Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессуально-энергетический компонентСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(процессуальный аспект характеристики отдельных, сменяющих друг друга, состояний системы работы с книгой)
Самообразовательная работа чаще всего носит вербальный характер: всю информацию человек получает при чтении (зрительный канал) или прослушивании (звуковой канал). Применение принципа оптимизации и, в частности, такого критерия оптимальной работы с книгой, каким является достижение максимально возможных результатов за минимальный отрезок времени, позволило А.К. Громцевой выделить следующие элементы-действия системы работы с учебной и художественной литературой: беглый просмотр трудных мест, выкладок и доказательств; вдумчивое сплошное чтение; самоконтроль правильности усвоения идей автора; запись основной идеи книги в тетради; специальное закрепление усвоенного через определенное время. Постепенная смена этих элементов и составляет сущность процесса овладения содержанием источника информации. Охарактеризуем каждый из этих элементов-действий учащегося в большей степени с позиции рассмотрения рекомендаций по их осуществлению. Беглый просмотр содержания (быстрое чтение) Результаты простейшего анализа представленной системы показывают, что учащемуся рекомендуются два способа чтения книги: беглое („быстрое”) и подробное. Быстрое чтение помогает за минимальный промежуток времени (30–40 минут) просмотреть материал объемом в 200–300 страниц, дать себе отчет, насколько он нужен в плане решения поставленных задач (просмотр рекомендуется делать с карандашом). Под „быстрым чтением” понимается „быстрое восприятие” информации текста с оптимальным коэффициентом ее осмысления и усвоения. В последние десятилетия ХХ века огромный вклад в разработку проблемы быстрого чтения внесли О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов, В.А. Кабин, В.М. Вормабехер, И.З. Постоловский, В.А. Бородина, Л.П. Доблаев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.И. Жинкин и др. Методика рационального чтения этих и других авторов основана на положении, что чтение как поиск, прием и изучение текстовой информации есть сложный комплекс физиологических и психологических процессов, в котором непосредственно участвуют органы зрения, речи и слуха, а управляющим органом является головной мозг. Специальные исследования показали, что главным тормозом продуктивности и скорости чтения являются внутреннее проговаривание слогов и слов и слуховое восприятие. Как свидетельствует статистика, большинство людей читают с низкой скоростью: около 180–220 слов в минуту. Их глаза при этом, как правило, делают 18–20 остановок на одной строчке и движутся слева направо (причина остановок – проговаривание слогов и слов). При условии, что глаз человека способен воспринимать и передавать в мозг информацию в 10 000 раз быстрее, чем ухо, человек, читающий традиционно, в большей степени слышит текст, чем видит. Более того, его внимание концентрируется, в основном, на чтении слов, а не сути мыслей, что не способствует активному мышлению. Главная идея овладения методикой быстрого чтения состоит в нейтрализации (или подавлении) „посредников”, через которые человек пропускает текст: речедвигательного и слухового каналов; в расширении возможностей зрительного восприятия текста; в его прямом выходе (без „посредников”) на головной мозг с целью осмысления прочитанного. Существует много методов, разработанных для подавления внешней и внутренней артикуляции в процессе чтения. Так, внешнюю артикуляцию в ходе чтения можно нейтрализовать, зажав зубами карандаш, которого не должны касаться язык и губы, или если все время держать палец руки на губах, или в случае простого прижатия языка к зубам. Наиболее эффективным методом борьбы с инерционной артикуляцией считается метод выстукивания ритма в процессе чтения, предложенный Н.И. Жинкиным. Читая (речь идет о чтении про себя), важно выстукивать кистью руки (активным движением всей руки) или тупой стороной карандаша специальный ритм, который соответствует ритмике украинской и русской речи и, разрушая ее, становится надежным препятствием для проговаривания слогов и слов. Ритм включает в себя трехтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором и третьем со значительным усилением удара на первом элементе каждого из трех тактов (см. рис. 6.2).
2/4 ________♫ ♫____________________ Удары 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Такты 1 2 3 ________________________________ Нотная запись ритма
Рис. 6.2. Ритм выстукивания для борьбы с инерционной артикуляцией
В ходе чтения несложных текстов (лучше всего газетных) стучать следует в среднем темпе ежедневно в течение 1–1,5 часов (важно начитать с одновременным выстукиванием ритма около 20 минут), затем целесообразно выстукивать ритм один раз в неделю (по полчаса). Как показали исследования Ю.Б. Гиппенрейтера, при обучении технике быстрого чтения желательно осуществлять тренинг глаз в режимах восприятия информации по горизонтали и вертикали, развивать панорамное зрение. Идеальный результат – чтение не слева направо, а сверху вниз. Не ставя задачу, да и не имея возможности подробно остановиться на системе упражнений, способствующих расширению поля видимого текста по горизонтали и вертикали, его панорамному восприятию (См. Кузнецов О.Н. Быстрое чтение: учеб. пособие / О.Н. Кузнецов. – М.: Профиздат, 1983; Мельник В.Н. Искусство быстрого и интенсивного чтения / В.Н. Мельник. – К.: Об-во „Знание” УССР, 1990. – Ч. 1. – 48 с.). Опишем лишь некоторые из них: даже их использование дает положительный результат. Прежде всего, это упражнения с цифровыми пирамидами, расположенными в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
16 1 2 6 4 Суть этих упражнений заключается в том, чтобы, глядя на число, что стоит в середине строки, увидеть боковым зрением цифры слева и справа, вверху и внизу. Очень полезным является упражнение с использованием таблиц-квадратов разных размеров (сторона первого квадрата равна длине строки газетной колонки, второго – журнальной, а третьего – длине строки страницы книги, которая составляет около 60 знаков). Нужно каждый из трех квадратов расчертить на 25 малых и вписать в них в случайном порядке цифры от 1 до 25 (можно буквы алфавита), как показано ниже:
7 9 16 5 17 Вначале следует быстро и без пропусков 10 11 4 6 12 найти все цифры в возрастающей по- 15 1 18 25 13 следовательности, тренируясь на самом 2 22 19 20 8 малом квадрате. Лишь освоив это зада- 21 24 3 23 14 ние, надо переходить к работе с други- ми таблицами.
Начало работы с таблицей-квадратом – фиксация взгляда в ее центре с последующим расширением поля зрения на всю таблицу (надо постараться увидеть, прочитать и запомнить все цифры). Время экспозиции (фиксации взгляда) индивидуально для каждого человека (оно колеблется от 3 до 12 секунд). Еще одно упражнение требует заготовки на карточках нескольких вертикальных колонок цифр и слов (от 3 до 20), которые требуется прочитать за одну фиксацию глаз. Например:
6 2 5 СОЛЬ БОКАЛ 9 10 3 КОРА СЛОВО 3 7 6 СЛОН МОРЯК 8 4 СОКОЛ 4 8 БУТОН
Функция этого упражнения – расширение оперативного поля зрения по вертикали. Упражнения различной направленности можно разработать и самому по аналогии с приведенными. Их систематическое применение помогает выйти на визуальное чтение. Вдумчивое сплошное чтение и последующие действия Уяснив при быстром (беглом) чтении, какие главы (параграфы), страницы требуют чтения вдумчивого (сплошного), желательно перейти к нему, руководствуясь следующими рекомендациями: 1) основной смысл вдумчивого сплошного чтения сводится к овладению новыми идеями, появлению собственных мыслей в русле идей автора, а не к „вооружению” себя фактами и примерами; 2) нужна отметка основных идей автора карандашом; 3) в ходе слежения за развитием идей автора очень важна „подкладка” своего материала, подтверждающего или опровергающего их; 4) нумерация опорных пунктов – „идей” автора, установление связи между „единицами” текста, мыслями автора, выделение среди них главных и второстепенных – важнейшие приемы осмысления информации в ходе сплошного чтения; 5) заканчивается сплошное чтение самоотчетом о реализации автором и читателем ведущей идеи, высказыванием читателем своего отношения к ней. Во время вторичного просмотра трудных мест, выкладок, доказательств, отмеченных в процессе сплошного чтения, самыми эффективными приемами являются: а) уяснение того, почему это доказательство оказалось трудным (оно может опираться на незнакомые термины, теории и т.д.); б) предложение своего доказательства. Следующий шаг-действие связан с самоконтролем правильности усвоения идей, что предполагает: решение различных упражнений, познавательных задач; выкладку идей компетентному лицу, специалисту и т.п. При записи основных идей их желательно фиксировать в отдельной тетради. Еще лучше разработать и отразить в этой тетради „дерево” идей; вычленить главные и „работающие” на их реализацию (идеи первого, второго, третьего и других уровней). Через определенное время требуется самоорганизация за-крепления усвоенных идей. Хорошим приемом на этом этапе является запись идей („дерева” идей) на отдельном листе бумаги с последующей самопроверкой правильности их фиксации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.009 с.) |