Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Школа и педагогическая мысль

Поиск

РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Проблемы развития русской школы и педагогики в условиях эмиграции. Философско-педагогическое наследие С.И.Гессена (1887-1950), В.В.Зеньковского (1881-1962), Н.А.Бердяева (1874-1948), И.А.Ильина (1882-1954). Предназначение человека и смысл его жизни, примат духовных ценностей, ценностей культуры, соотношение нравственности и религии, взаимоотношение культуры и мировоззрения. Концепция "диалога культур" С.И.Гессена как методология историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания, их эволюции, взаимосвязей, выявления целостной педагогической картины мира: Проблемы введения педагогического наследия эмиграции в общий российский историко-педагогический процесс. Работа С.И.Гессена "Основы педагогики: введение в прикладную философию" (1923).

ТЕМА 13. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прогрессивные идеи, заложенные в реформе, воплощенной в Законе "Об образовании" (1992): гуманизация, гуманитаризация образования, дифференциация, индивидуализация, компьютеризация обучения, усиление демократических черт в управлении народным образованием, личностно-ориентированные цели и методы учебно-воспитательного процесса, определенный простор для творческой инновационной деятельности учителя, возможность развития негосударственной (частной) школы и др. Противоречия, возникшие в процессе практического осуществления данного Закона. Пути создания условий для демократизации и гуманизации отечественной системы образования. Стратегические приоритеты развития образования в России: обоснование ценностных аспектов и целей образования и воспитания, роли и места образования в прогрессивном развитии государства, общества и человека, влияние образования на формирование менталитета российского социума.

Приоритетные направления развития педагогической науки нашей страны: комплексные исследования систем "человек-космос", "человек-компьютер", "личность и рынок", разработка моделей социально-педагогической, медико-экологической, социокультурной и образовательно-воспитательной деятельности, направленных на воспитание главных гуманистических ценностей: взаимообщение, взаимопонимание, духовно-нравственное и физическое здоровье человека.

ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Воспитание, школа и педагогическая мысль Башкирии до октябрьской революции 1917 года. Преобладающие типы учебных заведений с X века до начала XX века (мектебы, медресе). Появление в первой половине XVIII века светских начальных школ, цифирных школ. Открытие горнозаводской школы при Верхоторском заводе в 1752 году. Создание малых и главных народных училищ по уставу 1786г. Появление городских и уездных училищ по уставу 1804 г. Открытие мужской гимназии в 1828 г. Появление гарнизонных школ и военных училищ в первой половине XIX века. Расширение сети учебных заведений во второй половине XIX века: появление русских начальных школ для девочек, женских гимназий и прогимназий, педагогических учебных заведений (татаро-башкирская учительская школа в Уфе (1872)).

Педагогическая мысль Башкирии второй половины XIX века (М.Акмула, М.Бекчурин, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов). Их основные педагогические идеи: принцип народности как исходный в организации школ, принцип природосообразности как следование естественным законам развития ребенка и окружающей природы, принцип культуросообразности как опора на этнические религиозные традиции и формирование на этой основе национального самосознания, учет общности педагогических культур братских народов, воспитание культуры межнационального общения. Учебники и учебные пособия, написанные ими. Влияние педагогического наследия М.Акмулы, М.Бекчурина, М.Уметбаева, Р.Фахретдинова на развитие воспитания и обучения в национальной школе.

Просветительская деятельность М.Гафури (1880-1943). Первая светская детская хрестоматия народном языке "Национальные стихи". Учебные пособия М.Гафури.

Перестройка народного образования после революции 1917 года. Обучение башкирских школьников на родном языке (вторая половина 20-х годов). Введение всеобщего начального обучения (1931-1932 гг.). Введение обязательного семилетнего обучения (1937-1938 гг.). Осуществление курса на всеобщее среднее образование молодежи в 70-80-х годах.

Система непрерывного образования на современном этапе. Закон "Об образовании" Республики Башкортостан. Приоритетные направления исследования проблем развития образования и воспитания: разработка целей, содержания и технологий воспитания и образования на основе единства общечеловеческих и национальных ценностей, альтернативные направления развития образования, разработка содержания поликультурного (межэтнического) образования в условиях множественности культур, развитие национальных школ, формирование культуры межнационального общения в многонациональной школе.

 

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

3.1.Примерный перечень заданий для самостоятельной работы

1.Проработать и законспектировать первоисточники:

Коменский Я.А. Великая дидактика

Локк Д. Мысли о воспитании

Руссо Ж-Ж. Эмиль или О воспитании

Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания.

Песталоцци И. Памятная записка парижским друзьям о сущности метода.

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.

Лай А. Школа действия.

Дьюи Д. Школа и общество.

Кершенштейнер Г. Школа будущего-школа работы.

Толстой Л.Н. О народном образовании.

Ушинский К.Д. Родное слово.

Ушинский К.Д.Труд в его психическом и воспитательном значении.

Ушинский К.Д. Предисловие к работе «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии».

Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.

Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Сухомлинский В.А. Письма к сыну.

Педагоги-новаторы (по выбору).

2.Составить таблицу «Педагогические идеи» (1 графа: основные труды и этапы деятельности педагога; 2 графа: основные идеи, теории, концепции; 3 графа: вклад того или иного педагога в развитие мировой педагогики).

Подготовка докладов:

Характеристика системы образования в одной из высоко развитых стран мира (по выбору);

Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы;

Основные направления развития современной зарубежной педагогики;

Педагогические идеи башкирских просветителей и ученых

4.Проведение коллоквиума: «Развитие современной школы и педагогической мысли»: проблемы, тенденции, перспективы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Чем обуславливается возросшее в настоящее время значение истории педагогики в общей системе профессиональной подготовки будущего учителя?

В чем выражается междисциплинарный характер истории образования и педагогической мысли как специальной отрасли науки и учебного предмета?

Какие современные проблемы исторической науки в целом могут быть признаны актуальными и для истории образования? Назовите и кратко раскройте суть специфичных именно для нее методологических и методических вопросов.

В чем состоит сущность принципа научного историзма и какие особенности его реализации в изучении историко-педагогического процесса следует иметь в виду студенту- будущему учителю?

К какому периоду исторического развития первобытнообщинного строя относится возникновение воспитания, и на основе каких данных можно судить о его особенностях? Что являлось основной целью первобытнообщинного воспитания, в каких формах и кем оно осуществлялось? Значение первобытнообщинного воспитания.

Коротко охарактеризуйте в сравнительно-сопоставительном плане типы школ, получивших развитие в странах Древнего Востока.

Почему древневосточная цивилизация стала прародиной образования?

Укажите общие и специфические особенности развития образования в древней Индии и древнем Китае? Определите, что сближало и что отличало системы образования в каждой из этих стран и в целом в других государствах древневосточной цивилизации.

Древнегреческие философы о назначении, содержании и методах воспитания.

Педагогические идеи М.Ф. Квинтиллиана.

Какой характер с самого начала приобрела спартанская система воспитания, и чем этот ее характер был обусловлен?

Опишите составные элементы спартанского воспитания для юношей и укажите особенности этой системы в отношении подготовки девушек к жизни в обществе.

Чем по своим целям и содержанию афинская система воспитания отличалась от спартанской системы? Какими факторами это было обусловлено?

Определите главные черты римской системы образования: назовите типы школ, составляющих ее, и проведите сравнительный анализ по целям, задачам, слагаемым звеньям, типам школ и формам обучения всех трех образовательных систем и педагогических идей и теоретиков.

Представители какого социального слоя общества в эпоху средневековья господствовали в сфере образования? Как это отразилось на его характере и направленности?

Какие социально-экономические обстоятельства в ХШ-Х1V вв. вызвали к жизни новые типы учебных заведений – цеховые и гильдейские школы? Чем отличалось содержание образования в этих типах школ? Потребности каких социальных слоев населения они призваны были удовлетворить?

Что составляло основу рыцарской системы образования, и какие специфические особенности большинства представителей феодалов она отражала?

К какому времени относится возникновение университетов? Кратко охарактеризуйте особенности этих учебных заведений в эпоху средневековья и содержания образования в них.

В чем выразились изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения? В трудах каких педагогов получили теоретическое обоснование новые типы школ, методы обучения и воспитания этой эпохи?

Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения.

.«Материнская школа» Я.А.Коменского и актуальность этой работы в наше время.

Я.А.Коменский в оценке современников.

«Мысли о воспитании» Д.Локка и их влияние на развитие педагогической теории.

Теория поэлементного образования И.Г.Песталоцци и ее значение для последующего развития педагогики.

Теория и практика трудового воспитания И.Г.Песталоцци.

Дидактическое учение А.Дистервега.

Проблема формирования личности в произведениях французских материалистов XVIII в. и социалистов-утопистов XIX в.

Сравнительная характеристика возрастной периодизации Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервега.

Идеи трудового воспитания Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна.

Проблемы образования и воспитания в Киевской Руси. Историко-педагогический анализ.

Какое событие сыграло существенную роль в развитии культуры и просвещения в Киевской Руси и способствовало усилению языковой общности единой древнерусской народности?

Чем характеризовался процесс возникновения школ и распространения грамотности в Киевской Руси в Х-ХШ вв., и по каким источникам можно судить об этом?

Какие памятники древнерусской педагогической литературы относятся к ХI-ХII вв., и что представляли они собой по своему содержанию и общей направленности?

Когда и где возникли на Украине и в России первые высшие учебные заведения? Охарактеризуйте их значение как центров высшего отечественного образования.

Воспитательные мотивы в религиозной литературе средневековой России.

Марксистская педагогика: история возникновения и развития.

Педагоги-декабристы. Их вклад в развитие отечественной педагогической теории и практики.

Анализ развития революционно-демократической педагогики в России второй половины ХIX в. Влияние революционно-демократической педагогики на реформы народного образования начала XX в.

Л.Н.Толстой о проблемах свободного обучения и воспитания.

Идея народности в трудах К.Д.Ушинского.

Тенденции преобразования школы в первые годы советской власти.

Ленинский период в истории развития советской педагогики (историко-педагогический аспект).

Анализ комплексных программ советских школ 20-30-х годов.

С.Т.Шацкий как представитель социальной педагогики.

Педагогическое наследие П.П.Блонского.

Сталинский период развития педагогики. Критический анализ документов партии и правительства о школе этого периода.

Истоки, пути развития административно-командной педагогики в советской школе.

Педагогическое наследие А.В.Луначарского. Его вклад в систему народного образования.

Сравнительный анализ идеи «свободного воспитания» в педагогических взглядах Л.Н.Толстого и В.А.Сухомлинского.

История развития детских организаций.

Педагогическое наследие Н.К.Крупской.

В.Н.Сорока-Росинский и возглавляемая им школа-коммуна им. Ф. Достоевского.

С какого момента берет свое начало развитие классического образования в России, и с каким государственным актом это было связано?

Чем объяснялось и характеризовалось широкое развитие в Х1Х в. реального образования, и какими специфическими особенностями оно отличалось по типам школ и учебным планам от классического образования? Какая школа в России явилась первым в мировой истории образования реальным училищем, когда и где она была основана?

Охарактеризуйте виднейших представителей и сущность педагогических реформаторских движений конца ХVШ в. - второй половины ХХ в. на Западе – филантропизма, «нового воспитания», прагматической педагогики, теорий воспитания, связанных с течениями в области философии (экзистенциализм, неотомизм и др.), раскройте их значение в истории школы и педагогики.

Где и когда возникли первые школы на территории бывшего СССР (ныне СНГ)? Какие типы школ были основными в среднеазиатском регионе и в Азербайджане, начиная с VII века?

Какой исторический период времени в России может быть определен как эпоха реформации образования? Охарактеризуйте ее основные этапы и раскройте сущность реформ и контрреформ.

Что представляла собой система народного образования в России ко времени Октябрьской революции 1917 года, и какого характера реформы и контрреформы в сфере просвещения были осуществлены на последующих исторических этапах вплоть до начала 1990-х гг.?

Охарактеризуйте на основе изучения рекомендованной литературы теоретическую и практическую деятельность видных отечественных педагогов, сыгравших важную роль в развитии образования и реформации школы советского периода?

Рассмотрите с позиции историзма основные этапы в развитии отечественного образования советского периода, когда проявили себя альтернативные официальной политике в сфере духовной жизни общества педагогические концепции и теории гуманистической ориентации. Раскройте их сущность и влияние на современную педагогическую технологию

Развитие гуманистической педагогики в Западной Европе.

Идея свободы в педагогической мысли Западной Европы.

Принцип природосообразности в истории педагогической мысли.

Образование как сфера культуры.

Развитие демократических оснований в гуманистически направленной педагогике России.

Этнопедагогические направления в педагогической культуре.

Педагоги-новаторы (по выбору).

Принципы природосообразности воспитания в теории зарубежных педагогов. Значение принципа в теории развития и формирования человека на современном этапе.

Проблема физического воспитания в истории восточной педагогики.

Проблема нравственного воспитания в теории западноевропейских педагогов (Коменского, Локка, Руссо).

Проблема поощрения и наказания в истории зарубежной педагогики.

История проблемы воспитания детей в семье в теории советской и зарубежной педагогики.

История развития игры и игрушки как средства воспитания детей.

Народные игры, их описание и педагогическая значимость (на примере любого народа).

История развития женского воспитания и образования в трудах зарубежных, русских и советских педагогов.

История развития движения новаторства в педагогике.

Идея всестороннего развития личности в истории педагогики.

История возникновения, становления и перспективы развития гуманистической педагогики.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ

И КУРСОВЫХ РАБОТ

Древневосточная цивилизация – прародина образования.

Педагогическая мысль в античном мире.

Типы воспитания в античном мире.

Педагогические взгляды Конфуция.

Педагогические идеи Квинтилиана.

Развитие воспитания и школы в эпоху раннего средневековья.

Августин как один из основоположников средневекового образования.

Характеристика основных типов школ в Западной Европе в период развитого средневековья.

Идеалы воспитания различных слоев древневосточного общества, причины их возникновения и их историческая динамика.

К вопросу о соотношении христианского и античного образования в средние века.

Особенности рыцарской системы воспитания.

Эволюция педагогической мысли в Западной Европе в период развитого средневековья.

Ученичество как одна из форм образовательной практики в эпоху средневековья.

Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения.

Основные направления и тенденции развития педагогической мысли в странах средневекового Востока.

"Великие учителя" средневекового Востока о воспитании (Абу Али Ибн Сина, Абу Наср Аль-Фараби).

Практика обучения и воспитания в "братских общинах".

Иезуитская система воспитания.

Принцип природосообразности – общетеоретическая основа педагогической системы Я.А.Коменского.

Дидактическое учение Я.А.Коменского.

Гуманизм и пансофия – фундаментальные идеи педагогической системы Я.А.Коменского.

Вопросы религиозно-нравственного воспитания в трудах Я.А.Коменского.

Учение Я.А.Коменского об уроке и современность.

Д.Локк о воспитании джентльмена.

Теория "естественного воспитания" Ж.-Ж. Руссо.

Основные закономерности и противоречия становления массовой школы в странах Западной Европы в XIX – начале XX вв.

Критика педагогики массовой школы (С.Кьеркегор, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр).

Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци.

Педагогическое наследие немецкой классической философии (Кант, Гегель).

И.Ф.Гербарт как один из основоположников традиционной дидактической концепции.

Социально-педагогические идеи и практическая деятельность видных представителей утопического социализма.

Ф.Фребель и развитие теории и практики дошкольного воспитания.

Теория развивающего обучения Ф.В.А.Дистервега и современность.

Принцип культуросообразности Ф.В.А.Дистервега и современность.

Педагогическое наследие Марии Монтессори и современность.

Д.Дьюи как основоположник прагматистской педагогики.

Сравнительный анализ традиционной и педоцентрической концепций воспитания и обучения.

Развитие педологии за рубежом и в России (до 1936 г.).

Развитие экспериментальной педагогики в Западной Европе на рубеже XIX-XX вв.

"Новая французская школа" С.Френе.

Антропософская интерпретация развития человека Р.Штейнера как основа вальдорфской педагогики.

Педагогика действия В.А.Лая.

Георг Кершенштейнер как автор теории "гражданского воспитания".

Теория умственной одаренности А.Бине и современность.

Теоретические основы, развития концепции гуманистического воспитания в Европе в первую половину XX века.

Сущность понятия "воспитание" в трактовке европейских педагогов-гуманистов.

Механизмы реализации гуманистического воспитания в воспитательных системах Европы первой половины XX века.

Основные тенденции развития зарубежной школы в первую половину XX века.

Школа и педагогическая мысль народов Востока в первую половину XX века.

Теоретические основы вальдорфской педагогики.

Развитие школьного образования в странах Западной Европы во вторую половину XX века.

Причины высокого уровня образования в Японии.

Общее и особенное в развитии школы на Востоке во вторую половину XX века.

Особенности развития школы и образования в Турции на современном этапе.

Основные тенденции и проблемы развития школьного образования за рубежом в современных условиях.

Проблема дифференциации обучения в современной зарубежной школе.

Пути реформирования и проблема стандартизации образования в развитых странах мира.

Модернизация классно-урочной системы обучения в современной зарубежной школе.

Экспериментальные и опытные школы за рубежом.

Развитие гуманистической педагогики за рубежом во второй половине XX века.

Рационалистическая модель обучения и воспитания.

Теоретические основы психоаналитической педагогики.

Причины развития поликультурной педагогики за рубежом.

Традиционалистско-консервативная модель обучения и воспитания.

Социал-реконструктивное направление в развитии зарубежной педагогики.

Педагогические цивилизации и их парадигмы.

Проблема формирования духовности человека в эпоху перехода к "информационному обществу".

Приоритеты современной зарубежной педагогики.

Развитие просвещения и распространение грамотности в Киевской Руси.

Памятники древнерусской педагогической культуры XI-XII вв.

Развитие образования и школы в эпоху Петра I..

Роль М.В.Ломоносова в развитии отечественного образования и науки.

Просветительская деятельность И.И.Бецкого и Ф.И.Янковича де Мириево.

Педагогические взгляды Н.И.Новикова.

Представители русской революционно-демократической мысли о воспитании и образовании.

Педагогическое наследие Н.И.Пирогова.

Идея народности в педагогическом наследии К.Д.Ушинского.

Разработка К.Д.Ушинским педагогической антропологии.

К.Д.Ушинский о нравственном и трудовом воспитании.

К.Д.Ушинский о содержании и методах первоначального обучения.

Основы методической системы К.Д.Ушинского и актуальные проблемы методики обучения русскому языку.

Народное творчество и народная культура в педагогическом учении К.Д.Ушинского.

К.Д.Ушинский о подготовке учителя.

Место К.Д.Ушинского в российской и мировой педагогике.

К.Н.Вентцель и теория «свободного воспитания».

Л.Н.Толстой о теории «свободного воспитания» и попытка ее реализации в практике яснополянской школы.

Развитие школьного образования в России на рубеже XIX-XX вв.

Концепция интегрального образования П.А.Кропоткина.

Педагогическое наследие П.Ф.Каптерева.

Теория «эволюционной педагогики» В.П. Вахтерева.

Представители "философии единства" о проблемах формирования человека.

Ф.Лесгафт как основоположник теории физического образования.

Рефлексологическая педагогика В.М.Бехтерева.

В.В.Розанов: философско-педагогическая мысль о воспитании человека.

Г.И. Гессен о педагогике как прикладной философии.

Педологически ориентированная педагогика П.П.Блонского.

С.Т.Шацкий о концепции школы как центра воспитания в социальной среде.

М.В.Крупенина о теории "отмирания школы".

А.К.Гастев и альтернативная педагогика 20-х годов XXвека.

А.С.Макаренко о теории воспитания личности в коллективе.

Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современность.

В.Н.Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы.

Становление и развитие советской школы в 20-30-е годы.

Разработка принципов и содержания образования в советской школе в 20-30-е годы.

Некоторые проблемы развития советской школы и педагогики в контексте мирового историко-педагогического процесса.

А.В.Луначарский как первый нарком просвещения.

Педагогическое наследие Н.К.Крупской.

Концепция В.И.Ленина о культурной революции и коммунистическом воспитании молодежи.

Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского.

В.А.Сухомлинский о проблемах нравственного воспитания молодежи.

Народная педагогика и В.А.Сухомлинский.

Гуманистические установки и опыт педагогов-новаторов.

Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России.

Развитие образования и педагогической науки в России в конце XX-начале ХХ века: новые ценностные ориентиры.

Отечественные педагогические инновации 60-90-х годов.

Педагогическая мысль Башкирии второй половины XIX века и ее влияние на развитие национальной школы.

Народная педагогика и современная школа.

Диалог национальных культур – основа российской этнопедагогики.

Воспитательная ценность народных традиций, обрядов и праздников.

Татарская народная педагогика и современное воспитание.

Чувашская народная педагогика.

Образование и этнокультурное возрождение народов Республики Башкортостан.

Формирование культуры межнационального общения в многонациональной школе.

Проблема разработки поликультурного компонента содержания образования в Республике Башкортостан.

Этнопедагогика башкирского народа: становление, современное состояние и перспективы развития.

Цели воспитания в истории педагогики.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

Развитие школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации.

Религиозно-философские источники Древнего Востока о воспитании и обучении детей.

Педагогическое учение Конфуция.

Воспитание и школа в Древней Греции.

Педагогические идеи мыслителей Древнего Рима.

Воспитание и школьная система в Византии.

Педагогическая мысль Византии.

Школа и воспитание в период средневековья в Западной Европе.

Педагогическая мысль средневековой Европы.

Воспитание, образование и педагогические взгляды педагогов-гуманистов в эпоху Возрождения.

Реформация и политика ее сторонников в области образования и воспитания.

Воспитание, школа и образование у народов Ближнего и Среднего Востока в период средневековья.

Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского средневекового Востока.

Теория и практика английского просвещения (Д.Локк).

Педагогическое наследие французского просветителя Ж.Ж.Руссо.

Педагогические идеи крупнейших французских философов-материалистов К.А.Гельвеция и Д.Дидро.

Педагогические идеи и практика филантропистов (И.Б.Базедов, К.Г.Зальцман).

Педагогическое наследие классической немецкой философии (И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).

Педагогическое учение утопического социализма (Сен-Симон, Р.Оуэн).

Педагогическая система И.Г.Песталоцци.

Педагогическая теория И.Ф.Гербарта.

Педагогические взгляды и общественно-педагогическая деятельность А.Дистервега.

Д.Дьюи – основоположник прагматической педагогики.

Педагогика «действия» А.Лая.

Теория «свободного воспитания» М.Монтессори.

Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы» Г. Кершенштейнера.

Теория «нового воспитания» С.Френе.

Зарубежные технологии воспитания и обучения в первой половине ХХ века.

Современная зарубежная школа: проблемы, тенденции, перспективы развития.

Основные направления современной зарубежной педагогики.

Воспитание у восточных славян.

Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв).

Литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли («Изборник Святослава», «Поучение детям» князя Мономаха, «Пчела», «Русская правда»).

Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (Х1V-ХVII вв).

Литературные источники Русского государства Х1V-ХVII вв., содержащие сведения о воспитании («Домострой», «Азбука И.Федорова», «Азбуковники», «Гражданство обычаев детских»).

Братские школы на Украине и в Белоруссии в конце ХVI-первой половины ХVII вв.

Развитие светской государственной школы в России в ХVШ в.

Педагогическая мысль России ХVШ века.

Основные тенденции развития школы в России в Х1Х в.

Педагогические взгляды Н.И.Пирогова.

Педагогическое наследие К.Д.Ушинского.

Педагогические взгляды и деятельность Л.Н.Толстого.

Общественно-педагогическое движение и школьные реформы в России 60-х годов Х1Х в.

Просветительская деятельность декабристов.

Русская революционно-демократическая педагогика первой половины Х1Х в (В.Г.Белинский, А.И.Герцен).

Состояние образования в России в конце Х1Х - начале ХХ вв. и проблемы его преобразования.

Развитие педагогической мысли в России в конце Х1Х - начале ХХ вв.

Некоторые проблемы развития советской школы и педагогики в контексте мирового историко-педагогического процесса.

Школа и школьная политика советской России в 20-е годы ХХ века.

Школа и школьная политика советского государства в 30-е годы ХХ века.

Школа и школьная политика советского государства в 40-50 гг. ХХ века.

Школа и школьная политика советского государства в 60-начале 80-х годов ХХ века.

Педагогическая деятельность и взгляды Н.К.Крупской.

Педагогическая деятельность А.С.Макаренко. А.С. Макаренко как основоположник теории коллективного воспитания.

Педагогическая деятельность С.Т.Шацкого.

П.П.Блонский и проблемы педологии в СССР в 30-е годы ХХ века.

В.А.Сухомлинский – педагог, ученый, гуманист.

Кризис советской школы в 80-е годы ХХ века и реформы по ее преобразованию.

Основные тенденции и проблемы развития образования в России на современном этапе.

Развитие педагогической мысли России на современном этапе: цели, ценности, модели.

Эволюция принципа природосообразности в истории мировой педагогики.

Развитие идеи народности воспитания в истории отечественной педагогики.

Развитие теории «свободного воспитания» в истории мировой педагогической культуры.

Педагогическая антропология: ее сущность и теоретические истоки.

 

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА СОЧИНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

Блонский П.П. Избр. пед. соч.: В 2-х т. / Сост. и автор вступ. ст. М.Г.Данильченко, А.А.Никольская. – М., 1979.

Вахтеров В.П. Избр. пед. соч. / Вступ. ст. С.Ф.Егорова. – М., 1987. – 400 с.

Вентцель К. Н. Свободное воспитание / Сост. Л.Д.Филоненко.-М., 1993. – 172 с.

Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Вступ. ст. П.А.Лебедева. – М., 1982. – 704 с.

Крупская Н.К. Пед. соч.: В 11 т. / Под ред. Н.К.Гончарова. – М., 1957-1963.

Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М., 1976. – 176 с.

Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. / Под ред. М.И.Кондакова. – М., 1983-1986.

Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. / Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль. – М., 1979-1981.

Толстой Л. Н. Пед. соч. / Сост. Н.В.Вейкшан. – М., 1989. – 540 с.

Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6т. / Под ред. С.Ф.Егорова. – М., 1988-1990.

Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2т. / Сост. М.Н.Скаткин, вступ. ст. Н.П.Кузина. – М., 1980.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.014 с.)