Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценности содержания семейного воспитания в зеркале базовых, производных и высших потребностей личности ребенка↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главный смысл и цель семейной жизни − воспитание детей. Главная школа воспитания детей − это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В.А. Сухомлинский После родительского собрания уже в холле одной из донецких школ бабушка второклассницы разочарованно делилась с ее мамой возникшими мыслями и вопросами: − Зачем они подгоняют своими баллами детей к определенному стандарту, механически сравнивают их? Все дети − разные: с разным здоровьем, наследственностью, памятью, скоростью умственной реакции, общим уровнем подготовленности к школе в семьях, условиями жизни… Жалко тех, о ком сегодня не говорили хорошо, как о нашей девочке. − И слава Богу, мама, что разные, − мгновенно отреагировала ее взрослая дочь. − Мне, конечно, приятно, что о нашей девочке сегодня говорили хорошо: она оказалась лучше других. И наверное, в этом наша заслуга. Но совсем не радостно, что эти другие оказались хуже. В этом разве виноваты только их родители? Ответь, ведь ты сама педагог с 40-летним стажем… Пожилая женщина покачала головой и, взяв собеседницу за руку, почти шепотом сказала: − Больше школа. За что, за что она наказывает многих детей, унижает их? Даже нашу Наташу. Вспомни, с каким радостным ожиданием побед и успехов она пришла в первый класс, и если бы не мы: не отец, не ты и твой муж − для нее школьный учебный труд в условиях балльного (пресловутого отметочного) обучения превратился бы в невыносимый и непосильный… − Да, первые месяцы она просто „летела” в школу! Тебе и отцу огромное спасибо… Школу она представляла как храм науки. − А теперь ждет и не дождется каникул! Хотя ей не откажешь в уверенности в своих силах, а это − залог дальнейшего успеха в учебе. − А меня ужасает тупость, я бы сказала, уродство современных родителей, − вмешалась в разговор только что вышедшая из классной комнаты 2-А, видно, плохо знакомая его участникам красивая молодая женщина. − От этого очень страдают дети. Правда? − И добавила: − Нам идти, наверное, в одну сторону − к остановке. Я с вами. Бабушка Наташи с укоризной посмотрела на нее и ответила резко изменившимся „холодным”, ровным голосом: − Не стоит, дорогая! Извините, забыла Ваше имя и отчество. Не стоит, прежде всего, оскорблять людей и делать такие обобщенные выводы. Но Вы правы в том, что сегодня именно детям приходится расплачиваться за психолого-педагогическую безграмотность их родителей, и не только за это. Еще и плачевное экологическое состояние нашего промышленного региона и экономическое − всего государства. При этом на всех уровнях продолжают лишь декларировать любовь к детям, да и личностно ориентированное обучение и воспитание тоже. − Что же надо делать, чтобы как-то изменить к лучшему эту ситуацию? − опять подключилась к беседе Наташина мама. И вскоре услышала ответ своей матери: − Всем чиновникам от образования, учителям, родителям учеников заглянуть в себя и себя же спросить: „Что лично я конкретно могу сделать?” Непосредственно родителям нужно дружить с педагогической книгой и со школой… Успех в воспитании детей − общее дело. Без него страна не выживет. Не занимаясь сиюминутно всесторонним анализом этой реально имеющей место ситуации общения, укажем только на наличие педагогической компетентности у бабушки и матери Наташи; она, компетентность, выступает в роли средства эффективности семейного воспитания. И не мудрено − эта бабушка сама прекрасный педагог и мыслящая в государственных масштабах личность. Радует то, что такие бабушки, дедушки, отцы и матери есть. И это вселяет надежду. У педагогически образованных, чутких и внимательных семейных воспитателей, одаривающих детей сердечной мудростью и способностью саморазвиваться в разных видах деятельности, могут поучиться лучшие учителя. Какие же особые тайны открыты лучшим семейным воспитателям из тех, о которых ничего не знают родители так называемых „трудных” детей? О них лучше прочесть в книгах великих украинских педагогов − А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, в другой современной психолого-педагогической литературе на эту тематику. Основным их них посвящается этот раздел пособия, уже эпиграф к которому раскрывает сущность первой, самой главной из этих тайн. На ней делает акцент В.А. Сухомлинский: ”взаимоотношения мужа и жены, отца и матери − главная школа семейного воспитания детей”. Иными словами, необходимое условие успешности семейного воспитания − благополучная семья, то есть такая, в которой, как говорят в народе, царят мир, совет да любовь. Мир в семье − производная от выдержки, сочувствия, трудолюбия и терпения супругов. Рожденная как результат единства духовных, физических и интеллектуальных влечений, семейная любовь выступает в роли живого организма, склонного к дыханию, болезням, увяданию и возрождению. Весомым фактором этого возрождения, смены ночи на день, зимы на лето в семейной любви выступают дети. В этой связи всегда актуальной выглядит формула благополучной семьи Т.М. Афанасьевой: „ Любовь и дети, совесть и трудолюбие, знание и творчество” (Афанасьева Т.М. Семейные портреты / Т.М. Афанасьева. − М., 1985). О второй воспитательной тайне было уже сказано при оценке личности главной участницы представленной ситуации. Достаточное условие успешности семейного воспитания − психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах его организации, выбор и реализация гуманной личностно-развивающей педагогической тактики. Фундамент этой тактики следует, прежде всего, искать в знаниях родителями многообразной совокупности потребностей личности ребенка, способов и средств удовлетворения важнейших из них (вместе со знаниями возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей они занимают первые места в иерархии ценностей содержания семейного воспитания). Все потребности детей как объектов и субъектов семейного воспитания целесообразно разделить на базовые, производные и высшие. Таблица 8.7. Классификация потребностей личности как объекта и субъекта семейного воспитания
Трудно предположить, что большинство родителей будет знать представленное множество разнообразных потребностей детей. Но глубоко знать их высшие и базовые потребности, иметь представление об основных производных − их святой долг. Об этой их компетентности должен позаботиться классный руководитель в ходе проектирования и проведения родительских собраний, организации педагогического просвещения. Еще важнее, чтобы ему удалось образно нарисовать родителям учащихся как своим соратникам по воспитательному процессу гуманистическую стратегию и тактику семейного воспитания. Так, например, базовые и высшие потребности личности ребенка, удовлетворение которых и выступает в роли главных стратегических воспитательных ориентиров семьи и школы, − можно представить родителям в виде двигателей современных машин, в качестве средств обеспечения их движения. Но машина как техническое устройство нуждается в энергетическом источнике для выполнения этой своей главной функции. И таким источником энергии служит аккумулятор. Если он разрядился, то она не будет двигаться. Роль аккумулятора в психологическом развитии человека играют личностные ценности. Они результат отражения в сознании личности воспитанника − семейных, нравственных, национальных и других объективно существующих социальных ценностей не на информативном, а на самоценном уровне. Тактика организаторов семейного воспитания и должна состоять в создании условий для превращения разнообразных ценностей общества в личностные. Перечень большинства таких условий системного плана можно составить по результатам внимательного изучения предложенной классификации потребностей. Что касается подсказок, то они есть в формулировках базовых потребностей в стимулировании общего развития детей. Не спешите читать дальше и подумайте сами, какие из соответствующих условий также являются базовыми. На первом месте в их иерархии − разумно любить детей. Любить детей не означает постоянно „сюсюкаться” с ними, обнимать, целовать их и прижимать к груди, ни в чем не отказывать им в материальном плане. Такую любовь в народе называют „слепой”. Весомая слагаемая разумной любви − сердечность и требовательность по отношению к сыну или дочери. И в этом аспекте разумная любовь к ребенку складывается из способностей настраиваться „на волну” родного человека, сопереживать, сочувствовать, и сострадать с ним, всегда принимать таким, как есть, слышать, слушать, понимать и утешать его, милосердно прощать и вдохновлять на полезные поступки, помогать осуществлять их, возвышать как личность… И при всем этом важно одновременно требовать от него ответственного отношения к выполнению поставленных задач, самодисциплины и веры в свои силы и возможности. Любить своего ребенка − это не только чутко, сердечно и требовательно относиться к нему как к родному человеку и неповторимой личности, но и систематически стимулировать осознание им потребностей в познании, различной деятельности развивающего характера, общении на принципах сотворчества и оздоровительном отдыхе, нравственном и общем саморазвитии. Это значит обеспечить переживание этой личностью сложного процесса мотивации, сущность которого состоит в осознании в какой-то мере объективных и субъективных сторон конкретных базовых и высших потребностей, собственных действий, направленных на их удовлетворение. Так как предмет удовлетворения потребностей определяется только в действиях человека (согласно А.Н. Леонтьеву, одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами), задача родителей состоит не только в создании условий для осознания детьми своих базовых и высших потребностей, но и в обеспечении перехода от этого процесса их осознания к деятельности, в которой они реализуются, заранее продумав ее содержание. Отсюда вытекает новое необходимое условие всестороннего развития личности ребенка в семье. Его суть − деятельностный характер семейного воспитания (включение детей в различные виды деятельности, адекватные достижению поставленных развивающих целей). Из всего многообразия видов деятельности стержневой для достижения воспитательного эффекта (максимально возможного и в приемлемые для науки сроки) выступает трудовая. И в этом аспекте нужно не лениться вспоминать и повторять знаменитые слова К.Д. Ушинского: ”Труд − источник развития тела, сердца и ума”. Имеется в виду труд воспитанника не только физический, но также труд души и интеллектуальный (особенно творческий). Обеспечение гармонического сочетания физического и интеллектуального труда детей в семье − одна из сверхзадач их родителей. Обязательная слагаемая родительского воспитательного мастерства − систематичность приучения детей к труду физического и интеллектуального характера исходя из посылки, что трудовая деятельность − естественная форма духовного становления личности, ключ к успешности жизнедеятельности человека, главное средство его самореализации и существования на Земле. На пути реализации принципа приучения ребенка к физическому труду родителей подстерегают много педагогических ловушек и опасностей. Большинство из них касается непривлекательности бытового („черного”) физического труда и психологической неподготовленности к приобщению к нему детей. „Убери за собой со стола”, „помой посуду”, „пропылесось ковер”, „сделай влажную уборку в гостиной комнате” − эти и многие другие формулы выражения требований мам и пап кажутся некоторым из них вполне достаточными и безобидными в деле формирования у детей трудовых навыков. И вместе с тем постоянное и назидательное их использование в семейной воспитательной практике может вызвать лишь психологическое отторжение ребенка от труда как опостылевшей и идущей вразрез с его внутренними установками на времяпровождение деятельности. Возникающий в таких случаях у него эмоционально-психологический барьер, который со временем и обеспечивает негативную установку на труд − результат психолого-педагогической безграмотности родителей, неспособных прежде всего наблюдать за действиями маленького человека и делать правильные выводы о его сиюминутной психологической готовности выполнить какое-то внешнее требование. Простой этому пример − действия мамы четырехлетней Светланки в ситуации: „убирай мусор за собой”. Самостоятельно пообедав (приготовив для этого все необходимое дочери, ее мама была вынуждена долго разговаривать по телефону в соседней со столовой комнате со своей начальницей), девочка решила накормить и котенка Мурзика. Прибежав в столовую на ее зов, он вылакал из блюдца приготовленное ему молоко и стал просить еще. Молока больше не было, и Света стала бросать ему на пол кусочки колбасы и хлеба. Съев лишь колбасу и оставив почти нетронутым хлеб, котенок выскочил из столовой, а Света выбежала за ним. Через минуту они уже увлеченно играли вместе в соседней гостиной комнате, где у девочки еще с утра была припрятана двухметровая суровая нитка с привязанной к ее концу крышечкой от полиэтиленовой бутылки. Вот за этой-то крышечкой, как мышью, и гонялся Мурзик. Приводя в движение нитку с крышечкой, Света хохотала от увиденного. В самый счастливый для девочки момент в комнату и вошла мама и не терпящим возражения тоном заявила: „ Опять оставила на столе грязную посуду и бросала Мурзику хлеб на пол! Сто раз тебе говорила, хлеб – наше богатство. Марш немедленно в столовую, возьми веник и замети мусор! Посуду отнеси в кухню и поставь в мойку”. И заметив, что дочь колеблется и еще остается на месте, женщина добавила: „Иди уже, приучайся к труду…”. Как-то виновато и отрешенно взглянув на Мурзика, Светлана послушно направилась выполнять указание. Что же произошло? На первый взгляд, ничего плохого. Ведь как воспитатель мама Светланы казалось бы поступила правильно. Она и обратила внимание дочери на роль хлеба в жизни человека, и заставила ее потрудиться… Но дело в том, что, ничего не подозревая, эта женщина разрушила уже сформировавшуюся у Светы в общении с котенком доминанту на игровую деятельность с ним. Игра с Мурзиком ей приносила истинное удовольствие и радость, а именно их она лишилась, взяв в руки веник. В подобных систематических действиях родителей скрывается опасность в эмоциональном переживании их детьми труда как непривлекательной и даже ненавистной им деятельности, внутреннего принятия со временем страшной в духовном плане установки на жизнь: „ От работы кони дохнут”. А вообразите другой вариант реакции этой женщины на увиденный беспорядок в столовой. Она мгновенно диагностирует ситуацию: „дочь и Мурзик”, делает правильный вывод о сильной увлеченности девочки игрой и спокойно ожидает, когда ей или котенку эта игра надоест. Затем эта мама примерно так обращается к дочери: – Светочка, я только что из столовой. Представляешь, у нас в квартире, наверное, завелся неаккуратный, похожий на поросенка Пятачка, Барабашка. Не волнуйся, пожалуйста. Он не какой-то там большой свинтус, а просто забывака и всегда увлеченное чем-то существо. Вот и сегодня опять поел и ничего за собой не убрал. Молчи, молчи, пожалуйста. Мы этого Барабашку с тобой сейчас победим: расправимся с мусором на полу в столовой и со всеми тарелками, которые скопились в мойке. А какое душистое средство для мытья посуды я недавно купила… Почувствуешь…А работать будем, дочурка, вместе и по очереди. Но сначала я покажу тебе, как мыть этим чудом тарелки и правильно вытирать их полотенцем… Ну, что нос повесила? Вперед! Нас ждет сейчас не важная операция „Мурзик ”, а не менее достойное дело – „Чистота ”. Больше всего реализации принципа А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о воспитании личности ребенка в труде, опирающегося на опыт народной педагогики, способствуют методы примера и практики организации совместной семейной трудовой деятельности. Так, работать детям на приусадебном (или дачном) участке со всеми членами семьи намного веселее и легче (в психологическом и физическом аспектах), чем выполнять задания родителей на нем индивидуально. При индивидуальном труде воспитанник лишается эмоционального контакта с бабушкой и дедушкой, родителями, братьями и сестрами. То есть эмоциональных потенциалов семьи как микроколлектива, что ограничивает процесс формирования у него мотивов трудовой активности. Более того, обедняется возможность идентификации с семейными образцами в трудовой деятельности, своевременного получения консультации по хозяйственным и другим вопросам со стороны взрослых. Родителям важно закреплять за детьми, как правило, среднего и старшего возраста отдельные микроучастки земли, требовать от них ответственного выполнения всего цикла работ по выращиванию какой-то овощной или другой культуры. Радость, гордость и удовлетворение от результатов своего труда (лично выращенного картофеля, помидор, огурцов и т.п.), которые, к тому же, признали и должным образом оценили близкие люди, – это и есть фактор активизации дальнейших трудовых усилий воспитанника. Педагогически нецелесообразной выступает игра в труд. То, что произведено детьми, обязательно должно иметь социальную стоимость и значимость для реализации общих семейных потребностей. Такой же значимостью и осознанностью следует наполнить их трудовые дела по дому: закрепить за сыном или дочерью конкретные самые простые функции обеспечения жизнедеятельности всех членов семьи и объяснить их ценность. Речь идет, например, о ежедневной покупке хлеба (не купил – значит, подвел всех), организации прогулок с собакой (при ее наличии), поливе цветов, уборке в своей комнате и всей квартире, мытье посуды и других постоянных функциях. Дети могут и обязаны участвовать в планировании семейного бюджета, проектировании конкретных покупок с учетом имеющихся финансовых возможностей. Приобщение детей к труду, упражнения в нем − не одноразовый, а длительный процесс, в котором сотрудничеству детей и родителей нет альтернативы. Такому, например, как в предложенном нами варианте совместного труда Светланы и ее матери. Проявляя инициативу и воображение, любая мать с учетом и своих интересов может найти и раскрыть возможности для сотрудничества со своей дочерью. Это могут быть возможности, которые таятся в секретах приготовления каких-то блюд по результатам совместного изучения поваренной книги или найденных рецептов в журнале. Определенный потенциал для сотрудничества содержат тайны кройки и шитья, цветоводства, выращивания рассады овощей, художественной вышивки, оздоровительной гимнастики, птицеводства и т.п. Огромный потенциал для сотрудничества с сыном в труде имеется и у отца. Важно только не отказывать мальчишке в просьбе дать ему шанс отпилить или прибить доску, лично участвовать в создании скамейки или другой вещи, ремонте утюга, электропечки, других электрических и механических приборов и их частей. А сколько неисчерпаемых возможностей для сотрудничества скрыто в уходе за автомобилем и его ремонте (при наличии машины, конечно), ремонте квартиры, строительстве. В своей воспитательной практике родителям надо руководствоваться установкой на сочетание процесса организации физического труда детей как эффективного средства развития их двигательной активности и познания окружающего мира (прежде всего, способов трудовой деятельности) с интеллектуальным, главный целевой ориентир которого – умственная активность, развитие когнитивной сферы личности ребенка. Достижению этой цели призваны служить устный счет, совместные с детьми составление и решение задач на смекалку, логических задач, шахматно-шашечных задач, этюдов и композиций (непосредственно игры в шашки и шахматы), путешествия в мир занимательной физики, химии и математики и многие другие способы и средства. Задача стимулирования развития мышления ребенка наиболее оптимально решается в процессе создания условий для удовлетворения его потребности в познавательной деятельности. Это как раз тот случай, когда формирование у него определенных знаний о ценностях окружающего мира должно органично сочетаться со стимулированием развития интеллекта, памяти, внимания, других познавательных процессов. И в этом плане искусство родителей состоит в поиске и применении комплексных дидактических и воспитательных средств, обладающих наибольшим познавательным и развивающим потенциалами (конечно, при этом важно учитывать и возрастные особенности детей). Роль прекрасного средства такого рода выполняет организация родителями еще в период дошкольного детства ребенка работы специальной „лесной школы” (впрочем, название школы можно изменить), главная функция которой – способствовать умственному, эмоционально-волевому, речевому и коммуникативному развитию детей в процессе психологической и практической подготовки к школе. Основной „педагог” этого учебно-развивающего заведения – ребенок, а роль учеников играют его игрушки, как правило, модели представителей животного мира. Подобная семейная школа нуждается в учебно-материальной базе: природных материалах как дидактических средствах (каштанах, желудях, орехах, фасоли, горохе, опавших с деревьев листьев, подготовленных осенью из обрезанных с кустарников виноградной или другой лоз счетных палочках, палочках для конструирования или переконструирования букв и цифр, других фигур и т.п.); зверушках-игрушках из естественных материалов: дерева, металла, глины, известняка и др.; конструкторах различной целевой направленности; вырезанных из фанеры буквах алфавита (нужно, как минимум, иметь два комплекта) и цифрах (два-три комплекта); нарезанных из бруса или приобретенных в магазинах деревянных кубиках, небольших параллелепипедах (до 7–8 штук), пирамидах и призмах и т.п. Перечень составляющих этой базы можно продолжить, в первую очередь, за счет „золотых материалов” Марии Монтессори – желтой и розовой башен, рамок и вкладышей, уникуба, биномиального куба и других. Начинается организация семейной школьной жизни с проекта образа школы для „игрушек, нуждающихся в знаниях”. Он обсуждается вместе с ребенком. Вместе с ним создается и ее учебно-материальная база из природных материалов. От воображения самих родителей зависят особенности первых дней погружения ребенка-„учителя” в мир букв и цифр, с которым раньше он встречался только в книгах. Возможным вариантом может быть такой: а) 5 или 7 букв, среди которых есть и гласные, помещаются в коробку или сумку; б) держа любимую игрушку („старосту класса”) в руке, ребенок достает каждую из букв по очереди из коробки (сумки) и спрашивает у „учеников”, сам того не зная, о том, какая это буквочка; в) находящийся с ним рядом близкий взрослый человек делает подсказку одному из „учеников” и уже от его имени громко и четко озвучивает конкретную букву (при этом недопустимо произносить, например: „эс”, „эм”, „эн”, „ка”, и т.п., а надо издавать звуки „с– с– с”, „м – м– м”, „н – н– н”, „к – к – к”; г) он просит ребенка повторить ее „имя” всему „классу” два-три раза и обязательно найти среди игрушек или других „жителей” квартиры тех, названия которых начинаются с этой буквы. Необходимое требование – обеспечение изоморфного соответствия буквы какому-то объекту – ребенку желательно выполнять сразу (например, взять модель буквы „эм” в руки, подумать о том, чья это буквочка, полностью самостоятельно (или нет) прийти к правильному выводу и отнести ее определенной игрушке – медвежонку, машинке и т.п.). В этой ситуации будет целесообразно, если маленький „учитель-ученик” сначала отнесет модель именно „эм” маме, а лишь затем своей игрушке, о чем следует ему напомнить. В процессе формирования у детей знаний о ценностях окружающего мира следует иметь в виду, что физиологической основой формирования перцептивного образа является работа анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, обонятельного, вкусового, вестибулярного и других (их общие характеристики – чувствительность, адаптивность и собирательность). В психологии принято считать, что около 90 % количества информации человек получает за счет зрительного анализатора, большие возможности которого определяются его характеристиками – энергетическими, информационными, пространственными и временными. Вместе с тем, родителям нельзя игнорировать и возможность других средств передачи информации ребенку. Прежде всего, имеется в виду использование слухового, тактильного и кинестетического анализаторов. Более того, весомой составляющей педагогического мастерства (и родительского, в частности) выступает умение организовывать познавательную деятельность воспитанника как процесса включения и активизации работы максимально возможного числа его анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других. То есть, опора родителей на работу зрительного, слухового и тактильного анализаторов ребенка в ходе формирования у него различных перцептивных образов – важнейшей воспитательной инвариант, который сформулировала и раскрыла еще Мария Монтессори. Возвращаясь к нашему примеру с созданием семейной познавательно-развивающей школы, подчеркнем научную состоятельность таких основных дополнительных действий матери и отца: 1) организация специальной работы ребенка с моделями букв и цифр, на которые наклеена наждачная бумага различной степени зернистости (закрыв глаза, он обязательно проводит пальчиком по наждачной бумаге, на ощупь выбирает такую модель из ряда предложенных); 2) включение ребенка в систематический процесс осязания кончиками пальцев составляющих модели образа десятка и сотни (эти составляющие – горох, фасоль и другие природные дидактические средства, нанизанные на десятисантиметровые отрезки проволоки; соединение между собой десяти моделей десятка – интегральная модель, значимая для получения перцептивного представления о сотне; представление о тысяче дает гирлянда из десяти интегральных моделей − своеобразные „счеты”); 3)приобщение дошкольника к поиску звука определенного источника на основе исследования потенциала предлагаемых источников в виде баллончиков с различной дробью или камешками. Приобретение дошкольником опыта добывания знаний об объектах на основе перцептивных образов в семейной школе – база для самообучения в школе общеобразовательной. Родителям в этом случае важно проследить, чтобы оно опиралось и на возможности тактильной памяти в усвоении исторических дат, математических формул, сложных геометрических фигур и т.п. Особо значимая ценность семейной школы и всего процесса воспитания − книга, приучение к которой трудно переоценить для развития всех сфер личности воспитанника. Открыв двери в его познавательную и интеллектуальную деятельность в дошкольном возрасте, в более зрелом, как считал А. Франс, ”лучшие книги дают больше всего пищи для размышления, и при этом на самые различные темы”. Культ хорошей книги в семье − одно из духовно-педагогических завещаний В.А. Сухомлинского, в формировании которого огромную роль играет семейная традиция совместного (поочередного, например) семейного чтения. Если в дошкольной ”лесной школе” сын или дочь делают лишь первые шаги в овладении богатством маленькой семейной библиотеки, то у специально созданной для них родителями (как учащихся общеобразовательного учебного заведения) школы любви к книге − другие цели. Важнейшая из них − внутреннее принятие, переживание и понимание воспитанником создаваемых человечеством на протяжении тысяч лет и отраженных в книгах ценностей (такие книги уже, как правило, хранятся в школьной, районной, городской и других библиотеках). Не менее значимая сверхзадача − стимулирование труда души ребенка, профилактика лени его души. Называя труд души богатым и емким, бесконечно сложным и неисчерпаемо человечным делом, В.А. Сухомлинский отождествляет его с созиданием и устремленностью к идеалу и формулирует одну из истин своего педагогического кредо: „глубокая вера в закономерность: чем выше, ярче, возвышеннее идеал, к которому надобно поднять, возвысить душу моего питомца, тем очевиднее, нагляднее пусть будет реальный мир, реальные вещи, из которых вытекает идеал… „ (Сухомлинский В.А. Труд души / В.А. Сухомлинский // Избр. произвед. в 5 т. − К.: Рад. школа, 1979–1980. – Т. 5. − С. 636−637). Научить ребенка такому труду могут и должны сами близкие люди. Важно, чтобы у него при этом учении сформировалась внутренняя психологическая установка, ярко отраженная в таких стихах Николая Заболоцкого: „Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!..” Еще одно базовое условие личностного характера родительской педагогики − возвыше<
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.013 с.) |