Военнослужащих подразделения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военнослужащих подразделения



 

Взаимоотношения между военнослужащими наряду с мнениями, настроениями и традициями — один из центральных компонентов психологии воинского коллектива. На их основе формируются и про­являются многие другие социально-психологические явления и про­цессы.

В отдельное направление выделена работа должностных лиц под­разделений и частей по профилактике неуставных взаимоотношений между военнослужащими. Их сущность состоит в моральном и физи­ческом воздействии отдельных военнослужащих, групп (на возраст­ной, земляческой, национальной или иной основе) на своих сослужив­цев в целях достижения для себя определенных привилегий. Проявле­ние неуставных взаимоотношений следует рассматривать как побоч­ный результат социально-психологических противоречий в обществе и негативных факторов в жизнедеятельности воинских коллективов.

Главными причинами превращения отдельных фактов неуставных взаимоотношений в негативную тенденцию является отсутствие глу­боких знаний о личностных особенностях подчиненных, недостаточ­ное знание и применение младшими командирами рекомендаций психологии и педагогики в практической работе.

Наиболее распространенными проявлениями неуставных взаимо­отношений могут быть:

— грубые извращения дисциплинарной практики (злоупотребле­ние властью, издевательства начальников над подчиненными, рукоп­рикладство), по которым возбуждаются уголовные дела;

— оскорбления и угрозы в отношении начальников со стороны подчиненных, по которым возбуждаются уголовные дела;

— издевательства военнослужащих над своими сослуживцами, по которым возбуждаются уголовные дела;

— драки между военнослужащими с нанесением тяжких телесных повреждений;

— неправильная загрузка и распределение суточного наряда, дежу­рства по дням недели и времени суток в пользу воинов старших периодов службы, самовольная подмена в ходе несения службы молодыми солдатами;

— назначение и фактическое выполнение обязанностей рабочих по столовой и т. п. только военнослужащих первого периода службы;

— выполнение наиболее тяжелых и грязных работ молодыми воен­нослужащими;

— принуждение молодых солдат к обслуживанию старослужащих (стирка белья, заправка коек и т. п.);

— создание более тяжелых бытовых условий для молодых солдат (размещение их у дверей, третьем ярусе и т. п.);

— ущемление молодых воинов при распределении пищи (лишение и сокращение нормы мяса, масла, сахара, компота);

— принудительное изъятие у молодых воинов новых предметов об­мундирования, замена их на старые;

— вымогательство денег, ценных вещей на подарки военнослужа­щим за мнимые услуги;

— издевательства под видом так называемой подготовки молодо­го пополнения к несению службы в суточном наряде, в том числе и воинами, не являющимися начальниками (изучение уставов, инструкций и т. д. в ночное время, стоя на коленях и в унизительной форме);

— лишение молодых воинов отдыха, времени для личных потреб­ностей, увольнения, возможности чтения книг, написания писем, просмотра кинофильмов и телепередач под предлогом плохого знания специальности и обязанностей по службе;

— создание и проведение военнослужащими старших периодов службы порочных ритуалов, обеспечивающих им привилегированное положение (принуждение молодых солдат к объявлению оставшегося срока до увольнения в запас, зачитка придуманных текстов, провозг­лашение порочных формулировок);

— физическое и словесное оскорбление военнослужащих младших сроков службы, ущемление их прав и достоинства;

— перекладывание воинами старших периодов службы своих обя­занностей на военнослужащих раннего периода службы.

К военнослужащим, которые могут быть жертвами неуставных вза­имоотношений следует прежде всего относить:

— по складу характера безвольных, трусливых, неуверенных в сво­их силах и возможностях;

— вновь прибывших в подразделение (молодые солдаты, выпуск­ники учебных подразделений);

— страдающие энурезом, заболеваниями психики и т. п.;

— с низким уровнем интеллектуального развития;

— имеющих дефекты речи, слуха и зрения, моторики;

— со слабым физическим развитием и дефицитом массы тела;

— пытающихся бороться с неуставщиной, в том числе путем ин­формирования о ней командиров, родителей и т. п.;

— систематически отстающих в службе, боевой учебе;

— уличенных в воровстве.

Обидчиками могут стать в первую очередь военнослужащие:

— имевшие судимости, либо приводы в милицию за хулиганство, разбой, насилие;

— склонные к употреблению алкоголя и наркотических средств;

— психически неуравновешенные;

— выделяющиеся своей физической подготовленностью (в борьбе, боксе);

— воспитывавшиеся в интернатах, неблагополучных семьях;

— слабо подготовленные в методическом отношении и не облада­ющие достаточными нравственными качествами сержанты.

При выявлении фактов проявлений неуставных взаимоотношений в подразделении младший командир, согласно своим должностным обязанностям должен:

— немедленно доложить о случившемся своему непосредственному начальнику и действовать согласно его распоряжениям;

— исключить возможность контактов пострадав! и их военнослужа­щих с их обидчиками;

— принять все меры по предотвращению развития конфликтной ситуации и недопущению унижений и издевательств над военнослу­жащими.

При изучении межличностных отношений внутри воинского кол­лектива сержанты могут использовать такие методы, как наблюдение, беседа, анализ документов и результатов деятельности и др.

Наблюдение помогает младшему командиру выявлять и фиксиро­вать характер внутриколлективных связей. Например, если в личное время военнослужащие общаются не с сослуживцами по подразделе­нию, а с земляками из других подразделений, то можно предположить. что их неформальные связи значительнее крепче, чем формальные.

Большую объективность даст обобщение результатов наблюдения нескольких человек. Поэтому важно прислушиваться к мнению дру­гих военнослужащих о характере взаимоотношений в подчиненном подразделении.

Беседа является устным опросом военнослужащих. Важно, чтобы собеседник был искренним и правдивым, а его ответы способствовали принятию верного решения в вопросах формирования здоровых взаи­моотношений в подчиненном коллективе.

Анализ документов — это изучение личных дел, характеристик, ра­портов, журналов, педагогических дневников, итогов учебы и дисцип­лины, протоколов и других, в которых отражается характер взаимоот­ношений. Например, в процессе изучения личного дела подчиненного сержант может получить дополнительную информацию о его инди­видуальных особенностях, способностях, привычках, положительных и отрицательных качествах, интересах до службы и в армии.

Какими путями сержантскому составу следует укреплять взаимоот­ношения в воинском коллективе?

Необходимо:

— добиться строгой организации жизни и деятельности воинов подразделения согласно уставу;

— постоянно изучать взаимоотношения между военнослужащими в коллективе, выявляя реальные отношения между ними;

— обеспечивать объективность и справедливость в обсуждении ос­новных процессов и явлений, происходящих в воинском коллективе;

— привлекать к работе по формированию и укреплению взаимоот­ношений членов коллектива военнослужащих, пользующихся довери­ем и авторитетом в подчиненном подразделении;

— при изучении существа межличностных отношений сержантам следует проявлять гибкость и учитывать психологическое состояние военнослужащих;

— в ходе бесед с подчиненными соблюдать такт;

— правильно использовать общественное мнение по формирова­нию и укреплению взаимоотношений;

— работу по изучению, формированию и укреплению взаимоотно­шений между военнослужащими проводить планово, целенаправлен­но, систематически;

— не сообщать конфликтующим ту информацию, которая может укрепить ошибочную позицию и неверное отношение к друг другу;

— контролировать поведение лиц, выведенных из конфликта, и корректировать их поступки, побуждая к проявлению порядочности, совести, разума.

Таким образом, в целях повышения качества выполнения боевых и учебно-боевых задач, укрепления воинской дисциплины и организо­ванности сержантскому составу необходимо целеустремленно и систе­матично проводить работу по изучению и формированию здоровых взаимоотношений военнослужащих.

Система взаимоотношений военнослужащих является сложным социально-психологическим явлением, требующим от сержантов глу­боких профессиональных знаний, высокой педагогической культуры, постоянной работы по изучению взаимоотношений, умелого приме­нения педагогических и административных мер воздействия на подчи­ненных.

Взаимоотношения в воинском коллективе оказывают существен­ное влияние на качество боевой подготовки, уровень боевой готовнос­ти подразделения. Для того чтобы формировать и укреплять в коллек­тиве здоровый социально-психологический климат, младшим командирам необходимо всесторонне изучать своих подчиненных и соотве­тственно индивидуальным особенностям воинов строить с ними слу­жебные и внеслужебные отношения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.012 с.)