Трудовое воспитание и профориентация учащихся



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовое воспитание и профориентация учащихся



Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

Труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Задачи трудового воспитания:

1) формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах;

2) выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;

3) развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.;

4) формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем;

5) подготовка к выбору профессии.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства; эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлением искусства и действительности; эстетические потребности – нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов; эстетические идеалы – социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

В отечественных школах эстетическое воспитание основывается на материалистической эстетике, согласно которой реальная действительность имеет объективные эстетические свойства, отражаемые сознанием. Источником прекрасного является сама жизнь.

Задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием – формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно осуществляется посредством работы кружков, студий, коллективов художественной самодеятельности, театров.

Физическое воспитание

Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

К задачам физического воспитания в школе относятся:

– развитие основных двигательных умений и навыков;

– обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;

– воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и потребности в них;

– формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни;

– формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

 

® Работа с понятиями

1. А. С. Макаренко писал, что труд сам по себе является нейтральным процессом, если он не связан с воспитанием. Как вы относитесь к такому утверждению? Из приведенных суждений выберите то, которое соответствует вашему пониманию этого вопроса.

1. Труд вовсе не оказывает влияния на нравственное становление человека. Ведь одну и ту же работу могут выполнять разные люди, а образ мыслей и нравственные устремления у них разные.

2. А. С. Макаренко убедительно показал, что труд без идущего рядом образования, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Труд в качестве воспитательного средства возможен только как часть общей системы.

3. Вряд ли можно согласиться с А. С. Макаренко. Человек трудится потому, что ему надо есть, одеваться, строить жилище и т. п. Эта потребность и является движущей силой трудовой деятельности. Она независима от нравственной позиции конкретного человека.

4. Труд всегда оказывал благотворное влияние на человека. Но это зависит от характера труда. Творческий труд возвышает человека, делает его нравственно богаче. Неинтересный, рутинный труд может лишь разрушить личность.

 

2. Выберите определение, которое раскрывает сущность понятия физическая культура.

А. Физическая культура представляет собой систему знаний человека в области личной гигиены, спорта.

Б. Под физической культурой следует понимать целенаправленный процесс воздействия на человека системы факторов: физических упражнений, природных средств и т. д.

В. Понятие «физическая культура»» тождественно понятию «физическое воспитание». Последнее представляет собой определенные действия личности в борьбе за свое здоровье.

Г. Физическая культура – совокупность общественных достижений и средств, влияющих на физическое развитие человека. Физическая культура – результат физического воспитания.

Д. Правильного ответа нет.

 

3. Охарактеризуйте взаимосвязь между процессом овладения предметными знаниями, умениями и навыками и задачами формирования культуры умственного труда.

 

4. Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы:

а) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

б) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя,– мотивами, убеждениями, планами.

(См.: Современный словарь по педагогике. – Минск, 2001.– С. 97.)

Какие критерии первого и второго типа вы предложили бы для оценки эстетической воспитанности подростков?

 

Внешние критерии Внутренние критерии
1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________   1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________  

 

5. Вставьте в определение понятия недостающие слова.

Экологическое воспитание – … взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на развитие у подрастающего поколения экологической …, включающей в себя … о природе и гуманное, ответственное … к ней как к национальной и общечеловеческой…

 

® Методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия

1. Задача лабораторно-практического занятия (ЛПЗ) – обработать применение теоретических положений по теме «Содержание воспитательного процесса» на практике,– поэтому прежде всего надо эти теоретические положения усвоить. Для этого познакомьтесь с основным содержанием темы, а также прочтите соответствующие разделы в учебниках.

2. Внимательно рассмотрите схему лекции, подумайте, как связаны между собой различные стороны воспитательного процесса. Постарайтесь вспомнить конкретную ситуацию (участником которой вы были в школе или наблюдали в ходе школьного практикума в университете), где бы пересекались нравственное и физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание и т. п. Кратко запишите эту ситуацию.

3. На ЛПЗ предполагается обсуждение педагогических ситуаций и решение выделенных в ходе анализа ситуаций педагогических задач. Поэтому внимательно ознакомьтесь с описаниями педагогических ситуаций. Постарайтесь представить себе «картинку» ситуации, взглянуть на нее глазами разных участников. Это поможет вам в процессе анализа ситуации на занятиях.

4. В ходе занятия вы будете анализировать и комментировать разные тексты. Чтобы этот анализ был более полным, при чтении текстов не забывайте выделять их структуру (главные идеи, аргументы, факты, оценки и т. д.) и обязательно старайтесь обосновывать свое мнение.

® Педагогические тексты и ситуации для анализа на лабораторно-практическом занятии

1. Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации. Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая: — общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания; — условия к тому, чтобы школа не только была учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами — важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.- М., 2009.

В чем причины пристального внимания государства, общества, школы к проблеме духовно-нравственного развития и воспитания?

2. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое внимание уделяется здоровью учащихся.

…Здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни

Обоснуйте ваше видение причин проблем в физическом воспитании школьников.

3. «Я счастливей тебя»

В Москве слушал оперу. И хотя состав солистов был будничный, я остался очень доволен и в порыве благодарности стал хлопать и орать: «Браво!» Рядом с кислой миной на лице сидел музыкальный знаток и досадливо на меня косился. «Я счастливей тебя, - сказал я знатоку. – Мне еще многое нравится».

И еще о «знатоках». Дитем я был, услышал по радио песню и с утра до вечера все повторял ее красивые слова: «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты…» «Мирской» - было что-то непонятное, и я пел «морской». Иду из школы по снежным игарским убродам и пою себе под нос. А впереди женщина замедлила шаги, обернулась: «Мальчик, ты неправильно поешь». – «Как это неправильно?» - хотел возразить я, но, застигнутый врасплох замечанием взрослого человека, промолчал, проскользнув мимо. А песня более во мне не возникала. И вот ныне мне хочется сказать той женщине и всем, кто обрывает поющего ребенка: «Дети, коли им хочется петь, всегда поют правильно. Это вы, взрослые люди, разучились их правильно слышать».

Астафьев, В.П. Заветное / В.П. Астафьев. – М.: Детство. Юность. Отрочество, 2007. – 240 с. – С. 37

Сформулируйте основную идею данного текста. Что такое, по-вашему, эстетическая воспитанность?

4. Когда мы помним о государстве, есть шанс и на благополучие граждан. Когда мы забываем о государстве и декларируем «человекоцентризм», можно гарантировать как кризис государства, так и депрессивный настрой большинства граждан.

Ориентация на индивидуальный успех, как правило, очень быстро переходит в эгоизм без руля и без ветрил. И выходит, что школа, забывая о государственном интересе, потворствует развитию худшего, низменного в человеке. Принцип примата общественного над личным, которому были верны и Расин, и Монтескье, и Ломоносов, а ещё — Суворов, Толстой, Макаренко, рано списывать в архив. Обществу необходимо страховаться от катаклизмов, от возможного сползания в пропасть. Сегодня на фоне агрессивного индивидуализма распространён недуг социального пессимизма, злокачественного скепсиса. Люди драматизируют ситуацию, чтобы на фоне паники оправдать собственный радикализм. «Всё настолько беспросветно, что впору браться за топор». К этой позиции подталкивает молодёжь и политическая оппозиция — во вполне корыстных целях борьбы за власть, борьбы за умы, за оранжевую смуту. Вдалбливаются в умы самые трагические сценарии. Для одних это — «Русский народ порабощён (американцами, инородцами и т.п.). Наше государство настолько антинародное, что подлежит уничтожению». Для других —«Страна сползает к фашизму, следует подавить эту государственность силами «цивилизованного мира». Оба сценария — химеры. Сравнительный анализ развития России и других стран за последние пять лет свидетельствует, что всё у нас не столь безысходно и браться за топор в такой ситуации — значит, играть на руку злейшим противникам России. Только как объяснить это школьникам? Критиковать ведь всегда легче, чем рекламировать текущую историю, неизменно кишащую проблемами. Здравицы, даже по адресу искренне любимой Родины, всегда получаются несколько натужными, шаблонными. Сложный жанр. Но для школы этот жанр необходим — он существует в ней веками. Многое зависит от учительского таланта, от умения завоевать авторитет у ребят. Без такого авторитета патриотические проповеди уж точно будут вызывать в лучшем случае зевоту, в худшем, увы,— отторжение.

Замостьянов А., Кушнир А. Ориентация просвещения// Народное образование. – 2007. - №7. – С.9.

Какие проблемы поднимает автор? С какими аспектами содержания воспитания они связаны? Обоснуйте свою позицию.

Педагогические ситуации

Делегация взбудораженных мам буквально ворвалась в мой кабинет.

- Мы требуем, чтобы Володю К. немедленно перевели в другой класс! Он травмирует наших детей физически и нравственно. Дерется, нецензурно выражается, рассказывает ужасные вещи!

- Неужели восьмилетний ребенок способен терроризировать весь класс?

- Представьте себе. Мы не можем быть спокойными, пока этот мальчик будет учиться с нашими детьми.

- Хорошо я разберусь. Только почему вы считаете, что перевод в параллельный класс решит проблему?

- Это уже ваша забота, ваши трудности! Мы же отстаиваем интересы своих детей. Вы должны нас понять. В классе дети из приличных семей…

- Неужели вы надеетесь все десять лет продержать своих детей в искусственной стерильной обстановке? А что же прикажете делать с детьми из «неприличных» семей? Ведь есть еще семьи, где родители пьют или где отца давно и след простыл…

- Мы вас предупредили, - слышу в ответ. И совсем уж категорично: - Если не примете меры, будем разговаривать в другом месте!

На том и прощаемся. Все-таки в чем же причина Володиной агрессивности? Выясняется, у мальчика неправильный прикус. Для его исправления на зубах стоят металлические пластинки. Кто-то в классе обозвал его «саблезубым». С этого все и началось. Мальчик оказался самолюбивым и на словесные оскорбления стал отвечать кулаками. Ситуация возникла острая.

Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург.- М.: Дрофа, 2008.- С.85-86.

Проанализируйте ситуацию. Сформулируйте педагогическую задачу.

Педагогический совет школы готовился рассматривать на своем заседании вопрос о состоянии и путях улучшения физического воспитания в школе. Все было направлено на решение этих вопросов. В школе был объявлен месячник физического воспитания. Учительница русского языка Н. В. на каждом уроке предлагала учащимся записывать предложения, отрывки из газет, в которых рассказывалось о достижениях отечественных спортсменов. Даже тексты для изложений, темы для сочинений подбирались с тематикой физического воспитания. После посещений уроков Н. В. многие коллеги восхищались оперативностью и целенаправленностью учительницы, что льстило ей.

Посетил пять уроков Н. В. и учитель истории С. В. К удивлению Н. В, разговор получился неприятным. С. В. прямо сказал:

– По-моему, уважаемая Н. В., вы не понимаете сущности и задач физического воспитания. То, что вы наполняете свои уроки спортивной терминологией, не имеет ничего общего с задачами физического воспитания.

– Что же посоветуете начать на уроках русского языка разучивать физические упражнения и самой делать стойку на голове? – раздраженно спросила Н. В.

– Ни упражнений, ни стоек на голове не надо. Однако как сидят ваши ученики, где сидят, каким воздухом дышат?!

– Это уже дело врачей,– горячилась Н. В.

1. Включитесь в возникший спор и выскажите свою точку зрения на пути решения задач физического воспитания на уроках русского языка, литературы, математики и др.

2. В чем ошибаются коллеги?

В одной средней школе не было спортзала и стадиона. Наконец построили спортзал, оборудовали стадион с необходимыми игровым площадками. К тому же в школу пришел новый учитель физвоспитания, энергичный, инициативный. Директор школы пригласила его на беседу:

– Теперь, Сергей Сергеевич, у нас есть все возможности значительно поднять уровень физического воспитания учащихся. Спортивная база, ваша молодость, энтузиазм… Думается, что мы не будем занимать последние места на районных спартакиадах.

И действительно, С. А. энергично взялся за дело. Работали спортивные секции, часть ребят серьезно занималась спортом, добивалась неплохих показателей. На республиканской спартакиаде школа попала в первую пятерку. Работу школы по физическому воспитанию учеников ставили в пример другим школам, запланировали изучить педагогический опыт в этой области. На следующий год – новый взлет школы в этой области.

Но в сентябре медицинская комиссия провела углубленный медосмотр всех учащихся и в своем заключении сделали вывод: «В школе слабо поставлено физическое воспитание учащихся, свидетельством чего является ослабленное здоровье большинства детей…». Такое замечание озадачило директора школы. Пробовали даже обвинять медицинскую комиссию в предвзятости, необъективности.

Выскажите свою точку зрения по данному вопросу. Как можно объяснить такое противоречие: высокие показатели на олимпиадах и плохое общее состояние физического воспитания в школе?

В начальных классах часто используется обсуждение сказок. Учащимся после прочтения сказок задают вопросы:

– Кого из героев ты бы выбрал в друзья и почему?

– Как ты поступил бы в подобной ситуации? Почему ты считаешь, что так лучше?

(Избирается конфликтная ситуация.)

– Есть ли в этой сказке герой, которому нужна помощь? Ты хочешь ему помочь? Почему? Как бы ты это сделал?

– Как ты узнаешь главных героев сказки?

1. С какой целью учащимся задают такие вопросы? Какие знания и качества личности предполагается сформировать у учащихся?

2. Выберите известную вам сказку и составьте систему вопросов для учащихся по формированию нравственных представлений.

 

На глазах у встречающих его родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.

– Ты что делаешь?! – возмущенно вскрикнула мать мальчика.– Ручка у портфеля совсем слабая – отлетит! С чем в школу ходить будешь?

– Разве можно так, мальчик? – послышалось со всех сторон.

– А пусть не плюется на переменке! – с искренней убежденностью в правоте содеянного ответил тот.

– Видите, что получилось? – воодушевившись объяснением сына, обратилась уже женщина к людям: – Он защищался! – И тут же поощрительно ребенку: – Правильно, сынок! Не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет, но портфель все же беречь надо.

Слов не стало слышно: мальчик и женщина, взявшись за руки, быстро направились со двора. Последней уходила «справедливо» отмщенная девочка.

 

1. Дайте педагогическую оценку данной ситуации.

2. Какие качества личности формируются у учащихся в данном случае?

3. Как бы вы поступили на месте мамы мальчика?

4. Как бы вы поступили, увидев данную ситуацию, если бы вы были учителем, у которого учатся мальчик и девочка?

Урок анатомии и физиологии по теме «Опорно-двигательная система человека» имел следующую структуру:

1. Организация учащихся на учебную деятельность;

2. Проверка заданий учащихся по ранее изученному материалу: было опрошено четыре ученика;

3. Изучение нового материала: учительница, используя таблицу-плакат «Скелет человека», последовательно рассказала об общей конструкции опорно-двигательной системы, значении ее отдельных компонентов;

4. Закрепление: вызванные к доске ученики, пользуясь плакатом, повторили объяснение учителя;

5. Задание на дом.

Присутствовавший на уроке заместитель директора по учебно-воспитательной работе при анализе предъявил претензии, что учительница слабо реализовала требования умственного воспитания учащихся: не в полной мере создавала условия для умственного развития учащихся, формирования их научного мировоззрения; учащиеся не овладевали методами самостоятельной работы.

– А в чем и как это должно было реализоваться? Что я должна была делать? – спросила молодая учительница.– Ведь я все правильно объяснила…

– Подумайте дома над своими действиями на уроке, проанализируйте действия учащихся, и завтра возвратимся к этому вопросу,– посоветовал заместитель директора своей коллеге.

1. Вдумайтесь и вы в сущность сказанного. В чем вы видите ошибки учительницы с позиций требований умственного воспитания?

2. А может быть, завуч не понимает сущности вопроса и напрасно предъявляет подобные требования к учительнице?

Студент Т. В. пединститута был направлен для прохождения педагогической практики в сельскую школу. Сам он закончил городскую среднюю школу, села не знал. Практика прошла успешно, впечатлений было много, и Т. В. делился ими со своими однокурсниками.

– Меня поразило,– рассказывал Т. В.,– как деревенские ребята тонко чувствуют красоту. У них особое эстетическое видение. Пригласили меня на работу. Встали в 4 часа утра. Только занималась заря. Они любовались восходом солнца, пением птиц, приседали возле травинок и показывали мне на бусинки утренней росы. И вообще я был в восторге и от ребят, и от красоты природы. Что ни говорите, а я свое мнение о сельских детях изменил. Не думал я, что у них такой высокий уровень эстетического воспитания.

– Ты ошибаешься,– начала возражать Т. В. Лена А.– Никакой это не показатель эстетического воспитания сельских учеников. А они разбираются в музыке, изобразительном искусстве, в театрах были?

– Не в этом суть, Лена,– отстаивал свою позицию Т. В.– Не только музыка, театр формируют чувство прекрасного.

– Во всяком случае, и не росинки-былинки,– на сдавалась Лена А.

1. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу.

2. Считаете ли вы, что деревенские ребята достигли определенного уровня эстетического воспитания? Если да, то что способствовало этому?

® Работа с текстами

1. В ста метрах от школы был открыт прекрасный плавательный бассейн. Соответствующий приказ, предписывающий ввести в учебные программы обязательное обучение плаванью, был подготовлен. Департамент образования обеспечил оплату аренды воды. Оставалось ждать только благодарности от детей и родителей. Однако с первых же дней пришлось столкнуться с саботажем со стороны детей и их родителей. На ковре у директора школы девушка – «уклонистка» и ее мама, кандидат медицинских наук. В руках у грозного администратора изобличающий документ: справка об освобождении от занятий плаваньем по состоянию здоровья, подписанная собственной матерью.

- Как же так? Государство тратит такие деньги, школа создает вам все условия, а вы идете на подлог, потакая ленивой дочери.

Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон, с.27 -28.

Какой аспект содержания воспитания, затронутый в данном тексте, важен для педагога?

 

2. Похоже, мы слишком увлеклись либерализмом. Сделав человека, его потребности и желания «центром вселенной», забыли, что человек – существо общественное и, как сказано было, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Обязанности между человеком и обществом должны быть взаимными. Значит, чтобы получать блага от общества (то же образование), человек должен отдавать обществу свой труд. И этому он должен научиться.

Совершенно согласен с мыслью о том, что «главная и действительно достойная общеобразовательной школы задача – формирование высоконравственного отношения к любому виду трудовой деятельности». Но как формировать такое отношение вне самой трудовой деятельности, которая всегда конкретна, поэтому профессионально обозначена? Непонятно, почему наши педагоги так боятся участия детей в труде, в обучении ремеслу в раннем возрасте? Спортсмены не боятся, деятели культуры не боятся. И результаты у них хорошие.

В 13 – 14 лет уже мастера спорта и «поп-звезды». А педагоги в школе в 14 лет боятся допустить ребенка к серьезной работе. Между прочим, Песталоцци не боялся, Ушинский не боялся, а уж Макаренко и вовсе не боялся доверить детям под руководством взрослых труд на высокотехнологичном для своего времени заводе.

Производственный труд – это труд, в результате которого что-то производится, и не надо здесь хитрить и подменять понятия, сводя аргументы к тому, что учеба и есть тот самый труд, который решили поставить на место труда производственного.

Филимонов В. Воспитывает только производственный труд // Народное образование. 2009.- № 4. – С. 30.

Согласны ли вы с автором? Почему?

3. В тексте В. А. Сухомлинского аргументация не развернута. Попробуйте выдвинуть доказательства справедливости мысли педагога и запишите их тезисно.

Кладбище – человеческая святыня. Умей оберегать эту святыню. Иди на кладбище в день поминания предков. Это важно для воспитания твоей гражданственности и твоей совести. Даже если там никто не похоронен из твоих близких, иди, чтобы научиться беречь в сердце славу и мудрость предков. Кладбище – страж человеческой совести.

 

4. Когда педагоги говорят, что ребенок должен работать бесплатно, просто для других людей (вознаграждение – моральное), я хочу спросить педагогов: а вы работаете бесплатно? Просто для других людей, детей к тому же! Нет, требуете зарплату, а если ее задерживают, бастуете!

Еще у них любимое высказывание: ребенок привыкнет все делать за деньги и, когда я слягу, стакан воды не подаст бесплатно.

Но никто не говорит о том, что ребенок будет получать материальную награду за любое движение мизинцем!

Он должен обслуживать себя (дорос до стирки – стирай, дорос до плиты – вари), иметь обязанности по дому.

Он может делать вам подарки (почему только вы ему?).

Он может работать и за похвалу.

Наши отношения с Иваном строились так: определялись работы, за которые он получает деньги (непременно – сразу). Сколько-то вычиталось из его зарплаты за каждый факт испорченного мне настроения.

Настроение мне обычно портил беспорядок на кухне, невынесенный мусор, грязная одежда и пререкания при работе с Леонидом. Вычеты оговаривались заранее…

Жаров Л., Ермакова С. Как не орать? (опыт спокойного воспитания). – М., 2006. – С. 18 – 19.

А какова ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте?

 

5. Учёные, в зависимости от собственных ценностей, связанных с пониманием идеала личности, её отношения к обществу и к госу­дарству, дают различное толкование нравственных норм, их роли в регулировании поведения людей. Главные разногла­сия возникают вокруг вопроса, какой из принципов — инди­видуализм или коллективизм — оказывает наиболее эффек­тивное влияние на воспитание нравственных качеств и фор­мирование гражданственности личности.

Традиционное понимание морали строилось на основе признания приоритетности общественного над индивидуаль­ным. Правовые и моральные нормы исторически складывались в целях поддержания стабильности общества, установле­ния равенства в правах и справедливости в отношениях. Од­нако существование социальных режимов, построенных на авторитарных отношениях, дискредитировало эту идею.

Многие современные учёные приходят к отрицанию не­обходимости существования общих нравственных норм и признают ценность индивидуальных нравственных норм для регулирования поведения человека. В соответствии с их взглядами характер поступков и действий, моральный выбор определяют внутренний мир личности. Например, последова­тели Д. Дьюи считают, что в сфере морали нет никакой общей основы, отсутствует взаимопонимание, согласие людей в нор­мах отношений. Главным критерием оценки нравственного поведения человека выступает успех, и он же является гене­ральной целью жизни человека. Морально всё то, что ведёт к успеху. Умелый выбор моральных норм и принципов — «инструмент» для осуществления индивидуальных целей и достижения успеха. Личность, безусловно, располагает большой автономией в формировании нравственных ориентиров. Однако едва ли можно полностью отрицать взаимосвязь между поведением человека и общественными процессами. Жизнь человека — это часть целого, а значит, имеет с ним много общего. Но в то же время она индивидуальна.

Фон жизнедеятельности человека составляет особен­ный мир — социальный. Он подвижный, динамичный, состоящий из действующих личностей, каждая из которых вовлекается в реальное многообразие межличностных отно­шений и конфликтов. Всё это побуждает личность чётко владеть нравственной ориентацией поведения и оценкой своих поступков.

Морально человек свободен выбирать, в каком направлении ему действовать, как действовать, каких норм придерживаться. Но условие, которое должно соблюдаться при этом, - сохранение постоянного соответствия нравственным нормам. Моральная свобода — способность человека со знанием дела принимать решения и уметь действовать, соблюдая собственные интересы и не нарушая интересов других людей и общества.

Измайлова Д. Нравственные смыслы гражданского образования//Народное образование. – 2007. - №5. – С.207

Сформулируйте основную идею данного текста

6. В своей работе «Иметь или быть?» один из наиболее крупных мыслителей-гуманистов ХХ в. Эрих Фромм пишет:

Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти «старомодные» эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера – продажи и обмена, а точнее, для ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ в соответствии с логикой «мегамашины», частью которой они являются. Они не задаются никакими вопросами, кроме одного – насколько хорошо они функционируют…

Как вы думаете, не слишком ли категоричен Э. Фромм? Как вы понимаете термин «рыночный характер»? Могли бы вы возразить Фромму?

В этой же книге Э. Фромм перечисляет качества, которые, по его мнению, входят в структуру характера нового Человека. Вот некоторые из этих качеств:

1. Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.

2. Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в предвзятости, заинтересованности, любви, единения с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.

3. Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.

4. Развитие способности к любви нарядэ со способностью к критическому, реалистическому мышлению.

5. Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.

6. Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.

7. Все более глубокое и всестороннее самопознание.

8. Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой (развитие или разрушение, жизнь или смерть).

9. Понимание того, что зло и разрушение – неизбежные следствия неправильного развития.

10. Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь.

Какими чертами вы могли бы дополнить этот список? Обоснуйте свое мнение.

7. Размышляя о достоинстве личности, его воспитании, В. А. Сухомлинский писал:

Вот ДЕВЯТЬ НЕДОСТОЙНЫХ ВЕЩЕЙ, на презрении к которым строится убежденность и эмоциональный мир нравственно порядочного, духовно красивого человека.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.120.26 (0.037 с.)