Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбросами автотранспортных средствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Автомобильный транспорт Иркутска вносит большой вклад в загрязнении атмосферы города. Непрерывный рост автомобильного парка, его значительный средний возраст в сочетании с неудовлетворительным техническим состоянием автомобилей, низким качеством топлива, реализуемым на АЗС города и недостаточной пропускной способностью улиц г. Иркутска приводят к тому, что проблема негативного воздействия выбросов автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения стала одной из наиболее острых экологических проблем города. Об уровне загрязнения можно судить по индексу загрязнения атмосферы (ИЗА) – комплексному показателю степени загрязнения атмосферы, учитывающему несколько примесей и характеризующему уровень хронического, длительного загрязнения. Уровень загрязнения считается «повышенным» при ИЗА от 5 до 6, «высоким» – при ИЗА от 7 до 13 и «очень высоким» – при ИЗА от 14. На протяжении многих лет Иркутск включается в Приоритетный список городов с «высоким» и «очень высоким» уровнем загрязнения атмосферы (рисунок 1). Рисунок 1 – Динамика уровня загрязнения в г. Иркутске Количество автомобилей в г. Иркутске увеличивается быстрыми темпами, так, по данным отдела ГИБДД УМВД России по г. Иркутску на 01.11.2015 г. в г. Иркутске зарегистрировано 241 851 автотранспортное средство, на 01.11.2014 г. – 239 479 автотранспортных средств, и сохраняется устойчивая тенденция к росту автопарка города [1]. Наиболее загрязнена центральная часть города Иркутска. Основная часть выхлопных газов сосредотачивается вблизи автомагистралей и тротуаров на уровне дыхания людей. Природно-климатические факторы, препятствующие рассеянию примесей, также оказывают влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха. Таким образом, неблагоприятные условия для проживания населения в г. Иркутске формируются за счет образования высоких концентраций загрязняющих веществ в результате работы двигателей автомобилей. В г. Иркутске наблюдается рост доли проб воздуха, превышающих гигиенические нормативы – предельно-допустимые концентрации (ПДК). Доля проб атмосферного воздуха с превышениями нормативов в г. Иркутске в 2013 г. составила 1,8 %, в 2014 г. – 1,9 %. По данному показателю г. Иркутск находится на третьем месте среди городов, входящих в Приоритетный список, уступая лишь г. Шелехову (1 место) и г. Ангарску (2 место). Среди прочих городов: Черемхово занимает 4 место, Зима – 5, Братск – 6, Тайшет – 7 и Усть-Илимск – 8 [2]. На рисунке 2 представлены диаграммы динамики выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств в г. Иркутске за период 1993-2015 гг., свидетельствующие об увеличении количества выбросов в атмосферу за последние 9 лет [2].
Рисунок 2 – Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в г. Иркутске (по состоянию на 01.07.2015 г.) Отрицательно на экологической ситуации сказывается тот факт, что в г. Иркутске велика доля автотранспорта, эксплуатируемого более 10 лет. В 2004 г. на долю легковых автомобилей, эксплуатируемых более 10 лет, приходилось 62 % автопарка г. Иркутска (в 2015 г. – 57 %), от 5 до 10 лет – 29 % (в 2015 г. – 23 %), на долю легковых автомобилей, эксплуатируемых до 5 лет – 9 % (в 2015 г. – 20 %). По сравнению с 2004 г. количество легковых автомобилей в возрастном интервале от 5 до 10 лет в 2015 г. увеличилось в 8,0 раз, а количество автомобилей, находящихся в эксплуатации ниже и выше указанных границ интервала, увеличилось в 21,6 и 9,0 раз, соответственно (рисунок 3).
Рисунок 3 – Возрастная структура легковых автомобилей г. Иркутска В возрастной структуре автопарка грузовых автомобилей г. Иркутска в целом превалируют машины «старшей» возрастной группы. Так, в 2004 г. на долю грузовых автомобилей, эксплуатируемых более 10 лет, приходилось 73,7 % автопарка (в 2015 г. – 61 %), от 5 до 10 лет – 18,5 % (в 2015 г. – 18 %), на долю грузовых автомобилей, эксплуатируемых до 5 лет – 7,8 % (в 2015 г. – 21 %). По сравнению с 2004 г. количество грузовых автомобилей в возрастном интервале от 5 до 10 лет в 2015 г. увеличилось в 7,5 раз, количество грузовых автомобилей, находящихся в эксплуатации ниже и выше указанных границ интервала, увеличилось в 20,9 и 6,4 раза, соответственно (рисунок 4). Однако по сравнению с легковыми автомобилями в динамике грузовых автотранспортных средств прослеживается преобладание количества автомобилей, находящихся в эксплуатации до 5 лет, над количеством автомобилей, находящихся в эксплуатации от 5 до 10 лет. Автобусы «старшей» возрастной группы также превалируют в возрастной структуре автопарка г. Иркутска. Так, в 2004 г. на долю автобусов, эксплуатируемых более 10 лет, приходилось 64,7 % автопарка (в 2015 г. – 66,4 %), от 5 до 10 лет – 27,4 % (в 2015 г. – 18,3 %), до 5 лет – 7,9 % (в 2015 г. – 15,3 %). По сравнению с 2004 г. количество автобусов в возрастном интервале от 5 до 10 лет в 2015 г. увеличилось в 4,3 раза, а количество автобусов, находящихся в эксплуатации ниже и выше указанных границ интервала, увеличилось в 12,7 и 6,7 раза, соответственно (рисунок 5).
Рисунок 4 – Возрастная структура грузовых автомобилей г. Иркутска Рисунок 5 – Возрастная структура автобусов г. Иркутска На долю мототранспортных средств, эксплуатируемых более 10 лет, в 2004 г. приходилось 89 % автопарка г. Иркутска (в 2015 г. – 80 %), от 5 до 10 лет – 10 % (в 2015 г. – 11 %), на долю мототранспорта, эксплуатируемого до 5 лет, – 1 % (в 2015 г. – 9 %). Таким образом, количество мототранспортных средств в возрастном интервале от 5 до 10 лет в 2015 г., по сравнению с 2004 г., увеличилось незначительно – в 2,6 раза, а количество мототранспорта, находящегося в эксплуатации ниже и выше указанных границ интервала, увеличилось в 24,0 и 2,0 раза, соответственно (рисунок 6).
Рисунок 6 – Возрастная структура мототранспорта г. Иркутска
Структура автопарка г. Иркутска имеет свою региональную специфику. В нашем регионе эксплуатируется большое количество японских и корейских автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет. Анализ марочной структуры автомобильного парка г. Иркутска свидетельствуют о том, что в 2004 г. на долю иностранных легковых автомобилей приходилось 42 % автопарка. В 2015 г. доля иностранных легковых моделей увеличилась до 80 %. Количество иностранных легковых автомобилей к 2015 г. увеличилось в 19 раз, по сравнению с 2004 г. (рисунок 7). Причем количество иностранных легковых автомобилей начало преобладать над отечественными моделями с 2007 г. В группе грузовых автомобилей преобладают отечественные автотранспортные средства на протяжении всего рассматриваемого периода. В 2004 г. на долю отечественных грузовых автомобилей приходилось 70 %, в 2015 г. доля отечественных моделей снизилась до 50 %. Однако количество иностранных грузовых автомобилей к 2015 г. увеличилось в 13 раз по сравнению с 2004 г., а количество отечественных грузовых автомобилей увеличилось в 6 раз (рисунок 8).
Рисунок 7 – Доля отечественных и иностранных легковых автотранспортных средств в структуре автопарка г. Иркутска Рисунок 8 – Доля отечественных и иностранных грузовых автотранспортных средств в структуре автопарка г. Иркутска
В группе автобусов преобладают иностранные модели, поскольку по данным ГИБДД г. Иркутска, к этой группе относят и маршрутные такси в основном корейского и японского производства (рисунок 9). Так, в 2004 г. на долю иностранных автобусов приходилось 60,7 % автомобилей, в 2015 г. доля иностранных моделей возросла на 5 %. Количество отечественных автобусов к 2015 г. увеличилось в 6 раз по сравнению с 2004 г., количество иностранных автобусов к 2015 г. увеличилось в 7 раз. В группе мототранспортных средств передвижения преобладают иностранные модели. В 2004 г. на долю иностранных моделей приходилось 58 %, в 2015 г. доля иностранных моделей увеличилась на 10 %. Количество иностранных и отечественных мототранспортных средств к 2015 г. увеличилось незначительно по сравнению с 2004 г. – в 2,7 и 1,8 раза, соответственно (рисунок 10). Таким образом, анализ видовой и возрастной структуры автотранспортного парка города Иркутска позволяет сделать следующий вывод: в результате увеличения количества автотранспортных средств, а также их неудовлетворительного технического состояния и низкого уровня обслуживания усиливается вредное воздействие выбросов автомобилей на окружающую среду и, как следствие, на здоровье населения.
Рисунок 9 – Доля отечественных и иностранных автобусов в структуре автомобильного парка г. Иркутска Рисунок 10 – Доля отечественных и иностранных мототранспортных средств передвижения в структуре автомобильного парка г. Иркутска Для улучшения экологической обстановки в городе Иркутске необходимо проведение целого комплекса мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта, в том числе проведение регулярного контроля за дымностью и токсичностью отработавших газов автомобилей, переход на автотранспортные средства с современными экономичными двигателями евростандарта, развитие улично-дорожной сети города (регулирование светофоров по принципу «зеленой волны», создание дорожных «развязок», подземных парковок), а также введение жесткого запрета на эксплуатацию автотранспортных средств более 10 лет.
Литература: 1. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» – Режим доступа: [http://www.autostat.ru. 01.04.2016]. 2. Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области за 1993-2014 гг.». – Иркутск: Изд-во: Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 1994-2015.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-35-00189.
Трофимова Анастасия Вячеславовна, менеджер, г. Иркутск
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.007 с.) |