Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-методические принципы обучения

Поиск

 

Принцип наглядности обучения

Согласно еще Я.А. Коменскому, применение наглядности на уроке − одно из ведущих методических требований к организации обучения, „золотое правило” дидактики. Различают два вида наглядности − предметную (она рассчитана на восприятие, а потом и осмысление учащимся ценностей учебного материала на основе работы его зрительного анализатора) и словесную (формирование у обучаемого конкретных представлений − результат воздействия учителя преимущественно на его слуховой анализатор).

Роль этого принципа очень существенна в условиях организации личностно ориентированного учебного процесса. Одно из ведущих его требований к педагогу − яркая, эмоционально насыщенная иллюстрация с помощью различных видов искусства, в частности, средствами литературного творчества, правил, определений, закономерных связей и других дидактических ценностей.

В диалектическом единстве словесная и предметная иллюстрации конкретного образа дидактической ценности способствуют ее эмоциональному переживанию учащимся, подготовке целостного осмысления им какого-то явления или процесса. Личностно ориентированная троектория реализации принципа наглядности обеспечивает движение процесса превращения объекта познания ученика в самоценный в логике „от его эмоционального переживания к пониманию”. Такая логика указанного движения в сознании личности обучаемого характерна и для процесса выполнения педагогом еще одного ведущего методологического требования к организации обучения − принципа сознательности и творческой активности.

 

Принцип сознательности и творческой активности

Обоснование данного принципа связано с опорой учителя на психологический механизм процесса обучения − единство сознания и самосознания личности ученика, с учетом им таких структурных компонентов сознания, как эмоциональный (эмоциональное переживание ценностей) и рациональный (понимание сущности конкретной ценности). Успешная реализация принципа зависит от создания учителем условий для эмоционального переживания учащимися знаний, способов деятельности и других компонентов содержания образования в роли самоценных, а также от уровня глубины и самостоятельности их осмысления.

Эффективность создания первого условия − результат готовности учителя к использованию средств различных видов искусства (литературного, изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного и др.) с целью образного изображения ценностей. Прежде всего, речь идет об изображении понятий, правил, определений и законов окружающего мира.

Успешность создания второго условия определяется, с одной стороны, степенью овладения учащимися анализом, синтезом, умозаключением, другими умственными операциями, а с другой − уровнем целостности применения учителем специальных методов и приемов познавательной активизации обучаемых на этапе осмысления знаний, комплексностью учета им характера познавательной активности и индивидуально-типологических особенностей каждого ученика.

Обеспечение сплава эмоционального переживания и осмысления учеником конкретной дидактической ценности требует решение задачи формирования у него смыслообразующих мотивов учения. Их наличие − источник активности учащихся на уроке и, в частности, творческой, а также условие поворота сознания личности каждого обучаемого на самосознание, т.е. на свое „Я”. Необходимыми условиями формирования у него смыслообразующих мотивов следует считать наличие личностного смысла усвоения конкретного учебного материала и акта целеполагания в направлении овладения им как личностно значимым.

К основным детерминантам непосредственно творческой активности учащихся относятся такие факторы, как наличие у них психологической установки на творческую работу, знаний основ педагогики и психологии творчества, методов и средств исследовательской деятельности, систематическое использование учителем творческих и исследовательских задач, групповой и индивидуальной форм организации их решения. Творческая активность ученика − это еще и результат осознания им своего образа „Я” как человека творческого, противоречия между идеальным и реальным образами „Я” как ученика, готового к качественному усвоению всего содержания образования.

Вопросы и задания

1. Назовите ведущие методологические основания для изучения закономерностей обучения.

2. Раскройте закономерный характер основных внешних и внутренних связей процесса обучения, устанавливаемых на основе целостного и личностно ориентированного подходов.

3. Выяснив, чем обусловлено возникновение принципов обучения, дайте характеристику основных из них.

4. Какие закономерности обучения лежат в основе принципов, которые находятся в соответствии с его задачами и содержанием?

5. В чем на практике проявляется взаимодействие принципов обучения (покажите, как конкретные, например, содержательные принципы дополняют и усиливают друг друга)?

6. Что следует понимать под системой принципов обучения?

Литература для самостоятельной работы

1. Волкова Н.П. Педагогіка: навч. посібник / Н.П. Волкова. − К.: Академвидав, 2009. − С. 103−108.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / В.И. Загвязинский. − М.: Издательский цент „Академія”, 2001. − 22 с.

3. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. − М.: Просвещение, 1982. − С. 161−174.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. − М.: Знание. − 1980. − 96 с.

5. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. − М.: Высш. школа, 1990. − 382 с.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. высш. учеб. завед.: в 2 кн. / И.П. Подласый. − М.: ВЛАДОС, 2005.

Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. − 2005. − С. 419−438.

7. Ягупов В.В. Педагогіка: навч. посібник / В.В. Ягупов. − К.: Либідь, 2002. − С. 281−316.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.008 с.)