ТОП 10:

Выбросами автотранспортных средств



 

Автомобильный транспорт Иркутска вносит большой вклад в загрязнении атмосферы города. Непрерывный рост автомобильного парка, его значительный средний возраст в сочетании с неудовлетворительным техническим состоянием автомобилей, низким качеством топлива, реализуемым на АЗС города и недостаточной пропускной способностью улиц г. Иркутска приводят к тому, что проблема негативного воздействия выбросов автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения стала одной из наиболее острых экологических проблем города.

Об уровне загрязнения можно судить по индексу загрязнения атмосферы (ИЗА) – комплексному показателю степени загрязнения атмосферы, учитывающему несколько примесей и характеризующему уровень хронического, длительного загрязнения. Уровень загрязнения считается «повышенным» при ИЗА от 5 до 6, «высоким» – при ИЗА от 7 до 13 и «очень высоким» – при ИЗА от 14. На протяжении многих лет Иркутск включается в Приоритетный список городов с «высоким» и «очень высоким» уровнем загрязнения атмосферы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика уровня загрязнения в г. Иркутске

Количество автомобилей в г. Иркутске увеличивается быстрыми темпами, так, по данным отдела ГИБДД УМВД России по г. Иркутску на 01.11.2015 г. в г. Иркутске зарегистрировано 241 851 автотранспортное средство, на 01.11.2014 г. – 239 479 автотранспортных средств, и сохраняется устойчивая тенденция к росту автопарка города [1].

Наиболее загрязнена центральная часть города Иркутска. Основная часть выхлопных газов сосредотачивается вблизи автомагистралей и тротуаров на уровне дыхания людей. Природно-климатические факторы, препятствующие рассеянию примесей, также оказывают влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха. Таким образом, неблагоприятные условия для проживания населения в г. Иркутске формируются за счет образования высоких концентраций загрязняющих веществ в результате работы двигателей автомобилей.

В г. Иркутске наблюдается рост доли проб воздуха, превышающих гигиенические нормативы – предельно-допустимые концентрации (ПДК). Доля проб атмосферного воздуха с превышениями нормативов в г. Иркутске в 2013 г. составила 1,8 %, в 2014 г. – 1,9 %. По данному показателю г. Иркутск находится на третьем месте среди городов, входящих в Приоритетный список, уступая лишь г. Шелехову (1 место) и г. Ангарску (2 место). Среди прочих городов: Черемхово занимает 4 место, Зима – 5, Братск – 6, Тайшет – 7 и Усть-Илимск – 8 [2]. На рисунке 2 представлены диаграммы динамики выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств в г. Иркутске за период 1993-2015 гг., свидетельствующие об увеличении количества выбросов в атмосферу за последние 9 лет [2].

Рисунок 2 – Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в г. Иркутске (по состоянию на 01.07.2015 г.)

Отрицательно на экологической ситуации сказывается тот факт, что в г. Иркутске велика доля автотранспорта, эксплуатируемого более 10 лет. В 2004 г. на долю легковых автомобилей, эксплуатируемых более 10 лет, приходилось 62 % автопарка г. Иркутска (в 2015 г. – 57 %), от 5 до 10 лет – 29 % (в 2015 г. – 23 %), на долю легковых автомобилей, эксплуатируемых до 5 лет – 9 % (в 2015 г. – 20 %). По сравнению с 2004 г. количество легковых автомобилей в возрастном интервале от 5 до 10 лет в 2015 г. увеличилось в 8,0 раз, а количество автомобилей, находящихся в эксплуатации ниже и выше указанных границ интервала, увеличилось в 21,6 и 9,0 раз, соответственно (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Возрастная структура легковых автомобилей г. Иркутска

В возрастной структуре автопарка грузовых автомобилей г. Иркутска в целом превалируют машины «старшей» возрастной группы. Так, в 2004 г. на долю грузовых автомобилей, эксплуатируемых более 10 лет, приходилось 73,7 % автопарка (в 2015 г. – 61 %), от 5 до 10 лет – 18,5 % (в 2015 г. – 18 %), на долю грузовых автомобилей, эксплуатируемых до 5 лет – 7,8 % (в 2015 г. – 21 %). По сравнению с 2004 г. количество грузовых автомобилей в возрастном интервале от 5 до 10 лет в 2015 г. увеличилось в 7,5 раз, количество грузовых автомобилей, находящихся в эксплуатации ниже и выше указанных границ интервала, увеличилось в 20,9 и 6,4 раза, соответственно (рисунок 4). Однако по сравнению с легковыми автомобилями в динамике грузовых автотранспортных средств прослеживается преобладание количества автомобилей, находящихся в эксплуатации до 5 лет, над количеством автомобилей, находящихся в эксплуатации от 5 до 10 лет.

Автобусы «старшей» возрастной группы также превалируют в возрастной структуре автопарка г. Иркутска. Так, в 2004 г. на долю автобусов, эксплуатируемых более 10 лет, приходилось 64,7 % автопарка (в 2015 г. – 66,4 %), от 5 до 10 лет – 27,4 % (в 2015 г. – 18,3 %), до 5 лет – 7,9 % (в 2015 г. – 15,3 %). По сравнению с 2004 г. количество автобусов в возрастном интервале от 5 до 10 лет в 2015 г. увеличилось в 4,3 раза, а количество автобусов, находящихся в эксплуатации ниже и выше указанных границ интервала, увеличилось в 12,7 и 6,7 раза, соответственно (рисунок 5).

 

Рисунок 4 – Возрастная структура грузовых автомобилей г. Иркутска

Рисунок 5 – Возрастная структура автобусов г. Иркутска

На долю мототранспортных средств, эксплуатируемых более 10 лет, в 2004 г. приходилось 89 % автопарка г. Иркутска (в 2015 г. – 80 %), от 5 до 10 лет – 10 % (в 2015 г. – 11 %), на долю мототранспорта, эксплуатируемого до 5 лет, – 1 % (в 2015 г. – 9 %). Таким образом, количество мототранспортных средств в возрастном интервале от 5 до 10 лет в 2015 г., по сравнению с 2004 г., увеличилось незначительно – в 2,6 раза, а количество мототранспорта, находящегося в эксплуатации ниже и выше указанных границ интервала, увеличилось в 24,0 и 2,0 раза, соответственно (рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Возрастная структура мототранспорта г. Иркутска

 

Структура автопарка г. Иркутска имеет свою региональную специфику. В нашем регионе эксплуатируется большое количество японских и корейских автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет. Анализ марочной структуры автомобильного парка г. Иркутска свидетельствуют о том, что в 2004 г. на долю иностранных легковых автомобилей приходилось 42 % автопарка. В 2015 г. доля иностранных легковых моделей увеличилась до 80 %. Количество иностранных легковых автомобилей к 2015 г. увеличилось в 19 раз, по сравнению с 2004 г. (рисунок 7). Причем количество иностранных легковых автомобилей начало преобладать над отечественными моделями с 2007 г.

В группе грузовых автомобилей преобладают отечественные автотранспортные средства на протяжении всего рассматриваемого периода. В 2004 г. на долю отечественных грузовых автомобилей приходилось 70 %, в 2015 г. доля отечественных моделей снизилась до 50 %. Однако количество иностранных грузовых автомобилей к 2015 г. увеличилось в 13 раз по сравнению с 2004 г., а количество отечественных грузовых автомобилей увеличилось в 6 раз (рисунок 8).

 

Рисунок 7 – Доля отечественных и иностранных легковых автотранспортных средств в структуре автопарка г. Иркутска

Рисунок 8 – Доля отечественных и иностранных грузовых автотранспортных средств в структуре автопарка г. Иркутска

 

В группе автобусов преобладают иностранные модели, поскольку по данным ГИБДД г. Иркутска, к этой группе относят и маршрутные такси в основном корейского и японского производства (рисунок 9). Так, в 2004 г. на долю иностранных автобусов приходилось 60,7 % автомобилей, в 2015 г. доля иностранных моделей возросла на 5 %. Количество отечественных автобусов к 2015 г. увеличилось в 6 раз по сравнению с 2004 г., количество иностранных автобусов к 2015 г. увеличилось в 7 раз.

В группе мототранспортных средств передвижения преобладают иностранные модели. В 2004 г. на долю иностранных моделей приходилось 58 %, в 2015 г. доля иностранных моделей увеличилась на 10 %. Количество иностранных и отечественных мототранспортных средств к 2015 г. увеличилось незначительно по сравнению с 2004 г. – в 2,7 и 1,8 раза, соответственно (рисунок 10).

Таким образом, анализ видовой и возрастной структуры автотранспортного парка города Иркутска позволяет сделать следующий вывод: в результате увеличения количества автотранспортных средств, а также их неудовлетворительного технического состояния и низкого уровня обслуживания усиливается вредное воздействие выбросов автомобилей на окружающую среду и, как следствие, на здоровье населения.

 

Рисунок 9 – Доля отечественных и иностранных автобусов в структуре автомобильного парка г. Иркутска

Рисунок 10 – Доля отечественных и иностранных мототранспортных средств передвижения в структуре автомобильного парка г. Иркутска

Для улучшения экологической обстановки в городе Иркутске необходимо проведение целого комплекса мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта, в том числе проведение регулярного контроля за дымностью и токсичностью отработавших газов автомобилей, переход на автотранспортные средства с современными экономичными двигателями евростандарта, развитие улично-дорожной сети города (регулирование светофоров по принципу «зеленой волны», создание дорожных «развязок», подземных парковок), а также введение жесткого запрета на эксплуатацию автотранспортных средств более 10 лет.

 

 

Литература:

1. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» – Режим доступа: [http://www.autostat.ru. 01.04.2016].

2. Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области за 1993-2014 гг.». – Иркутск: Изд-во: Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 1994-2015.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-35-00189.

 

 

Трофимова Анастасия Вячеславовна,

менеджер, г. Иркутск







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.008 с.)