Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек и робототехника. Грани нравственного

Поиск

Философия – наука о всеобщем. Что же такое робот? Робот – плод человеческого интеллекта и производственных технологий, воплощающий в себе такие обязательные характеристики, как:

1. Универсальность, данная характеристика заключается в том, что робот обладает набором навыков и умений неоднотипного характера; если машина умеет только лишь мыть посуду, то она не является роботом.

2. Автономность. Машина, управляемая даже дистанционно, не является роботом. Робот самоуправляем, автономен.

3. «Озадаченность»; робот способен выполнять определенную задачу, состоящую из простых подзадач.

4. Социальность; робот социален, так как играет роль как минимум помощника человека, а (определенный человеком) максимум – роль полноправного члена общества. Робот общается с человеком, общается с другим роботом.

5. Антропоморфность, выражаемая не столько внешним обликом, сколько мышлением и темпераментом (поведенческими реакциями).

Роботом считается то, что включает в себя все перечисленные характеристики. Если какая-то из них не включена, то это считается электронным устройством и пр.

Какова роль философии в развитии робототехники? «Робототехника, как направление, претендует на некую всеобщность, то есть аккумулирование всего, что может создаваться в совершенно разных областях», – говорит Валерий Карпов, начальник Лаборатории робототехники НИЦ «Курчатовский институт». Также он сказал, что задачи прикладного характера – это один уровень задач, но существует и другой уровень – задачи фундаментального характера, остающиеся нерешенными. К ним относятся как задачи психологии, лингвистики, биологии, так и философские задачи.

Итак, роль философии в сфере робототехники, во-первых, методологическая, во-вторых, нравственно-этическая. Сегодня мы рассмотрим внимательнее нравственно-этическую сторону вопроса.

Нравственность – принцип мышления и поведения, раскрываемый в ответственной созидательности. Нравственность – высокая степень созидательного в мышлении и поведении. Быть нравственным значит быть ответственным. Быть ответственным предполагает понимание своего влияния на окружающее.

Говоря все это, мы в первую очередь говорим о человеке и о его мышлении, о преобразовании разрозненного повседневного опыта в общие принципы. Где же именно связь между философией, общими принципами и робототехникой?

Если рассмотрение отношения «Человек и Общество» ведет к тезису о постоянно происходящих взаимовлиянии, формировании и развитии, то отношение «Человек, Общество и Робот» ведет к первому тезису через ступень создания. Человек и общество создали робота, а значит стали еще более ответственны.

С точки зрения общества, снять с себя ответственность за себя безответственно, это ведет к получению вреда, а значит это не нравственно. Общество всегда стремится к самосохранению в виде сохранения собственного количественного состава и качественной составляющей. Любой член общества следит за собой не только в своих интересах, но и в интересах общества. Любое общество является обществом до той поры, пока наличествует некая «идея сбора»; это та идея, что нужна для того, чтобы быть вместе, поддерживать строй и себя в строю.

Сплоченность духовная и сплоченность интеллектуальная сплачивают общество таким образом, что дают свои плоды, — они рождают общественное дитя, над которым работали многие человеческие умы, этим детищем становится робот.

Для начала сравним ребенка и робота – оба имеют ограниченные права и ответственность в виду ограниченных возможностей, оба подчиняются старшему, оба ведомы. Оба – плоды окружающего мира. Ведомость заканчивается для ребенка по мере приходящих успехов в его социализации, то же самое справедливо и для робота. Но чем отличается вхождение «в люди» ребенка и робота?

Ребенок может быть непредсказуемым, робот на определенном этапе развития робототехники тоже может быть непредсказуемым.

Ребенок способен обучаться, робот тоже способен – на определенном этапе развития робототехники.

Ребенок становится взрослым. Почему? Потому что меняется психологически качественно. А робот? Меняется?

На определенном этапе развития робототехники – да. Чем же отличаются ребенок и робот? И человек и робот? Только лишь способом происхождения?

В Новое время при рассмотрении проблем и вопросов о личности переменной определения личности стало наличие сознания.

Вернемся к сравнению – ребенок рождается и имеет рефлексы, задатки, необходимые для дальнейшего становления, а робот уже оснащен целыми комплексами навыков, способствующих выполнению целых комплексов задач.

Сравним взрослого и робота. Оба способны выполнять задачи, оба способны вести процессы самообучения, оба могут быть непредсказуемыми. Оба обладают сознанием. Оба – относительно полноценные члены общества.

Что же так пугает в роботах? То, что у них нет человеческой нервной системы, и мы не способны почувствовать то, какими ощущениями могут руководствоваться они, чтобы принимать решения, влияющие на людей?

То, что они, возможно, вообще не имеют ощущений, и структура их руководствования лежит в чисто мыслительной сфере?

То, что у них нет мыслительной сферы и они – пустые алгоритмы, выполняющие комплексы задач? Пугает то, что они глупые или умные? Лежит ли вообще источник страха, отвращения, неприязни в их умственных и эмоциональных возможностях? А почему это страх, отвращение и неприязнь, а не благоговение, восторг, любовь? Почему робот должен «заставить» человека и общество поверить в то, что он достоин?

Почему ребенок уже рождается достойным? А чтобы стать недостойным, ему надо потрудиться и сделать много пугающего, отвратительного и неприязненного? Дело в преступании нравственных граней? Может быть, дело в чем-то другом?

Самый простой ответ — робот может представлять угрозу, но все ли так просто?

Одним из известнейших высказываний Протагора, философа из Абдеры, является высказывание «Человек — мера всех вещей».

Проведем мысленный эксперимент. Планета населена роботами, они образуют иерархическое общество, у каждого имеется род занятий, новые роботы воссоздаются уже существующими по мере необходимости этого во имя социального развития.

Группа роботов, занимающаяся созданием биологического существа, способного на выполнение определенных задач (что является переменной определения успеха), создала существо. Оно выросло, прошло все тесты, оно стало достаточно развито для существования в среде (или обществе) роботов. Что случается с ним?

Когда-то оно умрет. Что ж, и робот способен прийти в негодность.

Тогда вернемся в человеческое общество, расизм — лучший показатель того, что человек видит в себе мерило. Человек не приемлет другого человека. Также он не приемлет другое существо. Человек эгоистичен, и это следствие долгого эволюционного процесса, нацеленного на выживание и продолжение рода в виде передачи своего гена следующему поколению.

Выживание связано с эмоциональной составляющей. Кратко это можно выразить следующими суждениями. Хорошо то, что не вредит. Плохо то, что вредит.

Если хорошо человеку, то это всеобще ли хорошо? Нравственно и всеобще хорошо то, что хорошо не только человеку, а хорошо всем, обладающим сознанием и эмоциональным восприятием.

Поэтому, природа предубеждений дарует нам недоверие как к непохожим на нас, так и к себе подобным; оно может быть оправдано в одном случае и не оправдано в другом, но неизменным остается лишь то, что в нашем обществе существует одно единственное мерило.

Человек — это мерило, человек в обществе людей — измеряемое.

Робот — измеряемое, робот в обществе людей — это измеряемое.

Теперь становится очевидно то, что робот должен заслужить статус мерила, в то время, как человек уже рожден с этим статусом. Не будь оно так, человек бы уже работал над таким роботом, который бы управлял всей людской жизнью.

Природа мышления такова, что человек держит все сущее от себя на дозволенном собою расстоянии. Расстояние позволяет осуществлять контроль, а контроль — залог успеха. Нравственно поступать ответственно и ответственно поступать нравственно, но если в игру вступает угроза, встреченная нами через страх, то вскрываются грани нравственного и остается ответить на вопрос: мерило ли я?

 

 

Антонова Марина Витальевна,

преподаватель БГУ, г. Иркутск



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.009 с.)