Физическая культура и спорт в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура и спорт в России



Понятие о физической культуре и спорте, их роль и значение в общем развитии и культуре человека. Классификация средств физического воспитания и видов спорта. Место художественной гимнастики в общей системе средств физического воспитания.

Единая всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормативы и требования по художественной гимнастике.

История развития и современное состояние художественной гимнастики

История развития художественной гимнастики в России и на международной арене. Анализ результатов крупнейших всероссийских и международных соревнований. Задачи, тенденции и перспективы развития художественной гимнастики.

История развития вятской художественной гимнастики. Достижения кировских гимнасток.

Строение и функции организма человека

Краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение и функции внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, органов пищеварения и нервной системы.

Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных органов и систем организма.

4. Общая и специальная физическая подготовка

Понятие об общей и специальной физической подготовке. Методика развития двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты, прыгучести, силы, выносливости и равновесия.

Правила построения и проведения комплексов по общей и специальной физической подготовке.

Основы техники и методика обучения упражнениям

Художественной гимнастики

Принципы, этапы и методы обучения. Ошибки, их предупреждение и исправление.

Основы техники, типичные ошибки и методика обу­чения упражнениям без предмета: волнам и взмахам, равновесиям, наклонам, поворотам, прыжкам, полуакро­батическим элементам.

Основы техники, типичные ошибки и методика обуче­ния упражнениям с предметами: броскам, отбивам, лов­ле, перекатам, вращениям, вертушкам, мельницам, спи­ралям.

Методика проведения учебно-тренировочных занятий

Общая характеристика задач учебно-тренировочных занятий. Структура занятия. Назначение, содержание, построение и методика проведения подготовительной, основной и заключительной частей тренировки. Понятие об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок. Факторы, обусловливающие эффект тренировки. Плани­рование тренировки.

7. Психологическая подготовка гимнасток

Сущность психологической подготовки, ее значение, задачи, виды. Характеристика видов предстартовых со­стояний: боевой готовности, предстартовой лихорадки, предстартовой апатии. Методика формирования состоя­ния боевой готовности. Методика преодоления неблаго­приятных состояний. Методика подготовки к исполнению упражнений на оценку.

Сущность и назначение идеомоторной тренировки. Психорегулирующая тренировка. Психологическая под­готовка в тренировочном процессе. Значение и методи­ка морально-волевой подготовки.

Основы музыкальной грамоты

Значение музыки в художественной гимнастике. По­нятие о содержании и характере музыки. Программная, непрограммная музыка. Свойства музыкального звука. Метр, такт, размер. Ритм и мелодия музыки. Темп, му­зыкальная динамика, регистровая окраска. Форма и фразировка.

История музыки и музыкальная литература. Жизнь и творчество композиторов-классиков. Прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций.

Основы композиции и методика составления произвольных комбинаций

Понятие о содержании, композиции и исполнении произвольных комбинации, требования к ним, компонен­ты оценки. Этапы и методика составления произвольных комбинаций. Способы создания новых элементов.

Правила судейства, организация и проведение соревнований

Значение спортивных соревнований. Виды соревнований. Разбор и изучение правил соревнований. Классификация сбавок. Типичные ошибки при исполнении упражнений без предмета и с предметами. Сбавки за содержание, композицию и качество исполнения произвольных комбинаций.

Организация и проведение соревнований. Подготовка к соревнованиям. Судейская коллегия, права и обязанности. Учет и оформление результатов соревнований.

11. Периодизация и особенности тренировки иа разных этапах подготовки

Понятие о спортивной форме и этапах ее становле­ния. Календарь спортивных соревнований и деление го­дичного цикла подготовки на периоды, этапы, мезо- и микроциклы. Краткая характеристика соревнования, объема и интенсивности тренировочных нагрузок на общеподготовительном и специально-подготовительном этапах подготовительного периода тренировки. Особенности тренировки в соревновательном периоде. Задачи и содержание тренировочной работы в переходном периоде.

Планирование, учет и контроль в тренировочном процессе

Значение и роль планирования, учета и контроля в управлении тренировочным процессом. Виды планирования: перспективное, текущее и оперативное. Содержание и документы планирования. Виды учета и контроля: поэтапный, текущий и оперативный. Содержание и документы учета и контроля.

Дневник гимнастки, его значение в общем процессе управления.

Режим, питание и гигиена гимнасток

Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Рекомендации к режиму дня гимнасток.

Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоении пищи, энергозатраты при физических нагрузках. Рекомендации по питанию гимнасток.

Понятие о гигиене труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища, места учебы и занятий спортом.

Травмы и заболевания. Меры профилактики, первая помощь

Понятие о травмах. Краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожи­лий, вывихи, переломы, кровотечения. Причины травм и их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи.

Понятие о здоровье и болезни. Наиболее общие причины заболеваний, меры профилактики. Закаливание как одна из действенных мер профилактики заболеваний. Средства закаливания и методика их применения.

Техника безопасности на занятиях художественной гимнастикой.

Олимпийское движение.

История Олимпийских Игр. Олимпийские Игры современности. Олимпийское движение: принципы, традиции, правила. Россия олимпийская.

 

4.2. Физиче­ская подготовка.

Современная система подготовки юных высококвалифицированных гимнасток для создания прочного технического мастерства предусматривает одним из основных видов подготовки специальную физическую подготовку, которая направлена на повышение уровня функциональных возможностей и создание специального фундамента физических качеств, характерных для всех видов многоборья художественной гимнастики.

Физическая подготовка гимнасток, особенно на этапе углубленной специализации и спортивного совершенствования является одним из важнейших направлений в практике современной тренировки.

 


Краткая характеристика специальной физиче­ской подготовки в художественной гимнастике.

Прогресс спортивных достижений, рост и «омоложение» спортсменок высо­кого класса обуславливает необходимость постоянного совершенствования системы много­летней подготовки. Основные тенденции развития спортивной тренировки в олимпийских видахспорта предусматривают:

· системный подход к формированию тренировочного процесса;

· обеспечение и создание условий для долговременной адаптации;

· интенсификацию тренировочных нагрузок при целенаправленной органи­зации восстановительных режимов.

При подготовкеюных высококвалифицированных спорт­сменов выделяюттакие перспективные направлениякак

· снижениевозрастной специализированной подготовки;

· опережающие темпы повышениятехнического мастерства на этапе спор­тивного совершенствования;

· большая вариабельность видов подготовки на этапе спортивного совер­шенствования;

· рациональное соотношение в общефизической и специальной подготовке;

· принцип единства общефизической и специально-физической подготовки.

Два последних методических положения предполагают органическую взаи­мосвязь их при доминирующем значении ОФП на первом и втором годах спортивной подготовки. Дальнейшее соотношение видов физического совершенст­вования создают предпосылки выполнения специальных упражнений (СФП-2) на высоком техническом уровне, в большом объеме и высокой интенсивности.

Примерное соотношение ОФП и СФП

в многолетнем тренировочном процессе

 

Вид подготовки в % Годы занятий спортом
                     
ОФП                    
СФП                    

Основополагающим видом подготовки спортсмена, определяющим спортив­ный результат, является техническая подготовка, фундамент которой состав­ляет физическая подготовка. Поэтому тренеры должны обращать осо­бое внимание на все виды физической подготовки (ОФП, СФП), особенно на этапах углубленной специализации.

Физическая подготовка - это часть подготовки, направленной на укрепление его органов и систем, по­вышающих функциональные возможности и развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и др.) с одновременным улучшением способности координировать движения, проявлять волевые каче­ства, совершенствовать технику выполнения специфических двигательных актов.

В настоящее время физическую подготовку принято делить на общефизиче­скую и специально-физическую. В специально-физической выделяют: СФП-1 и СФП-2.

СФП-1 - предварительная специально-физическая подготовка, направ­ленная на построение специального фундамента для освоения общей техники движений.

СФП-2 - основная специально-физическая подготовка, цель которой способствовать высокому развитию и совершенствованию двигательного потен­циала применительно к данному виду спорта.

Физическая подготовка может проводиться в самых разнообразных условиях - в спортивном зале, на стадионе, у водоемов, в лесу, в бассейне и дома. Раз­нообразие условий мест предполагает большой арсенал физических упражне­ний из гимнастики - общей и атлетической, аэробики (степ, танцевальной, фит-нес, гидро и др.), шейпинга, калланетика, йоги, легкой атлетики, акробатики, спортивных игр и т.д.

 

Общефизическая подготовка предполагает разностороннее комплексное воздействие упражнений на организм спортсмена, совершенствование необхо­димых для достижения высоких спортивных результатов; совершенствование его двигательных качеств и через них создание «функциональной базы» обще­го характера, оздоровление организма, создание условий для активного отдыха.

Чем выше работоспособность спортсмена, тем лучше и прочнее он воспринимает тренировочные нагрузки, быстрее к ним адаптируется и достигает более высо­кого уровня мастерства и развития двигательных качеств. Необходимо учиты­вать важную роль в ОФП упражнений тотального (глобального) по своему воз­действию (бег, плавание, спортивные игры, кросс), заставляющих работать все органы. Весьма важно через ОФП укреплять «слабые места» в организме, по­вышать функциональные возможности «отстающих» органов и систем.

Решая основные задачи, такие,как увеличение силы, силовой выносли­вости,развитие общей выносливости, ловкости, необхо­димо параллельно решатьсопутствующие задачи физической подготовки - воспитание правильнойосанки, исправлениедефектов телосложения, повыше­ние способностиконцентрировать внимание и усилия на определенных группах мышц, воспитывать волю к проявлению максимальных усилий, улучшать эла­стичность и подвижность суставов,развивать способность к проявлению «взрыв­ной» силы, атакже воспитание силы воли и решительности.

Таким образом, ОФП готовит по всем «направлениям» фундамент для сле­дующих ступеней ФП - СФП-1 и СФП-2.

Основные средства ОФП распределяются в годичном цикле и тренировоч­ном занятии, исходя из задачи этапа подготовки, состояния организма. В трени­ровочном занятии обычно осуществляется следующая последовательность:

Во-первых, по двигательному воздействию:

- ФУ развивающие быстроту;

- ФУ развивающие общую и специальную выносливость;

- ФУ развивающие скоростно-силовые качества;

- ФУ развивающие силу.

Во-вторых, включение в тренировку тех или иных ФУ строится с учетом физиологических особенностей организма спортсмена.

Ниже в таблице показано распределение ФУ с учетом функционального состояния организма, его готовности выполнять программу ФУ на определенные физические качества.

Блок-схема построения учебно-тренировочного занятия с учетом физиологических особенностей организма

 

1 часть УТЗ – подготовка Основная 2 часть УТЗ 3 часть УТЗ
Быстрота Специальная и общая выносливость Сила
Ловкость Скоростно-силовые качества Физические упражнения на «отстающие» специальные качества
Координация движений Прыгучесть, вестибулярная устойчивость  

 

При проведении занятий по ОФП следует учитывать следующие способно­сти выполнения ФУ - общеразвивающие упражнения (от 6 до 8} в 1-ой части занятия выполнятся в быстром темпе, повторяя 8-12 раз. В общей и специаль­ной разминке важно использовать разнообразное вспомогательное оборудова­ние: гимнастические скамейки, гимнастические палки, шведскую стенку, мячи, скакалки, обручи, гантели и др. В подготовительном периоде в начале утренней или вечерней тренировки желательно планировать бег «гладкий» в среднем темпе, продолжительностью от 5 до 30 минут. На всех этапах годичного цикла в ОФП следует планировать элементы спортивных игр, эстафеты, связки с общеразвивающими и специальными упражнениями, ОРУ в виде круговых трениро­вок.

Заключая данный раздел, следует отметить, что ОФП способствует не толь­ко повышению физической подготовленности спортсмена, но и ускоряет освое­ние специальных двигательных качеств. Педагогическое мастерство тренера заключается в том, чтобы при планировании ОФП из большого набора средств выбрать наиболее оптимальные, которые могут обеспечить наиболее эффек­тивное воздействие на организм спортсмена на каждом этапе подготовки. Тре­нерам при организации занятий по видам физической подготовки необходимо учитывать все основные компоненты спортивной тренировки, а также физиоло­гические особенности организма.

 

Специальная физическая подготовка, представленная как СФП-1 и СФП-2 призвана решать задачи построения специального фундамента, укрепления орга­низма в соответствии с особенностями избранного вида спорта, совершенствования координации функциональной деятельности организма, закрепление и экономизации техники движений, а также совершенствования других компонентов спортивной подготовленности соответственно желаемой модели.

Обобщая практический опыт ведущих тренеров по художественной гимна­стике, мы пришли к заключению, что очень важно выполнять различные упраж­нения в «затрудненных» и необычных условиях, в ускоренном темпе, без музы­ки, идеомоторно, с повышенными требованиями к технике выполнения базовых элементов - прыжков, равновесий, поворотов, выполняя виды многоборья в целом и по частям. Планирование упражнений в таком виде может быть допол­нительным: являться частью тренировочного занятия в подготовительный период подготовки к ответственным соревнованиям на протяжении 3-4 недель. Упражнения СФП, создающие специальный фундамент технической подготовки, выполняются с уменьшенной интенсивностью. Это объясняется необходимо­стью выполнения очень большого объема тренировочной работы, что возможно при снижении интенсивности до 70-80% от максимальной. Уменьшение интен­сивности выполнения специальных упражнений диктуется тем, что создаются более глубокие и прочные изменения в организме, «функциональная пере­стройка» организма человека вслед за изменениями в деятельности ЦНС. Мор­фологические изменения происходят значительно позже.

Для укрепления специального фундамента также необходимо выполнение близких по биомеханической структуре специальных упражнений. Например, для гимнасток одним из основных специальных физических качеств является прыгучесть. Для этого необходимо выполнять упражнения, направленные, пре­жде всего, на развитие скоростно-силовых качеств. Для этого необходимо выполнять упражнения систематически и длительно с усилиями 80-90% от скоростно-силовых качеств и укрепления опорно-двигательного аппарата. Соответственно педаго­гическим задачам определены средства прыжковой подготовки:

· упражнения, направленные на силу отталкивания;

· упражнения, направленные на силу отталкивания и координацию движе­ний в полете;

Гимнасткам предлагается выполнять 4 группы упражнений:

· упражнения с напрыгиванием на опору;

· прыжки вверх и в длину;

· прыжки через препятствия и с высоты;

· прыжки с двух ног, с ноги на ногу, на одной ноге и т.д.

А также гимнасткам предлагается выполнять большие серии прыжков через скакалку, обруч с двойным и тройным вращением. Прыжковые упражнения как СФП включаются в подготовительную и основную часть занятий. Мышцы ног при этом становятся упругими и сильными, а связки - крепкими и эластичными.

Не вызывает сомнения необходимость ежедневных тренировок по СФП-1 и СФП-2.

Однако физическая нагрузка должна быть такой, чтобы гимнастки полностью восстановились к следующему тренировочному дню. Поэтому тренировка долж­на соответствовать возможностям спортсмена. В связи с этим рекомендуется в первые 2-3 недели занизить интенсивность и объем, а в дальнейшем повышать и установить на требуемом уровне.

Можно разработать несколько вариантов микроциклов, которые затем варь­ируются в зависимости от решаемых задач.

 

Наиболее часто приме­няют варианты из трех смежных тренировок микроцикла по СФП-1.

· 1-й день - интенсивность выше средней, продолжительность небольшая,

· 2-й день - интен­сивность ниже средней, продолжительность значительная,

· 3-й день - малая интенсивность, продолжительность наибольшая.

Следующий вариант - из 4-х дневного микроцикла, в нем после трехдневной тренировки дается день отдыха. Этот вариант пригоден для недостаточно подготовленных спортсменов. Третий вариант - сочетание вышеуказанных: сначала планировать первый, через месяц - второй и т.д. Основное правило - постепенное повышение интенсивности соответственно чему изменять время занятия. Рекомендуется применять такие методы выполнения нагрузки как смешанный, равномерный, повторный, «до отказа», переменный и др.

При планировании тренировочного процесса, СФП-1 призвана решать зада­чи по совершенствованию техники выполнения основных фундаментальных и базовых групп видов многоборья..

СФП-2 - цель ее повысить для данного периода годичного цикла уровень специальных двигательных качеств до двигательного навыка. Средствами для развития и совершенствования основных физических качеств являются все упражнения и их варианты своего вида спорта. Упражнения, повышающие уро­вень СФП-2, выполняются с соревновательной интенсивностью - 90% и выше. Общая продолжительность второй ступени ФП - варьируется весьма широко - от одного до нескольких микроциклов и мезоциклов. Когда после этапа СФП-2 переходят к тренировке в своем виде спорта, необходимо поддерживать на протяжении всего соревновательного периода достигнутый уровень развития тех физических качеств, которые не могут сохраняться на требуемом уровне. Поэтому в соревновательный период важно включать в недельный микроцикл занятия по СФП-2.

Физическая подготов­ка юных высококвалифицированных гимнасток имеет трехступенчатый характер (ОФП, СФП-1, СФП-2). Чем прочнее первая ступень, тем выше уровень последующих. Три ступени физической подготовки характеризуются:

· на 1-ой ступени физической подготов­ки - значительный объем ОФП и умеренная интенсивность;

· на 2-ой и 3-ей соот­ношение видов физической подготовки количественно и качественно меняется в сторону СФП-1 и СФП-2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.048 с.)