Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения занятий по военной топографии

Поиск

Формы и методы топографической подготовки

Формы и методы топографической подготовки весьма разнообраз­ны. Они находят свое выражение в определенной организации учеб­ного процесса, группировке обучаемых и порядке отработки учебного материала, в способах передачи командиром и усвоении обучаемыми знаний и умений, в приобретении ими навыков и развитии у них поз­навательных способностей.

Выбор форм и методов наилучшего доведения до обучаемых содер­жания топографической подготовки во многом зависит от практичес­кого опыта руководителя, его умения последовательно и доходчиво изложить материал с учетом особенностей, которые присущи для каж­дой темы, каждого занятия и даже для отдельного вопроса.

По своему содержанию каждое занятие по военной топографии должно включать: опрос по ранее изученному материалу, объяснение нового материала, образцовый показ действий, тренировку обучаемых в выполнении показных упражнений, подведение итогов работы обу­чаемых и задание на самоподготовку.

Любое занятие по военной топографии, независимо от темы, вклю­чает три части: вступительную, основную и заключительную.

Во вступительной частипроверяются готовность взвода к занятию и наличие необходимого материального обеспечения. Далее осущес-
твляется проверка усвоения ранее пройденного материала. В заключе­ние объявляется новая тема и цели предстоящего занятия.

Основная часть занятия занимает 80-90 % учебного времени, в те­чение которого отрабатываются новые учебные вопросы или углубля­ются ранее полученные знания.

В заключительной части занятия руководитель проводит его раз­бор, объявляет оценки обучаемым, дает задание на самостоятельную подготовку и проверяет наличие использованных на занятии предме­тов материального обеспечения.

В процессе изучения военной топографии применяются такие ме­тоды, как объяснение, рассказ, беседа, групповое упражнение и са­мостоятельная работа обучаемых.

Объяснение - это вид устного изложения учебного материала, в ко­тором главное внимание уделяется доказательству тех или иных поло­жений. Оно, как правило, сочетается с показом приемов и действий, с демонстрацией различного рода наглядных пособий и сопровождается выполнением упражнений.

Рассказ обычно предшествует практически м работам, является их теоретическим обоснованием. Он содержит систематическое и после­довательное изложение учебных вопросов, которые непосредственно связаны с привитием солдатам умения и практических навыков. Не­посредственно за рассказом следует самостоятельная работа обучаемых по решению примеров и задач на карте или с использованием карты, с компасом и Т.д.

Беседа - вопросно-ответный метод обучения, проводится с целью закрепления знаний обучаемых или проверки качества усвоения прой­денного ра,нее материала.

Метод упражнений заключается в закреплении теоретических зна­ний на практике путем выполнения задач и примеров. В методе уп­ражнений очень тесно переплетаются объяснение с образцовым пока­зом действий и тренировка обучаемых в выполнении тех или иных приемов.

В практике боевой подготовки все большее распространение нахо­дит такой путь активизации учебного процесса как самостоятельное предварительное ознакомление солдат с материалом, который они бу­дут изучать на предстоящем занятии. Это позволяет командиру на по­левых практических занятиях сводить до минимума объяснение и больше уделять внимания выработке необходимых практических уме­ний и навыков, опираясь на знания, приобретенные в процессе самос­тоятельной работы.

 

Подготовка к занятию

Непременными условиями качественной подготовки к занятию являются: глубокое знание руководителем содержания изучаемых
вопросов; точное определение цели занятия и какие конкретно зна­ния, умения и навыки должны приобрести обучаемые при его прове­дении; подбор и изучение необходимых руководств и пособий; под­готовка и решение всех практических задач, которые будут даны обу­чаемым в процессе самостоятельной работы; подготовка необходи­мых наглядных пособий, плакатов и другого материального обеспе­чения; выбор и изучение района предстоящего занятия, рекогносци­ровка его с целью уточнения места и порядка отработки каждого учебного вопроса.

Подготовка руководителя к проведению занятия завершается составлением плана-конспекта в произвольной форме с обязатель­ным отражением в нем следующих вопросов: тема занятия, его учеб­ная и воспитательная цель; время необходимое на отработку темы; метод и место проведения занятия; материальное обеспечение заня­тия; руководства и пособия, в которых изложена данная тема; поря­док проведения занятия; разбор проведенного занятия; задание на самоподготовку.

Раздел плана-конспекта «Порядок проведения занятия» в себя включает:

сформулированные вопросы, которые будут поставлены перед обу­чаемыми при повторении ранее изученного материала;

краткое изложение содержания учебных вопросов, приводимых на занятии примеров и тактических задач;

схему проведения полевого занятия, если она необходима;

содержание и решение всех задач, предлагаемых обучаемым для са­мостоятельной работы;

время, отводимое на каждый учебный вопрос или самостоятельное выполнение обучаемыми упражнений.

Объем плана-конспекта и его содержание зависит от уровня теоре­тической подготовленности руководителя и его умения свободно из­лагать содержание изучаемых вопросов.

Проверка и оценка знаний

В процессе проверки руководитель (проверяющий) оценивает зна­ния по четырех бальной системе. При этом необходимо отметить, что обучаемые должны четко знать какие требования предъявляются к их ответам для получения той или иной оценки. Знание этих требований способствует повышению качества работы обучаемых как на занятиях, так и в часы самоподготовки, а также развивает у них чувство соревно­вания.

За показанные результаты в ходе проверки выставляются следую­щие оценки:

«5» (отлично), когда обучаемый показывает глубокие знании программного материала, последовательно и исчерпывающе его из-
лагает, свободно решает практические задачи, как на карте, так и на местности;

«4» (хорошо), когда обучаемый достаточно полно знает програм­мный материал, может правильно применять полученные знания на практической работе, четко выполнять и сноровисто показывать ис­полнение приемов;

«3» (удовлетворительно), когда обучаемый обнаруживает знание заданного и ранее изученного материала, ответы дает краткие, может применять полученные знания на практической работе, но допускает ошибки при решении практических задач;

«2» (неудовлетворительно), когда обучаемый имеет поверхностное представление по заданному вопросу, с трудом применяет на практи­ке полученные знания, не может правильно выполнять тот или иной прием.

Основными формами выявления знаний по топографической под­готовке являются: устный опрос с практическим выполнением работ, контрольные упражнения и текушие наблюдения за работой обучае­мых во время занятий и в ходе самоподготовки.

Опрос обычно ведется в быстром темпе или может проводиться уп­лотненный опрос, который предполагает одновременный опрос двух­трех обучаемых, один из которых отвечает устно, а другие в это время выполняют практические задания на карте.

Контрольные упражнения носят характер летучек, Т.е. заранее подготовленных письменных упражнений на карте, на выполнение которых дается 12-15 минут. Летучки готовятся в нескольких вари­антах.

Приоценке практических умений и навыков необходимо учиты­вать не только правильность решений той или иной задачи, но и зат­раченное на это время. Главнокомандующим Сухопутными войсками утверждены нормативы по боевой подготовке Сухопутных войск для солдат, сержантов и офицеров по всем предметам подготовки, в том числе и по военной топографии.

Применение нормативов является новой формой организации за­нятий и обуславливается возросшими требованиями к обучению и воспитанию личного состава. В частности, отработка на занятиях и учениях нормативов по военной топографии, способствует быстрей­шему и прочному освоению приемов работы с топографической кар­той и выработке твердых навыков в выполнении часто применяющих­ся на практике действий.


Рис. 2.19. Вариант выбора ориентиров

 


Рис. 2.20. Измерения по карте угла от северного направления вертикальной линии километровой сетки до направления на местный предмет:

а - дирекционный угол направления на мост равен 274°; б - дирекционный угол направления на яму равен 65°

Рис. 2.21. Склонение магнитной стрелки, сближение меридианов

и поправка направления

 
 

Рис. 2.22. Схема маршрута, для движения

по азимутам

 


ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Военно-медицинская подготовка, являясь одним из предметов бо­евой подготовки, должна дать личному составу необходимые знания и практические навыки для своевременного и качественного оказания первой помощи при поражении как обычным оружием, так и оружием массового поражения, а также научить пользоваться индивидуальны­ми средствами медицинской защиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.008 с.)