Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая культура дворянской империи XVIII века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность Петра 1 содействовала обогащению и развитию национальной культуры, в том числе и физической культуры. Однако знакомство с западноевропейской культурой имело и негативные последствия. Российское дворянство, легко восприняв ее внешние атрибуты, слепо ей приклоняясь, стало проявлять пренебрежение ко всему русскому. Особенно это проявилось у высшего дворянства, окружавшего императорский двор. В результате дворцовых смут и переворотов, после смерти Петра 1 (1725) во главе государства нередко оказывались люди, стремившиеся насадить в России иноземные порядки. Эта тенденция проявилась и в армии. Созданные Петром основы национальной системы военно-физической подготовки начали вытесняться прусской системой, основанной на муштре. Преуспел в этом фаворит Анны Иоановны – фельдмаршал Миних. При нем все внимание в подготовке солдат стали обращать на внешнюю выправку, парадность шага, равнение в строю. Всякое проявление инициативы строго наказывалось. Основным методом поддержанием дисциплины было наказание. Передовая часть русского офицерства старалась противодействовать этим тенденциям, сохранять и развивать петровские традиции. Среди них в те годы особо выделялся фельдмаршал П.А.Румянцев (1720-1796). Отказом от слепого подражания западным образцам и попытками улучшить военно-физическую подготовку солдат был известен Г.А.Потемкин (1739-1791). Главная заслуга в развитии петровских традиций в армии принадлежит выдающемуся полководцу А.В.Суворову (1730-1800). Во времена Суворова во всех западноевропейских армиях господствовала линейная тактика, основанная на «кордонной», - защитной стратегии, а главная роль в боевых действиях отводилась огнестрельному оружию. А.В.Суворов, учитывая его небольшую дальнобойность и низкую скорострельность, выступил инициатором наступательной стратегии и маневренной тактики, суть которой - быстрое преодоление солдатом огневой зоны и мощный штыковой удар. Применение такой тактики требовало от солдат не только владения боевой техникой, но и высоких физических качеств, быстроты, умения определять дистанцию, проявления инициативы, смелости и решительности. Эти требования Суворов, с присущей ему лаконичностью определил в формуле "глазомер, быстрота и натиск". Свои взгляды А.В.Суворов изложил в сочинениях «Полковое учение» и «Наука побеждать». Физическая подготовка солдат подчинялась этим искусствам. Солдаты учились быстроте перестроений и передвижений, меткому огню, рукопашной схватке, которой придавалось решающее значение ("пуля - дура, штык - молодец"). Знаменитый поход суворовской армии через Альпы стал возможным лишь потому, что в мирное время А.В.Суворов придавал большое значение воспитанию физической выносливости и закаливанию солдат. Учения и маневры включали в себя быстрые марши на большие расстояния, проводимые днем и ночью, независимо от погоды и условий местности, преодоление естественных препятствий, форсирование водных преград. Солдат обучали плаванию, бегу, лазанию по лестницам, переходам через валы и рвы и т.п. В результате А.В.Суворов поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной армии мира. На флоте петровско-суворовские традиции военно-физической подготовки воплощал адмирал Ф.Ф.Ушаков (1744-1817). Специальная физическая подготовка матросов включала упражнения в лазании по канатам и мачтам, бег по корабельным снастям, упражнения на быстроту в установке и уборке парусов, занятия плаванием и греблей, прицельной стрельбой с движущихся качелей, имитирующих качку, учебные абордажные бои и десантные операции, штурмы крепостей и пр. Будучи одной из наиболее прогрессивных систем военно-физической подготовки моряков, она способствовала повышению боеспособности российского флота. С середины XVIII века представители передовой русской интеллигенции стали широко распространять идеи просветительства и прогрессивной педагогики, в том числе, и применительно к физическому воспитанию. Своей деятельностью они внесли существенный вклад в развитие научных основ физического воспитания. Гениальный ученый М.В.Ломоносов (1711-1765) поднял ряд вопросов личной и социальной гигиены, имевших общенародное значение. Он считал, что особую роль в сохранении здоровья и физического развития имеет движение, и предлагал поставить перед правительством вопрос о государственных мероприятиях по организации физического воспитания граждан России. Одна из статей, которые М.В.Ломоносов собирался написать, названа "Олимпийские игры". О физическом воспитании детей заботился и известный государственный деятель И.И. Бецкой (1704-1795). Будучи за рубежом, он познакомился с трудами Ж.Ж. Руссо и Д. Локка, а вернувшись в Россию, выступил с идеей создания воспитательных домов для детей разных сословий. Он разработал для них Устав и программу, а также подготовил методическое руководство - "Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества" (1766). Бецкой установил пять возрастных групп детей, с учетом которых рекомендовал проводить занятия, направленные на развитие тела и укрепление здоровья воспитуемых. Лучшими средствами физического воспитания он считал прогулки, забавы и игры на свежем воздухе, различные телодвижения, закаливающие процедуры. Старшие воспитанники привилегированных учебных заведений сверх того должны были заниматься "мячиковой игрой", верховой ездой, вольтижировкой и фехтованием. Как представитель дворянской педагогики, И.И.Бецкой выразил в своей воспитательной системе интересы, прежде всего, господствующего класса. Значительное место физическое воспитание занимало в просветительской деятельности Н.И.Новикова (1744-1818). Он опубликовал статью "О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия", в которой изложил свои взгляды на систему воспитания, предназначенную для народа и состоявшую из трех составных частей: физического, нравственного и умственного воспитания. Начинать физическое воспитание он рекомендовал с грудного возраста, путем закаливания детей, в дальнейшем оно должно дополняться ходьбой, бегом, борьбой, подвижными играми и народными танцами. Распространение прогрессивных педагогических и просветительских идей Н.И.Новикова оказало большое влияние на формирование теоретических основ физического воспитания в России. Еще более решительно против дворянской системы воспитания того времени выступал великий русский просветитель и философ А.Н. Радищев (1749-1802). Он считал, что оно рассчитано, главным образом, на подготовку "высокомерных щеголей", а главным, по мнению Радищева, в воспитании должно быть воспитание "истинных сынов отечества, активных борцов за счастье народа". Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания Радищев считал закаливание, естественные упражнения, широко применяемые в народном быту, физический труд. В "Путешествии из Петербурга в Москву" он рассуждает о том, что нужно учить юношей не по паркетам ногами шаркать, а бегать быстро, плавать не утомляясь, поднимать тяжести без натуги, ездить верхом, стрелять, владеть холодным оружием. На страницах повести отведено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек. Взгляды А.Н.Радищева на физическое воспитание вытекали из его философского понимания человека, как существа социального. Поэтому он считал, что оно должно носить общественный характер и одним из первых в нашей стране провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян. Просветительские реформы не оказали существенного влияния на практику физического воспитания, но, тем не менее, под их воздействием во второй половине XVIII века, у представителей привилегированных кругов наметился повышенный интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В Россию активно стали приглашаться учителя фехтования, верховой езды, танцев, начали выходить пособия по обучению этим упражнениям. Так, в 1796 году, учитель фехтования Балтазар Фишер опубликовал книгу "Искусство фехтования во всем его пространстве". Значительное место в дворянском быту занимали игры с мячом, шахматы, шашки. При Екатерине II на берегу Невы архитектором Кокориновым был выстроен роскошный корпус для игры в мяч. Из Франции был выписан "профессор мячиковой игры", который обучал столичную молодежь игре в "же де пом", прообраз современного тенниса. Дворяне с увлечением играли в волан, игру, напоминавшую бадминтон, крокет, лапту и др. Во многих пригородах, городских площадях стали сооружаться катальные горки, на реках и прудах расчищаться катки для катания на коньках. Известны факты проведения первых соревнований: "шлюпочный бег" по Неве - состязания типа открытых стартов, куда приглашались все желающие. Старт - у Летнего сада, финиш - у Сенатской площади, где победителям вручали денежные награды. Увлечению столичной молодежи верховой ездой способствовало устройство в Петербурге российских каруселей - конных состязаний по образцу западноевропейских, пришедших на смену рыцарским турнирам. В каруселях состязались группы всадников и всадниц - кадрилии, участники которых одевались в разные наряды. Соответственно были кадрилии: римская, славянская, индийская, турецкая. Игры и состязания проходили на площади перед Зимним дворцом под наблюдением специально назначенных судей и пользовались большим успехом у участников и зрителей. Возможно, под влиянием идей М.В.Ломоносова, Екатерина II учредила в 1766 году "Петербургские олимпийские игры" - праздник, в программе которого помимо аттракционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вручали золотые медали с подписью "С Алфеевых на Невские берега". Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа. К сожалению, ни об условиях состязания, ни об именах победителей, пока сведений нет, но сам факт проведения таких соревнований примечателен для истории физической культуры России XVIII века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.007 с.) |