ТОП 10:

Возрастные особенности обучения и тренировки



на разных этапах многолетней подготовки

Воз-раст Возрастные особенности Методические особенности обучения и тренировки
6-7 лет Это возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма детей. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательной функции позволяют считать этот возраст благоприятным для начала регулярных занятий спортом.
  1.Позвоночный столб отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов. 2.Суставно-связочный аппарат очень эластичен и недостаточно прочен. 3.Интенсивно развиваются мышечная система и центры регуляции движений, крупные мышцы развиваются быстрее мелких, тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, затруднены мелкие и точные движения. 4.Регуляторные механизмы сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем несовершенны. 5.Продолжительность активного внимания, сосредоточенности и умственной работоспособности невелика – до 15 мин. 6.Особенно велика роль подражательного и игрового рефлексов. 7.Антропометрические размеры на 1/3 меньше взрослых. Необходимо большое внимание уделать формированию правильной осанки. Целесообразно целенаправленное, но осторожное развитие гибкости. При преобладании в занятиях крупных, размашистых движений необходимо небольшими дозами давать мелкие и точные движения. Значительное внимание уделять мышцам-разгибателям и развитию координации движений. Нагрузки должны быть небольшого объема, умеренной интенсивности и носить дробный характер. Занятия должны быть эмоцио-нальными, многоплановыми, количество одноразовых указаний ограничено. Основными методами должны быть наглядный с идеальным показом, игровой. Целесообразно применение предметов, пропорционально уменьшенных размеров.
7-11 лет Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно, постепенно должны повышаться тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие.
  1.Происходят существенные изменения двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого уровня, поэтому создаются наиболее благоприятные предпосылки для обучения и развития физических качеств. 2.Значительного развития достигает кора головного мозга. Вторая сигнальная система, слово имеют все большее значение. Силовые и статические упражнения вызывают быстрое утомление, лучше воспринима-ются кратковременные скоростно-силовые упражнения. Необходимо эффективно использовать этот период для обучения новым, в том числе сложным, движениям, а также активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости, быстроты. Все большее значение в обучении должны приобретать словесные методы. В тренировке целесообразно соблюдать скоростно-силовой режим, статические нагрузки давать в ограниченном объеме.
11-15 лет С физиологической точки зрения подростковый период, период полового созревания характеризуется интенсивным ростом тела в длину (до 10 см в год), повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройкой практически всех органов и систем организма.
  1.Наблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит формирование фигуры. 2.Осуществляется перестройка в деятельности опорно-двигательного аппарата, временно ухудшается координация, возможно ухудшение других физических качеств. 3.Неравномерности в развитии сердечно-сосудистой системы приводят к повышению кровяного давления, нарушению сердечного ритма, быстрой утомляемости. 4.В поведении отмечается преобладание возбуждения над торможением, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям. Чтобы избежать чрезмерного повышения роста и веса тела, необходимо неуклонно, но осторожно повышать тренировочные нагрузки. Тем не менее можно и нужно осваивать новые и сложные упражнения и повышать специальную физическую подготовку, развивать активную гибкость и скоростно-силовые качества. Необходимо больше терпения и упорства. Необходимо осторожно и индивидуально дозировать нагрузку, заботиться о полно-ценном отдыхе и восстановлении, регулярно осуществлять врачебный контроль. Одной из важнейших задач воспитания является «воспитание тормозов», необходима спокойная обстановка, доброжелательность и понимание.
15-18 лет Для юношеского возраста характерна высокая степень функционального совершенства, сердечно-сосудистая система готова к значительным нагрузкам. В этом возрасте можно ожидать самых высоких спортивных результатов.

 

Тренировочные и соревновательные нагрузки

на разных этапах многолетней подготовки

Параметры нагрузок I II III IV
Продолжительность соревновательного периода, месяцев 2-3 4-5 5-7
Количество соревнований в год 2-3 3-7 9-12 12-14
Количество тренировок в неделю 3-4 4-5 5-6
Количество тренировок в день
Продолжительность тренировок, час. 2-3 3-4

 

Структура учебно-тренировочного занятия.

 

Подготовительная часть.

1 фрагмент – упражнения «по кругу»:

1-я серия – спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени),

2-я серия – специфические формы ходьбы и бега (мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий),

3-я серия – танцевальные шаги, соединения и комбинации,

2 фрагмент – упражнения у опоры и на середине:

4-я серия

– общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития подвижности в суставах ног – голеностопных, коленных и тазобедренных («снизу вверх») и туловища – шеи, плечевых суставов, грудного и поясничного отделов позвоночника («сверху вниз»),

5-я серия – хореографические упражнения (элементы классического тренажа): плие, батманы тандю, жете, рон де жамб партер, батманы фондю, фраппе и сутеню, девлопе и релеве лян, гран батман жете.

 

3 фрагмент – упражнения на середине:

6-я серия – упражнения для рук: классические, специфические, народно-характерные, современные,

7-я серия – специфические упражнения (волны, взмахи, расслабления),

8-я серия – упражнения в равновесии,

9-я серия – повороты на двух и одной,

10-я серия – соединения наклонов, равновесий, поворотов, волн и взмахов,

 

4 фрагмент – прыжки:

11-я серия – упражнения на развитие прыгучести (маленькие прыжки),

12-я серия – амплитудные прямые прыжки (открытый, шагом, кольцом и др.),

13-я серия – прыжки с вращениями (с поворотом и перекидные),

14-я серия – прыжковые соединения,

15-я серия – соединения прыжков с другими движениями,

Примечание: 14 и 15 серии можно проводить с предметами.

 

Основная часть.

5 фрагмент – первый вид многоборья: специально-двигательная подготовка, «предметный урок» (школа предмета), изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и соревновательных комбинаций в целом.

6 фрагмент - первый вид многоборья: изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и комбинаций.

Заключительная часть.

7 фрагмент – общая физическая подготовка: упражнения преимущественно на развитие силы мышц брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и специальной выносливости (прыжковой, равновесной и др.)

8 фрагмент – музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.

9 фрагмент – подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы, беседы с родителями.

 

 

3. Планирование учебно-тренировочной работы.

 

Объективной основой периодизации тренировки являются закономерности развития спортивной формы.

Спортивная форма – это оптимальная готовность к достижению спортивного результата. Она отражает высшую степень развития тренированности гимнастки на определенном уровне мастерства: высокую функциональную готовность и благоприятный психологический фон.

Развитие спортивной формы происходит по фазам: становления, стабилизации и временной утраты. Это находит свое отражение в делении годичного цикла на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Периодизация тренировки тесно связана с календарем спортивных соревнований: основные соревнования должны проводиться в соревновательном периоде, а контрольные и учебно-тренировочные – в подготовительном.

Кроме типового годичного цикла имеются еще полугодичные (сдвоенные) циклы и циклы со сложной структурой соревновательного периода. Для художественной гимнастики наиболее характерен типовой годичный цикл со сложной структурой соревновательного периода, в котором соревновательные мезоциклы чередуются с промежуточными.

Подготовительный период делится на два этапа – общеподготовительный и специально-подготовительный.

На общеподготовительном этапе выделяют втягивающий и базовый мезоциклы.

Во втягивающем мезоцикле содержание тренировки должно быть направлено на создание предпосылок для дальнейшей тренировочной работы.

В базовых мезоциклах содержание тренировки должно быть направлено на повышение функциональных возможностей организма, освоение нового и совершенствование известного учебного материала.

На специально-подготовительном этапе контрольные мезоциклы чередуются со шлифовочными.

Контрольные мезоциклы отличаются тем, что в них тренировочная работа сочетается с участием в контрольно-тренировочных соревнованиях: первенствах школы, матчевых встречах, турнирах.

Шлифовочные мезоциклы направлены на дальнейшее совершенствование подготовленности спортсменов с учетом недостатков, выявленных в контрольных соревнованиях.

В соревновательном периоде применяются мезоциклы двух типов – соревновательные и промежуточные.

Соревновательный мезоцикл включает подготовку к соревнованиям, участие в соревнованиях и восстановление. Он состоит из втягивающего, ударного, настраивающего, соревновательного и разгрузочного микроциклов.

Промежуточные мезоциклы предусматриваются между соревновательными и строятся по типу шлифовочных.

 

 


3.1. Учебный план.

 

Содержание занятий НП 1 год НП 2 год УТ 1 год УТ 2 год УТ 3 год УТ 4 год УТ 5 год СС 1 год СС 2 год СС 3 год
Недельная нагрузка (час.) 6 8
Теоретическая подготовка
Физическая подготовка
Хореографическая подготовка
Техническая подготовка
Психологическая подготовка    
Контрольные нормативы
Соревнования
Восстановительные мероприятия        
Инструктор. и судейская практика        
Общее количество часов

 

3.2. План-схема годичного цикла для групп начальной подготовки 1 года обучения

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль
Неделя
Соревнования  
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Подготовительный Общеподготовительный Специально-подготовительный Базовый
Основные задачи по этапам тренировки
  1. Привитие интереса к регулярным занятиям.
  2. Развитие физических качеств.
  3. Изучение базовых элементов, специальных упражнений.
  4. Воспитание гигиенических навыков.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                  
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   20-30-50   20-30-50   20-30-50   20-30-50   15-25-60   15-25-60
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                  
  · техническая подготовка, мин.                                                  
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием физических качеств
Восстановительные мероприятия Рациональный режим питания. Гидропроцедуры (обтирание, душ)
Медицинское обследование В поликлинике по месту жительства

 

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Март Апрель Май Июнь Июль Август
Недели
Соревнования Переводные Классификационные
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Соревновательный Переходный Контрольный Восстановительный Соревновательный Активный отдых
Основные задачи по этапам тренировки
  1. Развитие творческой активности и инициативы.
  2. Закрепление базовых элементов, специальных упражнений.
  3. Участие в показательных выступлениях.
  4. Реализация физической подготовленности в двигательных навыках.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                      
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   15-25-60   15-25-60   10-20-70   20-30-50       20-30-50
  · ОФП, мин.            
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                      
  · техническая подготовка, мин.                                                      
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием специальных Реализация индивидуально запланированных двигательных качеств результатов по ОФП, СФП, СТП
Восстановительные мероприятия Витаминизация Солнечные ванны
Медицинское обследование  

 


3.3. План-схема годичного цикла для групп начальной подготовки 2 года обучения

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль
Неделя
Соревнования  
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Подготовительный Общеподготовительный Специально-подготовительный Базовый
Основные задачи по этапам тренировки Привитие интереса к регулярным занятиям. Развитие физических качеств. Изучение базовых элементов, специальных упражнений. Воспитание гигиенических навыков.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                  
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   20-30-50   20-30-50   20-30-50   20-30-50   15-25-60   15-25-60
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                  
  · техническая подготовка, мин.                                                  
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием физических качеств
Восстановительные мероприятия Рациональный режим питания. Гидропроцедуры (обтирание, душ)
Медицинское обследование В поликлинике по месту жительства

 

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Март Апрель Май Июнь Июль Август
Недели
Соревнования Переводные Классификационные
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Соревновательный Переходный Контрольный Восстановительный Соревновательный Активный отдых
Основные задачи по этапам тренировки Развитие творческой активности и инициативы. Закрепление базовых элементов, специальных упражнений. Участие в показательных выступлениях. Реализация физической подготовленности в двигательных навыках.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                      
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   15-25-60   15-25-60   10-20-70   20-30-50       20-30-50
  · ОФП, мин.            
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                      
  · техническая подготовка, мин.                                                      
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием специальных Реализация индивидуально запланированных двигательных качеств результатов по ОФП, СФП, СТП
Восстановительные мероприятия Витаминизация Солнечные ванны
Медицинское обследование  

 

3.4. План-схема годичного цикла для учебно-тренировочных групп 1 года обучения

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль
Неделя
Соревнования По ОФП, СФП Учебные по СТП
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Подготовительный Общеподготовительный Базовый
Основные задачи по этапам тренировки 1. Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности.
  1. Воспитание физических качеств.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                  
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   15-25-60   15-25-60   15-25-60   15-25-60   10-20-70   10-20-70
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                                                  
  · техническая подготовка, мин.                                                  
Контрольные нормативы по этапам подготовки Оценка физического и функционального Оценка спортивно-технического состояния мастерства
Восстановительные мероприятия Рациональный режим дня и питания.
Медицинское обследование Диспансерное обследование

 

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Март Апрель Май Июнь Июль Август
Недели
Соревнования Переводные Классификационные
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Соревновательный Переходный Специально-подготовительный Соревновательный Активный отдых
Основные задачи по этапам тренировки
  1. Овладение основами техники упражнения без предметами и с предметами.
  2. Приобретение соревновательного опыта.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                      
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   10-20-70   5-15-80   5-15-80   15-25-60   15-25-60   15-25-60
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                      
  · техническая подготовка, мин.                                                      
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием специальных Реализация индивидуально запланированных двигательных качеств результатов по ОФП, СФП, СТП
Восстановительные мероприятия Витаминизация Солнечные ванны
Медицинское обследование Диспансерное обследование

 


3.5. План-схема годичного цикла для учебно-тренировочных групп 2 года обучения

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль
Неделя
Соревнования По ОФП, СФП Учебные по СТП
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Подготовительный Общеподготовительный Базовый
Основные задачи по этапам тренировки Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности. Воспитание физических качеств.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                  
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   15-25-60   15-25-60   15-25-60   15-25-60   10-20-70   10-20-70
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                                                  
  · техническая подготовка, мин.                                                  
Контрольные нормативы по этапам подготовки Оценка физического и функционального Оценка спортивно-технического состояния мастерства
Восстановительные мероприятия Рациональный режим дня и питания.
Медицинское обследование Диспансерное обследование

 

 

Раздел тренировочной работы Месяц
Март Апрель Май Июнь Июль Август
Недели
Соревнования Переводные Классификационные
Структура годичного микроцикла:
  • периоды
  • этапы
  • мезоциклы
    Соревновательный Переходный Специально-подготовительный Соревновательный Активный отдых
Основные задачи по этапам тренировки Овладение основами техники упражнения без предметами и с предметами. Приобретение соревновательного опыта.
Объем основных параметров подготовки в недельном микроцикле: · тренировочных дней                                                      
  · соотношение ОФП,СФП, СТП в %   10-20-70   5-15-80   5-15-80   15-25-60   15-25-60   15-25-60
  · ОФП, мин.
  · специально-двигатель-ная подготовка, мин.                                                      
  · техническая подготовка, мин.                                                      
Контрольные нормативы по этапам подготовки Контроль за развитием специальных Реализация индивидуально запланированных двигательных качеств результатов по ОФП, СФП, СТП
Восстановительные мероприятия Витаминизация Солнечные ванны
Медицинское обследование Диспансерное обследование

 


3.6. План-схема годичного цикла для учебно-тренировочных групп 3 года обучения

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.013 с.)