Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая культура и спорт в РоссииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие о физической культуре и спорте, их роль и значение в общем развитии и культуре человека. Классификация средств физического воспитания и видов спорта. Место художественной гимнастики в общей системе средств физического воспитания. Единая всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормативы и требования по художественной гимнастике. История развития и современное состояние художественной гимнастики История развития художественной гимнастики в России и на международной арене. Анализ результатов крупнейших всероссийских и международных соревнований. Задачи, тенденции и перспективы развития художественной гимнастики. История развития вятской художественной гимнастики. Достижения кировских гимнасток. Строение и функции организма человека Краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение и функции внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, органов пищеварения и нервной системы. Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных органов и систем организма. 4. Общая и специальная физическая подготовка Понятие об общей и специальной физической подготовке. Методика развития двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты, прыгучести, силы, выносливости и равновесия. Правила построения и проведения комплексов по общей и специальной физической подготовке. Основы техники и методика обучения упражнениям Художественной гимнастики Принципы, этапы и методы обучения. Ошибки, их предупреждение и исправление. Основы техники, типичные ошибки и методика обучения упражнениям без предмета: волнам и взмахам, равновесиям, наклонам, поворотам, прыжкам, полуакробатическим элементам. Основы техники, типичные ошибки и методика обучения упражнениям с предметами: броскам, отбивам, ловле, перекатам, вращениям, вертушкам, мельницам, спиралям. Методика проведения учебно-тренировочных занятий Общая характеристика задач учебно-тренировочных занятий. Структура занятия. Назначение, содержание, построение и методика проведения подготовительной, основной и заключительной частей тренировки. Понятие об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок. Факторы, обусловливающие эффект тренировки. Планирование тренировки. 7. Психологическая подготовка гимнасток Сущность психологической подготовки, ее значение, задачи, виды. Характеристика видов предстартовых состояний: боевой готовности, предстартовой лихорадки, предстартовой апатии. Методика формирования состояния боевой готовности. Методика преодоления неблагоприятных состояний. Методика подготовки к исполнению упражнений на оценку. Сущность и назначение идеомоторной тренировки. Психорегулирующая тренировка. Психологическая подготовка в тренировочном процессе. Значение и методика морально-волевой подготовки. Основы музыкальной грамоты Значение музыки в художественной гимнастике. Понятие о содержании и характере музыки. Программная, непрограммная музыка. Свойства музыкального звука. Метр, такт, размер. Ритм и мелодия музыки. Темп, музыкальная динамика, регистровая окраска. Форма и фразировка. История музыки и музыкальная литература. Жизнь и творчество композиторов-классиков. Прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций. Основы композиции и методика составления произвольных комбинаций Понятие о содержании, композиции и исполнении произвольных комбинации, требования к ним, компоненты оценки. Этапы и методика составления произвольных комбинаций. Способы создания новых элементов. Правила судейства, организация и проведение соревнований Значение спортивных соревнований. Виды соревнований. Разбор и изучение правил соревнований. Классификация сбавок. Типичные ошибки при исполнении упражнений без предмета и с предметами. Сбавки за содержание, композицию и качество исполнения произвольных комбинаций. Организация и проведение соревнований. Подготовка к соревнованиям. Судейская коллегия, права и обязанности. Учет и оформление результатов соревнований. 11. Периодизация и особенности тренировки иа разных этапах подготовки Понятие о спортивной форме и этапах ее становления. Календарь спортивных соревнований и деление годичного цикла подготовки на периоды, этапы, мезо- и микроциклы. Краткая характеристика соревнования, объема и интенсивности тренировочных нагрузок на общеподготовительном и специально-подготовительном этапах подготовительного периода тренировки. Особенности тренировки в соревновательном периоде. Задачи и содержание тренировочной работы в переходном периоде. Планирование, учет и контроль в тренировочном процессе Значение и роль планирования, учета и контроля в управлении тренировочным процессом. Виды планирования: перспективное, текущее и оперативное. Содержание и документы планирования. Виды учета и контроля: поэтапный, текущий и оперативный. Содержание и документы учета и контроля. Дневник гимнастки, его значение в общем процессе управления. Режим, питание и гигиена гимнасток Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Рекомендации к режиму дня гимнасток. Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоении пищи, энергозатраты при физических нагрузках. Рекомендации по питанию гимнасток. Понятие о гигиене труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища, места учебы и занятий спортом. Травмы и заболевания. Меры профилактики, первая помощь Понятие о травмах. Краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий, вывихи, переломы, кровотечения. Причины травм и их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи. Понятие о здоровье и болезни. Наиболее общие причины заболеваний, меры профилактики. Закаливание как одна из действенных мер профилактики заболеваний. Средства закаливания и методика их применения. Техника безопасности на занятиях художественной гимнастикой. Олимпийское движение. История Олимпийских Игр. Олимпийские Игры современности. Олимпийское движение: принципы, традиции, правила. Россия олимпийская.
4.2. Физическая подготовка. Современная система подготовки юных высококвалифицированных гимнасток для создания прочного технического мастерства предусматривает одним из основных видов подготовки специальную физическую подготовку, которая направлена на повышение уровня функциональных возможностей и создание специального фундамента физических качеств, характерных для всех видов многоборья художественной гимнастики. Физическая подготовка гимнасток, особенно на этапе углубленной специализации и спортивного совершенствования является одним из важнейших направлений в практике современной тренировки.
Краткая характеристика специальной физической подготовки в художественной гимнастике. Прогресс спортивных достижений, рост и «омоложение» спортсменок высокого класса обуславливает необходимость постоянного совершенствования системы многолетней подготовки. Основные тенденции развития спортивной тренировки в олимпийских видахспорта предусматривают: · системный подход к формированию тренировочного процесса; · обеспечение и создание условий для долговременной адаптации; · интенсификацию тренировочных нагрузок при целенаправленной организации восстановительных режимов. При подготовкеюных высококвалифицированных спортсменов выделяюттакие перспективные направлениякак · снижениевозрастной специализированной подготовки; · опережающие темпы повышениятехнического мастерства на этапе спортивного совершенствования; · большая вариабельность видов подготовки на этапе спортивного совершенствования; · рациональное соотношение в общефизической и специальной подготовке; · принцип единства общефизической и специально-физической подготовки. Два последних методических положения предполагают органическую взаимосвязь их при доминирующем значении ОФП на первом и втором годах спортивной подготовки. Дальнейшее соотношение видов физического совершенствования создают предпосылки выполнения специальных упражнений (СФП-2) на высоком техническом уровне, в большом объеме и высокой интенсивности. Примерное соотношение ОФП и СФП в многолетнем тренировочном процессе
Основополагающим видом подготовки спортсмена, определяющим спортивный результат, является техническая подготовка, фундамент которой составляет физическая подготовка. Поэтому тренеры должны обращать особое внимание на все виды физической подготовки (ОФП, СФП), особенно на этапах углубленной специализации. Физическая подготовка - это часть подготовки, направленной на укрепление его органов и систем, повышающих функциональные возможности и развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и др.) с одновременным улучшением способности координировать движения, проявлять волевые качества, совершенствовать технику выполнения специфических двигательных актов. В настоящее время физическую подготовку принято делить на общефизическую и специально-физическую. В специально-физической выделяют: СФП-1 и СФП-2. СФП-1 - предварительная специально-физическая подготовка, направленная на построение специального фундамента для освоения общей техники движений. СФП-2 - основная специально-физическая подготовка, цель которой способствовать высокому развитию и совершенствованию двигательного потенциала применительно к данному виду спорта. Физическая подготовка может проводиться в самых разнообразных условиях - в спортивном зале, на стадионе, у водоемов, в лесу, в бассейне и дома. Разнообразие условий мест предполагает большой арсенал физических упражнений из гимнастики - общей и атлетической, аэробики (степ, танцевальной, фит-нес, гидро и др.), шейпинга, калланетика, йоги, легкой атлетики, акробатики, спортивных игр и т.д.
Общефизическая подготовка предполагает разностороннее комплексное воздействие упражнений на организм спортсмена, совершенствование необходимых для достижения высоких спортивных результатов; совершенствование его двигательных качеств и через них создание «функциональной базы» общего характера, оздоровление организма, создание условий для активного отдыха. Чем выше работоспособность спортсмена, тем лучше и прочнее он воспринимает тренировочные нагрузки, быстрее к ним адаптируется и достигает более высокого уровня мастерства и развития двигательных качеств. Необходимо учитывать важную роль в ОФП упражнений тотального (глобального) по своему воздействию (бег, плавание, спортивные игры, кросс), заставляющих работать все органы. Весьма важно через ОФП укреплять «слабые места» в организме, повышать функциональные возможности «отстающих» органов и систем. Решая основные задачи, такие,как увеличение силы, силовой выносливости,развитие общей выносливости, ловкости, необходимо параллельно решатьсопутствующие задачи физической подготовки - воспитание правильнойосанки, исправлениедефектов телосложения, повышение способностиконцентрировать внимание и усилия на определенных группах мышц, воспитывать волю к проявлению максимальных усилий, улучшать эластичность и подвижность суставов,развивать способность к проявлению «взрывной» силы, атакже воспитание силы воли и решительности. Таким образом, ОФП готовит по всем «направлениям» фундамент для следующих ступеней ФП - СФП-1 и СФП-2. Основные средства ОФП распределяются в годичном цикле и тренировочном занятии, исходя из задачи этапа подготовки, состояния организма. В тренировочном занятии обычно осуществляется следующая последовательность: Во-первых, по двигательному воздействию: - ФУ развивающие быстроту; - ФУ развивающие общую и специальную выносливость; - ФУ развивающие скоростно-силовые качества; - ФУ развивающие силу. Во-вторых, включение в тренировку тех или иных ФУ строится с учетом физиологических особенностей организма спортсмена. Ниже в таблице показано распределение ФУ с учетом функционального состояния организма, его готовности выполнять программу ФУ на определенные физические качества. Блок-схема построения учебно-тренировочного занятия с учетом физиологических особенностей организма
При проведении занятий по ОФП следует учитывать следующие способности выполнения ФУ - общеразвивающие упражнения (от 6 до 8} в 1-ой части занятия выполнятся в быстром темпе, повторяя 8-12 раз. В общей и специальной разминке важно использовать разнообразное вспомогательное оборудование: гимнастические скамейки, гимнастические палки, шведскую стенку, мячи, скакалки, обручи, гантели и др. В подготовительном периоде в начале утренней или вечерней тренировки желательно планировать бег «гладкий» в среднем темпе, продолжительностью от 5 до 30 минут. На всех этапах годичного цикла в ОФП следует планировать элементы спортивных игр, эстафеты, связки с общеразвивающими и специальными упражнениями, ОРУ в виде круговых тренировок. Заключая данный раздел, следует отметить, что ОФП способствует не только повышению физической подготовленности спортсмена, но и ускоряет освоение специальных двигательных качеств. Педагогическое мастерство тренера заключается в том, чтобы при планировании ОФП из большого набора средств выбрать наиболее оптимальные, которые могут обеспечить наиболее эффективное воздействие на организм спортсмена на каждом этапе подготовки. Тренерам при организации занятий по видам физической подготовки необходимо учитывать все основные компоненты спортивной тренировки, а также физиологические особенности организма.
Специальная физическая подготовка, представленная как СФП-1 и СФП-2 призвана решать задачи построения специального фундамента, укрепления организма в соответствии с особенностями избранного вида спорта, совершенствования координации функциональной деятельности организма, закрепление и экономизации техники движений, а также совершенствования других компонентов спортивной подготовленности соответственно желаемой модели. Обобщая практический опыт ведущих тренеров по художественной гимнастике, мы пришли к заключению, что очень важно выполнять различные упражнения в «затрудненных» и необычных условиях, в ускоренном темпе, без музыки, идеомоторно, с повышенными требованиями к технике выполнения базовых элементов - прыжков, равновесий, поворотов, выполняя виды многоборья в целом и по частям. Планирование упражнений в таком виде может быть дополнительным: являться частью тренировочного занятия в подготовительный период подготовки к ответственным соревнованиям на протяжении 3-4 недель. Упражнения СФП, создающие специальный фундамент технической подготовки, выполняются с уменьшенной интенсивностью. Это объясняется необходимостью выполнения очень большого объема тренировочной работы, что возможно при снижении интенсивности до 70-80% от максимальной. Уменьшение интенсивности выполнения специальных упражнений диктуется тем, что создаются более глубокие и прочные изменения в организме, «функциональная перестройка» организма человека вслед за изменениями в деятельности ЦНС. Морфологические изменения происходят значительно позже. Для укрепления специального фундамента также необходимо выполнение близких по биомеханической структуре специальных упражнений. Например, для гимнасток одним из основных специальных физических качеств является прыгучесть. Для этого необходимо выполнять упражнения, направленные, прежде всего, на развитие скоростно-силовых качеств. Для этого необходимо выполнять упражнения систематически и длительно с усилиями 80-90% от скоростно-силовых качеств и укрепления опорно-двигательного аппарата. Соответственно педагогическим задачам определены средства прыжковой подготовки: · упражнения, направленные на силу отталкивания; · упражнения, направленные на силу отталкивания и координацию движений в полете; Гимнасткам предлагается выполнять 4 группы упражнений: · упражнения с напрыгиванием на опору; · прыжки вверх и в длину; · прыжки через препятствия и с высоты; · прыжки с двух ног, с ноги на ногу, на одной ноге и т.д. А также гимнасткам предлагается выполнять большие серии прыжков через скакалку, обруч с двойным и тройным вращением. Прыжковые упражнения как СФП включаются в подготовительную и основную часть занятий. Мышцы ног при этом становятся упругими и сильными, а связки - крепкими и эластичными. Не вызывает сомнения необходимость ежедневных тренировок по СФП-1 и СФП-2. Однако физическая нагрузка должна быть такой, чтобы гимнастки полностью восстановились к следующему тренировочному дню. Поэтому тренировка должна соответствовать возможностям спортсмена. В связи с этим рекомендуется в первые 2-3 недели занизить интенсивность и объем, а в дальнейшем повышать и установить на требуемом уровне. Можно разработать несколько вариантов микроциклов, которые затем варьируются в зависимости от решаемых задач.
Наиболее часто применяют варианты из трех смежных тренировок микроцикла по СФП-1. · 1-й день - интенсивность выше средней, продолжительность небольшая, · 2-й день - интенсивность ниже средней, продолжительность значительная, · 3-й день - малая интенсивность, продолжительность наибольшая. Следующий вариант - из 4-х дневного микроцикла, в нем после трехдневной тренировки дается день отдыха. Этот вариант пригоден для недостаточно подготовленных спортсменов. Третий вариант - сочетание вышеуказанных: сначала планировать первый, через месяц - второй и т.д. Основное правило - постепенное повышение интенсивности соответственно чему изменять время занятия. Рекомендуется применять такие методы выполнения нагрузки как смешанный, равномерный, повторный, «до отказа», переменный и др. При планировании тренировочного процесса, СФП-1 призвана решать задачи по совершенствованию техники выполнения основных фундаментальных и базовых групп видов многоборья.. СФП-2 - цель ее повысить для данного периода годичного цикла уровень специальных двигательных качеств до двигательного навыка. Средствами для развития и совершенствования основных физических качеств являются все упражнения и их варианты своего вида спорта. Упражнения, повышающие уровень СФП-2, выполняются с соревновательной интенсивностью - 90% и выше. Общая продолжительность второй ступени ФП - варьируется весьма широко - от одного до нескольких микроциклов и мезоциклов. Когда после этапа СФП-2 переходят к тренировке в своем виде спорта, необходимо поддерживать на протяжении всего соревновательного периода достигнутый уровень развития тех физических качеств, которые не могут сохраняться на требуемом уровне. Поэтому в соревновательный период важно включать в недельный микроцикл занятия по СФП-2. Физическая подготовка юных высококвалифицированных гимнасток имеет трехступенчатый характер (ОФП, СФП-1, СФП-2). Чем прочнее первая ступень, тем выше уровень последующих. Три ступени физической подготовки характеризуются: · на 1-ой ступени физической подготовки - значительный объем ОФП и умеренная интенсивность; · на 2-ой и 3-ей соотношение видов физической подготовки количественно и качественно меняется в сторону СФП-1 и СФП-2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.123.84 (0.009 с.) |