Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт социологических исследований отношения к религии и религиозности военнослужащих

Поиск

 

В истории отечественной социологии вопросы религиозности военнослужащих впервые с научных позиций начали изучаться ещё в царской армии. Военный социолог генерал П.А. Режепо в 1903 г. в работе «Статистика генералов» так объяснял важность учета религиозного фактора: «Вера и сами обряды религии тем более важны для воинов, для тех людей, которые бывают в тяжких обстоятельствах, где смерть смотрит в глаза, когда только незыблемые основы веры могут уберечь от колебаний и лукавых мудрствований»[50].

Как показывает исследование П.А. Режепо, конфессиональная принадлежность не оказывала существенного влияния на прохождение службы, но у генералов православной конфессии срок выслуги к генеральскому званию был несколько короче, чем у генералов других вероисповедании. Да и в процентном отношении к общей численности Русской армии по конфессиональной принадлежности военнослужащих была существенная разница. Так, в 1902 г. православные составляли 75% состава нижних чинов, католики – 9%, протестанты –1,5%, мусульмане – 2%, другие – 12%; среди генерал-майоров было 87% православных, католиков – 3,1%, протестантов – 1,3%, мусульман – 0,7%; другие – 8%.

Сегодня к признакам религиозного поведения военнослужащих относят следующие элементы: исполнение (чтение) молитв; следование религиозным нормам поведения в повседневной жизни; совершение культовых действий в условиях военной службы; празднование религиозных праздников; соблюдение постов; ношение религиозных символов или обладание ими и др. Современный исследователь С.А. Мозговой для религиозной идентификации военнослужащих предлагает использовать следующую типологию:[51]

1. Военнослужащий с доминантной религиозной ориентацией, считающий себя верующим и демонстрирующим высокую степень религиозности сознания, которая является доминирующей в его мотивационной сфере деятельности.

2. Военнослужащий с подчиненной религиозной ориентацией, считающий себя верующим и демонстрирующий религиозность сознания, которая лишь отчасти воздействует на мотивацию его деятельности.

3. Колеблющийся – военнослужащий с неустойчивой религиозной ориентацией, который испытывает колебания между верой и неверием. Его религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности.

4. Индифферентный военнослужащий не обнаруживает какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, не имеет религиозной веры, не верит в истинность положений вероучения, не относит себя к религиозной общности. Его деятельность стимулируется нерелигиозными мотивами.

5. Атеист не верит в положения вероучений, не обладает религиозной верой, религиозных действий не совершает. В деятельности принимает во внимание атеистические мотивы. Возможно негативное отношение к религиозным ценностям и нормам поведения.

В условиях «размытости» культурных и социальных ценностей нашего общества, неурегулированности социальной жизни, достаточно большая часть населения обращает внимание на наиболее влиятельные социальные институты – армию и церковь, традиционно пользующихся устойчивым общественным доверием. В рамках военной социологии исследуются взаимоотношения данных институтов, в том числе и в определении религиозности военнослужащих.

По данным опроса, проведенного в 2000-2001 гг., к верующим себя отнесли около 36% военнослужащих, в том числе 43% проходящих военную службу по призыву, 31% – старших офицеров, 26% – младших офицеров. Значительное число верующих в Вооруженных Силах РФ составляют сторонники православной культуры. Так, среди верующих военнослужащих, проходящих службу по призыву, их насчитывается до 84%, среди военнослужащих по контракту – более половины (54%). Если доля верующих военнослужащих, ориентированных на православие, за вторую половину 90-х годов выросла на 8%, то доля верующих военнослужащих-мусульман снизилась за это же время на 9% и составляет около 3%. Доля военнослужащих, придерживающихся других вероисповеданий, составляет около 2%.

В июле-октябре 2006 г. под руководством исследователя Е.В. Дубограя было проведено социологическое исследование по изучению религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации. Исследование проводилось по всеармейской выборке, охватило военнослужащих всех округов, флотов, видов Вооруженных Сил и родов войск. В нём приняло участие 1113 респондентов – военнослужащих различных категорий. В рамках исследования был организован экспертный опрос 279 командиров подразделений, частей, соединений; офицеров-воспитателей и офицеров штабов, обладающих опытом управления подчиненными подразделениями не менее 5 лет; были проанализированы беседы и интервью с 30 священнослужителями Русской православной церкви, сотрудничающих с воинскими частями и подразделениями. Результаты исследования показали, что религиозные ценности и нормы поведения, как правило, не влияют на мотивацию воинского труда и социальной деятельности военнослужащих. Они могут в разное время и в разных обстоятельствах считать себя то верующими, то неверующими, причем совершенно искренне, в зависимости от ситуативного душевного состояния, в котором пребывают. Данная часть военнослужащих представляет собой широкое поле для деятельности представителей различных религиозных конфессий, стремящихся увеличить число своих приверженцев[52].

Во многих воинских частях построены храмы, часовни, молитвенные комнаты. 29% верующих заявили, что служат в таких частях. Их наличие расширяет возможность общения верующих со священнослужителями. 21% военнослужащих имеют возможность общаться с ними на территории части, где служат. Для 20% – реализовать такую возможность не просто, а 53% – никогда не видели священника в своей воинской части. Только около трети верующих (32%) испытывают потребность в общении со священнослужителем в своей части. Столько же заявили, что не испытывают такой потребности. Всего 1% среди неверующих – тех, кто хотел бы встречаться на территории части со священнослужителем. Доля верующих, испытывающих постоянную потребность в общении с ним на территории воинской части, и которые не могут ее удовлетворить, находится в диапазоне от 11% до 20%, что составляет 2%-3,5% всех военнослужащих Вооруженных Сил[53].

Удовлетворенность военнослужащих своей военной службой всегда интересовала командиров и начальников всех степеней. Вместе с этим она является важным социологическим показателем при исследовании широкого спектра военно-социальных проблем.

Религиозная самоидентификация больше других компонентов религиозности «помогает» военнослужащему быть удовлетворенным военной службой. А религиозность сознания на удовлетворенность таковой не влияет. Как используется командирами религиозный фактор в деле воинского воспитания, в повседневной жизнедеятельности подразделений и воинских частей?

Эксперты считают, что у верующих военные профессионально- психологические качества развиты лучше, чем у неверующих, в среднем на 15-20%. Это косвенно подтверждает и анализ самооценки собственных качеств самими военнослужащими, о чём говорилось выше. Верующие отличаются от неверующих в большей доброжелательности, чуткости, честности. Одинаково или с минимальными отличиями эксперты оценили развитость у тех и других решительность, требовательность, храбрость. Эксперты не указали ни одного качества, которое было бы развито лучше у неверующих, нежели, чем у верующих. Лично анализируют и учитывают религиозность подчинённых 38% опрошенных офицеров, а 34% экспертов никак её не учитывают в повседневной деятельности. Причём, для изучения религиозности своих подчиненных 80% экспертов никого не привлекают, решают этот вопрос сами или не изучают вообще. В качестве помощников для решения данной задачи командиры чаще всего привлекают священнослужителей, далее психологов и социологов (не обязательно войсковых); на третьем месте оказались офицеры – заместители командиров по воспитательной работе всех уровней.[54].

Научно-исследовательский социологический центр Вооруженных Сил Российской Федерации в июле 2010 года провел исследование по изучению религиозной ситуации в армии. Исследование проводилось по репрезентативной всеармейской выборке среди всех категорий военнослужащих, в видах Вооруженных Сил и родах войск, военных округах и на флотах. Всего опрошено 1 200 военнослужащих[55].

Полученные результаты социологического исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Уровень религиозности военнослужащих в Вооруженных Силах по сравнению с 2008 годом не изменился. В 2010 году 64% опрошенных военнослужащих считают себя верующими, а неверующими – около 13%. Почти каждый четвертый (23%) военнослужащий затруднился определить свое отношение к религии. Такое же распределение военнослужащих по указанным группам отмечалось и в 2008 году – 63%, 13% и 24% соответственно.

Несмотря на то, что большинство (64%) военнослужащих относят себя к верующим, для многих из них характерно поверхностное восприятие религии, ее ценностей и мировоззрения, что отражается на религиозной мотивации военнослужащих. В настоящее время среди военнослужащих, считающих себя верующими, идет процесс изменения отношения к религии и поляризации по степени религиозной мотивации – с одной стороны, активные (воцерковленные) верующие (10%), а с другой, – пассивные (75%). Наибольшее количество военнослужащих, считающих себя верующими, отмечается среди младших офицеров (69%). Среди старшего офицерского состава наоборот, – наименьшее количество (56%)[56].

2. Степень истинной религиозности среди военнослужащих, считающих себя верующими, в настоящее время нельзя назвать очень высокой. Данный вывод следует из анализа отношения военнослужащих, считающих себя верующими, к таинству Святого Крещения и иного посвящения в религию, ношению религиозных атрибутов и амулетов, вере в потусторонний мир и спасение души, почитанию священных книг, заповедей и молитв, признанию тех или иных религиозных праздников и др.

Так, среди военнослужащих, считающих себя верующими, большая часть, 80% (в 2008 году – 79%), уже прошли обряд Святого Крещения или иного посвящения в религию, и еще около 5% (в 2008 году – 3%) хотели бы это сделать. Только 71% из числа военнослужащих, считающих себя верующими, носят нательный крестик или другие религиозные атрибуты (в 2008 г. – 70%), а еще 20%, из числа указанных военнослужащих, хотели бы их носить (в 2008 году – 17%).

Библию назвали основой своей веры 44% военнослужащих, считающих себя верующими (в 2008 году – 34%), а еще 10% из их числа признали таковым Коран (в 2008 году – 4%).

Анализ показал, что к религиозному потенциалу в Вооруженных Силах следует отнести примерно каждого четвертого (25%) из числа военнослужащих, считающих себя верующими.

3. Значительное число военнослужащих, считающих себя верующими, в Вооруженных Силах традиционно составляют сторонники православного христианского вероучения. Абсолютное большинство (84%) опрошенных военнослужащих отнесли себя к православным христианам (в 2008 году – 86%).

Вместе с тем, по сравнению с 2008 годом, в 2010 году более чем в 3 раза выросло количество военнослужащих, считающих себя мусульманами, – с 3 до 10% соответственно. Данная тенденция в религиозной структуре Вооруженных Сил объясняется увеличением количества призывников из числа национальностей традиционно исповедующих ислам.

Введение должности помощника командира соединения, воинской части (корабля) по работе с верующими военнослужащими, в целом поддержано в войсках (силах) независимо от отношения военнослужащих к религии, так как количество противников этого нововведения среди военнослужащих не превышает 14%.

Обращение военнослужащих к Богу формирует высокие нравственные качества человека, такие как доброта, порядочность, честность, товарищество («за други своя»), ведет к осмыслению подлинных ценностей жизни (любовь, вера, семья), способствует воинскому воспитанию и осознанному выполнению воинского долга. По оценке одной трети (32%) опрошенных военнослужащих, их сослуживцы (товарищи), верящие в Бога, отличаются в лучшую сторону, как в своем поведении, так и отношении к военной службе (в 2008 году – 34%). Эти отличия проявляются в редких случаях нарушений воинской дисциплины (53%); настойчивом достижении поставленной цели (51%); готовности прийти на помощь к товарищу (47%); терпимости к критике в свой адрес (46%) и др.

Отмечено, что проявление религиозных отношений среди военнослужащих в воинских коллективах способствует формированию культуры поведения, проявлению сострадания и милосердия к своим сослуживцам, а также снижению агрессивности и терпимости к инакомыслию[57].

Военнослужащие, считающие себя верующими, не противопоставляют себя воинскому коллективу, а наоборот стремятся жить его жизнью. Подавляющее большинство (78%) военнослужащих, считающих себя верующими, ощущают себя частью воинского коллектива, понимают свою нужность для него и осознают, что и воинский коллектив также им необходим (в 2008 году – 76%).

Степень удовлетворенности военной службой у военнослужащих, считающих себя верующими, в 2010 году значительно выше, чем это отмечалось в 2008 году – 60% и 46% соответственно. Две трети (65%) из их числа гордятся своей службой и уважают себя за то, как они справляются со служебными обязанностями (в 2008 году – 50%).

В своем докладе «Общество и армия: развитие военно-гражданских отношений в интересах укрепления военной безопасности России», социолог Евгений Дубограй из МГУ отметил, что поводом для исследования послужила третья годовщина восстановления в армии института священнослужителей. В ходе исследования было опрошено 599 военнослужащих различных званий. По итогам работы исследователи пришли к шести основным выводам.

Первый – три четверти военнослужащих полагают себя в той или иной степени верующими. 85 процентов считают себя православными и 9 процентов придерживаются ислама. Второй – в последние годы число верующих в армии растет, а число военнослужащих, не придерживающихся каких-либо религиозных взглядов, падает. При этом соотношение религиозных конфессий остается стабильным. Третий – рост религиозности сопровождается также ростом различных суеверий. Четвертый – религиозное сознание солдат характеризуется низким уровнем знаний о своей религии. Среди религиозных мотивов преобладают альтруистические. Пятый – те, кто называет себя верующими, никак не участвуют в религиозной жизни. Шестое – религиозные чувства большинства солдат никак не ущемляются во время службы, хотя десять процентов опрошенных заявили, что им известны подобные случаи[58].

В рамках ежегодного мониторинга религиозной обстановки в Вооруженных Силах Научно-исследовательский социологический центр Вооруженных Сил Российской Федерации провел экспертный опрос участников второго сбора штатных военных священников и сотрудников органов по работе с верующими военнослужащими. Опрос проводился в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений, состоявшихся 24-25 января 2012 года в Москве. В опросе приняли участие 28 штатных помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Целью исследования явилось выявление особенностей функционирования аппарата военного духовенства и выработка предложений по совершенствованию деятельности института помощников по работе с верующими военнослужащими[59].

Подавляющее большинство экспертов (89%) отметили, что взаимоотношения с офицерами (сотрудниками) органов по работе с личным составом строятся на взаимном уважении, взаимопомощи и понимании идеи общего дела. Только 11% респондентов указали на деловой характер таких отношений. Между тем, каждый четвертый опрошенный (25%) среди сложностей, возникающих в процессе повседневной деятельности, указал на непонимание со стороны командиров (начальников), еще 15% экспертов заявили о низком духовно-педагогическом уровне офицерского состава, столько же (15%) отметили общее принижение роли богослужений.

В 2007 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводились инициативные всероссийские опросы. Целью опросов было изучить отношение россиян к религии, оценить ее роль в современном обществе и взаимоотношения церкви и государства. В результате исследование показало, что характерной особенностью современного периода военно-религиозных отношений и связанной с ними религиозной ситуации в войсках (силах) является то обстоятельство, что большинство военнослужащих стесняются говорить о своих атеистических убеждениях (около 5%) или признавать факт своего неверия (около 8%). Тем не менее, общее количество неверующих военнослужащих составляет 40%, что соответствует общероссийским показателям[60].

Серьезным препятствием для эффективного функционирования института военных священнослужителей является слабая информированность большинства офицеров по вопросам религии, что порождает заблуждения и домыслы среди военнослужащих и приводит к неадекватному пониманию ими роли представителей духовенства в армии и на флоте. Многие из них не только не знают основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, но не знают и требований, которые предъявляет к его верующим подчиненным их религиозная вера в отношении военной службы. К религиоведческой безграмотности прибавляется правовая – незнание элементарных требований Конституции и законодательства России в области свободы совести и вероисповедания[61].

Итак, в России исследования религиозности военнослужащих с научных позиций начались еще в начале XX века с работы генерала П.А. Режепо «Статистика генералов», изучавшего конфессиональную принадлежность военнослужащих. Сейчас ряд военных социологов (С.А.Мозговой,
Е.В. Дубограй и др.) и научно-исследовательские социологические центры (ВЦИОМ, ФОМ, Социологический центр Вооруженных Сил Российской Федерации) занимаются изучением религиозности военнослужащих. Подводя итог проанализированных эмпирических исследований можно выделить следующие ее особенности:

– уровень и степень религиозности военнослужащих в целом отражает религиозность всего российского общества: большая часть респондентов считают себя религиозными, хотя в меньшей степени знакомы с религиозными ценностями и редко следуют нормам своей религии;

– на сегодняшний день в армии и на флоте практически нет конфликтов на религиозной почве;

– религиозные ценности и нормы, интериоризованные индивидом, а также уровень и конфессиональные характеристики религиозности очень слабо влияют на основные сферы деятельности военнослужащего, хотя и имеют всегда положительную направленность.

Таким образом, анализ теоретико-методологических основ исследования религиозности военнослужащих показал, что религиозность как базовая категория в социологии религии характеризуется как социальное качество индивида или демографической группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения и отношений. В качестве критериев религиозности обязательно должны учитываться терминальный характер ценности религиозной веры; религиозная самоидентификации и конфессиональная самоидентификация. Военные социологи стали изучать религиозную ситуацию в Вооруженных Силах еще в начале XX века, но до сих пор продолжает сохраняться необходимость организации комплексных социологических исследований отношения военнослужащих к религии и их религиозности.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.009 с.)