Философско – педагогические идеи В. А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философско – педагогические идеи В. А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия

Поиск

Идея школы Амонашвили

Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой.

– Мы все соработники у Бога. Воспитывая ребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к ребенку, то многое станет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся к развитию, и нам не нужно заставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делает авторитарная педагогика.

Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность. Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает.

Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии Амонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основы традиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут не остается мелочей и деталей, развенчивается даже красный цвет авторучки, которой учитель подчеркивает ошибки и ставит оценки:

– В традиционной дидактике прочно бытует мнение, что младшим школьникам нельзя показывать ошибочные формы того, что подлежит усвоению, – якобы они из-за его сильной впечатлительности и обостренной памяти могут засесть в нем как правильные. Если это верно, то как тогда может учитель пользоваться красными чернилами, отмечая в работах учеников искривленными, раздраженными линиями и знаками именно ошибки, допущенные детьми? Ведь если так привлекать к ним внимание ребенка, по этой логике – он закрепит в себе ошибочную форму, и, сколько ни упражняй его потом, ошибка останется в нем надолго. И что-то не видно, чтобы количество детских ошибок уменьшалось из-за того, что процессу учебы сопутствовали контроль, исправление ошибок и оценки. Может быть, было бы лучше, если бы учитель вместо красных пользовался зелеными чернилами, отмечая успехи, достижения, качество движения? Посмотрит ребенок на свою работу и порадуется успехам: зеленые черточки и знаки обратят его внимание на победы. А что касается самих ошибок, то они вовсе не такие уж опасные симптомы в развитии ребенка, скорее наоборот: находя, замечая, анализируя ошибку, ребенок может иногда успешнее овладеть эталоном.

“Любая наука нужна лишь для возвышения человека. Не странно ли, что у нас школьник – вечная жертва преподаваемых ему наук? Не сама история, химия, физика важна в школе, а история, химия, любая наука должна быть проводом, через который учитель проводит свет” – в этом постулате, почти афоризме, весь Шалва Амонашвили, с его молитвенным поклонением перед духом и делом учителя, с его верой в космическое происхождение каждого ребенка и его особую миссию.

Искусство владеть своим внутренним миром

Современное значение слова “школа” утратило суть духовности и суть радости, и школа стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, – считает Амонашвили. – Но школа (лат. Скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. Школа трактуется также как дом радости (греч.), что не отрицает сложности восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей. Не подвергая сомнению значимость знаний и умений, смею утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека зависят не только от знаний, но и от их духовной насыщенности. Надо ли напоминать, как опасно для общества давать бездуховному, бессердечному человеку современные высшие знания о законах природы, человеческой психики и Вселенной? Поэтому основа основ в школе Амонашвили – уроки духовной жизни.

Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Высшие и низшие качества человека. Что такое любовь? Как любить? Что такое мысль, как человек думает? Как управлять своим мышлением, знать, о чем и как думать? Что такое бессмертие?

– Духовная жизнь есть высший план бытия, та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю материальную действительность. Упадок духовной жизни задерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни определяет его расцвет и прогресс. Следует только сожалеть, что традиционная, а также многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и ребенок предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира. Это величайшая трудность для ребенка, и она редко увенчивается успехом. В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувства прекрасного и понимание беспредельности, ответственность за свои мысли и устремленность к благу, мужество и бесстрашие, служение планетарной и космической эволюции, чувства заботы и сострадания, сознание жизни, смерти и бессмертия... Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает трудиться, создает свой мир, творит и притягивает новые образы.

Как проводить такие уроки?

Основной способ – беседа учителя, свободные обсуждения, чтение легенд. А есть еще: мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов и государств; молчание и думание (уроки молчания) о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу, занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой.

А еще есть практика: посылание добрых мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли, запись сновидений, ведение дневника о своих переживаниях, философствование.

Такой урок не кончается, даже когда ребенок идет домой: учитель остается в его душе, добро – в его мыслях.

В таком образовательном процессе ребенок научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.

– И школа должна не приспосабливаться к жизни, а двигаться сама: иначе жизнь не будет развиваться. Более того: школа должна жить жизнью сегодняшней, а не вчерашней. Даже завтрашней.

ШКОЛА ЖИЗНИ

XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни

Образовательный (педагогический) процесс в Школе Жизни характеризуется специфическими особенностями, которые придают ему гуманно-личностную направленность.

Первая особенность

Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными, ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность по завершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательных духовно-природных сил в Ребёнке и творящей мощи человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение Благородного Человека, достойного щедрости Творца.

Вторая особенность

Ребёнок есть целостное явление, и в нём развивается целостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребёнок не существует без личной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё со своей взрослостью и свободой, долгом и заботами, в качестве равноправного члена общества. Ребёнок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же стремительную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребёнка, жизнь детей.

Третья особенность

В жизни Ребёнка можно различить два её уровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляющаяся без педагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровень жизни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образовательный процесс — второй уровень жизни детей — принимает всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни, обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и тем самым возвышает планку первого уровня жизни до второго. Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он есть не основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Ребёнка, аккумулятор жизни детей. Урок лишается своего традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется в неформальный, взаимоустремлённый конкретный процесс общения, процесс сотрудничества, в ходе которого решаются цели и задачи образования.

Четвёртая особенность

Мир есть венец сотрудничества. Зерно духа сохнет без влаги взаимности. Сотрудничество должно быть добровольным. От сердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Вся жизнь в мире зиждется на идеях общежития и сотрудничества. Это значит: объединение целей и устремлений, сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. Подлинное сотрудничество появляется не в силу простого согласия осуществлять коллективно какой-либо проект; оно появляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе, трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленьких детей есть тяготение к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать. Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, совместного труда, совместной жизни.

Стремление к сотрудничеству с людьми есть прирождённая черта Ребёнка, оно заложено как в его движущих силах, так и в индивидуальной направленности, в сути назначения в жизни. В силу сказанного сотруднические взаимоотношения учителя с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательного процесса. Учитель закрепляет добрые взаимоотношения между детьми путём воспитания в них сотрудничества. Учитель и дети берегут ценность сотрудничества как в общении между собой, так и в раскрытии пространственных представлений; каждый бережёт его в мире своей духовной жизни. Сотруднические взаимоотношения развиваются в Ребёнке как качество его личности. Сотрудничество имеет ценность нравственную и ценность познавательную. С помощью сотрудничества в образовательном процессе Ребёнок ускоряет своё продвижение в познании, так как, по законам психологии, в сотрудничестве со взрослым он оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им; в сотрудничестве, под руководством, с помощью учителя Ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Опыт сотрудничества помогает Ребёнку решать и выполнять такие же сложные задачи и задания при самостоятельной работе, ибо он переживает в себе незримое руководство и поддержку учителя. Ребёнок в школе ведёт деятельность, которая поднимает его выше самого себя в духовном, нравственном и познавательном плане, и только сотрудничество делает возможным, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществление сотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качеств учителя. Учитель сам устремлён к сотрудничеству с людьми в своей каждодневной жизни, пробуждает дух сотрудничества в каждом ребёнке, насаждает этот дух в многогранной жизни детей.

Пятая особенность

Личность Ребёнка не станет полноценной без такого мощного качества познавательной активности, без такой глобальной способности, какой является оценочная деятельность. Оценочная деятельность осуществляется на базе аналитического сопоставления результата познания с образцом, эталоном этого результата. В силу разнообразия эталонов (материализованные, процессуальные, идеальные, личностные, общественные и т.д.) разнообразны и акты оценочной деятельности. В образовательном процессе ведётся целенаправленное развитие и выращивание в Ребёнке способности к оценочной и самооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных сопоставлений, оценочных, самооценочных суждений, контроля и самоконтроля и т.д.

Учительская оценочная деятельность, со своей стороны, утверждает в Ребёнке успех и предотвращает от неудачи. Всё это в образовательном процессе рождает содержательные оценки и упраздняет всякие формальные отметки и награды: цифровые, словесные или знаковые, материализованные или материальные. Из класса в класс дети переходят на основе характеристик учителей, а в год два раза дети готовят для своих родителей пакеты с образцами своей познавательной и творческой деятельности.

Шестая особенность

Вдохновителем образовательного процесса в Школе Жизни является Учитель. Гуманно-личностный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Если учитель, как личность, не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если он сам не является гуманного склада человеком и не наполнен глубоким оптимизмом по отношению к каждому ребёнку, то такому учителю не рекомендуется работать в Школе Жизни. Учитель Школы Жизни следует «заповедям»:

Верить в безграничность ребёнка — он есть Микрокосмос.

Верить в свои Педагогические Способности — «Я от Бога учитель».

Верить в силу Гуманной педагогики — в ней Творящая Энергия.

Творцом будущего является учитель. Гуманная педагогика есть достояние для устремлённого учителя, для учителя такого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. К ожесточённому сердцем человеку, к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придёт, для него Школа Жизни и её принципы будут неприемлемы.

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях тоталитарной системы он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

 

1. Педагогическая деятельность

В.С Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969). Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях.

Его идеи воплощены в практику мн. школ. Созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, рождения гражданина. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. В 1935 году вышла в свет книга Антона Макаренко "Путевка в жизнь". В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он изложил свое исследовательское наследие в книге "Сердце отдаю детям".

Исчерпаны ли его педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали и будут давать плоды.

В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителя в жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в силу воспитания.

Сухомлинский говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...". В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке -дело значительно более сложное, чем провести уроки. ". Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.

Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. "

Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. " Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Академик И.Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании". По мнению авторов, высокая культура воспитателей и владение разнообразными средствами общения - эффективный способ воздействия на воспитанников, на развитие их личности. В построении диалогического общения видели суть воспитания В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, выделяя ряд следующих его характеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, которое выражается в том, что ученик является активным субъектом воспитания и самовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых, познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится все общение с ним. В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход к воспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений, сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобы ребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам. В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности в проявлении эмоций. Центральная роль в реализации принципа самовоспитания принадлежит воспитателю. Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что общение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения.

В.А.Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.

Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX в. примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его "Школы радости". Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время.

Большая любовь и уважение к украинскому просветителю живет в душах людей из разных уголков Земли.

Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизни о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий. Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги.

Основное внимание в своей деятельности В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности. Активный последователь и продолжатель идей А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский внес много нового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом он учитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьи и школы, отличные от тех, которые существовали 40—50 лет назад. Глубоко и оригинально разрабатывал В.А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы и многие другие.

Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы” В. А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”.

Деятельность В. А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Поделиться…  

— конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Класс.

Здравствуй, школа.

Особенности адаптации первоклассников к школе.

Режим дня младшего школьника.

Развитие внимания у детей.

Мир начинается дома (итоговое собрание).

Класс.

Семейная инженерия.

Путь-дорога. Первые школьные отметки.

Я и мой ребенок – поиски взаимоотношений.

Труд – дело чести. Формирование у детей ответственности.

Правила, по которым вы живете (итоговое собрание).

Класс.

Семейные традиции и их значение в жизни ребенка.

Застенчивость и неуверенность ребенка. Как их преодолеть.

Как уберечь ребенка от насилия.

Понимать ребенка – это…

Вот и стали мы на год мудрее (итоговое собрание).

Класс.

Я – выпускник начальной школы.

Мой ребенок становится трудным.

Любите ли вы своего ребенка.

Зодчие семьи. О родных и близких с любовью.

Наши традиции (итоговое собрание).

Для подготовки и проведения родительских собраний используются следующие диагностические методики:

1.Карточка семьи для индивидуальной работы с нею (Лодкина Т., Кеве Ф.)

2.Цветопись (Лутошкин А. П.)

3.Мастерская общения. Давайте познакомимся. (Павлова Т. В.)

4.Рисунок семьи (Захаров А. И., Хьюлс В., Дж. Ди Лио)

5.Диагностика семьи (Баркан А.)

6.Анкета “Методика удовлетворенности родителей работой образовательного коллектива” (Степанов Е. Н.)

7.Планеты. Это Я. (Гаврилычева Г. Ф.)

8.Размышление о жизненном опыте (Щуркова Н. Е.)

9.Цветик-семицветик (Витковская И. М.)

10. Сказкотерапия (Короткова Л. Д.)

11.Анкета для детей и родителей “Гнев и радость”

12.“Завершение предложения”. Методика детская (вариант В. Михала)

13.Какой у нас коллектив. (Лутошкин А. П.)

14.Тестирование учащихся (Дереклеева Н. И.)

Независимо от формы проведения собрания, неизменными остаются некоторые основные понятия. Так, например, по цели собрания можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные.

Залогом успешной работы педагогов и родителей является и многообразие применяемых форм и методов психолого-педагогичесого сопровождения: консилиум, деловая игра, тренинги, лекции, научно-практические семинары, дискуссии.

Выбирая форму работы с родителями, не лишним будет учесть КПД разных способов подачи информации. Реальное взаимодействие между педагогами и родителями возможно, если обе стороны “говорят друг с другом на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций”.

Лекция как устное изложение материала по своей форме достаточно близка многим. Несмотря на кажущуюся простоту проведения, при лекционной форме подачи материала желательно использовать приёмы, привлекающие внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики.

Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими людьми: психолог и педагог, психолог и учителя-предметники и т.д.

Особенно большой эффективности можно достигнуть, привлекая к участию в работе всех родителей, сочетая лекцию с деловой игрой.

Во время бинарной лекции у родителей есть возможность сравнивать позиции разных специалистов и определять своё отношение к обсуждаемой проблеме. В ходе деловой игры родители сами формулируют конечный итог, привнося в него собственное субъективное отношение. Главное правило игры – уметь с уважением выслушать собеседника, присоединиться к его мнению или корректно высказать альтернативное решение. Во время проведения таких собраний важную роль играет расположение родителей в аудитории. Как правило, они рассаживаются группами 5 – 6 человек (когда необходима работа в группах) или сидят как обычно, за партами, высказывая своё мнение (когда работают парами или четвёрками). Ведущему собрание необходимо продумать место для каждого родителя с целью более эффективной работы, т.е. определяется ресурсное место каждого участника собрания.

Темы собраний формулируются по результатам анкетирования родителей или их устным заявкам, по каким-либо конкретным ситуациям класса или школы и рекомендациям психолога.

Собрания проводятся один раз в четверть. Исключение может составить III четверть, в которой можно провести две встречи с родителями.

В нашей работы традиционными стали собрания: “Алло, мы ищем таланты!” (в форме совместного концерта родителей и детей) и “Истоки” с использованием элементов социокультурного опыта (в форме деловой игры).

Такие собрания имеют следующую структуру: теория вопроса, решение проблемных ситуаций (придуманных или конкретных) в группах или парах, анонимный анализ результатов диагностических исследований детей (общих или индивидуальных – в зависимости от цели собрания), практические советы для родителей по теме собрания, проведение анкетирования и тестирования родителей, разные формы рефлексии.

Мы полагаем, что взаимодействие школы с родителями на базе социокультурной программы входит составной частью в более широкое явление: педагогизация среды. С этой точки зрения стратегической целью работы с родителями мы определяем формирование у родителей готовности осознавать себя воспитателем, носителем определённой культуры и социального опыта, который они обязаны передать детям. В ходе организации взаимодействия мы стараемся обучить родителей доступным им методикам, формам работы с детьми в семье.

В качестве иллюстрации предлагаем фрагменты протоколов собраний.

IV. Рефлексия.

Родителям был задан вопрос: “Как вы поняли смысл сегодняшней беседы? Что нового узнали?”.

По итогам беседы выяснилось, что родители с удовольствием слушали информацию и готовы применять предложенные задания в работе с детьми. Понравилось родителям самим поиграть на собрании. Также была предложена слушателями ещё одна игра на внимание.

Мама с сыном едет в автомобиле. Сын изучает маршрут по карте, отыскивая и называя улицы, по которым они едут.

Подводя итог собранию, напоминаем, что произвольное внимание – основное в учебной деятельности, и от того, как мы сможем его развить, зависит в большей части будущее вашего ребёнка, его возможность хорошо работать, четко выполнять порученное задание, быть собраннее и дисциплинированное.

I. Начало.

Родители заходят в класс и берут цветной квадратик, затем садятся за стол соответствующего цвета. Таким образом формируются группы (от 4 до 5 человек).

II. Присоединение к теме.

Звучит песня “Топ, топ, топает малыш”. Ведущий говорит: “Закройте глаза и представьте, что ваш ребёнок пришёл из школы. Сколько звуков заполнило вашу квартиру: он рассказывает о событиях школьной жизни, делится открытиями…”

III. Ресурсный круг.

(Можно передавать друг другу игрушку – символ детства).

Родители продолжают фразу: “Я думаю, что люблю своего ребёнка, потому что…”

Вывод: все наши дети – любимые. Неосознанно мы используем принцип безусловного принятия ребёнка, т. е. любим его за то, что он есть.

VI. Предварительное подведение итогов.

На каких принципах строится родительская любовь? На доске пишем или размещаем заранее напечатанные слова: доброта, терпение, забота, помощь, любовь.

VII. Рефлексия.

Родители письменно отвечают на вопрос: “Что понравилось на собрании и какие темы вы хотели бы обсудить в следующий раз? ”.

VIII. Общий итог собрания.

Последействие.

Рекомендации родителям: придя домой, поставьте себя на место своего ребёнка и только потом примите решение.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самореабилитация педагогов

Проблема самореабилитации педагогов становится одной из актуальных, что связано с крайне низкими показателями как физического, так и психического здоровья учителей. Причиной снижения уровня здоровья являются психофизиологические особенности труда учителя как профессионала, а именно: – постоянная нагрузка на голосовой аппарат; - отсутствие физического компонента в работе, т.е. гиподинамия; - повышенный обмен веществ. Большинство педагогов испытывают повышенную раздражительность, сопровождающуюся агрессивной неудовлетворительной реакцией на окружающее и окружающих. Так, проведенное нами исследование показало, что 90% педагогов испытывают состояние устойчивого стресса, а 70%- страдают неврозами. Состояние психики и психологическая подготовленность учителей играют особо важную роль в общении, нельзя забывать о том, что все дети восприимчивы к настроению и психологическому состоянию учителя. Учитель, переживая депрессию, или же находясь в стрессовом состоянии, зачастую не контролирует эмоции, при этом его слова или жесты играют роль отрицательного психогенного фактора, и могут способствовать появлению «школьного дидактогенного невроза» (А.А.Дубровский).Что в свою очередь приводит к аффективному поведению или депрессии учащихся.Крайне важно для педагога научиться самостоятельно, восстанавливать гармоничное состояние в целях сохранения работоспособности и обеспечения результативности образовательного процесса. Понятие «профессиональная самореабилитация педагога» означает восстановление утраченных в достаточно сильной мере гармоничности, уравновешенности, цельности.[4]Запуск процесса самореабилитации, возможен, как утверждает А.В.Гордеева, по трем параллельным направлениям: работа с физическим телом, использование влияния слова на психофизиологическое состояние, работа с мыслью. В качестве средств педагогической реабилитации рекомендуют различные системы психофизической тренировки, опирающиеся на народные традиции и народную педагогику. [3] Мы предлагаем простой доступный каждому и не требующий специального времени и места метод традиционной дыхательной гимнастики, включающей физический, психоэмоциональный и душевно-духовный аспекты. Педагог, выполняя совместно с детьми, несложные упражнения и элементы психофизических формальных комплексов создает условия для самовосстановления, одновременно пробуждая в детях импульс творческого самооздоровления. Применение психофизических упражнений обосновываются


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.016 с.)