ТОП 10:

Религиозно-этнические традиции в современном обществе



 

Традиции являются одним из важнейших факторов стабильности и преемственности жизни общества. Сила традиции проявляется в самосознании, самоопределении представителей этноса. Под традицией понимается сложившаяся устойчивая система норм, действий, которой руководствуется в своем поведении человек или группа людей.

Традиции, как правило, не подвергаются критическому осмыслению и не требуют дополнительной аргументации. Устоявшиеся традиции часто воспринимаются без осмысления их начала и их конечности, они воспринимаются как некоторая существующая данность. Наглядным примером являются традиционные общества, в которых через традиции определяется большинство значимых сторон социальной жизни. На бессознательном уровне традиции воспринимаются как элемент коллективной памяти.

Для большинства традиций характерна определенная историческая амбивалентность. С одной стороны, традиции обращены в прошлое, аккумулируя исторический опыт. С другой стороны, они рассматриваются как проекции будущего поведения, акт передачи из прошлого норм, оценок, поведенческих действий, осуществляемых сегодня и передаваемых в будущее. Одним из важных признаков традиций является преемственность – способность передаваться от поколения к поколению, выражая определенный социальный опыт. Для социальной идентификации в рамках больших групп или существующих на протяжении длительного периода явлений необходим выбор идентификационного носителя, позволяющего сохранять и передавать идентифицирующие воспоминания. Повторяемость традиций отражает потребность общества в преемственности необходимых норм поведения, духовных качеств, ценностей, которые позволяют ему сохранять свою целостность. Традиции проявляются в общественной и индивидуальной жизни человека и регулируют взаимоотношения и быт людей.

Тесная связь традиций с политической, бытовой, духовной культурой народа имеет самые разнообразные проявления. Она прослеживается в праздниках и обычаях, словарном фонде, фольклоре и литературе, архитектуре и музыке, поведенческих навыках и моральных нормах. Традиции по-разному действуют в различных областях. В таких сферах как экономика, политика, система управления ощутимо влияние традиций на проводимые реформы, но одновременно наблюдается и то, что традиция эволюционирует. Но в сферах отдаленных от материальных, экономических отношений в большей мере проявляется сила традиций, элементы постоянства. На протяжении веков остаются неизменными этнические и религиозные представления.

Традиции проявляются в самосознании, самоопределении представителей этноса, их отношении к традиционным религиям. В них происходит слияние этнической и социокультурной идентичностей. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, обычно около 20% представителей различных народов России в то же время сознательно относят себя к приверженцам определенных традиционных религиозных объединений. Например, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как культурная среда, национальный образ жизни. В настоящее время наблюдается интерес к религиозной культуре, отношение к религии как важному социальному институту, признание исторического вклада в формирование российской государственности и культуры, усиление внимания государства к интересам верующих различных конфессий, учет их потребностей и интересов. Одной из отличительных особенностей современной религиозной ситуации является разнородность и насыщенность конфессионального пространства в России. Большое значение в современной жизни имеет взаимоотношение различных народов, населяющих Россию. Наша страна имеет вековые традиции толерантного существования, межрелигиозной терпимости, совместной защиты единого отечества и общего труда.

Интерес к религии как хранителю традиций, истории и культуры в России проявляется в обращении к православию, в поиске национальной идеи, в переосмыслении истории страны как истории православного государства. Христианство являет собой одну из основ формирования и эволюции европейской культуры и цивилизации. Распространение православного христианства стало ключевым этнообразующим фактором формирования русского народа. Православие по своим духовным основам имеет тесные связи с социокультурным творчеством нашего народа, с социальной и культурной жизнью всего российского общества на протяжении его многовековой истории. На Руси метафизику не старались передать словами, а делали это личным примером. Поэты, писатели передавали это в образах. Человек, о котором они писали, христианин не в смысле его принадлежности к церкви и даже не в смысле его духовно-нравственного состояния, а в смысле тех ценностей, которые являются для него основными.

Интерес к решению проблем философского характера, общих вопросов бытия природы и человеческого общества не иссякал в русской литературе и в XX веке. В этом отношении русская словесность современной эпохи продолжает развивать давнюю национальную традицию. Можно назвать такие имена, как Л. Леонов, М. Булгаков, А. Ахматова, Б. Пастернак В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин. Писателей объединяет напряженный поиск смысла и закона жизни, стремление постичь вечные вопросы бытия. Ими ставятся глубокие философские проблемы, насущная необходимость разрешения которых ощущается в наши дни. Власть духовного и власть физического, в чем призвание и смысл жизни человека, что оберегает целостность личности и определяет достойное место человека в окружающем мире, проблема соотношения научно-технического прогресса и нравственного состояния, вопросы культурной традиции – вот темы, занимающие современных писателей. Милосердие к людям и природе, необходимость выработки нравственного императива, подчинение ему в условиях научно-технического развития – вот ориентиры, обозначенные современной литературой.

Православие на Руси, выступая важной национально-объединительной силой, духовно сплачивало не только русских, но и своей культурой оказывало влияние на иноверцев, перенимавших многие русские обычаи. И если религиозная составляющая более консервативна в отношении сохранения традиций и ритуальных канонов, то светская составляющая более свободна в восприятии нового и развитии старого. Процесс формирования общей культурной среды проходил постепенно, был растянут во времени. Успешным мог быть лишь один путь – путь соседского сближения, обмена полезными навыками в труде, быту, в языковом общении, в схожем уважительном отношении к силам природы. В России языческие верования и языческие культуры всегда были тесно связаны с православной культурой, которая сама обогащалась этнокультурными традициями. Существующие языческие культуры с их народными верованиями – это не ушедший в прошлое пласт, а живая традиция.

Будучи этнически неоднородной, Иркутская область является традиционно переселенческим краем. Здесь издавна оседали представители всех национальностей, религий, рас, культур. Многие из них сумели сохранить элементы этнокультурной идентичности. В Иркутской области проживают более 130 национальностей. Ведущей конфессией в Иркутской области, как и в целом по России, является Русская Православная Церковь (РПЦ, 75% верующего населения). Религией коренных народов Сибири является шаманизм. Он был распространен среди бурят и эвенков. Его возрождение наблюдается среди бурят, большинство которых сохранило эту веру. В начале 90-х гг. прошлого века началось возрождение шаманских традиций, возникли структуры, объединяющие преимущественно профессиональных шаманов.

Язычество является мировоззрением многих северных народов России. Для языческих культур в религиозном значении характерно многобожие и обожествление природных стихий, животных, растений или даже неодушевленных предметов. Ментальность бурят исторически обусловлена многовековым воздействием шаманизма. Шаманизм – одна из древнейших форм религиозности. Во времена его появления стихийные силы природы приобретали антропоморфные черты. Тогда человеку невозможно было выжить одному, выполнить все необходимые для выживания работы. Поддержка возможна была лишь тогда, когда люди не нарушали сложившихся природных отношений. Отличительными чертами шаманизма можно назвать одушевление или одухотворение всего окружающего мира, всеобщую взаимосвязь во всем окружающем человека мире, включая космос. Отсутствие превосходства человека над природой, родство и единство с ней, доступность небесного и подземного миров. Шаманизм основывается на представлении о сверхъестественном общении служителя культа, шамана, с духами. Как и любая другая религиозная система, шаманизм с помощью символов обеспечивает осмысленность человеческого существования.

Религиозная идентичность сливается с идентичностью национальной и культурной. Российская культура изначально не есть культура индивидуалистическая, а культура соборная, выражающая народное сознание, народное чувствование мира. В основе российской культуры лежат глубочайшие духовные, нравственно-моралистические начала. Современное общество состоит из последователей разных религий и верований, приверженцев разных религиозных традиций и религиозных инноваций. Разнородность и насыщенность в переплетении с многообразием этнического состава населения составляет культурное богатство России.

Это непростая ситуация – вступая в общее пространство, разные религиозные универсумы смыслов и практик неизбежно сталкиваются друг с другом. По-новому встает вопрос о том, как обеспечить сосуществование в одном месте и времени людей и целых сообществ с разными, до противоположности, верами и убеждениями, с разным пониманием мира и разными жизненными укладами. Доминирующим является представление о конструктивном диалоге различных религий. Это формирует этноконфессиональное многообразие России, понимаемое как сосуществование различных религиозно-культурных традиций в одном историческом пространстве, а также свободное взаимодействие и передвижение представлений и идей.

 

Список использованной литературы:

1. Алагуева Виктория Петровна «Алмазная книга о бурятах». Основы мироздания. Истории, традиции, культура, легенды. Издательство «Республиканская типография». Улан-Удэ, 2007

2. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М.: Культурная революция, 2009

3. Иркипедия.RU. Режим доступа http://irkipedia.ru.

4. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве.- М.: Икар, 2014.

 

 

Токтоматов Ормон Кубанычевич,

Байкальский государственный университет,

соискатель кафедры философии







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.008 с.)