Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт социологических исследований отношения к религии и религиозности военнослужащихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории отечественной социологии вопросы религиозности военнослужащих впервые с научных позиций начали изучаться ещё в царской армии. Военный социолог генерал П.А. Режепо в 1903 г. в работе «Статистика генералов» так объяснял важность учета религиозного фактора: «Вера и сами обряды религии тем более важны для воинов, для тех людей, которые бывают в тяжких обстоятельствах, где смерть смотрит в глаза, когда только незыблемые основы веры могут уберечь от колебаний и лукавых мудрствований»[50]. Как показывает исследование П.А. Режепо, конфессиональная принадлежность не оказывала существенного влияния на прохождение службы, но у генералов православной конфессии срок выслуги к генеральскому званию был несколько короче, чем у генералов других вероисповедании. Да и в процентном отношении к общей численности Русской армии по конфессиональной принадлежности военнослужащих была существенная разница. Так, в 1902 г. православные составляли 75% состава нижних чинов, католики – 9%, протестанты –1,5%, мусульмане – 2%, другие – 12%; среди генерал-майоров было 87% православных, католиков – 3,1%, протестантов – 1,3%, мусульман – 0,7%; другие – 8%. Сегодня к признакам религиозного поведения военнослужащих относят следующие элементы: исполнение (чтение) молитв; следование религиозным нормам поведения в повседневной жизни; совершение культовых действий в условиях военной службы; празднование религиозных праздников; соблюдение постов; ношение религиозных символов или обладание ими и др. Современный исследователь С.А. Мозговой для религиозной идентификации военнослужащих предлагает использовать следующую типологию:[51] 1. Военнослужащий с доминантной религиозной ориентацией, считающий себя верующим и демонстрирующим высокую степень религиозности сознания, которая является доминирующей в его мотивационной сфере деятельности. 2. Военнослужащий с подчиненной религиозной ориентацией, считающий себя верующим и демонстрирующий религиозность сознания, которая лишь отчасти воздействует на мотивацию его деятельности. 3. Колеблющийся – военнослужащий с неустойчивой религиозной ориентацией, который испытывает колебания между верой и неверием. Его религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. 4. Индифферентный военнослужащий не обнаруживает какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, не имеет религиозной веры, не верит в истинность положений вероучения, не относит себя к религиозной общности. Его деятельность стимулируется нерелигиозными мотивами. 5. Атеист не верит в положения вероучений, не обладает религиозной верой, религиозных действий не совершает. В деятельности принимает во внимание атеистические мотивы. Возможно негативное отношение к религиозным ценностям и нормам поведения. В условиях «размытости» культурных и социальных ценностей нашего общества, неурегулированности социальной жизни, достаточно большая часть населения обращает внимание на наиболее влиятельные социальные институты – армию и церковь, традиционно пользующихся устойчивым общественным доверием. В рамках военной социологии исследуются взаимоотношения данных институтов, в том числе и в определении религиозности военнослужащих. По данным опроса, проведенного в 2000-2001 гг., к верующим себя отнесли около 36% военнослужащих, в том числе 43% проходящих военную службу по призыву, 31% – старших офицеров, 26% – младших офицеров. Значительное число верующих в Вооруженных Силах РФ составляют сторонники православной культуры. Так, среди верующих военнослужащих, проходящих службу по призыву, их насчитывается до 84%, среди военнослужащих по контракту – более половины (54%). Если доля верующих военнослужащих, ориентированных на православие, за вторую половину 90-х годов выросла на 8%, то доля верующих военнослужащих-мусульман снизилась за это же время на 9% и составляет около 3%. Доля военнослужащих, придерживающихся других вероисповеданий, составляет около 2%. В июле-октябре 2006 г. под руководством исследователя Е.В. Дубограя было проведено социологическое исследование по изучению религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации. Исследование проводилось по всеармейской выборке, охватило военнослужащих всех округов, флотов, видов Вооруженных Сил и родов войск. В нём приняло участие 1113 респондентов – военнослужащих различных категорий. В рамках исследования был организован экспертный опрос 279 командиров подразделений, частей, соединений; офицеров-воспитателей и офицеров штабов, обладающих опытом управления подчиненными подразделениями не менее 5 лет; были проанализированы беседы и интервью с 30 священнослужителями Русской православной церкви, сотрудничающих с воинскими частями и подразделениями. Результаты исследования показали, что религиозные ценности и нормы поведения, как правило, не влияют на мотивацию воинского труда и социальной деятельности военнослужащих. Они могут в разное время и в разных обстоятельствах считать себя то верующими, то неверующими, причем совершенно искренне, в зависимости от ситуативного душевного состояния, в котором пребывают. Данная часть военнослужащих представляет собой широкое поле для деятельности представителей различных религиозных конфессий, стремящихся увеличить число своих приверженцев[52]. Во многих воинских частях построены храмы, часовни, молитвенные комнаты. 29% верующих заявили, что служат в таких частях. Их наличие расширяет возможность общения верующих со священнослужителями. 21% военнослужащих имеют возможность общаться с ними на территории части, где служат. Для 20% – реализовать такую возможность не просто, а 53% – никогда не видели священника в своей воинской части. Только около трети верующих (32%) испытывают потребность в общении со священнослужителем в своей части. Столько же заявили, что не испытывают такой потребности. Всего 1% среди неверующих – тех, кто хотел бы встречаться на территории части со священнослужителем. Доля верующих, испытывающих постоянную потребность в общении с ним на территории воинской части, и которые не могут ее удовлетворить, находится в диапазоне от 11% до 20%, что составляет 2%-3,5% всех военнослужащих Вооруженных Сил[53]. Удовлетворенность военнослужащих своей военной службой всегда интересовала командиров и начальников всех степеней. Вместе с этим она является важным социологическим показателем при исследовании широкого спектра военно-социальных проблем. Религиозная самоидентификация больше других компонентов религиозности «помогает» военнослужащему быть удовлетворенным военной службой. А религиозность сознания на удовлетворенность таковой не влияет. Как используется командирами религиозный фактор в деле воинского воспитания, в повседневной жизнедеятельности подразделений и воинских частей? Эксперты считают, что у верующих военные профессионально- психологические качества развиты лучше, чем у неверующих, в среднем на 15-20%. Это косвенно подтверждает и анализ самооценки собственных качеств самими военнослужащими, о чём говорилось выше. Верующие отличаются от неверующих в большей доброжелательности, чуткости, честности. Одинаково или с минимальными отличиями эксперты оценили развитость у тех и других решительность, требовательность, храбрость. Эксперты не указали ни одного качества, которое было бы развито лучше у неверующих, нежели, чем у верующих. Лично анализируют и учитывают религиозность подчинённых 38% опрошенных офицеров, а 34% экспертов никак её не учитывают в повседневной деятельности. Причём, для изучения религиозности своих подчиненных 80% экспертов никого не привлекают, решают этот вопрос сами или не изучают вообще. В качестве помощников для решения данной задачи командиры чаще всего привлекают священнослужителей, далее психологов и социологов (не обязательно войсковых); на третьем месте оказались офицеры – заместители командиров по воспитательной работе всех уровней.[54]. Научно-исследовательский социологический центр Вооруженных Сил Российской Федерации в июле 2010 года провел исследование по изучению религиозной ситуации в армии. Исследование проводилось по репрезентативной всеармейской выборке среди всех категорий военнослужащих, в видах Вооруженных Сил и родах войск, военных округах и на флотах. Всего опрошено 1 200 военнослужащих[55]. Полученные результаты социологического исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Уровень религиозности военнослужащих в Вооруженных Силах по сравнению с 2008 годом не изменился. В 2010 году 64% опрошенных военнослужащих считают себя верующими, а неверующими – около 13%. Почти каждый четвертый (23%) военнослужащий затруднился определить свое отношение к религии. Такое же распределение военнослужащих по указанным группам отмечалось и в 2008 году – 63%, 13% и 24% соответственно. Несмотря на то, что большинство (64%) военнослужащих относят себя к верующим, для многих из них характерно поверхностное восприятие религии, ее ценностей и мировоззрения, что отражается на религиозной мотивации военнослужащих. В настоящее время среди военнослужащих, считающих себя верующими, идет процесс изменения отношения к религии и поляризации по степени религиозной мотивации – с одной стороны, активные (воцерковленные) верующие (10%), а с другой, – пассивные (75%). Наибольшее количество военнослужащих, считающих себя верующими, отмечается среди младших офицеров (69%). Среди старшего офицерского состава наоборот, – наименьшее количество (56%)[56]. 2. Степень истинной религиозности среди военнослужащих, считающих себя верующими, в настоящее время нельзя назвать очень высокой. Данный вывод следует из анализа отношения военнослужащих, считающих себя верующими, к таинству Святого Крещения и иного посвящения в религию, ношению религиозных атрибутов и амулетов, вере в потусторонний мир и спасение души, почитанию священных книг, заповедей и молитв, признанию тех или иных религиозных праздников и др. Так, среди военнослужащих, считающих себя верующими, большая часть, 80% (в 2008 году – 79%), уже прошли обряд Святого Крещения или иного посвящения в религию, и еще около 5% (в 2008 году – 3%) хотели бы это сделать. Только 71% из числа военнослужащих, считающих себя верующими, носят нательный крестик или другие религиозные атрибуты (в 2008 г. – 70%), а еще 20%, из числа указанных военнослужащих, хотели бы их носить (в 2008 году – 17%). Библию назвали основой своей веры 44% военнослужащих, считающих себя верующими (в 2008 году – 34%), а еще 10% из их числа признали таковым Коран (в 2008 году – 4%). Анализ показал, что к религиозному потенциалу в Вооруженных Силах следует отнести примерно каждого четвертого (25%) из числа военнослужащих, считающих себя верующими. 3. Значительное число военнослужащих, считающих себя верующими, в Вооруженных Силах традиционно составляют сторонники православного христианского вероучения. Абсолютное большинство (84%) опрошенных военнослужащих отнесли себя к православным христианам (в 2008 году – 86%). Вместе с тем, по сравнению с 2008 годом, в 2010 году более чем в 3 раза выросло количество военнослужащих, считающих себя мусульманами, – с 3 до 10% соответственно. Данная тенденция в религиозной структуре Вооруженных Сил объясняется увеличением количества призывников из числа национальностей традиционно исповедующих ислам. Введение должности помощника командира соединения, воинской части (корабля) по работе с верующими военнослужащими, в целом поддержано в войсках (силах) независимо от отношения военнослужащих к религии, так как количество противников этого нововведения среди военнослужащих не превышает 14%. Обращение военнослужащих к Богу формирует высокие нравственные качества человека, такие как доброта, порядочность, честность, товарищество («за други своя»), ведет к осмыслению подлинных ценностей жизни (любовь, вера, семья), способствует воинскому воспитанию и осознанному выполнению воинского долга. По оценке одной трети (32%) опрошенных военнослужащих, их сослуживцы (товарищи), верящие в Бога, отличаются в лучшую сторону, как в своем поведении, так и отношении к военной службе (в 2008 году – 34%). Эти отличия проявляются в редких случаях нарушений воинской дисциплины (53%); настойчивом достижении поставленной цели (51%); готовности прийти на помощь к товарищу (47%); терпимости к критике в свой адрес (46%) и др. Отмечено, что проявление религиозных отношений среди военнослужащих в воинских коллективах способствует формированию культуры поведения, проявлению сострадания и милосердия к своим сослуживцам, а также снижению агрессивности и терпимости к инакомыслию[57]. Военнослужащие, считающие себя верующими, не противопоставляют себя воинскому коллективу, а наоборот стремятся жить его жизнью. Подавляющее большинство (78%) военнослужащих, считающих себя верующими, ощущают себя частью воинского коллектива, понимают свою нужность для него и осознают, что и воинский коллектив также им необходим (в 2008 году – 76%). Степень удовлетворенности военной службой у военнослужащих, считающих себя верующими, в 2010 году значительно выше, чем это отмечалось в 2008 году – 60% и 46% соответственно. Две трети (65%) из их числа гордятся своей службой и уважают себя за то, как они справляются со служебными обязанностями (в 2008 году – 50%). В своем докладе «Общество и армия: развитие военно-гражданских отношений в интересах укрепления военной безопасности России», социолог Евгений Дубограй из МГУ отметил, что поводом для исследования послужила третья годовщина восстановления в армии института священнослужителей. В ходе исследования было опрошено 599 военнослужащих различных званий. По итогам работы исследователи пришли к шести основным выводам. Первый – три четверти военнослужащих полагают себя в той или иной степени верующими. 85 процентов считают себя православными и 9 процентов придерживаются ислама. Второй – в последние годы число верующих в армии растет, а число военнослужащих, не придерживающихся каких-либо религиозных взглядов, падает. При этом соотношение религиозных конфессий остается стабильным. Третий – рост религиозности сопровождается также ростом различных суеверий. Четвертый – религиозное сознание солдат характеризуется низким уровнем знаний о своей религии. Среди религиозных мотивов преобладают альтруистические. Пятый – те, кто называет себя верующими, никак не участвуют в религиозной жизни. Шестое – религиозные чувства большинства солдат никак не ущемляются во время службы, хотя десять процентов опрошенных заявили, что им известны подобные случаи[58]. В рамках ежегодного мониторинга религиозной обстановки в Вооруженных Силах Научно-исследовательский социологический центр Вооруженных Сил Российской Федерации провел экспертный опрос участников второго сбора штатных военных священников и сотрудников органов по работе с верующими военнослужащими. Опрос проводился в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений, состоявшихся 24-25 января 2012 года в Москве. В опросе приняли участие 28 штатных помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Целью исследования явилось выявление особенностей функционирования аппарата военного духовенства и выработка предложений по совершенствованию деятельности института помощников по работе с верующими военнослужащими[59]. Подавляющее большинство экспертов (89%) отметили, что взаимоотношения с офицерами (сотрудниками) органов по работе с личным составом строятся на взаимном уважении, взаимопомощи и понимании идеи общего дела. Только 11% респондентов указали на деловой характер таких отношений. Между тем, каждый четвертый опрошенный (25%) среди сложностей, возникающих в процессе повседневной деятельности, указал на непонимание со стороны командиров (начальников), еще 15% экспертов заявили о низком духовно-педагогическом уровне офицерского состава, столько же (15%) отметили общее принижение роли богослужений. В 2007 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводились инициативные всероссийские опросы. Целью опросов было изучить отношение россиян к религии, оценить ее роль в современном обществе и взаимоотношения церкви и государства. В результате исследование показало, что характерной особенностью современного периода военно-религиозных отношений и связанной с ними религиозной ситуации в войсках (силах) является то обстоятельство, что большинство военнослужащих стесняются говорить о своих атеистических убеждениях (около 5%) или признавать факт своего неверия (около 8%). Тем не менее, общее количество неверующих военнослужащих составляет 40%, что соответствует общероссийским показателям[60]. Серьезным препятствием для эффективного функционирования института военных священнослужителей является слабая информированность большинства офицеров по вопросам религии, что порождает заблуждения и домыслы среди военнослужащих и приводит к неадекватному пониманию ими роли представителей духовенства в армии и на флоте. Многие из них не только не знают основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, но не знают и требований, которые предъявляет к его верующим подчиненным их религиозная вера в отношении военной службы. К религиоведческой безграмотности прибавляется правовая – незнание элементарных требований Конституции и законодательства России в области свободы совести и вероисповедания[61]. Итак, в России исследования религиозности военнослужащих с научных позиций начались еще в начале XX века с работы генерала П.А. Режепо «Статистика генералов», изучавшего конфессиональную принадлежность военнослужащих. Сейчас ряд военных социологов (С.А.Мозговой, – уровень и степень религиозности военнослужащих в целом отражает религиозность всего российского общества: большая часть респондентов считают себя религиозными, хотя в меньшей степени знакомы с религиозными ценностями и редко следуют нормам своей религии; – на сегодняшний день в армии и на флоте практически нет конфликтов на религиозной почве; – религиозные ценности и нормы, интериоризованные индивидом, а также уровень и конфессиональные характеристики религиозности очень слабо влияют на основные сферы деятельности военнослужащего, хотя и имеют всегда положительную направленность. Таким образом, анализ теоретико-методологических основ исследования религиозности военнослужащих показал, что религиозность как базовая категория в социологии религии характеризуется как социальное качество индивида или демографической группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения и отношений. В качестве критериев религиозности обязательно должны учитываться терминальный характер ценности религиозной веры; религиозная самоидентификации и конфессиональная самоидентификация. Военные социологи стали изучать религиозную ситуацию в Вооруженных Силах еще в начале XX века, но до сих пор продолжает сохраняться необходимость организации комплексных социологических исследований отношения военнослужащих к религии и их религиозности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.009 с.) |