ТОП 10:

Противоречие глобализации и религии



Глобализация – это всеобщий и многосторонний процесс культурной и экономической интеграции государств, национальных и этнических единств, характерный для современной цивилизации. Сам термин «глобализация» был введен в 1983 году американским экономистом Теодором Левиттом [1], который полагал, что придут глобальные корпорации, которые унифицируют предложения и потребности людей.

Сегодня, согласно определению ООН, «глобализация — это усиливающаяся интеграция экономик и обществ во всем мире… это неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным». Этот процесс, характеризующийся свободной торговлей, введением международного патентного права и другими факторами, часто подвергается критике со стороны политиков и ученых, считающих, что глобализация может стать причиной роста безработицы, служить инструментом для вмешательства во внутреннюю политику отдельных стран и даже вызвать экологическую катастрофу.

Чтобы решить проблему глобализации стран, необходимо оценить масштаб интеграции той или иной страны в мировое пространство. Поэтому в последние годы растет заинтересованность специалистов в количественном анализе явления глобализации. Наиболее известными являются индексы глобализации [2]: KFP-индекс глобализации (A.T. Kearney/Foreign Policy Magazine); KOF-индекс глобализации; индекс глобализации CSGR; социологический индекс глобализации GlobalIndex; индексы CEIP, GIndex, MGI и NGI.

В настоящее время наиболее авторитетным является KOF-индекс глобализации, публикуемый ежегодно. Этот индекс предложен Швейцарским экономическим институтом Konjunkturforschungsstelle и опирается на принципы расчета индекса глобализации, предложенные в 2002 г. А. Дреером [3], но периодически модифицируется. Так, в 2009 г. был расширен, по сравнению с первоначальной версией, список первичных переменных и изменен способ их нормализации. Дреер отталкивался от «сетевого» определения глобализации как процесса создания связей между индивидами на межконтинентальных расстояниях. Авторы проекта определяют глобализацию как процесс, который разрушает национальные границы, интегрирует национальные экономики, культуры, технологии и управление, а также производит сложные отношения и взаимосвязи, опосредованные через разнообразные потоки, включающие людей, капиталы, идеи и прочее. В связи с этим KOF-индекс включает три измерения глобализации: экономическое (товарооборот, потоки прямых иностранных инвестиций, портфельные инвестиции, выплаты иностранным гражданам, налоги на международную торговлю), политическое (численность посольства в стране, членство в международных организациях, участия в миссиях совета безопасности ООН, международные соглашения) и социальное (телефонный трафик, международный туризм, иностранное население, международная переписка, интернет-пользователи, телевидение, число ресторанов McDonald’s, число магазинов IKEA, товарооборот книг).

А что же религия? Почему индекс глобализации не включает в себя такой показатель как религиозность, т.е. принадлежность страны к религиям. Ведь именно религия впервые провозгласила идею единства человечества. Однако в настоящее время, по мере того как глобализация ведет человечество к определенной модели взаимозависимого мира, религиозное мировоззрение остается как бы само по себе. С одной стороны, глобализацияоблегчает распространение различных религий. У человечества есть возможность передать всему миру универсальную сущность каждой из религий. С другой стороны, общества становятся менее однородными и более мультирелигиозными. Общественная реальность вынуждает нас освободиться от наших предрассудков и выработать универсальный курс, более примирительный по отношению к другим.

Отсюда следует вопрос, а можно ли считать страну с наибольшим числом разнообразия религий, самой глобализованной.

В 2012 году PewResearchCenter оценил религиозный состав населения в более чем 200 странах. Результаты проекта опубликованы в докладе The Global Religious Landscape [4]. По данным доклада, 31,5% населения земли последователи христианства. На втором месте с показателем 23,2% оказались мусульмане. 16,3% не принадлежат ни к какой религии, 15% последователи индуизма, 7,1% буддисты, 5,9% исповедуют традиционные верования, 0,2% иудеи и еще 0,8% приходится на прочие конфессии. В группу не принадлежащих включены неверующие, агностики и те, кто никакую религию не исповедует (среди них, при этом, есть и те, кто верит в Бога или высшую силу).

Тем не менее, в целом, исследовательский подход оказался достаточно простым. Чем равномернее распределение населения страны по восьми основным религиозным группам, тем выше будет ее индекс религиозного многообразия (RDI) по 10-бальной шкале [5]. Принадлежность к группе определяется по самоидентификации. Основные восемь групп: христиане, мусульмане, индуисты, буддисты, последователи традиционных и народных верований, иудеи, те, кто не принадлежит ни к какой религии, и все прочие религиозные течения. В таблице 1 приведены страны-лидеры по показателю RDI.

 

Таблица 1. Индекс религиозного разнообразия стран.

Страна Показатель RDI Христиане Мусульмане Атеисты Индуисты Буддисты Представители народных религий Представители других религий Иудеи Численность населения, млн.
Сингапур 9,0 18,2% 14,3% 16,4% 5,2% 33,9% 2,3% 9,7% < 0.1% 5,09
Тайвань 8,2 5,5% < 0.1% 12,7% < 0.1% 21,3% 44,2% 16,2% < 0.1% 23,22
Вьетнам 7,7 8,2% 0,2% 29,6% < 0.1% 16,4% 45,3% 0,4% < 0.1% 87,85
Суринам 7,6 51,6% 15,2% 5,4% 19,8% 0,6% 5,3% 1,8% 0,2% 0,52
Гвинея-Бисау 7,5 19,7% 45,1% 4,3% < 0.1% < 0.1% 30,9% < 0.1% < 0.1% 1,52
Того 7,5 43,7% 14,0% 6,2% < 0.1% < 0.1% 35,6% 0,6% < 0.1% 6,03
Кот-д’Ивуар 7,4 44,1% 37,5% 8,0% < 0.1% < 0.1% 10,2% 0,2% < 0.1% 19,74
Южная Корея 7,4 29,4% 0,2% 46,4% < 0.1% 22,9% 0,8% 0,2% < 0.1% 48,18
Китай 7,3 5,1% 1,8% 52,2% < 0.1% 18,2% 21,9% 0,7% < 0.1% 1,34
Бенин 7,2 53,0% 23,8% 5,0% < 0.1% < 0.1% 18,1% < 0.1% < 0.1% 8,85

 

Предположим что страны, в которых религии распределены более равномерно являются более глобализованными. Тогда сравним эти данные с индексом глобализации KOF 2012 (таблица 2). При анализе мы видим, что только Сингапур из стран лидеров по RDI входит в десятку стран рейтинга KOF, остальные страны с высоким индексом религиозного разнообразия стран оказались значительно ниже по показателю KOF.

 

Таблица 2. Рейтинг стран по индексу глобализации KOF.

Место Страна KOF 2012 Место Страна KOF 2012
1. Бельгия 92,76 43. Гвинея-Бисау 43,47
2. Ирландия 91,95 59. Китай 59,37
3. Нидерланды 90,94 60. Южная Корея 62,39
4. Австрия 90,55 105. Кот-д’Ивуар 52,68
5. Сингапур 89,18 124. Того 47,94
6. Швеция 88,23 127. Суринам 47,78
7. Дания 88,11 130. Вьетнам 46,99
8. Венгрия 87,38 142. Бенин 44,28
9. Португалия 86,73  
10. Швейцария 86,64  

 

Если сделать обратное, сравнить индекс религиозного разнообразия первых десяти стран рейтинга KOF, с индексом RDI, то можно также заметить, что кроме Сингапура (5 место KOF) в десятке рейтинга по RDI нет стран с высоким показателем индекса KOF (таблица 3). Наиболее близкими оказались Нидерланды (17 место) и Бельгия (29 место), остальные страны заняли места ниже 50.

 

Таблица 3. Рейтинг стран по индексу религиозного многообразия.

Место Страна RDI Место Страна RDI
1. Сингапур 9,0 17. Нидерланды 6,4
2. Тайвань 8,2 29. Бельгия 5,7
3. Вьетнам 7,7 44. Швеция 5,4
4. Суринам 7,6 79. Швейцария 3,7
5. Гвинея-Бисау 7,5 83. Венгрия 3,5
6. Того 7,5 87. Дания 3,3
7. Кот-д’Ивуар 7,4 140. Ирландия 1,7
8. Южная Корея 7,4 156. Португалия 1,4
9. Китай 7,3  
10. Бенин 7,2  

 

Как видим, предположение, что чем более интегрирована страна в мировое пространство, тем выше в ней уровень разнообразия религий и устойчивее религиозные культуры, неверно. Как отмечает В. Еленский: «интенсивное включение страны в глобальный обмен не ведет к автоматическому подрыву религиозной и культурной идентичностей, десакрализации национального этноса и падению религиозности» [6]. Тогда получается, что чем более многообразна страна в религиозности, тем менее она подвержена процессу глобализации, так как она не стремится к единообразию. Страна, которая не втянута в интеграционные процессы, закрыта, тем самым сохраняя разнообразие религий. В то же время стирание границ, заставляет страну принимать общие стандарты, но она остается более единой в религии. Единение в религии выступает своеобразным противовесом глобализационным процессам. Возможно обратное, что страны, где имеется одна доминирующая религия являются более глобализационными, так как стремятся объединить людей вокруг своей религии.

Таким образом, глобализация не является формой распространения религии. Она предоставляет возможность широкого ознакомления человечества с самыми разными религиозными верованиями. Но, как очевидно, знакомство с религиями – это одно, а расширение ареала той или иной религии – это другое. Религия оказывает мощное сопротивление унифицирующим процессам глобализации и особенно глобализму как идейной основе глобализации, поэтому следует обратить особое внимание на этот феномен: почему религия слабо поддается унификации, в то время как все остальные измерения экономической, социально-политической и культурной сфер в очень значительной степени подвержены нивелирующему влиянию глобализации.

Применительно к Иркутской области можно сказать, что после объединения с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом в 2006 году, которое повлекло за собой интеграцию в экономике и политике, был создан Центр изучения бурятской религии шаманизма в поселке Бохан. Этот центр намерен внести вклад в возрождение обычаев и традиций бурятского народа, поддерживать работу по сохранению сакральных мест. Например, в поселке Бохан есть поклонная гора Шаманка, где когда-то проводились тайлаганы и приносились в жертву десятки лошадей и овец. У подножия горы лежал камень, на котором были выбиты изображения солнца, луны, животных. Здесь же протекал лечебный родник – «аршан». Сейчас камень разбит, а родник засох. В ближайшее время местные шаманы и бурятские старейшины хотят освятить эту гору.

Поэтому нельзя сказать, что глобализация повсюду несет с собой безрелигиозность, данный процесс не столько разрушает религиозность, сколько изменяет и делает иным ее положение в обществе.

Выявленные противоречия позволяют говорить о том, что углубленное изучение проблемы социальных ценностей, к числу которых относится и сама религия, в их современном значении – насущная и острая задача, от решения которой зависит будущее человечества.

 

Литература

1. Глобализация рынков ('Globalization of Markets'), 'Harvard Business Review, 1983.

2. Капица Л.М. Показатели глобализации // Капица Л.М. Индикаторы мирового развития. М.: МГИМО(У) МИД России, 2008. С. 59–82.

3. Dreher A. Does Globalization Affect Growth? Evidence from a New Index of Globalization // Applied Economics. 2006. Vol. 38. No. 10. P. 1091–1110 [on-line]. URL: http://globalization.kof.ethz.ch/.

4. Информация на сайте PewResearchCentre

5. Информация на сайте religious-diversity-index

6. Журнал "Религия и общество" № 35 (2), 2004.

 

 

Норвайшас Сергей Николаевич,

Иркутский областной краеведческий музей,

заведующий экспозиционным отделом «Окно в Азию»







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.01 с.)