Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, основные принципы, формы и методы обучения

Поиск

Сущность процесса обучения

 

Обучение военнослужащих — педагогический процесс, в ходе ко­торого под руководством командира (начальника) подчиненные при­обретают необходимые знания, умения и навыки, из чего в конечном счете слагается воинское мастерство.

Знания — закрепленные в памяти различные сведения в виде систе­матизированных понятий и образов. Знания выражаются в правилах, законах, научных теориях. Процесс овладения знаниями завершается их применением на практике. В бою мало знать, как надо действовать,

* В поенное время - боевое слаживание.

необходимо на основе этих знаний уметь действовать. На основе усво­ения знаний у воинов в процессе специальных упражнений развива­ются необходимые умения и навыки.

Умения — способность обучаемых применить знания и навыки на практике для быстрого, точного и сознательного выполнения своих обязанностей. В процессе их формирования воин переходит от работы с посторонней помощью к самостоятельной работе. В ходе постоянных упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы прев­ращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков, в них всегда есть элементы творчества, которые позволяют солдату умело действовать в различной обстановке, исключают шаблон и натаскива­ние. На формирование их направлена вся полевая выучка войск.

Навыки — автоматически выполняемые действия, представляющие собой составную часть сознательной деятельности человека. Навыки в процессе деятельности как бы высвобождают сознание и волю воина от излишней распыленности и дают ему возможность сосредоточить­ся на решении основной задачи.

Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последую­щей многократной тренировкой составляют основу последователь­ности формирования у солдат необходимых им навыков и умений.

 

Принципы обучения

Принципы обучения — это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями воинского воспитания и раск­рывающие закономерности процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков у обучаемых.

В принципах обучения выражены основные требования к содержа­нию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: научность обучения; учить войска то­му, что необходимо на войне; сознательность, активность и самостоя­тельность обучаемых; наглядность в обучении; систематичность, пос­ледовательность и комплексность в обучении; обучение на высоком уровне трудностей; прочность знаний, навыков и умений; коллекти­визм и индивидуальный подход в обучении.

Научность обучения определяет направленность обучения личного состава, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твердую убежденность в необходи­мости воинской службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принци­па немыслима без высокой военно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой.

Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип отража­ет объективную необходимость готовить личный состав в строгом со­ответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, максимально приближать каждое занятие к боевой действи­тельности, проводить занятия с полной нагрузкой, без послаблений и

упрощений.

Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых. Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воины ясно по­нимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятель­ность и инициативу.

Наглядность в обучении диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрыв­ную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военном обучении — сформировать у воинов прочные знания, навыки и уме­ния, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные представления о современ­ном бое.

Средства наглядности классифицируются на натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, ме­тафоры).

Систематичность, последовательность и комплексность в обучении означает, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный ма­териал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые зна­ния опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

Обучение на высоком уровне трудностей требует, чтобы обучаемые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навы­ками при высоком напряжении своих умственных способностей и фи­зических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть лег­кого обучения, простого запоминания различных сведений, механи­ческого исполнения тех или иных действий.

Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способ­ствует систематическое повторение учебного материала, осуществляе­мые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепле­ние и углубление знаний, совершенствование навыков и умений про­исходят в процессе практической деятельности обучаемых. Поэтому сержанты должны следить за качеством усвоения программы солдата­ми, знать, какие вопросы и конкретно кем отработаны недостаточно.

принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и при­вития навыков в самостоятельной работе.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Коллективизм как единство мысли, воли, действия и ответственности личного соста­ва является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осу­ществлять индивидуальный подход — значит это хорошо знать духов­ные и физические особенности каждого воина и воздействовать на не­го с учетом этих особенностей.

 

Формы обучения

Формы обучения — организационная сторона занятия. Обучение осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, соста­ва обучаемых и определяют структуру занятия (порядок и последова­тельность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности обучаю­щего, его помощников и обучаемых, использование элементов учеб­но-материальной базы,вооружения и военной техники.

Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, боевые стрельбы и тактические учения.

В процессе теоретических занятий осуществляется усвоение воина­ми общественно-политических знаний, теоретических основ совре­менного боя, физических основ и принципов работы вооружения и во­енной техники. Этому служат лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы (собеседования), зачеты (занятия в специально обору­дованных классах), самостоятельная подготовка, консультации и т. д.

В группу практических занятий входят тактико-строевые и такти­ческие занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом плацу, спортивном городке, макете местности. В ходе этих занятий воины ов­ладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и действий при вооружении (на тех­нике) в различных видах боя, в различных условиях. Основными мето­дами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Для подготовки обучающего состава используются инструкторско-методические, показные занятия, летучки и групповые упражнения.

Комплексные тренировки проводятся днем и ночью, на полигонах, \ огневых городках, командных пунктах, огневых позициях и т. д. Их назначение — вырабатывать, поддерживать и совершенствовать у от­дельных воинов и подразделения общие и специальные навыки бое­вой работы, способствовать подготовке (слаживанию) отделений, рас­четов, экипажей.

Боевые стрельбы проводятся для проверки знаний и навыков, полу­ченных ранее, и совершенствования навыков и умений воинов пора­жать цели в современном бою. Как правило, они завершают тот или иной этап обучения военнослужащих и подразделений.

Учения — высшая форма обучения командиров, штабов и войск. Их цель — завершение слаживания подразделений, частей, соединений. Учения являются важнейшим средством достижения высокого уровня полевой выучки и боевой готовности.

 

Методы обучения

Методы военного обучения — это приемы и способы совместной ра­боты обучающего и обучаемых, при помощи которых командир (обу­чающий) достигает передачу и усвоение подчиненными (обучаемыми) знаний, формирование у них умений и навыков, выработку морально-боевых и психологических качеств, обеспечивает слаживание подраз­делений, воинских частей и их штабов.

Основными методами обучения являются устное изложение учебно­го материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа.

Устное изложение учебного материала применяется при ознакомле­нии воинов с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными, устройством вооружения и воен­ной техники, организацией, вооружением и тактикой действий под­разделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по боевой подготовке, которое осуществляется в ходе бе­сед, классно-групповых и семинарских занятий.

Беседа представляет собой способ вооружения знаниями воинов путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развернутую бе­седу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нем более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто от­вечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами де­лают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоя­тельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефе­раты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, для това­рищеских дискуссий.

Показ (демонстрация) — наиболее эффективный путь обучения во­инов разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у воинов созда­ется наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражне­ний, действий с оружием, устройства и способов управления вооруже­нием и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определен­ных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у во­инов навыков и умений.

В ходе упражнений воины овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, спо­собами решения тактических, огневых и технических задач, выполне­ния строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах.

Практическая работа выполняется личным составом, как правило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, умений и навыков. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, комплексируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделений, расчетов, экипажей и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений и в подготовке их к выполнению боевых задач.

Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учебы личного состава. Метод самостоятельного изучения материала — это совокупность приемов и способов, с помощью кото­рых воины без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы воинов явля­ются работа с печатными источниками, самостоятельные трениров­ки, самостоятельный просмотр и прослушивание теле- (видео-) и ра­диопередач.

В учебных подразделениях подготовка курсантов проводится с применением методики планомерного и поэтапного развития знаний, умений и навыков. Суть ее состоит в том, что обучение курсантов ве­дется с использованием учебно-тренировочных карт (УТК) и учебных задач. Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают устройство агрегатов, узлов и практически выполняют опера­ции (подготовка вооружения к стрельбе, настройка радиостанции и т. д.). Для проведения занятия взвод (отделение) разбивается на учебные группы по три человека. Из них один читает УТК, другой показывает названное на макете или реальном объекте, третий контролирует его действия. В последующем они меняются местами. Таким образом, каждый обучаемый трижды в течение отведенного времени изучает материал. Обучение курсантов ведется сначала с использованием пол­ных УТК, отражающих весь объем действий, а в последующем — сок­ращенных УТК, в которых указываются только основные (ключевые) действия.

Командир отделения должен непосредственно участвовать в изуче­нии обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на вопросы, по­мочь разобраться с содержанием УТК, добиться высокой активности обучаемых на занятии.

 

2.1.2. Организация, порядок проведения занятий по боевой подготовке и их материальное обеспечение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.014 с.)