ТОП 10:

Процесс демократизации в Республике Корея



В конце XX – начале XXI вв.

На рубеже XX – XXI вв. в мире появилось много стран, выбравших новый путь политического развития – путь демократии и прогресса. Но не все эти страны смогли быстро внедрить демократизацию и достичь такого высокого экономического и политического развития, как Республика Корея. Важно исследовать и понять механизмы и движущие силы демократических преобразований, позволяющих ей пройти путь от авторитаризма к подлинной демократизации за такой короткий период.

Существует множество определений «демократизации». В своем исследовании мы понимаем «демократизацию» не только как «процесс движения от авторитарного режима к демократии», но в более широком смысле, а именно, как процесс становления современной демократии, в том числе в совокупности всех ситуаций, возникающих в ходе последовательного, постепенного закрепления демократических принципов в обществе.

В рамках этого понимания процесс «демократизации» в Корее можно разделить на два уровня. Первый – процесс демократизации по направлению построения современного демократического государства. Второй – демократизация как движение против диктатуры и авторитаризма [1, с.77].

Чтобы понять, как всё это происходило, следует рассмотреть современную историю Кореи и процесс становления корейской конституции.

Во–первых, рассмотрим процесс построения современного демократического государства. В конце 19 века во времена династии Чосон в Корею начали проникать элементы западной культуры, и прогрессивно мыслящие сторонники «движения за цивилизацию» начали утверждать о необходимости осуществления политических и экономических реформ в стране. Но незаконная насильственная японская оккупация Кореи прервала начавшееся движение в сторону строительства современного государства.

С началом оккупации возникло мощное Корейское антияпонское движение, которое, безусловно, было направленно на установление «независимого самостоятельного современного демократического государства». В 1919 г. корейцы создают «временное правительство Кореи» в г. Шанхай, которое в своей хартии закрепляет положение о том, что «Корея является демократической республикой». Это положение перешло по наследству в Конституцию Республики Корея.

В связи с этой исторической обстановкой Корейская Конституция пронизана желанием людей строить «демократическое и свободное государство». Большинство учёных в Корее согласны с тем, что в основу конституции Республики Корея были положены духовные принципы движения «Самиль» 1919 г. – одного из самых ранних национальных корейских движений за независимость во время японского господства. Это движение считается «антиимпериалистическим движением за независимость и антифеодальной революцией» [2, с.256-257].

15 августа 1945 г. Япония безоговорочно капитулировала. Таким образом закончилась Вторая мировая война, и Корея освободилась от Японии. Но советские войска вошли в Корею с севера, американские же высадились на Корейский полуостров с юга. 15 августа 1948 г. на юге Корейского полуострова создаётся Республика Корея на основе принципов «либеральной демократии» и «системы свободной рыночной экономики». 9 сентября того же года было провозглашено создание Корейской Народной демократической республика (КНДР) на основе принципов социализма в северной части полуострова. Таким образом, Корея была разделена на два государства с разными идеологиями.

В связи с этим «демократия» для Республики Корея стала не просто желанной политической системой, но и тем, что любой ценой необходимо было беречь и защищать. Естественно, начавшаяся к тому времени холодная война оказала существенное влияние на обострение борьбы в Корее между приверженцами «демократии» и «коммунизма».

По моему мнению, в современной истории Кореи «демократия» была всегда таким принципом управления, который необходим для существования государства. Тем не менее, модель развития демократии в Корее сопрягается с историческими условиями перехода от общества традиционного к обществу современному. Поэтому для Республики Корея процесс демократизации явился процессом политической «модернизации», связанной с поиском собственных путей развития, сочетающих как самобытность, так и заимствование западных демократических институтов.

Реальная политика и историческая обстановка Республики Корея часто вступали в противоречие с сильным стремлением людей к демократии. Установление государственной стабильности, противостоящей внешним угрозам и внутренним конфликтам после войны, и осуществление экономического развития страны – это факторы, которые часто ставились во главу угла государственной политики в ущерб усиления демократии. По моему мнению, это одна из основополагающих характеристик всего процесса демократизации в Корее.

В рамках этой особенности Кореи легко понять следующий этап движения на пути к демократии. На этом этапе процесс демократизации представляет собой движение против диктатуры и авторитаризма. В 1948 г. Республика Корея впервые в своей истории приняла принцип демократического построения государства. Однако в период с 1948 до 1987 гг. (Первой–Пятой республик) Корея существовала под управлением авторитарных режимов.

Во время президентства Ли Сын Мана, первого президента Республики Корея, формируются такие авторитарные практики, как внесение поправок в Конституцию путем сильного давления на парламент, ограничение гражданских прав и свобод, фальсификация результатов выборов. 15 марта 1960 года в Корее были проведены президентские выборы, на которых Ли Сын Ман в качестве единственного кандидата в четвёртый раз был избран президентом [3, с.28].

19 апреля 1960 г. начались массовые акции протеста против несправедливых выборов – так называемая «Апрельская революция». В Корее эту революцию оценивают как первое в истории страны народное движение, результатом которого явилось свержение диктаторского режима и установление Второй республики.

После Апрельской революции 1960 г., когда президент Ли Сын Ман подал в отставку, премьер-министр Занг Мён попытался провести в стране демократические реформы, но растущие беспорядки не позволили это сделать. Возникший социально-политический хаос во время Второй Республики привёл к «Военной революции» 16 мая 1961 года, которую возглавил генерал-майор Пак Чон Хи, впоследствии ставший президентом Третьей и Четвертой Республик (1961-1979 гг.). Таким образом, власть в государстве на долгие годы оказалась в руках военных.

До сих пор существуют разные и зачастую диаметрально противоположные оценки результатов режима президента Пак Чон Хи. Правительство Пак Чон Хи не поставило своей целью усиление демократической политической системы, но сосредоточило внимание на осуществлении экономической «модернизации» страны [4]. В результате были заложены основы ускоренной модернизации и последующего «экономического чуда».

Однако большинство корейских учёных определяют период президента Пак Чон Хи как «мрачные времена», в которых процесс демократизации откатился назад [5]. «Конституция Юсин», принятая в 1972 г., фактически легитимизировала диктаторские полномочия (срок президентского правления увеличен до шести лет, без ограничения количества сроков). Это подняло волну демонстраций против усиливающегося авторитарного режима.

В октябре 1979 г. президент Пак Чон Хи был убит, и 12 декабря 1979 г. начальник службы безопасности национальных вооруженных сил генерал-майор Чон Ду Хван осуществил военный переворот. Таким образом, к власти в Корее вновь пришли военные. В качестве первых шагов своего правления Чон Ду Хван предпринял реформу Конституции. Новая Конституция была опубликована 27 октября 1980 г. По этой Конституции предусматривались непрямые президентские выборы, 7-летний срок полномочий президента, право президента на введение чрезвычайного положения. В 1980-е гг. в обществе продолжали всё больше и больше нарастать антиавторитарные, антивоенные настроения, возникает мощное демократическое движение, которое получило называние «Сеульская весна». Это движение достигло кульминации в 1987 г. В стране поднялась широкая волна всегражданского «продемократического протеста 1987 г.», начавшегося с массовых демонстраций студентов, к которым примкнули почти все слои общества.

Важно отметить, что характер демократического движения 80-х годов отличается от демократического движения 70-х. Люди потребовали проведения кардинальных реформ с целью решения основных проблем общества [1, с. 491]. По мнению Мун Зи Ён, целью движение 1980-х годов было не только свергнуть авторитарный режим и установить демократическую справедливую власть, но и осуществить всестороннюю социальную реформу с целью исправления серьёзных структурных диспропорций внутри самого общества» [1, с. 95].

Принято считать, что корейцы начали строить реальную демократию после успеха «гражданского продемократического протеста 1987 г.». Главным результатом протестов 1987 г. явилось принятие новой Конституции 27 октября 1987 г., действующей и поныне. Это было 9-е изменение Конституции, которое наконец позволило проводить прямые президентские выборы. Многие исследователи согласны с тем, что протест 1987 г. позволил установить «процедурную демократию», повысить демократическое сознание граждан, вселил уверенность в окончательной победе демократии в стране. Эти три фактора явились мощной движущей силой дальнейшего развития процесса демократизации. На этом завершилась эра 30 летней диктатуры.

В 1993 г. всенародно избранный президент Ким Ён Сам, внёсший серьёзный вклад в борьбу с авторитарными военными правительствами прежних лет, сформировал новое правительство, взявшее курс на демократизацию страны. В 1998 г. Корея впервые в истории осуществило мирное изменение политического режима, когда президентом был избран Ким Дэ Джун. Он явился символом демократического движения Кореи. В 2002 г. был избран президент Но Му Хён, который называл свой режим «правительством участия». Он внёс большой вклад в развитие процесса демократизации, в том числе децентрализации власти.

В стране произошли многие демократические перемены. И самое главное, в стране стала формироваться демократическая политическая культура [6, с. 239-245]. По мнению Ким Ви Хвана, после демонстрации 1987 г. созрело гражданское демократическое сознание, вследствие чего люди обратили внимание не только на политическую демократию, но и демократию в сфере экономики. То есть если раньше страна в большей степени была сосредоточена на экономическом развитии, то на новом этапе значительно больше внимания стали уделять разделению прибыли между людьми и регионами, гармонии среди граждан и качеству жизни.

В настоящий момент парадигма развития демократических процессов в Корее меняется. Если во второй половине 20 века стоял вопрос об установлении демократии в качестве главного направления динамики развития, то в 21 веке мы сталкиваемся с такими вопросами как «Демократия после демократизации», то есть «что после демократии?». Благодаря демократическому движению Корея успела избавиться от авторитаризма, но это не привело к решению многих социальных вопросов. Оказывается, сложнее продолжать обеспечение и развитие демократии, чем формально совершенствовать демократический транзит.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс демократизации в Республике Корея является одним из самых динамичных процессов развития демократии в современном мире. Процесс демократизации в Корее развивался не всегда равномерно. В разное время он испытывал то подъём, то упадок. Но главное в том, что в Республике Корея быстрые темпы процесса демократизации были обеспечены массовой потребностью и участием в этих процессах широких слоев населения.

Республика Корея, одно из наиболее успешных государств в сфере демократического строительства, добилась значительных результатов и в экономической, и в политической сферах. Хотя Корея достигла многого, в последнее время в Корее подчёркивается важность благосостояния граждан и сбалансированного развития регионов. Разумеется, для развития демократии требуется не только установление демократических институтов, но и стремление осуществлять их функционирование. Кроме этого, требуется воспринимать население как важный актор, который совместно с государством производит общественные услуги и со всей ответственностью участвует в политической жизни.

Поэтапное стремление по направлению к расширению демократизации, непрерывное реформирование является залогом стабильного развития современного демократического государства.

 

Список литературы

1. Мун Зи Ёнг. Сборник докладов пятого конференции социального исследования // Зи Ёнг Мун. Демократия и Либерализм в Корее – значение и предел по направлении либеральной демокрации. Сеул. 77 с.

2. Ли Хё Уэнг. История Конституции Республики Корея // Ли Уанг Вон, Зин Дэг Гю и др. Корейская политика 70 лет, - Гёнгидо : Центральный Институт Исследовании Корейской Науки, 2015. 401 с.

3. Han S. J. The Failure of Democracy in South Korea. University of California Press, 1974. p.28.

4. Векг Ую Сон. Развития Демократия Кореи // Литературная Лицензия, Сеул. 2003. № 3

5. Eugene Kim, ‘Emergency, Development, and Human Rights South Korea, ‘Asian Survey 18/4(April). 1978. p.363-378.

6. Ким Ви Хуан. Это Демократия. Сеул : Санг Зи Са. 2013. 528 с.

 

 

Бережных Алена Алексеевна, педагогический институт ИГУ,

естественно-географический факультет, 4 курс.

Научный руководитель: доцент, кандидат географических наук

Роговская Наталья Владимировна







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.006 с.)