Срок реализации от 8 до 10 лет.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Срок реализации от 8 до 10 лет.



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

 

Срок реализации от 8 до 10 лет.

Возраст от 5 до 18 лет

 

Авторы-составители:

Атепалихина Л.А.,заместитель директора

по УВР (высшая категория)

Караваева В.В.,старший тренер-преподаватель

(первая квалификационная категория)

Журавлева Е.И.,тренер-преподаватель

(первая квалификационная категория)

 

Г.Киров

Год


План

1. Введение 1.1. Характеристика художественной гимнастики 1.2. Режим и наполняемость учебных групп    
2. Организационно-методические указания 2.1. Цели и задачи спортивной подготовки. 2.2. Содержание спортивной подготовки. 2.3. Принципы спортивной подготовки. 2.4. Этапы многолетней подготовки. 2.5. Содержание работы по этапам подготовки. 2.6. Возрастные особенности обучения и тренировки на разных этапах многолетней подготовки 2.7. Тренировочные и соревновательные нагрузкина разных этапах многолетней подготовки 2.8. Структура учебно-тренировочного занятия.        
3. Планирование учебно-тренировочной работы. 3.1. Учебный план. 3.2. План-схема годичного цикла для групп НП 1 года обучения 3.3. План-схема годичного цикла для групп НП 2 года обучения 3.4. План-схема годичного цикла для УТГ 1года обучения 3.5. План-схема годичного цикла для УТГ 2 года обучения 3.6. План-схема годичного цикла для УТГ 3года обучения 3.7. План-схема годичного цикла для УТГ 4года обучения 3.8. План-схема годичного цикла для УТГ 5 года обучения 3.9. План-схема годичного цикла для групп СС 3.10. Программный материал для практических занятий в группах НП и УТГ  
4. Компоненты спортивной подготовки. 4.1. Теоретическая подготовка. 4.2. Физиче­ская подготовка. 4.3. Техническая подготовка 4.3.1. Хореографическая подготовка 4.3.2. Подготовка без предмета 4.3.3. Подготовка с предметами 4.3.4. Музыкально-ритмическая подготовка 4.4. Психологическая подготовка    
5.Компоненты системы обеспечения учебно-тренировочного процесса 5.1. Медико-биологический контроль 5.2. Восстановительные мероприятия    
6. Воспитательная работа
7. Педагогический мониторинг образовательного процесса 7.1. Контроль за уровнем подготовленности гимнасток 7.2. Диагностика воспитанности  
8. Инструкторская и судейская практика
9. Литература

Введение.

Образовательная программа по художественной гимнастике составлена на основе типовой программы «Художественная гимнастика», утвержденной Государственным Комитетом по физической культуре и спорту СССР 6.07.1990г. и нормативных документов, регламентирующих деятельность ДЮСШ, адаптирована к условиям СДЮШОР № 1 г. Кирова.

Разработка программы вызвана необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса в связи с ростом требований к подготовке гимнасток.

 

Характеристика художественной гимнастики.

Художественная гимнастика – женский вид спорта. Цель художественной гимнастики – гармоничное развитие девушек, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия.

Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятие о красоте тела.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный вкус, чувство ритма, согласованность движений с музыкой.

Основными средствами художественной гимнастики являются:

· упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т.п.),

· упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой),

· элементы классического танца,

· элементы народных танцев,

· элементы историко-бытовых и современных танцев,

· акробатические упражнения,

· ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой),

· элементы пантомимы,

· элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения),

· упражнения из других видов спорта.

Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизированной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований.

Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

 


Режим и наполняемость учебных групп

 

Группа, год обучения Возраст Мин. кол-во уч-ся Учебная нагрузка Требования по спорт. подготовке
Группы начальной подготовки · 1 год обучения · 2 год обучения   5-7 6-8       Ш юн. П юн.
Учебно-тренировочные группы · 1 год обучения · 2 год обучения · 3 год обучения · 4 год обучения · 5 год обучения   8-9 9-10 10-11 10-12 13-14       1 юн. Ш П КМС
Группы спортивного совершен-ствования · 1 год обучения · 2 год обучения · 3 год обучения     13 и старше 14 и старше 15 и старше           КМС, МС КМС, МС МС

 

Требования классификационной индивидуальной программы

по художественной гимнастике

Возраст Разряд Упражнения
с 7 лет Ш юнош. разряд б/п + 1 упражнение с предметом на выбор
с 8 лет П юнош. разряд б/п + 2 упражнения с предметами на выбор
с 9 лет 1 юношеский разряд б/п + 3 упражнения с предметами на выбор
с 10 лет Ш взрослый разряд б/п + 3 упражнения с предметами на выбор
с 11 лет П взрослый разряд б/п + 3 упражнения с предметами на выбор
с 12 лет 1 взрослый разряд б/п + 3 упражнения с предметами на выбор
с 13 лет КМС скакалка, обруч, мяч, булавы
с 15 лет МС скакалка, обруч, мяч, лента

Тренировочные и соревновательные нагрузки

на разных этапах многолетней подготовки

Параметры нагрузок I II III IV
Продолжительность соревновательного периода, месяцев 2-3 4-5 5-7
Количество соревнований в год 2-3 3-7 9-12 12-14
Количество тренировок в неделю 3-4 4-5 5-6
Количество тренировок в день
Продолжительность тренировок, час. 2-3 3-4

 

Структура учебно-тренировочного занятия.

 

Подготовительная часть.

1 фрагмент – упражнения «по кругу»:

1-я серия – спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени),

2-я серия – специфические формы ходьбы и бега (мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий),

3-я серия – танцевальные шаги, соединения и комбинации,

2 фрагмент – упражнения у опоры и на середине:

4-я серия

– общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития подвижности в суставах ног – голеностопных, коленных и тазобедренных («снизу вверх») и туловища – шеи, плечевых суставов, грудного и поясничного отделов позвоночника («сверху вниз»),

5-я серия – хореографические упражнения (элементы классического тренажа): плие, батманы тандю, жете, рон де жамб партер, батманы фондю, фраппе и сутеню, девлопе и релеве лян, гран батман жете.

 

3 фрагмент – упражнения на середине:

6-я серия – упражнения для рук: классические, специфические, народно-характерные, современные,

7-я серия – специфические упражнения (волны, взмахи, расслабления),

8-я серия – упражнения в равновесии,

9-я серия – повороты на двух и одной,

10-я серия – соединения наклонов, равновесий, поворотов, волн и взмахов,

 

4 фрагмент – прыжки:

11-я серия – упражнения на развитие прыгучести (маленькие прыжки),

12-я серия – амплитудные прямые прыжки (открытый, шагом, кольцом и др.),

13-я серия – прыжки с вращениями (с поворотом и перекидные),

14-я серия – прыжковые соединения,

15-я серия – соединения прыжков с другими движениями,

Примечание: 14 и 15 серии можно проводить с предметами.

 

Основная часть.

5 фрагмент – первый вид многоборья: специально-двигательная подготовка, «предметный урок» (школа предмета), изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и соревновательных комбинаций в целом.

6 фрагмент - первый вид многоборья: изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и комбинаций.

Заключительная часть.

7 фрагмент – общая физическая подготовка: упражнения преимущественно на развитие силы мышц брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и специальной выносливости (прыжковой, равновесной и др.)

8 фрагмент – музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.

9 фрагмент – подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы, беседы с родителями.

 

 

3. Планирование учебно-тренировочной работы.

 

Объективной основой периодизации тренировки являются закономерности развития спортивной формы.

Спортивная форма – это оптимальная готовность к достижению спортивного результата. Она отражает высшую степень развития тренированности гимнастки на определенном уровне мастерства: высокую функциональную готовность и благоприятный психологический фон.

Развитие спортивной формы происходит по фазам: становления, стабилизации и временной утраты. Это находит свое отражение в делении годичного цикла на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Периодизация тренировки тесно связана с календарем спортивных соревнований: основные соревнования должны проводиться в соревновательном периоде, а контрольные и учебно-тренировочные – в подготовительном.

Кроме типового годичного цикла имеются еще полугодичные (сдвоенные) циклы и циклы со сложной структурой соревновательного периода. Для художественной гимнастики наиболее характерен типовой годичный цикл со сложной структурой соревновательного периода, в котором соревновательные мезоциклы чередуются с промежуточными.

Подготовительный период делится на два этапа – общеподготовительный и специально-подготовительный.

На общеподготовительном этапе выделяют втягивающий и базовый мезоциклы.

Во втягивающем мезоцикле содержание тренировки должно быть направлено на создание предпосылок для дальнейшей тренировочной работы.

В базовых мезоциклах содержание тренировки должно быть направлено на повышение функциональных возможностей организма, освоение нового и совершенствование известного учебного материала.

На специально-подготовительном этапе контрольные мезоциклы чередуются со шлифовочными.

Контрольные мезоциклы отличаются тем, что в них тренировочная работа сочетается с участием в контрольно-тренировочных соревнованиях: первенствах школы, матчевых встречах, турнирах.

Шлифовочные мезоциклы направлены на дальнейшее совершенствование подготовленности спортсменов с учетом недостатков, выявленных в контрольных соревнованиях.

В соревновательном периоде применяются мезоциклы двух типов – соревновательные и промежуточные.

Соревновательный мезоцикл включает подготовку к соревнованиям, участие в соревнованиях и восстановление. Он состоит из втягивающего, ударного, настраивающего, соревновательного и разгрузочного микроциклов.

Промежуточные мезоциклы предусматриваются между соревновательными и строятся по типу шлифовочных.

 

 


3.1. Учебный план.

 

Содержание занятий НП 1 год НП 2 год УТ 1 год УТ 2 год УТ 3 год УТ 4 год УТ 5 год СС 1 год СС 2 год СС 3 год
Недельная нагрузка (час.) 6 8
Теоретическая подготовка
Физическая подготовка
Хореографическая подготовка
Техническая подготовка
Психологическая подготовка    
Контрольные нормативы
Соревнования
Восстановительные мероприятия        
Инструктор. и судейская практика        
Общее количество часов

 

3.2. План-схема годичного цикла для групп начальной подготовки 1 года обучения

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль
Неделя
Соревнования  
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Подготовительный Общеподготовительный Специально-подготовительный Базовый
Основные задачи по этапам тренировки
  1. Привитие интереса к регулярным занятиям.
  2. Развитие физических качеств.
  3. Изучение базовых элементов, специальных упражнений.
  4. Воспитание гигиенических навыков.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                  
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   20-30-50   20-30-50   20-30-50   20-30-50   15-25-60   15-25-60
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                  
  · техническая подготовка, мин.                                                  
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием физических качеств
Восстановительные мероприятия Рациональный режим питания. Гидропроцедуры (обтирание, душ)
Медицинское обследование В поликлинике по месту жительства

 

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Март Апрель Май Июнь Июль Август
Недели
Соревнования Переводные Классификационные
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Соревновательный Переходный Контрольный Восстановительный Соревновательный Активный отдых
Основные задачи по этапам тренировки
  1. Развитие творческой активности и инициативы.
  2. Закрепление базовых элементов, специальных упражнений.
  3. Участие в показательных выступлениях.
  4. Реализация физической подготовленности в двигательных навыках.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                      
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   15-25-60   15-25-60   10-20-70   20-30-50       20-30-50
  · ОФП, мин.            
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                      
  · техническая подготовка, мин.                                                      
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием специальных Реализация индивидуально запланированных двигательных качеств результатов по ОФП, СФП, СТП
Восстановительные мероприятия Витаминизация Солнечные ванны
Медицинское обследование  

 


3.3. План-схема годичного цикла для групп начальной подготовки 2 года обучения

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль
Неделя
Соревнования  
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Подготовительный Общеподготовительный Специально-подготовительный Базовый
Основные задачи по этапам тренировки Привитие интереса к регулярным занятиям. Развитие физических качеств. Изучение базовых элементов, специальных упражнений. Воспитание гигиенических навыков.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                  
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   20-30-50   20-30-50   20-30-50   20-30-50   15-25-60   15-25-60
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                  
  · техническая подготовка, мин.                                                  
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием физических качеств
Восстановительные мероприятия Рациональный режим питания. Гидропроцедуры (обтирание, душ)
Медицинское обследование В поликлинике по месту жительства

 

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Март Апрель Май Июнь Июль Август
Недели
Соревнования Переводные Классификационные
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Соревновательный Переходный Контрольный Восстановительный Соревновательный Активный отдых
Основные задачи по этапам тренировки Развитие творческой активности и инициативы. Закрепление базовых элементов, специальных упражнений. Участие в показательных выступлениях. Реализация физической подготовленности в двигательных навыках.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                      
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   15-25-60   15-25-60   10-20-70   20-30-50       20-30-50
  · ОФП, мин.            
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                      
  · техническая подготовка, мин.                                                      
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием специальных Реализация индивидуально запланированных двигательных качеств результатов по ОФП, СФП, СТП
Восстановительные мероприятия Витаминизация Солнечные ванны
Медицинское обследование  

 

3.4. План-схема годичного цикла для учебно-тренировочных групп 1 года обучения

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль
Неделя
Соревнования По ОФП, СФП Учебные по СТП
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Подготовительный Общеподготовительный Базовый
Основные задачи по этапам тренировки 1. Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности.
  1. Воспитание физических качеств.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                  
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   15-25-60   15-25-60   15-25-60   15-25-60   10-20-70   10-20-70
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                                                  
  · техническая подготовка, мин.                                                  
Контрольные нормативы по этапам подготовки Оценка физического и функционального Оценка спортивно-технического состояния мастерства
Восстановительные мероприятия Рациональный режим дня и питания.
Медицинское обследование Диспансерное обследование

 

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Март Апрель Май Июнь Июль Август
Недели
Соревнования Переводные Классификационные
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Соревновательный Переходный Специально-подготовительный Соревновательный Активный отдых
Основные задачи по этапам тренировки
  1. Овладение основами техники упражнения без предметами и с предметами.
  2. Приобретение соревновательного опыта.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                      
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   10-20-70   5-15-80   5-15-80   15-25-60   15-25-60   15-25-60
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                      
  · техническая подготовка, мин.                                                      
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием специальных Реализация индивидуально запланированных двигательных качеств результатов по ОФП, СФП, СТП
Восстановительные мероприятия Витаминизация Солнечные ванны
Медицинское обследование Диспансерное обследование

 


3.5. План-схема годичного цикла для учебно-тренировочных групп 2 года обучения

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль
Неделя
Соревнования По ОФП, СФП Учебные по СТП
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Подготовительный Общеподготовительный Базовый
Основные задачи по этапам тренировки Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности. Воспитание физических качеств.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                  
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   15-25-60   15-25-60   15-25-60   15-25-60   10-20-70   10-20-70
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                                                  
  · техническая подготовка, мин.                                                  
Контрольные нормативы по этапам подготовки Оценка физического и функционального Оценка спортивно-технического состояния мастерства
Восстановительные мероприятия Рациональный режим дня и питания.
Медицинское обследование Диспансерное обследование

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.034 с.)