Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие научно-теоретических основ физического воспитания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наибольшее значение для развития научной системы физического воспитания имели труды революционной интеллигенции, выступавшей на защиту интересов народа Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861). Они считали, что для сохранения и укрепления здоровья необходима активная функциональная деятельность всех органов человеческого тела, а здоровье человека они оценивали очень высоко. Всестороннее гармоническое развитие личности невозможно без сочетания физического, умственного, эстетического и нравственного воспитания. Чернышевский и Добролюбов критиковали немецкую муштрующую гимнастику, усиленно насаждавшуюся в России правительством. Они высоко ценили народные игры и физические упражнения, так Чернышевский положительно отзывался о борьбе, а Добролюбову нравились народные физические упражнения киргизов и башкир. Все вопросы просвещения и воспитания масс они связывали с революционной борьбой. Просвещенный человек выступает у них как активный борец за переустройство общества. Литературный герой романа Чернышевского «Что делать?» - Рахметов разработал систему закаливания и развития физических и моральных качеств для того, чтобы отдать их на служение своему народу. Это был идеал, ставший впоследствии идеалом передовой русской молодежи. Идеи революционеров – демократов нашли свой отклик в деятельности демократической русской интеллигенции: педагогов, врачей, писателей и др. Значение физического воспитания в своей педагогической системе показал К.Д.Ушинский (1824-1870). В своей работе «Человек как предмет воспитания» Ушинский утверждал, что физическое состояние неизбежно оказывает влияние и на интеллект. Правильно построив процесс физического воспитания ребенка, можно оказывать воздействие на развитие его умственных способностей, и наоборот, умственная деятельность способствует правильному физическому развитию. Основными средствами физического и нравственного воспитания он считал труд и детские игры, которые отражают жизнь и творчество народа. Как педагог он обратил внимание на необходимость во время учебных занятий по теоретическим дисциплинам проводить пятиминутное занятие физическими упражнениями. Выступая в печати, русский критик и публицист Д.И.Писарев (1840-1868) требовал серьезной коррекции существующей системы физического воспитания детей. Он считал, что необходимо ввести школьную гигиену, организовать врачебный контроль, чтобы физическое воспитание детей носило оздоровительный и закаливающей эффект. За «свободное воспитание» выступал писатель Л.Н.Толстой (1828-1910), который считал, что всякое воспитание есть насилие, так как воспитатели навязывают ученикам свои представления, а это противоречит свободному развитию личности. Физическое воспитание детей Толстой считал частью общего «свободного воспитания», что и было внедрено в практику в Яснополянской школе созданной и руководимой им. Во время занятий физическими упражнениями дети действовали совершенно самостоятельно, без организованного руководства. Большое значение для естественнонаучного обоснования вопросов физического воспитания имели работы русского хирурга и анатома Н.И.Пирогова (1810-1881), который указал на необходимость изучать отдельные органы не с ознакомления с их внешним видом и устройством, а с уяснения назначения этого органа и его функций. Таким образом, Пирогов положил начало функциональной анатомии. Данное положение дало возможность русским ученым понять зависимость строения органов движения от их функций и выяснить влияние повторных движений, в том числе и физических упражнений, на изменение форм тела. А также физиолога И.М.Сеченова (1829-1905), который опытным путем доказал, что деятельность нервно-мышечного аппарата непрерывно связана с деятельностью центральной нервной системы и зависит от нее. Сеченов показал, как при повторных движениях, организм постепенно освобождается от излишних сокращений, ненужных для данной работы и это открытие легло в основу теории формирования двигательных навыков. Он доказал, что восстановление работоспособности утомленных мышц происходит быстрее при работе их антагонистов, и это позволило дать материальную основу теории активного отдыха. Развитие капитализма в России к концу 19 и началу 20 века вызвало потребность в образованных рабочих и специалистах. Однако, сложившиеся условия с образованием населения могли констатировать, что ¾ населения страны были неграмотными. Невозможность посещать школы детям рабочих и крестьянской бедноты приводило к неудовлетворительному состоянию и их физического развития, а это повышало процент не пригодных к военной службе. Подобное положение не могло не привлечь внимание русской общественности к народному образованию. Известный детский врач, педагог и редактор журнала «Вестник воспитания» - Е.А. Покровский (1834-1895) свои многочисленные работы и статьи (более 70) посвятил физическому воспитанию детей и молодежи сельской местности. Он выступал с требованием кардинального пересмотра существующей системы физического воспитания и считал народные игры главным средством физического воспитания детей. Именно игры, писал Покровский в своей книге «Детские игры», являются отражением различных сторон жизни народа и поэтому они «и симпатичнее, и понятнее, и увлекательнее для детей». Игры, отмечал Покровский, содействуют физическому развитию, оздоровлению, укреплению воли, способствуют развитию творческих сил, значительно оживляют психическую деятельность и увлекая ребенка, дают всему его организму равномерную физическую нагрузку. Высоко оценивая роль преподавателя детских игр Покровский считал, что они должны обладать глубокими знаниями в области анатомии, физиологии, психологии, медицины. Ученик и соратник Покровского врач-гигиенист Е.М.Дементьев (1850-1918) в своих работах «Гимнастика или игра», «Физическое воспитание юношества в современной системе школьного воспитания» и других разделял взгляды учителя. Дементьев считал, что игры способствуют оживлению деятельности внутренних органов, благотворно влияют на нервную систему, развивают органы чувств и воспитывают волю. В отличие от Покровского предпочтение отдавал спортивным играм: футбол, хоккей, волейбол, тенис и др. Его сборник игр на протяжении многих лет был лучшим руководством для преподавателей физического воспитания. Весомый вклад в дальнейшую разработку как теоретического, так и медико-биологического направлений основ физического воспитания внесли В.С.Пирусский (1857-1933) – врач, который работал в области спортивной медицины и физической культуры в Сибири. Впоследствии он основал институт физической культуры в городе Томске. В.В.Гориневский (1857-1937) – закончил медико-хирургическую академию в Петербурге. В работе «Физическое образование» он подробно осветил состояние здоровья детей и постановку физического воспитания в школах. Гориневский был сторонником гармонического развития личности ребенка, выступая против военной гимнастики, за проведение игр в школе, а также за медицинский контроль при занятиях физическими упражнениями. Он автор многих работ по спортивной медицине, что впоследствии легло в основу науки о физическом воспитании. В.Е.Игнатьев (1867-1927) – ученый-гигиенист, который в работе «Физическое воспитание» с медико-биологической стороны показал значение гимнастики и игр для развития мышечной, сердечно-сосудистой и костной систем организма. Работал в области общей теории физического воспитания, впоследствии ректор института физической культуры в Москве. Значительную роль в развитие теории и практики физического воспитания в России сыграл П.Ф.Лесгафт (1837-1909) – выдающийся российский ученый, который первым начал изучать процесс физического воспитания как объект специального научного исследования. Система физического образования П.Ф.Лесгафта была самой научно обоснованной, но она не стала в России основой национальной системы физического воспитания в связи с отсутствием квалифицированных педагогов. Одним из первых П.Ф.Лесгафт обратил внимание на подготовку кадров специалистов в области физического воспитания. Он инициатор и руководитель Петербургского общества содействия физическому развитию учащейся молодежи (1893), а в 1896 году получил разрешение открыть «Временные курсы для приготовления руководительниц физических упражнений и игр» при данном обществе, которые в дальнейшем были переименованы в «Высшие курсы воспитательниц и руководитель ниц физического образования». Это было наиболее престижное учебное заведение, где преподавали лучшие ученые, а в годы первой русской революции курсы были преобразованы в «Высшую вольную школу», ее помещения использовались для студенческих сходок, рабочих собраний, что и привело к закрытию школы, которая возобновила свои занятия, но, увы, после смерти П.Ф.Лесгафта. Работы П.Ф.Лесгафта и сегодня сохраняют свою научную ценность как в теории, так и в практике физической культуры. Его именем назван один из старейших вузов физической культуры нашей страны – Государственный институт физического образования в Ленинграде, ныне Национальный Государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. 3.2.2. Физическая подготовка в армии. Поражение в Крымской войне вызывало необходимость правительство серьезно пересмотреть свое отношение к совершенствованию боевой и физической подготовки войск. Кроме пересмотра военных уставов в практику обучения войск в 1859 году были разработаны и утверждены в «Правила для обучения гимнастике в войсках». Средствами в данном документе указывались следующие физические упражнения: бег, прыжки, лазание по лестнице, канату, упражнения на снарядах (конь, брусья, перекладина), преодоление препятствий. К данному документу было принято решение об обучении штыковому бою. Немаловажное значение в вопросах улучшения организации физической и боевой подготовки армейских контингентов сыграла реформа 1874 года, согласно которой принимался на России закон о всеобщей воинской повинности, в связи с чем отменялся рекрутский набор (25 лет службы) и срок службы сокращался до 6 лет. Таким образом, сроки службы сократились, а контингент военнообязанных увеличился, что требовало особого внимания к физическому воспитанию допризывной молодежи и внесение коррективов в повышение качества боевой и физической подготовки в армии. В 1879 году утвержден официальный документ – «Наставление для обучения войск гимнастике», в котором четко были определены задачи физической подготовки, методика проведения занятий, указаны основные средства и способы оценки физической подготовленности. Для решения данного комплекса требований занятия в войсках и военных учебных заведениях проводили на площадках с гимнастическим оборудованием и специальными полосами препятствий. Кроме обязательных занятий гимнастикой и фехтованием в программах военных учебных заведений предусматривались также: игры, стрельба, прогулки, верховая езда, экскурсии на местности и другие. Предпринимаются меры решения вопроса о подготовке кадров – руководителей, способных вести занятия по гимнастике и фехтованию. Инициатором курсов по подготовке данной категории специалисты был П.Ф.Лесгафт. В 1874 году своей статьей о влиянии естественной гимнастики на организм, он привлекает внимание военного ведомства, в ведении которого находилась Медико-хирургическая академия, которую окончил П.Ф.Лесгафт. По распоряжению данного ведомства П.Ф.Лесгафта посылают в командировку за границу с целью изучения системы физического воспитания и подготовки кадров в странах Западной Европы. С 1877 года по 1882 год в Петербурге по разработанной П.Ф.Лесгафтом программе физической подготовки войск были открыты двухгодичные курсы по подготовке специалистов гимнастики и фехтования. В дальнейшем подобные курсы подготовки инструкторов данных видов были открыты в военных округах ряда городов России. На Тихоокеанском флоте в 1895 году в изданном адмиралом С.О.Макаровым приказе предписывалось на всех судах флота три раза в неделю заниматься физической подготовкой матросов обязательно. Несмотря на данные положительные моменты в военно-физической подготовке войск удовлетворить потребности армии не могли и русско-японская война это доказала. Необходима была более тщательная и совершенная разработка системы физической подготовке войск. На протяжении четырех лет с 1908-1912 годы проводится большая работа по пересмотру содержания уставов, инструкций, руководств и других документов, где главной задачей является повышение требований к физической и психологической подготовке бойцов. Содержание программ физической подготовки войск дополняется новыми видами военно-прикладных упражнений. Это стрельба, плавание, передвижение на местности, а также предусматривается проведение состязаний в частях по легкой атлетике, гимнастике, футболу и другим видам спорта. Инициатором подобных состязаний стали слушатели, созданной в Петербурге (1909) военной фехтовально-гимнастической школы. В 1910 году были проведены показательные выступления выпускников данной школы по фехтованию, гимнастике, легкой атлетике. Срок обучения в школе был один год. С 1911 года соревнования на приз военного ведомства по легкой атлетике стали проводиться среди учащихся военных учебных заведений, и через год (1912) – в гвардейских, гренадерских полках, флотских экипажах. Большая заслуга в разработке теоретических положений и практических мер физической подготовки войск принадлежит П.Ф.Лесгафту, А.Д.Бутовскому и М.И.Драгомирову. П.Ф.Лесгафт (1837-1909) в разработанной им программе для подготовки офицерских кадров в военных гимназиях и кадетских корпусах считал необходимым вести подбор упражнений, считаясь с профессиональной деятельностью солдата. Они должны быть общими, подготовительными и специальными. Основными средствами П.Ф.Лесгафт считал бег, плавание, упражнения на снарядах, борьба, игры и другие. А.Д.Бутовский (1838-1917) – генерал, как теоретик, был автором многих документов и программ по физической подготовке войск. В программах он указывал на необходимость проводить занятия, сочетая общеразвивающие и прикладные упражнения. Он сам преподавал на курсах офицеров теорию и методику физических упражнений, историю. М.И.Драгомиров (1830-1905)- генерал, военный теоретик, считал, что для солдата физическая подготовка должны быть главным средством для воспитания у него физических и морально-волевых качеств. В его системе применялись упражнения, связанные с действием штыком, ударами по подвижной мишени, преодоление полосы препятствий, штыковой бой, лазание, бег, вольтижировка (особенно для кавалериста) и другие. Однако, стремление прогрессивных деятелей России улучшить физическую подготовку в армии и военно-учебных заведениях было недостаточным, уровень физической подготовки русской армии оставался низким.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 3598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.013 с.) |