Культуротрансляционная Культуровоспроизводящая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культуротрансляционная Культуровоспроизводящая



 

Рис. 4.1. Социально и личностно значимые функции

содержания образования

 

Результаты структурно-функционального анализа содержания национальной и общечеловеческой культуры именно под таким углом зрения дают нам основание увидеть в ней не только уже выделенные в ХХ веке социально важные составляющие содержания образования, но и не менее значимые для развития общества другие. Речь идет о человеческом опыте саморегуляции поведения и личностного развития, самообразования и самовоспитания, а также об опыте гуманных межличностных отношений в социуме. Без готовности к саморегуляции учебного (других видов) труда и поведения, к общению на рабочем месте (и вне его) на основе принципа гуманизма труженику сегодня нельзя эффективно выполнять в обществе свои профессионально-коммуникативную, профессионально-созидательную и личностно-развивающую функции.

Личность ученика объективно имеет базовые потребности в развитии составляющих ее структуру (в деятельностном измерении) духовно-нравственной, мотивационной, когнитивной, аффективной и социально-психологической сфер.

Последняя из названных сфер прямо связана с наличием у него в должной степени сформированных коммуникативных и перцептивных качеств, коммуникативеной культуры в целом. Потребности личности ученика в формировании и развитии коммуникативных качеств должны найти прямое отражение в содержании образования.

Его следует расширить за счет такого структурного элемента, как опыт гуманных межличностных отношений. На это нацеливают и потребности общества в культуросозидании, которые невозможно удовлетворить без наличия у его членов коммуникативной культуры (ее формирование нужно начинать с детского сада, продолжить в общеобразовательной школе, введя в учебные планы предмет „Основы гуманного общения”).

В содержание образования целесообразно ввести еще один новый структурный компонент − опыт самообразования и самовоспитания, саморегуляции учебной деятельности и поведения. Имея прямую направленность на все сферы личности ученика, самообразование и самовоспитание подростков и юношей, саморегуляция поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста выступают в роли универсальных эффективных средств их развития.

Отсюда содержание образования в современном украинском обществе определяется как личностно ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта деятельности творческого характера, опыта эмоционально-волевого и морально-этического отношения к миру, саморегуляции учебной деятельности, самообразования и самовоспитания, личностного развития и поведения, а также опыта гуманных межличностных отношений.

Своеобразная матрица, отражающая структуру содержания образования как результата учета ее разработчиками потребностей личности в развитии, содержится в табл. 4.1.

 

Таблица 4.1. Потребности личности в развитии и структура содержания образования

Потребности личности в развитии Структура содержания образования
● Духовно-нравственной сферы ● Потребностно-мотивационной сферы ● Когнитивной сферы ● Эмоционально-волевой сферы ● Социально-психологической сферы ● Знания ● Способы деятельности (умения и навыки) ● Опыт творческой деятельности ●Опыт эмоционально-волевого и морально-этического отношения к миру ● Опыт гуманного общения ● Опыт самообразования и самовоспитания, саморегуляции учебной деятельности и поведения

 

Важно знать преимущественную направленность компонентов содержания образования на развитие определенных сфер личности. Показывая ниже соответствующие изоморфные связи (их четыре), уточним только два момента: 1) на развитие конкретной личностной сферы в различных условиях могут влиять процессы формирования всех других компонентов содержания образования; 2) создание условий для овладения учащимися опытом творческой деятельности прямо работает на развитие когнитивной сферы личности каждого из них: именно к этой сфере относятся творческие способности.

 

Таблица 4.2. Главные изоморфные связи между потребностями личности ученика в развитии и компонентами содержания образования

Духовно-нравственная и эмоционально-волевая сферы Опыт эмоционально-волевого и морально- этического отношения к миру
Потребностно-мотивационная и когнитивная сферы Знания и способы деятельности, опыт творческой деятельности
Социально-психологическая сфера Опыт гуманного общения
Все сферы личности как целостного образования Опыт самообразования и самовоспитания, саморегуляции учебной деятельности и поведения

Где же отражается содержание образования? Оно отражается в учебных планах, программах учебных дисциплин, учебниках и учебных пособиях.

Выполняя социальный заказ, государство разрабатывает стандарты образования, на основе которых составляются учебные планы.

Именно такой подход к развитию содержания образования позволяет обеспечивать реализацию основной функции обучения – передачу социального опыта от старшего поколения к младшему.

При этом основная функция учителя – такая организация познавательной деятельности учащихся (деятельности по усвоению какой-то части содержания образования), которая способствует развитию их задатков и способностей, познавательных процессов, духовно-нравственной, эмоционально-волевой и других сфер личности каждого ученика.

Главной функцией ученика является непосредственное овладение отражающими социальный опыт дидактическими ценностями как личностными, то есть усвоение всех элементов содержания образования в роли самоценных.

 

Функции обучения

Функции процесса обучения напрямую связаны с его целями и задачами.

Для организации практической деятельности педагогов полезно говорить об осуществлении процессом обучения образовательной, воспитательной и развивающей функций.

Первая (образовательная) обеспечивает формирование у учащихся научных знаний, общеучебных и специальных умений и навыков. Усвоение учеником научных знаний – это усвоение определенных фактов, понятий, законов, теорий, обобщенной картины мира в целом.

Знание – это понимание и сохранение в памяти учебной информации. Усвоение каждого конкретного учебного предмета требует от ученика сформированности не только общеучебных, но и специфических умений и навыков.

Умение – это способность применять полученные знания на практике (степень освоенности действия).

Навык – умение, которое доведено до автоматизма.

Реализация образовательной функции происходит только во взаимодействии учителей и учащихся. Определенные циклы этого взаимодействия характеризуют такие внутренние элементы процесса обучения, как целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировоч-ный и оценочно-результативный.

Личностно ориентированный подход к созданию педагогических условий для успешной реализации процессом обучения этой функции нацеливает учителя на обеспечение эмоционального переживания учениками знаний, умений и других дидактических ценностей за счет использования различных видов искусства (правило, определение надо нарисовать при помощи сказки, игры, стихов, эмоционально окрашенного рассказа, средств изобразительной, декоративно-прикладной, музыкальной и других сфер творчества).

Обучение объективно не может не способствовать воспитанию человека, то есть не влиять на формирование у него мировоззрения, нравственных, умственных, трудовых, эстетических и других личностных качеств. От эффективности воспитательных функций обучения зависят убеждения, отношения, ценностные ориентации, система идеалов и способы поведения учащихся в обществе.

Между процессами обучения и воспитания существует диалектическая связь, а значит, единство образовательной и воспитательной функций процесса обучения имеет закономерную основу.

Л.С. Выготским было установлено, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Оно имеет специальную развивающую направленность: способствуя развитию всех сфер личности ученика, оно таким образом осуществляет свою развивающую функцию. В поисках расширения развивающего влияния обучения находились такие ученые, как Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, М.Н. Скаткин и другие.

Превратить обучение в общеобразовательном заведении ХХІ века в источник общего развития личности ученика – одна из важнейших социальных задач, зафиксированная в Законах Украины „Об образовании”, „Об общем среднем образовании” и других государственных нормативных документах. В настоящее время ученые находятся в поиске закономерностей и принципов обучения, ориентированных на развитие не только мышления (такие принципы были обоснованы Л.В. Занковым), но и других познавательных процессов, эмоциональной, волевой и нравственной сфер личности, ее творческого потенциала.

 

Движущие силы процесса обучения

Ядро движущих сил процесса обучения – противоречия как источник его развития и совершенствования. Центральным многие дидакты и специалисты в области методологии педагогики (В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, В.А. Онищук, В.И. Бондарь и др.) называют противоречие между осознанием учащимися под влиянием учителя потребностей в усвоении конкретных элементов содержания образования и имеющимися у них реальными возможностями по удовлетворению определенных потребностей.

Не менее существенные противоречия возникают между все возрастающими требованиями общества (у него есть объективные потребности в развитии) к совершенствованию процесса обучения и его реальным (актуальным) состоянием, не в достаточной степени адекватным социальному заказу общеобразовательному учебному учреждению на выпускника, готового выполнять все функции труженика (и профессионально-созидательную в том числе) в целом.

 

Структура процесса обучения

Когда мы подчеркивали двусторонний характер процесса обучения, то ни в коей мере не указывали, что он представляет собой механическую сумму процессов преподавания и учения. Нет, активность деятельности учителя и активность деятельности ученика при слиянии в единый поток рождают качественно новое, целостное явление, в котором функционируют наряду с познавательными процессами и процессы общения, оказывающие воздействие на мотивацию учения.

Активной познавательной деятельности ученика и преподавательской учителя предшествует серьезная работа последнего по отбору содержания образования на основе поставленных целей. Само же содержание образования, как мы указывали ранее, проектируется в зависимости от социального заказа школе, лицею, гимназии или колледжу.

К названным компонентам структуры процесса обучения – социальному заказу, содержанию образования, деятельности учителя, мотивам учения, деятельности ученика – дидакты обоснованно присоединяют еще два – механизм усвоения и результаты усвоения и указывают на связи между ними (рис. 4.2).

Обучение есть взаимодействие между обозначенными на схеме (она разработана В.В. Краевским и И.Я. Лернером) его структурными компонентами. Педагогически обработав содержание образования (раскрыв развивающие, образовательные и воспитательные возможности учебного материала), учитель с его помощью различными способами и средствами воздействует на сознание и самосознание личности ученика.

 
 

 

 


Рис 4.2. Схема структуры процесса обучения

 

Как результат, ученик вступает во взаимоотношения с содержанием учебного материала, начинает усваивать какую-то его порцию при условии сформированности у него мотивов учения. Учитель не только организует, но и оценивает, стимулирует, корректирует и контролирует познавательную деятельность обучаемого. В случае достижения учеником положительного результата он использует очередную порцию учебного материала для решения поставленных задач. Можно говорить об акте обучения, представляющем собой замкнутый цикл. Его начало характеризуется определенным уровнем готовности ученика к усвоению нового материала и, конечно же, к восприятию деятельности педагога. Конец замкнутого цикла имеет другие характеристики нового состояния подготовленности обучаемого. Процесс смены состояний актов обучения представляет собой не что иное, как процесс смены состояний ученика или уровней его подготовленности.

Непременными этапами (или звеньями) процесса обучения являются: постановка учителем цели и принятие ее учеником; организованное восприятие нового материала и его осмысление обучаемым; закрепление воспринятой и первично усвоенной информации в различных формах (воспроизведение знаний, решение проблемных задач или задач творческого характера и т.д.); специальная проверка уровня сформированности знаний и умений; обобщение знаний по разделу, курсу (возможно метапредметное обобщение).

Заметим, что под результатами усвоения учеником содержания образования нужно понимать уровни сформированности у него знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-волевого отношения к миру, уровень воспитанности и уровень общего развития.

Результаты обучения определяются по конкретным признакам. Например, умственное развитие как результат обучения (готовность к самостоятельной организации умственных действий при решении задач разной степени сложности) устанавливается на основе следующих основных признаков: наличие теоретического мышления, в том числе и способности к „внутреннему плану действий” (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); способность к переносу приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер); обучаемость как способность достигать более высокого уровня усвоения знаний в более короткие сроки (Н.А. Менчинская); способность ученика к движению от абстрактного к конкретному и наоборот, дисциплинированность мышления (П.П. Блонский); умение применять знания в разных условиях (Ю.А. Самарин).

Оценив результаты обучения, учитель имеет возможность совершенствовать свою деятельность, а также при необходимости вносить предложения по изменению содержания образования.

Вопросы и задания

1. В чем заключаются общность и специфичность научного и учебного познания?

2. Раскройте содержание движущих сил и функций процесса обучения. Как его целесообразно определять с позиции личностно ориентированного подхода?

3. Укажите основные источники определения содержания образования и назовите все его элементы. Обоснуйте целесообразность введения в содержание современного образования опыта гуманного общения, а также опыта самообразования и самовоспитания.

4. Основываясь на общей теории деятельности, изобразите схему структуры процесса обучения, покажите все связи между его компонентами.

5. В чем состоит назначение и особенности деятельности учителя в учебном процессе? Какова сущность деятельности ученика в нем?

 

Литература для самостоятельной работы

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. − М.: Издат. центр „Академия”, 2001. − 22 с.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие. − М.: Издат. центр „Академия”, 2006. − С. 40−62.

3. Кучерявый А.Г. Стратегические детерминанты и структура содержания образования в высшей школе: аксиологический подход к его проектированию / А.Г. Кучерявый // Ціннісні пріоритети освіти у ХХІ столітті: орієнтири та напрямки сучасної освіти: Матеріали ІV Міжнародної наук.-практ. конф. (Луганськ, 3−5 жовтня 2007 р.). − Луганськ: Альма-матер, 2007. − Ч. 1. − С. 127−134.

4. Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования / И.Я. Лернер, В.В. Краевский. − М.: Педагогика, 1985. − 352 с.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. завед.: в 2 кн. / И.П. Подласый. − М.: ВЛАДОС, 2005.

Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. − 2005. − С. 291−316.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.022 с.)