ТОП 10:

В духовно-нравственном воспитании детей



Русский философ Иван Ильин говорил, что «необходимо вправить душу ребенка в духовный опыт его Родины», как ювелир вправляет драгоценный камень в дорогую оправу, создавая шедевр ювелирного искусства, бесценное сокровище. Душа ребенка, светлая и безупречно чистая, как алмаз чистой воды, тоже нуждается в оправе. Что подразумевал Ильин под выражением «духовный опыт Родины»? Это история страны, культура народа: его язык, вера, духовные и нравственные ценности, поведенческие нормы и правила, традиции и обычаи. Это фундаментальные основы нации, без которых нет государственности, нет единой общности людей, нет цивилизации.

В культуре любого этноса заложены морально-этические нормы и правила, «как подобает жить». Эти неписаные законы, сформированные духовным опытом многих поколений, которые выражают коллективные общие представления о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, правильном и неправильном, достойном и недостойном.

Передача духовного опыта, знания от старшего поколения к младшему начинается уже с рождения, «с молоком матери». Через пестушку, колыбельную, потешку, побасенку, быличку, сказку ребенок получает первую информацию, которая социализирует его, связывает с окружающим миром людей. Сказка несет в себе не только огромный эмоциональный заряд, потому что волшебные образы и символы будят воображение ребенка, заставляют фантазировать, размышлять, сопереживать, но и поучает, назидает, наставляет, учит дитя уму-разуму. «Сказки, — писал А.Н. Толстой, — это остатки древних верований в языческие божества. Почти в каждой сказке выводится борьба зла с добром, борьба вредных человеку сил природы с полезными; добро всегда побеждает, зло остается обманутым или побежденным. Красивые сказания об Иване-царевиче и Жар-птице, Василисе Премудрой, Бабе Яге… взяты из жизни, из веры народа в правду».

Народная культура и педагогика опираются на сказку как первый и наиболее доступный для ребенка свод морально-этических правил, дающий самые ранние представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Огромная роль в процессе духовного воспитания личности отводится литературе и искусству как наиболее важным составляющим мировой культуры.

Задача современной детской литературы и периодики для детей — приобщение ребенка к мировым и национальным культурным ценностям посредством родного языка, литературы, искусства слова, создание не просто комфортной социально-культурной среды для его существования, а среды, в которой он мог бы гармонично развиваться, формироваться как творческая личность, а не просто быть потребителем социальных и культурных благ.

Сегодня в обществе много дискутируют на тему читающих и нечитающих детей, о том, что чтение из источника духовности и просвещения превращается в потребительский процесс передачи информации, книга теряет свой культурный статус. Полки книжных магазинов ломятся от книг на любой вкус, Интернет дает ответы на любые вопросы. Информация доступна и открыта. В этом информационном потоке трудно ориентироваться даже взрослым, не говоря уже о детях.

Сегодня остро стоит вопрос о качестве информационного поля, в зону которого попадает ребенок. Задача взрослого не ограничить его свободу доступа к информации, а выделить качественную составляющую информационного контента. Дайте ребенку хорошую, умную, добрую книжку, прочитайте ему на ночь сказку, обсудите прочитанное, поделитесь с ним эмоциями, выслушайте его мнение — это такая малость, не требующая больших усилий, но какое благо это принесет ребенку.

В русской культурной традиции существовал институт семейного чтения, когда в кругу семьи читались вслух книги, составляющие сокровищницу мировой и русской литературы. Не бульварные романы или детские книги, написанные в угоду массовому потребителю с однотипными сюжетами и «уродливыми» героями, говорящими на скверном языке, а «Илиада» Гомера, «История государства российского» Карамзина, стихи Жуковского, Пушкина, Баратынского, Тютчева. Описание этих тихих и светлых моментов из жизни старорусской патриархальной семьи, совместных радений над книгой встречаются в произведениях многих русских писателей. Эта многовековая культурная традиция формировала личностей, патриотов своего Отечества, вольнодумцев, интеллигентов и гениев.

Нечитающие дети – это прежде всего нечитающие родители. Культура чтения, языковая культура формируется на уровне семьи. Там, где книга в почете, где к книге обращаются как источнику знания и духовности, не может вырасти духовно неразвитый, ограниченный и равнодушный человек.

Воспитание ребенка – это великий духовный труд. Хорошо, когда у родителя или педагога есть «помощники» — хорошие, качественные по содержанию и оформлению книги и журналы для детей.

Уже почти 25 лет таким помощником в духовно-нравственном воспитании детей является журнал «Сибирячок». С самого начала журнал задумывался как региональное литературно-художественное издание для детей от 5 до 12 лет. Эта направленность определила содержательный компонент журнала. Приоритеты были отданы сибирским писателям. В разные годы с журналом сотрудничали такие известные писатели, как Виктор Астафьев, Марк Сергеев, Юрий Черных, Геннадий Машкин, Валерий Хайрюзов, Георгий Граубин, Геннадий Михасенко, Владимир Крупин, Валентин Курбатов, Анатолий Горбунов, Михаил Трофимов, Светлана Волкова. Сам Сибирячок тоже литературный персонаж, сказку о мальчишке из кедровой шишки придумал большой друг нашего журнала, иркутский писатель Марк Сергеев. Сибирячок родился на берегу Байкала, он друг всех лесных зверят, защитник природы родного края. Но этот образ воспринимается значительно шире. Каждый ребенок, живущий в Сибири, может сказать о себе, что он сибирячок. Сам писатель говорил, что Сибирячок — это и цветок, и дерево, и ребенок, и взрослый человек, чье сердце отдано детям.

Сибирячок — природный человечек, ему близко все, что связано с его малой Родиной — Сибирью. Поэтому такое внимание в журнале уделяется региональному образовательному компоненту: краеведению, экологии, этнографии, национальной культуре коренных народов Сибири, их традициям, обычаям, литературе. Эти материалы представлены в журнале под рубриками «Мы здесь живем», «Славные в Сибири имена», «Две культуры — один мир», «Дети Севера», «На земле Сибирячка», «Сказка Сибирячка». Очень важной остается тема толерантности разных этносов и культур. На сибирской земле проживают люди разных национальностей и верований, поэтому так важно научить ребенка уважению и терпимости к людям другой культуры, этноса, веры. Мы часто обращаемся к фольклору. В сказках, легендах, былях, эпосах разных народов заложена вековая мудрость многих поколений, даны ответы на многие основополагающие вопросы.

Хорошим помощником в духовно-нравственном воспитании детей являются произведения классиков русской и мировой литературы. Многие русские писатели писали для детей или о детях. «Это великое счастье — писать для детей и чувствовать напряженное внимание тысяч детских головок, которые будут ловить каждое слово автора своими чистыми детскими улыбками». Эти слова были сказаны Дмитрием Маминым-Сибиряком и как нельзя лучше отражают всю ответственность писателя перед ребенком.

Но ребенок живет в реалиях современного мира, поэтому в поисках ответов на важные вопросы мы обращаемся к современной литературе. И не только детской, но и философской, религиозной, к публицистике. В журнале есть замечательная рубрика — «Беседы о главном». Вместе с авторами журнала мы разговариваем с ребенком о таких вещах как долг, милосердие, доброта, гуманность, совесть, справедливость, честь, любовь к ближнему, ответственность, честность, патриотизм. Прекрасным примером тому служит рассказ Валентина Распутина «Красный день», опубликованный в журнале «Сибирячок» № 4–2015. Простой пример из жизни обыкновенного мальчишки, который в свои тринадцать лет берет на себя ответственность быть мужчиной, главным помощником в семье, оставшейся без отца. «Мы жили в непролазной нужде, видели, каково приходится нашим матерям накормить-обшить нас, и взять на себя доступную нам, ребятишкам, долю их трудов было для нас так же естественно, как съесть кусок хлеба. Подталкивать к помощи нас не приходилось…». Такие потрясающие по своей эмоциональной глубине и проникновенности литературные произведения не могут оставить равнодушными ни ребенка, ни взрослого, они заставляют сопереживать и сострадать герою рассказа.

Мы часто обращаемся к христианским ценностям как общечеловеческому культурному наследию, оставаясь при этом светским журналом. «Задушевное слово», слово о душе и для души способно ответить на многие вопросы, волнующие ребенка: что есть Бог, как устроен мир, в чем смысл жизни, каким правилам и канонам следовать и многое другое.

Не менее важная составляющая духовно-нравственного воспитания ребенка — это воспитание чувства сопричастности миру природы, любви и сострадания ко всему живому. Темы гармоничного сосуществования природы и человека, бережного отношения к окружающему миру часто поднимаются на страницах журнала в материалах экологического и природоохранного характера в рубриках «Таёжкины истории», «Календарь природы», «Рассказы лешего Кеши». Много лет редакция журнала выпускает тематические вкладки «Мир дикой природы». Мы активно сотрудничаем с экологическими и природоохранными организациями, заповедниками, привлекаем к работе иркутских ученых, писателей, журналистов, экологов, общественных деятелей. Постоянными авторами журнала являются писатели Софья Бунтовская, биолог, в прошлом — сотрудник Байкало-Ленского заповедника, Семен Устинов, кандидат биологических наук, заслуженный эколог России.

Через воспитание любви к природе приходит и понимание Родины. Дети часто пишут нам о том, что такое Родина. Для них это родители, семья, дом, родная земля — село или город, в которых они живут, речка, лес. Через любовь к малой родине, отчему дому, своему роду, семье формируется понятие о Родине в целом, о принадлежности к общности людей, живущих в одной стране, о национальном самоопределении. Деятельность редакции, направленная на патриотическое и экологическое воспитание детей, была отмечена многими наградами различного уровня. Журнал трижды становился лауреатом Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России», Всероссийского конкурса «В гармонии с природой» на лучшее освещение вопросов взаимодействия человека и природы, ресурсосбережения, сохранение природного разнообразия, Седьмого всероссийского конкурса журналистов «Экология России». В 1999 г. за свою просветительскую деятельность редакция журнала была награждена Памятной медалью Всероссийского общества охраны природы.

Каждый номер журнала — творческий редакционный проект. Главная тема связывает все материалы номера в единое целое. Например, журнал «Сибирячок» № 2–2014 был посвящен русскому языку, № 1–2015 — Году литературы в РФ, № 2–2015 — 75-летию победы в Великой Отечественной войне, № 3–2015 — сибирскому деревянному зодчеству, № 1–2016 — 25-летию журнала и т. д.

Творческая находка редакции — тематические вкладки формата А1 игрового или образовательного характера в каждом номере. Например, в серии «Детские писатели Сибири» уже изданы вкладки, посвященные творчеству Геннадия Михасенко, Юрия Черных, Юрия Самсонова, Марка Сергеева, Валентина Распутина, Тимофея Белозерова, Василия Стародумова. Очень популярны среди читателей вкладки из серии «Мир дикой природы» о флоре и фауне Восточной Сибири и Байкала, «Сибирь мастеровая» о сибирских промыслах и ремеслах.

В этом году журнал отмечает свое 25-летие. За четверть века с Сибирячком выросло целое поколение сибиряков, молодых граждан нашей страны. И все двадцать пять лет наш журнал остается верным своему направлению, поддерживая национальные приоритеты в российской культуре и образовании, сохраняя традиции лучшей отечественной периодики для детей и юношества.

 

 

Ступина Ольга Павловна,

аспирантка ИГУ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.008 с.)