Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика просвещения и воспитания в древнебелорусских земляхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1). Формирование педагогических идей в Беларуси во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта последующим поколениям. Этнопедагогика — это наука, предметом изучения которой является народная педагогика, то есть как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. С появлением письменности народная педагогика стала источником для официальной педагогики, произведений художественной литературы, в которых затрагивались вопросы воспитания. 2). Педагогические рассуждения имели место в агиографической литературе (агиогра́фия— изучение жития святых) и, в частности, в "Житии Ефросиньи Полоцкой». Ефросинья Полоцкая (1110-1173), дочь витебского князя Святослава. При рождении ей было дано имя Предслава. Занималась переписыванием книг по заказам горожан – таким образом, она способствовала распространению грамотности среди населения белорусских земель. 3).Кирилл Туровский (ок.1130-ок.1182). Древнерусский (старобелорусский) писатель, просветитель, церковный деятель. Родился в г. Турове, который был тогда своеобразным культурным центром. За годы жизни в монастыре он прославился как ученый-книжник, как человек необыкновенной моральной чистоты. Рукописные книги Туровского содержали советы и наказы о том, как надо воспитывать и детей, и взрослых. До нас дошли его "Слова-проповеди", "Молитвы", "Притчи". Вот как 4).В XIII в. западнорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, в котором белорусский язык фактически считался государственным. В середине ХШ в. начала складываться белорусская народность, оказавшая существенное влияние на развитие самобытной духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Беларуси. В XIV-XV вв. центрами образования становятся крупные города - Вильно (Вильнюс), Полоцк, Витебск, Менск (Минск), Городня (Гродно), Берестье (Брест) и др. Здесь складываются передовые идеи просвещения и возникают первые школы. 5).Известными представителями просвещения и педагогической мысли на Беларуси в XVI-XVII вв. были Н.Гусовский, Ф.Скорина, С.Будный, В.Тяпинский, Л.Зизаний, М.Смотрицкий и др. Николай Гусовский (1470-1533). Просветитель, поэт-гуманист, один из основателей эстетической науки и литературной критики эпохи Возрождения. · Его поэтический сборник "Песнь о зубре" - это патриотический призыв к объединению и дружбе разных по вере и культуре народов, прославление деятельной, свободной, гармонически развитой личности. Зубр в поэме - аллегорический образ родного края, символ его могущества. · Н.Гусовский пропагандировал идею морального совершенствования общества, повышения его образованности. Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации Франциск Скорина (ок.1490-1551). Белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист, ученый-энциклопедист и писатель эпохи Возрождения. · Учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философских наук. А в Подуанском университете получил степень доктора медицины. Имел также степень доктора свободных наук. · При поддержке виленских меценатов создал в Праге первую в истории белорусскую типографию. В течение 1517-1519 гг. Ф.Скорина опубликовал с комментариями на языке, приближенном к языку белорусской письменности, 23 книги Библии под общим названием "Библия русская..." Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был понятен жителям Великого княжества Литовского - где говорили, в основном, на белорусском языке. Язык Библии основан на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов. Долгое время среди белорусских лингвистов велись дискуссии: Библия Скорины - это белорусская редакция (извод) церковнославянского языка? или церковный стиль старобелорусского языка? В настоящее время белорусские лингвисты сходятся во мнении, что язык переводов Библии Франциска Скорины — это белорусская редакция (извод) церковнославянского языка. При этом в работах Скорины замечено влияние чешского и польского языков. Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала комментарии от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный подобный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь не признавала книги Скорины. Симон Будный (ок. 1530—1593). Всесторонне образованный ученый, получивший мировую известность, видный деятель белорусской культуры, переводчик и педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. · Просветитель проявлял большую заботу о школьном образовании, выдвигая на первый план требование права на образование всех сословий. · С точки зрения С.Будного основа воспитания - труд. · Он требует всестороннего развития человека, предлагает выявлять и воспитывать среди народа таланты. · Следуя примеру Ф.Скорины, Будный осуществляет перевод Библии и делает соответствующие комментарии, толкования и разъяснения, предполагая использовать ее как источник знаний и средство просвещения населения. Василь Тяпинский (1540-1603). Просветитель-гуманист, писатель и книгоиздатель, продолжатель просветительских традиций Ф.Скорины и С.Будного. · Он смело и широко вводил в язык своих произведений элементы живой разговорной речи белорусского народа. · В.Тяпинский считал, что единственным средством избавления родины от общественно-политических и национальных бед является забота о развитии народного образования, воспитании самосознания и национального достоинства. Лаврентий Зизаний (Тустановский - ок.1560-1634). Педагог-гуманист, церковный деятель, языковед, переводчик, публицист. · Работал учителем церковнославянского и греческого языков во Львовской, Брестской и Виленской братских школах. · В 1596 г. в Вильно было издано его учебное пособие "Азбука ", которое состояло из трех частей: материал, который учил читать и писать; дополнительный лексический материал; церковные полемические тексты и молитвы. Книга могла использоваться и в церковном, и в светском обучении. · В этом же году вышла книга Л.Зизания "Лексис" - своеобразная славянская энциклопедия, в которой приводились различные сведения из военной истории, философии, географии, этнографии, биологии, медицины, давалось объяснение некоторых психологических и педагогических терминов. · Большую роль в развитии старобелорусского языка сыграла " Грамматика словепска " (1596) Л.3изания - первый учебник по славянской грамматике. Милетий Смотрицкий (ок. 1578-1633). Общественно-политический и церковный деятель, писатель. · Занимался педагогической деятельностью в православных братских школах Вильно, Минска, Киева, где преподавал старославянский, греческий и латинский языки. · Был учителем сына князя Соломорецкого Богдана и вместе с ним продолжал образование в разных городах Силезии, Словакии, Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Виттенберга. · За рубежом получил степень доктора медицины. · Обобщением научной деятельности и педагогической практики М.Смотрицкого явилась его книга "Грамматики словенския правилное синтагма" (1619). Это была первая систематизированная работа по описанию законов и форм церковнославянского языка. · По аналогии с греческим языком М.Смотрицкий разделил грамматику на орфографию, этимологию и синтаксис.
9. Изменения в организации образования В XVII-XVIII вв.
Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В развитии европейской образования в этот период происходят следующие важные изменения - новшества: · Начинается движение к всеобщему образованию как потребность во всеобщей грамотности. Это вызвано, прежде всего, требованием чтения Библии каждым человеком в протестантских государствах. Поэтому не случайно именно в протестантских государствах был более высокий уровень грамотности. Обучение грамоте в этих государствах зачастую становится делом семьи. · Надо также сказать о заботах религиозных организаций о распространении не просто грамотности, а начального образования. Так, во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев христианских школ» - католический орден. Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение здесь: - шло на родном языке, - в школе использовались самые передовые методы, - обучение было тесно соединено с воспитанием, - в школе почти отсутствовали наказания. · Усиление роли государства в управлении народной школой и даже попытки некоторых государств организовать всеобщее обучение. · Постепенный переход с латинского на национальные языки. · Усложнение содержания образования в народных школах. Традиционными предметами обучения в народных школах были: чтение, письмо, счет, пение и религия. Но ряд школ в это время пытался расширить рамки данных предметов. В этих школах также давались сведения о человеке, явлениях природы, законах государства, домохозяйстве и т.д. Школьное образование. 1 тип школы – народная школа: грамота, письмо, отдельные знания. 2 тип: городские, или бюргерские школы. Городские школы существовали во многих государствах Европы, давая образование городским жителям. 3 тип: реальные училища. Реальные училища возникли как отражение потребности средних городских сословий в более высоком реальном образовании. 4 тип: Средние школы. Под этим названием можно объединить разные школы Европы, дававшие образование, достаточное для обучения в университете. Назывались они по-разному: Англия - ученые школы, грамматические школы; Франция - лицеи и коллегии; Германия - гимназии и т.д. 5 тип: особые специальные школы, как, например, рыцарские академии в Германии или иезуитские колледжи во многих странах Европы. Иезуитские колледжи. Их история начинается со второй половины XVI века благодаря деятельности Игнатия Лойолы. Ключевой принцип иезуитской педагогической этики: каждый учащийся в меру своих сил должен стремиться к максимальному совершенству и «блеску» образования (excellence). Известно, сколь важную роль иезуиты всегда отводили искусству убеждения и диалога. Рыцарские академии. Стали создаваться в Германии после Тридцатилетней войны (1618 – 1648), до этого времени число их было невелико. Они стали учреждениями, где проводилась подготовка чиновников для государственной службы и командиров для военной службы. Высшее образование. XVII – XVIII вв. – время быстрого развития высшего образования в Западной Европе. Важнейшим в развитии университетского образования стало: · в его содержание широко входят естественные науки, (главные сферы естественных наук – материя, жизнь, человек), тем самым в университетах происходит соединение классической, гуманитарной культуры с естественными науками · начинается переход на национальные языки, позже других стран, в 1912 году, латинский язык был отменен в Италии. · начиная с XVII в. в европейских государствах начинают создаваться разного рода специальные высшие школы и институты: военные, лесные, сельскохозяйственные, педагогические и т.д. · важнейший признак Нового времени – создание в европейских государствах, начиная с XVII в., академии наук, которые своей важнейшей задачей ставят развитие и распространение научных знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.207 (0.011 с.) |