Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы обучения личного состава

Поиск

Общие положения

 

1.1.1. Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.

Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года.

1.1.2. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения.

1.1.3. Специальные прикладные упражнения - основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.

1.1.4. Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.

1.1.5. Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;

обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;

осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций;

обеспечивать действенное методическое руководство обучением;

уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;

учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

 

Формы и методы обучения личного состава

 

1.2.1. К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия - форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

1.2.2. В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:

информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);

методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);

методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);

методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);

инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

 

Последовательность обучения

 

1.3.1. Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа: создание предварительного представления об упражнении; разучивание упражнения; закрепление и совершенствование двигательных навыков.

1.3.2. Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:

знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;

показывает наглядные пособия для создания двигательных представлений об упражнении;

демонстрирует приемы и технику их выполнения;

объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двигательных действий;

разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его элементов;

разрешает пробные попытки;

информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;

разрешает очередные попытки.

1.3.3. Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом - слитно.

1.3.4. Задача третьего этапа обучения - добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.

После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.

1.3.5. Контроль и исправление ошибок - один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

1.3.6. Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий - важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

1.3.7. При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель - на левом фланге.

1.3.8. Личный состав на основных пожарных автомобилях размещается в следующем порядке: на автоцистерне №№ 1, 3, 4, 2 в кабине пожарного расчета, командир отделения рядом с водителем; на насосно-рукавном автомобиле (автонасосе) №№ 1, 3, 7, 2 в кабине пожарного расчета на заднем сиденье, №№ 5, 4, 6 -на переднем, командир отделения рядом с водителем.

 

Структура учебного занятия

 

1.4.1. Учебное занятие (урок), носящее тренировочный характер, является основной формой организации обучения личного состава, в рамках которого необходимо обеспечить реализацию средств, форм и методов обучения.

1.4.2. Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке характерно наличие четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной.

Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к решению задач подготовительной и основной частей занятия.

Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью общеразвивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подготовительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.

Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как система приемов), элементами которой будут различные виды деятельности руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функциональное назначение и последовательность определяются руководителем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обучения. Упражнения, которыми овладевают обучаемые, должны соответствовать уровню развития их специальных и физических качеств и условиям обучения.

В основной части занятия решаются его главные задачи:

развитие психологических и физических качеств обучаемых;

формирование и совершенствование новых двигательных навыков, приемов и способов работы с пожарной техникой;

овладение приемами и способами работы с пожарной техникой в составе отделения, караула, дежурной смены.

На основную часть занятия, как правило, отводится большая часть времени учебного занятия. Эффективность занятия определяется успехом или неудачей именно этой главной части занятия.

Заключительная часть предусматривается с целью активизации восстановительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.

 

1.5. Обязанности должностных лиц при подготовке и проведении учебных занятий

 

1.5.1. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.

1.5.2. В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, тематического плана и расписания занятия;

подбор и изучение необходимых руководств и пособий;

определение цели и задачи учебного занятия;

подготовка содержания учебного материала (расчет учебного времени, определение объема учебных вопросов, количества пожарной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);

выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения;

определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;

уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;

определение последовательности прохождения учебных мест и рассмотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оценка ее целесообразности;

определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;

определение состава помощников руководителя занятия, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;

определение перечня мероприятий по подготовке помощников руководителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;

решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой подготовки и функций территориальных органов и подразделений пожарной охраны.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

1.5.3. При проведении занятия руководителю неоходимо:

обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;

следить за точным выполнением требований настоящих Рекомендаций и не допускать изменений условий и порядка выполнения упражнений в сторону упрощения;

обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;

создавать при обучении условия, приближенные к реальной обстановке;

напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.

1.5.4. В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов: вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

построения группы, расчета, приема рапорта;

проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;

доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;

проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.

Комплекс физических и специальных упражнений записывается по форме, указанной в табл.1.

Таблица 1

 

Номер упражнения Описание упражнения в терминологии Дозировка Назначение упражнения (воздействие) Методические указания (на что обратить внимание)
         

Примечание: При описании эстафет, игр заполняются графы в части, их касающейся.

 

Структура основной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание учебных вопросов (специальных упражнений с пожарной техникой) и действий руководителя занятия по достижению целей занятия и решению учебных задач.

Основная часть записывается но форме, указанной в табл. 2.

Таблица 2

 

Основные элементы занятия, учебные вопросы и время на их отработку Действия руководителя занятия и помощника
   

Примечание. Схемы изучаемых упражнений выполняются, при необходимости, в виде приложения к плану проведения занятия.

 

В разделе "Действия руководителя и помощника" отражаются формы организации обучаемых (индивидуальная, поточная, фронтальная, групповая, круговая, поточно-круговая, интервально-круговая), методические приемы и методы обучения (тренировки), требования к соблюдению правил охраны труда, команды и другие вопросы, которые необходимо довести до сведения обучаемых, порядок использования помощников (командиров отделений), перечень вопросов для проверки, последовательность выполнения приемов и способов работы с пожарной техникой, использования схем, рисунков, таблиц, фильмов (диапозитивов) и технических средств обучения, порядок смены мест занятий и т. п.

В заключительной части отражаются содержание и последовательность разбора занятия, подведения итогов, приведения учебных объектов (мест занятия) в исходное состояние. Планируется как частный (по отдельным учебным вопросам), так и общий (по всему занятию) разбор.

Примерный план-конспект проведения занятий по пожарно-строевой подготовке показан в приложении 1 данных Рекомендаций.

 

1. 6. Инструкторско-методическая подготовка

 

1.6.1. Инструкторско-методическая подготовка проводится с руководителями подразделений, помощниками начальника караула и командирами отделений.

Наиболее эффективными методами инструкторско-методической подготовки являются инструктаж, инструкторско-методические занятия, показные занятия.

1.6.2. Инструктаж проводится, как правило, руководителем занятия в намеченное планом проведения занятия время. Его продолжительность зависит от характера занятия и уровня практической и методической подготовки помощников руководителя. Результаты инструктажа отражаются в плане проведения занятия до его утверждения и заверяются должностным лицом, проводившем его.

1.6.3. Инструкторско-методические занятия направлены на совершенствование методического мастерства должностных лиц, выступающих руководителями занятий, установление единой методики проведения занятий, изучение руководящих документов, определяющих задачи, содержание и организацию процесса обучения.

Инструкторско-методические занятия проводятся:

а) в учебных группах начальников органов управления - с начальниками подразделений, заместителями начальников подразделений. Занятия проводятся наиболее подготовленным сотрудником органа управления;

б) на специальных семинарах школы повышения оперативного мастерства -с начальниками дежурных смен и лицами, приравненными к ним. Занятия проводятся руководителем подразделения пожарной охраны;

в) в период специальной подготовки по должности - с помощниками начальников дежурных смен и командирами отделений. Занятия проводятся заместителем начальника подразделения пожарной охраны;

г) в учебных группах пожарно-технических учебных заведений - с командно-преподавательским составом, функционально обеспечивающим практическую подготовку курсантов и слушателей. Руководитель занятия определяется руководством образовательного учреждения.

Инструкторско-методические занятия организуются и проводятся не реже одного раза в год в установленные тематическим планом по служебной подготовке и планом специальной подготовки дни недели и месяца по соответствующим планам-конспектам на проведение инструкторско-методического занятия. Тема, целевая установка, содержание и план предстоящего занятия сообщаются обучаемым заблаговременно.

1.6.4. Показные занятия проводятся с целью продемонстрировать должностным лицам, выступающим руководителями занятий, образцовую организацию и методику проведения занятий по отдельным разделам пожарно-строевой подготовки.

Решение о проведении показных занятий принимается руководством органов управления и начальниками подразделений пожарной охраны. Занятия организуются в масштабе отряда, пожарной части и проводятся в виде учебно-тренировочного занятия. Для показного занятия целесообразно привлекать наиболее подготовленный личный состав (курсантов, слушателей). Руководителем назначается хорошо подготовленный руководитель подразделения. Место расположения обучаемых в ходе показа может быть различным и определяется, прежде всего, местностью и содержанием учебного вопроса. Пояснения (комментарии) к действиям показывающего подразделения (учебной группы) может давать руководитель занятия или специально назначенное лицо.

 

Специальная одежда пожарных

 

Специальная одежда пожарных предназначена для защиты кожных покровов человека от неблагоприятных и вредных факторов окружающей среды, возникающих при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также для защиты от различных климатических воздействий.

Специальная одежда пожарных (Рис. 1) включает в себя куртку, брюки (или полукомбинезон) со съемными теплоизоляционными подкладками и средства защиты рук.

При использовании специальной одежды пожарных должны выполняться следующие правила охраны труда:

использовать сертифицированную специальную одежду пожарных только по назначению;

специальная одежда

пожарных должна соответствовать росту и размеру пожарного;

не использовать специальную одежду пожарных без теплоизоляционных подстежек и снаряжения пожарных.

 

Снаряжение пожарных

 

Снаряжение пожарных состоит из каски пожарной (шлема); пояса пожарного спасательного с карабином, топором в кобуре; специальной защитной обуви (спецобуви); средств защиты рук.

2.2.1. Каска пожарная

Каска пожарная (шлем) предназначена для защиты головы и лица от механических воздействий и других опасных факторов, возникающих при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

При эксплуатации каски необходимо нанести на обе ее стороны (спереди и сзади) установленные знаки различия.

Каска (шлем) состоит из корпуса, лицевого щитка, внутренней оснастки, подбородочного ремня, пелерины.

В процессе эксплуатации необходимо осуществлять техническое обслуживание каски (шлема) согласно паспорту-инструкции на данное изделие.

При использовании каски (шлема) должны выполняться следующие правила охраны труда:

правильная посадка каски на голове должна обеспечиваться за счет регулировки внутренней оснастки и подбородочного ремня;

при работе в очаге пожара подбородочный ремень должен быть плотно затянут и застегнут, обеспечивая надежную фиксацию каски на голове пожарного, в случае необходимости лицевой щиток должен быть, опущен в крайнее нижнее положение;

перед заступлением на дежурство и перед проведением занятий каску необходимо подвергнуть внешнему осмотру и убедиться в целостности и исправности ее элементов;

запрещается эксплуатировать каску, подвергшуюся механическому или термическому воздействию, повлекшему за собой разрушение или деформацию корпуса каски, лицевого щитка или внутренней оснастки.

2.2.2. Пояс пожарный спасательный

Пояс пожарный спасательный (далее - пояс) предназначен для спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также для страховки пожарных при работе на высоте.

Пояс состоит из поясного ремня, пряжки (для надежной фиксации поясного ремня), карабинодержателя (обеспечивающего закрепление на поясе пожарного карабина), ремешка (для фиксации карабина на поясе), хомутика (для заправки свободного конца поясного ремня).

Конструкция пояса предусматривает размещение пожарного топора в кобуре.

При использовании пояса должны выполняться следующие правила охраны труда:

пояс должен подбираться по размеру;

перед заступлением на дежурство и после него пояса должны подвергаться внешнему осмотру;

каждый пояс должен подвергаться испытанию согласно требованиям паспорта-инструкции на него;

запрещается дальнейшая эксплуатация пояса, если в процессе работы какой-либо из его элементов получил механические или термические повреждения, вызвавшие разрушение этого элемента или его деформацию.

2.2.3. Карабин пожарный спасательный

Карабин пожарный спасательный предназначен для закрепления и страховки пожарных при работе на высоте во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Карабин пожарный состоит из крюка (определяющего форму карабина) и затвора (обеспечивающего закрепление карабина за конструкцию).

Конструкция карабина обеспечивает автоматическое закрытие и фиксацию затвора при закреплении за элементы конструкции.

При использовании карабина пожарного должны выполняться следующие правила охраны труда:

каждый карабин должен подвергаться испытанию согласно паспорту-инструкции на него;

перед заступлением на дежурство и после него карабины должны подвергаться внешнему осмотру;

при контакте карабина с агрессивной средой (кислота, щелочь и т. п.) его следует промыть водой, вытереть, просушить и подвергнуть испытаниям на прочность;

запрещается дальнейшая эксплуатация карабина, подвергшегося нагрузкам, вызвавшим появление трещин, вмятин, изменение геометрической формы конструктивных элементов, нарушение работоспособности затвора или замыкателя.

2.2.4. Топор пожарный поясной

Топор пожарный поясной предназначен для перерубания и вскрытия элементов деревянных конструкций, а также передвижения с помощью кирки по крутым скатам кровель.

Топор состоит из бойковой части с киркой и обрезиненной рукоятки.

При использовании топора пожарного должны выполняться следующие правила охраны труда:

использовать топор только по назначению;

не использовать топор для рубки электропроводов, находящихся под напряжением;

каждый топор должен подвергаться испытаниям согласно паспорту-инструкции на него;

при контакте с агрессивной средой (кислота, щелочь и т. п.) топор следует промыть водой, вытереть, просушить и подвергнуть испытаниям;

перед заступлением на дежурство и после него топоры должны подвергаться внешнему осмотру;

запрещается дальнейшая эксплуатация топора, подвергшегося нагрузкам, вызвавшим: появление трещин, изменение геометрической формы конструктивных элементов, нарушение целостности резинового покрытия на рукоятке.

2.2.5. Специальная защитная обувь пожарных

Специальная защитная обувь пожарных (далее - спецобувь) предназначена для защиты ног от неблагоприятных и вредных факторов, возникающих во время тушения пожаров и ликвидации последствий аварий.

Спецобувь выпускается двух видов: кожаная и резиновая.

Кожаная спецобувь обеспечивает защиту от повышенных тепловых воздействий и прокола подошвы.

Резиновая спецобувь кроме обеспечения защиты от опасных факторов, приведенных для кожаной спецобуви, водонепроницаема, имеет защиту от ударов, обладает химической стойкостью к воздействию агрессивных сред.

При использовании спецобуви должны выполняться следующие правила охраны труда:

при тушении пожаров запрещается использовать спецобувь без защитных элементов (антипрокольных стелек);

кожаная и резиновая спецобувь не является средством защиты от электрического тока и повышенных тепловых воздействий (для теплозащитных и теплоотражательных костюмов).

2.2.6. Средства защиты рук пожарных

Средства защиты рук пожарных (рукавицы) предназначены для защиты рук от неблагоприятных и вредных факторов, возникающих при тушении пожаров и ликвидации последствий аварий, а также от климатических воздействий.

Средства защиты рук (рукавицы) не являются защитой от поражения электрическим током и повышенных тепловых воздействий.

 

Пожарный рукав

 

Пожарный рукав - гибкий трубопровод, оборудованный рукавными соединительными головками и предназначенный для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние. По типу рукава подразделяются: на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные.

Всасывающий пожарный рукав (напорно-всасывающий) — рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорный пожарный рукав - рукав, предназначенный для подачи огнетушащих веществ под давлением к месту пожара.

Промышленностью выпускаются напорные рукава следующих типов:

прорезиненные;

латексные;

с двухсторонним полимерным покрытием;

льняные;

рукава на рабочее давление 3 МПа (30 кг/см2).

Пожарными частями эксплуатируются рукава диаметром 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм, длиной 20 м.

 

Прокладка рукавных линий

 

5.3.1. Существуют различные виды прокладки рукавных линий:

горизонтальная - прокладывается по земле или по полу;

вертикальная - прокладывается на высоту снаружи или внутри здания;

ползучая - прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям;

смешанная — одновременно по вертикальным, горизонтальным и наклонным плоскостям.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

Различают магистральные и рабочие рукавные линии.

Магистральная линия предназначена для подачи воды от насоса до разветвления; для соединения насосов (емкостей), работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол.

Рабочая рукавная линия предназначена для подачи огнетушащих веществ от разветвления к пожарному стволу или пеногенератору.

5.3.2. Прокладка рукавов из скаток.

Рукав, уложенный двойной скаткой, лежит на земле рядом с пожарным. По команде: "Рукав из скатки - проложить!" пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы у соединительных головок, левой рукой - с противоположной стороны скатки, выпрямляется, поднимает скатку, удерживая ее предплечьем правой руки, согнутой в локте. Затем пожарный переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, перенося на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю и, держа в правой руке верхнюю головку, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью. Прокладка рукава из одинарной скатки производится аналогично.

5.3.3. Для прокладки магистральной линии состав расчета зависит от ее длины.

Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета - с правой стороны автомобиля в одну шеренгу. По команде: "Разветвление (указывается место установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток - марш!" пожарный № 2 открывает отсек автомобиля и берет две скатки рукавов. Один рукав кладет на землю, раскатывает второй рукав и присоединяет его соединительную головку к напорному патрубку насоса. Берет с земли первую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет рукав к рукаву, проложенному пожарным №. 1. Пожарный № 1 берет две скатки рукавов и бежит в сторону прокладки рукавной линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 должен закончить прокладку, раскатывает рукава, соединяет их между собой и прокладывает линию к месту установки разветвления. Пожарный № 3 берет разветвление, устанавливает его в указанном месте и присоединяет к нему рукавную линию.

5.3.4. При прокладке магистральной линии из рукавов, смотанных одинарной скаткой, пожарный № 2 сначала раскатывает один рукав и присоединяет его к насосу, потом бежит со вторым рукавом к концу первого, раскатывает его, соединяет рукава, бежит к концу второго рукава и соединяет его с рукавом, проложенным пожарным № 1.

5.3.5. Переносить рукава, смотанные в скатки, на дальние расстояния можно на плече. Для этого рукав кладется на правое (левое) плечо соединительными головками вперед, правой (левой) рукой он удерживается сверху, а левой (правой) - сбоку или снизу.

5.3.6. Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле"гармошкой", производится расчетом - один человек на один рукав. По команде :"Рукавную линию из "гармошки" на три рукава - проложить!" пожарный № 1берет за конец верхний рукав и протягивает его в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет за соединительную головку второй рукав, пожарный № 3 - третий рукав и протягивает линию в указанном направлении. К напорному патрубку насоса линию подсоединяет водитель.

5.3.7. Прокладка рукавных линий в сложных условиях.

В зоне, поражаемой взрывчатыми веществами, прокладка рукавных линий производится путем перебежек и переползания. Длина преодолеваемого пространства при перебежках зависит от местности и обстановки в поражаемой зоне. Прокладка рукавной линии от автомобиля до поражаемой зоны производится описанными выше способами, а далее, до позиции ствола, прокладывается из скаток. Для этого к поражаемой зоне подносят необходимое количество рукавов в скатках. Для прокладки рукавов назначается расчет - один человек на два рукава. Численность расчета зависит от длины рукавной линии, прокладываемой в зоне поражения.

Прокладка рукавной линии способом перебежки производится по общей команде на боевое развертывание или по команде: " Ствол (указывается позиция), рукавную линию (указывается количество рукавов) перебежкой — марш!". По этой команде пожарные берут по два рукава, намечают путь движения и пункты остановок. Пожарный № 1, используя укрытия, перебегает к месту работы, показывая направление прокладки рукавной линии. Один рукав он оставляет в резерве на случай удлинения линии или замены рукава, вышедшего из строя. Остальные пожарные, используя укрытия, перебегают по направлению, указанному первым пожарным, прокладывают рукава, соединяют их между собой, оставляя по одному рукаву в укрытиях. Последний пожарный один конец рукава присоединяет к насосу, второй - к рукавной линии, проложенной другими пожарными. По окончании прокладки линии ствольщик присоединяет ствол и докладывает о готовности к работе: "Ствол - готов!". Пожарные № 2 и № 3 находятся у места работы ствольщика. Один из них выполняет обязаннос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.016 с.)