Гуманистическая педагогическая концепция В. А. Сухомлинского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистическая педагогическая концепция В. А. Сухомлинского



1. «Школа радости» как форма организации учебно-воспитательной работы с шестилетками

2. Трудовое воспитание и соединение обучения с творчеством в педагогической системе В. А. Сухомлинского

3. Нравственное воспитание личности в коллективе Павлышской средней школы

4. В. А. Сухомлинский о профессиональном мастерстве учителя

Темы докладов:

· Опыт авторской школы В.А.Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.

Литература: [6] [9]

Семинарское занятие № 12

Развитие системы народного образования в 60-80-е годы

1. Развитие педагогической теории в 60-70-е годы

2. Методика коллективного творческого воспитания И. П. Иванова

3. Реализация идей «педагогики сотрудничества» в опыте работы школы

4. Развитие советской школы в конце 80-х годов

Темы докладов:

· Кризис советской школы в 80е гг. ХХ века и его причины.

· Движение педагогов- новаторов и его оценка.

· Подготовить реферативный обзор публикаций С. Л. Соловейчика, Ш. А. Амонашвили,С. Н. Лысенковой,В. А. Караковского (по выбору студента)

Литература: [7] [11] [14]

Семинарское занятие № 13

Содержание и основные направления школьных реформ второй половины ХХ века

1. Принципы обновления содержания образования

2. Кризисные явления в воспитании школьной молодежи и меры, направленные на их преодоление

3. Приоритеты школьного воспитания в Законах об образовании стран Западной Европы и США

 

Темы докладов:

· Сравнительный анализ систем образования США, Германии, Франции, Англии во второй половине XX в.

Литература: [3] [4] [19]

Семинарское занятие № 14

Мировые тенденции развития высшей школы.

Развитие высшего образования в Республике Беларусь

1. Интернационализация высшего образования

2. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса

3. Интеграция белорусской системы образования в мировое образовательное пространство

4. Внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов

5. Изменение правил поступления в вузы

6. Новые образовательные технологии в системе высшего образования

Темы докладов:

· Приоритеты развития современной высшей школы в Республике Беларусь.

Задания и спорные суждения

1. Охарактеризуйте школьную систему в Беларуси на рубеже ХХ-ХХI вв.

2. Подготовьте рассказ об одной из школ нового типа в Беларуси конца 80-90-х гг.

3. Согласны ли Вы с тем, что классно-урочная система перестанет быть основной формой обучения в ХХI веке? Какие нетрадиционные формы обучения Вы знаете?

Литература: [5] [12] [20]

Семинарское занятие № 15

Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь

1. Программа Возрождения национальной культуры и белорусского языка

2. Первая (1991 и вторая (2002 г.) редакции “Закона об образовании в Республике Беларусь”

3. Концепция развития детского движения в Республике Беларусь и Рекомендации по организации воспитательной работы

4. Декрет президента Республики Беларусь “Об отдельных вопросах общего среднего образования” (2008 г.)

 

Темы докладов:

· Тенденции развития школьного образования в начале ХХ1 века в Беларуси

· Инновации в практике работы современной белорусской школы.

· Учебные заведения нового типа в национальной системе образования.

· Развитие гимназического образования в Республике Беларусь в 90-е гг. ХХ в.

· Лицей БГУ.

· Централизованное тестирование в Республике Беларусь: история, опыт, проблемы

Литература: [15] [16] [17]

 

ЛИТЕРАТУРА

(для подготовки к семинарским занятиям)

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М., 1986. – 261 с.

2. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі. Са старажытных часоў да 1917 г. / Пад рэд. А. М. Лазарука і інш. –Мн., 1985. – 286 с.

3. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М., 1998. – 156 с.

4. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие/ А. Н. Джуринский. - М., 1998. – 256 с.

5. История педагогики / А. И. Пискунов, В. М. Кларин, А. Н. Джуринский и др.: уч. пособие для пед. ун-тов. – М., 1995. Ч.1. – 213 с.

6. История педагогики. /Под ред. А. И. Пискунова: уч. пособие для пед. ун-тов. М., 1997. Ч. 2. – 198 с.

7. Капранова, В. А. История педагогики: учеб пособие/В. А. Капранова. - 3- изд. испр. и доп. М.: Новое знание, 2007.–153 с.

8. Капранова, В.А. История педагогики в лицах / В.А.Капранова.– Мн.: ИВЦ Минфина, 2011.– 110 с.

9. Коменский, Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н.Джуринский.– М., 1987. – 164 с.

10. Константинов, Н. А. История педагогики: учебник для студентов пединститутов/ Н. А. Константинов, Е. А. Медынский, М. Ф. Шабаева.– М.: Просвещение, 1982. – 285 с.

11. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики: учеб. пособие
/ Г. Б. Корнетов. - М., 1994. -240 с.

12. Кулінковіч, К. А. Гісторыя педагогікі: Падруч. для студэнтаў пед. спец. выш. навуч. устаноў.– Мн., 2000. – 178 с.

13. Латышина, Д. И. История педагогики: Воспитание и образование в России (Х --начало ХХ в.): учеб. пособие/Д. И. Латышина.– М., 1998.

14. Орлова, А. П. История педагогики: практикум: учеб. пособие для студ. пед. спец. учрежд. / А. П. Орлова, Н. К. Зинькова, В. В. Тетерина. – Мн., 2006. – 214 с.

15. Сегенюк, Г. В. Гісторыя педагогікі: курс лекцый: вучэбны дапаможнік/Г. В. Сегенюк.– Брэст., 1997. – 216 с.

16. Снапкоўская, С. В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі: вучэб.-метад. дапаможнік/С. В. Снапкоўская. – Мн., 2006. – 176 с.

17. Снапкоўская, С. В. Адукацыйная палітыка і школа на Беларусі ў канцы XIX—пачатку XX ст./ С. В. Снапкоўская. – Мн., 1998. – 91 с.

18. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М., 1981. – 216 с.

19. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И. Е. Лакин и др.– Мн.,1974. – 215 с.

20. Якубель, Г. И., Прохоров, А. А., Самусева, Н. В. История образования и педагогической мысли: практикум. - Мн., 2008. – 211 с.

Управляемая самостоятельная работа студентов

Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения является одним из видов организации учебного процесса в высшем учебном заведении. Целями самостоятельной работы по дисциплине « Конфликтология в социально-педагогической деятельности» являются:

- научить студентов самостоятельно работать с научной и учебной литературой, выяснять основные понятия и положения в предоставленной для самостоятельной работы теме;

- в приобщении студентов к самостоятельному практическому применению теоретических знаний при решении задач по учебной дисциплине « Конфликтология в социально-педагогической деятельности»;

- в получении знаний, а также к самостоятельным выводам в урегулировании законодательства о социальной защите граждан в современных условиях.

Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляет преподаватель:

производит проверку конспекта лекционных занятий и проверку правильности решения задач, а также проводит контрольный тест по самостоятельно изученным темам.

Контролируемая самостоятельная работа выполняется по теоретическим и практическим занятиям по учебной дисциплине « Конфликтология в социально-педагогической деятельности»рассчитана на 4 часа, из них 2 часа лекционных и 2 часа практических занятий.

 

Рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

1. Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке БГПУ им. М Танка, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

2. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

3. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

4. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.

5. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

6. В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения, доску и мел.

7. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Задания по УСР

(Семинарские занятия)

Тема 1: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века

1. Характерные особенности воспитания и обучения детей у восточных славян в период перехода к феодализму.

2. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян.

3. Педагогические памятники X-XII вв и их значение в развитии просвещения и педагогической мысли.

4. Создание центров «ученья книжного».

5. Мастера грамоты.

 

Литература:

1. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие / Д.И. Латышина. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.

2. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2005. — 240 с.

3. Степашко, Л.А.Т Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Л.А. Степашко. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

4. А.Н. История педагогики: учеб. пособие / А.Н. Поздняков. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с.

 

Материалы к управляемой самостоятельной работе

Воспитание и обучение у древних славян. Восточно-славяские племена, издавна жившие на территории Европейской части СССР, прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы.

Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.

Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет — женщинами, а затем мальчики и юноши — мужчинами, а девочки и девушки — женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.

С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.

Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами», т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма.

В связи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в Х веке в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству.

Воспитание, частное обучение и школы в Киевском государстве. В VI—VIII веках в древнеславянском обществе создались необходимые предпосылки для оформления раннефеодальных отношений, и на рубеже VIII—IX веков возникло крупнейшее в Европе раннефеодальное государство — Русь с центром в Киеве, которое просуществовало до наступления периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.

Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения.

Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году крещение населения. Христианство, воспринятое из Византии и превращенное в государственную религию, явилось важнейшим идеологическим средством утверждения феодального строя.

Огромное значение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая была наследницей античной культуры. Усвоение новой культуры проходило на Руси творческим путем на основе сложившихся древнеславянских традиций и с учетом запросов своего времени.

В своих политических целях княжеская власть стремилась к тому, чтобы создать национальную церковь, независимую от византийского духовенства. Поэтому князья стали энергично действовать в области подготовки духовенства. Государству требовались грамотные люди и для сферы управления.

Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения важное значение имело введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка. Все это имело огромное педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества, обеспечить распространение грамотности и в демократических слоях населения.

Первые школы. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главным образом из среды дружинников) и «даяти нача на учение книжное». Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х—XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».

Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства.

Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению «мастера грамоты» из духовенства.

Памятники педагогической литературы XI—XIII веков. «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В Киевском государстве в XI—XII веках появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания. В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля. В «Изборнике» Святослава помещен, например, серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное педагогическое сочинение киевлянина по методике чтения.
В домонгольский период на Руси были созданы оригинальные учебные руководства, как-то «Учение им же ведати человеку числам всех лет». Оно составлено Кириком Новгородцем и является выдающимся средневековым трактатом, обладающим высокими математическими и литературными достоинствами.

В знаменитой «Русской Правде» (XI век) — юридическом памятнике Киевской Руси — обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах. Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки. Просвещение и образование достигли в Киевском государстве высокого уровня благодаря усилиям единой древнерусской народности, распавшейся в период монголо-татарского завоевания на три самостоятельных народа: великорусов, украинцев, белорусов, сохранивших навечно воспоминание о прежнем единстве и всегда тяготевших к нему.

Тема 2: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси
с IX по XVIII век

1. Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах.

2. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского. Основные педагогические памятники.

3. Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Просветительская деятельность Ф. Скорины.

4. Педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского и др.

5. Значение педагогических идей Л. Зизания, М. Смотрицкого, К. Лыщинского, С. Полоцкого. Деятельность Эдукационной комиссии.

 

Литература:

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М.: Педагогика, 1986. – 261 с.

2. Асвета и педагагiчная думка у Беларусi. Са старажытных часоу да 1917 года. – Мн.: Народная асвета, 1985. – 275 с.

3. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 123 с.

4. Кулiнковiч, К.А. Гiсторыя педагогiкi / К.А. Кулiнковiч. – Мн., 2001. - 135 с.

 

Материалы к управляемой самостоятельной работе

1. Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.

История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения жившего на белорусских территориях был достаточно высоким (об этом свидетельствуют археологические раскопки). Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое значение в развитии письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители Е.Полоцкая, К.Туровский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.046 с.)