Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности валео-экологического компонента со-держания воспитания как системы

Поиск

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр (1788–1860)

Культура здоровья как объект исследований

Феномен культуры здоровья рассматривался философами, культурологами, медиками и педагогами в широком и узком контекстах.

Рассматривая культуру здоровья в широком контексте как стройное самостоятельное учение, Скумин В.А. подчеркивал, что „это фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации и создания здоровой среды обитания” (Скумин В.А. Культура здоровья − фундаментальная наука о человеке / В.А. Скумин. − Новочеркасск: ТЕРОС, 1995. − С. 14−15).

Процесс формирования культуры здоровья впервые стал объектом исследований украинских педагогов в 90-е годы прошлого столетия (у студентов университета − Г.Л. Кривошеевой, у школьников − В.П. Горащука). Различные грани этого объекта − предмет всестороннего изучения В.И. Бабича (подготовка будущих учителей физического воспитания к формированию культуры здоровья школьников), В.А. Коваля (особенности валеологической подготовки будущих социальных педагогов в высших учебных заведениях), Ю.В. Драгнева (формирование культуры здоровья студентов в условиях компьютеризации обучения), Е.И. Соколенко (формирование ценностного отношения студентов высших учебных заведений к своему здоровью) и др.

На обоснование теоретических и практических основ формирования культуры здоровья школьников направлен научный поиск В.П. Горащука. Этот ученый-педагог считает, что „культура здоровья − это важный составной компонент общей культуры человека, обусловленный материальной и духовной средой жизнедеятельности общества, выражающийся в системе ценностей, знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению его здоровья” (Горащук В.П. Формирование культуры здоровья школьников (Теория и практика) / В.П. Горащук. − Луганск: Альма-матер, 2003. − С. 167−168). Им предложена концептуальная модель культуры здоровья, структурными компонентами которой выступают три блока − программно-содержательный, потребностно-мотивационный и деятельностно-практический (Там же. − С. 168−176).

 

Культура здоровья как целостное свойство личности и составляющая часть ее общей культуры

Опираясь на методологический принцип целостности, действительно целесообразно вести речь о культуре здоровья человека как составляющей части общей культуры личности. Аксиологический подход требует выделения ей одного из первых мест в иерархии человеческих ценностей, а культурологический − рассмотрения этого феномена не только в технологическом (понимание общей культуры личности и культуры здоровья как его составляющей в роли специфических способов человеческой деятельности), но и в личностно-творческом аспектах.

Именно личностно-творческий аспект культурологического подхода к анализу сущности культуры здоровья в узком смысле этой категории как ведущей человеческой ценности не позволяет сводить ее лишь к качественной характеристике определенных знаний или умений или степени их достаточности. „В узком смысле, − подчеркивает В.П. Горащук, − это качественная характеристика валеологических, педагогических, культурологических знаний и владение оздоровительными технологиями” (Там же. − С. 167).

С точки зрения Л.Г. Татарниковой, понятие культуры здоровья личности следует связать со степенью достаточности в овладении ею валеологическими знаниями, умениями самокоррекции психологического состояния, „включенности в процесс овладения знаниями” (Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: генеза, тенденции развития / Л.Г. Татарникова. – СПб.: Пятковский и К , 1995. − С. 194).

В.И. Климова еще в 80-е годы ХХ столетия определила культуру здоровья в узком контексте, „как умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу” (Климова В.И. Человек и его здоровье / В.И. Климова. − М.: Знание, 1985. − С. 17).

Все названные и другие подобные им определения культуры здоровья в большей степени относятся к характеристикам понятия „готовности к организации здорового способа жизни”. О культуре здоровья человека можно говорить лишь тогда, когда он уже овладел опытом творческой деятельности в сфере самоуправления, „принесения пользы” своему организму.

Другими словами, в узком контексте под культурой здоровья целесообразно понимать целостное свойство личности, отражающее ее способность в целях оздоровления творчески применять на практике внутренне принятые в роли самоценных валеологические, специальные психолого-педагогические знания и технологии с учетом своих индивидуально-типологических особенностей, потребностей в физическом развитии, интересов в этой сфере.

Целостный подход к анализу категории ”культура здоровья” в широком значении данного понятия (как особой, жизненно важной для человека системы) нацеливает на выделение в ее структуре духовного, психического и физического компонентов. Он же требует указать на оптимальное средство оздоровления, которым является саморегуляция. То есть культура здоровья как составляющая часть общей культуры личности и стержневое системное качество − это ее способность к организации творческого процесса оптимальной саморегуляции собственных духовно-нравственной, психической и физической сфер на основе внутреннего принятия как значимых валеологических ценностей и психолого-педагоги-ческих знаний в области самовоспитания.

 

Рис. 8.3. Структурные компоненты культуры здоровья

 

Во взаимодействии с психической и физической мировоззренческая культура выполняет системообразующую функцию. Ее ядро − духовно-нравственное здоровье личности − имеет прямые эмоционально-ценностные и логико-когнитивные связи с духовно-нравственной составляющей всего содержания украинского воспитания как системы. Духовные потенциалы мировоззренческой культуры здоровья играют роль источников „наполнения” других культур психической и физической энергией нравственного самотворчества, осознания учащимися высшего смысла человеческого бытия и, в частности, физического и психического самосовершенствования.

Вместе с тем, физическое и психическое здоровье человека являются факторами повышения уровня здоровья духовного. Не даром в народе стала уже аксиомой известная формула: „В здоровом теле − здоровый дух!”

Существует диалектическая связь и между психической и физической составляющими рассматриваемой системы. С одной стороны, осознанная потребность в формировании физической готовности и культуры физического здоровья проявляется в мотивах ее самоформирования, а с другой − активность личности в самоформировании образа „Я”, компонентом которого выступает культура здоровья, обеспечивает динамику ее продвижения в направлении достижения образа „Я”− идеальное.

Культура психического здоровья человека − производная от функции его оптимального творческого воздействия на собственные психические процессы и состояния. Вместе с другими функциями саморегуляции поведения субъекта − планирующей и прогностической с элементами целеполагания и моделирования, селективной, функцией самосозидания и корригирующей − она играет важнейшую роль в развитии личности. Цель функции „самосубъектного воздействия” − регуляция уровня интеллектуальной активности, интенсивности, а также способов и форм выражения эмоциональных реакций, степени произвольности психических процессов и состояний и пр. Выделяя указанные функции саморегуляции поведения в роли основных, украинский психолог М.И. Боришевский „привязывает” к ним действия таких механизмов саморегуляции поведения, как самооценка, притязания, социально-психологические ожидания и образ „Я” (интегрированную форму самосознания личности).

Психологи относят психическую саморегуляцию к многоуровневым и полифункциональным явлениям. Включающая психомоторную, когнитивную и коммуникативную сферы человека, она обусловливается не только его типологическими (природными) особенностями, например эмоциональностью, но и такими личностными свойствами, как направленность, интересы, характер, идеалы и ценности.

Искусство саморегуляции психических процессов и состояний − очень сложное дело. Особенные трудности подстерегают человека на пути саморегуляции эмоций (прежде всего, гнева, радости и страха), процесс появления и исчезновения которых не подчиняется прямым самоприказам.

Программа формирования опыта саморегуляции эмоциональных состояний, как минимум, должна включать:

1) задачи в сфере осознания реального образа „Я − эмоционально уравновешенный человек”:

2) задачи-самообязательства по самоформированию соответствующего идеального образа;

3) проект средств реализации принятых самообязательств:

3.1) план овладения практикой использования формул-самоустановок на выход из конфликтно-опасной коммуникативной ситуации, на прекращение общения с человеком, слова или действия которого вызывают все нарастающий гнев (например, таких внутренних установок себе: „Уста „на замок”! Кругом! Марш отсюда!..”);

3.2) план использования знаний о двигательной активности (развивающих потенциалах быстрой ходьбы, бега, гимнастических и других упражнений, физического труда) как эффективном средстве снижения эмоциональной возбудимости.

Культура физического здоровья − творческий процесс физического и гигиенического самовоспитания. На его пути встречается много преград, преодоление которых зависит от сформированности у человека волевых качеств личности − целеустремленности, решительности, исполнительности, смелости, ответственности и др. Достаточно высокий уровень развития аффективной сферы личности − необходимое условие успешности ее борьбы с основными врагами здоровья. Их целесообразно знать в „лицо”.

Главные враги здоровья:

● жадность к пище и, как результат, избыточное питание и отсутствие режима в нем;

● гиподинамия;

● неуравновешенный характер, неумение управлять своей психикой;

● систематическое психическое и физическое перенапряжение;

● пассивный и неадекватный длительным затратам энергии отдых;

● кратковременность пребывания на свежем воздухе;

● лень в организации процессов закаливания, физического самовоспитания и здорового питания;

● неоптимальный для организма сон;

● загрязнение окружающей среды;

● вредные привычки, связанные с курением, употреблением спиртных напитков и наркотических веществ.

К основным факторам укрепления здоровья относятся закаливание, физические тренировки, здоровое питание, релаксация, дыхательные упражнения, активный отдых, музыкальная и лечебная терапии.

Закаливание связывают с разумным использованием метеорологических факторов (холода, тепла, движения воздуха, изменения атмосферного давления и др.) для повышения уровня приспособляемости организма к ним. Его роль в повышении иммунитета человеческого организма известна еще с давних времен. Так, Абу Али Ибн Сина (Авиценна), прославленный персидский врач, философ, естествоиспытатель, математик и поэт (ок. 980-1037) в своей знаменитой энциклопедии теоретической и клинической медицины „Канон врачебной науки” подчеркивает полезность для здоровья купания в холодной воде, ведет речь о способах закаливания путешественников, их подготовки к передвижению в условиях зимней стужи и жаркой пустыни.

Согласно современным медицинским данным, трудно переоценить роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, оздоровительном влиянии на весь организм человека (оно проявляется в улучшении кровообмена, нормализации обмена веществ, повышении тонуса центральной нервной системы).

Чтобы достигнуть максимального эффекта закаливания (укрепив иммунитет, существенно снизить вероятность возникновения заболеваний, повысить уровень физической готовности и умственной трудоспособности), необходимо опираться на выработанные специалистами основные принципы его организации: систематичность выполнения процедур; постепенность и последовательность в увеличении степени „дозирования”, продолжительности, а также интенсивности процедур; учет индивидуальных и возрастных особенностей (состояния здоровья, телесной конституции, возраста и др.); применение процедур закаливания в единстве с физическими упражнениями; оптимальность методов и форм использования процедур, сочетание общих, воздействующих на всю поверхность тела, и местных, направленных на локальное закаливание отдельных частей тела, процедур.

Основные природные факторы закаливания − солнце, воздух и вода.

Медики предупреждают о необходимости осторожного использования солнечных лучей в целях закаливания, достижения эффекта постепенного привыкания к солнцу, разумного дозирования воздействия солнечной энергии на организм. Наиболее оптимален прием солнечных ванн летом с 7 до 10 часов утра, весной и осенью − с 11 до 14 часов. Начинать закаливание солнечными лучами следует с 5–10-минутного пребывания на солнце. Каждый раз продолжительность солнечной ванны увеличивается на этот же промежуток времени и постепенно доводится до 2–3 часов (после каждого часа процедуры необходим 15-минутный перерыв).

Систематическое закаливание (особенно закаливание детей) рекомендуется начинать с приема воздушных ванн. Их разделяют на теплые (температура воздуха от +30 до +20 С), прохладные (от +20 до +14 С) и холодные (от +14 С и ниже). Важнейшее руководство к действию − правило сочетания приема холодных и прохладных воздушных ванн с физическими упражнениями. Следующие правила касаются основного способа дозирования закаливания воздухом − увеличения продолжительности этой процедуры при неизменной температуре. Как советуют специалисты, на первом этапе закаливания температура воздуха должна находиться в пределах от +15 до +20 С, а его продолжительность в первые дни колебаться от 20 до 30 минут. В дальнейшем продолжительность этой процедуры целесообразно увеличивать ежедневно на 10 минут и в итоге довести ее до 2-х часов.

Сущностная характеристика второго этапа − температура воздуха от +10 до 15 С. Время приема первых холодных воздушных ванн не должно превышать 5–10 минут. С каждым днем продолжительность пребывания на холоде должна постепенно расти. Ее предел – 15–20 минут. Обязательными после приема холодных воздушных ванн являются энергичные растирания тела полотенцем и теплый душ. Закаливание холодным воздухом требует специального разрешения врача.

Основные виды процедур при закаливании водой − обтирание, обливание, купание, принятие душа. Начинать нужно с обтирания смоченным в прохладной воде полотенцем или губкой. Обтирание осуществляют сначала до пояса, а затем оно охватывает и все тело. Следующий этап − обливание водой (из какой-то емкости или шланга). Температура воды в ходе первых обливаний − около 30 С. Постепенно ее доводят до 10 С и ниже.

Растирание тела полотенцем после обливания − обязательная завершающая составляющая процедуры.

Купание в открытых водоемах в целях закаливания использовалось еще в старину. Процесс купания сочетается с благотворным воздействием на организм не только воды, но также солнца и воздуха. Комплексность воздействия на организм человека − это та его характеристика, на основе которой купание называют сегодня одним из наиболее эффективных средств закаливания. Начальный этап закаливания в ходе купания требует температуры воды от 18 до 20 С. Тому же, кто впервые пришел к водоему в целях закаливания, нужно помнить, что ему нельзя купаться, если температура воды ниже +11 С.

„Моржевание” (купание в ледяной воде) требует высокого уровня специальной подготовленности организма, опыта закаливания человека другими средствами, а также разрешения на эту процедуру врача.

Принятие душа − достаточно эффективный и доступный для всех людей вид закаливания водой, температура которой должна быть от 30 до 35 С. Такая температура воды поддерживается в течение 1 минуты. Затем необходимо постепенно снижать эту температуру и увеличивать время приема душа (до 2 минут). Заканчивается процедура также растиранием тела полотенцем.

Физическое здоровье человека − во многом и результат воздействия на его организм фактора здорового питания. Сложность его организации в большой мере связана не столько со стабильностью финансового состояния конкретной семьи и компетентностью хозяйки дома в этом вопросе, сколько с уровнем осознания ее членами потребности в отказе от плохих привычек в питании.

Диетологи указывают на наиболее пагубные из них: привычка использовать в целях приготовления блюд животное масло или маргарин; привычка часто употреблять в пищу плохие глюциды − картошку, мучные изделия, сахар, белый шлифованный рис и др.; привычка питаться после 18 часов вечера; привычка отдавать предпочтение жирному мясу и мясопродуктам; привычка употреблять продукты с высоким удельным весом соли или привычка „досаливать” пищу. Искоренить названные привычки − значит победить себя. Немаловажную роль в решении этой задачи играют эмоционально-волевая сфера личности и адекватная самооценка реального образа „Я − рационально питающийся человек”. Особенности здорового питания − постоянный предмет исследования специалистов. Большинство из них (Николай Амосов, Поль Брег, Мишель Монтиньяк и др.) рекомендовали и рекомендуют отдавать предпочтение пище, которая богата клетчаткой, природными продуктами питания с высокой степенью содержания важнейших для организма человека питательных веществ: витаминов, микроэлементов и минеральных солей.

Давно известно, что организм человека нуждается как в энергетических питательных веществах: протеинах (белках), глюцидах (углеводах), липидах (жирах), так и в неэнергетических − воде, волокнах, витаминах, микроэлементах.

Функция первых − снабжать организм энергией и выступать в роли сырья для синтеза жизненно важных процессов и для непрерывного обновления тканей. Вторые отвечают за качество усвоения организмом энергетически питательных веществ, а большинство из них выполняют еще и функцию катализаторов имеющих место в нем многочисленных химических реакций.

Фундамент искусства здорового питания − знания о пищевых характеристиках групп белков, жиров и углеводов, их пищевой ценности. Внутри каждой из основных групп энергетических питательных веществ существует своя дифференциация по критерию их положительного или отрицательного воздействия на идущие в организме процессы.

Так, покупая продукты с определенным содержанием белков, важно учитывать их происхождение (животное или растительное), стремиться, чтобы они взаимодополняли друг друга. Надо помнить и о том, что есть не только „хорошие”, но и „плохие” (с повышенным гликемическим индексом) углеводы. Воздействие последних на обмен веществ может оказаться непредвиденным, вызвать усталость, послужить фактором ожирения и других негативных последствий. Жиры также специалисты в области здорового питания разделяют на полезные и вредные. Полезные жиры (гусиный жир, рыбий жир, оливковое масло, подсолнечное масло) способствуют снижению уровня холестерина. Вредные (свиной, бараний и говяжий жиры, сливочное масло) − источник отложения жиров на стенках артерий, факторов риска для многих заболеваний.

Выбор продуктов, богатых провитаминами и витаминами, и их употребление − это также существенный шаг в направлении здорового питания. Большинство витаминов − прекрасные антиоксиданты (антиокислители). Их главная функция − снижение количества свободных радикалов, которые способствуют возникновению рака, сердечно-сосудистых заболеваний, раннему старению. В целом витамины обеспечивают нормальное функционирование в организме биологических и физиологических процессов.

Важнейшие среди них − провитамин А (бета-каротин), витамин С (аскорбиновая кислота), витамин Е, витамин В (фолиевая кислота). Укажем лишь на основные продукты, богатые этими витаминами (табл. 8.6).

 

Таблица 8.6. Продукты, богатые витаминами А,С,Е, В

Витамины Основной перечень пищевых продуктов
Провитамин А Шпинат, кресс-салат, петрушка, манго, абрикос, дыня, брокколи, сельдерей, укроп
Витамин С Киви, черная смородина, хрен, петрушка, листья кервеля, апельсин, лимон, брокколи, листья кориандра, сырые фрукты и овощи, листочная горчица, квашенная капуста
Витамин Е Все растительные масла, пророщенные зерна (свежие побеги), все масличные плоды, шоколад, неочищенные злаки, маргарин
ВитаминВ   Печень, дрожжи, устрицы, соя, бобовые, свежие овощи, петрушка, белково-отрубной (цельно-зерновой) хлеб

 

Организм также остро нуждается в витаминах В , В , В , В , РР и других. Вместе с тем, он не может эффективно развиваться без поступлений в него вместе с продуктами питания микроэлементов и минеральных солей. Каждый микроэлемент выполняет свои специфические функции. Например, железо необходимо человеку прежде всего для поддержания иммунитета; цинк, воздействуя на выделение инсулина, регулирует усвоение организмом углеводов, служит антиокислителем; кальций способствует образованию скелета и зубов; магний нужен для регуляции сокращения мышц, восстановления нервного равновесия; калий отвечает за регуляцию проницаемости клеток, а селен − прекрасный антиоксидант.

В целях оптимальности усвоения железа кишечником его источники следует искать в продуктах животного, а не растительного происхождения − красной говядине, черной кровяной колбасе, мидиях и печенке. Достаточно много железа в дрожжах и какао. Рекомендуемая норма железа в питании взрослого человека − 20 мг в день.

Употребляя в пищу устрицы, утиную печенку, бобовые, пивные дрожжи, человек тем самым удовлетворяет потребности своего организма в цинке (15 мг ежедневно). Но наибольшую ежедневную потребность организм имеет в калии (3000 мг) и кальции (от 800 до 1000). Калием богаты абрикосы (сушеные), пивные дрожжи, сливы, бобовые, грибы, бананы, финики, шоколад и другие продукты, а кальцием − молочные продукты, сыр, яйца, сухофрукты, дрожжи, сардины, кальциевые минеральные воды.

Чтобы запастись магнием (его ежедневная норма для организма − 350 мг), желательно употреблять такие продукты питания, как пшеничные отруби, шоколад, какао (порошок), соя, бобовые, цельнозерновой хлеб и масличные плоды.

Пополнение организма селеном связывают с наличием в пище куриной печенки, устриц, свинины и говядины, рыбы, омаров, яиц, лука, отрубного хлеба и грибов.

Рекомендуется также хорошо знать, в каких продуктах больше всего содержится фосфора, меди, марганца и фтора.

Большинство специалистов в сфере здорового питания признают как значимые такие принципы его организации: свежести и чистоты продуктов; целостности (неочищенных) зерновых продуктов; сбалансированности рациона питания; умеренности в пище; оптимальности способов приготовления пищи (сочетания методов парения и жарения, исключения длительной варки овощей) и др.

Еще один необходимый фактор достижения культуры здоровья − физическая активность личности, внутреннее принятие ею в роли значимых совокупности ценностей физической культуры. С одной стороны, физическая культура − составляющая часть культуры общества, касающаяся важнейших детерминантов подготовки человека к жизненной практике, а с другой − компонент культуры здоровья личности и средство его достижения и сохранения.

Сложность этого феномена требует его рассмотрения на основе различных методологических подходов.

Культурологический подход. Он ориентирует на представление о физической культуре как творческом социальном процессе, функциональная направленность которого в конечном итоге способствует удовлетворению потребностей общества в культуросозидании (создание ценностей национальной культуры − дело физически здоровых людей, овладевших культурой здоровья).

Деятельностный подход. Он нацеливает на видение физической культуры в роли рационально организованной двигательной деятельности, значимой для формирования и развития жизненно важных физических способностей, двигательных умений и навыков и, как результат, оптимизации здоровья и работоспособности.

Аксиологический подход направлен на трактовку физической культуры как носителя системы социальных (материальных и духовных ценностей), обеспечивающих эффективность физкультурной деятельности учащихся. К таким ценностям относятся материально-технические средства физкультурной работы, знания о ее функциях, формах и методах организации, специфические знания о содержании и особенностях различных видов физических упражнений и др.

Личностно ориентированный подход дает основания для такого определения: физическая культура − это интегративное качество личности, в основе содержания которого лежит ее готовность к рациональному и творческому использованию двигательной активности в целях оптимизации физического состояния и развития, достижения достаточно высокого уровня культуры здоровья и его сохранности.

Отсюда важнейшая и актуальнейшая задача уроков физического воспитания в общеобразовательном учебном заведении − обеспечение их личностно-развивающей направленности.

Первый шаг к ее решению состоит в осуществлении диагностики уровней актуального (реального) физического развития уча-щихся. Последующие этапы этого развития связаны с созданием условий для осознания детьми потребности в физической активности, организацией процесса самоформирования ими физических качеств, его максимально возможной индивидуализацией. Приучение к физической культуре и физические (в том числе специальные) упражнения − стержневые методы организации физкультурной деятельности учащихся. Определенные возможности в ее организации имеет и классный руководитель.


Нет человека, который был бы как остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе.

Джон Донн (1573-1631), эпиграф к роману Э. Хемингуэя

Экологический аспект содержания воспитания

Главное условие духовного, психического и физического здоровья человека − его экологическая безопасность, важнейшие истоки которой следует искать в воспитании и гармонизации жизнедеятельности общества в окружающей природной среде. Факт наличия экологического кризиса практически признан всеми ведущими государствами мира. Результат его осознания в обществе − рождение новой философии жизни − ноосферогенеза, утверждающей разумное сосуществование человека, общества и Природы, актуализирующей потребность людей в учете объективного закона космической Гармонии − единства физической (биологической) и духовной жизни.

Необходимая производная опоры на эту философию в педагогике − расширение и уточнение чисто экологического аспекта содержания воспитания, связанного с эколого-культурной системой ценностей.

В проекции на личность такая система представляет собой целостное множество ценностей-целей и ценностей-средств. Личностно ориентированная парадигма проектирования целей формирования у учащихся экологической культуры требует, с одной стороны, опоры при этом на психологическую структуру личности, а с другой − выделение в качестве стратегического целевого ориентира воспитательной и самовоспитательной деятельности (одного из структурных компонентов экологического самосознания личности − идеального образа „Я” как экологически культурного человека). Схематически структура этого образа отражена на рис. 8.4.

 

      Экологическая направленность личности      
Потребностно-мотивационный аспект  
  Коммуникативная готовность к защите природы и своего существования     Социально-психологический аспект   Идеальный образ „Я” как экологически культурного человека   Когнитивный аспект   Самоценные знания основ экологической науки и природоохранной деятельности, практические умения и качества, значимые для ее осуществления  
    Аффективный аспект    
  Воспитанность чувства принадлежности к великому миру природы, любви к ней и личной ответственности за сохранность ее ценностей  
         

 

Рис. 8.4. Структурные компоненты образа „Я” как экологически культурного человека − главные ценности-цели экологического воспитания и самовоспитания

 

Результаты анализа предложенной схемы дают возможность не только дать определение экологического воспитания, но и увидеть его основное содержание.

Экологическое воспитание − это педагогический процесс, направленный на создание условий для формирования экологического сознания личности ученика и, как результат, − активного самоформирования им образа „Я” как экологически культурного человека.

Содержание экологического воспитания в личностно ориентированном аксиологическом плане включает такие ценности-цели: экологическая направленность личности ученика; научные знания о природной среде, ее роли и месте в существовании человечества, направлениях, формах, способах и средствах природоохранной деятельности; умения и навыки, направленные на самоорганизацию бережного отношения к растениям, животным и природным ресурсам; способности и качества, значимые для внутреннего принятия ведущих экологических ценностей в роли личностных; опыт поисково-исследовательской деятельности в сфере экологии как науки; опыт самоформирования значимых для сохранения природы умений и качеств.

 

Ценности-цели содержания экологического воспитания

Экологическая направленность личности ученика − система его побуждений к природоохранной деятельности − первая и системообразующая ценность-цель стратегического плана: ее достижение обеспечивает поворот экологического сознания личности ученика на свое „Я” (на экологическое самосознание), его активность в самоформировании реального образа „Я” как защитника природы. Структурными компонентами этой системы выступают: 1) внутренняя потребность в знаниях о: а) природе, ее месте и роли в жизни человека и общества, основных характеристиках экологической ситуации в регионе и стране; б) собственном уровне готовности к защите природы; в) теории и технологии самоформирования умений и качеств, важных для осуществления природоохранной деятельности; 2) комплекс познавательных интересов в области путей и способов сохранения растительного и животного мира, в сферах экологического самообразования и самовоспитания, научного поиска; 3) смыслообразующие мотивы активности в природоохранной деятельности и в самоформировании образа „Я” как защитника природы; 4) задачи-самообяза-тельства в аспекте самоформирования готовности защищать природу (на более высоком уровне − активности самоформирования экологической культуры); 5) установки на: активность в решении экологических проблем региона; самопознание уровней сформированности психологической, нравственной и практической готовности к природозащитной деятельности; рефлексию реального образа „Я” как экологически культурного человека; активность в самообразовании и самовоспитании экологической направленности; инициативность и относительная самостоятельность в духовно и физически целесообразном взаимодействии с природой; творческий подход к анализу экологических ситуаций и решению экологических задач; пропаганда экологических ценностей.

Создание условий для формирования экологической направленности личности каждого учащегося можно назвать сверхзадачей организатора этого направления воспитания. Оптимальная совокупность соответствующих необходимых и достаточных педагогических условий выступает в роли интегративного детерминанта процесса образования и функционирования в сознании личности воспитанника особой ценности − эмоционального переживания и понимания единства социального и природного бытия, самоценных знаний основ экологической науки, уровней собственной значимости и ответственности в деле создания системы экологической безопасности, готовности к природозащитной деятельности. Именно такую особую целостность целесообразно назвать экологическим мировоззрением, своеобразным продуктом экологической направленности личности.

Составляющими указанного детерминанта являются две основные группы педагогических условий с различной целевой направленностью. Первая из них призвана обеспечить эмоциональное переживание учащимися научных знаний о ценностях природы, степени их сохранности и безопасности, о себе в связи с ними (противоречиях между идеальным и реальным образами „Я” как экологически культурного человека), а вторая − понимание многогранных связей и отношений человека с окружающей средой, необходимости систематического подчинения собственной жизнедеятельности законам биосферы, потребностям решения экологических проблем в конкретном социально-экономическом регионе, стране.

К основным педагогическим условиям первой группы следует отнести:

● высокую степень образности, живописности экологической информации, достигаемой на основе использования средств различных видов искусства;

● включение учащихся в творческую деятельность по созданию вербальных экологических формул и их художественных образов (таких, например, как „мусор в природе − это оружие массового уничтожения, которое человек создает сам”, „умрет природа, а с ней и человек как ее частица” и т.п.);

● выбор воспитательной тактики моделирования и решения экологических ситуаций и задач, направленных на вызов у учащихся чувств различной модальности и знака, рождение и развитие у них предметных − интеллектуальных, эстетических, нрав-ственных и мировоззре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.019 с.)