Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подняться до личности Учителя Сухомлинского

Поиск
  Пусть каждый поставит перед собой тот идеал не абстрактного, а реального человека, подняться до которого находит в себе силы. Пусть каждый ищет в себе свою миссию, свой Путь. Само устремление поиска Пути уже есть Путь… Совершенен тот, кто устремлен к совершенствованию. Ш.А. Амонашвили
   
Сухомлинский Василий Александрович (1918−1970) − выдающийся отечественный ученый-педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1957), доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). С 1948 года и до смерти − директор Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области.    

Волшебство и уникальность учительской профессии состоят в ее возможностях щедро наделять педагогов счастьем жизни для детей и дарить им свою любовь.

Обращаясь к студенту, стоящему на дороге тайн избранного труда, нельзя не актуализировать имя профессионала, снискавшего уважение и славу во всем мире как педагог божьей милостью. Этот поистине счастливый человек, отдавший детям свое большое сердце и талант ученого и воспитателя, − Василий Александрович Сухомлинский, гордость отечественной педагогической науки.

И он, прежде чем вырасти до уровня личности, как и Ты сегодня, в свое время сидел на студенческой скамье (сначала Кременчугского, учеба в котором была прервана в связи с болезнью, а затем и Полтавского педагогических институтов). Главное его увлечение в студенческие годы − книги, а эффективное средство становления как учителя языка и литературы − самообразование. Занимаясь самообразованием, будущий филолог вел дневник, который помогал ему не только зафиксировать результаты собственных размышлений о путях в храм науки и о его ценностях, но и осознать их, а потом и увидеть свой педагогический идеал. Студент Сухомлинский открывал его по крупицам. Огромную помощь в этом ему оказали преподаватели: Григорий Михайлович Боришполец, видевший смысл педагогики в ее ориентации на живого ребенка; Тимофей Никифорович Шелест, учивший дабы испытать наслаждение, читать славянский, английский, испанский и другие тексты в подлиннике; Трофим Карпович Кривенчук, глубоко чувствовавший слово и умевший зажечь им слушателей, и другие педагоги. Они на многое открыли глаза горячо жаждущему знаний студенту, и в частности на то, что настоящий и счастливый учитель начинается с влюбленности в свой предмет.

Опираясь на самообразование и самовоспитание, систематический труд, со временем он „сделал себя” настоящим и счастливым педагогом.

Хочешь быть поистине счастлив − стань Учителем, с личности которого для воспитанника начиналось все: удивление красотой окружающего мира и радость его познания, живая самостоятельная мысль и первый продукт собственного творчества, направленность на изучение своего „Я” и открытие истинного предназначения на Земле, возвышение к нравственным и национальным ценностям и опыт духовно оплодотворенной гражданской жизни… Поставить перед собой такой высокий профессиональный идеал − чрезвычайно сложно и ответственно.

По меньшей мере, устремись к познанию гуманной педагогики Сухомлинского как науки и искусства созидать Человека духовно-нравственного, Человека-творца, Человека-гражданина.

Чтобы подняться хотя бы на первую ступень лестницы мастерства, на вершине которой стоит Сухомлинский, надо сначала узнать, какие грани его личности обладают безграничной силой притяжения, являются стержневыми.

Как магнит, детей и коллег притягивают богатство его профессионального мира, постоянная жажда совершенствования − производная от умения сильно любить детей и принимать близко к сердцу их потребности.

В ореоле гуманистической направленности личности (на ребенка) этого Учителя детей и учителей находятся его исключительное трудолюбие, бескомпромиссная требовательность к себе, постоянное творческое горение, целеустремленность, ответственность и самодисциплинированность.

Незаурядным явлением в педагогике В.А. Сухомлинского сделали и другие профессиональные качества системного плана.

Это, прежде всего, способность быть не только думающим педагогом, а учителем-исследователем. Впервые, как на фотопленке, она проявилась у него еще в 17 лет, когда Василий Александрович только начал свою педагогическую работу в родной Васильевской школе и провел хорошо подготовленный экспериментальный урок (цель урока: сформировать у младших школьников умение устно решать задачи, чтобы научить их мыслить).

Значимыми составляющими рассматриваемой способности этого „человека на своем месте” следует назвать его умения осуществлять диагностику индивидуально-психологических особенностей воспитанника и его духовно-морального уровня развития, мастерски применять исследовательские методы, выделяя среди них главный − наблюдение, систематически опираться на результаты рефлексии собственного научного роста и др.

В полной мере талант учителя-исследователя В.А. Сухо-млинского заиграл всеми цветами радуги в Павлышской средней школе (Онуфриевский район Кировоградской области), директором которой он был назначен в 1948 году и проработал до смерти, оставив после себя „след вечный”. Речь идет о способностях Учителя научно, кадрово, методически, учебно-материально и организационно обеспечить творческий поиск коллектива этой школы по созданию условий для функционирования гуманистической личностно-развивающей системы воспитания.

Не менее важное системное качество личности Сухомлинского − способность к литературно-педагогическому творчеству научного и публицистического характера. В основном благодаря ей, весь мир узнал о Павлышской школе как лаборатории передовой педагогической мысли, а учитель и будущий учитель всегда имеют возможности напиться живой воды из ее родника − гуманистической концепции организации учебно-воспитательного процесса.

Как цветущий весенний сад оживляет природу и вызывает у людей восхищение, комплекс воспитательных идей этого ученого и практика выступает и будет выступать животворной силой образования.

Свое концептуальное видение формирования личности ученика, гуманизации процесса его обучения и воспитания в школе и результаты практического опыта он изложил в научных статьях (их более 600) и фундаментальных эмоционально насыщенных монографических произведениях, среди которых центральное место занимают: „Сердце отдаю детям”, „Павлышская средняя школа”, „Рождение гражданина”, „Проблемы воспитания всесторонне развитой личности”, „Духовный мир школьника” и другие.

Проникни, пожалуйста, в эту сокровищницу педагогической мысли, исследуй ее, и ты поймешь, что тропа к учительской компетентности начинается с профессионального самообразования и самоформирования таких гуманных умений и качеств: уважать и возвышать ученика как личность; верить в его возможности, вдумчиво исследуя душу; культивировать в нем самобытность и потребность в активной нравственной позиции.

В своих работах он был способен, как поэт, воспевать мир нравственных, валео-экологических, других ценностей и мир чувств человека, без которых ему этими ценностями не овладеть. Воспитание чувств Мастер напрямую связывал с формированием у детей духовных потребностей в рисовании, слушании музыки, создании литературных произведений, овладении искусством красоты человеческих поступков и других. И делать это он начинал уже в созданной для будущих первоклассников Школе радости. Даже в рисунках букв этих воспитанников им открывалась, например, „красота солнечных искр в капельках росы, могучего столетнего дуба, склонившейся над прудом вербы, журавлиного ключа в лазурном небе, уснувшего после горячего июльского дня луга”.

Таких поэтических строк, как эти, (из „Сердце отдаю детям”) в работах В.А. Сухомлинского очень много: их автор убедился на практике, что в сознании личности заложена основа ее образного мышления. Учитель водил воспитанников в созданную им Комнату сказки. Сказку, которая как „свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи”, фантазии заключает в себя целый мир добра и зла, он считал средством пробуждения и движения духовных сил ребенка, источником формирования его эмоциональной, этической и речевой культуры. Из-под пера самого Воспитателя, писателя и Поэта вышло около 1200 сказок и рассказов для детей. Поэтому закономерно, что его воспитанники сами сочиняли чудесные сказки и рассказы.

Как гуманист В.А. Сухомлинский вкладывал глубокий нравственный смысл в духовно емкое чисто человеческое дело − „труд души”, образно представляя его в виде созидания человеком самого себя и его устремленности к идеалу. „Труд души, − подчеркивал выдающийся педагог, − это значит страдать, болеть страданиями и болями человека − прежде всего матери, отца, сестры, дедушки, бабушки… Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является в конечном счете, побуждением к труду души”. Он не мыслил работу души ребенка без культа в семье, детском саду или школе Матери, Книги и Родины.

Гармоническое соединение процессов воспитания у детей нравственных, эстетических, мировоззренческих, интеллектуальных чувств, по его глубокому убеждению, − это главное условие их духовного восхождения и общего развития. Усвоить эту архиважную формулу Учителя как личностно значимую нужно еще на студенческой скамье. Впрочем, яркие формулы в многогранном наследии В.А. Сухомлинского, словно звезды, горят в теории содержания и методов нравственного, умственного, эстетического, физического, патриотического и национального воспитания, формирования духовного мира личности школьника в целом и педагогической культуры у учителя, методике воспитания коллектива личностного типа и дидактике. Конечно же, речь идет и о первой заповеди разработанной им педагогической этики, касающейся идеи превращения школы в „мир душевных человеческих прикосновений”, и о заповеди родителям обязательно говорить детям в ранней юности о красоте любви, как великого труда, возвышающей над всеми богами, и о созвездии формул-принципов воспитания личности в труде во имя ее и общего блага как сути гражданского воспитания, и о десяти нельзя воспитанияэтического.

Солнечным светом и сегодня озаряют учителей его, например, такие выводы и формулы-установки: „Воспитание лаской − это утверждение самоуважения,” „Слово − могучее орудие воспитания гражданского сознания”, „ Чтобы ребенок был горячо заинтересован в учебе, ему необходима богатая, разнообразная, привлекательная интеллектуальная жизнь”. „Чувство достоинства труженика-мыслителя возможно только в том случае, если умственный труд является определенным испытанием”, „Высокая нравственность учителя становится ныне важнейшим условием его педагогического мастерства”. „Любовь к Отчизне и любовь к людям − это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма”.

Да разве можно перечислить все мудрые мысли и заветы В.А. Сухомлинского тем, кто уже имеет дело с ребенком, с его воспитанием как настоящего человека, или еще только готовится стать учителем? Ценностное множество их взаимосвязанных компонентов и называется системой личностно ориентированного воспитания великого педагога, определяемого им как стремление к нравственному идеалу. Приобщиться студенту к этой системе − значит глубоко изучить (законспектировать с „подкладкой” собственных мыслей и чувств под основные идеи Мастера) содержание основных трудов В.А. Сухомлинского. Только комплекс основных черт нравственного идеала отражен в одном из них − „Как воспитать настоящего человека” − почти на двух страницах. Даже если будущий учитель пять раз прочитает их, он не сразу внутренне примет эти черты сердцем в роли самоценных: образное раскрытие каждой из них имеет место как в содержании всей указанной работы, так и на страницах других трудов Василия Александровича. Понимания „я должен” мало для внутренней убежденности, требующей еще и чувствования долженствования. Об этой категории педагогической этики как „практической философии воспитания” В.А. Сухомлинский пишет применительно к ученику и учителю: „Чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относиться к людям и самому себе. Учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания − наукой о нравственности, этикой”.

Освященный прозрением сильной духом высококультурной личности, перспективным педагогическим мышлением, сам он всегда был и есть ярким нравственным образцом учительского труда, чистой совести и беспредельного мужества служения детям и работы над собой.

Второго сентября 1970 года, в двадцать часов тридцать минут, остановилось сердце Василия Александровича Сухомлинского, так и не пришедшего в сознание после операции. «Она длилась долго, − читаем в замечательной „Повести об учителе Сухомлинском” Бориса Тартаковского, − операция подтвердила диагноз.

− Как он мог жить, не то что работать с таким сердцем! − воскликнул один хирург.

− Ecce homo! Се человек! − ответил ему другой.»

Подняться до неповторимой личности В.А. Сухомлинского нельзя, но не подниматься всю жизнь к этой сияющей вершине − преступление.

Литература для самостоятельной работы

1. Бех І.Д. Виховання особистості: підручник / І.Д. Бех. − К.: Либідь, 2008. − С. 794−811.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский // Избр. произ. в 5 т. − К.: Рад. школа, 1980.

Т. 3. − 1980. − С. 7−297.

3. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский // Избр. произ. в 5 т. ‘− К.: Рад. школа, 1979.

Т. 2. − 1979. − С. 641−698.

4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа (Онуфриевский район). Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В.А. Сухомлинский. − М.: Просвещение, 1969. − 398 с.

5. Сухомлинська О.В. Біографія В.О. Сухомлинського у світлі наукового аналізу / О.В. Сухомлинська. − Рідна школа. − 1993. − № 8. − С. 33−35.

6. Тартаковский Б.С. Повесть об учителе Сухомлинском; Смерть и жизнь рядом: повести / Б.С. Тартаковский. − К.: ДНИПРО, 1983. − С. 6−229.

 


1.3Гуманизм дидактико-методической системы В.Ф. Шаталова: аксиологический подход

Учителя и дерево узнают по плодам.

Украинская народная мудрость

Виктор Федорович Шаталов − педагог-но-ватор, народный учитель СССР, почетный доктор Национальной академии педагогических наук Украины, действительный член Российской академии образования, почетный профессор ряда университетов СНГ, заслуженный учитель Украины, обладатель многих наград и в частности медали НАПН Украины им. К.Д. Ушинского, ордена Николая Чудотворца „За приумножение добра на Земле”.Он почетный президент литературно-исторической итальянской ассоциации „Данте Алигьери”, лауреат премии Сороса, премий им. Н.К. Крупской, им. Николая Костомарова, участник боевых действий в Великой Отечественной войне, кавалер орденов „Отечественной войны”, „За мужество”, „Знак почета”, обладатель 30 медалей.

 

Наполненная идеями педагогики сотрудничества и сотворчества, диалога и совместного действия, уважения к личности ученика, создания условий для его самообразования и самовоспитания, дидактико-методическая система учителя-новатора В.Ф. Шаталова уже в начале шестидесятых годов ХХ века превратилась в мощное взрывное средство, которое, словно своеобразная духовно-методологическая бомба, угрожала взорвать классическую (ее называют авторитарной) модель образования. Но главное заключается в том, что эта система из недр педагогической практики несла в отечественную культуру не столько заряд разрушения, сколь-ко потенциал созидания, принципы обогащения педагогической науки новым философским камнем развития образования.

Стержень шаталовского философского камня – гуманистическая ориентация всего процесса усвоения учащимися содержания образования как прочного фундамента будущего нашего общества. В этом контексте целостное множество взаимосвязанных философских, дидактических и методических положений донецкого Учителя выступили и выступают сегодня наиболее качественным средством стимулирования развития всех сфер личности ученика – духовно-моральной, потребностно-мотивационной, когнитивной, аффективной и социально-психологической, а в итоге – его гуманистической культуросозидательной сущности.

Методологической основой системы В.Ф. Шаталова объективно является прежде всего аксиологический подход: именно он присущ гуманистически ориентированному человекознанию, в котором человек выступает в роли высшей ценности и в качестве самоцели общественного развития. В педагогике этот подход к исследованию проблем образования был обоснован В.А. Сластениным и Е.Н. Шияновым в конце 1980-х годов. Относя педагогические ценности к духовным, эти известные ученые-педагоги понимают под ним те особенности педагогической деятельности, которые служат ориентиром социальной и профессиональной активности (она направлена на достижение гуманистических целей) учителя и позволяют удовлетворять как его потребности в качественной организации учебно-воспитательного процесса, так и потребности ученика в усвоении содержания образования и развитии.

1. Сущность аксиологического подхода раскрывается через систему таких принципов: „равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности” (Исаев И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина / И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Юбилейной Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 10-летию МАНПО.− Ч. 1. − М.: МПГУ, 2005. – С. 249).

Основными понятиями педагогической аксиологии считают ценности, ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение, ценностную установку, ценностную ориентацию, образование, обучение и воспитание. Последние три категории относятся к фундаментальным общечеловеческим ценностям. Их совершенствование и является главной функцией дидактико-методической системы В.Ф. Шаталова. Ее другие стержневые функции: создание условий для усвоения учащимися на личностном уровне ценностей содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевого отношения к миру, опыта гуманного отношения к людям и других); стимулирование развития ценностного сознания как формы отражения объективной действительности, позволяющей ученику определить пространство своей жизнедеятельности в роли нравственно-духовного; содействие процессу формирования у воспитанника внутренней позиции его личности, отражающей взаимосвязь личностных и общественных значений (то есть ценностного отношения к компонентам содержания образования в ситуации свободного выбора); формирование у школьника ценностных установок как готовности к деятельности в соответствии с определенными внутренне принятыми ценностями; создание условий для формирования у учащегося ценностных ориентаций как системы его устойчивых отношений к миру и самому себе (основные условия: включение школьников в различные виды деятельности; педагогическое обеспечение развития их творчества, активного участия в спортивно-оздоровительной и общественной деятельности, литературно-художественной работе); обеспечение интеграции внутренних регуляторов (ценностных отношений, установок, ориентаций) действий учащегося как основы его ценностного поведения, целенаправленных на компоненты содержания образования и своего образа „Я”.

Что касается ценностей рассматриваемой системы, то они делятся на два типа: самодостаточные и инструментальные. Ценностями самодостаточного характера шаталовской дидактико-методической системы являются ценности-цели, а инструментального – ценности-средства (их группы: ценности-отношения, ценности-знания и ценности-качества).

В.Ф. Шаталов не только неоднократно указывал учащимся на самодостаточные ценности как целевые ориентиры их деятельности, но и систематически создавал условия для их усвоения в качестве самоценных. К основным самодостаточным ценностям его теории следует отнести: 1) личностно-развивающую значимость процесса усвоения логики, хода и способов „открытия” учителем конкретного знания (речь идет о внутреннем принятии учениками цели: думай, как учитель); 2) ответственность перед самим собой, учителем, товарищами и родителями за качество построения и усвоения собственной модели содержания учебного материала; 3) раскрытые возможности самоутверждения и самореализации в процессе самостоятельного решения алгоритмических или творческих задач (цель – самоутвердиться в ходе генерации продуктивной идеи решения сложной задачи – выступает регулятором дальнейшего успешного саморазвития школьника в случае ее осознания в роли значимой; возможности для такого осознания предоставляет система заданий учителя); 4) любовь и уважение к учебному труду и другим видам труда (осознание учащимися труда как абсолютной ценности достигается на уроках В.Ф. Шаталова не декларациями, а учебной практикой, дисциплиной трудовой деятельности, работой ума и сердца каждого ученика, возвышением личностного статуса человека труда в классе, раскрытием роли и места труда в развитии личности и общества); 5) внешняя и внутренняя свобода личности ученика на уроке и в ходе внеаудиторной учебной деятельности (внешняя свобода выражается в возможностях выбора вариантов задач различного уровня сложности, заданий, доказательств, а внутренняя – в готовности к творческому поиску способов решения задач и заданий, построения доказательств, в создании условий для самовыражения в учебном труде); 6) интерес к осознанию каждым учеником своего образа „Я”, внутренней позиции по отношению к учебе, Матери, Родине, учителю, товарищам, моральным и другим ценностям; 7) готовность к трансформации установок учителя на овладение ценностями содержания образования (общечеловеческой и национальной культуры) в самоустановки, связанные с самоформированием образа „Я” как культурного человека.

Культивирование автором системы названных и других самодостаточных ценностей связано с выбором им педагогической стратегии деятельности, содержание которой составляет стимулирование развития учащихся и собственного профессионального развития. Культ ценностей-целей – основа удовлетворения потребностей учащихся в усвоении содержания образования и становления как Человека, а также потребностей общества в культуросозидании.

Система ценностей-средств состоит из трех взаимосвязанных подсистем: а) методики организации стимулирования учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля над ней, методики самообразования и самовоспитания; б) комплекса технологий общения, направленных на реализацию личностно и профессионально ориентированных задач; в) комплекса психологических и педагогических знаний о создании условий для развития потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-воле-вой и социально-психологической сфер личности ученика.

Первая подсистема является взаимосвязанным множеством ценностей-отношений, так как предложенные В.Ф. Шаталовым методики потенциально помогают педагогам конструировать педагогический процесс адекватно основным положениям теории развивающего обучения, культивируемым ценностями-целями, построить педагогическое взаимодействие на гуманной основе – принципах сотрудничества и сотворчества. Речь идет о предложенной учителем-новатором совокупности способов взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, ориентированных на достижение значимых для них ценностей-целей, то есть о методах мотивации, организации и стимулирования сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитанников в учебном процессе.

В.Ф. Шаталовым всегда оптимально использовался весь арсенал методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый или эвристический и исследовательский методы. Далеко за пределами Украины известны многие его эффективные педагогические приемы. Среди них особое место занимают гуманные приемы многократного изложения нового материала, гармонического сочетания организации и самоорганизации учебной работы, приоритетного изучения в оптимально сжатые сроки теоретического материала, основных идей курса с последующей долговременной опорой на них в ходе решения задач различного типа, моделирования и алгоритмизации собственных ответов, постановки логических заданий, многократного повторения материала (два раза на уроке, домашние повторения, контрольное повторение на отметку, рассказ у доски), приглашение учеников к подведению итогов урока (его этапов), формулирования его задач и выводов, выдачи домашних заданий как исследовательских проектов, превращения экзаменов в средство демонстрации всеми школьниками победы над собой, успешного овладения содержанием образования. Методы и приемы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, культивируемые Учителем, – это прежде всего способы повышения их интереса к учению и уровня осознанности долга и ответственности. Шаталовская дидактико-методическая система ставит ученика в положение, когда на каждом этапе учебного труда они заинтересованы в его успехе. На это „работают” приемы ориентации школьников на целостное восприятие учительского слова, полное внимание на уроке („прослушал” учителя – не поймешь содержание конспекта), обязательное домашнее повторение учебного материала (иначе утром твой ответ будет некачественным), опора на собственную внутреннюю логику мышления в процессе добровольного решения задач (конкретная методика решения задач никогда не навязывалась ученикам) и многие другие.

Важный компонент педагогической тактики В.Ф. Шаталова составляют его приемы стимулирования долга и ответственности учащихся. Прежде всего, это прием взаимососуществования и взаимодополняемости противоположных максимумов – максимума требовательности и максимума пощады, максимума убеждения в значимости учения и его самостоятельности и максимума форм и средств контроля и самоконтроля, максимума способов и форм морального поощрения учеников в учебном труде и максимума методов порицания (вплоть до метода осознанного педагогического „взрыва”), максимума сложного и максимума очевидного в ходе раскрытия ценностей учебного труда и роли упражнений в выполнении требований, максимума личностно стимулирующей информации при максимуме усилий в деле минимизации ее объема.

Много положительного можно сказать и об особых шаталовских методах и приемах контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности (устного, письменного, лабораторно-практического), ибо они также имеют гуманный характер. Укажем только на приемы отказа от контрольных работ до самого конца учебного года (спрашивать нужно тогда, когда научишь), систематической проверки знаний не в развернутом, а в модельном виде, привлечения одних учащихся к проверке содержания решений задач других без внешней оценки их результатов и т.д.

Вторая подсистема (ценности-качества) имеет наиболее высокий ранг в иерархии педагогических шаталовских ценностей. С одной стороны, в качествах этой подсистемы проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики учителя (совокупность личностных, индивидных, статусно-ролевых и профессионально-деятельностных качеств). Отметим лишь, что качества хорошего учителя сам В.Ф. Шаталов кратко определяет так: „Умелое чередование сложного с очевидным при изложении нового материала, мягкость и убежденность на всех этапах учебного процесса, безупречная дикция и обязательно непринужденная шутка”. Определенные качества – производные от уровней развития у педагога прогностических, коммуникативных, организаторских, креативных, эмпатийных, рефлексивных, интеллектуальных и интерактивных способностей. По оценкам учеников донецкого учителя-новатора, все они сформированы у него самого в должной степени.

С другой стороны, компонентами второй подсистемы являются ценности-качества, значимые для развития учащихся. В.Ф. Шаталов систематически ориентировал школьников на внутреннее принятие в роли самоценных таких качеств, как трудолюбие, честность, доброта, милосердие, способность радоваться полученным результатам своего труда и результатам товарища, самодисциплина, вера в собственные силы и возможности в самореализации, познавательная активность, критическое мышление, креативность, системность и перспективность мышления, способность к самообразованию, самовоспитанию и много-много других.

Последняя (третья) подсистема содержит ценности-знания. Это определенным образом упорядоченная и организованная совокупность теоретических положений В.Ф. Шаталова о целях, содержании, закономерностях, принципах, методах, формах и средствах гуманистического образования. Ядро этой подсистемы – положения о мировоззренческих целевых ориентирах гуманистической педагогики, реформировании образования, точках опоры учителя в процессе стимулирования общего развития личности школьника, диалогических и творческих универсалиях современного гуманного урока, путях гуманизации и интеграции содержания образования в аспекте обеспечения свободы личности в ходе его усвоения, дидактических закономерностях и принципах самоактуализации личности ученика, реальной роли оптимальной отметки и отличной оценки в этой самоактуализации, личностной направленности способов, форм и средств обучения и воспитания и другие.

Глубокое усвоение учителем (будущим учителем) шаталовских ценностей-целей, всех трех составляющих системы ценностей-средств способствует и будет способствовать формированию у него гуманистической направленности личности, профессиональной компетентности, опыта творческой педагогической деятельности и рефлексии, а в итоге – росту профессионально-педагогической культуры.

Как яркая звезда, гуманизм дидактико-методической системы В.Ф. Шаталова освещает путь нашему поколению педагогов и будет всегда светить новым поколениям в роли целевого ориентира.

Литература для самостоятельной работы

1. Плотников П.В. Педагогическая поэзия моего учителя − Виктора Федоровича Шаталова / П.В. Плотников // Педагоги по призванию: кн. о педагогическом труде / ред. и сост. П.В. Плотников. − Донецк: ДонНУ, 2007.− С. 3−25.

2. Соловейчик С.Л. Час ученичества / С.Л. Соловейчик. − М.: Детская литература, 1972. − С. 237−250.

3. Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы / С.Л. Соловейчик. − М.: Педагогика, 1986. − С. 150−178.

4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ Донецка / В.Ф. Шаталов. − М.: Педагогика, 1980. − 136 с.

5. Шаталов В.Ф. Точка опоры / В.Ф. Шаталов. − М.: Педагогика, 1987. − 160 с.

6. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. − М.: Педагогика, 1989. − 334 с.

7. Шаталов В.Ф. Город в облаках. Повесть, эссе, раздумья / В.Ф. Шаталов. − Донецк: журнал „Донбасс”, 2008. − 388 с.

1.4. Характеристика модели специалиста-педагога (выпуск-ника университета)

Если учитель имеет только любовь к

делу, он будет хороший учитель. Если

учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он − совершенный учитель.

Л.Н. Толстой (1828-1910),

русский писатель

 

Разработанная на основе гармонического единства целостного и личностно ориентированного методологических подходов модель специалиста-педагога включает его системные и функциональные характеристики.

Основными системными характеристиками специалиста-педагога следует считать: а) гуманистическую направленность личности учителя (на личность ученика); б) целостное множество взаимосвязанных духовно-моральных качеств (вера в ученика как личность, способную реализовать свой потенциал; любовь к детям и педагогической профессии, Украине как Родине; надежду на реформирование системы образования в стране на личностно ориентированной основе, реализацию разработанных проектов обучения и воспитания развивающего характера; честность, правдивость, доброта, милосердное отношение к воспитаннику и др.); в) готовность к педагогическому творчеству; г) готовность к профессионально-педагогическому совершенствованию и рефлексии этого процесса; д) готовность к педагогическому труду как целостному свойству личности.

Готовность к педагогическому труду как целостному свойству личности имеет такую структуру: 1 ) психологическая готовность (наличие у учителя самоценных знаний в области общечеловеческой и профессиональной культуры; сформированность у него мотивов активности в профессиональной деятельности, направленной на непрерывное стимулирование развития сознания и самосознания личности ученика, всех ее сфер в процессе усвоения содержания образования и воспитания; внутреннее принятие педагогом установок на гуманизацию и личностную ориентацию учебно-воспитательного процесса, профессиональное самообразование и самовоспитание, творческий подход к выполнению всех профессиональных функций; 2) практическая готовность (овладение системой профессионально-педагогических умений и качеств различной функциональной направленности); 3) готовность к самосовершенствованию после окончания вуза (сформированность смыслообразующих мотивов непрерывного профессионального самосовершенствования и его культуры в целом).

Раскрывая содержание практической готовности учителя к профессиональной деятельности, надо делать акцент на комплексе стержневых, значимых для выполнения им шести основных функций, умений. Их совокупность (функций и умений) и представляет собой модель специалиста-педагога.

Диагностико-прогностическая функция:

1. Осуществлять оперативную диагностику ответов, поступков, психических состояний ученика.

2. Осуществлять оперативную диагностику уровней сформированности коллектива класса личностного типа и тенденций его развития.

3. Осуществлять долговременную психодиагностику:

1) выявлять отдельные черты психической индивидуальности ученика, его ценностные ориентации, интеллектуальные способности и т.п.;

2) находить недостатки и отклонения в различных видах деятельности и поведен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.014 с.)