Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика просвещения и воспитания в древнебелорусских землях

Поиск

1). Формирование педагогических идей в Беларуси во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта последующим поколениям.

Этнопедагогика — это наука, предметом изучения которой является народная педагогика, то есть как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.

С появлением письменности народная педагогика стала источником для официальной педагогики, произведений художественной литературы, в которых затрагивались вопросы воспитания.

2). Педагогические рассуждения имели место в агиографической литературе (агиогра́фия— изучение жития святых) и, в частности, в "Житии Ефросиньи Полоцкой».

Ефросинья Полоцкая (1110-1173), дочь витебского князя Святослава. При рождении ей было дано имя Предслава. Занималась переписыванием книг по заказам горожан – таким образом, она способствовала распространению грамотности среди населения белорусских земель.

3).Кирилл Туровский (ок.1130-ок.1182). Древнерусский (старобелорусский) писатель, просветитель, церковный деятель. Родился в г. Турове, который был тогда своеобразным культурным центром. За годы жизни в монастыре он прославился как ученый-книжник, как человек необыкновенной моральной чистоты. Рукописные книги Туровского содержали советы и наказы о том, как надо воспитывать и детей, и взрослых. До нас дошли его "Слова-проповеди", "Молитвы", "Притчи". Вот как

4).В XIII в. западнорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, в котором белорусский язык фактически считался государственным. В середине ХШ в. начала складываться белорусская народность, оказавшая существенное влияние на развитие самобытной духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Беларуси.

В XIV-XV вв. центрами образования становятся крупные города - Вильно (Вильнюс), Полоцк, Витебск, Менск (Минск), Городня (Гродно), Берестье (Брест) и др. Здесь складываются передовые идеи просвещения и возникают первые школы.

5).Известными представителями просвещения и педагогической мысли на Беларуси в XVI-XVII вв. были Н.Гусовский, Ф.Скорина, С.Будный, В.Тяпинский, Л.Зизаний, М.Смотрицкий и др.

Николай Гусовский (1470-1533). Просветитель, поэт-гуманист, один из основателей эстетической науки и литературной критики эпохи Возрождения.

· Его поэтический сборник "Песнь о зубре" - это патриотический призыв к объединению и дружбе разных по вере и культуре народов, прославление деятельной, свободной, гармонически развитой личности. Зубр в поэме - аллегорический образ родного края, символ его могущества.

· Н.Гусовский пропагандировал идею морального совершенствования общества, повышения его образованности.

Педагогическая мысль

в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации

Франциск Скорина (ок.1490-1551). Белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист, ученый-энциклопедист и писатель эпохи Возрождения.

· Учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философских наук. А в Подуанском университете получил степень доктора медицины. Имел также степень доктора свободных наук.

· При поддержке виленских меценатов создал в Праге первую в истории белорусскую типографию. В течение 1517-1519 гг. Ф.Скорина опубликовал с комментариями на языке, приближенном к языку белорусской письменности, 23 книги Библии под общим названием "Библия русская..."

Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был понятен жителям Великого княжества Литовского - где говорили, в основном, на белорусском языке. Язык Библии основан на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов.

Долгое время среди белорусских лингвистов велись дискуссии: Библия Скорины - это белорусская редакция (извод) церковнославянского языка? или церковный стиль старобелорусского языка?

В настоящее время белорусские лингвисты сходятся во мнении, что язык переводов Библии Франциска Скорины — это белорусская редакция (извод) церковнославянского языка. При этом в работах Скорины замечено влияние чешского и польского языков.

Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала комментарии от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный подобный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь не признавала книги Скорины.

Симон Будный (ок. 1530—1593). Всесторонне образованный ученый, получивший мировую известность, видный деятель белорусской культуры, переводчик и педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве.

· Просветитель проявлял большую заботу о школьном образовании, выдвигая на первый план требование права на образование всех сословий.

· С точки зрения С.Будного основа воспитания - труд.

· Он требует всестороннего развития человека, предлагает выявлять и воспитывать среди народа таланты.

· Следуя примеру Ф.Скорины, Будный осуществляет перевод Библии и делает соответствующие комментарии, толкования и разъяснения, предполагая использовать ее как источник знаний и средство просвещения населения.

Василь Тяпинский (1540-1603). Просветитель-гуманист, писатель и книгоиздатель, продолжатель просветительских традиций Ф.Скорины и С.Будного.

· Он смело и широко вводил в язык своих произведений элементы живой разговорной речи белорусского народа.

· В.Тяпинский считал, что единственным средством избавления родины от общественно-политических и национальных бед является забота о развитии народного образования, воспитании самосознания и национального достоинства.

Лаврентий Зизаний (Тустановский - ок.1560-1634). Педагог-гуманист, церковный деятель, языковед, переводчик, публицист.

· Работал учителем церковнославянского и греческого языков во Львовской, Брестской и Виленской братских школах.

· В 1596 г. в Вильно было издано его учебное пособие "Азбука ", которое состояло из трех частей: материал, который учил читать и писать; дополнительный лексический материал; церковные полемические тексты и молитвы. Книга могла использоваться и в церковном, и в светском обучении.

· В этом же году вышла книга Л.Зизания "Лексис" - своеобразная славянская энциклопедия, в которой приводились различные сведения из военной истории, философии, географии, этнографии, биологии, медицины, давалось объяснение некоторых психологических и педагогических терминов.

· Большую роль в развитии старобелорусского языка сыграла " Грамматика словепска " (1596) Л.3изания - первый учебник по славянской грамматике.

Милетий Смотрицкий (ок. 1578-1633). Общественно-политический и церковный деятель, писатель.

· Занимался педагогической деятельностью в православных братских школах Вильно, Минска, Киева, где преподавал старославянский, греческий и латинский языки.

· Был учителем сына князя Соломорецкого Богдана и вместе с ним продолжал образование в разных городах Силезии, Словакии, Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Нюрнберга, Виттенберга.

· За рубежом получил степень доктора медицины.

· Обобщением научной деятельности и педагогической практики М.Смотрицкого явилась его книга "Грамматики словенския правилное синтагма" (1619). Это была первая систематизированная работа по описанию законов и форм церковнославянского языка.

· По аналогии с греческим языком М.Смотрицкий разделил грамматику на орфографию, этимологию и синтаксис.

 

9. Изменения в организации образования

В XVII-XVIII вв.

 

Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности.

В развитии европейской образования в этот период происходят следующие важные изменения - новшества:

· Начинается движение к всеобщему образованию как потребность во всеобщей грамотности. Это вызвано, прежде всего, требованием чтения Библии каждым человеком в протестантских государствах. Поэтому не случайно именно в протестантских государствах был более высокий уровень грамотности. Обучение грамоте в этих государствах зачастую становится делом семьи.

· Надо также сказать о заботах религиозных организаций о распространении не просто грамотности, а начального образования. Так, во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев христианских школ» - католический орден. Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение здесь:

- шло на родном языке,

- в школе использовались самые передовые методы,

- обучение было тесно соединено с воспитанием,

- в школе почти отсутствовали наказания.

· Усиление роли государства в управлении народной школой и даже попытки некоторых государств организовать всеобщее обучение.

· Постепенный переход с латинского на национальные языки.

· Усложнение содержания образования в народных школах. Традиционными предметами обучения в народных школах были: чтение, письмо, счет, пение и религия. Но ряд школ в это время пытался расширить рамки данных предметов. В этих школах также давались сведения о человеке, явлениях природы, законах государства, домохозяйстве и т.д.

Школьное образование.

1 тип школы – народная школа: грамота, письмо, отдельные знания.

2 тип: городские, или бюргерские школы. Городские школы существовали во многих государствах Европы, давая образование городским жителям.

3 тип: реальные училища. Реальные училища возникли как отражение потребности средних городских сословий в более высоком реальном образовании.

4 тип: Средние школы. Под этим названием можно объединить разные школы Европы, дававшие образование, достаточное для обучения в университете.

Назывались они по-разному:

Англия - ученые школы, грамматические школы;

Франция - лицеи и коллегии;

Германия - гимназии и т.д.

5 тип: особые специальные школы, как, например, рыцарские академии в Германии или иезуитские колледжи во многих странах Европы.

Иезуитские колледжи. Их история начинается со второй половины XVI века благодаря деятельности Игнатия Лойолы.

Ключевой принцип иезуитской педагогической этики: каждый учащийся в меру своих сил должен стремиться к максимальному совершенству и «блеску» образования (excellence).

Известно, сколь важную роль иезуиты всегда отводили искусству убеждения и диалога.

Рыцарские академии. Стали создаваться в Германии после Тридцатилетней войны (1618 – 1648), до этого времени число их было невелико. Они стали учреждениями, где проводилась подготовка чиновников для государственной службы и командиров для военной службы.

Высшее образование. XVII – XVIII вв. – время быстрого развития высшего образования в Западной Европе.

Важнейшим в развитии университетского образования стало:

· в его содержание широко входят естественные науки, (главные сферы естественных наук – материя, жизнь, человек), тем самым в университетах происходит соединение классической, гуманитарной культуры с естественными науками

· начинается переход на национальные языки, позже других стран, в 1912 году, латинский язык был отменен в Италии.

· начиная с XVII в. в европейских государствах начинают создаваться разного рода специальные высшие школы и институты: военные, лесные, сельскохозяйственные, педагогические и т.д.

· важнейший признак Нового времени – создание в европейских государствах, начиная с XVII в., академии наук, которые своей важнейшей задачей ставят развитие и распространение научных знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.207 (0.011 с.)