Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистическая педагогическая концепция В. А. СухомлинскогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. «Школа радости» как форма организации учебно-воспитательной работы с шестилетками 2. Трудовое воспитание и соединение обучения с творчеством в педагогической системе В. А. Сухомлинского 3. Нравственное воспитание личности в коллективе Павлышской средней школы 4. В. А. Сухомлинский о профессиональном мастерстве учителя Темы докладов: · Опыт авторской школы В.А.Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей. Литература: [6] [9] Семинарское занятие № 12 Развитие системы народного образования в 60-80-е годы 1. Развитие педагогической теории в 60-70-е годы 2. Методика коллективного творческого воспитания И. П. Иванова 3. Реализация идей «педагогики сотрудничества» в опыте работы школы 4. Развитие советской школы в конце 80-х годов Темы докладов: · Кризис советской школы в 80е гг. ХХ века и его причины. · Движение педагогов- новаторов и его оценка. · Подготовить реферативный обзор публикаций С. Л. Соловейчика, Ш. А. Амонашвили,С. Н. Лысенковой,В. А. Караковского (по выбору студента) Литература: [7] [11] [14] Семинарское занятие № 13 Содержание и основные направления школьных реформ второй половины ХХ века 1. Принципы обновления содержания образования 2. Кризисные явления в воспитании школьной молодежи и меры, направленные на их преодоление 3. Приоритеты школьного воспитания в Законах об образовании стран Западной Европы и США
Темы докладов: · Сравнительный анализ систем образования США, Германии, Франции, Англии во второй половине XX в. Литература: [3] [4] [19] Семинарское занятие № 14 Мировые тенденции развития высшей школы. Развитие высшего образования в Республике Беларусь 1. Интернационализация высшего образования 2. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса 3. Интеграция белорусской системы образования в мировое образовательное пространство 4. Внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов 5. Изменение правил поступления в вузы 6. Новые образовательные технологии в системе высшего образования Темы докладов: · Приоритеты развития современной высшей школы в Республике Беларусь. Задания и спорные суждения 1. Охарактеризуйте школьную систему в Беларуси на рубеже ХХ-ХХI вв. 2. Подготовьте рассказ об одной из школ нового типа в Беларуси конца 80-90-х гг. 3. Согласны ли Вы с тем, что классно-урочная система перестанет быть основной формой обучения в ХХI веке? Какие нетрадиционные формы обучения Вы знаете? Литература: [5] [12] [20] Семинарское занятие № 15 Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь 1. Программа Возрождения национальной культуры и белорусского языка 2. Первая (1991 и вторая (2002 г.) редакции “Закона об образовании в Республике Беларусь” 3. Концепция развития детского движения в Республике Беларусь и Рекомендации по организации воспитательной работы 4. Декрет президента Республики Беларусь “Об отдельных вопросах общего среднего образования” (2008 г.)
Темы докладов: · Тенденции развития школьного образования в начале ХХ1 века в Беларуси · Инновации в практике работы современной белорусской школы. · Учебные заведения нового типа в национальной системе образования. · Развитие гимназического образования в Республике Беларусь в 90-е гг. ХХ в. · Лицей БГУ. · Централизованное тестирование в Республике Беларусь: история, опыт, проблемы Литература: [15] [16] [17]
ЛИТЕРАТУРА (для подготовки к семинарским занятиям) 1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М., 1986. – 261 с. 2. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі. Са старажытных часоў да 1917 г. / Пад рэд. А. М. Лазарука і інш. –Мн., 1985. – 286 с. 3. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М., 1998. – 156 с. 4. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие/ А. Н. Джуринский. - М., 1998. – 256 с. 5. История педагогики / А. И. Пискунов, В. М. Кларин, А. Н. Джуринский и др.: уч. пособие для пед. ун-тов. – М., 1995. Ч.1. – 213 с. 6. История педагогики. /Под ред. А. И. Пискунова: уч. пособие для пед. ун-тов. М., 1997. Ч. 2. – 198 с. 7. Капранова, В. А. История педагогики: учеб пособие/В. А. Капранова. - 3- изд. испр. и доп. М.: Новое знание, 2007.–153 с. 8. Капранова, В.А. История педагогики в лицах / В.А.Капранова.– Мн.: ИВЦ Минфина, 2011.– 110 с. 9. Коменский, Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н.Джуринский.– М., 1987. – 164 с. 10. Константинов, Н. А. История педагогики: учебник для студентов пединститутов/ Н. А. Константинов, Е. А. Медынский, М. Ф. Шабаева.– М.: Просвещение, 1982. – 285 с. 11. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики: учеб. пособие 12. Кулінковіч, К. А. Гісторыя педагогікі: Падруч. для студэнтаў пед. спец. выш. навуч. устаноў.– Мн., 2000. – 178 с. 13. Латышина, Д. И. История педагогики: Воспитание и образование в России (Х --начало ХХ в.): учеб. пособие/Д. И. Латышина.– М., 1998. 14. Орлова, А. П. История педагогики: практикум: учеб. пособие для студ. пед. спец. учрежд. / А. П. Орлова, Н. К. Зинькова, В. В. Тетерина. – Мн., 2006. – 214 с. 15. Сегенюк, Г. В. Гісторыя педагогікі: курс лекцый: вучэбны дапаможнік/Г. В. Сегенюк.– Брэст., 1997. – 216 с. 16. Снапкоўская, С. В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі: вучэб.-метад. дапаможнік/С. В. Снапкоўская. – Мн., 2006. – 176 с. 17. Снапкоўская, С. В. Адукацыйная палітыка і школа на Беларусі ў канцы XIX—пачатку XX ст./ С. В. Снапкоўская. – Мн., 1998. – 91 с. 18. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М., 1981. – 216 с. 19. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И. Е. Лакин и др.– Мн.,1974. – 215 с. 20. Якубель, Г. И., Прохоров, А. А., Самусева, Н. В. История образования и педагогической мысли: практикум. - Мн., 2008. – 211 с. Управляемая самостоятельная работа студентов Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения является одним из видов организации учебного процесса в высшем учебном заведении. Целями самостоятельной работы по дисциплине « Конфликтология в социально-педагогической деятельности» являются: - научить студентов самостоятельно работать с научной и учебной литературой, выяснять основные понятия и положения в предоставленной для самостоятельной работы теме; - в приобщении студентов к самостоятельному практическому применению теоретических знаний при решении задач по учебной дисциплине « Конфликтология в социально-педагогической деятельности»; - в получении знаний, а также к самостоятельным выводам в урегулировании законодательства о социальной защите граждан в современных условиях. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляет преподаватель: производит проверку конспекта лекционных занятий и проверку правильности решения задач, а также проводит контрольный тест по самостоятельно изученным темам. Контролируемая самостоятельная работа выполняется по теоретическим и практическим занятиям по учебной дисциплине « Конфликтология в социально-педагогической деятельности»рассчитана на 4 часа, из них 2 часа лекционных и 2 часа практических занятий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 1. Приступая к изучению новой учебной дисциплины, студенты должны ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке БГПУ им. М Танка, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками. 2. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. 3. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. 4. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. 5. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. 6. В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения, доску и мел. 7. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара устранить недостатки, отмеченные преподавателем. Задания по УСР (Семинарские занятия) Тема 1: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века 1. Характерные особенности воспитания и обучения детей у восточных славян в период перехода к феодализму. 2. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян. 3. Педагогические памятники X-XII вв и их значение в развитии просвещения и педагогической мысли. 4. Создание центров «ученья книжного». 5. Мастера грамоты.
Литература: 1. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие / Д.И. Латышина. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с. 2. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2005. — 240 с. 3. Степашко, Л.А.Т Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Л.А. Степашко. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с. 4. А.Н. История педагогики: учеб. пособие / А.Н. Поздняков. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с.
Материалы к управляемой самостоятельной работе Воспитание и обучение у древних славян. Восточно-славяские племена, издавна жившие на территории Европейской части СССР, прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы. Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков. Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет — женщинами, а затем мальчики и юноши — мужчинами, а девочки и девушки — женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу. С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла. Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами», т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма. В связи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в Х веке в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству. Воспитание, частное обучение и школы в Киевском государстве. В VI—VIII веках в древнеславянском обществе создались необходимые предпосылки для оформления раннефеодальных отношений, и на рубеже VIII—IX веков возникло крупнейшее в Европе раннефеодальное государство — Русь с центром в Киеве, которое просуществовало до наступления периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания. Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения. Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году крещение населения. Христианство, воспринятое из Византии и превращенное в государственную религию, явилось важнейшим идеологическим средством утверждения феодального строя. Огромное значение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая была наследницей античной культуры. Усвоение новой культуры проходило на Руси творческим путем на основе сложившихся древнеславянских традиций и с учетом запросов своего времени. В своих политических целях княжеская власть стремилась к тому, чтобы создать национальную церковь, независимую от византийского духовенства. Поэтому князья стали энергично действовать в области подготовки духовенства. Государству требовались грамотные люди и для сферы управления. Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения важное значение имело введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка. Все это имело огромное педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества, обеспечить распространение грамотности и в демократических слоях населения. Первые школы. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главным образом из среды дружинников) и «даяти нача на учение книжное». Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях. В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х—XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники». Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства. Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению «мастера грамоты» из духовенства. Памятники педагогической литературы XI—XIII веков. «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В Киевском государстве в XI—XII веках появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания. В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля. В «Изборнике» Святослава помещен, например, серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное педагогическое сочинение киевлянина по методике чтения. В знаменитой «Русской Правде» (XI век) — юридическом памятнике Киевской Руси — обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах. Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки. Просвещение и образование достигли в Киевском государстве высокого уровня благодаря усилиям единой древнерусской народности, распавшейся в период монголо-татарского завоевания на три самостоятельных народа: великорусов, украинцев, белорусов, сохранивших навечно воспоминание о прежнем единстве и всегда тяготевших к нему. Тема 2: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси 1. Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах. 2. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского. Основные педагогические памятники. 3. Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Просветительская деятельность Ф. Скорины. 4. Педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского и др. 5. Значение педагогических идей Л. Зизания, М. Смотрицкого, К. Лыщинского, С. Полоцкого. Деятельность Эдукационной комиссии.
Литература: 1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М.: Педагогика, 1986. – 261 с. 2. Асвета и педагагiчная думка у Беларусi. Са старажытных часоу да 1917 года. – Мн.: Народная асвета, 1985. – 275 с. 3. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 123 с. 4. Кулiнковiч, К.А. Гiсторыя педагогiкi / К.А. Кулiнковiч. – Мн., 2001. - 135 с.
Материалы к управляемой самостоятельной работе 1. Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях. История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения жившего на белорусских территориях был достаточно высоким (об этом свидетельствуют археологические раскопки). Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое значение в развитии письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители Е.Полоцкая, К.Туровский.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.183 (0.009 с.) |