Социокультурная среда сопровождения личности дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурная среда сопровождения личности дошкольника



Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что будет обеспечивать в целом более качественный уровень образования.

В условиях гуманизации образования, демократических преобразований главное в социокультурной среде — обеспечить личностно ориентированное сопровождение ребенка, его образование.

Личностно ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка с выявлением его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно основывается на признании за каждым ребенком права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Личностно ориентированное обучение предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности.

Личностно ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъекта образовательного процесса.

Основными ценностями гуманистического личностно ориентированного воспитания выступают человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.

Сегодня главная ценность в образовании - ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Цель - создание в дошкольном учреждении условий для развития личности ребенка, для обеспечения трех слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности. Личность ребенка - развивающаяся система отношений ребенка, с одной стороны, с широким интересом к миру, а с другой - к себе и с самим собой

Отношение - это система связей человека как личности со всей действенностью

Стержневые виды отношений ребенка: отношение к миру, отношение к знаниям, отношение к труду, отношение к окружающим людям, отношение к себе.

Создание условий для развития личности ребенка - это создание условий для решения этой личностью задач на каждом возрастном этапе своей жизни:

Функция педагога - создание необходимых условий для «само»: самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов.

Но самой главной ценностью образования должна стать его индивидуализация. Индивидуализация образования - это подход к ребенку и педагогу как к индивидуальностям, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого ребенка и педагога. Но сегодня мы не можем говорить, что приоритеты индивидуальности участников образовательного процесса реализуются в полной мере.

Культурная среда ДОУ - основа формирования человека, так как человек является высшей ценностью и высшей целью образования и воспитания. Культурно-созидательная: среда ДОУ должна способствовать возрождению русской национальной и региональной культуры и определению путей опережающего влияния образования на духовную жизнь дошкольника посредством выращивания культуро-образовательных образцов и норм народной жизни в ребенке.

вернуться в план

 

5. Пути решения проблемы повышения качества дошкольного образования

Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, подросток, юноша мог усваивать культуру человечества без излишнего для каждого данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье. В настоящее время существует большое количество инновационных педагогических технологий для любой ступени образования.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

В-третьих, обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Следует сделать акцент на том, что в наибольшей степени перечисленные выше позиции относятся к дошкольной ступени образования, так как дошкольное детство - наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе (это относится как к педагогам, так и к родителям) - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

Если соотноситься с предметно-пространственной средой в сфере дошкольного образования, то семантический смысл понятия "развивающая среда" - это среда, которая даёт возможность ребёнку развивать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью педагога, но и самостоятельно.

В современном дошкольном учреждении предметно-пространственная среда представлена на основании выбранных педагогами образовательных технологий ("Первый шаг", технология М. Монтессори, другие). На наш взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды, т.е.:

- самостоятельное расположение игрового материала;

- максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки, игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;

- активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей; одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы.

В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль.

Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

Под словосочетанием "психологический комфорт" в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций), позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка), благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами), успешность в сфере деятельности.

В дошкольном детстве, на наш взгляд, именно эта составляющая определяет качество образования в целом. Так как именно "благополучный" ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. В психолого-педагогической науке имеется множество данных о том, как психологический комфорт и дискомфорт ребёнка сказываются на интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном развитии детей (исследования, выполненные под руководством Т.А. Репиной (Россия), В. К. Котырло (Украина), Е.А. Панько, Л.Н. Башлакова (Беларусь)).

Мы считаем, что психологический комфорт ребенка в детском саду - это не только условие обеспечения качества образования, но и достаточно эффективный и легко диагностируемый его показатель. Данный критерий можно применять и на других образовательных ступенях, однако мы подробно остановимся на дошкольной.

На сегодняшний день в психологической науке существует обширный научно и психометрически обоснованный инструментарий изучения всех вышеперечисленных компонентов психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении. Часть методик, безусловно, может быть использована только специалистами, имеющими психологическую подготовку, часть может применяться педагогами и руководителями дошкольных учреждений.

Так, эмоциональное благополучие дошкольника изучается с помощью методов наблюдения, общения, ряда проективных методик.

Существуют также определенные возможности оптимизации психологического комфорта ребенка в дошкольном учреждении.

Наиболее важной на наш взгляд является характеристика специалиста, работающего с детьми, так как дошкольник беззащитен перед травмирующим воздействием неграмотного педагога, а дошкольный возраст - это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей.

В первую очередь мы бы отметили сущность психологической позиции взрослого, которая должна отличаться безусловным принятием детей. В общении с дошкольниками эта позиция проявляется через преобладание позитивных оценок личности и деятельности детей, положительное предвосхищении действий ребенка, оценку поступков, а не личности детей, позитивные невербальные проявления.

Вторым важным моментом является высокая профессиональная квалификация педагога, ибо такой педагог даже при минимальном материальном обеспечении сможет обеспечить достаточное развитие дошкольников;

Перечислим еще ряд условий, необходимых для психологического комфорта ребенка в детском саду:

- личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка; В белорусской науке существует ряд исследований, посвященных формированию у педагогов личностно-ориентированного подхода к ребёнку (под руководством Я.Л. Коломинского, С.С. Харина). В этих исследованиях представлен анализ восприятия и понимания педагогами детей на разных ступенях образования, описаны феномены, предложены варианты и модели тренингов для коррекции педагогических установок воспитателей, учителей, преподавателей.

- открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;

- активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;

- развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);

- активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).

вернуться в план

 

6. Содержание образования как показатель его качества.

Что же должно измениться в содержании обучения? Нужно уйти от узкопредметной направленности, характерной для традиционного обучения. Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями.

Не менее важным приоритетом качества образования является его стандартизация. Сегодня каждому педагогическому коллективу необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к научности обучения, и одновременно развития самостоятельности, творческой инициативы ребенка в освоении и применении знаний.

Известно, что подрастающее поколение формируется не только под влиянием педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, личностно ориентированной социокультурной среды сопровождения каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

В процессе духовного становления личности особую роль играет содержание образования, которое максимально способствует формированию общекультурной компетентности мировоззренческой позиции. Невозможно воспитывать, не обучая, нельзя обучать, не воспитывая. Образованность, по В. Далю, значит «улучшать духовно». Цель образования на современном этапе - воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности.

Обращение к отечественным традициям должно происходить в непрерывном единстве с работой на всех ступенях обучения, на материале народных обрядовых и православных праздников. Главное здесь не «натаскивание» детей на ограниченный объем конкретных знаний о народной культуре, а организация чувственного опыта детей, так как личная сопричастность - ведущая мотивация восприятия.

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Отсюда проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, так как полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить впоследствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.

Научно-гуманистическая система образования позволят осуществить триединую цель: воспитание культурного человека (субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества), творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

• воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

• развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

• развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

• становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

По мнению С.И. Гессена, между образованием и культурой имеется точное соответствие. В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия.

В соответствии с концепциями С.И. Гессена, Д.И. Фельдштейна, В.Т. Кудрявцева присвоение культуры может быть представлено как творческий процесс, не ограничивающийся усвоением определенных знаний и их интериоризацией во внутренние убеждения и ценности. Подлинное образование, по мнению С.И. Гессена, заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры.

Социальное развитие представляет собой сложное и противоречивое явление, согласно концепции Д.И. Фельдштейна — постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон — социализации и индивидуализации. Социализация выступает здесь как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация — как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта.

Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие возможности самодетерминации, самоуправления личности.

Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л.С. Выготский), подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В.Т. Кудрявцев). Смысл успешного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. В процессе приобщения к культуре как совокупности материальных и духовных ценностей важно не только и не столько познание и усвоение «готовых» знаний, умений и навыков, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность со-творения культуры.

Культуротворческая функция является одним из важнейших механизмов социального развития, ведущим критерием развитого детства. Рассматривая сам феномен культуры как «универсум опредмеченных творческих способностей человека, составляющий пространство развивающего общения субъектов разного масштаба и уровня», В.Т. Кудрявцев убедительно доказывает, что сама историческая культура не является объектом дидактического интереса или носителем субъективной для ребенка новизны. Превращаясь в содержание детской деятельности, она приобретает объективно новую, дотоле не свойственную ей функцию материала, на котором ребенок производит «опробование» целостной системы общечеловеческих способностей и ориентацию в сфере человеческих отношений по поводу них. А значит, ребенок не только присваивает, но и творит культуру. Творит не в виде новых вещей и идей, а в виде новых универсальных способностей. К этим способностям В.Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы действий с вещами и построение чувственной картины мира, универсальные формы мышления и нравственное отношение к себе подобному.

Итак, основными линиями развития ребенка являются: социализация как процесс приобщения к социальной культуре, ее интериоризации, обеспечивающий социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самости индивида, реализации его культуротворческой функции.

Развертывание этих линий как поступательно осуществляемого процесса («от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности») является, по мнению Д.И. Фельдштейна, одним из важнейших моментов целеполагания в социальном развитии.

Следующая чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования, связана с освоением и сменой педагогом различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свой методический инструментарий в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество образования.

И здесь главной является педагогическая помощь и поддержка. Поддержка основывается на трех принципах педагогической деятельности Ш.А.Амонашвили: знать и любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство.

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

Главное в этой ориентации — формирование механизмов самообучения и самовоспитания, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, учет индивидуальных особенностей личности ребенка.

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития — нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте неоценимо.

Вместе с тем, исключительная ориентация педагогов на действие этого механизма в качестве универсального в процессе социального развития дошкольника, чревата доминированием когнитивного компонента в становлении развивающейся личности, что порой приводит к стереотипизации, приспособленчеству, конформизму, к отсутствию диалектики в понимании сущности социальных явлений. В этом отношении весьма ценной является концептуальная посылка Н.Н. Поддьякова («парадоксальная», по его же определению) об иерархизации социальных норм и правил поведения: «если возникает необходимость нарушения правил и норм, то важно, чтобы такое нарушение было глубоко нравственным».

Другим механизмом, обеспечивающим интеграцию в область себе подобных, является механизм идентификации социальных ценностей в сознании индивида. В соответствии с концепцией Е.М. Калашниковой под идентификацией понимается «механизм сближения, интеграции людей в общность на базе общего социального содержания, выраженного во взглядах, нормах, интересах, ценностях, интериоризированных (внутренне принятых) в ходе освоения мира человека». Применительно к процессу социализации детей дошкольного возраста данное определение требует конкретизации и дополнения. В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

Ребенок чаще идентифицирует себя с объектом, вызывающим яркие эмоциональные реакции. По отношению к социальному развитию дошкольников более приемлемым будет определение Л.И. Папкина, согласно которому идентификация рассматривается как акт интерперсонального отождествления, в котором переживания других даны как собственные. Процесс интериоризации в данном случае может быть рассмотрен как отдельный механизм социализации, порожденный и обусловленный действиями механизмов подражания, нормативной регуляции, идентификации.

Идентификация, по мнению Е.М. Калашниковой, выступает как единство в антиномии: приобщение и обособление, что не противоречит содержательной характеристике процесса социального развития Д.И. Фельдштейна (социализация и индивидуализация). Каждый индивид усваивает социальный опыт через приобщение, но осуществляет это, индивидуально обособляясь.

Существенным механизмом, опосредующим как восприятие человеком социальных ценностей, так и их воспроизведение в коммуникативном акте, является индуктивная регуляция, рассматриваемая в психологии как процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия. Влияние данного механизма тем более ощутимо, чем менее значительна смысловая нагрузка действий, представленных в принятых нормах и правилах поведения. Данный механизм, как ни один другой, связан с позицией социально значимой группы (семьи, сверстников), а его игнорирование или несвоевременная коррекция могут привести к негативным последствиям в социальном развитии ребенка. Действие этого механизма тесно связано с доминирующими ценностями социального окружения, с общими ориентирами в оценке поведения ребенка во взаимодействии с другими людьми. Ярче и чаще всего этот механизм «срабатывает» в процессе восприятия людей, имеющих отклонения в физическом развитии, представителей другого пола, национальности, в силу существующих социальных стереотипов. Педагогическая значимость данного механизма проявляется в зависимости от уровня осознания ребенком социальных смыслов используемых способов, от ценностных ориентаций ближайшего социального окружения.

Существенное значение в процессе социализации-индивидуализации уже в дошкольном возрасте приобретает социальный опыт как некая «априорная» сущность, как результат усвоения общественного опыта. Н.Ф. Голованова рассматривает социальный опыт как результат активного взаимодействия с окружающим миром, становление которого не может быть ограничено лишь усвоением определенной суммы сведений, знаний, навыков, образцов, так как оно связано с овладением способами деятельности и общения. Социальный опыт ребенка дошкольного возраста достаточно ограничен, однако он является механизмом регуляции социально приемлемого поведения в тех случаях, когда не «срабатывает» ни один из вышеперечисленных механизмов, так как именно в нем находит отражение субъектная сущность индивида.

Не менее значимым в аспекте социализации-индивидуализации ребенка является механизм культуротворчества. По мнению В.Т. Кудрявцева, культура, превращаясь в содержание детской деятельности, не становится субъектом сугубо дидактического интереса, она приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих отношений. Ребенок не только присваивает, но и творит культуру. «Все достижения человечества, — пишет Н.Н. Поддьяков, — вся его культура — это результат поисковой деятельности… Овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый, ненасытный поиск, который выступает как основа детского творчества». Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребенком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

Культуротворчество состоит в порождении ребенком «исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного (творческого) потенциала человечества» (В.Т. Кудрявцев).

Завершающей фазой деятельности, направленной на коммуникацию, является контроль, включающий механизмы оценки как способа установления значимости социального контакта для субъекта, самооценки как способа установления собственной значимости для других, рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Обозначенные механизмы (за исключением рефлексии) имеют место в поведении детей уже в младшем дошкольном возрасте, однако они в значительно большей мере зависят от позиций социально значимого окружения, актуализируются и транслируются, как правило, взрослыми людьми.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Поделиться…  

— конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.042 с.)