Kaylan M. How Putin Invented The New Authoritarianism. – Forbes. – 2016. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Kaylan M. How Putin Invented The New Authoritarianism. – Forbes. – 2016.



5. Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты // Политология: Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2007. – С.123–134.

6. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. – М.: РОССПЭН, 2003. – 368 с.

 

 

Кульпинов Сергей Сергеевич,

Иркутский государственный университет,

исторический факультет,

отделение философии и теологии, 4 курс.

Научный руководитель:

Смирнов Алексей Евгеньевич,

д. филос. н., профессор ИГУ

 

Социально-политическая доктрина маздакизма в контексте

Зороастрийской антропологии

Маздакизм стал довольно значительным явлением в религиозной и социально-политической жизни Ирана VI в. Однако на сегодняшний день это религиозное течение недостаточно изучено в отечественной науке, поэтому, на наш взгляд, сравнительный анализ маздакитской и зороастрийской антропологии весьма актуален для современного религиоведения и истории политической мысли Востока.

Приступая к рассмотрению социально-политической доктрины маздакизма, следует отметить, что единой точки зрения на происхождение и распространение данной религиозно-философской системы на сегодняшний день не существует.

Большинство исследователей склонны полагать, что в основе маздакизма лежит учение проповедника по имени Зардошт, выходца из иранского города Фаса. Согласно данной версии, Зардошт вывел положения своей веры из манихейства и первоначально проповедовал на территории Византийской империи, откуда во второй половине V в. н.э. перешел в Иранскую державу [4]. Зардошт был богословом и теоретиком религии, а практические стороны жизни общины взял на себя Маздак, чье имя впоследствии и было усвоено всей религиозно-философской системой [7]. Рассматривая биографию Зардошта, возможно предположить, что сама личность этого проповедника была в значительной степени мифологизирована. Даже его имя, созвучное пехлевийскому произношению имени основателя зороастризма [5, с. 96], возможно, было придумано последующими поколениями адептов маздакизма, чтобы сравнить своего учителя с великим пророком древности.

Согласно другой версии, маздакизм был создан самим Маздаком, который, войдя в доверие к шахиншаху Каваду I, управлявшему Персией с 488 по 531 г. н.э., добился статуса верховного мобеда. Получив верховную духовную власть, Маздак начал проповедовать новую версию зороастризма [9]. Исследователи, придерживающиеся этой версии, также называют среди источников маздакизма манихейское учение [Там же].

Подобно манихеям, маздакиты учили об умерщвлении страстей, как средстве к разрыву связи между человеком и материей [4]. Ряд исследователей полагают, что помимо этого Маздак призывал своих последователей воздерживаться от гнева [7].

Принципиальным отличием от манихейства в маздакизме следует считать отношение к миру. Согласно манихейской космологии, будучи совместным произведением божества и материи, которая есть зло, вселенная изначально загрязнена [6, с. 124-127]. Следовательно, целью жизни манихея становился разрыв всех связей с миром, через который возможно было достичь освобождения от уз материи и соединения с божеством [Там же, с. 129]. Маздакизм же, подобно ортодоксальному зороастризму [3, 268-269], считал мир изначально благим творением бога, которое впоследствии было загрязнено демоническими сущностями [7]. Цель человека, таким образом была не в побеге от материальности, а в реинтеграции изначального состояния мира, в процессе которого верующий становился соработником божества.

Социально-политическая доктрина маздакизма, по мнению ряда исследователей, исходила из учения о раздорах между людьми, как одном из основных зол в мире. Маздак или его ученики видели причину раздоров, ссор и войн в социальном неравенстве, которое следовало ликвидировать. Следует полагать, что ядро последователей Маздака вело аскетический образ жизни и, подобно, манихейским избранным, проживало в некоторых подобиях монастырей, стремясь полностью отказаться от материальных благ. Однако большинству верующих, как и в манихействе, предписывалось жить в миру, поэтому устранение социального неравенства, способствовавшего пороку, виделось одним из главных положений сотериологии [7].

По другой версии, социально-политическая доктрина маздакизма являлась своего рода «социальным заказом» и возникла, когда Маздак, будучи верховным мобедом, раздавал народу продовольствие после нескольких лет неурожаев. Неравное распределение продуктов привело к еще большим народным волнениям, чем те, что вызвал голод. Тогда верховный мобед начал раздавать всем все поровну, а впоследствии пришел к идее равного распределения собственности [8].

Так или иначе идеи маздакизма пользовались большой популярностью при дворе Кавада I, который сделал Маздака главой зороастрийского духовенства и одним из своих ближайших советников. На такой шаг шахиншаха подвигли две причины: во-первых, после нескольких лет засухи остро требовалось какое-то учение, способное успокоить озлобленный и голодный народ; во-вторых, Кавад стремился ослабить позиции родовой аристократии и духовенства [7]. Важно отметить, что, будучи революционным сторонником обобществления собственности, Маздак вовсе не призывал к свержению государственной власти. Более того, согласно его учению, власть должна была концентрироваться в руках одного сильного царя, проводника божественной воли на земле [Там же].

Основными положениями социально-политической доктрины маздакизма следует считать обобществление земли, равное распределение материальных благ и обобществление женщин [7]. Относительно последнего разные исследователи придерживаются разного мнения. Мэри Бойс утверждает, что обобществление женщин подразумевало только право общины самой решать, за кого выдавать девушку замуж, в противовес бытовавшим обычаям, по которым богатый человек мог насильно забрать в свой гарем дочь или сестру бедняка [1, с. 89-90]. Другие исследователи полагают, что причину обобществления женщин следует искать не в неравенстве социальном, а в неравенстве природном. Маздакиты видели несправедливость в том, что одному человеку достается жена красивая, а другому безобразная, поэтому считали справедливым, если муж красавицы поделится женой с другими членами общины [7].

Распространение учения маздакизма вызвало многочисленные беспорядки в тех провинциях, где новая религиозно-философская система имела особенно много последователей. Под влиянием новой социально-политической доктрины толпа грабила усадьбы аристократов и купцов, убивая на своем пути всех, кто пытался этому помешать. Из домов богатых людей забиралось все имущество и насильно утаскивались жены. Отмечается, что уже через несколько лет в областях, где господствовали маздакиты, оказывались полностью разрушены имущественные и семейные связи [7]. Как пишут Г. Соколова и Т. Разговорова в статье «Из истории маздакитского движения», «некоторое время нельзя было сказать, чьего отца тот или иной ребенок» [7].

Радикальная ликвидация собственности и семьи вызвала массовое недовольство в среде знати и части народа, которое привело к свержению Кавада с престола в 496 г. Возвратившись на трон при помощи армии Государства эфталитов в 499 г., Кавад I, вероятно, изменил свое отношение к Маздаку и его учению. После восстановления на престоле Кавад занялся благоустройством своей страны и провел ряд реформ, заручившись поддержкой большинства населения [8]. Учение Маздака более не требовалось для поддержания порядка, и вскоре встал вопрос о борьбе с ним, как вредной ересью. Кавад I вместе со своим сыном Ануширваном, впоследствии шахиншахом Хосровом I Ануширваном, расправился с маздакитами аналогично тому, как за два с половиной века до этого Бахрам I умертвил Мани [2, с. 69-70]. Лидеры общины были вызваны ко двору для проведения религиозного диспута с представителями ортодоксальной религии. В ходе диспута, маздакиты были уличены в ереси и казнены. Одновременно с расправой над лидерами религиозного движения по всему Ирану начались преследования последователей Маздака [4]. В результате гонений общины перешли на нелегальное положение и продолжили существовать, вероятно, до X или XI в. [Там же]. Новое распространение маздакизм получил в Персии уже в VIII в., когда к нему стали обращаться простолюдины, недовольные тяжелым положением, установившимся после арабского завоевания. Известно, что последователи маздакитов, хуррамиты, участвовали в ряде народных восстаний в период правления первых халифов из династии Аббасидов [7].

Для ортодоксального зороастризма характерно представление о человеке, как воине в мире, подвергшимся загрязнению после вторжения Ангра-Майнью. Подобная антропология отражается еще в корпусе «Старшей Авесты» [11] и подкрепляется учением «Младшей Авесты» [12] и пехлевийским богословием [3, с. 287-288]. Помимо утверждения роли человека, как помощника благого бога, зороастрийская антропология примечательна учением о предсуществовании человеческих душ, фраваши, которые были сотворены Ахура-Маздой еще до творения видимого мира [11].

Как воин в мире, человек призван распространять волю бога. В этом контексте жизненный успех воспринимается зороастризмом, как один из аспектов исполнения божественного замысла [11]. Человек, добивающийся высокого положения в обществе, способен в большей мере влиять на окружающие его события, нежели простолюдин, поэтому каждый верующий должен стремиться к достижению определенных материальных благ и высокого статуса, которые воспринимаются не как цель, но как средство для борьбы со злом. Примечательно, что в пехлевийском трактате «Арда Вираз намаг», описывающем путешествие души праведного Вираза по загробному миру, герой встречается с душами людей, которые не мучаются, но и не допускаются к блаженству только за то, что не были успешны в жизни [5, с. 102]. Как отмечается исследователями, в Сасанидский период зороастризм закреплял сословное неравенство общества, почитая каждое сословие за его труды, и предписывая каждому человеку добиваться успеха в том роде деятельности, которым занимались его предки [10].

Маздакитское учение, вероятно, также основывалось на идее о том, что человек призван противостоять злу в мире, выполняя тем самым замысел божества. Однако жизненный успех, как священная категория, очевидно, отвергался маздакитами. Индивидуальному стремлению к высокому положению в обществе маздакизм противопоставлял обобществление собственности и, вероятно, полный отказ от нее, к которому прибегали избранные праведники. Здесь скорее просматриваются отголоски манихейского учения о презрении к материи, однако и оно не предполагало уравнивания мирян в имущественных правах.

Особенного внимания заслуживает отношение к женщинам в маздакизме. Ортодоксальный зороастризм утверждал равенство мужчины и женщины перед божеством [3, 286-289]. С другой стороны многоженство не считалось обязанностью, но и не порицалось [5, с. 98]. При этом внебрачное сожительство и беспорядочные половые связи считались страшным грехом. В своем путешествии по загробному миру Вираз не раз сталкивается с женщинами и мужчинами, подвергающимися мучениям за измены и беззаконное сожительство [5, с. 111, 114, 115].

Маздакизм, делая женщин общественными, входит в полное противоречие с зороастризмом. Отвергаются не только нормы брака, но и сама женщина более воспринимается не как человек, но как предмет собственности.

Таким образом, можно сказать, что маздакизм, несмотря на свои корни, уходящие в манихейство и ортодоксальный зороастризм, создал совершенно немыслимую для сасанидского Ирана социально-политическую доктрину. Основываясь на исконных положениях зороастризма о противоборстве благого бога и злого духа и роли человека, как союзника божества в мире, маздакитское учение полностью отвергло основные принципы зороастрийской антропологии, заменив стремление к личному успеху обобществлением собственности, а понятие о браке обобществлением женщин. Абсолютно логично сделать вывод, что с точки зрения зороастризма маздакизм представлял собой вредоносную ересь, разрушавшую многие постулаты веры.

С другой стороны, общественно-политические идеи маздакизма были просты и понятны широким массам народа, что подтверждается их жизнеспособностью на протяжении нескольких столетий после начала официальных гонений.

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс; пер. с англ. И.М. Стеблин-Каменского. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. – 303 с.;

2. Виденгрен Г. Мани и манихейство / Г. Виденгрен; пер. с нем. С.В. Иванова — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — 256 с.;

3. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты / пер., вступ. ст., коммент. О. М. Чунаковой. – М.: изд-во «Восточная литература», 1997. – 352 с.;

4. Мутаххари М., аятолла. Ислам и Иран: история взаимоотношений [Электронный ресурс] / аятолла М. Мутаххари // Русское географическое общество. Новосибирск: сайт. – URL: http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/200.htm (дата обращения: 02.04.16.);

5. Пехлевийская Божественная комедия. Книга о праведном Виразе (Арда Вираз намаг) и другие тексты / пер., введ., коммент. О. М. Чунаковой. – М.: изд-во «Восточная литература», 2001. – 206 с.;

6. Смагина Е. Б. Манихейство: по ранним источникам / Е. Б. Смагина; Ин-т востоковедения РАН. – М.: Восточная литература, 2011. – 519 с.;

7. Соколова Г. Из истории движения Маздака [Электронный ресурс] / Г. Соколова, Т. Разговорова // Митра: журнал. – 1999. – Вып. 4. – URL: http://www.zoroastrian.ru/node/1304 (дата обращения: 02.04.16.);

8. Соколова Г. Как Маздак, первый коммунист, получил по заслугам [Электронный ресурс] / Г. Соколова, Т. Разговорова // Митра: журнал. – 1999. – Вып. 4. – URL: http://www.zoroastrian.ru/node/1301 (дата обращения: 02.04.16.);

9. Соколова Г. Причины и следствия бунта Маздака [Электронный ресурс] / Г. Соколова, Т. Разговорова // Митра: журнал. – 1999. – Вып. 4. – URL: http://www.zoroastrian.ru/node/1302 (дата обращения: 02.04.16.);

10. Ходжсон М. История Ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней [Электронный ресурс] / М. Ходжсон // Электронная библиотека «ЛитМир»: сайт. – URL: http://www.litmir.co/br/?b=209829&p=1 (дата обращения: 02.04.16.);

11. Ясна [Электронный ресурс] / пер. А. Н. Бахман // Благоверие. Русский Анджоман: сайт. – URL: http://blagoverie.org/avesta/yasna/index.phtml (дата обращения: 12.02.14.);

12. Яшты [Электронный ресурс] / пер. А. Н. Бахман // Благоверие. Русский Анджоман: сайт. – URL: http://blagoverie.org/avesta/yasna/index.phtml (дата обращения: 12.02.14.);

 

 

Литвинцев Юрий Игоревич,

Иркутский институт химии

им. А.Е. Фаворского СО РАН, аспирант.

Научный руководитель:

Коноплёв Николай Сергеевич,

доктор философских наук,

профессор ИГУ, г. Иркутск



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.025 с.)