разработка плана профессионального обучения; - участие в составлении комплексной программы.
3.Реализация раз­работанной про­граммы и ее периодическая корректировка - адаптация ребенка к условиям жизни в пансионате; - социально-бытовое обучение и воспитание; -корректировка комплексной программы реабилитации. - периодические медицинские обсле­дования; - назначение курсов медикаментозного и физиотерапевтического лечения; -направление на санаторно-курортное лечение по показаниям; Корректировка комплексной программы реабилитации. - психологическая диагностика; - психотерапия и психологическая коррекция выявленных нарушений адаптации; - индивидуальные психологические консультации; - координация и внесение корректировок в комплексную программу -развивающее обучение; - физическое и нравственное воспитание; -корректировка комплексной Программы реабилитации. -профессиональная риентация; -выявление профессиональных способностей; -трудовое обучение и воспитание положительного отношения к труду; -корректировка комплексной программы реабилитации.
4.Подготовка и выдача рекомендаций воспитаннику - определение формы дальнейшего попечения при наличии показаний; - выдача рекомендаций по социально- бытовому определению. - рекомендации по сохранению здоровья; - рекомендации по физическому развитию. -рекомендации по психической адаптации; - общие рекомендации реабилитационной комиссии. - рекомендации по обучению; - рекомендации по физическому воспитанию. - рекомендации по трудоустройству; - рекомендации по профессиональному совершенствованию.
5.Курирование жизнедеятельности воспитанника - консультация по социально- бытовым вопросам и оказание помощи в кризисных бытовых ситуациях. - медицинские консультации и оказание медицинской помощи - психологическая консультация и оказание психологической помощи - психолого- педагогическая консультация - содействие в трудоустройстве; - трудоустройство на производствах Центра.

Практикуется также создание комплексов «детский дом - школа» под общим руководством Центра. В рамках такого комплекса, с одной стороны, облегчается решение организационных вопросов по созданию дифференцированных классов: для детей с нормальным развитием, с ЗПР, требующих коррекционного обучения. С другой стороны, детский дом- школа ограничивает принципы интегрированного обучения и наиболее полного раскрытия адаптационного потенциала. Поэтому в нашей модели наряду с общеобразовательной школой, где обучается большинство детей детского дома, к образованию детей привлекается школа-интернат
для музыкально одаренных детей и средняя школа с углубленным изучением английского языка.

Психологическое обследование и психолого-педагогическая коррекция учебной деятельности осуществляется совместной работой психологов детского дома и школ.

Медицинское сопровождение воспитанников обеспечивается совместной работой медиков и руководителей физического воспитания.

Лечебно-профилактическая помощь для детей с ЗПР носит многосторонний характер. Обязательно проводится психиатрическое обследование и медикаментозное лечение. При наличии показаний - физиотерапевтические процедуры. Применяются традиционные и нетрадиционные методы лечения сопутствующих соматических заболеваний.

Оздоровительный комплекс наряду с традиционными уровнями физкультуры включает работу в спортивных секциях (велосипедный спорт, лыжи). Для лечебной физкультуры имеются тренажерный зал, плавательные бассейны (для малышей и старших детей), сауна. Загородные базы детского дома позволяют использовать для оздоровительной работы естественные источники - озера, велосипедные и пешие прогулки.

Сектор социально-трудовой службы сопровождения крайне необходим детям с ЗПР, у которых затруднена учебная адаптация. Чем раньше такие дети приобретают профессиональную ориентацию и трудовые навыки, тем больше вероятность удовлетворительной социальной адаптации в дальнейшей жизни.

Лечебно-трудовые мастерские являются неотъемлемой составляющей Центра, как в плане реабилитации детей с ЗПР, так и для развития хозяйственной деятельности, частично пополняющей его бюджет.

Сектор комплексной реабилитации интегрирует работу других подразделений Центра. В нем создана и постоянно действует ППМС служба сопровождения.

 


 

 

 

 

 
 

 

 


Рис. 2.Организационно- структурная модель центра комплексной реабилитации детей- сирот с задержкой психического развития.

Информационное отделение обслуживает сектор комплексной реабилитации и администрацию Центра. Для управления Центром и реализации индивидуальных комплексных программ реабилитации воспитанников детского дома на уровне современных технологий создана компьютерная база данных.

Медицинская служба сопровождения

Медицинское обслуживание детей детского дома осуществляется круглосуточно медицинскими работниками детского дома (врач-педиатр, медицинские сестры).

Работа состоит из профилактической и лечебной части. Все вновь поступающие в детский дом дети проходят углубленный медицинский осмотр в медицинском центре, созданном при детском доме. Обследование начинается с экспресс диагностики по Накатани, так как большинство детей, поступающих в детский дом, не имеют полного анамнеза и болезней раннего детского возраста. Затем дети проходят дополнительные обследования: допплерографию, компьютерную электроэнцефалографию, ультразвуковое исследование щитовидной железы, брюшной полости, желудка, 12-перстной кишки, органов малого таза. Дети осматриваются невропатологом, стоматологом, психоневрологом, ортопедом.

После проведенного осмотра каждому ребенку индивидуально разрабатывается план оздоровления, который осуществляется медицинским работниками детского дома и медицинского центра с последующим контролем за динамикой. С целью контроля, а также по медицинским показаниям, детям проводят повторно необходимые обследования. Все данные, по­лученные в результате проведенных обследований, введены в компьютерные истории болезни, специально разработанные для медицинского центра, так называемый «электронный паспорт здоровья воспитанника».

Состояние детей требует постоянного медицинского наблюдения, реабилитации и контроля.

Психологическая служба сопровождения

Одной из основных служб Центра комплексной реабилитации детей-сирот является психологическая служба. Работа этой службы осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом и с другими службами сопровождения. Это сотрудничество помогает провести углубленную диагностику и определить проблемы для эффективного решения.

По результатам исследований психического здоровья воспитанников, психологи планируют работу с учетом особенностей развития поведения.

Для детей от 3 до 5 лет заведены карты оценки физического, психического и социального развития. По результатам исследований даются рекомендации воспитателям, и подбирается адекватный курс коррекции личности ребенка с акцентом на развитие социально-эмоциональной сферы.

Диагностика детей младшего и среднего дошкольного возраста проводится для определения уровня и «зоны ближайшего развития» моторной, познавательной, речевой и социально-эмоциональной сфер. Вся последующая работа с детьми этого возраста носит диагностико-коррекционный характер.

Постоянно в процессе общения, игр, занятий определяется необходимость развивающей среды для каждого ребенка, намечаются пути решения его проблем.

В работе с дошкольниками от 6 до 7 лет ведущим является диагностика готовности к школьному обучению. По результатам обследования разрабатываются рекомендации педагогам школ.

У младших школьников от 8 до 11 лет проводятся исследования эмоционально-личностного статуса и выявление особенностей в различных моделях семейных отношений.

Для того, чтобы решить проблему создания для детей благоприятных условий, приближенных к домашним, детский дом использует модель отношений в обычной многодетной семье, апробируя разные формы их организации. Главной задачей при исследовании таких групп служит выявление того, как строятся взаимоотношения между детьми и взрослыми в выбранных формах семейных отношений.

Социально-педагогическая служба сопровождения

Социальные педагоги осуществляют комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в детском доме. Изучают психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни. Выявляют интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную по­мощь и поддержку.

В документах социально-педагогической службы сосредоточены сведения о каждом ребенке с момента его поступления в детский дом. Социально-педагогическая служба может предоставить любые статистические и аналитические данные о воспитанниках детского дома. Постоянная работа ведется с личными делами, находящихся в детском доме детей: это личные дела выпускников, опекаемых, усыновленных детей, с которыми и после выхода из детского дома не теряется связь.

Одним из аспектов работы социально-педагогической службы является контроль за выплатой алиментов родителями, розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников.

Работа с будущими выпускниками - один из наиболее значимых участков работы социально-педагогической службы. Проблема определения будущего статуса волнует всех выпускников детского дома. Основная задача- помочь выпускникам в преодолении трудностей социализации, в выборе будущей специальности.

Проблемы в преодолении трудностей социализации возникают у воспитанников детского дома в раннем возрасте. Они выражаются в трудностях и овладении культурными, санитарно-гигиеническими навыками, в неумении общаться со сверстниками и взрослыми; неумении, незнании, а также нежелании в овладении элементарными навыками самообслуживания.

Еще больше проблем возникает у выпускников детских домов, когда они выходят из стен учреждения, где они находились на полном государственном обеспечении. Остаются трудности, которые сопровождали воспитанников на протяжении всего периода проживания в детском доме и прибавляются проблемы, которые возникают при вступлении воспитанника в самостоятельную жизнь. Совместно с Центром ППМС сопровождения исследуются интересы и склонности детей с целью наиболее полно в дальнейшем реализовать их в конкретных учебных заведениях.

Выпускникам детского дома тяжело дается не столько процесс обучения, сколько процесс становления личности. Они практически бескомпромиссны, поэтому возникают сложности в общении с сокурсниками, пpеподавателями, органами милиции, другими городскими инфраструктурами. Поэтому социальные педагоги проводят цикл бесед по охране прав воспитанников детского дома, куда включают ознакомление с основными положениями «Конвенции о правах ребенка», с отдельными статьями Гражданского и Уголовного Кодекса РФ, Кодекса о браке и семье, встречи с людьми разных профессий; организуют посещение Дней открытых дверей, и подбирают пакет документов для поступающих в учебные заведения. В сотрудничестве с психологами, Центра занятости населения района проводится тестирование будущих выпускников, анализ результатов тестирования. Медицинская служба готовит беседы о проблемах курения, алкоголизма, наркомании, о соблюдении правил личной гигиены, санитарно-гигиенических норм.

Важнейшей работой социальной службы является устройство детей в семью. Наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство), как наиболее гуманный и демократичный способ помещения ребенка в семью, сохранения его родственных связей. Вместе с другими службами проводится пси­хологическая подготовка к встречам с будущими родителями, опекунами (попечителями), оказывается помощь, даются рекомендации по общению и воспитанию ребенка. Медицинская служба заранее знакомит потенциальных родителей с медицинскими диагнозами детей, доводит до сведения то, какое лечение ребенок получает в детском доме, какое должен будет получать в дальнейшем, дает советы и рекомендации по лечению и сохранению его здоровья.

Представленная модель является функциональной и может корректироваться в зависимости от конкретных условий создания аналогичных Центров. Принципиальные звенья этой модели проверены на практике, рекомендуются к внедрению.

Социальная гостиница

В качестве одного из возможных вариантов социализации выпускников детского дома может быть предложена модель социальной гостиницы как подразделения детского дома для временного проживания выпускников-сирот, не обеспеченных жильем на момент выпуска их из учреждения и имеющих социально-эмоциональные нарушения.

Основными задачами Социальной гостиницы являются:

- предоставление временного жилья для выпускников детского дома, не имеющих постоянного места жительства;

- профилактика правонарушений среди выпускников детского дома;

- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников детского дома;

- социальная защита прав выпускников детского дома;

- решение личных и социальных проблем проживающих в социальной гостинице;

- проведение работы по трудоустройству и решению жилищных проблем проживающих;

- проведение экспериментальной работы по социальной адаптации и реабилитации выпускников интернатных учреждений;

- организация на базе социальной гостиницы научно-методической и практической работы по оптимизации социальной интеграции выпускников детского дома.

Социальная гостиница предназначена для проживания выпускников детского дома в возрасте до 21 года.

Показаниями для направления в Социальную гостиницу являются: отсутствие жилой площади на момент выпуска из интернатного учреждения; нарушение различных форм средовой адаптации, рекомендации администрации и заключение ППМС службы сопровождения.

Подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами, направляются в Социальную гостиницу после обследования и необходимого лечения в стационаре.

Образовательные программы принимаются и реализуются в учреждении самостоятельно с учетом психосоциологических особенностей воспитанников, рекомендаций служб сопровождения и в соответствии с принципами индивидуального и дифференцированного подхода.

Выбор специальностей, которым обучаются проживающие в Социальной гостинице, осуществляется с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

Выпускникам детского дома, проживающим в Социальной гостинице, предоставляется возможность выполнения оплачиваемой работы с целью наиболее успешной подготовки к условиям самостоятельной трудовой деятельности.

Модель системы сопровождения детей-сирот с интеллектуальными нарушениями

Вашему вниманию предлагается модель системы сопровождения детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Эта модель имеет форму Детский дом-школа и представляет собой Центр интегрированного обучения и воспитания детей- сирот с проблемами психического развития.

Значительную часть детей-сирот составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушением интеллекта. Однако, в нашей стране пока еще не разработана научно обоснованная система социализации таких детей в сиротских учреждениях, а имеющиеся зарубежные прототипы подобных систем по ряду причин для нас оказываются неприемлемыми.

В нашем подходе к созданию концепции нового Центра соединяют
два научных принципа реабилитации детей-сирот с проблемами психического развития.

Первый принцип связан с необходимостью интеграции ребенка с проблемами психического развития в обществе на правах полноценного члена этого общества. Известно, что адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни протекает чрезвычайно тяжело. Особенно это касается детей с умственной отсталостью ввиду ограниченности их адаптационного потенциала. За последние годы по отношению к этим детям разрабатываются принципы интегрированного обучения и воспитания также конкретные педагогические программы и психолого-педагогические методы (Л.М.Шипицына и др., 1997). Принцип интеграции детей с умствен­ной отсталостью в общество — один из главных принципов нашего кон­цептуального подхода.

Второй принцип вытекает из необходимости гармонического развития личности ребенка с нарушением интеллекта при условии ограничений, обусловленных состоянием здоровья и психическими возможностями этих детей, с максимальным использованием их адаптационного потенциала и компенсаторных возможностей психики.

Специальный (коррекционный) детский дом-школа (Центр интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами психического развития «Вера и Милосердие»), обозначаемый в дальнейшем «Дом-школа», является специализированным образовательным учреждением для детей-сирот с нарушением интеллекта, с задержками психического развития (ЗПР), сложными нарушениями в сочетании с тяжелыми нарушениями речи, с ранним детским аутизмом (РДА), где осуществляется комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление у данных категорий детей всех видов адаптации (учебной, психологической, трудовой, социально-бытовой и т. п.), их социализацию и интеграцию в общество. Учреждение рассчитано на обучение и воспитание 150 детей.

Основной целью Дома-школы является социальная реабилитация и интеграция в общество детей с проблемами психического развития.

Дом-школа является многофункциональным образовательным учреждением, в задачи которого входит:

- разработка индивидуальных программ психолого-медико-педагогичес-кой коррекции, социальной адаптации, профессиональной ориентация в интеграции детей-сирот и детей, нуждающихся в социальной помощи, их подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- интегрированное обучение и воспитание учащихся с различными проблемами психического развития по учебным планам и программам стандарта специального образования, обеспечивающим условия максимальной адаптации детей к учебной, трудовой и социальной деятельности;

- организация непрерывного психолого-педагогического медико-социального сопровождения учебно-воспитательного процесса;

- определение психолого-педагогичеcкого комплекса мер по эмоционально- личностному развитию детей- сирот и детей, нуждающихся в специальной помощи, формировании навыков общения, преодолении явления «госпитализм» и др.

 

Приложение 5.

Карта обследования пострадавшего при ПТСР

 

Дата_________________________

Фамилия_____________________________ Имя___________________________

Дата рождения_______________ Пол_________ Национальность_____________

Наличи стрессогенных факторов

Дата травмы________________

Место травмы_______________ Длительность_____________________________

Краткое описание травмы и ее обстоятельств: _____________________________

_____________________________________________________________________

Происхождение травмы

() бои Был в зоне военных действий, воевал
() бомбардировка   Был свидетелем, сидел в подвале, видел разрушения
() артобстрел   Был свидетелем, сидел в подвале, видел разрушения
() свидетельство убийства Убиты мать или отец, родные, друзья, массовые убийства
() попытка убийства Угроза жизни для самого, для близких, для незнакомых
() свидетельство насилия Сам подвергался насилию (физическому, психическому)
() изнасилование Был свидетелем или сам(а) стал(а) жертвой сексуального насилия
() обнаружение трупов Видел тела, помогал хоронить, был свидетелем надругательства над трупами
() обнаружение раненых Свидетель ранения человека, слышал крики и стоны раненых
() плохая новость Разграблен или разрушен дом, пострадал кто- то из близких
() пытка Сам подвергался пыткам, наблюдал, как пытают других, пытали близких
() агрессия (драка) Был свидетелем, был жертвой, слышал об этом от других
() похищение Был свидетелем, был жертвой, пострадал кто- то из близких
() террористический акт Был свидетелем, был жертвой, пострадал кто- то из близких
() катастрофа или стихийное бедствие Был свидетелем, был жертвой, пострадал кто- то из близких
() пострадал сам Физическая травма: ранения (осколочные, пулевые), контузия, рана, ожог, шок, перлом, сотрясение мозга, нечувствительность к боли, потеря сознания, кома. Психологическая травма: удивление, испуг, страх, смятение ощущение бессилия, ощущение заброшенности, подавленность, дезориентация, уход от реальности, автоматичность, ощущение странности, обезличение.

Ответные реакции

Первоначальная реакция Смог(ла) защититься, убежать, кричать, попросить помощи у кого- либо.
Отсроченная реакция Переосмысление происходящего, отсроченный эмоциональный кризис, рассказ третьему лицу.
Симптомы вторжения Постоянное возвращение к переживаниям, связанные с травмой, навязчивые, постоянно повторяющиеся воспоминания о травме, сопровождающиеся неприятными эмоциональными переживаниями; сны и ночные кошмары, связанные с травмирующими событиями; флэшбэки (импульсивные реакции на любые ключевые стимулы, ассоциирующиеся с травмой- хлопок, свист и прочее).
Синдром избегания Устойчивое стремление избегать или «блокировать» все, что хотя бы отдаленно напоминает о травме. 1.Стремление избегать любых мыслей и чувств, ассоциирующихся с обстоятельствами, повлекшими за собой травму, а также любых форм активности или ситуаций, которые провоцируют воспоминания об обстоятельствах травмы. 2.Неспособность воспроизвести в памяти основные, важные элементы травмирующей ситуации (психогенная амнезия). 3. Очевидная потеря всякого интереса к тем формам активной деятельности, которые до травмы имели большое значение. 4. Чувство отчужденности, отстраненности от всех окружающих. 5. Сниженный уровень аффективных реакций, эмоциональная блокада, оцепенение. 6. Ощущение укороченного будущего, отсутствия завтрашнего дня.
Симптомы гиперактивации Отражает повышенный уровень возбудимости и появившиеся симптомы после травмы. 1.Нарушения сна. 2. Повышенная раздражительность, вспышки гнева. 3. Рассеянность, затруднения в концентрации внимания (иногда). 4. Гипертрофированная бдительность. 5. Гипертрофированная стартовая реакция. 6. Повышенный уровень физиологической реактивности на события, которые могут ассоциироваться с травмой.

 

Приложение 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.81.51 (0.053 с.)