Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Kaylan M. How Putin Invented The New Authoritarianism. – Forbes. – 2016.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
5. Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты // Политология: Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2007. – С.123–134. 6. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. – М.: РОССПЭН, 2003. – 368 с.
Кульпинов Сергей Сергеевич, Иркутский государственный университет, исторический факультет, отделение философии и теологии, 4 курс. Научный руководитель: Смирнов Алексей Евгеньевич, д. филос. н., профессор ИГУ
Социально-политическая доктрина маздакизма в контексте Зороастрийской антропологии Маздакизм стал довольно значительным явлением в религиозной и социально-политической жизни Ирана VI в. Однако на сегодняшний день это религиозное течение недостаточно изучено в отечественной науке, поэтому, на наш взгляд, сравнительный анализ маздакитской и зороастрийской антропологии весьма актуален для современного религиоведения и истории политической мысли Востока. Приступая к рассмотрению социально-политической доктрины маздакизма, следует отметить, что единой точки зрения на происхождение и распространение данной религиозно-философской системы на сегодняшний день не существует. Большинство исследователей склонны полагать, что в основе маздакизма лежит учение проповедника по имени Зардошт, выходца из иранского города Фаса. Согласно данной версии, Зардошт вывел положения своей веры из манихейства и первоначально проповедовал на территории Византийской империи, откуда во второй половине V в. н.э. перешел в Иранскую державу [4]. Зардошт был богословом и теоретиком религии, а практические стороны жизни общины взял на себя Маздак, чье имя впоследствии и было усвоено всей религиозно-философской системой [7]. Рассматривая биографию Зардошта, возможно предположить, что сама личность этого проповедника была в значительной степени мифологизирована. Даже его имя, созвучное пехлевийскому произношению имени основателя зороастризма [5, с. 96], возможно, было придумано последующими поколениями адептов маздакизма, чтобы сравнить своего учителя с великим пророком древности. Согласно другой версии, маздакизм был создан самим Маздаком, который, войдя в доверие к шахиншаху Каваду I, управлявшему Персией с 488 по 531 г. н.э., добился статуса верховного мобеда. Получив верховную духовную власть, Маздак начал проповедовать новую версию зороастризма [9]. Исследователи, придерживающиеся этой версии, также называют среди источников маздакизма манихейское учение [Там же]. Подобно манихеям, маздакиты учили об умерщвлении страстей, как средстве к разрыву связи между человеком и материей [4]. Ряд исследователей полагают, что помимо этого Маздак призывал своих последователей воздерживаться от гнева [7]. Принципиальным отличием от манихейства в маздакизме следует считать отношение к миру. Согласно манихейской космологии, будучи совместным произведением божества и материи, которая есть зло, вселенная изначально загрязнена [6, с. 124-127]. Следовательно, целью жизни манихея становился разрыв всех связей с миром, через который возможно было достичь освобождения от уз материи и соединения с божеством [Там же, с. 129]. Маздакизм же, подобно ортодоксальному зороастризму [3, 268-269], считал мир изначально благим творением бога, которое впоследствии было загрязнено демоническими сущностями [7]. Цель человека, таким образом была не в побеге от материальности, а в реинтеграции изначального состояния мира, в процессе которого верующий становился соработником божества. Социально-политическая доктрина маздакизма, по мнению ряда исследователей, исходила из учения о раздорах между людьми, как одном из основных зол в мире. Маздак или его ученики видели причину раздоров, ссор и войн в социальном неравенстве, которое следовало ликвидировать. Следует полагать, что ядро последователей Маздака вело аскетический образ жизни и, подобно, манихейским избранным, проживало в некоторых подобиях монастырей, стремясь полностью отказаться от материальных благ. Однако большинству верующих, как и в манихействе, предписывалось жить в миру, поэтому устранение социального неравенства, способствовавшего пороку, виделось одним из главных положений сотериологии [7]. По другой версии, социально-политическая доктрина маздакизма являлась своего рода «социальным заказом» и возникла, когда Маздак, будучи верховным мобедом, раздавал народу продовольствие после нескольких лет неурожаев. Неравное распределение продуктов привело к еще большим народным волнениям, чем те, что вызвал голод. Тогда верховный мобед начал раздавать всем все поровну, а впоследствии пришел к идее равного распределения собственности [8]. Так или иначе идеи маздакизма пользовались большой популярностью при дворе Кавада I, который сделал Маздака главой зороастрийского духовенства и одним из своих ближайших советников. На такой шаг шахиншаха подвигли две причины: во-первых, после нескольких лет засухи остро требовалось какое-то учение, способное успокоить озлобленный и голодный народ; во-вторых, Кавад стремился ослабить позиции родовой аристократии и духовенства [7]. Важно отметить, что, будучи революционным сторонником обобществления собственности, Маздак вовсе не призывал к свержению государственной власти. Более того, согласно его учению, власть должна была концентрироваться в руках одного сильного царя, проводника божественной воли на земле [Там же]. Основными положениями социально-политической доктрины маздакизма следует считать обобществление земли, равное распределение материальных благ и обобществление женщин [7]. Относительно последнего разные исследователи придерживаются разного мнения. Мэри Бойс утверждает, что обобществление женщин подразумевало только право общины самой решать, за кого выдавать девушку замуж, в противовес бытовавшим обычаям, по которым богатый человек мог насильно забрать в свой гарем дочь или сестру бедняка [1, с. 89-90]. Другие исследователи полагают, что причину обобществления женщин следует искать не в неравенстве социальном, а в неравенстве природном. Маздакиты видели несправедливость в том, что одному человеку достается жена красивая, а другому безобразная, поэтому считали справедливым, если муж красавицы поделится женой с другими членами общины [7]. Распространение учения маздакизма вызвало многочисленные беспорядки в тех провинциях, где новая религиозно-философская система имела особенно много последователей. Под влиянием новой социально-политической доктрины толпа грабила усадьбы аристократов и купцов, убивая на своем пути всех, кто пытался этому помешать. Из домов богатых людей забиралось все имущество и насильно утаскивались жены. Отмечается, что уже через несколько лет в областях, где господствовали маздакиты, оказывались полностью разрушены имущественные и семейные связи [7]. Как пишут Г. Соколова и Т. Разговорова в статье «Из истории маздакитского движения», «некоторое время нельзя было сказать, чьего отца тот или иной ребенок» [7]. Радикальная ликвидация собственности и семьи вызвала массовое недовольство в среде знати и части народа, которое привело к свержению Кавада с престола в 496 г. Возвратившись на трон при помощи армии Государства эфталитов в 499 г., Кавад I, вероятно, изменил свое отношение к Маздаку и его учению. После восстановления на престоле Кавад занялся благоустройством своей страны и провел ряд реформ, заручившись поддержкой большинства населения [8]. Учение Маздака более не требовалось для поддержания порядка, и вскоре встал вопрос о борьбе с ним, как вредной ересью. Кавад I вместе со своим сыном Ануширваном, впоследствии шахиншахом Хосровом I Ануширваном, расправился с маздакитами аналогично тому, как за два с половиной века до этого Бахрам I умертвил Мани [2, с. 69-70]. Лидеры общины были вызваны ко двору для проведения религиозного диспута с представителями ортодоксальной религии. В ходе диспута, маздакиты были уличены в ереси и казнены. Одновременно с расправой над лидерами религиозного движения по всему Ирану начались преследования последователей Маздака [4]. В результате гонений общины перешли на нелегальное положение и продолжили существовать, вероятно, до X или XI в. [Там же]. Новое распространение маздакизм получил в Персии уже в VIII в., когда к нему стали обращаться простолюдины, недовольные тяжелым положением, установившимся после арабского завоевания. Известно, что последователи маздакитов, хуррамиты, участвовали в ряде народных восстаний в период правления первых халифов из династии Аббасидов [7]. Для ортодоксального зороастризма характерно представление о человеке, как воине в мире, подвергшимся загрязнению после вторжения Ангра-Майнью. Подобная антропология отражается еще в корпусе «Старшей Авесты» [11] и подкрепляется учением «Младшей Авесты» [12] и пехлевийским богословием [3, с. 287-288]. Помимо утверждения роли человека, как помощника благого бога, зороастрийская антропология примечательна учением о предсуществовании человеческих душ, фраваши, которые были сотворены Ахура-Маздой еще до творения видимого мира [11]. Как воин в мире, человек призван распространять волю бога. В этом контексте жизненный успех воспринимается зороастризмом, как один из аспектов исполнения божественного замысла [11]. Человек, добивающийся высокого положения в обществе, способен в большей мере влиять на окружающие его события, нежели простолюдин, поэтому каждый верующий должен стремиться к достижению определенных материальных благ и высокого статуса, которые воспринимаются не как цель, но как средство для борьбы со злом. Примечательно, что в пехлевийском трактате «Арда Вираз намаг», описывающем путешествие души праведного Вираза по загробному миру, герой встречается с душами людей, которые не мучаются, но и не допускаются к блаженству только за то, что не были успешны в жизни [5, с. 102]. Как отмечается исследователями, в Сасанидский период зороастризм закреплял сословное неравенство общества, почитая каждое сословие за его труды, и предписывая каждому человеку добиваться успеха в том роде деятельности, которым занимались его предки [10]. Маздакитское учение, вероятно, также основывалось на идее о том, что человек призван противостоять злу в мире, выполняя тем самым замысел божества. Однако жизненный успех, как священная категория, очевидно, отвергался маздакитами. Индивидуальному стремлению к высокому положению в обществе маздакизм противопоставлял обобществление собственности и, вероятно, полный отказ от нее, к которому прибегали избранные праведники. Здесь скорее просматриваются отголоски манихейского учения о презрении к материи, однако и оно не предполагало уравнивания мирян в имущественных правах. Особенного внимания заслуживает отношение к женщинам в маздакизме. Ортодоксальный зороастризм утверждал равенство мужчины и женщины перед божеством [3, 286-289]. С другой стороны многоженство не считалось обязанностью, но и не порицалось [5, с. 98]. При этом внебрачное сожительство и беспорядочные половые связи считались страшным грехом. В своем путешествии по загробному миру Вираз не раз сталкивается с женщинами и мужчинами, подвергающимися мучениям за измены и беззаконное сожительство [5, с. 111, 114, 115]. Маздакизм, делая женщин общественными, входит в полное противоречие с зороастризмом. Отвергаются не только нормы брака, но и сама женщина более воспринимается не как человек, но как предмет собственности. Таким образом, можно сказать, что маздакизм, несмотря на свои корни, уходящие в манихейство и ортодоксальный зороастризм, создал совершенно немыслимую для сасанидского Ирана социально-политическую доктрину. Основываясь на исконных положениях зороастризма о противоборстве благого бога и злого духа и роли человека, как союзника божества в мире, маздакитское учение полностью отвергло основные принципы зороастрийской антропологии, заменив стремление к личному успеху обобществлением собственности, а понятие о браке обобществлением женщин. Абсолютно логично сделать вывод, что с точки зрения зороастризма маздакизм представлял собой вредоносную ересь, разрушавшую многие постулаты веры. С другой стороны, общественно-политические идеи маздакизма были просты и понятны широким массам народа, что подтверждается их жизнеспособностью на протяжении нескольких столетий после начала официальных гонений.
Список использованных источников и литературы
1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс; пер. с англ. И.М. Стеблин-Каменского. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. – 303 с.; 2. Виденгрен Г. Мани и манихейство / Г. Виденгрен; пер. с нем. С.В. Иванова — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — 256 с.; 3. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты / пер., вступ. ст., коммент. О. М. Чунаковой. – М.: изд-во «Восточная литература», 1997. – 352 с.; 4. Мутаххари М., аятолла. Ислам и Иран: история взаимоотношений [Электронный ресурс] / аятолла М. Мутаххари // Русское географическое общество. Новосибирск: сайт. – URL: http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/200.htm (дата обращения: 02.04.16.); 5. Пехлевийская Божественная комедия. Книга о праведном Виразе (Арда Вираз намаг) и другие тексты / пер., введ., коммент. О. М. Чунаковой. – М.: изд-во «Восточная литература», 2001. – 206 с.; 6. Смагина Е. Б. Манихейство: по ранним источникам / Е. Б. Смагина; Ин-т востоковедения РАН. – М.: Восточная литература, 2011. – 519 с.; 7. Соколова Г. Из истории движения Маздака [Электронный ресурс] / Г. Соколова, Т. Разговорова // Митра: журнал. – 1999. – Вып. 4. – URL: http://www.zoroastrian.ru/node/1304 (дата обращения: 02.04.16.); 8. Соколова Г. Как Маздак, первый коммунист, получил по заслугам [Электронный ресурс] / Г. Соколова, Т. Разговорова // Митра: журнал. – 1999. – Вып. 4. – URL: http://www.zoroastrian.ru/node/1301 (дата обращения: 02.04.16.); 9. Соколова Г. Причины и следствия бунта Маздака [Электронный ресурс] / Г. Соколова, Т. Разговорова // Митра: журнал. – 1999. – Вып. 4. – URL: http://www.zoroastrian.ru/node/1302 (дата обращения: 02.04.16.); 10. Ходжсон М. История Ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней [Электронный ресурс] / М. Ходжсон // Электронная библиотека «ЛитМир»: сайт. – URL: http://www.litmir.co/br/?b=209829&p=1 (дата обращения: 02.04.16.); 11. Ясна [Электронный ресурс] / пер. А. Н. Бахман // Благоверие. Русский Анджоман: сайт. – URL: http://blagoverie.org/avesta/yasna/index.phtml (дата обращения: 12.02.14.); 12. Яшты [Электронный ресурс] / пер. А. Н. Бахман // Благоверие. Русский Анджоман: сайт. – URL: http://blagoverie.org/avesta/yasna/index.phtml (дата обращения: 12.02.14.);
Литвинцев Юрий Игоревич, Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, аспирант. Научный руководитель: Коноплёв Николай Сергеевич, доктор философских наук, профессор ИГУ, г. Иркутск
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.74 (0.009 с.) |