Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ницшеанство и марксизм: возможность и правомерность синтезаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории философии любая фигура, оставившая в ней значительный след, неминуемо привлекает внимание современников и потомков различных убеждений и социальных слоев, что влечет за собой бесконечный поток разного рода критики, споров и интерпретаций. Возможно, именно подобный резонанс в значительной степени определяет масштаб деятельности и личности мыслителя. XIX век стал веком расцвета литературной и общественно-политической мысли в России. В разработке своих взглядов писатели и публицисты, славянофилы и западники, монархисты и народники так или иначе обращались к идеям западноевропейских философов. Это весьма четко прослеживается в эволюции взглядов русского революционного движения от французского утопического социализма к немецкой классике: Канту, Фихте, Шеллингу и, в особенности, Гегелю. Влияние именно немцев неслучайно: это обуславливалось некоей схожестью духовно-исторической судеб России и Германии, а также, вне сомнения, грандиозностью и интеллектуальной мощью немецкой философии вообще. Благодаря рецепции немецкой классики русская мысль обрела строгость философского метода и понятийный аппарат, который «подсаживался» на русскую почву в соответствии с интеллектуальными и общественными потребностями. Специфика философской мысли в России тесно связана с ее религиозным, православным происхождением и характером дальнейшего развития. Она заключалась в ориентации на целостность (выливавшуюся скорее в синкретичность), на поиск смысла истории и бытия отдельной личности, социального идеала. Потому и неудивительно, что рубеж XIX-XX веков ознаменовался господством в интеллектуальной жизни страны двух наиболее ключевых фигур в философии того времени: Карла Маркса и Фридриха Ницше. Поистине сложно в полной мере измерить масштаб влияния этих двух выдающихся умов на судьбу нашей страны. Социал-демократическое движение, либеральная мысль, русский религиозный ренессанс, культура Серебряного века – все эти явления так или иначе идейно перекликаются с критикой европейского и российского общества того времени, преодолением отчуждения, поиском новых ценностей и места человека в мире, где под ширмой спокойствия и веры в исторический прогресс философы разглядели множество сложностей и противоречий, угрожающих человечеству настоящей катастрофой. Казалось бы, что может быть общего между заступником угнетаемого пролетариата Марксом и аристократом-радикалом Ницше? Да и вообще имеется ли в пролетарском социализме место для «зловредных» возгласов автора «Так говорил Заратустра» - книги, которую Гитлер сделал чуть ли не идеологической основой для нацистской Германии? Эти вопросы не новы и уже более ста лет являются предметом сравнительных анализов и дискуссий. И здесь сыграла важную роль именно русская тенденция к мировоззренческому синкретизму, сделавшая реальностью «ницшеанствующий марксизм или околомарксистское ницшеанство». «Причем, как культурное явление, мы находим их именно на русской почве, в период ее особого плодоношения, в эпоху Серебряного века. Именно она явила миру нетривиальный синтез двух радикальных мировоззрений...» [2]. Оставим в стороне все обвинения в адрес Ницше и Маркса как неких идеологов фашизма, тоталитаризма и тому подобного, равно как и все доказательства того, что они не имеют к нему никакого отношения. Это предмет отдельного разговора. Предпосылки «идеологий насилия» у Ницше, Маркса и их не всегда добросовестных толкователей весьма обширно рассмотрены в работах Бердяева, Камю, Ясперса и, в целом, в дальнейшем философском дискурсе XX века. Не будем также пытаться подробнейше сравнивать философию «сверхчеловека» с диалектическим материализмом. Целью данной статьи является, прежде всего, выявление некоторых общих аспектов учений Маркса и Ницше, а также отражение идей последнего во взглядах видных деятелей русского и зарубежного социализма. Главным сходством между критикой идеологии у Маркса и критикой ценностей у Ницше, несомненно, являются их неподдельный гуманизм и ориентация на человека, то есть сугубо антропологические установки. Оба мыслителя осуществляют критику отчуждения: человек отчужден от природы, от своих собственных стремлений, от восприятия самого себя как личности, он усредняется социумом и, тем самым, теряет подлинно человеческий смысл в своем существовании. Оба критикуют современное им общество, его мораль как самоценность, как нечто данное со стороны и обязательное для исполнения. «Маркс и Ницше решали одну задачу, выделяя лишь разные аспекты самой жизни человека. Именно они развернули корабль классического философствования от трансцендентальной всеобщности человека к его имманентной всеобщности, раскрываемой в специализированных аспектах философской антропологии: от политико-экономического и социального до аксиологического и эстетического» [2]. Обращенность к человеку как таковому стала важным фактором столь активного интереса к наследию этих мыслителей в русской интеллектуальной среде, пытавшейся до этого примерить гегелевские абстракции на тело русского общества. Социальные ориентации Маркса и Ницше несколько облегчали эту задачу. Исторический материализм Маркса рассматривает историю как продукт борьбы классов: господствующего и угнетаемого. Оба они возникают в результате развития производительных сил и производственных отношений. Несомненно, это перекликается с идеями Ницше о существовании и развитии «морали господ и морали рабов», пусть и происхождение их он видит лишь в биологических особенностях. Можно сказать, что оба мыслителя признают социальные антагонизмы и их роль в истории человечества. Или, говоря словами Е.Н. Трубецкого, «Ницше мог бы подписаться под положением Маркса и Энгельса, что человеческие идеалы – нравственные, религиозные, социальные и политические суть «отражения классовой борьбы в человеческих головах», «рефлексии социальных отношений» [6, с.760]. Однако пути разрешения этого противоречия для двух философов диаметрально расходятся. Следуя диалектической логике, встроенной в социальный контекст, Маркс видит свободного, творческого и счастливого человека будущего в рабочем-пролетарии, восставшем против эксплуатации и свергнувшем усредненного, безнравственного угнетателя-буржуа, чьи творческие силы рано или поздно сойдут на нет в ходе накопления капитала. Ницше же такой вариант не устраивает: пролетариат видится ему лишь серой невежественной массой в духе обитателей платоновской «пещеры». И далеко не только и не столько пролетариат – так же он относится и к другим общественным слоям. Просто восставший раб ничего не изменит, поскольку сам тут же станет господином. Невежеству же усредненного большинства Ницше противопоставляет «сверхчеловека» – возвысившегося над биологическими и социальными инстинктами творческого гиганта, гения, который поведет человечество по пути создания новых ценностей. Иными словами, в праксиологической плоскости между двумя мыслителями стоит, казалось бы, непроходимая пропасть. Это отмечал и видный деятель либеральной интеллигенции П.Б. Струве: «Есть некоторые точки соприкосновения между Ницше и Марксом, хотя их практические идеалы диаметрально расходятся» [6, с. 338]. Маркс видит преодоление отчуждения в движении пролетариата, представителях угнетаемого класса, которые неминуемо должны подорвать основы общества снизу, со стороны социально-экономической сферы жизни общества. Ницше, напротив, движется сверху, со стороны духовной революции и пересмотра всей системы духовных ценностей традиционного общества. В результате Маркс приходит к идее социализма и коллективизма, а Ницше – к умеренно-консервативному либерализму и индивидуализму. Один возвышает общественное творчество, другой – творчество художественное, но вместе они пытаются, как уже говорилось выше, решить одну задачу – совершить отрыв от несостоявшейся европейской традиции Просвещения. Эту же задачу в середине XX века возьмут на себя представители Франкфуртской школы. Подчеркнутое же антихристианство (не атеизм) – это в первую очередь бунт, экстравагантная форма перехода к новому качеству христианской культуры – качеству свободной религиозности. Для Маркса европейское христианство уже выполнило свою социальную роль, а для Ницше и вовсе выродилось, как и производная от христианства мораль, в оправдание насилия и глупости. По мнению М. Хайдеггера, высказанному в одном из телевизионных интервью 1964 г., человеческое бытие вообще немыслимо без религии. Иными словами подчеркнутая религиозность – лишь внешнее проявление гораздо более глубоких и сложных бытийственных механизмов человека, которые нельзя вместить в рамки догмы и навесить на все это какой-либо конфессиональный ярлык. И Маркс, и Ницше, по мнению многих, лишь пытались поставить нечто иное на место «умершего» Бога христиан. Потому их полное богоотрицание, да и вообще сущность атеизма как такового, – вещь весьма сомнительная при обстоятельном рассмотрении. Перейдем к рассмотрению реакции отечественных марксистов на философию Ф. Ницше. Первое, к чему хотелось бы обратиться – газетная статья Л.Д. Троцкого «Кое-что о философии «сверхчеловека»», опубликованная в 1900 году, в год смерти автора «Заратустры». В ней будущий лидер большевиков не ставит целью всесторонний анализ творческого наследия мыслителя. В то же время он не ограничивается лишь наречением Ницше впоследствии закрепившимся в литературе прозвищем «философа в поэзии и поэта в философии». Лев Давидович ищет социальную почву, оказавшуюся способной породить ницшеанство. Несомненно, что эти идеи – продукт старой аристократии, не способной найти себя в новом буржуазном мире. Это легко увидеть в ностальгических настроениях Ницше по поводу утраты современным им обществом аристократического духа в пользу усредненности и обыденности германского империализма. Троцкий с присущей ему язвительностью сравнивает эту старую аристократию с «жалким люмпен-пролетариатом», на фоне которого она выступает «паразитенпролетариатом высшего калибра». Впрочем, Троцкий не сводит эту группу к аристократическому происхождению, – она обнаруживает себя всюду в сложной «комбинации отношений буржуазного строя» [6, с. 319]. Кого же конкретно выдвигал Ницше в качестве претендента на роль «сверхчеловека»? Совершенно очевидно, что Ницше не обязательно подразумевал под «сверхчеловеком» родового аристократа, в нем он видел лишь основного претендента. Эта роль с таким же успехом может подойти любому, кто способен поставить творческое начало в себе выше наличного «творения». Социальный критерий здесь совершенно размыт. Троцкий без труда выявляет эту недосказанность и противоречивость в концепции Ницше: «...под знамя ницшеанства могут стать, по-видимому, совершенно противоположные общественные элементы. Какой-нибудь авантюрист, «не помнящий родства», может совершенно игнорировать ницшеанское почтение к аристократическим традициям. Он берет у Ницше только то, что соответствует его общественной позиции. Девиз: «Нет ничего истинного, все позволено» как нельзя больше пригоден для его обихода» [6, с. 325]. В своей критике Ницше Троцкий оказался весьма проницателен и сделанные им выводы вполне отражают взгляды ортодоксальных марксистов и представляют интерес и сегодня. С этими выводами, фактически дублируя их, в наши дни соглашается В. Бугера: «Философ монополистической буржуазии, Ницше обрёл подавляющее большинство своих последователей и почитателей отнюдь не в её среде. Его философия пользовалась, как мы уже видели, огромной популярностью <...> среди представителей «среднего класса» всех мастей и оттенков» [1]. Попытка же синтеза двух философских систем, создания так называемого «ницшеанского марксизма» была наиболее активно предпринята М. Горьким и А. Луначарским. Этот синтез помог многим видным деятелям Советской России в поиске пути к «примирению» идеалов социальной справедливости и индивидуального совершенствования, в укреплении героических аспектов марксизма. От обычных марксистов их отличала высокая оценка силы воздействия «иррациональной пропаганды» (посредством мифа и символов). К слову, на этом также заострял внимание и Троцкий в своих ранних статьях. Да и в целом нельзя отрицать интеллектуальное родство будущих наркомвоенмора и наркома просвещения. Идея «иррациональной пропаганды» нашла свое отражение в сформировавшемся к 1906 году философско-этическом движении – Богостроительстве, идеологами которого, собственно, и были М. Горький и А. Луначарский. Сохраняя позитивное отношение к христианству как двигателю высших человеческих чаяний, называли социализм «религией труда». Свою задачу богостроители видели в обосновании секуляризированной пролетарской религии, призванной дать людям сознание собственной свободы, уверенности в том, что человек – хозяин своей судьбы (распространенная тема в творчестве Горького). Богостроители пытались примирить эстетизм и марксизм, создать «пролетарско-коллективистский миф Сверхчеловечества», утверждая первостепенную роль творчества и искусства в социальной борьбе. Подобным образом богостроители надеялись преодолеть нигилистическое обесценение высших идеалов и создать новую абсолютную первоценность – коллективистского сверхчеловека. Осужденное Г. Плехановым и В. Лениным богостроительство к 1910 году прекратило свое существование. Луначарский – философ и литератор – четко сознавал цель и смысл своего творчества – дать эстетически выверенный образ марксистского миросозерцания и марксистского типа жизнедеятельности, который, независимо от того будем ли мы называть его религиозным или нет, реализует свою полноту лишь в контексте деятельного ответа на все то, что до сих пор концентрировалось вокруг одного синтетического понятия – религия. Философия Ницше, взятая в аспекте методологии духовного реформаторства, оказалась важным орудием в этой незаурядной деятельности. Таким образом, можно сказать, что, ввиду наличия схожих черт, марксизм в его русской интерпретации неминуемо отреагировал на ницшеанство как посредством критики, так и попытками синтезировать его с идеологией пролетариата, что, местами, усилило его революционный настрой. Кроме того, «источником ницшеанства, как разновидности нигилистического сознания, в России мог быть не только Ницше. Как справедливо заметил в своей статье Л. Троцкий, сама среда – социальная и культурная – порождает это сознание с известной необходимостью. И самое удивительное, что это происходит не только в декадентской среде, где оно относительно безобидно, но и в широких социальных слоях, созревших исторически и культурно для радикального действия. Ницшеанский дух сокрушения старых ценностей, культивирующих человеческую несвободу, формирует универсальную этику революционера» [2]. С последним тесно перекликается мнение одного из первых китайских марксистов Ли Дачжао, который во время своей учебы в Японии оказался в гуще горячих дискуссий вокруг проблем, связанных с трудами западных философов Ф. Ницше, Р. Эмерсона, А. Бергсона и др. Очевидно, что для людей с «восточным менталитетом» немалый интерес представляли именно иррационалисты. При этом исторические условия заставляли теоретиков, вроде Ли Дачжао, воспринимать их учения сквозь призму практических социальных потребностей своих стран: «Учение Ницше в положительном смысле может взбодрить одряхлевших и поднять павших, а в нашем государстве, закосневшем в формализме, почитающем традиционную преемственность, скованном рабской моралью, оно особенно может послужить средством для воодушевления молодежи, для подъема отважного духа нации» [4, с. 85].
*** Возможен и правомерен ли вообще синтез марксизма и ницшеанства? Появление обоих на арене философского дискурса было закономерным. Однако здесь, как и в большинстве подобных случаев, применима метафора о том, что оба философа просто стоят на разных горных вершинах, пусть даже и одинаковой высоты. Они оба показали два пути развития философии «после Гегеля». Обращенный к социуму с материалистических позиций марксизм оказался куда более последовательным с точки зрения своей реализации на практике. Однако, становясь сугубо утилитарной доктриной, он теряет свою гибкость и философскую глубину. Иррационализм же и резкость стиля Ницше, его нарочитая противоречивость и абстрактность достижения не менее абстрактных целей, не слишком привлекают массового читателя и нередко требуют куда более вдумчивого, критического прочтения, как того хотел сам автор. Однако правомерно будет сказать, что если Маркс хотел изменить общество, то Ницше обращался к отдельной личности. В терминологии первого это могло бы звучать так: ницшеанство есть надстройка над социально-экономическим базисом марксизма. Говоря же языком современной философской антропологии, Маркс решал проблемы социального уровня бытия человека, а Ницше – экзистенциально-креативного. Потому насильно пытаться соединить их взгляды в какое-то одно стройное философское учение – значит уложить их вместе на прокрустово ложе, что неминуемо лишило бы часть достоинств каждого в отдельности. Это и необязательно, поскольку ничто не мешает вдумчивому читателю видеть этих мыслителей в их диалектическом единстве и самому находить «золотую середину». Как писал Ли Дачжао: «В себе самом необходим острый и умный самоанализ жизни и самого себя, а вовне необходима глубокая критика современной социальной реальности, чтобы добраться до корней слабостей человеческой природы и пороков цивилизации, a преодоление этих слабостей и пороков почитать своим высшим долгом. Тот, кто любит себя, общество и цивилизацию, тот горячо любит жизнь» [там же, с. 84-85]. С начала 90-х годов в России, помимо возникшего вновь интереса к Ницше и его работам, активно пересматриваются сыгравшие эпохальную роль в судьбе страны идеи Маркса. Мы вновь находимся на перепутье, когда переосмысляется прошлое в его достижениях и ошибках и ведется поиск путей к будущему. Н. Бердяев вслед за А. Сен-Симоном называл подобное состояние «критической эпохой». Это именно то время, когда стоит вновь обратиться к философскому наследию как Ницше, так и Маркса, и, исходя из определения эпохи, пытаться максимально критично переосмыслять его.
Список литературы: 1. Бугера В.Е. Ницшеанство как общественный феномен: его социальная сущность и роль. URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxc/politik/bugera-fenomen/ (30.10.2012) 2. Жукоцкий В.Д. Ницшеанство и марксизм: русский синтез. URL: http://www.nietzsche.ru/around/russia/zykonsky/ (30.10.2012) 3. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4 т. Т. 3-4 - М.: «Греко-латинский кабинет», 1998. - 448 с. 4. Ли Дачжао. Избранные произведения. Пер. с кит. Сост. и авт. предисл. Н. Г. Сенин.— М.: Наука, 1989.— 488 с. 5. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах - М.: Мысль - 1996 6. Ницше: pro et contra. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. - 1087 с.
Петоян Анатолий Манвелович, студент ИГМУ, г. Иркутск
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.015 с.) |