Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозная ситуация в Вооруженных Силах Российской Федерации: исторический опыт и современное состояниеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В отечественной социологии религии исследование религиозной ситуации в качестве целостного системного объекта было предложено академиком Р.А.Лопаткиным. Он рассматривает ее как «обобщающую характеристику всего комплекса религиозных проявлений в обществе или на конкретном объекте, в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью»[37]. Ученый раскрывает следующие характерные черты религиозной ситуации в современной России: 1. Религиозную ситуацию в России можно характеризовать как ситуацию религиозной свободы или свободу религиозного самоопределения и самовыражения, а для религиозных организаций – свободу религиозной деятельности и распространения своего вероисповедания. 2. На институциональном уровне и уровне массового сознания сформировалась религиозная инфраструктура большинства религий, конфессий и религиозных направлений; уровень религиозности населения стабилизировался на отметке 50-60 %; нормализовались государственно-конфессиональные отношения. 3. Обострение межконфессиональных отношений. 4. Наблюдается процесс политизации религии, так как некоторые властные структуры, политические партии и движения стремятся использовать религиозный ресурс и авторитет церкви для достижения своих политических целей. 5. Клерикалистские устремления определенных конфессиональных кругов становятся четко выраженной позицией ряда религиозных деятелей и организаций, направленные на усиление их влияния на различные сферы общественной жизни, традиционно и по российскому законодательству являющиеся светскими: политику, культуру, образование. 6. Наблюдается процесс размывания правового поля, «пренебрежение … как со стороны некоторых органов власти, так и со стороны ряда религиозных организаций, действующим законодательством о свободе совести и о религиозных объединениях, которые способны в перспективе серьёзно осложнить и даже дестабилизировать религиозную ситуацию в стране или в отдельных регионах»[38]. Религиозная ситуация изучается на двух уровнях: институциональном и на уровне массового сознания. На первом ее важнейшими характеристиками являются деятельность конфессий, религиозных институтов и организаций, межконфессиональные отношения. На втором уровне – показатели религиозности, конфессиональной идентификации, отношение людей к религии и религиозным организациям и др. На сегодняшний день итоги анализа аспектов данной проблемы в современной России представлены в работах Л.А. Андреевой, А.Ю. Григоренко, С.К. Коначевой, Л.Н. Митрохина, М.И. Одинцова, С.Б. Филатова, Д.Е. Фурмана и др. Российские историки и социологи придают особое значение введению восточного типа христианства на Руси, как обусловившего историю развития российского государства. «… При иной религии, ином выборе культура Руси была бы иной. Россия с иной верой имела бы другую архитектуру, живопись, музыку, даже язык (ибо формировался бы он под иным языковым влиянием), она имела бы иные войны, и вообще имела бы совсем иную историю. И, соответственно, всемирная история при участии католической (или мусульманской) России была бы иной» [39]. С первых дней своего существования Русская православная церковь стала содействовать государственному объединению разрозненных славянских племен в единое государство, которое впоследствии стало крупнейшим в Европе. Поэтому церковь решающим образом повлияла на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности входящих в нее народов. Например, первый русский митрополит Петр силой своего нравственного и архипастырского авторитета помогал Ивану Калите средствами церковного воздействия во всех делах, направленных на возвеличивание Москвы как центра собирания разрозненных русских земель. С того времени на Руси стал формироваться тесный союз служителей веры и воинской доблести. Издревле русское воинство понимали как силу, стройную духом, как святую доблестную рать, как собирательный символ лучших и святых стремлений народа. Покровителем русской армии является святой великомученик Георгий Победоносец. Среди святых РПЦ традиционно почитаются Александр Невский – выдающийся полководец и государственный деятель Древней Руси, вся жизнь которого была подвигом во имя защиты разоряемой Русской земли, поддержания угнетаемой русской веры; князь полководец Дмитрий Донской; креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир и его сыновья – Борис и Глеб; князья Михаил и Всеволод Черниговские и многие другие[40]. Русские дружины называли христолюбивым воинством потому, что они шли в бой с благословления Церкви, под святыми знаменами и под заступничеством чудотворных икон. Во времена военных походов чудотворные иконы-заступницы нередко сопровождали русских князей. Так, князь Андрей Боголюбский всюду брал с собой Владимирскую икону. Его внук, князь Василий Ярославич – Федоровскую, которая была признана чудотворной после победы над татарами в 1272 году. В тяжкое время монголо-татарского ига эти иконы были символами доблести русского народа, непоколебимой веры, вдохновляющими его на священную борьбу за свободу. В честь победы на Куликовом поле в 1380 году по всей Руси строились храмы, которые освящались в честь праздника Рождества Богородицы. Для поминовения воинов, павших в сражении, Сергием Радонежским (по поручению Дмитрия Донского) был основан монастырь в честь Рождества Богородицы. С тех пор первую субботу после 26 октября стали называть Дмитриевской субботой. Обычай совершать в этот день особый чин поминовения «О православных воинах и всех за веру и Отечество на поле брани убиенных» сохранился и до наших времен. В 1382 году Русь претерпела нашествие хана Тохтамыша. В 1385 году хан Тамерлан со своим войском достиг рязанских владений, взял Елец и направился к Москве. И вновь вера православная становится основой стойкости русичей. По преданию, Тамерлан, простояв под Москвой две недели, 26 августа внезапно развернулся и ушел в степи, оставив пределы Руси. В память об этом дне была построена церковь, а день 26 августа стал отмечаться как праздник Сретения Владимирской иконы и Божьей Матери. Летом 1591 года русские воины отразили нашествие крымских татар. В память об этом святой Федор I Иоанович повелел основать монастырь и наименовать его Донским (в честь иконы Божьей Матери). Весной 1608 года войска Речи Посполитой двинулись к Москве и уже к 1 июня подошли к столице. На пути поляков «твердым орешком» стал Троице-Сергиевский монастырь. Осада монастыря длилась около 16 месяцев. Все это время монахи и жители окрестных деревень мужественно отражали атаки неприятельских войск, черпая в вере силу и стойкость. Готовность жертвовать жизнью за свое Отечество, за веру являлась характерной чертой русского воина и выражала содержание воинской чести. В XVII веке данная идея отражается законодательно в нормативных документах: «больше сея любви несть, да кто душу свою положит за други своя, и еще кто, воинствуя… за православную веру,… небесного царствия и вечных благ сподобится»[41]. В XVIII веке церковь и армия образовали единый организм под эгидой государства. При этом корпус военных священников органично влился в структуру Российской армии и флота. Православная атрибутика содержалась практически во всех военных реликвиях, пронизывала воинские ритуалы, службу и быт воинов. Кроме чудотворных икон-заступниц, имена святых носили также и ордена, утвержденные в России: орден Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого равноапостольного князя Владимира, Святого Александра Невского, Святой Анны, Святого великомученика Георгия Победоносца и многие другие[42]. Старейшим и высшим был орден Святого Андрея Первозванного, учрежденный в 1698 году. Им награждали царей, высших государственных сановников и генералитет. Впервые ритуал принятия клятвы на верность царю и Отечеству был закреплен в первом русском воинском «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки» (1607 г.). Священной для воина была и Присяга. При Петре I был следующий порядок принятия присяги: «положить левую руку на Евангелие, а правую поднять вверх, с простертыми двумя большими перстами. А солдатам (понеже их множество) правую только руку поднять пред лежащим Евангелием, и говорить за читающим Присягу, и по прочтении целовать Евангелие»[43]. Своего покровителя в лице святого угодника имел каждый полк. Знамя считалось полковой святыней. На нем изображались крест Господень, царская корона и двуглавый орел. Крест Господень должен напоминать воину о святой православной вере, корона царская – о своем государе, а двуглавый орел – герб Российского государства – обязывал помнить о своей великой Родине, которую христолюбивый воин и призван защищать. Выдающийся русский полководец А.В. Суворов был очень набожным, не раз молился в тяжелейшие моменты битв и отмечал, что господь невидимой рукою бережет верующего солдата. Тетрадь «капральских бесед» военачальника Суворова начиналась со слов: «Молись Богу, от него победа!», а далее приводилась обязательная для каждого воина молитва и пояснялась так: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!». Отечественная война 1812 года потребовала от русского народа гигантского напряжения всех духовных и физических сил для отпора армии Наполеона. Главнокомандующий русской армии светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со ступеней Казанского Собора, поклонившись прославленной иконе Казанской Божьей Матери, отправился в войска. В канун Бородинской битвы все воинство русское усердно молилось о даровании победы перед Смоленской иконой Божьей Матери. Во время этого молебна воздух оглашался пением, теплились свечи. Стотысячная армия воссылала свои молитвы Царице Небесной о защите и покровительстве. За шесть месяцев войны армия Наполеона была разгромлена. 25 декабря 1812 года император Александр I издал манифест о создании в Москве храма во имя Христа Спасителя: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели...»[44]. Этот храм сегодня почитается как главный православный храм России, и в нем находится резиденция патриарха. В 3-й главе повести «Поединок» А.И. Куприн так описывает ритуал принятия Присяги в царской армии военнослужащими различных конфессий: «…формулу присяги читал православным – священник, католикам – ксендз, евреям – раввин, протестантам, за неимением пастора – штабс-капитан Диц, а магометанам – поручик Бек-Агамалов, – с Гайнаном (идолопоклонником) была совсем особая история. Полковой адъютант поднес поочередно ему и двум его землякам и единоверцам по куску хлеба с солью на острие шашки, и те, не касаясь хлеба руками, взяли его ртом и тут же съели. Символический смысл этого обряда, был, кажется, таков: вот я съел хлеб и соль на службе у нового хозяина, – пусть же меня покарает железо, если я буду неверен»[45]. Данный пример ясно показывает, как гармонично сосуществовали в царской армии религиозные военнослужащие – приверженцы религий, которых так много на территории России. Как командиры находили приемы индивидуального подхода в религиозном воспитании военнослужащих в многоконфессиональных воинских коллективах. В своей работе «Статистика генералов» П.А. Режепо еще в 1902 году объясняет важность учета фактора религиозности для военного дела: «Вера и сами обряды религии тем более важны для воинов, для тех людей, которые бывают порой в тяжких обстоятельствах, где смерть смотрит в глаза, когда только незыблемые основы веры могут уберечь от колебаний и лукавых мудрствований»[46]. К началу XX в. в российской армии сложилась стройная организационная структура военного духовенства. Главным духовным лицом в армии являлся сначала обер-священник, а потом протопресвитер, который избирался Святейшим Синодом и утверждался царем. Полковые священники приравнивались в правах (в том числе и по денежным окладам) к капитану, штатный диакон – к поручику, псаломщик – к подпрапорщику. Солдаты обязаны были отдавать им честь и называть их «Ваше благословие». В начале XX века департаменту военных священников были подчинены 24 военных собора, сотни церквей (437 полковых, 13 крепостных, 32 госпитальных, 17 тюремных и т.д.), а также целый ряд лечебных, учебных и прочих богоугодных заведений. В Великой Отечественной войне одним из важнейших факторов победы СССР было сплочение и совместные действия всех патриотических сил, в том числе религиозных ради спасения единого Отечества. Позитивный потенциал, содержащийся в религии, был оценен и руководством страны в тот тяжелейший для общества период. Первыми словами Сталина в обращении к Советскому народу о начале войны были: «Братья и сестры…». Так принято обращаться друг к другу у верующих христиан. И сама церковь не осталась в стороне от всенародной борьбы с врагом, оказывала всемерную помощь выполнению священного долга по защите Отечества и изгнанию врага со своей территории. В годы Великой Отечественной войны советское правительство изменило отношение к церкви. Прекратилось преследование верующих, из тюрем были освобождены священники, по всей стране открылись храмы и монастыри, возобновили деятельность духовные семинарии, прекратил свою деятельность «Союз воинствующих безбожников» и прекращено издание его журналов. Все это содействовало формированию религиозности не только у отдельных граждан, но и во всем обществе в целом. Рост религиозности был неразрывно связан с ростом патриотизма советского народа. Церковные организации обеспечивали в годы войны всестороннюю помощь армии со стороны верующих. Была развернута широкая работа по сбору средств на строительство боевой техники, подарков для фронтовиков и т. д. К концу 1944 года сумма взносов от РПЦ составила 150 млн. руб. Только Московские приходы в годы войны передали в фонд обороны около 3 млн. руб. К 22 июня 1943 года в осажденном Ленинграде церковью было собрано более 5 млн. руб. Средства (деньги, облигации госзайма, изделия из драгоценных металлов, теплая одежда, обувь, медикаменты, продукты питания) передавались не только в фонд обороны, но и в воинские части. На средства, собранные верующими, были созданы известная танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиационная эскадрилья Александра Невского и многое, многое другое[47]. Таким образом, испытания, выпавшие на долю советского народа в годы Великой Отечественной войны, активизировали деятельность Русской Православной Церкви. В этой деятельности можно выделить основные направления: – патриотические послания к духовенству и верующим, ободряющие проповеди; – организация сборов пожертвований в целях победы над врагом; – шефство над госпиталями, забота о раненых; – участие в восстановлении освобожденных районов. После Второй мировой войны диалог между Церковью и государством развивался достаточно непросто, хотя отделенная от государства законом Русская Православная Церковь, в силу самой сути христианского вероучения, государство укрепляла, формируя у прихожан патриотическую религиозность, призывая их к честному труду (в том числе ратному), доброте, состраданию и любви. Период обострения борьбы с религией в СССР, пик которого пришелся на 1958-1964 годы называют «Хрущевская антирелигиозная компания». Н.С. Хрущёв дал в конце 1950-х гг. публичное обещание к 1965 году (в некоторых источниках – к 1975 году) «показать последнего попа по телевизору». Новый этап в развитии религиозности общества наступил в конце 80-х – середине 90-х годов. После празднования в 1988 году 1000-лтия Крещения Руси был отмечен рост числа верующих. Крушение идеологии Советского общества вскоре после этого создало благоприятные условия для приобщения к религии наших соотечественников, и был принят 25 октября 1990 года закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», нормативно определивший и закрепивший данные отношения. После принятия закона в религиозной ситуации произошли серьезные изменения: тысячи культовых зданий переданы верующим, открыты десятки монастырей, духовных учебных заведений, религиозных центров, братств и миссий, церковных журналов и газет[48]. Вооруженные Силы, как значимый элемент общества, переживали схожие процессы. Религиозность военнослужащих росла также, как и религиозность бывшего советского общества. В ходе боевых действий на территории Чеченской республики, как и в годы Великой Отечественной войны, священнослужители вдохновляли бойцов на борьбу с бандформированиями. Они воспитывали у военнослужащих патриотические чувства, призывали к стойкости живых, к выдержке и терпению раненых, отпевали погибших. Плененный под Бамутом в 1996 г. российский солдат Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками за то, что отказался отречься от православной веры и не снял нательный крестик. Этот духовный подвиг военнослужащего был высоко оценен Русской Православной Церковью. В настоящее время идет процедура канонизации Евгения Родионова, причисление российского солдата к лику святых[49]. 4 апреля 1997 года было подписано Соглашение о сотрудничестве двух важнейших социальных институтов – Русской Православной Церкви и Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с данным соглашением регламентируется взаимодействие и сотрудничество органов военного управления, с одной стороны, и религиозных объединений и организаций Русской Православной Церкви, с другой стороны. К основным направлениям взаимодействия можно отнести решение следующих задач: – удовлетворение духовных (экзистенциальных) потребностей военнослужащих; – религиозно-нравственное воспитание и обучение военнослужащих; – профилактика правонарушений и суицидальных попыток среди военнослужащих; – воинское воспитание, возрождение православных воинских традиций. Таким образом, в России Вооруженные Силы на всем протяжении функционирования являлись важнейшим элементом национальной безопасности государства. Исторический опыт свидетельствует, что командование русской армии и флота, а также руководство российского государства всегда уделяли пристальное внимание религиозности военнослужащих, не только учитывая, но и оказывая влияние на ее формирование в ходе военного управления, привлекая представителей духовенства традиционных для России религий к системе воспитания в многоконфессиональных воинских коллективах. Готовность жертвовать жизнь за Отечество и веру была и остается характерной чертой русского воина и выражает содержание воинской чести. Современная государственная вероисповедная политика оказывает существенное влияние на развитие религиозной ситуации, в том числе и в Вооруженных Силах Российской Федерации, но для объективной и поддающейся верификации оценки религиозной ситуации в современном российском обществе необходима организация комплексных социологических исследований отношения разных социальных групп к религии и их религиозности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.25.226 (0.011 с.) |