Процессуально-энергетический компонент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессуально-энергетический компонент



(процессуальный аспект характеристики отдельных, сменяющих

друг друга, состояний системы работы с книгой)

 

Самообразовательная работа чаще всего носит вербальный характер: всю информацию человек получает при чтении (зрительный канал) или прослушивании (звуковой канал).

Применение принципа оптимизации и, в частности, такого критерия оптимальной работы с книгой, каким является достижение максимально возможных результатов за минимальный отрезок времени, позволило А.К. Громцевой выделить следующие элементы-действия системы работы с учебной и художественной литературой: беглый просмотр трудных мест, выкладок и доказательств; вдумчивое сплошное чтение; самоконтроль правильности усвоения идей автора; запись основной идеи книги в тетради; специальное закрепление усвоенного через определенное время. Постепенная смена этих элементов и составляет сущность процесса овладения содержанием источника информации.

Охарактеризуем каждый из этих элементов-действий учащегося в большей степени с позиции рассмотрения рекомендаций по их осуществлению.

Беглый просмотр содержания (быстрое чтение)

Результаты простейшего анализа представленной системы показывают, что учащемуся рекомендуются два способа чтения книги: беглое („быстрое”) и подробное. Быстрое чтение помогает за минимальный промежуток времени (30–40 минут) просмотреть материал объемом в 200–300 страниц, дать себе отчет, насколько он нужен в плане решения поставленных задач (просмотр рекомендуется делать с карандашом).

Под „быстрым чтением” понимается „быстрое восприятие” информации текста с оптимальным коэффициентом ее осмысления и усвоения. В последние десятилетия ХХ века огромный вклад в разработку проблемы быстрого чтения внесли О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов, В.А. Кабин, В.М. Вормабехер, И.З. Постоловский, В.А. Бородина, Л.П. Доблаев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.И. Жинкин и др. Методика рационального чтения этих и других авторов основана на положении, что чтение как поиск, прием и изучение текстовой информации есть сложный комплекс физиологических и психологических процессов, в котором непосредственно участвуют органы зрения, речи и слуха, а управляющим органом является головной мозг. Специальные исследования показали, что главным тормозом продуктивности и скорости чтения являются внутреннее проговаривание слогов и слов и слуховое восприятие. Как свидетельствует статистика, большинство людей читают с низкой скоростью: около 180–220 слов в минуту. Их глаза при этом, как правило, делают 18–20 остановок на одной строчке и движутся слева направо (причина остановок – проговаривание слогов и слов). При условии, что глаз человека способен воспринимать и передавать в мозг информацию в 10 000 раз быстрее, чем ухо, человек, читающий традиционно, в большей степени слышит текст, чем видит. Более того, его внимание концентрируется, в основном, на чтении слов, а не сути мыслей, что не способствует активному мышлению.

Главная идея овладения методикой быстрого чтения состоит в нейтрализации (или подавлении) „посредников”, через которые человек пропускает текст: речедвигательного и слухового каналов; в расширении возможностей зрительного восприятия текста; в его прямом выходе (без „посредников”) на головной мозг с целью осмысления прочитанного.

Существует много методов, разработанных для подавления внешней и внутренней артикуляции в процессе чтения. Так, внешнюю артикуляцию в ходе чтения можно нейтрализовать, зажав зубами карандаш, которого не должны касаться язык и губы, или если все время держать палец руки на губах, или в случае простого прижатия языка к зубам.

Наиболее эффективным методом борьбы с инерционной артикуляцией считается метод выстукивания ритма в процессе чтения, предложенный Н.И. Жинкиным. Читая (речь идет о чтении про себя), важно выстукивать кистью руки (активным движением всей руки) или тупой стороной карандаша специальный ритм, который соответствует ритмике украинской и русской речи и, разрушая ее, становится надежным препятствием для проговаривания слогов и слов.

Ритм включает в себя трехтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором и третьем со значительным усилением удара на первом элементе каждого из трех тактов (см. рис. 6.2).

 

2/4

________♫ ♫____________________

Удары 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8

Такты 1 2 3

________________________________

Нотная запись ритма

 

Рис. 6.2. Ритм выстукивания для борьбы с инерционной

артикуляцией

 

В ходе чтения несложных текстов (лучше всего газетных) стучать следует в среднем темпе ежедневно в течение 1–1,5 часов (важно начитать с одновременным выстукиванием ритма около 20 минут), затем целесообразно выстукивать ритм один раз в неделю (по полчаса).

Как показали исследования Ю.Б. Гиппенрейтера, при обучении технике быстрого чтения желательно осуществлять тренинг глаз в режимах восприятия информации по горизонтали и вертикали, развивать панорамное зрение. Идеальный результат – чтение не слева направо, а сверху вниз.

Не ставя задачу, да и не имея возможности подробно остановиться на системе упражнений, способствующих расширению поля видимого текста по горизонтали и вертикали, его панорамному восприятию (См. Кузнецов О.Н. Быстрое чтение: учеб. пособие / О.Н. Кузнецов. – М.: Профиздат, 1983; Мельник В.Н. Искусство быстрого и интенсивного чтения / В.Н. Мельник. – К.: Об-во „Знание” УССР, 1990. – Ч. 1. – 48 с.). Опишем лишь некоторые из них: даже их использование дает положительный результат.

Прежде всего, это упражнения с цифровыми пирамидами, расположенными в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

 

16 1 2 6 4

Суть этих упражнений заключается в том, чтобы, глядя на число, что стоит в середине строки, увидеть боковым зрением цифры слева и справа, вверху и внизу.

Очень полезным является упражнение с использованием таблиц-квадратов разных размеров (сторона первого квадрата равна длине строки газетной колонки, второго – журнальной, а третьего – длине строки страницы книги, которая составляет около 60 знаков).

Нужно каждый из трех квадратов расчертить на 25 малых и вписать в них в случайном порядке цифры от 1 до 25 (можно буквы алфавита), как показано ниже:

 

7 9 16 5 17 Вначале следует быстро и без пропусков

10 11 4 6 12 найти все цифры в возрастающей по-

15 1 18 25 13 следовательности, тренируясь на самом

2 22 19 20 8 малом квадрате. Лишь освоив это зада-

21 24 3 23 14 ние, надо переходить к работе с други-

ми таблицами.

 

Начало работы с таблицей-квадратом – фиксация взгляда в ее центре с последующим расширением поля зрения на всю таблицу (надо постараться увидеть, прочитать и запомнить все цифры). Время экспозиции (фиксации взгляда) индивидуально для каждого человека (оно колеблется от 3 до 12 секунд).

Еще одно упражнение требует заготовки на карточках нескольких вертикальных колонок цифр и слов (от 3 до 20), которые требуется прочитать за одну фиксацию глаз. Например:

 

 

6 2 5 СОЛЬ БОКАЛ

9 10 3 КОРА СЛОВО

3 7 6 СЛОН МОРЯК

8 4 СОКОЛ

4 8 БУТОН

 

Функция этого упражнения – расширение оперативного поля зрения по вертикали. Упражнения различной направленности можно разработать и самому по аналогии с приведенными. Их систематическое применение помогает выйти на визуальное чтение.

Вдумчивое сплошное чтение и последующие действия

Уяснив при быстром (беглом) чтении, какие главы (параграфы), страницы требуют чтения вдумчивого (сплошного), желательно перейти к нему, руководствуясь следующими рекомендациями:

1) основной смысл вдумчивого сплошного чтения сводится к овладению новыми идеями, появлению собственных мыслей в русле идей автора, а не к „вооружению” себя фактами и примерами;

2) нужна отметка основных идей автора карандашом;

3) в ходе слежения за развитием идей автора очень важна „подкладка” своего материала, подтверждающего или опровергающего их;

4) нумерация опорных пунктов – „идей” автора, установление связи между „единицами” текста, мыслями автора, выделение среди них главных и второстепенных – важнейшие приемы осмысления информации в ходе сплошного чтения;

5) заканчивается сплошное чтение самоотчетом о реализации автором и читателем ведущей идеи, высказыванием читателем своего отношения к ней.

Во время вторичного просмотра трудных мест, выкладок, доказательств, отмеченных в процессе сплошного чтения, самыми эффективными приемами являются:

а) уяснение того, почему это доказательство оказалось трудным (оно может опираться на незнакомые термины, теории и т.д.);

б) предложение своего доказательства.

Следующий шаг-действие связан с самоконтролем правильности усвоения идей, что предполагает: решение различных упражнений, познавательных задач; выкладку идей компетентному лицу, специалисту и т.п.

При записи основных идей их желательно фиксировать в отдельной тетради. Еще лучше разработать и отразить в этой тетради „дерево” идей; вычленить главные и „работающие” на их реализацию (идеи первого, второго, третьего и других уровней).

Через определенное время требуется самоорганизация за-крепления усвоенных идей. Хорошим приемом на этом этапе является запись идей („дерева” идей) на отдельном листе бумаги с последующей самопроверкой правильности их фиксации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.017 с.)