Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и задачи сержантов в обучении и воспитании военнослужащихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за успешное выполнение отделением, расчетом, экипажем боевых задач; за обучение и воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинированности, боевой спайки и боевой подготовки части». В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, изменением социального облика солдата, переходом на комплектование частей и подразделений военнослужащими по контракту, совершенствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежними. Это вызвало необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую очередь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина. Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной воинской службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад воинской службы воспитывал у личного состава верность военной присяге. Одной из важнейших задач сержантов является воспитание подчиненных в духе патриотизма и интернационализма, готовности отдать все силы, а если потребуется, и жизнь для защиты интересов своей Родины. Для этого они сами должны быть готовыми к самоотверженным действиям во имя интересов нашего Отечества, к выполнению служебного долга. Сержанты отвечают за правильное использование и сбережение вооружения и военной техники. Для этого они должны хорошо знать материальную часть, ее правила эксплуатации, прививать подчиненным солдатам бережное отношение к своему оружию и военной технике. Сержанты помогают подчиненным изучать уставы и наставления, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям общевоинских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку, за сохранность здоровья и обеспеченность всем необходимым подчиненных. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность. В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта — быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины. Важнейшее требование к военно-педагогическому процессу — знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами национальной политики, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и братства между воинами различных национальностей. Высокая требовательность — неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетаемая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам. Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими уставами. Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо подготовлены и слажены отделения, расчеты, если каждый военнослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастерству, готовит отличников учебы и классных специалистов.
1.2.3. Методика проведения индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими отделения (расчета, экипажа)
В практике работы сержанта постоянно возникают всевозможные ситуации, разрешить которые можно лишь умело владея педагогическими знаниями. Как выбрать средство воспитательного воздействия на подчиненного? Наедине поговорить с солдатом, нарушившим воинскую дисциплину, или обсудить его поступок на собрании, промолчать о случившемся или сделать воину замечание, простить или наказать? Правильно поступит лишь тот сержант, который умеет найти ключ к уму и сердцу человека, учесть его черты характера, психологические особенности — словом, умело владеет методикой индивидуально-воспитательной работы с людьми. Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) — это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных методов, форм и средств воспитания. ИВР с подчиненными строится на следующих принципах: • сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности; • сочетание требовательности с уважением личного достоинства человека; • опора на положительные качества личности воспитуемого; • единство, согласованность и преемственность в воспитании. Их использование сержантами в своей деятельности позволяет целенаправленно осуществлять ИВР, а также прогнозировать действия, поступки, поведение подчиненных в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия. Система индивидуально-воспитательной работы включает: определение целей и задач; планирование; определение того, кто и с кем индивидуально работает; обучение практике индивидуальной воспитательной работы; изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, применение наиболее эффективных форм, методов, средств воздействия; организацию оперативной информации о настроениях, интересах, запросах личного состава; анализ, обобщение передового опыта, контроль и коррекцию плана. Знание подчиненных — одна из обязанностей командиров (начальников). Напомним также, что в соответствии со статьями 151 и 153 УВС заместитель командира взвода, командир отделения, а именно на этой должности часто находятся сержанты, обязан знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой подготовке каждого подчиненного. Изучение личного состава на первый взгляд кажется делом простым. Однако на практике это сложный, многогранный процесс, требующий от воспитателя и времени, и опыта, и определенных знаний. В военной педагогике и психологии известно много методов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих. К ним относятся: наблюдение; изучение документов; обобщение мнений (обобщение независимых характеристик); изучение преимущественных отношений; беседа; анализ результатов деятельности; социометрический опрос; тестирование. Один из наиболее объективных и надежных методов изучения военнослужащего — наблюдение. В ходе его осуществляется накопление фактов о поступках, поведении, суждениях подчиненного, анализ, обобщение и систематизация которых позволяют сделать вывод о его индивидуальных особенностях. Наблюдение за человеком в непринужденной обстановке, например в столовой, курилке, увольнении, во время перерывов учебных занятий и в других условиях, когда рядом нет непосредственных командиров, позволяет, как никакой другой метод, выявить соответствие сознания и поведения военнослужащего. Для повышения эффективности наблюдения можно сознательно создавать ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени проявить те качества, которым хотелось бы дать оценку. При этом воспитателю необходимо помнить, что не всегда можно судить о человеке по отдельным поступкам, делать выводы о нем на основе единичного наблюдения. Поэтому процесс наблюдения должен быть непрерывным, конкретным и активным. Важной и достаточно трудоемкой деятельностью сержантов и начальников, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем, является изучение документов (анализ документов). Изучается обычно личное дело (автобиография, анкеты, характеристики, документы об образовании). Оно помогает сержанту узнать об основных событиях биографии человека, которые так или иначе могли повлиять на формирование личности. Важные сведения о познавательных способностях, военно-профессиональной направленности и отдельных психологических особенностях подчиненных можно получить из карты профессионального отбора призывника, в которую заносятся результаты изучения и "обследования в период приписки и призыва военнообязанных. Об общественной активности воина, его дисциплинированности, широте знаний, физическом развитии можно узнать из служебной карточки, читательского билета, медицинской книжки и других документов. Лучше узнать человека помогает обобщение мнений сослуживцев о его поведении и действиях (так называемый метод обобщения независимых характеристик). Сопоставление наблюдений и выводов многих людей позволяет обнаружить ошибочность представлений о человеке, отсеять неверные оценки и определить истинные его достоинства. Сведения о военнослужащем могут быть получены в ходе как устных бесед, так и заочного опроса (с помощью анкет, опросников). Последний сержантами применяется сравнительно редко, так как требует затрат времени и специальных знаний. Метод изучения преимущественных отношений. Сущность его заключается втом, что воспитатель выявляет в процессе индивидуальной воспитательной работы с подчиненными с использованием различных методов следующее: о чем подчиненный любит говорить; что больше всего любит делать; как предпочитает проводить свободное время; с кем поддерживает дружеские отношения; что его больше всего волнует и т. п. На основе анализа выявляются интересы, потребности как духовные, так и материальные, склонности, мотивы активности в различных видах деятельности, установки, особенности характера, темперамента, культуры, уровень и направленность развития жизненной позиции и др. Однако самые достоверные данные о подчиненном дает личное общение с ним. При умелом проведении индивидуальной беседы воспитатель может оценить не только потребности, склонности, интересы, черты характера военнослужащего, но и выявить его истинные переживания, мнение о положении дел в коллективе, сослуживцах и т. д. Результаты беседы помогают составить более полное представление о личности подчиненного. Успех проведения подобных бесед во многом зависит от соблюдения сержантом ряда правил. Одно из них — тщательная подготовка к проведению беседы. Важно продумать ее содержание, тему, определить круг вопросов к воину, при этом изучить всю имеющуюся о нем информацию. Необходимо также правильно выбрать место для беседы и время ее проведения. Важно, чтобы общение проходило в спокойной и доверительной обстановке, без посторонних лиц. Все вопросы должны быть простыми и понятными. Ставить их нужно так, чтобы в ходе беседы вырисовывался единый целостный рассказ военнослужащего о себе, своей жизни, трудностях прохождения военной службы. Непременное условие успеха беседы — е*е творческий характер. Она не должна вестись в форме простого опроса по предварительно намеченным вопросам, которые являются лишь основой для беседы. Практика показывает, что для систематизации, анализа и учета индивидуальной работы воспитателю целесообразно иметь педагогический дневник (рабочую тетрадь, блокнот). В нем накапливаются данные о каждом воспитаннике, намечаются основные меры воздействия (взаимодействия с ним), отмечаются результаты наблюдений и некоторые выводы, характеризующие действенность индивидуально-воспитательной работы. Много времени такие записи не отнимут, зато придадут вашей работе целенаправленность и систематичность. В целях изучения и воспитания подчиненных в войсковой практике широко применяется анализ результатов деятельности. Он предусматривает учет действий и поступков подчиненных, а также их упущений и достижений в различных видах деятельности. При этом воспитателю важно изучить уровень проявления активности, инициативы, творчества в работе; мотивы активности; условия выполнения работ и т. п. Характер выполнения военнослужащим заданий может свидетельствовать о его навыках, способностях, интересах и других качествах личности. Социометрический опрос. С его помощью может быть произведено определение статуса личности военнослужащего в коллективе, характеристик взаимоотношений с другими членами коллектива, оценка состояния морально-психологического климата, в котором живет подчиненный. Тестирование является эффективным методом изучения личности военнослужащего, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических качеств, а также совокупность психических свойств личности. Тестирование проводится специально подготовленными офицерами, как правило, психологами частей. Опыт воспитательной работы свидетельствует о том, что только комплексное использование всего арсенала методов и средств изучения индивидуальных особенностей воинов даст желаемый результат. В каждом конкретном случае воспитатель определяет, какие методы и как их ему целесообразно использовать для получения наиболее достоверной и качественной информации о подчиненном. И, конечно, познание подчиненного выступает не как самоцель, а как средство обеспечения эффективности его обучения, воспитания, совместной с ним деятельности в интересах воинской службы и самого воина.
Содержание, формы и методы работы сержантов по укреплению воинской дисциплины и поддержанию Уставного порядка
Воинская дисциплина — это одна из форм государственной дисциплины, основа боеготовности и боеспособности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов дисциплины обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, быстроты исполнения всех распоряжений и т. д. В силу этого воинская дисциплина характеризуется рядом особенностей: обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих; совпадение целей законности и воинской дисциплины; детальная регламентация правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; повышенная правовая ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисциплинарная ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п. Известная истина: без дисциплины не может быть боеспособной ни одна армия мира. Один из выдающихся военных деятелей и педагогов России генерал М. И. Драгомиров так характеризовал воинскую часть, в которой поддерживается высокий уровень дисциплины: «Такая часть (подразделение) может не выбивать умилительных процентов при стрельбе, может быть не особенно твердой в строю. Она может сбиться с ноги, но с пути никогда. И в трудные минуты, конечно, будет предпочтена тем, которые и проценты выбивают, и отлично маршируют, но не так надежны». Современное понимание воинской дисциплины в сжатом, но емком виде представлено в Дисциплинарном уставе ВС РФ, ст. 1: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Воинская дисциплина характеризует и определяет должностные и личностные отношения между военнослужащими, а также воинскими коллективами. Носителем ее является конкретный человек — солдат, сержант, офицер. Находит же свое выражение она в дисциплинированности военнослужащего. Понятие «дисциплинированность» означает специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях воинской службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели. Внешние показатели дисциплинированности: — строгое соблюдение воинского порядка; — точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников; — бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач; — образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности: — убеждение в необходимости воинской дисциплины: — знание уставов и наставлений, требований воинской службы; — умение управлять собой согласно требованиям воинской дисциплины; — навыки и привычки дисциплинированного поведения; — самодисциплина. Безусловно, связь между внешними и внутренними показателями дисциплинированности того или иного воина неоднозначна. Она может быть гармоничной, но бывает и так, что воин соблюдает определенный порядок, не имея убеждения в его необходимости. В этом случае преобладает понимание того, что за нарушением последует строгое наказание. Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности. Дисциплинированность как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности. Рассмотрим приоритетные направления работы младших командиров по формированию и развитию дисциплинированности у воинов. Основные направления формирования и развития дисциплинированности у военнослужащих: • умелое руководство деятельностью и поведением военнослужащих; • эффективная воспитательная работа; • поддержание уставного порядка в отделении, расчете, строгое соблюдение распорядка дня всеми военнослужащими; • четкая организация боевой подготовки и полный охват ею личного состава; • забота о здоровом морально-психологическом климате в коллективе; • повседневная требовательность младших командиров к подчиненным и контроль за их исполнительностью, уважение личного достоинства военнослужащих и постоянная забота о них, умелое сочетание и правильное применение мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива; • самовоспитание дисциплинированности. При работе с военнослужащими по контракту необходимо учитывать в работе вопросы заботы о семье военнослужащего и реализации условий заключенного им контракта. Привитие воинам основ дисциплинированности невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентировочной основы их поведения. Другими словами, нужно каждый раз разъяснять, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Умелая организация этой работы помогает молодым солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиться неплохих результатов в боевой подготовке. Параллельно проводится работа в коллективе: культивирование положительных взаимоотношений; формирование здорового общественного мнения и единства взглядов по основным вопросам службы и боевой учебы; преодоление негативно направленного лидерства; поддержание дружбы и взаимопомощи, внимательного и требовательного отношения сослуживцев друг к другу. Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, если сами воины активно вовлечены в решение данной задачи. Формирование у военнослужащих навыков дисциплинированности, готовности безупречно выполнять требования Военной присяги и воинских уставов начинается с первого дня их службы. При этом сержанту важно довести до сознания каждого подчиненного не только содержание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности. Каждый сержант должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости. Анализ дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом, показывает, что многие из них обусловлены просчетами в сфере взаимоотношений: начальник — подчиненный, личность — коллектив. В одних случаях недостатки в работе сержанта косвенно влияют на возникновение конфликта, а в других — становятся прямой причиной нарушения дисциплины. К наиболее распространенным неправильным действиям самих сержантов можно отнести: допускаемое ими неравномерное распределение нагрузок между солдатами различных сроков службы; нежелание, а иногда и неумение вникнуть во внеслужебные отношения и настроения воинов; попустительство стремлению отдельных солдат получать привилегии, занять особое положение, подчинить своему влиянию других. Слабая требовательность одних сержантов, недостаток методических навыков воспитания у других, отсутствие педагогического такта у третьих — лишь некоторые узкие места в их деятельности, встречающиеся на практике. Основой работы сержанта по укреплению воинской дисциплины является глубокое изучение подчиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наиболее оправдавшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни являются: индивидуальные беседы; внимательное изучение отношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использования мнений офицеров и прапорщиков, других сержантов о воинах. Изучение подчиненных должно быть объективным, беспристрастным, не сводиться к выискиванию недостатков. Необходимо замечать и отмечать каждый успех воина, уметь разглядеть в каждом хорошее и использовать для воспитания личности. Признание успеха окрыляет солдата, придает ему силы на будущее. В этих условиях у него чаще возникает стремление отличиться по службе. Правильное мнение может сложиться лишь в том случае, если его оценивать не, по словам, а по делам. Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и моральных сил, способствовала развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности. Следует добиваться своевременного начала и окончания занятий. Хорошо проведенное занятие всегда активизирует мыслительную деятельность обучаемых, прививает привычку к аккуратности, собранности и организованности. Дисциплинирует также четкая организация обслуживания вооружения и техники. В укреплении дисциплины немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика. Дисциплинарная практика — это сложившаяся в Вооруженных Силах система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий с целью их воспитания и укрепления воинской дисциплины. При определении вины военнослужащего принимаются во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы. При наложении дисциплинарного взыскания сержант должен помнить, что мера взыскания и сама форма его наложения не должны восприниматься как действия, направленные на унижение человеческого достоинства военнослужащего, а как стремление сержанта помочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, но к боязни совершать проступки. Отрицательно влияют на военнослужащих необъективность и несправедливость сержанта, грубость в обращении с подчиненными. Правильно поступают те сержанты, которые считают, что прежде чем наложить дисциплинарное взыскание на подчиненного, необходимо разобраться в степени его виновности. Снятие дисциплинарных взысканий также целесообразно осуществлять строго индивидуально, когда они сыграли свою воспитательную роль и военнослужащий реально исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга. Сержанты обязаны строго следить за поддержанием внутреннего порядок, за правильной подгонкой снаряжения, соблюдением установленных правил ношения военной формы одежды, а также воинской дисциплины в строю. Повседневное четкое выполнение этих обязанностей младшими командирами оказывает влияние на воспитание у воинов навыков и привычек дисциплинированного поведения, формирует нетерпимое отношение к разболтанности, развивает исполнительность. Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу непосредственного командира о неприкосновенности его личности, уважении его чести и достоинства. Поддержание в подразделении установленных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими является одним из приоритетных направлений деятельности сержанта. Особой продуманности и организованности требует работа с военнослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном наряде. Здесь не должно быть места поверхностному подходу. Необходимо тщательно подбирать состав этих команд, учесть психологические особенности военнослужащих. Свои особенности имеет работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины. Крайне важно при этом выявлять конкретные причины их недобросовестного отношения к службе. Искать в каждом таком человеке положительные качества, поощрять, развивать их, подчеркивать, что норма жизни военнослужащего — честность, персональная ответственность за порученное дело, образцовое выполнение воинского долга. Большое значение в современных условиях имеет борьба за трезвый образ жизни. Младшие командиры призваны показывать в этом личный пример, а также разъяснять личному составу, что пьянство совершенно нетерпимое явление в армии, оно злейший враг боевой готовности. Каждый сержант обязан систематически анализировать состояние воинской дисциплины подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о ее состоянии вышестоящему командиру. Некоторые сержанты пытаются скрывать от командиров проступки своих подчиненных, тем самым попустительствуют нарушителям. Это может привести к грубым дисциплинарным проступкам, а зачастую к происшествиям и преступлениям. Сержанту необходимо заботиться об улучшении материально-бытовых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полнотой их доведения. Он должен проявлять заботу и об организации досуга подчиненных, так как это является важной составной частью работы сержанта по поддержанию воинской дисциплины. Его задача — добиться, чтобы каждый солдат был записан в библиотеку, всячески поощрять чтение газет и журналов, занятия художественной самодеятельностью и спортом. Авторитет сержанта способствует укреплению воинской дисциплины в подразделении. В первую очередь он определяется личным примером отношения к выполнению воинского долга. Таким образом, младший командир должен добиваться того, чтобы все компоненты организаторской и воспитательной работы — содержание, формы, методы и средства были тщательно продуманы и всесторонне обоснованны, составляли в своей совокупности неуклонно и последовательно осуществляемую систему мероприятий, оказывали постоянное психологическое воздействие на сознание, чувства и практические действия личного состава по неукоснительному соблюдению ими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами.
1.2.5. Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе. Несению службы в суточном наряде сопутствует комплекс мероприятий: подбор и расстановка личного состава, его теоретическая и практическая подготовка, организация несения самой службы, воспитательная работа, контроль за несением службы и подведение итогов. Во всех этих мероприятиях сержанты принимают самое непосредственное, активное участие. Очередность нарядов в роте между взводами устанавливается старшиной роты, а во взводе — заместителем командира взвода. Число нарядов должно распределяться равномерно и справедливо. При назначении в наряд необходимо учитывать не только степень подготовки солдат и сержантов, но и их личные качества: дисциплинированность, бдительность, организаторские способности, инициативу и непримиримость к недостаткам, выносливость. Нельзя не учитывать также состояние их здоровья, обстановку в семье, связи с родными и знакомыми. Незнание людей, неправильная оценка психологического, морального и физического состояния военнослужащих при назначении их в наряд может привести к нарушению воинской дисциплины и даже к преступлениям. В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ. Обязанности лиц суточного наряда определены уставами, и должны выполняться в полном объеме, без каких-либо отступлений. Самое незначительное нарушение уставных положений может привести к невыполнению или срыву поставленных задач. Поэтому, прежде чем заступить в наряд, каждый военнослужащий должен знать, как нести службу. Для этого организуются и проводятся занятия по изучению положений уставов, инструкций и других документов. Подготовка личного состава к несению караульной службы проводится в три этапа: первый — за 2-3 дня до заступления в наряд осуществляются подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам; второй — в день, предшествующий заступлению в наряд, в часы, указанные в распорядке дня, с личным составом караула проводится занятие по изучению положений уставов, табеля постам с уточнением на макете охраняемых объектов особых обязанностей и вариантов действий часовых на постах, а также инструкций и требований безопасности при обращении с оружием; третий — в день заступления в караул проводится практическое занятие с отработкой действий часовых на постах. Основа успешного несения службы суточным нарядом заключается в его практической подготовке. Практические занятия проводятся на местах, где военнослужащие будут нести службу: с нарядом по роте — в подразделении, с личным составом караула — на караульном городке и т. д. Практическое занятие с личным составом караула организуется и проводится командиром подразделения. Обучение на учебных местах, как правило, проводится помощником начальника караула и разводящими, назначенными из числа сержантов — заместителей командиров взводов, командиров отделений (экипажей, расчетов). Обычно они проводят тренировки по заряжанию и разряжанию оружия, обучают солдат порядку приема и сдачи поста, смене часовых, действиям часового при пожаре и отработке других вводных. На караульном городке, на учебных местах, методом тренировки помощник начальника караула и разводящие учат караульных определенному Уставом гарнизонной и караульной службы порядку приема и сдачи поста, несению службы с учетом его особенностей. Первостепенное внимание при этом обращается на поддержание постоянной бдительности и соблюдение порядка применения оружия. На практическом занятии помощник начальника караула и разводящие добиваются, чтобы каждый караульный знал не только уставные требования, но и что находится под его охраной и обороной, особенности поста, маршрут движения, размещение объектов и порядок их охраны, расположение окопов, наличие освещения, средств охранной и пожарной сигнализации, места расположения постовых вышек и грибков, средств пожаротушения. Особое внимание обращается на изучение границ поста, наиболее опасных подступов к нему, секторов стрельбы и порядка применения оружия. Суточный наряд по роте занимается в подразделении, где под руководством старшины роты изучаются: обязанности дежурного и дневальных, распорядок дня, инструкции о порядке действий при подъеме подразделения по тревоге, по требованиям пожарной безопасности, схема участка территории, закрепленного за подразделением для уборки. Перед заступлением в наряд военнослужащие должны привести в образцовый порядок свой внешний вид, а сержанты проверить, как они это сделали. Образцовый внешний вид суточного наряда должен служить примером для военнослужащих и оказывать на них дисциплинирующее воздействие. Подготовка суточного наряда по роте включает отработку практических действий дежурного и дневальных при объявлении тревоги, приеме и выдаче личному составу оружия и боеприпасов, по поддержанию в чистоте помещений и участка территории, закрепленного за подразделением. Путем практических действий по вводным старшина роты добивается от заступающего наряда умения четко выполнять свои обязанности по поддержанию в роте внутреннего порядка, соблюдению распорядка дня и обеспечению сохранности оружия и боеприпасов, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов. В этом же порядке проводятся занятия с другими лицами суточного наряда. Тренировки проводятся до тех пор, пока действия обучаемых не будут четкими и слаженными. Все лица суточного наряда имеют общую обязанность — бдительно нести службу. В интересах бдительности уставы категорически запрещают всем дежурным и их помощникам, начальникам караулов и разводящим, дневальным, караульным и часовым даже на минуту прекращать или передавать кому бы т
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 9588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.021 с.) |