Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-методические принципы обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Согласно еще Я.А. Коменскому, применение наглядности на уроке − одно из ведущих методических требований к организации обучения, „золотое правило” дидактики. Различают два вида наглядности − предметную (она рассчитана на восприятие, а потом и осмысление учащимся ценностей учебного материала на основе работы его зрительного анализатора) и словесную (формирование у обучаемого конкретных представлений − результат воздействия учителя преимущественно на его слуховой анализатор). Роль этого принципа очень существенна в условиях организации личностно ориентированного учебного процесса. Одно из ведущих его требований к педагогу − яркая, эмоционально насыщенная иллюстрация с помощью различных видов искусства, в частности, средствами литературного творчества, правил, определений, закономерных связей и других дидактических ценностей. В диалектическом единстве словесная и предметная иллюстрации конкретного образа дидактической ценности способствуют ее эмоциональному переживанию учащимся, подготовке целостного осмысления им какого-то явления или процесса. Личностно ориентированная троектория реализации принципа наглядности обеспечивает движение процесса превращения объекта познания ученика в самоценный в логике „от его эмоционального переживания к пониманию”. Такая логика указанного движения в сознании личности обучаемого характерна и для процесса выполнения педагогом еще одного ведущего методологического требования к организации обучения − принципа сознательности и творческой активности.
Обоснование данного принципа связано с опорой учителя на психологический механизм процесса обучения − единство сознания и самосознания личности ученика, с учетом им таких структурных компонентов сознания, как эмоциональный (эмоциональное переживание ценностей) и рациональный (понимание сущности конкретной ценности). Успешная реализация принципа зависит от создания учителем условий для эмоционального переживания учащимися знаний, способов деятельности и других компонентов содержания образования в роли самоценных, а также от уровня глубины и самостоятельности их осмысления. Эффективность создания первого условия − результат готовности учителя к использованию средств различных видов искусства (литературного, изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного и др.) с целью образного изображения ценностей. Прежде всего, речь идет об изображении понятий, правил, определений и законов окружающего мира. Успешность создания второго условия определяется, с одной стороны, степенью овладения учащимися анализом, синтезом, умозаключением, другими умственными операциями, а с другой − уровнем целостности применения учителем специальных методов и приемов познавательной активизации обучаемых на этапе осмысления знаний, комплексностью учета им характера познавательной активности и индивидуально-типологических особенностей каждого ученика. Обеспечение сплава эмоционального переживания и осмысления учеником конкретной дидактической ценности требует решение задачи формирования у него смыслообразующих мотивов учения. Их наличие − источник активности учащихся на уроке и, в частности, творческой, а также условие поворота сознания личности каждого обучаемого на самосознание, т.е. на свое „Я”. Необходимыми условиями формирования у него смыслообразующих мотивов следует считать наличие личностного смысла усвоения конкретного учебного материала и акта целеполагания в направлении овладения им как личностно значимым. К основным детерминантам непосредственно творческой активности учащихся относятся такие факторы, как наличие у них психологической установки на творческую работу, знаний основ педагогики и психологии творчества, методов и средств исследовательской деятельности, систематическое использование учителем творческих и исследовательских задач, групповой и индивидуальной форм организации их решения. Творческая активность ученика − это еще и результат осознания им своего образа „Я” как человека творческого, противоречия между идеальным и реальным образами „Я” как ученика, готового к качественному усвоению всего содержания образования. Вопросы и задания 1. Назовите ведущие методологические основания для изучения закономерностей обучения. 2. Раскройте закономерный характер основных внешних и внутренних связей процесса обучения, устанавливаемых на основе целостного и личностно ориентированного подходов. 3. Выяснив, чем обусловлено возникновение принципов обучения, дайте характеристику основных из них. 4. Какие закономерности обучения лежат в основе принципов, которые находятся в соответствии с его задачами и содержанием? 5. В чем на практике проявляется взаимодействие принципов обучения (покажите, как конкретные, например, содержательные принципы дополняют и усиливают друг друга)? 6. Что следует понимать под системой принципов обучения? Литература для самостоятельной работы 1. Волкова Н.П. Педагогіка: навч. посібник / Н.П. Волкова. − К.: Академвидав, 2009. − С. 103−108. 2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / В.И. Загвязинский. − М.: Издательский цент „Академія”, 2001. − 22 с. 3. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. − М.: Просвещение, 1982. − С. 161−174. 4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. − М.: Знание. − 1980. − 96 с. 5. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. − М.: Высш. школа, 1990. − 382 с. 6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. высш. учеб. завед.: в 2 кн. / И.П. Подласый. − М.: ВЛАДОС, 2005. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. − 2005. − С. 419−438. 7. Ягупов В.В. Педагогіка: навч. посібник / В.В. Ягупов. − К.: Либідь, 2002. − С. 281−316.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.008 с.) |