Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Школа и педагогическая мысльСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Проблемы развития русской школы и педагогики в условиях эмиграции. Философско-педагогическое наследие С.И.Гессена (1887-1950), В.В.Зеньковского (1881-1962), Н.А.Бердяева (1874-1948), И.А.Ильина (1882-1954). Предназначение человека и смысл его жизни, примат духовных ценностей, ценностей культуры, соотношение нравственности и религии, взаимоотношение культуры и мировоззрения. Концепция "диалога культур" С.И.Гессена как методология историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания, их эволюции, взаимосвязей, выявления целостной педагогической картины мира: Проблемы введения педагогического наследия эмиграции в общий российский историко-педагогический процесс. Работа С.И.Гессена "Основы педагогики: введение в прикладную философию" (1923). ТЕМА 13. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Прогрессивные идеи, заложенные в реформе, воплощенной в Законе "Об образовании" (1992): гуманизация, гуманитаризация образования, дифференциация, индивидуализация, компьютеризация обучения, усиление демократических черт в управлении народным образованием, личностно-ориентированные цели и методы учебно-воспитательного процесса, определенный простор для творческой инновационной деятельности учителя, возможность развития негосударственной (частной) школы и др. Противоречия, возникшие в процессе практического осуществления данного Закона. Пути создания условий для демократизации и гуманизации отечественной системы образования. Стратегические приоритеты развития образования в России: обоснование ценностных аспектов и целей образования и воспитания, роли и места образования в прогрессивном развитии государства, общества и человека, влияние образования на формирование менталитета российского социума. Приоритетные направления развития педагогической науки нашей страны: комплексные исследования систем "человек-космос", "человек-компьютер", "личность и рынок", разработка моделей социально-педагогической, медико-экологической, социокультурной и образовательно-воспитательной деятельности, направленных на воспитание главных гуманистических ценностей: взаимообщение, взаимопонимание, духовно-нравственное и физическое здоровье человека. ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Воспитание, школа и педагогическая мысль Башкирии до октябрьской революции 1917 года. Преобладающие типы учебных заведений с X века до начала XX века (мектебы, медресе). Появление в первой половине XVIII века светских начальных школ, цифирных школ. Открытие горнозаводской школы при Верхоторском заводе в 1752 году. Создание малых и главных народных училищ по уставу 1786г. Появление городских и уездных училищ по уставу 1804 г. Открытие мужской гимназии в 1828 г. Появление гарнизонных школ и военных училищ в первой половине XIX века. Расширение сети учебных заведений во второй половине XIX века: появление русских начальных школ для девочек, женских гимназий и прогимназий, педагогических учебных заведений (татаро-башкирская учительская школа в Уфе (1872)). Педагогическая мысль Башкирии второй половины XIX века (М.Акмула, М.Бекчурин, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов). Их основные педагогические идеи: принцип народности как исходный в организации школ, принцип природосообразности как следование естественным законам развития ребенка и окружающей природы, принцип культуросообразности как опора на этнические религиозные традиции и формирование на этой основе национального самосознания, учет общности педагогических культур братских народов, воспитание культуры межнационального общения. Учебники и учебные пособия, написанные ими. Влияние педагогического наследия М.Акмулы, М.Бекчурина, М.Уметбаева, Р.Фахретдинова на развитие воспитания и обучения в национальной школе. Просветительская деятельность М.Гафури (1880-1943). Первая светская детская хрестоматия народном языке "Национальные стихи". Учебные пособия М.Гафури. Перестройка народного образования после революции 1917 года. Обучение башкирских школьников на родном языке (вторая половина 20-х годов). Введение всеобщего начального обучения (1931-1932 гг.). Введение обязательного семилетнего обучения (1937-1938 гг.). Осуществление курса на всеобщее среднее образование молодежи в 70-80-х годах. Система непрерывного образования на современном этапе. Закон "Об образовании" Республики Башкортостан. Приоритетные направления исследования проблем развития образования и воспитания: разработка целей, содержания и технологий воспитания и образования на основе единства общечеловеческих и национальных ценностей, альтернативные направления развития образования, разработка содержания поликультурного (межэтнического) образования в условиях множественности культур, развитие национальных школ, формирование культуры межнационального общения в многонациональной школе.
III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 3.1.Примерный перечень заданий для самостоятельной работы 1.Проработать и законспектировать первоисточники: Коменский Я.А. Великая дидактика Локк Д. Мысли о воспитании Руссо Ж-Ж. Эмиль или О воспитании Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. Песталоцци И. Памятная записка парижским друзьям о сущности метода. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Лай А. Школа действия. Дьюи Д. Школа и общество. Кершенштейнер Г. Школа будущего-школа работы. Толстой Л.Н. О народном образовании. Ушинский К.Д. Родное слово. Ушинский К.Д.Труд в его психическом и воспитательном значении. Ушинский К.Д. Предисловие к работе «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. Педагоги-новаторы (по выбору). 2.Составить таблицу «Педагогические идеи» (1 графа: основные труды и этапы деятельности педагога; 2 графа: основные идеи, теории, концепции; 3 графа: вклад того или иного педагога в развитие мировой педагогики). Подготовка докладов: Характеристика системы образования в одной из высоко развитых стран мира (по выбору); Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы; Основные направления развития современной зарубежной педагогики; Педагогические идеи башкирских просветителей и ученых 4.Проведение коллоквиума: «Развитие современной школы и педагогической мысли»: проблемы, тенденции, перспективы. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Чем обуславливается возросшее в настоящее время значение истории педагогики в общей системе профессиональной подготовки будущего учителя? В чем выражается междисциплинарный характер истории образования и педагогической мысли как специальной отрасли науки и учебного предмета? Какие современные проблемы исторической науки в целом могут быть признаны актуальными и для истории образования? Назовите и кратко раскройте суть специфичных именно для нее методологических и методических вопросов. В чем состоит сущность принципа научного историзма и какие особенности его реализации в изучении историко-педагогического процесса следует иметь в виду студенту- будущему учителю? К какому периоду исторического развития первобытнообщинного строя относится возникновение воспитания, и на основе каких данных можно судить о его особенностях? Что являлось основной целью первобытнообщинного воспитания, в каких формах и кем оно осуществлялось? Значение первобытнообщинного воспитания. Коротко охарактеризуйте в сравнительно-сопоставительном плане типы школ, получивших развитие в странах Древнего Востока. Почему древневосточная цивилизация стала прародиной образования? Укажите общие и специфические особенности развития образования в древней Индии и древнем Китае? Определите, что сближало и что отличало системы образования в каждой из этих стран и в целом в других государствах древневосточной цивилизации. Древнегреческие философы о назначении, содержании и методах воспитания. Педагогические идеи М.Ф. Квинтиллиана. Какой характер с самого начала приобрела спартанская система воспитания, и чем этот ее характер был обусловлен? Опишите составные элементы спартанского воспитания для юношей и укажите особенности этой системы в отношении подготовки девушек к жизни в обществе. Чем по своим целям и содержанию афинская система воспитания отличалась от спартанской системы? Какими факторами это было обусловлено? Определите главные черты римской системы образования: назовите типы школ, составляющих ее, и проведите сравнительный анализ по целям, задачам, слагаемым звеньям, типам школ и формам обучения всех трех образовательных систем и педагогических идей и теоретиков. Представители какого социального слоя общества в эпоху средневековья господствовали в сфере образования? Как это отразилось на его характере и направленности? Какие социально-экономические обстоятельства в ХШ-Х1V вв. вызвали к жизни новые типы учебных заведений – цеховые и гильдейские школы? Чем отличалось содержание образования в этих типах школ? Потребности каких социальных слоев населения они призваны были удовлетворить? Что составляло основу рыцарской системы образования, и какие специфические особенности большинства представителей феодалов она отражала? К какому времени относится возникновение университетов? Кратко охарактеризуйте особенности этих учебных заведений в эпоху средневековья и содержания образования в них. В чем выразились изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения? В трудах каких педагогов получили теоретическое обоснование новые типы школ, методы обучения и воспитания этой эпохи? Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения. .«Материнская школа» Я.А.Коменского и актуальность этой работы в наше время. Я.А.Коменский в оценке современников. «Мысли о воспитании» Д.Локка и их влияние на развитие педагогической теории. Теория поэлементного образования И.Г.Песталоцци и ее значение для последующего развития педагогики. Теория и практика трудового воспитания И.Г.Песталоцци. Дидактическое учение А.Дистервега. Проблема формирования личности в произведениях французских материалистов XVIII в. и социалистов-утопистов XIX в. Сравнительная характеристика возрастной периодизации Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервега. Идеи трудового воспитания Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна. Проблемы образования и воспитания в Киевской Руси. Историко-педагогический анализ. Какое событие сыграло существенную роль в развитии культуры и просвещения в Киевской Руси и способствовало усилению языковой общности единой древнерусской народности? Чем характеризовался процесс возникновения школ и распространения грамотности в Киевской Руси в Х-ХШ вв., и по каким источникам можно судить об этом? Какие памятники древнерусской педагогической литературы относятся к ХI-ХII вв., и что представляли они собой по своему содержанию и общей направленности? Когда и где возникли на Украине и в России первые высшие учебные заведения? Охарактеризуйте их значение как центров высшего отечественного образования. Воспитательные мотивы в религиозной литературе средневековой России. Марксистская педагогика: история возникновения и развития. Педагоги-декабристы. Их вклад в развитие отечественной педагогической теории и практики. Анализ развития революционно-демократической педагогики в России второй половины ХIX в. Влияние революционно-демократической педагогики на реформы народного образования начала XX в. Л.Н.Толстой о проблемах свободного обучения и воспитания. Идея народности в трудах К.Д.Ушинского. Тенденции преобразования школы в первые годы советской власти. Ленинский период в истории развития советской педагогики (историко-педагогический аспект). Анализ комплексных программ советских школ 20-30-х годов. С.Т.Шацкий как представитель социальной педагогики. Педагогическое наследие П.П.Блонского. Сталинский период развития педагогики. Критический анализ документов партии и правительства о школе этого периода. Истоки, пути развития административно-командной педагогики в советской школе. Педагогическое наследие А.В.Луначарского. Его вклад в систему народного образования. Сравнительный анализ идеи «свободного воспитания» в педагогических взглядах Л.Н.Толстого и В.А.Сухомлинского. История развития детских организаций. Педагогическое наследие Н.К.Крупской. В.Н.Сорока-Росинский и возглавляемая им школа-коммуна им. Ф. Достоевского. С какого момента берет свое начало развитие классического образования в России, и с каким государственным актом это было связано? Чем объяснялось и характеризовалось широкое развитие в Х1Х в. реального образования, и какими специфическими особенностями оно отличалось по типам школ и учебным планам от классического образования? Какая школа в России явилась первым в мировой истории образования реальным училищем, когда и где она была основана? Охарактеризуйте виднейших представителей и сущность педагогических реформаторских движений конца ХVШ в. - второй половины ХХ в. на Западе – филантропизма, «нового воспитания», прагматической педагогики, теорий воспитания, связанных с течениями в области философии (экзистенциализм, неотомизм и др.), раскройте их значение в истории школы и педагогики. Где и когда возникли первые школы на территории бывшего СССР (ныне СНГ)? Какие типы школ были основными в среднеазиатском регионе и в Азербайджане, начиная с VII века? Какой исторический период времени в России может быть определен как эпоха реформации образования? Охарактеризуйте ее основные этапы и раскройте сущность реформ и контрреформ. Что представляла собой система народного образования в России ко времени Октябрьской революции 1917 года, и какого характера реформы и контрреформы в сфере просвещения были осуществлены на последующих исторических этапах вплоть до начала 1990-х гг.? Охарактеризуйте на основе изучения рекомендованной литературы теоретическую и практическую деятельность видных отечественных педагогов, сыгравших важную роль в развитии образования и реформации школы советского периода? Рассмотрите с позиции историзма основные этапы в развитии отечественного образования советского периода, когда проявили себя альтернативные официальной политике в сфере духовной жизни общества педагогические концепции и теории гуманистической ориентации. Раскройте их сущность и влияние на современную педагогическую технологию Развитие гуманистической педагогики в Западной Европе. Идея свободы в педагогической мысли Западной Европы. Принцип природосообразности в истории педагогической мысли. Образование как сфера культуры. Развитие демократических оснований в гуманистически направленной педагогике России. Этнопедагогические направления в педагогической культуре. Педагоги-новаторы (по выбору). Принципы природосообразности воспитания в теории зарубежных педагогов. Значение принципа в теории развития и формирования человека на современном этапе. Проблема физического воспитания в истории восточной педагогики. Проблема нравственного воспитания в теории западноевропейских педагогов (Коменского, Локка, Руссо). Проблема поощрения и наказания в истории зарубежной педагогики. История проблемы воспитания детей в семье в теории советской и зарубежной педагогики. История развития игры и игрушки как средства воспитания детей. Народные игры, их описание и педагогическая значимость (на примере любого народа). История развития женского воспитания и образования в трудах зарубежных, русских и советских педагогов. История развития движения новаторства в педагогике. Идея всестороннего развития личности в истории педагогики. История возникновения, становления и перспективы развития гуманистической педагогики. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ Древневосточная цивилизация – прародина образования. Педагогическая мысль в античном мире. Типы воспитания в античном мире. Педагогические взгляды Конфуция. Педагогические идеи Квинтилиана. Развитие воспитания и школы в эпоху раннего средневековья. Августин как один из основоположников средневекового образования. Характеристика основных типов школ в Западной Европе в период развитого средневековья. Идеалы воспитания различных слоев древневосточного общества, причины их возникновения и их историческая динамика. К вопросу о соотношении христианского и античного образования в средние века. Особенности рыцарской системы воспитания. Эволюция педагогической мысли в Западной Европе в период развитого средневековья. Ученичество как одна из форм образовательной практики в эпоху средневековья. Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения. Основные направления и тенденции развития педагогической мысли в странах средневекового Востока. "Великие учителя" средневекового Востока о воспитании (Абу Али Ибн Сина, Абу Наср Аль-Фараби). Практика обучения и воспитания в "братских общинах". Иезуитская система воспитания. Принцип природосообразности – общетеоретическая основа педагогической системы Я.А.Коменского. Дидактическое учение Я.А.Коменского. Гуманизм и пансофия – фундаментальные идеи педагогической системы Я.А.Коменского. Вопросы религиозно-нравственного воспитания в трудах Я.А.Коменского. Учение Я.А.Коменского об уроке и современность. Д.Локк о воспитании джентльмена. Теория "естественного воспитания" Ж.-Ж. Руссо. Основные закономерности и противоречия становления массовой школы в странах Западной Европы в XIX – начале XX вв. Критика педагогики массовой школы (С.Кьеркегор, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр). Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци. Педагогическое наследие немецкой классической философии (Кант, Гегель). И.Ф.Гербарт как один из основоположников традиционной дидактической концепции. Социально-педагогические идеи и практическая деятельность видных представителей утопического социализма. Ф.Фребель и развитие теории и практики дошкольного воспитания. Теория развивающего обучения Ф.В.А.Дистервега и современность. Принцип культуросообразности Ф.В.А.Дистервега и современность. Педагогическое наследие Марии Монтессори и современность. Д.Дьюи как основоположник прагматистской педагогики. Сравнительный анализ традиционной и педоцентрической концепций воспитания и обучения. Развитие педологии за рубежом и в России (до 1936 г.). Развитие экспериментальной педагогики в Западной Европе на рубеже XIX-XX вв. "Новая французская школа" С.Френе. Антропософская интерпретация развития человека Р.Штейнера как основа вальдорфской педагогики. Педагогика действия В.А.Лая. Георг Кершенштейнер как автор теории "гражданского воспитания". Теория умственной одаренности А.Бине и современность. Теоретические основы, развития концепции гуманистического воспитания в Европе в первую половину XX века. Сущность понятия "воспитание" в трактовке европейских педагогов-гуманистов. Механизмы реализации гуманистического воспитания в воспитательных системах Европы первой половины XX века. Основные тенденции развития зарубежной школы в первую половину XX века. Школа и педагогическая мысль народов Востока в первую половину XX века. Теоретические основы вальдорфской педагогики. Развитие школьного образования в странах Западной Европы во вторую половину XX века. Причины высокого уровня образования в Японии. Общее и особенное в развитии школы на Востоке во вторую половину XX века. Особенности развития школы и образования в Турции на современном этапе. Основные тенденции и проблемы развития школьного образования за рубежом в современных условиях. Проблема дифференциации обучения в современной зарубежной школе. Пути реформирования и проблема стандартизации образования в развитых странах мира. Модернизация классно-урочной системы обучения в современной зарубежной школе. Экспериментальные и опытные школы за рубежом. Развитие гуманистической педагогики за рубежом во второй половине XX века. Рационалистическая модель обучения и воспитания. Теоретические основы психоаналитической педагогики. Причины развития поликультурной педагогики за рубежом. Традиционалистско-консервативная модель обучения и воспитания. Социал-реконструктивное направление в развитии зарубежной педагогики. Педагогические цивилизации и их парадигмы. Проблема формирования духовности человека в эпоху перехода к "информационному обществу". Приоритеты современной зарубежной педагогики. Развитие просвещения и распространение грамотности в Киевской Руси. Памятники древнерусской педагогической культуры XI-XII вв. Развитие образования и школы в эпоху Петра I.. Роль М.В.Ломоносова в развитии отечественного образования и науки. Просветительская деятельность И.И.Бецкого и Ф.И.Янковича де Мириево. Педагогические взгляды Н.И.Новикова. Представители русской революционно-демократической мысли о воспитании и образовании. Педагогическое наследие Н.И.Пирогова. Идея народности в педагогическом наследии К.Д.Ушинского. Разработка К.Д.Ушинским педагогической антропологии. К.Д.Ушинский о нравственном и трудовом воспитании. К.Д.Ушинский о содержании и методах первоначального обучения. Основы методической системы К.Д.Ушинского и актуальные проблемы методики обучения русскому языку. Народное творчество и народная культура в педагогическом учении К.Д.Ушинского. К.Д.Ушинский о подготовке учителя. Место К.Д.Ушинского в российской и мировой педагогике. К.Н.Вентцель и теория «свободного воспитания». Л.Н.Толстой о теории «свободного воспитания» и попытка ее реализации в практике яснополянской школы. Развитие школьного образования в России на рубеже XIX-XX вв. Концепция интегрального образования П.А.Кропоткина. Педагогическое наследие П.Ф.Каптерева. Теория «эволюционной педагогики» В.П. Вахтерева. Представители "философии единства" о проблемах формирования человека. Ф.Лесгафт как основоположник теории физического образования. Рефлексологическая педагогика В.М.Бехтерева. В.В.Розанов: философско-педагогическая мысль о воспитании человека. Г.И. Гессен о педагогике как прикладной философии. Педологически ориентированная педагогика П.П.Блонского. С.Т.Шацкий о концепции школы как центра воспитания в социальной среде. М.В.Крупенина о теории "отмирания школы". А.К.Гастев и альтернативная педагогика 20-х годов XXвека. А.С.Макаренко о теории воспитания личности в коллективе. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современность. В.Н.Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы. Становление и развитие советской школы в 20-30-е годы. Разработка принципов и содержания образования в советской школе в 20-30-е годы. Некоторые проблемы развития советской школы и педагогики в контексте мирового историко-педагогического процесса. А.В.Луначарский как первый нарком просвещения. Педагогическое наследие Н.К.Крупской. Концепция В.И.Ленина о культурной революции и коммунистическом воспитании молодежи. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского. В.А.Сухомлинский о проблемах нравственного воспитания молодежи. Народная педагогика и В.А.Сухомлинский. Гуманистические установки и опыт педагогов-новаторов. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. Развитие образования и педагогической науки в России в конце XX-начале ХХ века: новые ценностные ориентиры. Отечественные педагогические инновации 60-90-х годов. Педагогическая мысль Башкирии второй половины XIX века и ее влияние на развитие национальной школы. Народная педагогика и современная школа. Диалог национальных культур – основа российской этнопедагогики. Воспитательная ценность народных традиций, обрядов и праздников. Татарская народная педагогика и современное воспитание. Чувашская народная педагогика. Образование и этнокультурное возрождение народов Республики Башкортостан. Формирование культуры межнационального общения в многонациональной школе. Проблема разработки поликультурного компонента содержания образования в Республике Башкортостан. Этнопедагогика башкирского народа: становление, современное состояние и перспективы развития. Цели воспитания в истории педагогики.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ Развитие школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации. Религиозно-философские источники Древнего Востока о воспитании и обучении детей. Педагогическое учение Конфуция. Воспитание и школа в Древней Греции. Педагогические идеи мыслителей Древнего Рима. Воспитание и школьная система в Византии. Педагогическая мысль Византии. Школа и воспитание в период средневековья в Западной Европе. Педагогическая мысль средневековой Европы. Воспитание, образование и педагогические взгляды педагогов-гуманистов в эпоху Возрождения. Реформация и политика ее сторонников в области образования и воспитания. Воспитание, школа и образование у народов Ближнего и Среднего Востока в период средневековья. Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского средневекового Востока. Теория и практика английского просвещения (Д.Локк). Педагогическое наследие французского просветителя Ж.Ж.Руссо. Педагогические идеи крупнейших французских философов-материалистов К.А.Гельвеция и Д.Дидро. Педагогические идеи и практика филантропистов (И.Б.Базедов, К.Г.Зальцман). Педагогическое наследие классической немецкой философии (И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте). Педагогическое учение утопического социализма (Сен-Симон, Р.Оуэн). Педагогическая система И.Г.Песталоцци. Педагогическая теория И.Ф.Гербарта. Педагогические взгляды и общественно-педагогическая деятельность А.Дистервега. Д.Дьюи – основоположник прагматической педагогики. Педагогика «действия» А.Лая. Теория «свободного воспитания» М.Монтессори. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы» Г. Кершенштейнера. Теория «нового воспитания» С.Френе. Зарубежные технологии воспитания и обучения в первой половине ХХ века. Современная зарубежная школа: проблемы, тенденции, перспективы развития. Основные направления современной зарубежной педагогики. Воспитание у восточных славян. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв). Литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли («Изборник Святослава», «Поучение детям» князя Мономаха, «Пчела», «Русская правда»). Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (Х1V-ХVII вв). Литературные источники Русского государства Х1V-ХVII вв., содержащие сведения о воспитании («Домострой», «Азбука И.Федорова», «Азбуковники», «Гражданство обычаев детских»). Братские школы на Украине и в Белоруссии в конце ХVI-первой половины ХVII вв. Развитие светской государственной школы в России в ХVШ в. Педагогическая мысль России ХVШ века. Основные тенденции развития школы в России в Х1Х в. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н.Толстого. Общественно-педагогическое движение и школьные реформы в России 60-х годов Х1Х в. Просветительская деятельность декабристов. Русская революционно-демократическая педагогика первой половины Х1Х в (В.Г.Белинский, А.И.Герцен). Состояние образования в России в конце Х1Х - начале ХХ вв. и проблемы его преобразования. Развитие педагогической мысли в России в конце Х1Х - начале ХХ вв. Некоторые проблемы развития советской школы и педагогики в контексте мирового историко-педагогического процесса. Школа и школьная политика советской России в 20-е годы ХХ века. Школа и школьная политика советского государства в 30-е годы ХХ века. Школа и школьная политика советского государства в 40-50 гг. ХХ века. Школа и школьная политика советского государства в 60-начале 80-х годов ХХ века. Педагогическая деятельность и взгляды Н.К.Крупской. Педагогическая деятельность А.С.Макаренко. А.С. Макаренко как основоположник теории коллективного воспитания. Педагогическая деятельность С.Т.Шацкого. П.П.Блонский и проблемы педологии в СССР в 30-е годы ХХ века. В.А.Сухомлинский – педагог, ученый, гуманист. Кризис советской школы в 80-е годы ХХ века и реформы по ее преобразованию. Основные тенденции и проблемы развития образования в России на современном этапе. Развитие педагогической мысли России на современном этапе: цели, ценности, модели. Эволюция принципа природосообразности в истории мировой педагогики. Развитие идеи народности воспитания в истории отечественной педагогики. Развитие теории «свободного воспитания» в истории мировой педагогической культуры. Педагогическая антропология: ее сущность и теоретические истоки.
IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА СОЧИНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ Блонский П.П. Избр. пед. соч.: В 2-х т. / Сост. и автор вступ. ст. М.Г.Данильченко, А.А.Никольская. – М., 1979. Вахтеров В.П. Избр. пед. соч. / Вступ. ст. С.Ф.Егорова. – М., 1987. – 400 с. Вентцель К. Н. Свободное воспитание / Сост. Л.Д.Филоненко.-М., 1993. – 172 с. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Вступ. ст. П.А.Лебедева. – М., 1982. – 704 с. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 11 т. / Под ред. Н.К.Гончарова. – М., 1957-1963. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М., 1976. – 176 с. Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. / Под ред. М.И.Кондакова. – М., 1983-1986. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. / Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль. – М., 1979-1981. Толстой Л. Н. Пед. соч. / Сост. Н.В.Вейкшан. – М., 1989. – 540 с. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6т. / Под ред. С.Ф.Егорова. – М., 1988-1990. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2т. / Сост. М.Н.Скаткин, вступ. ст. Н.П.Кузина. – М., 1980.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.014 с.) |