Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Воспитание, обучение и педагогическая мысльСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В РОССИИ до ХVIII в. Воспитание и обучение детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа "учения книжного". Основные педагогические произведения Киевской Руси ("Изборник" Святослава (XI век), "Поучение детям" князя Мономаха (XII век)). Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в церковных и монастырских школах. Рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова. "Домострой" (XVI век) как свод взглядов на воспитание. Братские школы на Украине и Белоруссии. Киевская академия и ее влияние на распространение просвещения. Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII века: элементарное обучение и школы повышенного типа. Возникновение греко-латинских школ. Славяно-греко-латинская академия (1687) и ее роль в развитии образования и педагогической мысли. Учебная литература. Педагогические взгляды и деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680) и Епифания Славинецкого (1600-1675). "Гражданство обычаев детских" как педагогическое произведение XVII века. Развитие государственной системы образования и науки в эпоху Петра I. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и др.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений при ней. Педагогические взгляды и деятельность В.Н.Татищева (1686-1750). Деятельность М.В.Ломоносова (1711-1765) в области просвещения. Педагогические идеи М.В.Ломоносова: идея народности воспитания, связь обучения и воспитания, подход к человеку как к деятельной личности, необходимость формирования у ребенка высоких нравственных качеств. Дидактические взгляды великого русского ученого. М.В.Ломоносов о педагогической этике. Роль М.В.Ломоносова в создании Московского университета (1755). Учебники, написанные М.В.Ломоносовым (Риторика", "Российская грамматика", "Экспериментальная физика"). Его влияние на развитие отечественной школы и педагогической мысли. Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Реформаторские идеи И.И.Бецкого (1704-1795). Проект И.И.Бецкого "Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола" (1764). Вопросы народного образования в деятельности комиссии по составлению нового Положения. Устав народных училищ (1786). Главные и малые народные училища. Педагогическая деятельность Ф.И.Янковича де Мириево (1741-1814). "Руководство для учителей народных училищ I и II классов". Открытие Петербургской учительской семинарии. Просветительская деятельность Н.И.Новикова (1744-1818). Н.И.Новиков как редактор первого в России детского журнала "Детское чтение для сердца и разума". Пропаганда прогрессивных педагогических идей. Статья Н.И. Новикова "О воспитании и наставлении детей". А.Н.Радищев (1749-1802) – зачинатель русского революционного просветительства. Критика сословной системы школьного и семейного воспитания. Основные педагогические идеи А.Н.Радищева: воспитание "сына отечества", обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, способного бороться за счастье своего народа, роль общественного воспитания, взаимосвязь умственного, нравственного, физического и трудового воспитания, необходимость реального образования. Сочинение А.Н.Радищева "Беседа о том, что есть сын отечества". Влияние А.Н. Радищева на развитие в целом русской революционно-демократической педагогической мысли. ТЕМА 6.РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIX ВЕКЕ Основные направления развития школы Западной Европы в Х1Х веке. Становление и развитие массовой школы. Исторические условия формирования педагогической системы великого швейцарского педагога И.Г.Песталоцци (1746-1827). Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци, ее демократический характер. Общий характер его мировоззрения. Цель, сущность и природосообразность воспитания. Теория элементарного образования, ее основные понятия. Идея развивающего обучения. Вклад И.Г.Песталоцци в разработку дидактики и методики первоначального обучения детей. Его мысли о содержании и методах нравственного воспитания. Роль семьи в воспитании детей. Значение работ И.Г.Песталоцци "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода", "Лебединая Песнь". Влияние прогрессивных идей И.Г.Песталоцци на развитие мировой педагогической теории и школьной практики. Социально-исторические предпосылки возникновения массовой школы и ее основные черты. Общие закономерности и противоречия становления новой образовательной системы Западной Европы (Англия, Германия, Франция и др.). Позитивистская концепция Герберта Спенсера (1820-1903). Идея поощрения духа частной инициативы, прагматический подход к знаниям. Виды человеческой деятельности и задачи воспитания. Содержание образования и методы обучения. Нравственное воспитание. Критика системы массового образования философами иррационалисгического направления XIX века (Серен Кьеркегор (1813-1855), Артур Шопенгауэр (1788-1860), Фридрих Ницше (1844-1900)). Основные педагогические идеи представителей иррационалистическрго индивидуализма: стадии (состояния) становления индивида ("отдельного человека") С.Кьеркегора, способы нравственного совершенствования человека ("гения") А. Шопенгауэра, идеал "сверхчеловека" Ф. Ницше. Педагогическое наследие иррационализма и современность. Представители утопического социализма (Клод Анри Сен-Симон (1770-1825), Роберт Оуэн (1771-1858), Шарль Фурье (1 772-1837)) о проблемах воспитания и обучения подрастающего поколения. Учение Р.Оуэна о формировании человеческого характера, о свободном развитии ребенка. Социально-педагогический опыт Р.Оуэна в Нью-Ленарке, опыт соединения обучения с производительным трудом в учрежденных им коммунистических общинах Нью-Гармонии (США) и Гармони-Холл (Англия). Педагогические идеи Ш.Фурье, вытекающие из его учения о страстях. Содержание и методы воспитания при строе гармонии. Вклад Ш.Фурье и Р.Оуэна в разработку идей трудового воспитания. Критика педагогической идеологии массовой школы. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) о воспитании и образовании: социально-историческая сущность воспитания, идея о взаимозависимости материального и духовного, учение о формировании всесторонне и гармонически развитых людей, разработка концепции политехнического образования, концепция соединения обучения с производительным трудом, воспитание коммунистической морали, обоснование программных требований пролетариата в области образования. Работа К.Маркса "Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам". И.Ф.Гербарт (1776-1841) – великий немецкий педагог. Философско-психологическое обоснование педагогики как науки. Учение о сущности, цели и составных компонентах педагогического процесса (управление детьми, обучение, нравственное воспитание). Идея воспитывающего обучения. Разработка Гербартом проблем дидактики: теория многостороннего интереса, структура процесса обучения и его ступени. Содержание и методы нравственного воспитания по Гербарту. Работы Гербарта "Первые лекции по педагогике", "Общая педагогика, выведенная из цели воспитания". Влияние педагогического наследия Гербарта на последующее развитие мировой педагогики. Педагогические взгляды и общественно-педагогическая деятельность Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега (1790-1866) – "учителя немецких учителей". Идея общечеловеческого воспитания. Принципы природосообразности, кудьтуросообразности и самодеятельности воспитания. Дидактическое учение Ф.В.А.Дистервега: разработка содержания образования, законы, правила и методы обучения, идея развивающего и стимулирующего обучения. Его роль в подготовке немецких учителей. Работа Ф.В.А.Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей" (1835). Влияние идей Ф.В.А.Дистервега на дальнейшее развитие мировой педагогики и школьной практики. Теория дошкольного воспитания немецкого педагога Ф.В.А.Фребеля (1782-1852). Открытие первого детского сада (1837). Основная цель детского сада. Разработка эффективных методов воспитания и обучения в дошкольный период. "Детские дары" Ф.В.А.Фребеля. Подготовка воспитателей для детских садов. Педагогическое наследие Ф.В.А.Фребеля и современность. ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ В XIX ВЕКЕ Школа, воспитание и педагогическая мысль России в первой половине XIX века. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования. Устав учебных заведений 1804 г. Просветительская деятельность и педагогические взгляды декабристов. Их программные требования в области образования. Устав гимназий и училищ 1828 г. Усиление роли государства в организации школьного дела. Педагогические институты при университетах. Русская революционно-демократическая педагогика первой половины XIX века (В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870)) и ее основные положения: народность воспитания, идея гармонического развития человека, "реальная личность" как цель воспитания, связь образования и нравственности. Содержание и методы умственного, нравственного и эстетического воспитания. В.Г.Белинский о значении детской литературы. Вопросы семейного воспитания в трудах В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова (1810-1881). Проект школьной системы. Идеи общечеловеческого воспитания, общего и профессионального образования. Обоснование путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Проблемы дисциплины учащихся. Статья Н.И.Пирогова "Вопросы жизни" (1856) и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования. Н.Г.Чернышевский (1828-1889) и Н.А.Добролюбов (1836-1861) о проблемах воспитания, формирования и развития личности. Всестороннее развитие личности как цель воспитания, роль среды и наследственности в формировании человека, преодоление разрыва между умственным и физическим трудом, общее образование как основа будущей деятельности человека, воспитание самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, сущность сознательной дисциплины, требования к учебникам и детской литературе, проблемы женского образования. Работа Н.Г.Добролюбова "О значении авторитета в воспитании". Общественно-педагогическое движение и школьные реформы 60-х годов XIX века ("Положение о начальных народных училищах" (1864), "Устав гимназий и прогимназий" (1864)). Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х годов ("Устав гимназий и прогимназий" (1871), "Положение о начальных народных училищах" (1874)). Распространение церковно-приходских школ. Развитие педагогического образования. Педагогическая мысль России во второй половине XIX века. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник русской национальной школы и педагогики. Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского, ее демократический характер. Мировоззрение К.Д.Ушинского, источники его педагогического учения. Идеи народности и природосообразности воспитания. Антропологический принцип как важнейший принцип его педагогической теории. Разработка К.Д.Ушинским основ теоретической педагогики. Педагогика как наука и искусство воспитания. Человек как предмет воспитания. Дидактическое учение К.Д.Ушинского: решение вопроса о формальном и материальном образовании, родная культура и родной язык как основа содержания образования, требования к уроку, принципы и методы обучения. Учебные книги К.Д.Ушинского "Детский мир", "Родное слово". Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Цели и средства нравственного воспитания. Учитель и содержание его подготовки. Значение работ К.Д.Ушинского "О народности в общественном воспитании" (1857), "О пользе педагогической литературы" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860), "Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии" (1867-1869). Влияние К.Д.Ушинского на развитие отечественной школы и педагогики. Педагогические взгляды Л.Н.Толстого (1828-1910). Деятельность Л.Н.Толстого в яснополянской школе. Л.Н.Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Теория "свободного воспитания" и основные ее положения: образование как важное средство развития духовных сил человека, преклонение перед ребенком, идея приспособления воспитательного процесса к природе ребенка, доверительные отношения между детьми и учителями, благоприятная атмосфера воспитания и обучения ("дух класса"), творческое отношение к педагогической деятельности. Учебные книги Л.Н. Толстого ("Азбука", "Новая азбука", "Русские книги для чтения" и др.). Статья Л.Н.Толстого "О народном образовании" (1874). Педагогическое творчество Л.Н.Толстого и современное воспитание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.008 с.) |