Духовно-нравственное ядро содержания воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовно-нравственное ядро содержания воспитания



Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.

Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ

Свой первый опыт усвоения духовных ценностей ребенок приобретает в семье. Семья закладывает основы нравственного воспитания, в ней ребенок осваивает как хорошие, так и плохие правила поведения.

Нравственная атмосфера, в которой человек пребывает в первые годы своей жизни, от которой он получает то, на чем строится все его будущее, имеет огромное значение. Не менее значима для развития личности нравственная атмосфера в общеобразовательном учебном заведении, а также уровень духовности и нравственности в социуме.

Идея психолого-педагогической защиты от бездуховности

Начало ХХІ века ознаменовалось не только взлетом человеческого духа, созиданием элементов национальной культуры, но и повсеместным проявлением зла, бездуховности (отсутствием труда души, равнодушием к чужому горю, варварским отношением к памятникам умершим, жестокостью, ростом преступности, наркомании и проституции среди молодежи и т.д.).

Большинство учащихся и студентов, равнодушных к проявлению зла в украинском обществе, стали жертвами агрессии со стороны антидуховных сил (большую роль в этом сыграла пропаганда культа насилия, секса, антиморального поведения средствами массовой информации). Наиболее острой в Украине наряду с политическими и экологическими является проблема обеспечения духовной безопасности каждого ребенка, ученика, студента. Решение этой сверхзначимой для общества проблемы нужно связывать с реализацией идеи психолого-педагогической защиты детей (эта идея в должной степени не отражена в нормативных документах, Концепции национального воспитания), созданием в стране системы нравственного воспитания на личностной основе.

Из всего множества задач, связанных с успешным достижением этой цели, обязательного решения требуют следующие.

1. Научить учащихся способам самозащиты от антидуховной информации.

2. Сформировать у учащихся опыт психологической „защиты” от факторов негативного воздействия на развитие духовного сознания и самосознания личности каждого из них.

3. Технологически обеспечить в учебных заведениях качественное функционирование системы профилактики бездуховности на основе реализации идеи организации морального самовоспитания подростков, юношей и девушек.

На теоретико-методологическом уровне проблемы формирования духовности и моральности личности отражены в трудах К.А. Абульхановой-Славской, О.С. Богданова, Б.Н. Бессонова, В.С. Библера, Ю.М. Орлова, П.В. Симонова, С.Л. Франка, В.Н. Фе-дотовой и др.

В контексте решения задач создания современного культурно-образовательного пространства психолого-педагогические основы морального поведения личности раскрываются в работах И.Д. Беха, Е.И. Вишневского, И.А. Зязюна, А.И. Капской, М.П. Лещенко и др. Отдельно следует сказать о результатах научного поиска в Украине, связанных с раскрытием особенностей формирования у учащихся морально-эстетического мировоззрения и духовных ценностей (В.Г. Бутенко, Г.П. Шевченко и др.). Методы, приемы и средства формирования у учащихся гуманистических моральных убеждений и ориентаций были предметом исследования В.И. Дряпики, С.В. Лапаенко, Л.В. Чекарамит, Г.О. Фреймана и др.

Теоретической основой создания условий для повышения в Украине уровня духовности у каждого молодого человека является концепция личностно ориентированного воспитания (И.Д. Бех, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Ее ядром служит положение о психологическом механизме процесса воспитания – единстве сознания и самосознания личности, факторах, которые определяют их развитие: личностные ценности и эмоции (И.Д. Бех). Согласно Беху, как это уже отмечалось ранее, социокультурные и духовные ценности лишь тогда выступают в роли главных регуляторов жизнедеятельности человека, его общественно значимого поведения, когда превращаются в лич-ностные, то есть во внутренне принятые в качестве самоценных при условии их эмоционального переживания. Выполнение этого условия обеспечивает поворот сознания личности на свое „Я” (на самосознание), функционирование процесса самоформирования ее обобщенного „Я”-образа и „Я”-концепции.

На личностно ориентированной концептуальной основе научно-исследовательским Институтом проблем воспитания под руководством И.Д. Беха была разработана Программа развития воспитания в системе образования Украины на 2003-2012 годы, направленная на создание целостного множества условий для духовно-морального становления детей и молодежи.

Понятие основных нравственных категорий

Нравственность – это общечеловеческая ценность, которой большое внимание уделяется в Библии. Сущность нравственности составляют такие качества, как вера, надежда, любовь, доброта, милосердность, трудолюбие, честность, уважение к родителям и старикам, щедрость и многие другие. Воспитание у детей этих качеств и называют нравственным.

При характеристике нравственных качеств человека или тех требований, которые общество предъявляет к человеку и его поведению, употребляются понятия: „нравственность”, „мораль”, „этика”.

Понятия „нравственность”, „нравственный” применяются для характеристики отношений между людьми, их поступков и действий.

Понятие „мораль” чаще всего характеризует требования, предъявляемые обществом к поведению человека, т.е. сложившиеся нормы и правила поведения, определяющие обязанности и отношения между людьми и отношение к обществу в целом.

Этика – это наука, исследующая закономерности развития и формирования моральных норм и практически складывающихся отношений между людьми.

Слово „мораль” в переводе с латинского означает обычай, нрав, правило. Термин „этика” в переводе с древнегреческого означает привычку, обыкновение, обычай. Термин „этика”, как отмечалось выше, употребляют в другом смысле – как название философской науки, изучающей мораль. Следовательно, слова „мораль”, „нравственность”, „этика” можно употреблять в одинаковом значении.

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый.

Естественно, что любой оценке должно предшествовать правило, которое носит общий характер и с точки зрения которого мы оцениваем человеческий поступок. Если бы таких правил не существовало, один и тот же поступок оценивался бы совершенно различно разными людьми, и они никогда не смогли бы прийти к единому мнению, хорошо человек поступил или плохо.

Правило, носящее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит наименование нормы. Именно из норм состоит мораль. Каждая из норм представляет собой как бы клеточку, их целостное множество − систему моральных норм.

С позиции деятельностного подхода, норма – это правило, требование, определяющее, как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации. Норма может побуждать человека к определенным поступкам, а может и запрещать те или иные из них.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каж-дой такой области есть свое исходное начало, которому подчинены соответствующие нормы, называемые нравственными принципами.

Так, например, все нормы морали, действующие в области отношений между нациями, определяются принципом интернационализма.

Понятия морали, которые носят всеобщий характер, − нравственные категории. В отличие от принципов они охватывают не отдельные, а все области отношений между людьми, побуждая человека везде и всюду руководствоваться одними и теми же требованиями. Это, прежде всего, такие категории, как дисциплина и ответственность, добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье.

Воспринимая требования морали, как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, то есть образца нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным и красивым.

Все те требования морали, которые заключены в нормах, критериях, категориях и идеалах, оставались бы благими пожеланиями и не смогли бы побуждать людей к определенным поступкам или воздержанию от них, если бы этим требованиям не сопутствовали моральные и нравственные оценки. Эти оценки производятся другими людьми или самим человеком, совершившим тот или иной поступок. В последнем случае они называются самооценками.

В нормах и принципах, категориях, идеалах и оценках воплощены требования, образующие систему морали. Система морали может быть единой лишь в том случае, если она вырабатывается одной и той же социальной общностью людей, социальной группой.

Мораль представляет собой не только совокупность требований, выраженных в нормах, принципах, категориях и идеалах. В нее входит отношение к этим требованиям со стороны как отдельного человека, так и общности людей. Отношение к моральным требованиям проявляется в моральных чувствах. Моральные чувства возникают на основе моральных взглядов, предполагающих, например, выделение каких-либо норм или принципов морали на первый план, в соответствии с чем и производится моральная оценка. Отношение к моральным требованиям проявляется и в моральных качествах человека – наиболее устойчивых и типичных чертах поведения людей.

Моральные представления, взгляды, чувства являются одним из важнейших мотивов человеческой деятельности, они побуждают людей совершать благородные поступки, направлять усилия на решение стоящих задач.

Нравственное воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности. Социальная среда в этом процессе играет определяющую роль. Все же воспитание может дать запланированный результат, если оно будет опираться на ведущие общественные отношения, на условия жизни, на логику усвоения нравственности.

 

Примеры высказываний различных мыслителей о сути и тактике нравственного воспитания

Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с давних времен.

И.Г. Песталоцци считал нравственное воспитание главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой, который считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшей есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

К.Д. Ушинский писал: „Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…” (Ушинский К.Д. / К.Д. Ушинский // Собр. соч. в 11 т. – Т. 2. – М., 1948. – С. 429–430).

Педагог-демократ, последователь К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунаков (1837-1904 гг.) в своих работах много внимания уделял проблемам идеалов и средств нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников (Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. / сост. П.А. Лебедев. – М., 1990).

Впереди, по его мнению, надо ставить такой идеал нравственного развития, который соответствует современным понятиям о нравственном достоинстве человека. При этом важное значение имеют в человеческой жизни идеалы, господствующие в обществе. От их достоинства, отчетливости и живучести зависят достоинство и характер реальной жизни. Школа должна поселять в душах своих учеников задатки возвышенных, живучих и благородных идеалов.

Бунаков акцентировал внимание на необходимости определить хотя бы самые существенные черты такого идеала, указать средства, которыми школа владеет и может пользоваться для достижения поставленных целей. На первое место, по его глубокому убеждению, следует выдвинуть труд, „труд посильный и интересный”. Он подчеркивал, что учение – этот труд, на котором школа может развивать в детях любовь к труду вообще. Важно обеспечить адекватность учения возрасту и силам учащегося, не допускать, чтобы оно превратилось в игру или забаву. Необходимо создавать условия для овладения детьми национальными ценностями. Каждый воспитанник должен „сознавать себя гражданином страны и стремиться к пользе своего отечества как к личной выгоде”, быть честным, разумно сдержанным, способным относиться к себе критически, входить в общие интересы, готовым обеспечить живую связь между словом и делом, проявлять обдуманность в поступках.

Среди средств, которыми школа владеет для нравственного воздействия на своих учеников, Н.Ф. Бунаков называл, во-первых, содержание и характер обучения, во-вторых, личность учителя; в-третьих, склад „школьной” жизни (школьные порядки) (Там же).

Философ-идеалист, педагог П.Д. Юркевич (1826-1874 гг.) в своих лекциях по педагогике дал систематизированные знания, доступные широким кругам читателей, которые хотели бы получить цельное представление о воспитании и обучении.

Вопросы нравственного воспитания освещены П.Д. Юркевичем в работе „Непосредственное нравственное влияние” (Юрке-вич П.Д. Чтения о воспитании / П.Д. Юркевич. – М., 1965).

По мнению П.Д. Юркевича, требования предлагаются в формах, воспитательная сила которых заключается в доверии и любви детей к педагогу. „Исполнение такого рода требований зависит от свободной воли воспитанника. Поэтому и обратно: такого рода требования воспитывают тем лучше, чем более устраняются при исполнении их различные принудительные меры. Воспитывающая воля выражается здесь мнениями и мыслями при личном отношении к воспитанникам”.

Главнейшими из таких форм П.Д. Юркевич считает: наставление, напоминание, предостережение, увещание, совет и просьбу.

Посредством наставлений педагог делается спутником воспитанника. Из наставлений учащийся знакомится с нравственным характером своего поступка, с его будущими последствиями, с эффекимвными средствами достижения доброй цели или преодоления затруднения и с „искусством правильно обращаться с людьми и вещами. В системе воспитания наставление играет такую роль, как дыхание в системе нашей телесной жизни”.

С помощью напоминания, как утверждает П.Д. Юркевич, „воспитатель связывает настоящее состояние души воспитанника с ее прошедшим и с правилом” и таким образом облегчает воспитаннику процесс узнавания собственной воли.

Он обращает внимание на двоякий характер цели предостережений: „предохранять от опасности, если она есть, и предохранять от страха, если его нет”. Называя склонности воспитанника, которые не сообразны с требованиями долга, нравственными опасностями, философ и педагог ведет речь о значимости соответствующих предостережений.

Опираясь на увещания, воспитатель „находит себе помощника в совести воспитанника”, но лишь потому, что „своим словом он усиливает эту совесть”. Он побуждает учащегося опомниться и не заблуждаться (поэтому увещевание – это есть усовещевание). Но учитывая, что совесть „действует только относительно тех сторон жизни, касательно которых есть убеждение, то искусство увещевать совпадает с искусством рождать в душе сильные убеждения”.

Советы воспитаннику учитель, по глубокому убеждению П.Д. Юркевича, дает естественно, не сопровождая навязчивостью. Для этого ему „нужно приобрести тонкий нравственный такт, чтобы решать сразу, где советы могут заменять открытые требования”.

П.Д. Юркевич видит деятельную силу просьбы в том, что она „минуя всю систему прав и обязанностей, обращается к непосредственному нашему добродушию, добросердечию”.

Ценный опыт для организации нравственного воспитания содержится в трудах педагога, основательницы общеобразовательной средней школы-интерната для совместного воспитания и обучения девочек и мальчиков, Е.С. Левицкой (1868-1915 гг.) (Школа Левицкой // Антология педагогической мысли России второй половины ХІХ – начала ХХ вв. / сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – С. 487–499).

В ее школе использовались необычные средства нравственного воспитания: самостоятельные поездки, карманные деньги, беседы с детьми, суд товарищей, школьные клубы, разумное использование свободного времени и др.

Задачами школы были: систематически вникать в детскую природу, „любить и понимать ее, беречь все, что в ней просто, но живо и радостно; давать здоровую и достаточную пищу деятельному детскому уму, беречь и развивать физическую бодрость и силу и в то же время поступать так, чтобы дети сами признавали за собой право очень строго относиться ко всякому недоброму, скрытому поступку к хитрости, к лености, ко лжи”.

Видя вокруг себя справедливость и искренность, по мнению этого педагога, дети легко втягиваются в нравственный строй жизни, даже те из них, которые до этого огорчали своих родителей (Там же. – С. 490).

Актуальным и сегодня является труд известного в Украине педагога и деятеля образования Я.Ф. Чепиги „Нравственное внушение в деле воспитания” (Чепига Я.Ф. Нравственное внушение в деле воспитания / Я.Ф. Чепига. – К., 1924).

В своей работе Я.Ф. Чепига указывает, что „мать и ее поступки – это тот волшебный круг заимствования разных чувств, от которого ребенок, даже став взрослым, не может оторваться”. Первые самые яркие впечатления сохраняются у него на всю жизнь. Подражание ребенка матери носит постоянный характер.

Каждый ребенок поддается не только простому внушению нравственного плана, а еще и побочному (косвенному) и контрастному. Побочную силу внушения имеют такие явления, как ласка, всякое удовлетворение, постоянная просьба не шалить, быть умным и т.д., или слишком быстрый приговор детскому поступку, без выяснения причины, которая вынудила ребенка к нему.

Проявление контрастного внушения проявляется, как считал Я.Ф. Чепига, имеет место в таких случаях: „вы приучаете ребенка гулять каждый день на свежем воздухе, ребенок это любит; но бывает, как увидит, что вы надели пальто и взяли шляпу, начинает сопротивляться, не хочет идти гулять, хотя это ему безусловно нравится. Бросьте шляпу, снимите пальто, скажите ребенку, что вы не хотите идти гулять, и через минуту он уже начнет просить гулять. Ребенку, конечно, нравится перечить взрослому, но это не обходится и без особого активного напряжения воли (активное внушение), и поэтому контроль обычных действий под влиянием воли приобретает противоположное направление импульса”.

По мнению Я.Ф. Чепиги, наказание представляет собой одно из средств внушения. Оно чаще всего применяется в семье и оказывает наибольшее влияние на формирование характера ребенка, на развитие у него „различных отрицательных склонностей”. Чтобы этого не случилось, наказание должно быть объясненным ребенку как следует. Ребенок редко внутренне принимает наказание как нормальное следствие своего поступка. Чаще всего этот метод „только вызывает у него чувство обиды, гнева, ненависти”.

Я.Ф. Чепига считал, что нравственные детские взгляды наиболее эффективно формируются в условиях искренних сердечных отношений между родителями и детьми, взаимопомощи и доброжелательности. Нравственное развитие ребенка – результат приобретения им на примерах таких привычек, которые „создают высокий нравственный колорит его облика”.

Признавая большое влияние семьи и примера, Я.Ф. Чепига обращал внимание на значение в нравственном воспитании и врожденного нервно-психического развития организма воспитанника, его физического здоровья.

Организуя нравственное воспитание, надо увидеть нравственные качества в системе целого – личности, что обусловливает их определенное единство, взаимопроникновение.

В структуре нравственного становления личности школьника следует выделить нравственное сознание, нравственные поступки и нравственную направленность.

Нравственное сознание означает, что должны быть знания о том, что является правильным, а что неправильным, т.е. у учащихся должны быть сформированы определенные представления и понятия о моральных нормах, а также определенное отношение к ним.

Понимание и усвоение нравственных норм – это лишь начало работы по формированию у учащихся тех или иных качеств.

Поведение человека в целом – это наиболее общая характеристика его жизненной линии, его отношение к другим людям, обобщенное представление о нравственной направленности его действий и поступков.

 

Психологический механизм нравственного воспитания

В.А. Сухомлинский в статье „О поступках” писал: „Твоя жизнь состоит из поступков. В поступках выражается моральная сущность человека. В твоем отношении к другим людям нет ничего случайного. Поступок всегда определяется деятельностью сознания. Люди поступают так, как велит голос совести... Твои поступки выражают уровень твоей нравственной культуры” (Сухомлинский В.А. О поступках / В.А. Сухомлинский //– Педагогика, 1970. № 11. – С. 31).

Наивысший уровень нравственного становления человека – направленность личности, в которой отражены наиболее типичные черты и качества, способы действий и формы поведения человека.

Личностно ориентированный подход к организации нравственного воспитания нацеливает педагогов на решение задачи обеспечения единства нравственного сознания и самосознания личности ученика. Именно такое единство является психологическим механизмом процесса воспитания. Нравственные ценности (честность, доброта, милосердие, трудолюбие и другие) существуют объективно, то есть независимо от сознания человека. Они могут отражаться в сознании личности на различных качественных уровнях. Первый уровень – „вещь в себе”. Возможность отражения на нем нравственного качества связана с получением человеком информации о нем (знаю, что такая ценность существует, но воспринимаю ее как личностно не значимую). Напомним, что при условии эмоционального переживания учащимися конкретных нравственных норм и качеств они превращаются для них в личностные ценности.

Личностные ценности – второй возможный качественный уровень внутреннего принятия конкретных моральных норм (качеств) человеком, усвоившим их, в лучшем случае, до этого на самом низком – информационном уровне.

Качественная трансформация нравственного качества в сознании личности чаще всего есть результатом работы по уходу за ветеранами, пенсионерами, инвалидами и просто людьми, нуждающимися в определенной помощи. Именно в такого рода деятельности и возникает эмоциональное переживание человеком таких общечеловеческих ценностей, как доброта, милосердие, уважение к старшим. Третий уровень отражения в сознании личности нравственных ценностей – смыслообразующий мотив. Он формируется только на фундаменте личностной ценности и при наличии у ученика личностного смысла нравственного поведения в семье и обществе, акта целеполагания в направлении самоформирования моральных качеств.

Высокая степень сформированности смыслообразующего мотива обеспечивает поворот нравственного сознания личности на самосознание. Развитие самосознания требует осознания человеком образа нравственного „Я”, наличия адекватной самооценки сформированности его компонентов. Как результат, имеет место отражение духовных ценностей в самосознании личности на уровне самоформирования образа „Я” как человека нравственного.

Опираясь на описанный механизм, нетрудно определить основные компоненты системы нравственного воспитания детей. К ним следует отнести: 1) создание условий для эмоционального переживания учащимися моральных качеств в роли самоценных; 2) педагогическое обеспечение и стимулирование процесса формирования у детей смыслообразующих мотивов нравственного становления и поведения; 3) включение учеников в деятельность нравственного характера и организацию процесса самоформирования ими нравственных качеств как составляющих образа „Я”; 4) стимулирование работы учащихся над собой по формированию реального образа „Я” как человека нравственного.

 

Методы нравственного воспитания

Функционирование указанной системы будет эффективным, если воспитатель руководствуется комплексом следующих основных методов.

Методы стимулирования процесса превращения знаний о
моральных нормах в личностные ценности

1. Создание ситуаций эмоционального переживания учеником моральных ценностей.

2. Убеждение в социальной и личной ценности нравственного поведения.

3. Концентрация внимания на определенных моральных качествах оригинальными способами и средствами.

4. Самохарактеристика степени сформированности нрав- ственных качеств.

5. Упражнения в описании чувств от знакомства с нравственными образцами.

6. Сравнение учеником самооценки степени сформированности нравственных качеств с ее оценками соучениками, учителями.

7. Упражнение в самоанализе уровня своей нравственности.

8. „Заражение” субъекта воспитания эмоцией радости в ходе оценки личностных нравственных приобретений.

9.Упражнение в самоотождествлении с определенной нрав-ственной ценностью.

10. Беседы с использованием формул-установок на повышение уверенности ученика в собственных духовных силах.

11. Упражнения на превращение в своем воображении нравственных ценностей в личные.

Методы стимулирования процесса формирования мотивов
нравственного поведения и совершенствования

1. Ориентация на написание сочинений, связанных с поиском личностного смысла нравственного становления.

2. Включение учащихся в деятельность нравственного характера с ориентацией на фиксацию чувств и мыслей, возникающих в ходе ее осуществления.

3. Актуализация у учащихся уже сформированных нравствен-ных качеств с обязательным подчеркиванием необходимости овладения другими.

4. Постановка близких и далеких перспектив нравственного развития.

5. Демонстрация программ-образцов и лучших планов нравственного совершенствования.

6. Упражнения в создании, выполнении и коррекции личных планов нравственного роста.

7. Поощрение действий учащихся, направленных на реализацию мотивов нравственного поведения и совершенствования.

 

Методы стимулирования роста уровня готовности к

нравственным поступкам

1. Поощрение инициативы в делах нравственного характера.

2. Убеждение в необходимости повысить уровень нравственной готовности к жизни.

3. Создание ситуаций творческого выбора новых нравственных ориентиров и способов овладения моральными ценностями.

4. Демонстрации и иллюстрации успешного опыта людей по нравственному совершенствованию.

5. Раскрытие личностного смысла овладения новыми методами, приемами и средствами нравственного совершенствования.

6. Упражнения в выполнении требований к самообразованию в нравственной сфере.

7. Систематическое подчеркивание успехов каждого ученика в деле повышения нравственной готовности к жизни и построение на этой основе вместе с ним тактики дальнейшей работы над собой.

8. Обмен опытом нравственного самосовершенствования.

9. Постановка новых перспектив нравственного роста на созданном эмоционально положительном фоне от полученного предыдущего результата.

10. Увещание в сфере активизации нравственного самовоспитания и других сферах нравственного становления.

11. Педагогические требования относительно коррекции и самоконтроля нравственного становления.

Возможности школы, различных средств воспитания для развития нравственности ребенка

Школа имеет большие возможности в организации и осуществлении нрав-ственного воспитания. На этом пути важным компонентом является формирование у человека дисциплинированности как очень ценного и важного нравственного качества.

Понятие дисциплины и дисциплинированности как нравственного качества характеризует определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий, а также усвоение норм и правил, обязывающих людей соблюдать этот порядок.

А.С. Макаренко, придавая в своей практической воспитательной работе большое значение дисциплине, писал, что „дисцип-лина в нашем обществе – это явление нравственное и политическое” (Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С. Макаренко // Пед. соч. в 8 т. − М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – С. 35). А.С. Макаренко видел в дисциплине и цель, и результат воспитания. Важными компонентами дисциплины являются точность и аккуратность, умение дорожить временем, выполнять поручения и задания в срок, которые могут и должны вырабатываться каждым учителем и на каждом уроке.

Формирование дисциплинированности как нравственного качества начинается в школе, прежде всего, с работы над выполнением школьниками Правил для учащихся, соблюдения ими норм поведения, порядка и дисциплины на уроках, воспитания чувства ответственности перед школой и классом за свой учебный труд, точное и ответственное выполнение заданий, поручений.

В задачу учителя, однако, входит не простое обеспечение исполнительности, точности, соблюдения общего порядка, а пробуждение более глубоких мотивов такого поведения, включение в сознание еще и эмоционального отношения, основанного на понимании значения, необходимости и обязательности соблюдения того или иного требования, правила.

Сегодня актуальным является воспитание в школе гуманизма, формирование новых отношений между людьми, основанных на внимательности, терпимости, великодушии.

Гуманность как нравственное качество обращено к другим, т.е. оно характеризует особое мировосприятие человека, реализуемое в его непосредственных взаимоотношениях с другими людьми.

Это мировосприятие включает установку на уважение к человеку как к другому равноправному члену общества, дружелюбие и доброжелательность, внимание к его нуждам и готовность при-йти на помощь; внимательность – стремление не обидеть человека, не задеть его интересы; терпимость и великодушие, основанные на умении понять другого человека; способность к сочувствию и сопереживанию; готовность к защите слабого.

Особого внимания в работе школы требуют вопросы воспитания и развития у учащихся способности к сопереживанию, состраданию, сочувствию.

Начинается эта работа с защиты животных, с заботы о младших или более слабых товарищах, пожилых и престарелых людях.

Всевозрастающее значение приобретает воспитание бережного отношения к природе. Природоохранные знания включены в содержание различных курсов предметов, эта работа дополняется и углубляется внеклассной деятельностью, краеведением, различными школьными объединениями.

Нравственное воспитание предполагает целенаправленную деятельность школы по формированию у учащихся системы нравственных представлений, развитию нравственных чувств, выработке правильных оценок и отношений. При этом следует иметь в виду, что нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир (понимание им того, как и почему ему следует поступать так, а не иначе), так и внешнюю сторону его проявления (выражающегося в суждениях, поступках и поведении) формируется в течение всей жизни.

Нравственная воспитанность является свойством личности школьника и характеризуется определенными качествами.

Патриотизм – также нравственная категория.

Каждая школа имеет большие возможности в воспитании патриотизма.

Патриотизм – любовь к своему отечеству – очень глубокое и сильное человеческое чувство. В чувстве патриотизма главное – это осознание глубокой связи со своим народом, соучастие в его делах.

Прогрессивные мыслители и художники всех наций никогда не противопоставляли патриотизм общечеловеческим идеалам братства народов.

Патриотизм теснейшим образом связан с интернационализмом, предполагающим уважение наций и народностей, их государственного суверенитета, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.

Направления решения задач воспитания патриотизма − воспитание любви к своему краю, отчему дому, символике государства, изучение иностранных языков и т.д. Значительный вклад в патриотическое воспитание вносят, в первую очередь, такие школьные предметы, как литература, история, география, физика, химия, математика, биология. Широко используются для воспитания патриотизма различные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Для успешной организации работы школы по нравственному воспитанию учащихся каждому учителю необходимо уметь определять критерии и показатели их нравственной воспитанности, изучать эффективность воспитательного процесса.

Представление о показателях нравственной воспитанности имеет важное значение как для педагогов, так и для учащихся. Знание конкретных показателей обеспечивает целенаправленность, предметность педагогических усилий, а также они выступают в качестве параметров, по которым можно судить о нравственной воспитанности учащихся.

За интегральный показатель нравственной воспитанности учащихся можно взять их отношение к окружающей действительности: себе, обществу, природе, коллективу, проявляющееся в определенных качествах.

По отношению к себе это могут быть следующие качества: адекватная самооценка, самостоятельность, самокритичность, требовательность к себе, готовность к самовоспитанию, умение контролировать себя и т.п.

Моральное отношение к обществу проявляется у школьников в таких нравственных качествах, как гражданственность, патриотизм, нравственно-волевая готовность к выполнению общественно ценной работы.

Отношение к природе, по существу, определяет направленность всего взаимодействия с окружающей средой, средой обитания человека. Здесь главные показатели: любовь к природе, забота о животном и растительном мире, его сохранении и приумножении.

В области нравственных отношений к коллективу социального типа важнейшим качеством выступает коллективизм, который проявляется в таких признаках и чертах: ответственность за свое поведение перед коллективом, готовность оказать помощь товарищам, умение подчинять личные интересы интересам коллектива, готовность быть в коллективе как организатором, так и хорошим исполнителем и т.п.

Организация работы по выявлению нравственной воспитанности школьников предусматривает широкое использование разнообразных методов ее изучения: изучение документации (личных дел, характеристик, классных журналов и т.д.), наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, написание сочинений, обобщение независимых характеристик, создание воспитывающих ситуаций, ранжирование, способы социометрии и т.д.

Изучение нравственных проявлений осуществляется по разным направлениям: определяется уровень нравственных знаний, представлений учащихся, выявляется реальный опыт нравственных поступков, самооценка поведения.

Диагностика нравственной воспитанности учащихся способствует совершенствованию воспитательной работы в школе. Педагоги получают возможность регулярно учитывать результаты воспитания, видеть процесс формирования личности каждого учащегося, реально оценивать действенность своих усилий, своевременно вносить необходимые коррективы.

Вопросы и задания

1. Докажите, что духовность никогда не может быть рационализированной в целом.

2. Почему духовно-нравственная составляющая содержания воспитания выступает в роли его ядра? Как она связана с другими составляющими?

3. Нарисуйте собственный образ духовно-нравственного ядра содержания воспитания средствами изобразительного или литературного искусства.

4. Разработайте проект двух педагогических задач духовно-нрав-ственного содержания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.41 (0.106 с.)