Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подняться до личности Учителя Сухомлинского↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Волшебство и уникальность учительской профессии состоят в ее возможностях щедро наделять педагогов счастьем жизни для детей и дарить им свою любовь. Обращаясь к студенту, стоящему на дороге тайн избранного труда, нельзя не актуализировать имя профессионала, снискавшего уважение и славу во всем мире как педагог божьей милостью. Этот поистине счастливый человек, отдавший детям свое большое сердце и талант ученого и воспитателя, − Василий Александрович Сухомлинский, гордость отечественной педагогической науки. И он, прежде чем вырасти до уровня личности, как и Ты сегодня, в свое время сидел на студенческой скамье (сначала Кременчугского, учеба в котором была прервана в связи с болезнью, а затем и Полтавского педагогических институтов). Главное его увлечение в студенческие годы − книги, а эффективное средство становления как учителя языка и литературы − самообразование. Занимаясь самообразованием, будущий филолог вел дневник, который помогал ему не только зафиксировать результаты собственных размышлений о путях в храм науки и о его ценностях, но и осознать их, а потом и увидеть свой педагогический идеал. Студент Сухомлинский открывал его по крупицам. Огромную помощь в этом ему оказали преподаватели: Григорий Михайлович Боришполец, видевший смысл педагогики в ее ориентации на живого ребенка; Тимофей Никифорович Шелест, учивший дабы испытать наслаждение, читать славянский, английский, испанский и другие тексты в подлиннике; Трофим Карпович Кривенчук, глубоко чувствовавший слово и умевший зажечь им слушателей, и другие педагоги. Они на многое открыли глаза горячо жаждущему знаний студенту, и в частности на то, что настоящий и счастливый учитель начинается с влюбленности в свой предмет. Опираясь на самообразование и самовоспитание, систематический труд, со временем он „сделал себя” настоящим и счастливым педагогом. Хочешь быть поистине счастлив − стань Учителем, с личности которого для воспитанника начиналось все: удивление красотой окружающего мира и радость его познания, живая самостоятельная мысль и первый продукт собственного творчества, направленность на изучение своего „Я” и открытие истинного предназначения на Земле, возвышение к нравственным и национальным ценностям и опыт духовно оплодотворенной гражданской жизни… Поставить перед собой такой высокий профессиональный идеал − чрезвычайно сложно и ответственно. По меньшей мере, устремись к познанию гуманной педагогики Сухомлинского как науки и искусства созидать Человека духовно-нравственного, Человека-творца, Человека-гражданина. Чтобы подняться хотя бы на первую ступень лестницы мастерства, на вершине которой стоит Сухомлинский, надо сначала узнать, какие грани его личности обладают безграничной силой притяжения, являются стержневыми. Как магнит, детей и коллег притягивают богатство его профессионального мира, постоянная жажда совершенствования − производная от умения сильно любить детей и принимать близко к сердцу их потребности. В ореоле гуманистической направленности личности (на ребенка) этого Учителя детей и учителей находятся его исключительное трудолюбие, бескомпромиссная требовательность к себе, постоянное творческое горение, целеустремленность, ответственность и самодисциплинированность. Незаурядным явлением в педагогике В.А. Сухомлинского сделали и другие профессиональные качества системного плана. Это, прежде всего, способность быть не только думающим педагогом, а учителем-исследователем. Впервые, как на фотопленке, она проявилась у него еще в 17 лет, когда Василий Александрович только начал свою педагогическую работу в родной Васильевской школе и провел хорошо подготовленный экспериментальный урок (цель урока: сформировать у младших школьников умение устно решать задачи, чтобы научить их мыслить). Значимыми составляющими рассматриваемой способности этого „человека на своем месте” следует назвать его умения осуществлять диагностику индивидуально-психологических особенностей воспитанника и его духовно-морального уровня развития, мастерски применять исследовательские методы, выделяя среди них главный − наблюдение, систематически опираться на результаты рефлексии собственного научного роста и др. В полной мере талант учителя-исследователя В.А. Сухо-млинского заиграл всеми цветами радуги в Павлышской средней школе (Онуфриевский район Кировоградской области), директором которой он был назначен в 1948 году и проработал до смерти, оставив после себя „след вечный”. Речь идет о способностях Учителя научно, кадрово, методически, учебно-материально и организационно обеспечить творческий поиск коллектива этой школы по созданию условий для функционирования гуманистической личностно-развивающей системы воспитания. Не менее важное системное качество личности Сухомлинского − способность к литературно-педагогическому творчеству научного и публицистического характера. В основном благодаря ей, весь мир узнал о Павлышской школе как лаборатории передовой педагогической мысли, а учитель и будущий учитель всегда имеют возможности напиться живой воды из ее родника − гуманистической концепции организации учебно-воспитательного процесса. Как цветущий весенний сад оживляет природу и вызывает у людей восхищение, комплекс воспитательных идей этого ученого и практика выступает и будет выступать животворной силой образования. Свое концептуальное видение формирования личности ученика, гуманизации процесса его обучения и воспитания в школе и результаты практического опыта он изложил в научных статьях (их более 600) и фундаментальных эмоционально насыщенных монографических произведениях, среди которых центральное место занимают: „Сердце отдаю детям”, „Павлышская средняя школа”, „Рождение гражданина”, „Проблемы воспитания всесторонне развитой личности”, „Духовный мир школьника” и другие. Проникни, пожалуйста, в эту сокровищницу педагогической мысли, исследуй ее, и ты поймешь, что тропа к учительской компетентности начинается с профессионального самообразования и самоформирования таких гуманных умений и качеств: уважать и возвышать ученика как личность; верить в его возможности, вдумчиво исследуя душу; культивировать в нем самобытность и потребность в активной нравственной позиции. В своих работах он был способен, как поэт, воспевать мир нравственных, валео-экологических, других ценностей и мир чувств человека, без которых ему этими ценностями не овладеть. Воспитание чувств Мастер напрямую связывал с формированием у детей духовных потребностей в рисовании, слушании музыки, создании литературных произведений, овладении искусством красоты человеческих поступков и других. И делать это он начинал уже в созданной для будущих первоклассников Школе радости. Даже в рисунках букв этих воспитанников им открывалась, например, „красота солнечных искр в капельках росы, могучего столетнего дуба, склонившейся над прудом вербы, журавлиного ключа в лазурном небе, уснувшего после горячего июльского дня луга”. Таких поэтических строк, как эти, (из „Сердце отдаю детям”) в работах В.А. Сухомлинского очень много: их автор убедился на практике, что в сознании личности заложена основа ее образного мышления. Учитель водил воспитанников в созданную им Комнату сказки. Сказку, которая как „свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи”, фантазии заключает в себя целый мир добра и зла, он считал средством пробуждения и движения духовных сил ребенка, источником формирования его эмоциональной, этической и речевой культуры. Из-под пера самого Воспитателя, писателя и Поэта вышло около 1200 сказок и рассказов для детей. Поэтому закономерно, что его воспитанники сами сочиняли чудесные сказки и рассказы. Как гуманист В.А. Сухомлинский вкладывал глубокий нравственный смысл в духовно емкое чисто человеческое дело − „труд души”, образно представляя его в виде созидания человеком самого себя и его устремленности к идеалу. „Труд души, − подчеркивал выдающийся педагог, − это значит страдать, болеть страданиями и болями человека − прежде всего матери, отца, сестры, дедушки, бабушки… Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является в конечном счете, побуждением к труду души”. Он не мыслил работу души ребенка без культа в семье, детском саду или школе Матери, Книги и Родины. Гармоническое соединение процессов воспитания у детей нравственных, эстетических, мировоззренческих, интеллектуальных чувств, по его глубокому убеждению, − это главное условие их духовного восхождения и общего развития. Усвоить эту архиважную формулу Учителя как личностно значимую нужно еще на студенческой скамье. Впрочем, яркие формулы в многогранном наследии В.А. Сухомлинского, словно звезды, горят в теории содержания и методов нравственного, умственного, эстетического, физического, патриотического и национального воспитания, формирования духовного мира личности школьника в целом и педагогической культуры у учителя, методике воспитания коллектива личностного типа и дидактике. Конечно же, речь идет и о первой заповеди разработанной им педагогической этики, касающейся идеи превращения школы в „мир душевных человеческих прикосновений”, и о заповеди родителям обязательно говорить детям в ранней юности о красоте любви, как великого труда, возвышающей над всеми богами, и о созвездии формул-принципов воспитания личности в труде во имя ее и общего блага как сути гражданского воспитания, и о десяти нельзя воспитанияэтического. Солнечным светом и сегодня озаряют учителей его, например, такие выводы и формулы-установки: „Воспитание лаской − это утверждение самоуважения,” „Слово − могучее орудие воспитания гражданского сознания”, „ Чтобы ребенок был горячо заинтересован в учебе, ему необходима богатая, разнообразная, привлекательная интеллектуальная жизнь”. „Чувство достоинства труженика-мыслителя возможно только в том случае, если умственный труд является определенным испытанием”, „Высокая нравственность учителя становится ныне важнейшим условием его педагогического мастерства”. „Любовь к Отчизне и любовь к людям − это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма”. Да разве можно перечислить все мудрые мысли и заветы В.А. Сухомлинского тем, кто уже имеет дело с ребенком, с его воспитанием как настоящего человека, или еще только готовится стать учителем? Ценностное множество их взаимосвязанных компонентов и называется системой личностно ориентированного воспитания великого педагога, определяемого им как стремление к нравственному идеалу. Приобщиться студенту к этой системе − значит глубоко изучить (законспектировать с „подкладкой” собственных мыслей и чувств под основные идеи Мастера) содержание основных трудов В.А. Сухомлинского. Только комплекс основных черт нравственного идеала отражен в одном из них − „Как воспитать настоящего человека” − почти на двух страницах. Даже если будущий учитель пять раз прочитает их, он не сразу внутренне примет эти черты сердцем в роли самоценных: образное раскрытие каждой из них имеет место как в содержании всей указанной работы, так и на страницах других трудов Василия Александровича. Понимания „я должен” мало для внутренней убежденности, требующей еще и чувствования долженствования. Об этой категории педагогической этики как „практической философии воспитания” В.А. Сухомлинский пишет применительно к ученику и учителю: „Чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относиться к людям и самому себе. Учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания − наукой о нравственности, этикой”. Освященный прозрением сильной духом высококультурной личности, перспективным педагогическим мышлением, сам он всегда был и есть ярким нравственным образцом учительского труда, чистой совести и беспредельного мужества служения детям и работы над собой. Второго сентября 1970 года, в двадцать часов тридцать минут, остановилось сердце Василия Александровича Сухомлинского, так и не пришедшего в сознание после операции. «Она длилась долго, − читаем в замечательной „Повести об учителе Сухомлинском” Бориса Тартаковского, − операция подтвердила диагноз. − Как он мог жить, не то что работать с таким сердцем! − воскликнул один хирург. − Ecce homo! Се человек! − ответил ему другой.» Подняться до неповторимой личности В.А. Сухомлинского нельзя, но не подниматься всю жизнь к этой сияющей вершине − преступление. Литература для самостоятельной работы 1. Бех І.Д. Виховання особистості: підручник / І.Д. Бех. − К.: Либідь, 2008. − С. 794−811. 2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский // Избр. произ. в 5 т. − К.: Рад. школа, 1980. Т. 3. − 1980. − С. 7−297. 3. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский // Избр. произ. в 5 т. ‘− К.: Рад. школа, 1979. Т. 2. − 1979. − С. 641−698. 4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа (Онуфриевский район). Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В.А. Сухомлинский. − М.: Просвещение, 1969. − 398 с. 5. Сухомлинська О.В. Біографія В.О. Сухомлинського у світлі наукового аналізу / О.В. Сухомлинська. − Рідна школа. − 1993. − № 8. − С. 33−35. 6. Тартаковский Б.С. Повесть об учителе Сухомлинском; Смерть и жизнь рядом: повести / Б.С. Тартаковский. − К.: ДНИПРО, 1983. − С. 6−229.
1.3Гуманизм дидактико-методической системы В.Ф. Шаталова: аксиологический подход Учителя и дерево узнают по плодам. Украинская народная мудрость Виктор Федорович Шаталов − педагог-но-ватор, народный учитель СССР, почетный доктор Национальной академии педагогических наук Украины, действительный член Российской академии образования, почетный профессор ряда университетов СНГ, заслуженный учитель Украины, обладатель многих наград и в частности медали НАПН Украины им. К.Д. Ушинского, ордена Николая Чудотворца „За приумножение добра на Земле”.Он − почетный президент литературно-исторической итальянской ассоциации „Данте Алигьери”, лауреат премии Сороса, премий им. Н.К. Крупской, им. Николая Костомарова, участник боевых действий в Великой Отечественной войне, кавалер орденов „Отечественной войны”, „За мужество”, „Знак почета”, обладатель 30 медалей.
Наполненная идеями педагогики сотрудничества и сотворчества, диалога и совместного действия, уважения к личности ученика, создания условий для его самообразования и самовоспитания, дидактико-методическая система учителя-новатора В.Ф. Шаталова уже в начале шестидесятых годов ХХ века превратилась в мощное взрывное средство, которое, словно своеобразная духовно-методологическая бомба, угрожала взорвать классическую (ее называют авторитарной) модель образования. Но главное заключается в том, что эта система из недр педагогической практики несла в отечественную культуру не столько заряд разрушения, сколь-ко потенциал созидания, принципы обогащения педагогической науки новым философским камнем развития образования. Стержень шаталовского философского камня – гуманистическая ориентация всего процесса усвоения учащимися содержания образования как прочного фундамента будущего нашего общества. В этом контексте целостное множество взаимосвязанных философских, дидактических и методических положений донецкого Учителя выступили и выступают сегодня наиболее качественным средством стимулирования развития всех сфер личности ученика – духовно-моральной, потребностно-мотивационной, когнитивной, аффективной и социально-психологической, а в итоге – его гуманистической культуросозидательной сущности. Методологической основой системы В.Ф. Шаталова объективно является прежде всего аксиологический подход: именно он присущ гуманистически ориентированному человекознанию, в котором человек выступает в роли высшей ценности и в качестве самоцели общественного развития. В педагогике этот подход к исследованию проблем образования был обоснован В.А. Сластениным и Е.Н. Шияновым в конце 1980-х годов. Относя педагогические ценности к духовным, эти известные ученые-педагоги понимают под ним те особенности педагогической деятельности, которые служат ориентиром социальной и профессиональной активности (она направлена на достижение гуманистических целей) учителя и позволяют удовлетворять как его потребности в качественной организации учебно-воспитательного процесса, так и потребности ученика в усвоении содержания образования и развитии. 1. Сущность аксиологического подхода раскрывается через систему таких принципов: „равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами; экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности” (Исаев И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина / И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Юбилейной Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 10-летию МАНПО.− Ч. 1. − М.: МПГУ, 2005. – С. 249). Основными понятиями педагогической аксиологии считают ценности, ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение, ценностную установку, ценностную ориентацию, образование, обучение и воспитание. Последние три категории относятся к фундаментальным общечеловеческим ценностям. Их совершенствование и является главной функцией дидактико-методической системы В.Ф. Шаталова. Ее другие стержневые функции: создание условий для усвоения учащимися на личностном уровне ценностей содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевого отношения к миру, опыта гуманного отношения к людям и других); стимулирование развития ценностного сознания как формы отражения объективной действительности, позволяющей ученику определить пространство своей жизнедеятельности в роли нравственно-духовного; содействие процессу формирования у воспитанника внутренней позиции его личности, отражающей взаимосвязь личностных и общественных значений (то есть ценностного отношения к компонентам содержания образования в ситуации свободного выбора); формирование у школьника ценностных установок как готовности к деятельности в соответствии с определенными внутренне принятыми ценностями; создание условий для формирования у учащегося ценностных ориентаций как системы его устойчивых отношений к миру и самому себе (основные условия: включение школьников в различные виды деятельности; педагогическое обеспечение развития их творчества, активного участия в спортивно-оздоровительной и общественной деятельности, литературно-художественной работе); обеспечение интеграции внутренних регуляторов (ценностных отношений, установок, ориентаций) действий учащегося как основы его ценностного поведения, целенаправленных на компоненты содержания образования и своего образа „Я”. Что касается ценностей рассматриваемой системы, то они делятся на два типа: самодостаточные и инструментальные. Ценностями самодостаточного характера шаталовской дидактико-методической системы являются ценности-цели, а инструментального – ценности-средства (их группы: ценности-отношения, ценности-знания и ценности-качества). В.Ф. Шаталов не только неоднократно указывал учащимся на самодостаточные ценности как целевые ориентиры их деятельности, но и систематически создавал условия для их усвоения в качестве самоценных. К основным самодостаточным ценностям его теории следует отнести: 1) личностно-развивающую значимость процесса усвоения логики, хода и способов „открытия” учителем конкретного знания (речь идет о внутреннем принятии учениками цели: думай, как учитель); 2) ответственность перед самим собой, учителем, товарищами и родителями за качество построения и усвоения собственной модели содержания учебного материала; 3) раскрытые возможности самоутверждения и самореализации в процессе самостоятельного решения алгоритмических или творческих задач (цель – самоутвердиться в ходе генерации продуктивной идеи решения сложной задачи – выступает регулятором дальнейшего успешного саморазвития школьника в случае ее осознания в роли значимой; возможности для такого осознания предоставляет система заданий учителя); 4) любовь и уважение к учебному труду и другим видам труда (осознание учащимися труда как абсолютной ценности достигается на уроках В.Ф. Шаталова не декларациями, а учебной практикой, дисциплиной трудовой деятельности, работой ума и сердца каждого ученика, возвышением личностного статуса человека труда в классе, раскрытием роли и места труда в развитии личности и общества); 5) внешняя и внутренняя свобода личности ученика на уроке и в ходе внеаудиторной учебной деятельности (внешняя свобода выражается в возможностях выбора вариантов задач различного уровня сложности, заданий, доказательств, а внутренняя – в готовности к творческому поиску способов решения задач и заданий, построения доказательств, в создании условий для самовыражения в учебном труде); 6) интерес к осознанию каждым учеником своего образа „Я”, внутренней позиции по отношению к учебе, Матери, Родине, учителю, товарищам, моральным и другим ценностям; 7) готовность к трансформации установок учителя на овладение ценностями содержания образования (общечеловеческой и национальной культуры) в самоустановки, связанные с самоформированием образа „Я” как культурного человека. Культивирование автором системы названных и других самодостаточных ценностей связано с выбором им педагогической стратегии деятельности, содержание которой составляет стимулирование развития учащихся и собственного профессионального развития. Культ ценностей-целей – основа удовлетворения потребностей учащихся в усвоении содержания образования и становления как Человека, а также потребностей общества в культуросозидании. Система ценностей-средств состоит из трех взаимосвязанных подсистем: а) методики организации стимулирования учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля над ней, методики самообразования и самовоспитания; б) комплекса технологий общения, направленных на реализацию личностно и профессионально ориентированных задач; в) комплекса психологических и педагогических знаний о создании условий для развития потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-воле-вой и социально-психологической сфер личности ученика. Первая подсистема является взаимосвязанным множеством ценностей-отношений, так как предложенные В.Ф. Шаталовым методики потенциально помогают педагогам конструировать педагогический процесс адекватно основным положениям теории развивающего обучения, культивируемым ценностями-целями, построить педагогическое взаимодействие на гуманной основе – принципах сотрудничества и сотворчества. Речь идет о предложенной учителем-новатором совокупности способов взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, ориентированных на достижение значимых для них ценностей-целей, то есть о методах мотивации, организации и стимулирования сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитанников в учебном процессе. В.Ф. Шаталовым всегда оптимально использовался весь арсенал методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый или эвристический и исследовательский методы. Далеко за пределами Украины известны многие его эффективные педагогические приемы. Среди них особое место занимают гуманные приемы многократного изложения нового материала, гармонического сочетания организации и самоорганизации учебной работы, приоритетного изучения в оптимально сжатые сроки теоретического материала, основных идей курса с последующей долговременной опорой на них в ходе решения задач различного типа, моделирования и алгоритмизации собственных ответов, постановки логических заданий, многократного повторения материала (два раза на уроке, домашние повторения, контрольное повторение на отметку, рассказ у доски), приглашение учеников к подведению итогов урока (его этапов), формулирования его задач и выводов, выдачи домашних заданий как исследовательских проектов, превращения экзаменов в средство демонстрации всеми школьниками победы над собой, успешного овладения содержанием образования. Методы и приемы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, культивируемые Учителем, – это прежде всего способы повышения их интереса к учению и уровня осознанности долга и ответственности. Шаталовская дидактико-методическая система ставит ученика в положение, когда на каждом этапе учебного труда они заинтересованы в его успехе. На это „работают” приемы ориентации школьников на целостное восприятие учительского слова, полное внимание на уроке („прослушал” учителя – не поймешь содержание конспекта), обязательное домашнее повторение учебного материала (иначе утром твой ответ будет некачественным), опора на собственную внутреннюю логику мышления в процессе добровольного решения задач (конкретная методика решения задач никогда не навязывалась ученикам) и многие другие. Важный компонент педагогической тактики В.Ф. Шаталова составляют его приемы стимулирования долга и ответственности учащихся. Прежде всего, это прием взаимососуществования и взаимодополняемости противоположных максимумов – максимума требовательности и максимума пощады, максимума убеждения в значимости учения и его самостоятельности и максимума форм и средств контроля и самоконтроля, максимума способов и форм морального поощрения учеников в учебном труде и максимума методов порицания (вплоть до метода осознанного педагогического „взрыва”), максимума сложного и максимума очевидного в ходе раскрытия ценностей учебного труда и роли упражнений в выполнении требований, максимума личностно стимулирующей информации при максимуме усилий в деле минимизации ее объема. Много положительного можно сказать и об особых шаталовских методах и приемах контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности (устного, письменного, лабораторно-практического), ибо они также имеют гуманный характер. Укажем только на приемы отказа от контрольных работ до самого конца учебного года (спрашивать нужно тогда, когда научишь), систематической проверки знаний не в развернутом, а в модельном виде, привлечения одних учащихся к проверке содержания решений задач других без внешней оценки их результатов и т.д. Вторая подсистема (ценности-качества) имеет наиболее высокий ранг в иерархии педагогических шаталовских ценностей. С одной стороны, в качествах этой подсистемы проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики учителя (совокупность личностных, индивидных, статусно-ролевых и профессионально-деятельностных качеств). Отметим лишь, что качества хорошего учителя сам В.Ф. Шаталов кратко определяет так: „Умелое чередование сложного с очевидным при изложении нового материала, мягкость и убежденность на всех этапах учебного процесса, безупречная дикция и обязательно непринужденная шутка”. Определенные качества – производные от уровней развития у педагога прогностических, коммуникативных, организаторских, креативных, эмпатийных, рефлексивных, интеллектуальных и интерактивных способностей. По оценкам учеников донецкого учителя-новатора, все они сформированы у него самого в должной степени. С другой стороны, компонентами второй подсистемы являются ценности-качества, значимые для развития учащихся. В.Ф. Шаталов систематически ориентировал школьников на внутреннее принятие в роли самоценных таких качеств, как трудолюбие, честность, доброта, милосердие, способность радоваться полученным результатам своего труда и результатам товарища, самодисциплина, вера в собственные силы и возможности в самореализации, познавательная активность, критическое мышление, креативность, системность и перспективность мышления, способность к самообразованию, самовоспитанию и много-много других. Последняя (третья) подсистема содержит ценности-знания. Это определенным образом упорядоченная и организованная совокупность теоретических положений В.Ф. Шаталова о целях, содержании, закономерностях, принципах, методах, формах и средствах гуманистического образования. Ядро этой подсистемы – положения о мировоззренческих целевых ориентирах гуманистической педагогики, реформировании образования, точках опоры учителя в процессе стимулирования общего развития личности школьника, диалогических и творческих универсалиях современного гуманного урока, путях гуманизации и интеграции содержания образования в аспекте обеспечения свободы личности в ходе его усвоения, дидактических закономерностях и принципах самоактуализации личности ученика, реальной роли оптимальной отметки и отличной оценки в этой самоактуализации, личностной направленности способов, форм и средств обучения и воспитания и другие. Глубокое усвоение учителем (будущим учителем) шаталовских ценностей-целей, всех трех составляющих системы ценностей-средств способствует и будет способствовать формированию у него гуманистической направленности личности, профессиональной компетентности, опыта творческой педагогической деятельности и рефлексии, а в итоге – росту профессионально-педагогической культуры. Как яркая звезда, гуманизм дидактико-методической системы В.Ф. Шаталова освещает путь нашему поколению педагогов и будет всегда светить новым поколениям в роли целевого ориентира. Литература для самостоятельной работы 1. Плотников П.В. Педагогическая поэзия моего учителя − Виктора Федоровича Шаталова / П.В. Плотников // Педагоги по призванию: кн. о педагогическом труде / ред. и сост. П.В. Плотников. − Донецк: ДонНУ, 2007.− С. 3−25. 2. Соловейчик С.Л. Час ученичества / С.Л. Соловейчик. − М.: Детская литература, 1972. − С. 237−250. 3. Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы / С.Л. Соловейчик. − М.: Педагогика, 1986. − С. 150−178. 4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ Донецка / В.Ф. Шаталов. − М.: Педагогика, 1980. − 136 с. 5. Шаталов В.Ф. Точка опоры / В.Ф. Шаталов. − М.: Педагогика, 1987. − 160 с. 6. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. − М.: Педагогика, 1989. − 334 с. 7. Шаталов В.Ф. Город в облаках. Повесть, эссе, раздумья / В.Ф. Шаталов. − Донецк: журнал „Донбасс”, 2008. − 388 с. 1.4. Характеристика модели специалиста-педагога (выпуск-ника университета) Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он − совершенный учитель. Л.Н. Толстой (1828-1910), русский писатель
Разработанная на основе гармонического единства целостного и личностно ориентированного методологических подходов модель специалиста-педагога включает его системные и функциональные характеристики. Основными системными характеристиками специалиста-педагога следует считать: а) гуманистическую направленность личности учителя (на личность ученика); б) целостное множество взаимосвязанных духовно-моральных качеств (вера в ученика как личность, способную реализовать свой потенциал; любовь к детям и педагогической профессии, Украине как Родине; надежду на реформирование системы образования в стране на личностно ориентированной основе, реализацию разработанных проектов обучения и воспитания развивающего характера; честность, правдивость, доброта, милосердное отношение к воспитаннику и др.); в) готовность к педагогическому творчеству; г) готовность к профессионально-педагогическому совершенствованию и рефлексии этого процесса; д) готовность к педагогическому труду как целостному свойству личности. Готовность к педагогическому труду как целостному свойству личности имеет такую структуру: 1 ) психологическая готовность (наличие у учителя самоценных знаний в области общечеловеческой и профессиональной культуры; сформированность у него мотивов активности в профессиональной деятельности, направленной на непрерывное стимулирование развития сознания и самосознания личности ученика, всех ее сфер в процессе усвоения содержания образования и воспитания; внутреннее принятие педагогом установок на гуманизацию и личностную ориентацию учебно-воспитательного процесса, профессиональное самообразование и самовоспитание, творческий подход к выполнению всех профессиональных функций; 2) практическая готовность (овладение системой профессионально-педагогических умений и качеств различной функциональной направленности); 3) готовность к самосовершенствованию после окончания вуза (сформированность смыслообразующих мотивов непрерывного профессионального самосовершенствования и его культуры в целом). Раскрывая содержание практической готовности учителя к профессиональной деятельности, надо делать акцент на комплексе стержневых, значимых для выполнения им шести основных функций, умений. Их совокупность (функций и умений) и представляет собой модель специалиста-педагога. Диагностико-прогностическая функция: 1. Осуществлять оперативную диагностику ответов, поступков, психических состояний ученика. 2. Осуществлять оперативную диагностику уровней сформированности коллектива класса личностного типа и тенденций его развития. 3. Осуществлять долговременную психодиагностику: 1) выявлять отдельные черты психической индивидуальности ученика, его ценностные ориентации, интеллектуальные способности и т.п.; 2) находить недостатки и отклонения в различных видах деятельности и поведен
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.014 с.) |