Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические аспекты интервьюирования

Поиск

 

Помимо технологии проведения интервью, тактики, количества и качества задаваемых вопросов, интервьюеру необходимо учитывать также психологические аспекты интервьюирования. Интервью является разновидностью делового общения. Знание психологии проведения делового общения – немаловажный фактор для проведения успешного интервью.

В интервью, как и в любом другом деловом общении, собеседникам максимально трудно дается начало общения, несмотря на то, что оба хорошо осведомлены о теме предстоящей беседы. Многие интервью заканчиваются, так и не успев начаться, потому что первые фразы беседы оказываются незначительными. Именно слушание своего собеседника является одним из условий формирования аттракции – притяжение одного человека к другому, расположение к нему. «Слушающие» журналисты являются проводниками информации о том, что происходит в обществе. Формирование круга вопросов и проблем зависит от того, насколько внимательно умеет слушать журналист, а затем добросовестно транслирует полученную им информацию.

Поддерживать непрерывное внимание к собеседнику для многих журналистов бывает трудно по ряду причин. Первой из таких причин является банальное отключение внимания. Интервьюера может отвлечь то, что его раздражает или непривычно для восприятия. Это может быть как внешний вид собеседника, так и его голос, мимика, жестикуляция. Причиной отключения внимания может быть и то, что «человек думает в четыре раза быстрее, чем говорит, поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего» (2, с. 95-96). Антипатия к чужим мыслям может также стать причиной отвлечения внимания от того, что говорит интервьюируемый. Действительно, слушать абсолютно все – это непосильный труд. Поэтому мы приучили наш мозг попеременно выбирать то, что в определенный момент представляет для нас максимальный интерес. Этот процесс называется избирательностью внимания. И, наконец, неотвратимая потребность ответить на заявления интервьюируемого также может стать причиной невозможности поддерживания внимания к собеседнику, так как мысли заняты формулированием «разгромных» комментариев, которые интервьюер хочет огласить после окончания речи интервьюируемого.

Необходимо учитывать, что действительно эффективное общение интервьюера и респондента является результатом их обоюдного согласия понимать и слушать друг друга. Нежелание хотя бы одной из сторон участвовать в таком взаимном коммуникационном процессе может разрушить весь диалог.

Во время интервью молодые журналисты не знают, как вести себя с людьми, которые являются экспертами в своей области. Прежде чем задать вопрос эксперту, нужно познакомиться с его лингвистическими привычками, профессиональными терминами, чтобы понимать, о чем идет речь. Не стоит пытаться удивить собеседника своей осведомленностью, лучше честно признаться в своем невежестве, скорее всего, этот поступок вызовет улыбку вашего собеседника и понимание. Анатолий Аграновский считал, что «решительно невозможно полемизировать «на равных» почти с каждым собеседником, что, кстати сказать, вполне естественно» (1, с. 415).

Важным моментом для «слушающего журналиста» является улавливание главной мысли собеседника и речевой схемы, в которую она включена.

Для того чтобы собеседник отвечал на заданные интервьюером вопросы и не «уходил» от темы, журналистам часто приходится перебивать собеседника.

Немецкий журналист Кристиан Тиеле (Christian Thiele) рекомендует различные способы перебивания собеседника (3, с. 114-115). Первый способ называется прямым, он заключается в улавливании момента, когда собеседник сделает паузу, и затем задавать вопрос. При непрямом способе необходимо поднять руку и задержать дыхание, показывая, что вы хотите что-то сказать. Останавливающий способ подразумевает проговаривание окончания фразы за партнера, и когда он замолчит в недоумении, задать свой вопрос. Последний способ, который так и называется «жесткий», заключается в том, что журналист должен перебить собеседника фразой «Уважаемый господин такой-то», после чего задать свой вопрос.

Перебивать может не только журналист, но и собеседник. Легкий наклон торса вперед и быстрое кивание головой – это сигналы того, что собеседник готов вас перебить. Важно предоставить ему такую возможность.

Чтобы собеседник не сомневался в неподдельности интереса к тому, что он изрекает, надо придерживаться определенных правил общения, которая предлагает европейская культура: слушающая сторона непроизвольно наклоняется в сторону собеседника, а вот если собеседник слушает, откинувшись на спинку стула, это значит, что внимание его рассеяно, необходимо обмениваться взглядами, нормы приличия требуют удалить нежелательные аксессуары, затрудняющие общение, например темные очки.

Для продуктивного диалога необходимо не только внимательно слушать своего собеседника, но и улавливать невербальные сигналы, которые он подает.

В процессе интервью важную роль играет невербальный контакт с партнером, в результате которого полученная информация оказывается не менее важной, чем выраженная словесно в ответах собеседника.

Как утверждают психологи, первое впечатление о собеседнике складывается не более чем за две секунды визуального контакта под влиянием разных факторов. Следует отнестись скептически к уверенности многих журналистов в своей безупречной интуиции. Ведь на самом деле впечатление о человеке формируется под влиянием сложного комплекса факторов, в том числе и по функциональным признакам.

Функциональные признаки – не менее важный компонент для восприятия внешнего облика человека. Мимика, походка, осанка, жестикуляция, голос, а также речевая традиция образуют сигнальный комплекс, информирующий другого человека о психическом состоянии его собеседника.

Специалисты утверждают, что глаза являются главным органом невербального общения, а визуальный контакт – это начальный шаг к взаимодействию людей. Существуют определенные эталоны восприятия взгляда. Если собеседник отводит глаза, избегает смотреть прямо в лицо, это может означать, что он смущен, не уверен в себе, а возможно и что-то скрывает. При этом волевая личность не боится смотреть людям в глаза, а если задерживает на ком-то взгляд – собеседник ему интересен.

Хорошее впечатление производит улыбка. Искренняя, добродушная улыбка способствует быстрому установлению контакта с людьми.

Поза человека является не менее важным компонентом формирования впечатления о человеке. Доказано, что слушающим больше нравится поза наклонившегося вперед собеседника (сигнал внимания) с нескрещенными ногами (сигнал спокойствия).

Жесты также формируют образ человека. Так, например, если человек о чем-то беспокоится, он крутит различные предметы в руках. При частом покачивании головы, ерзании на стуле, покусывании губ и отбрасывании «мешающих» волос выражается смущение человека. Если интервьюер сможет распознавать по таким признакам своего собеседника, это поможет ему контролировать психологический климат разговора. Однако стоит не забывать, что и сам интервьюер должен контролировать свои жесты.

Профессионализм интервьюера зависит не только от того, насколько быстро он реагирует на ответы своих респондентов, но и от того, насколько интервьюер реагирует на уловки своих собеседников.

Каждый журналист, перед тем, чтобы задать вопросы какой-либо личности, должен понимать, что, собеседник всегда дает интервью из корыстных интересов. Одни получают за это деньги, другим приятен интерес журналиста к своей персоне, третьи намереваются через СМИ распространить какие-то идеи и позиционировать себя соответствующим образом в публичном поле.

Когда журналист составляет вопросник, он стремится подготовить для собеседника такие вопросы, которые бы задали представители аудитории, если бы у них была возможность пообщаться с этим собеседником. Но в большинстве случаев отвечать на эти вопросы интервьюируемые не намерены. И нередко возникает ситуация, когда ответ вроде бы произнесен, но информация, ради которой пришел журналист, не получена.

Поэтому многие интервьюируемые, для того, чтобы ответить и одновременно не ответить на вопрос, используют различные уловки, которые собеседники применяют как неосознанно, так и целенаправленно. На такие уловки профессиональный журналист должен реагировать мгновенно, выводя своего собеседника на «чистую воду».

Журналист Андрей Колесниченко, выделяет распространенные уловки, которые собеседники могут использовать для манипулирования журналистами, а через них – общественностью (3, с. 115–118).

Смена темы собеседником является самой популярной уловкой. Собеседник начинает утверждать, что для ответа на поставленный вопрос нужно вначале что-то рассказать. И с успехом начинает рассказывать то, что планировал заранее. В худшем случае интервью может свестись к лекции, зачитанной интервьюируемым. После этого собеседник без угрызений совести сообщит журналисту, что у него не осталось времени для продолжения разговора. В итоге интервьюер остается с этим выступлением, которое никак не связано с подготовленными им вопросами. Выход из такой ситуации – перебивать собеседника и задавать свои вопросы, требуя на них ответа.

Уловкой также является и использование абстрактных слов, под которыми каждый понимает что-то свое. При произнесении интервьюируемым таких слов, как «свобода», «справедливость», нужно уточнить, что имеет в виду собеседник. Очень важно заставлять собеседника объяснять свою точку зрения. Необходимо переформулировать вопрос, если собеседник начинает выкручиваться.

Нельзя также позволять интервьюируемому самому себе противоречить. Это также считается уловкой. Необходимо не позволять ему нарушать второй закон логики – закон противоречия. Уловкой считается индуктивное умозаключение – когда вывод делается от частного к общему. Интервьюеру необходимо хорошо владеть материалов беседы, во избежание данной уловки. Часто собеседники любят обобщать, используя такие обороты как «практически», «в целом», «в общем». Самому обобщить утверждение и заставить отыгрывать собеседника назад – будет контрприемом на уловку для интервьюера. Уловка, при которой интервьюируемый ссылается на неких людей, не называя конкретных имен – называется упущение действующих лиц. Интервьюеру необходимо мгновенно реагировать и просить собеседника уточнить, кого тот имел в виду. Также собеседники любят заниматься переформулированием вопроса. Интервьюируемый начинает проговаривать вопрос журналиста, меняя формулировку, на более удобную для себя. Таким образом, он отвечает на новый вопрос, а не на тот, который был задан журналистом. В таком случае, журналисту необходимо задавать этот вопрос повторно, но уже другими словами, чтобы у собеседника не было повода сказать, что ответ на вопрос он уже дал. Нередко можно встретить в интервью, что собеседник объявляет вопрос интервьюера неправомерным. при отказе интервьюируемого отвечать на вопрос журналист может сыграть на самолюбии собеседника, упрекнув его в отсутствии гражданской позиции или в недостаточной компетенции. Если провокация удастся – то интервьюер получит ответ.

Основа успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос. В первую очередь, журналист должен иметь четкое представление о ключевой информации, которую он желает получить от собеседника. Интервьюер должен уметь не только правильно задавать различного вида вопросы, но и уметь реагировать на уловки собеседника при ответах на эти вопросы. Учитывание психологических аспектов интервьюеров является значительной вехой в основе успешного интервью. Профессиональный журналист обязан улавливать невербальные и вербальные сигналы своих собеседников и мгновенно на них реагировать. Только в таком случае, контролируя климат беседы, журналист может добиться качественного и интересного интервью.

Я, как журналист, активно использую в своей профессии описанные мной выше психологические приемы. Так как я работаю в новостной журналистике, а точнее в информационном агентстве, чаще приходится брать интервью по телефону, что значительно осложняет задачу. Ведь я не могу улавливать невербальные сигналы моих собеседников: жесты, взгляд, мимику. Поэтому я опираюсь только на вербальный контакт с интервьюируемым. Но даже по телефону я легко могу распознать уловки собеседников: упущение действующих лиц, переформулирование вопроса, отказ отвечать на вопрос и одно из самых распространенных в моей профессиональной деятельности – смена темы. Всегда стараюсь получить внятный ответ на поставленный вопрос. Особенно трудно диалоги протекают с представителями пресс-служб, которые выдают только сухую информацию, хуже того, могут прислать на почту официальный комментарий. Живой диалог - он тем и хорош, что если знать, за какие психологические рычаги потянуть, человек неожиданно для себя обязательно проговорится и расскажет эксклюзивные подробности.

 

Список использованной литературы:

1. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.: Вагриус 1999;

2. Бороздина Г. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006;

3. Колесниченко А. Настольная книга журналиста. М.: Аспект Пресс, 2013.

 

 

Ларченко Валентина Юрьевна,

ГБУ ДО ЦРДОД, методист, педагог

ИГУ, аспирантка

 

Значение символов в вышивке

В настоящее время вышивание крестом приобретает вновь широкую популярность среди женщин разного возраста, хотя и не только женщины увлекаются данным видом декоративно-прикладного искусства. 40-60 лет назад данный вид искусства не был столь популярен из-за дефицита материала да и отсутствия самого времени у женщин, когда необходимо было вкладывать все свои силы в производство и развитие страны. В настоящее же время наличие разнообразных материалов, ниток, канвы любых размеров, пялец, позволяют творить изделия любой сложности, главное было бы желание и возможность приобрести все эти материалы. Сам интернет богат примерами различных схем для вышивания. Да и с возможностью использования современных технологий, можно сделать схему для вышивания, например, по собственной фотографии, самостоятельно, используя буквально компьютерную программу Photoshop или другие более упрощенные варианты компьютерных программ.

Первоначальную свою популярность данное рукоделие имело до XIX века, когда женщины, чтобы скоротать свое время занимались вышивкой и вышиванием. Обязательным для девушек было наличие приданного, в том числе и подготовленного самой невестой для замужества. Основную часть подготовленного невестой приданного составляли вышитые рушники, которых было необходимо подготовить порядка 40 штук. Рушник – это не просто предмет бытового назначения. Рушник является проявлением славянского народного творчества и народной культуры. С этим изделием связано множество обрядовых обычаев и церемоний. Издавна рушники используются на свадьбах, семьях, крестинах и других знаковых событиях в семейном кругу. [2]

Вышитыми рушниками одаривали всю родню жениха, а на помолвке невеста вручала самый красивый и большой рушник своему жениху в знак согласия на замужество. Каждый рушник имел свое название:

- «Рукобитное полотенце» – преподносилось жениху в день помолвки;

- «Благословенный» – это рушник, которым родители накрывали иконы и благословляли детей на брак;

- «Венчальный» – на этот рушник молодые становились во время венчания. Он должен был быть белоснежным, так как символизировал облако, на котором стоят перед Господом;

- «Союзный» – этим рушником священник связывал руки молодым во время венчания. На таких рушниках обычно вышивались красивые растительные орнаменты, имена молодых, а также надпись «Совет да любовь»;

- «Хлебосольный» – на него ставили каравай и солонку, когда родители встречали молодых дома. На нем вышивались цветы (как символ достатка и процветания), и две птички (как символ верности).

Также рушники раньше служили украшением свадебного кортежа, их привязывали к спинам лошадей, а участники свадьбы повязывали вышитые рушники через плечо.

Традиционно рушник создается с льняной или домотканой ткани, к которой, в качестве украшения, могут быть добавлены ленты или кружево. И, конечно же, главной и отличительной чертой, которая делает каждый рушник уникальным, является вышивка.

Символы, которыми украшались рушники, были выбраны не случайно. Упрощенные варианты картинок имели определенное значение и смысл:

Квадрат – символ, помогающий в труде, это эмблема материальности, природы и земли. Вышивался он коричневыми или бежевыми нитками.

Круг – чаша, солнце, это символ благосостояния. Вышивался голубыми нитками.

Треугольник – означает рассвет.

Волнистая линия – означает размеренную и спокойную жизнь. Волнистая линия, вышитая серебристыми нитками, означала нахождение своего пути в жизни.

Помимо символов, вышивалось и более полное изображение предметов:

Виноград – символ веселья и изобилия.

Ваза – означает спокойствие. Ваза, которая наполнена чем-нибудь, притягивает богатство.

Вода – благополучие и здоровье. Водопад привлекает удачу в дом.

Дерево – символ долголетия.

Звёзды означают вечность и счастье.

Конь – храбрость, власть, победа.

Ласточка – знак изобилия и успеха [1, с. 57].

Это только некоторые значения символов и изображений, которые отображались на рушниках и других изделиях, вышиваемых женщинами.

Эти символы, наделенные смыслом, остались актуальными и по настоящее время. Хотя в современный период рукодельницы не всегда задумываются о картинках, которые они переносят нитками на канву. Но этот сакральный смысл, которые вложили наши предки, остался и до сих пор. В наши дни древние славянские традиции начинают оживать. Общество все чаще обращается к своим истокам и находит место этнической культуре своих предков в современной жизни.

 

Список литературы:

1. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. – М.: Наука, 1978. – 216 с.

2. Обрядовый текстиль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etnoxata.com.ua/ru/vyshivanki/rushniki-kryzhmy/ (14 апр. 2016)

 

 

Лескова Лариса Борисовна,

заместитель главного редактора

журнала «Сибирячок», г. Иркутск



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.01 с.)